Шпоры по экономики_2

РОЛЬ ЦЕНТРОБАНКА РОССИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА.

Центральный банк — основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 75 до 90 % денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10 % — банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распространенными из них являются: 1. изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки центрального банка (учетная, или дисконтная, политика); 2. изменение норм обязательных резервов; 3. операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг; 4. регламентация экономических нормативов для банков (соотношение между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др. ). Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом. Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся: 1. прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки); 2. регламентация условий выдачи конкретных видов, в частности, установление маржи, т. е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др. Ведущим методом регулирования является учетная политика. Повышая или понижая официальную учетную ставку, Центральный Банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕМЛИ. РЫНОК ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее, земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения. Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также от местонахождения участков земли подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но продуктивность земли может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородияпочвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу. В-третьих, хозяйственная деятельность на земле порождает два типа монополии на землю: монополию на землю как объект хозяйствования и монополию на землю как объект собственности. Первый вид монополии обеспечивает абсолютное право распоряжения землей и хозяйственного ее использования. Второй вид монополии связан с исключительным правом владения землей ее собственником. В первом случае речь идет о том, что человек, взявший земельный участок в аренду, не ограничен в правах и возможностях хозяйствования на ней. Он может заняться любым видом сельскохозяйственной деятельности, преследуя цель — получение наилучшего результата от своей хозяйственной деятельности. Это открывает ему путь к получению дополнительного дохода. Вторая форма монополии обеспечивает получение ренты за любую отдаваемую в аренду землю. В-четвертых, предложение земли и других природных ресурсов является строго фиксированным, что делает ее предложение абсолютно неэластичным. Однако с развитием научно-технического и социально-экономического прогресса предложение земли, равно как и других природных ресурсов, фиксировано относительно, ибо постоянно происходит их выбытие или вовлечение в хозяйственный оборот. Поэтому график предложения земли относительно условен. В этой связи сомнительно утверждение, что рента не выполняет никакой побудительной функции для предложения земли, так как высокие рентные платежи не могут не стимулировать передачу земли в аренду ее собственниками. Наконец, в-пятых, если признается абсолютная неэластичность предложения земли, то спрос на землю выступает определяющим фактором формирования ренты.В рыночной экономике земля — это важнейший ресурс и фактор производства, объект купли-продажи. Ее полезность определяется плодородием, наличием в недрах ценных полезных ископаемых и пригодностью для построек производственного и непроизводственного назначения.Спрос и предложение на рынке природных ресурсов зависят от нескольких факторов. Динамика спроса основана на действии закона убывающей отдачи: предельная производительность (предельный доход) каждой дополнительной единицы площади земли постепенно уменьшается. Это означает, что с расширением количества используемых участков земли ее уникальность как фактора производства исчезает.

Спрос на земельный ресурс в данном случае определяется следующими условиями: 1)спросом на сельскохозяйственный продукт; 2)уровнем дохода населения; 3)общей численностью населения. С ростом населения и его плотности спрос на землю увеличивается;

4)качеством ресурса. Плодородный чернозем более пригоден для сельскохозяйственных работ, поэтому спрос на него высок; 5)месторасположением. Участки земли на территориях с мягким климатом очень ценятся и, как правило, стоят дорого.

ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.

Мировые товарно-денежные отношения, а также в отдельной стране требуют определенного качества денег для обращения. Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.

Такой закон был открыт К. Марксом. Он устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый данный момент для обращения, можно определить по формуле: где:

Д — количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

Ц — сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В — сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П — сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, сроки платежей по которым наступили;

ВП — сумма взаимопогашенных платежей ;

С.о. — скорость оборота денежной единицы.

Скорость обращения денег определяется числом  оборотов денежной единицы за известный период.

Количество денег потребное для выполнения функции денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

- количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

- уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);

- скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше обьем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда , тем ниже стоимость товаров и услуг и цены.

БЕЗРАБОТИЦА СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ

Выделяют три основные причины безработицы:

1.потеря работы (увольнение);2.добровольный уход с работы;3.первое появление на рынке труда.Различают три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.Фрикционная безработица (от слова «фрикция» — трение) связана с поиском работы. Очевидно, что поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра. К фрикционным безработным относятся:

1.уволенные с работы по приказу администрации;

2.уволившиеся по собственному желанию; 3.ожидающие восстановления на прежней работе; 4.нашедшие работу, но еще не приступившие к ней; 5.сезонные рабочие (не в сезон); 6.люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации. Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет_себя_выполнять). Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы: uфрикц = Uфрикц/L*100%. Структурная безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, которые связаны а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей и б) с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс. Структура спроса постоянно меняется. Спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, что ведет к росту спроса на рабочую силу, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнениям рабочих и росту безработицы. Со временем меняется и отраслевая структура производства: одни отрасли устаревают и исчезают, такие как производство паровозов, карет, керосиновых ламп и черно-белых телевизоров, а появляются другие как, например, производство персональных компьютеров, видеомагнитофонов, пейджеров и мобильных телефонов. Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, коммивояжера, но появились профессии программиста, имиджмейкера, диск-жокея, дизайнера.

Последствия безработицыНаличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.Неэкономические последствия безработицы — это психологические и социальные и политические последствия потери работы.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций: социальной, оборонной, правоохранительной и др. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, роль, назначение, внутреннее содержание. Функции налога неразрывно взаимоувязаны и взаимозависимы. Три_функции_налогов:1.регулирующая; 2.фискальная;  3.контрольная. С помощью фискальной функции образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства. Считается основной функцией.Другая функция налога как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Проявляется на практике в виде льгот и санкций. Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.А.Смит считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов, выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.В настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения: 1.Принцип справедливости;Согласно этому принципу, каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.2.Принцип_соразмерности; Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны. 3.Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков; В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для_налогоплательщика. Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика – обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, — а также простота исчисления и уплаты_налога. 4.Принцип экономичности (эффективности). Этот принцип утверждает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.

РЫНОК ТРУДА И ЕГО СПЕЦИФИКА. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА. Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.Как экономическая категория, занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих познаний занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда.По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие_группы:1.Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью;2.Военнослужащие; 3.Учащиеся с отрывом от производства. По поводу вовлечения в трудовую деятельность_занятых_вэкономике: 1.Наемныеработники; 2.Работодатели; 3.Самозанятые. В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шест групп занятого населения: 1.Наемные_работники; 2.Работодатели;

3.Лица_работающие_за_свой_счет; 4.Члены_производственных_кооперативов;5.Помогающие_члены_семьи;

6.Работники, не классифицируемые по статусу.Достижение полной и эффективной занятости является одной из ключевых задач социально – экономической политики государства, важнейшей проблемой экономической_науки.

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ

Компенсационными называются выплаты, которые имеют целью возместить (компенсировать) работнику расходы, связанные или с выполнением им трудовых обязанностей, или с переездом при переводе и приеме на работу в другую местность. Эти выплаты производятся также при командировках, направлении на работу после окончания соответствующих профессиональных учебных заведений, использовании работником принадлежащих ему инструментов, транспортных средств и иного имущества при выполнении трудовых обязанностей. Компенсационные выплаты в ряде случаев производятся в сочетании с гарантийными выплатами. Не случайно наименование раздела VII ТК РФ и главы 24 обозначены соответственно: «Гарантии и компенсации» и «Гарантии и компенсации при командировках и переезде на работу в другую местность». Рассмотрим отдельные виды компенсационных выплат. Компенсации при командировках. Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Командировкой не являются поездки по служебным делам (вне места постоянного жительства и работы) тех работников, трудовые обязанности которых связаны с постоянными разъездами, например машинистов, водителей автобусов дальнего следования, кондукторов, проводников. В заработную плату таких работников заранее включены компенсации за расходы в пути. В течение всего времени командировки за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок. Кроме того, им выплачиваются суточные за время нахождения в командировке и возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения. Суточные выплачиваются за каждый день командировки, включая выходные и праздничные дни, день отъезда и день приезда. Если работник имеет возможность вернуться в тот же день к месту постоянного жительства, суточные за время командировки не полагаются. Срок пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне убытия в место командировки и дне выбытия из места командировки. В случае если работник командирован в разные населенные пункты, отметки о дне прибытия и дне убытия делаются в каждом пункте и заверяются печатью предприятия. Администрация своим приказом назначает лицо, ответственное за ведение журналов регистрации работников, прибывающих в командировку и выезжающих в командировку, а также производство отметок в командировочных удостоверениях. Командировочные удостоверения при однодневных командировках не выдаются. Работнику возмещаются расходы по проезду к месту командировки и обратно в размере стоимости проезда воздушным, водным, железнодорожным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси), включая страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по предварительной продаже билетов, расходы за пользование постельными принадлежностями, а также оплату стоимости проезда к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта.

СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ.

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами: 1.монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; 2.структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой; 3.внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса. Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:

1. Монетарные факторы: А)неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства; Б)финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке). 2. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.

3. Милитаризированность экономики. Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.

УСЛОВИЯМИ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОМУ ХОЗЯЙСТВУ В РОССИИ: 1.формирование рыночной инфраструктуры, то есть учреждений, обслуживающих рынок (банков, биржи т.д.); 2.демонополизация экономики через сокращение государственной монополии, снятие ограничений на предпринимательство; 3.перестройка структуры экономики и развитие тех отраслей, продукция, которой, дефицитна; 4.макроэкономическая финансовая стабилизация — проведение жесткой денежно-кредитной политики; 5. переход к адресной системе социальной помощи, чтобы помочь найти работу тем, кто в состоянии работать, а содержать за счет государство только нетрудоспособных.

Переход заключается в: Основное содержание экономической реформы составляет либерализация экономики, то есть снятие государственного контроля с хозяйственной деятельности людей, замена директивного планирования рыночной свободой, где все показатели развития производства рождаются через взаимодействие спроса и предложения. Для этого необходимо самое главное изменение в производственных отношениях – формы собственности. Поэтому главным путем либерализации экономики является приватизация государственной собственности путем передачи или продажи ее частным лицам. Далее в содержание экономической реформы входит создание перечисленных выше условий перехода к рынку (формирование рыночной инфраструктуры, демонополизация экономики, макроэкономическая финансовая стабилизация и переход к адресной системе социальной помощи). Практическое осуществление либерализации экономики реализуется путем развития предпринимательского слоя и таким образом создания конкурентной среды и возможностей для функционирования автоматического способа распределения ресурсов, рождения мотивации экономических субъектов к деятельности. Все это должно сопровождаться структурной перестройкой экономики: развитием сферы услуг, торговли, освоением новых производств на основе кооперации с иностранными партнерами, ликвидацией убыточных производств.



МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ. В качестве основных условий интегрирования российской экономики в мировое хозяйство можно выделить: укрепление экономики; изменение структуры хозяйства и развитие инвестиционного процесса.В качестве основных предпосылок интеграции российской экономики в мировое хозяйство принято выделять: открытость экономики; сырьевые ресурсы; научный потенциал; наличие и качество трудовых ресурсов; конкурентоспособность экономики; завоевание позиций на мировом рынке; превращение национальной валюты в свободно конвертируемую.Основное представление об уровне участия России и её месте в мировом хозяйстве даёт её международная торговля. Основными элементами внешней торговли России выступают экспорт и импорт. В качестве основных форм внешнеторговых отношений можно выделить:1.внешнеторговые отношения с бывшими союзными республиками; 2.торгово-экономическое сотрудничество с европейскими_странами; 3.торгово-экономическое сотрудничество со странами Востока; 4.сотрудничество с международными организациями, регулирующими_мировые  товарные потоки.Государственное регулирование внешней торговли осуществляется в рамках её внешнеторговой политики. В качестве основной цели внешнеторговой политики России можно определить обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки.В качестве основных форм её реализации принято вделять:1.отказ от ограничений во внешней торговле;2.переход к экономическим методам государственного регулирования; 3.поддержка национального экспорта;4.сближение внутренних и мировых цен;5.изменение структуры внешней торговли в сторону повышения_доли_в_экспорте  наукоёмких отраслей; 6.повышение конкурентоспособности на мировом рынке.Международная трудовая миграция выступает в качестве формы международного движения трудовых ресурсов. В качестве основных особенностей международной трудовой миграции_целесообразно_выделить: 1.расширение масштабов участия России в международной трудовой_миграции; 2.привлечение иностранных работников на российские предприятия; 3.наличие положительных и отрицательных последствий международной_трудо_вой_миграции;  4.необходимость регулирования миграционных потоков.Интеграция России в мировое хозяйство происходит и в форме усиления международного движения капитала. Основу международного движения капитала в России составляют: иностранные инвестиции и российские инвестиции_за_рубеж. В качестве особенностей международного движения капитала в России можно выделить_следующее: 1.рост иностранных капиталовложений в экономику России; 2.иностранный капитал как в государственной, так и в частной форме; 3.иностранные государственные инвестиции в форме займов,_кредитов,_техниче ской помощи;  4.инвестиции правительственных международных организаций; 5.частные иностранные инвестиции в прямой и портфельной_форме; 6.стимулирование иностранных инвестиций в Россию.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА КАК МАТЕРИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕННАЯ СТОРОНА ПРОИЗВОДСТВА.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА — совокупность средств производства и людей, наделенных необходимыми знаниями и опытом, чтобы привести их в движение в целях производства всего необходимого для жизнедеятельности человека. Составными частями П. с. о. являются также наука в организационный элемент — разделение и кооперация труда. П. с. о. являются одной из сторон общественного способа производства и находятся в прямой зависимости от уровня экономической свободы в обществе.

ПОНЯТИЕ «МАКРОРЫНКА». МОДЕЛИ ПРОСТОГО И РАСШИРЕННОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО (МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО) КРУГОВОРОТА.

В макроэкономике к двум традиционным «героям» рыночной экономики — покупателю и продавцу — присоединяются еще два новых: «государство» и «заграница» (здесь они выступают как непосредственно фиксируемые субъекты, тогда как в микроэкономике их участие и влияние выделить очень сложно). Удвоение числа субъектов и возникающие отсюда специфические проблемы усложняют макроэкономический анализ. Поскольку макроэкономика есть система четырех главных рынков (товаров, труда, денег и ценных бумаг), то макроэкономический анализ осуществляется в два этапа: сначала выясняется специфика механизма функционирования каждого рынка в отдельности, а затем все эти рынки балансируются в рамках единого макрорынка.

МИРОВОЙ РЫНОК И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ. В настоящее время проблема интеграции России в мировую экономику является одной из наиболее важных и актуальных проблем. Это обусловлено тенденцией укрепления позиций российских производителей на мировых рынках, продолжающимся экономическим ростом и, конечно же, предстоящим вступлением России в ВТО. Однако, в связи с вступлением России в ВТО возникает целый ряд проблем экономического характера, которые до сих пор не решены государством. И здесь на первый план выходит проблема конкурентоспособности Российских предприятий и создания благоприятной конкурентной среды внутри страны. На сегодняшний день во Всемирной торговой организации состоят около 150 государств и около 95 % мирового торгового оборота осуществляется посредством ВТО. Таким образом, на сегодняшний день Россия является единственной крупной страной, не состоящей в ВТО. В процессе переговоров на высшем уровне по проблеме присоединения возникает масса вопросов и противоречий, которые требуют конструктивного и главное быстрого решения. Основным вопросом, требующим немедленного решения, является проблема определения уровня доступности внутреннего рынка для иностранных компаний, а именно: каким образом избежать потерь при встречном открытии отечественных рынков иностранным конкурентам. Предлагаемая ВТО политика свободного доступа на российский рынок чрезвычайно невыгодна для российских производителей. Это связано с тем, что иностранные производители в своем большинстве имеют серьезные преимущества перед отечественными производителями. Прежде всего, это связано со свободным доступом к финансовым ресурсам иностранных компаний, в то время как российская финансово-кредитная система сильно отстает от западных аналогов и до сих пор не в состоянии создать механизм эффективного обеспечения и свободного доступа российских фирм к необходимым для повышения конкурентоспособности финансовым ресурсам.

Более того,  присоединение России к ВТО не даст существенного увеличения отечественного экспорта, поскольку ВТО стимулирует, прежде всего, торговлю наукоемкими товарами и готовой продукцией, тогда как основой экспорта России пока что является сырье и топливо, которое и так допускается на внешние рынки практически без ограничений. Совсем иначе выглядит перспектива импорта зарубежных товаров в Россию. Расширенный допуск иностранной продукции приведет к чрезвычайному обострению конкуренции, к чему отечественный рынок пока  не готов. По статистике к работе по нормам и правилам ВТО готовы менее 10 % российских организаций.   Одним из основных преимуществ присоединения к ВТО автор считает приведение российской законодательной базы к общемировым стандартам, что без сомнения позволит продолжить создание цивилизованного рынка, снизит криминогенную ситуацию в экономике, снизит уровень рисков, что в совокупности приведет к оздоровлению ситуации по стране в целом. Субъекты хозяйствования смогут более уверенно действовать на рынке, вкладывать средства в различные проекты, соответственно произойдет значительный подъем активности на внутреннем рынке.Надо отметить, что при всех отрицательных моментах внедрения иностранной продукции на российский рынок существуют и положительные моменты. Основная часть поставляемых в Россию товаров – наукоемкая продукция, которую российский предприниматель в силу изношенности производственных фондов, нехватки денежных средств, недостаточной квалификации персонала производить не в состоянии. Для российского предпринимателя иностранная продукция служит неким «образцом для подражания», тем к чему надо стремиться в качественном отношении.

ПРОИЗВОДСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПО СОЗДАНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ. Произво́дство:

В экономическом смысле — процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования и развития. Один из возможных видов деятельности организации или физического лица, направленный на создание конечного продукта или услуги. Структурированная комбинация факторов производства с целью достижения конечного продукта или услуги. Производственное предприятие также называют «производством». Современное общественное производство включает в себя не только материальное производство, но также и нематериальную сферу — производство нематериальных благ и услуг (новые научные открытия, технические изобретения, народное образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, спорт и др.). Развитие нематериального производства и сферы услуг в решающей степени зависит от производства материальных благ — его технической оснащённости и величины выработки.

СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ.

Состоявшийся в феврале 1986 г. очередной XXVII съезд КПСС расширил содержание концепции ускорения, распространив ее на общественные отношения. С этого момента в качестве главных были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом, беззаконием. За короткое время был «омоложен» верхний эшелон руководства. Один за другим были отстранены наиболее консервативные члены партийной верхушки. Н. И. Рыжков сменил престарелого Н. А. Тихонова на посту премьер-министра, Н. В. Талызин стал вместо Н. К. Байбакова председателем Госплана СССР. Секретарь ЦК КПСС Б. Н. Ельцин возглавил Московский горком КПСС и вскоре стал кандидатом в члены Политбюро. Чистка коснулась также среднего и нижнего звена партноменклатуры. К началу 1987 г. было заменено 70 % членов Политбюро, 60 % секретарей обкомов, 40 % членов ЦК КПСС. Реальным результатом полуторагодичного осуществления программы ускорения стало лишь углубление кризиса, перевод его в открытую форму. Неудачи первого этапа «перестройки» заставили новое руководство искать иные пути продвижения вперед, поставили на повестку дня вопрос о комплексной экономической реформе, и прежде всего о движении в сторону рыночной экономики. Летом 1987 г. правительство Н. И. Рыжкова представило на утверждение июньскому Пленуму ЦК КПСС план реформ, разработанных с учетом опыта хозяйственной реформы 1965 г. Это была программа осторожных рыночных преобразований, программа перехода к «социалистическому рынку». Попытка ее реализации с июня 1987 по декабрь 1991 г. составила содержание второго (и последнего) этапа экономической реформы М. С. Горбачева. К этому времени стало очевидным, что без преодоления тотального огосударствления экономики невозможно пробудить инициативу людей. Основными компонентами новой экономической стратегии стали: расширение самостоятельности социалистических предприятий, перевод их на полный хозрасчет, самофинансирование и частичное самоуправление; развитие индивидуальной и кооперативной форм собственности; привлечение иностранного капитала в форме совместных предприятий. При этом реформы по-прежнему ориентировались на устранение «отдельных недостатков» существующей системы при сохранении социалистической собственности и старых институтов государственного управления (планирование, снабжение.) В июне 1987 г. был принят закон о государственном предприятии, который мыслился в качестве «несущей конструкции» новой хозяйственной системы. Новый закон существенно расширял права предприятий, включая право самостоятельного выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнерами. Сам по себе выбор предприятия как исходной точки реформирования был верным, но для реального изменения положения предприятия требовались изменения на всех уровнях экономики. В конечном итоге с принятием нового закона сложилась парадоксальная ситуация: директора госпредприятий освободились от контроля со стороны госчиновников, но не попали под контроль еще не сформировавшегося рынка. Свобода без рыночной дисциплины обернулась активизацией потребительской деятельности предприятий в ущерб инвестиционной. Неопределенность и временность положения директорского корпуса толкали руководителей на проедание текущих доходов предприятий и скрытую их приватизацию через создаваемые при госпредприятиях кооперативы. Именно на этом этапе «перестройки» государственные органы утратили контроль над микроэкономическими процессами в стране, что во многом затруднило переход к рынку на следующем этапе реформ. Первую брешь в государственной системе собственности пробили кооперативы. Юридическое оформление новых, негосударственных форм трудовой деятельности шло под давлением обстоятельств, а поэтому было непоследовательным и не дало ожидаемых результатов. В конце 1986 – начале 1987 г. были приняты первые решения о развитии кооперации и лишь в 1988 г. – Закон о кооперации в СССР и Основы законодательства об арендных отношениях. Формально в них было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного секторов экономики. Но на деле партийные власти попытались сразу поставить кооперативы в определенные ограничительные рамки.

ДЕНЬГИ И ВАЛЮТА. ПРОБЛЕМА КОНВЕРТИРУЕМОСТИ РУБЛЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА. Валюта в широком смысле — любой товар, способный выполнять функцию денег при совершении обмена товарами на рынке внутри страны или на международном рынке. В узком смысле валю́та — денежная единица — ключевой элемент денежной системы государства, а также региональной или мировой валютной системы: денежный знак, полноценная монета, счётная денежная единица и другие выполняющие функции денег меры стоимости, средства обращения и платежа. Данные денежные единицы являются: 1.базой для определения масштаба цен, то есть той единицей, в которой выражаются цены на товары и услуги; 2.законным средством платежа на территории государства (территории). 3.Общепринятым в практике международных расчётов средством осуществления валютно-кредитных операций, основанным на международных соглашениях и обычаях делового оборота. Требования к валюте: подлинность и платёжность. Так, национальной валютой Российской Федерации является российский рубль, состоящий из 100 копеек (последние выступают по отношению к национальной валюте разменными денежными единицами). Де́ньги — специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Конвертируемость (обратимость) валюты — это ее способность обмениваться на другие валюты. При поверхностном рассмотрении конвертируемость обусловлена необходимостью обеспечения и облегчения использования национальных валют в международных экономических операциях (торговле, международном кредитовании, покупке и продаже собственно валют, оценке валютных авуаров, имеющихся у той или иной страны или ее хозяйствующих субъектов и пр.). Конвертируемость также: 1. обеспечивает свободный перевод одной валюты в другую в режиме реального времени; 2.служит инструментом ориентирования в огромных потоках международной и национальной ценовой информации, выраженной в разных валютах, 3.позволяет оценивать эффективность международных сделок, формировать программы международного экономического сотрудничества, повышать эффективность международного разделения труда.Однако при более детальном рассмотрении в условиях развитых международных экономических отношений и интернационализации хозяйственной жизни проблема конвертируемости приобретает особую роль, поскольку необходимость обмена валют и их соизмерения выходит за рамки внешнеэкономического сектора стран и становится непосредственной интегральной частью внутринационального развития.

РОЛЬ СТАТИСТИКИ В МАКРОЭКОНОМИКЕ. МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ АГЕНТОВ. Статистика – это самостоятельная общественная наука, которая изучаетколичественную сторону массовых явлений и процессов в зи с ихