СЛУЖПРЕСТ ВОПРОСЫ


Контрольные вопросы к экзамену

Понятие и структура служебных преступлений (группы).

Признаки служебного преступления.

Соотношение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и других преступлений, совершаемых с использованием служебного положения.

Источники уголовно-правовых норм, применяемых при квалификации служебных преступлений.

Значение актов международного права для криминализации и квалификации служебных преступлений.

Роль актов Конституционного Суда РФ и постановлений Пленума Верховного Суда РФ в квалификации преступлений.

Учет источников иных отраслей внутригосударственного права и зарубежного уголовного права при квалификации служебных преступлений.

Спорные вопросы квалификации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Понятие должностного лица как субъекта должностных преступлений. Разграничение с субъектами смежных преступлений.

Спорные вопросы квалификации превышения должностных полномочий.

Спорные вопросы квалификации присвоения полномочий должностного лица.

Спорные вопросы квалификации служебного подлога.

Коррупционные преступления в структуре служебных преступлений.

Составы коррупционных преступлений и иных правонарушений.

Спорные вопросы квалификации служебных хищений.

Спорные вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности, совершенных с использованием служебного положения.

Спорные вопросы квалификации получения взятки.

Спорные вопросы квалификации дачи взятки.

Спорные вопросы квалификации вымогательства взятки.

Спорные вопросы квалификации посредничества во взяточничестве.

Квалификация «мнимого посредничества» во взяточничестве.

Провокация взятки либо коммерческого подкупа: проблемы квалификации.

Должностные злоупотребления: проблемы квалификации.

Разграничение злоупотребления должностными полномочиями и смежных преступлений.

Нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов: проблемы квалификации.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности: проблемы квалификации.

Проблемы квалификации преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Понятие лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Спорные вопросы квалификации злоупотребления полномочиями.

Спорные вопросы квалификации злоупотребления полномочиями частными нотариусами и аудиторами.

Спорные вопросы квалификации коммерческого подкупа.

Проблемы квалификации преступлений против правосудия.

Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности: проблемы квалификации.

Незаконное освобождение от уголовной ответственности: проблемы квалификации.

Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей: проблемы квалификации.

Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта: проблемы квалификации.

Проблемы квалификации преступлений против военной службы.

Особенности статуса военнослужащего как субъекта служебных преступлений.

Понятие и структура служебных преступлений.

Признаки

Структура: в УК не систематизирован точный перечень служебных преступлений! Они разбросаны по УК в разных главах.

гл. 30 — Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (получение дача взятки, халатность, служебный подлог, злоупотребление и превышение должностными полномочиями, служебный подлог, присвоение полномочий должностного лица и т.д.)

31 – преступления против правосудия (Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, Незаконное освобождение от уголовной ответственности, Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности, Принуждение к даче показаний и т.д.).

19 – против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 – дискриминация, совершенная лицом с исп. служ. положения, ч. 2 ст. 138 – собирание и распространение сведений о частной жизни лица, соверш-ое лицом с исп-ем служ положения),

гл. 21: так называемые «служебные хищения» ч.3 ст. 159 – мошенничество, присвоение или растрата соверш-ое лицом с исп-ем служ положения,

гл. 22: служебные преступления в сфере экономической деятельности с использованием служебного положения (Регистрация незаконных сделок с землей, Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица, Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем)

Признаки

Составы преступлений, включенные в гл. 30, конструируются по типу как материальных (ст. 285, 286, п. «В» ч. 3 ст. 287, 288, 293), так и формальных (ст. 287 (кроме п. «В» ч. 3), 289, 290, 291, 292).

Родовой объект – государственная власть.

Видовой объект –нормальная деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исп, суд власти, органов МСУ, аппарата управления в Воор.Силах, других войсках и в воинских формированиях по выполнению ими задач.

Специальный S – должностные лица, государственные и муниципальные служащие не являющиеся должностными лицами, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

О сторона – действие или бездействие.

S сторона – умышленно или по неосторожности в виде прямого или косвенного умысла. С прямым или косвенным умыслом – злоупотребление должностными полномочиями, неосторожность – халатность. С данной стороны большинство этих преступлений совершаются путем активных действий виновных лиц.

Вопрос 3. Соотношение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и других преступлений, совершаемых с использованием служебного положения

Соотношение по субъекту и видовому объекту, субъективной и объективной стороне преступлений

Если субъект – лица, занимающие государственные должности РФ, субъектов РФ, то это преступления против государственной власти. Данные лица непосредственно исполняют государственную власть, поэтому совершаемые ими злоупотребления являются посягательством против государственной власти. Объект — нормальная деятельность государственных и муниципальных учреждений по осуществлению управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

Если субъект – государственные и муниципальные служащие, то это преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Объект посягательств с их стороны — интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

Так или иначе, субъект специальный. Это объединяет все должностные преступления, они совершаются изнутри системы. Должностное лицо – прим.1 ст. 285 УК РФ: лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, гос и мун учреждениях, госкорпорациях, а также в ВоорСилах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. инских формированиях Российской Федерации.

3 вида должностных лиц по характеру функций:

Представитель власти — лицо, осуществляющее законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работник государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

Орг.-расп. функции — руководство деятельностью других людей, управлении людьми, участком работы.

Адм.-хоз. функции — распоряжение и управление имуществом государственных органов или органов местного самоуправления, имуществом государственных или муниципальных учреждений, Вооруженных Сил, других войск или воинских формирований РФ.

Если лицо выполняет проф или тех обязанности, которые не относятся к организационно-расп или адм-хоз фун, оно не является S должностного преступления.

В составе преступления «Коммерческий подкуп», с одной стороны, тоже совершается подкуп (деньгами, ценными бумагами и т.д.), но эти материальные блага передаются лицу, выполняющему управленческие функции, а не организационно-расп или адм-хоз, и объект/сфера – не гос власть, интересы гос и мун службы и т.д., а экономическая сфера.

Если лицо совершает действия, не входящие в его полномочия…берет взятку за то, что не входит в его обязанности, это мошенничество.

О сторона – действие или бездействие (ст. 287 – отказ в предоставлении информации ФС РФ или СП РФ, 293 — халатность). Большинство преступлений характеризуются действием.

S сторона – виновно совершенные преступления: умышленно (прямой или косвенный умысел) или по неосторожности. Мотив: корыстная/личная заинтересованность.С прямым или косвенным умыслом – злоупотребление должностными полномочиями, неосторожность – халатность. С данной стороны большинство этих преступлений совершаются путем активных действий виновных лиц.

Вопрос 4. Источники уголовно-правовых норм, применяемых при квалификации служебных преступлений

Конституция РФ, УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, КоАП, Постановления Пленума ВС РФ.

Вопрос 5. Значение актов международного права для криминализации и квалификации служебных преступлений

Правовое регулирование квалификации должностных преступлений в России осуществляется на основе: Конвенции ООН против коррупции, Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Последняя Конвенция направлена на содействие развитию международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией при заключении коммерческих договоров между представителями разных государств. При этом ее смысл заключается не только в том, чтобы выявлять и привлекать к ответственности граждан своих государств за коррупционное поведение в отношении чиновников-иностранцев, но и принимать предусмотренные законом меры на своей территории в отношении зарубежных чиновников, берущих взятки. Благодаря данной Конвенции в УК РФ было имплементировано понятие «иностранное должностное лицо» лицо, занимающее назначаемую или выборную должность в органе законодательной, исполнительной или судебной власти иностранного государства, любое лицо, отправляющее государственные функции для иностранного государства, в т.ч. и для государственного органа, предприятия или учреждения, а также любое должностное лицо или представителя международной организации. В соотв. с данной Конвенцией была установлена административная ответственность за подкуп — незаконное вознаграждение от имени юридического лица. На сегодняшний день в российской юридической практике применения названной нормы наиболее известен пример привлечения к административной ответственности отечественной корпорации «ГРИНН» в виде штрафа, размер которого в полтора раза превышает сумму переданных денег, — 60 млн руб. В КоАП закреплено лицо, совершившее административное правонарушение за пределами РФ, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

ФЗ «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» коррупционными и уголовно наказуемыми следующие деяния, предусмотренные:

- статьей 15 Конвенции (подкуп национальных публичных должностных лиц), под которым следует понимать дачу и получение взятки государственными служащими;

- пунктом 1 ст. 16 Конвенции (совершение этих же деяний должностными лицами международных организаций) — ч. 5 примечания к ст. 285 УК РФ;

- пунктом 1 ст. 23 Конвенции (отмывание доходов от преступлений) — Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем или приобретенных в результате совершения преступления;

- статьей 27 Конвенции (приготовление к коррупционному или иному — на усмотрение государства — преступлению, покушение на преступление и соучастие в нем в качестве сообщника, пособника или подстрекателя) — ст. 30, 33 УК РФ.

Современная антикоррупционная стратегия России должна в полной мере учитывать все взятые на себя международные обязательства в области противодействия коррупции. Но если заключить о роли международных актов на криминализацию и квалификацию преступлений в России, то необходимо отметить, что все вышеперечисленные документы носят «рамочный» характер, т.е. они задают только общий вектор развития антикоррупционного законодательства, без применения конкретных инструментов и механизмов в конкретной ситуации и конкретной стране. Конечно же это связано, прежде всего, с тем, что в каждой стране особенности правовых систем (где то англосаксонская система права, где то континентальная (Россия)) и особенности сложившейся практики квалификации служебных преступлений.

Вопрос 6. Роль актов Конституционного Суда РФ и постановлений Пленума Верховного Суда РФ в квалификации преступлений

Конституционный Суд Российской Федерации занимает положение одного из лидирующих субъектов судебной политики как по своему статусу, так и по интенсивности работы.

Функции КС РФ:

1) признает законы и подзаконные правовые акты противоречащими конституции;

2) выявляет содержание конституционного регулирования и конституционно-правовой смысл национальных правовых актов, формулирует специфические указания для субъектов правотворчества и ориентирует будущее развитие всей правовой системы в обозначенном направлении.

С этой позиции, основной целью деятельности Конституционного Суда Российской Федерации является обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации. Ее положения в части регулирования ответственности за служебные преступления соответствуют требованиям Конвенции ООН «против коррупции», Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию», Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития «по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок». Важное значение имеет конституционное положение о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров перед нормами внутригосударственными. Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации фактически играет роль основного гаранта единства российской правовой системы.

По вопросу роли постановлений Пленума Верховного Суда РФ в механизме правового регулирования должностных преступлений существует широкий спектр различных точек зрения. Одни авторы полагают, что эти акты должны признаваться источниками. Другие ученые, и их большинство, склоняются к тому, что высшие судебные органы не могут устанавливать новые нормы права, а правомочны лишь толковать действующие нормативные акты. Поэтому постановления судебных пленумов при всей их важности для правоприменительной практики нельзя относить к источникам права.

Правоположения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, не могут выступать в качестве первичного источника права. Это всегда вторичные правовые нормы, но это не исключает возможности ссылки на постановления Пленума или Президиума Верховного Суда РФ при решении вопросов квалификации тех или иных должностных преступлений.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ играют весомую роль в обеспечении правильного и единообразного применения уголовного законодательства при квалификации служебных преступлений, в силу их обязательности и научной обоснованности (постановления принимаются наиболее квалифицированными судьями России, назначенными Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации).

Вопрос 8. Спорные вопросы квалификации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Объект: общественные отношения в сфере обеспечения законной деятельности государственного аппарата управления и органов местного самоуправления.

Объективная сторона: выражается, как правило, в действиях. Но есть составы и с бездействием (злоупотребление должностными полномочиями, отказ в предоставлении информации Федеральному собранию РФ или Счетной Палате РФ, халатность).

Ряд преступлений имеет материальный состав (285, 2851, 2852 УК), но есть и с формальным составом (получение взятки, незаконное участие в предпринимательской деятельности, отказ в предоставлении информации Федеральному собранию РФ или Счетной Палате РФ и др.).

Субъективная сторона: большинство преступлений характеризуется умышленной виной, и лишь состав халатности характеризуется неосторожностью. В составах получения взятки или незаконная выдача паспорта гражданина РФ содержаться конструктивный признак как мотив (корыстная или иная личная заинтересованность).

Субъект: должностное лицо. В составах служебного подлога или присвоение полномочий должностного лица могут выступать государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, которые не являются должностными лицами. При даче взятки – общий субъект (лицо достигшее 16 лет и вменяемое).

Таким образом, преступления Гл. 30 УК объединяют следующие признаки:

Наличие единого субъекта;

Специальный субъект;

Осуществление посягательства благодаря должностным полномочиям.

В зависимости от субъекта преступления Гл. 30 УК можно классифицировать на совершаемые:



Только должностными лицами (злоупотребления и превышения должностных полномочий, халатность, получение взятки, незаконное участие в предпринимательской деятельности, отказ в предоставлении информации федеральному собранию РФ или Счетной палате РФ);

Государственными служащими и служащими муниципальных органов (служебный подлог и незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации);

Служащими государственных и муниципальных органов (присвоение полномочий должностного лица и неисполнение сотрудником органов внутренних дел приказа);

Общий субъект (дача взятки и посредничество во взяточничестве).

Вопрос 9. Понятие должностного лица как субъекта должностных преступлений. Разграничение с субъектами смежных преступлений

Должностными лицами признаются:

а) лица, осуществляющие функции представителя власти;

б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ;

в) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в тех же местах.

Представителем власти признается: лица, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, работники правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации. К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации).

Федеральный государственный служащий: гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации: гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В ст. 285 УК РФ указано, что Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относятся к числу должностных лиц. Несмотря на то что государственные служащие и служащие органов местного самоуправления находятся соответственно на государственной и муниципальной службе, они не обладают властными полномочиями. Функциональными обязанностями государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не являющихся должностными лицами, наделен, как правило, рядовой административный персонал государственных и муниципальных органов власти. Данные субъекты обеспечивают исполнение властных полномочий вышестоящих лиц, являющихся должностными. Например, они имеют доступ к официальным документам, бланкам, печатям и т.п. Государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не являющихся должностными лицами, следует отличать от технического персонала государственных и муниципальных органов власти. Последние не состоят на государственной или муниципальной службе, в связи с чем, ни при каких обстоятельствах не могут признаваться субъектами должностных преступлений.

Вопрос 10. Спорные вопросы квалификации превышения должностных полномочий

В отличие от ст. 285 УК ответственность за превышение должностных полномочий наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Превышение выражается в действиях, которые:

- относятся к полномочиям другого должностного лица;

- могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе;

- совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

- никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинение вреда их здоровью.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах.

При рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт). Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства — понятие оценочное.

Под применением насилия следует понимать нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство лица дополнительно квалифицируются по ст. ст. 111 или 105 УК. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по ст. 119 УК не требуется.

В случаях, когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае, когда причиняется смерть потерпевшему, но указанный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное охватывается соответственно ст. ст. 108 или 114 УК и дополнительной квалификации по ст. 286 УК не требуется.

Вопрос 11. Спорные вопросы квалификации присвоения полномочий должностного лица

Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. 292 или ст. 327 УК. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления. Состав имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должен нести ответственность за мошенничество.

Вопрос 12. Спорные вопросы квалификации служебного подлога

Предметом преступления является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей (листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля).

Под внесением в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих действительное содержание указанных документов, необходимо понимать отражение и (или) заверение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих официальных документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа.

Субъекты: наделенные полномочиями на удостоверение указанных фактов должностные лица либо государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

Если должностное лицо в связи с исполнением своих служебных обязанностей внесло в официальные документы заведомо ложные сведения либо исправления, искажающие их действительное содержание, содеянное должно быть квалифицировано как служебный подлог. Если же им, наряду с совершением действий, влекущих уголовную ответственность по статье 285 УК РФ, совершается служебный подлог, то содеянное подлежит квалификации по совокупности.

Вопрос 13. Коррупционные преступления в структуре служебных преступлений

Коррупционное преступление — понятие собирательное, поэтому единого характерного признака для всех его составляющих (места, времени, способа, орудия и средств совершения) не имеет. Поэтому можно говорить лишь о конкретном преступлении коррупционной направленности.

ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимает злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц, а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Официально Перечень преступлений коррупционной направленности был утвержден указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ. Данный документ определил, в частности, следующие критерии, на основании которых противоправные деяния надлежит относить к преступлениям коррупционной направленности:

- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации;

- связь деяния со служебным положением субъекта;

- обязательное наличие у субъекта корыстного мотива;

- совершение преступления только с прямым умыслом.

Классификации:

В зависимости от конструкции состава: преступления с материальным составом (злоупотребление должностными полномочиями) и формальным (дача и получение взятки).

В зависимости от статуса субъекта: публичные (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки; служебный подлог; подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика. Частные: подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; злоупотребление полномочиями; злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами; превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб; коммерческий подкуп; провокация коммерческого подкупа в целях шантажа.

В зависимости от основного объекта посягательства рассматриваемые преступления подразделяют на несколько видов:

посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность государственных органов и учреждений;

посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность правоприменительных органов;

посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законные интересы в сфере управления организациями и учреждениями;

посягающие на общественные отношения, обеспечивающие беспристрастное управление деятельностью коммерческих организаций.

Коррупционное преступление — это незаконное получение преимуществ государственным или муниципальным служащим либо предоставление последним таких преимуществ.

Вопрос 14. Составы коррупционных преступлений и правонарушений

При анализе коррупции следует иметь в виду, что она не всегда является уголовно-правовым явлением. В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных.

Дисциплинарные коррупционные проступки обычно проявляются в таком использовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за совершение которого предусмотрено дисциплинарное взыскание (ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» незаконное участие в управлении коммерческой организацией или незаконное участие в предпринимательской деятельности может повлечь выговор, замечание, предупреждение о неполном должностном соответствии).

К гражданско-правовым коррупционным деяниям относятся: принятие подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с использованием ими служебных обязанностей при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях не превышает 3 тыс. рублей. К гражданско-правовой ответственности привлекаются отдельные категории гражданских служащих за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа. Кроме того, возможно привлечение к гражданско-правовой ответственности за разглашение сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей.

К административным коррупционным проступкам могут быть отнесены такие деяния должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иных лиц, как подкуп избирателей, участников референдума; использование незаконной материальной поддержки кандидатом; незаконное вознаграждение от имени юридического лица, использование служебной информации на рынке ценных бумаг, нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов и т.д. В соотв. со ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Преступлениями коррупционного характера являются предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении государственным, муниципальным служащим либо служащим коммерческой или иной организации каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ.

К преступлениям коррупционного характера относятся в первую очередь предусмотренные уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные с подкупом коррупционеров:

воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом;

подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;

коммерческий подкуп;

получение взятки;

дача взятки;

провокация взятки либо коммерческого подкупа;

подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществения им неправильного перевода.

Вопрос 15. Спорные вопросы квалификации служебных хищений

Квалифицирующий признак «совершение преступления с использованием лицом своего служебного положения» используется в статьях УК РФ, предусматривающих ответственность за мошенничество и присвоение или растрату. Хищение, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, необходимо отличать от злоупотребления полномочиями, которое было совершено по корыстным мотивам, причинило имущественный ущерб, но не было связано с безвозмездным изъятием и обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц. Такие действия следует квалифицировать по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за должностные преступления. Совершение хищения в форме мошенничества, присвоения или растраты рядовыми работниками, которые получили доступ к имуществу либо которым имущество было вверено не в связи с занимаемой должностью, а для выполнения производственных функций, не должно квалифицироваться как хищение, совершенное с использованием лицом своего служебного положения. В этом случае действия указанных работников квалифицируются как мошенничество, присвоение или растрата.

Мошенничество с использованием лицом служебного положения имеет место в тех случаях, когда завладение имуществом происходит путем отдачи должностным лицом незаконных распоряжений либо путем использования подложных документов. На практике такое мошенничество может принимать различные формы: дача распоряжений о выдаче имущества; завышение объема выполненных работ с последующим получением выплат за невыполненные работы; незаконное получение лицом денежных средств в качестве премий, надбавок к зарплате, пенсий, пособий и других выплат; незаконное назначение и выплата денежных средств иным лицам, не имеющим права на их получение и т.д.

Так же как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, следует квалифицировать случаи получения должностным лицом денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение.

В отличие от мошенничества, совершаемого лицом с использованием своего служебного положения, при присвоении или растрате лицо использует свои властные полномочия, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции для завладения вверенным ему имуществом. Если при совершении мошенничества имущество находится в ведении должностного лица и оно может им распоряжаться через подчиненных материально ответственных лиц, то при присвоении и растрате имущество вверено лицу.

Разграничение мошенничества, присвоения и растраты также следует проводить и по моменту возникновения умысла на хищение: если умысел возник в процессе правомерного владения имуществом, должно квалифицироваться как присвоение или растрата. Если же умысел возник до получения имущества в правомерное владение, то квалифицироваться будет как мошенничество.

Вопрос 16. Преступления в сфере экономической деятельности с использованием служебного положения: проблемы квалификации

Вопрос 17-18. Спорные вопросы квалификации получения и дачи взятки

В статье 290 УК установлена ответственность за получение взятки: а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию), в) за общее покровительство или попустительство по службе, г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

Под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции.

Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. При этом получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по статье 290 УК РФ. В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий (бездействию) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий).

Судам следует иметь в виду, что при получении взятки за общее покровительство или попустительство по службе конкретные действия (бездействие), за которые она получена, на момент ее принятия не оговариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осознаются ими как вероятные, возможные в будущем.

Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

Под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых должностное лицо получило взятку, следует понимать действия (бездействие), которые: совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (фальсификация доказательств по уголовному делу, неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности).

Не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

Предметом взяточничества, наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств.

Преступления считаются оконченными с момента получения должностным лицом хотя бы части предмета взятки, не зависимо от того, имело ли должностное лицо возможность реально распорядится или пользоваться полученными благами. В тех случаях, когда предметом взятки является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица действий, непосредственно направленных на приобретение им имущественных выгод.

Если взятку намеревались передать в крупном или особо крупном размере, однако фактически принятая взятка не образовала крупного размера, то содеянное квалифицируется как оконченное получение или дача взятки в крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер.

Если должностное лицо отказалось принять взятку, то действия лица, непосредственно направленные на ее передачу, подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. Если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу либо получение взятки.

Получение или дача взятки, в том числе через посредника, если указанные действия осуществлялись в условиях ОРМ, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом.

Взятку или предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления путем принятия каждым из членов группы части взятки за совершение каждым из них действий (бездействие) по службе в пользу передавшего. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц, входящим в предварительный сговор. При квалификации действий указанных лиц не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы, а также то, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц.



Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, участвующих в получении взятки группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются как посредничество во взяточничестве. Если взятка получалась организованной группой, то действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке и совершении этих преступлений, независимо от выполняемых функций, подлежат квалификации по соответствующей части статьи 290 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ. Преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения любым членом организованной группы.

Вопрос 19. Спорные вопросы квалификации вымогательства взятки

Под вымогательством взятки следует понимать не только требование должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.

Для квалификации содеянного не имеет значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.

Если в процессе вымогательства взятки должностное лицо совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть дополнительно квалифицировано по статье 285, 286 УК РФ.

Как вымогательство взятки следует квалифицировать получение взятки и в том случае, когда вымогательство с согласия или по указанию должностного лица осуществлялось другим лицом, не являющимся получателем взятки. Действия последнего при наличии оснований должны оцениваться как посредничество во взяточничестве Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы.

Вопрос 20. Спорные вопросы квалификации посредничества во взяточничестве

Объективная сторона: 1) непосредственной передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (взяткополучателю) по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. УК значительным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 25 тыс. руб. Таким образом, сумма предмета взятки отнесена законодателем к числу составообразующих признаков. Иными словами, согласно действующей редакции комментируемой статьи состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать, если сумма предмета взятки не выходит за пределы 25 тыс. руб.

Состав преступления является формальным. Посредничество во взяточничестве является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей.

В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, передающего предмет взятки, следует расценивать как покушение на совершение преступления. Такая же правовая оценка должна быть дана и действиям посредника, если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от его воли.

Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) либо лицом с использованием своего служебного положения. Следует отметить, что субъект должен осознавать, что передает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация посредничества во взяточничестве по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 комментируемой статьи.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: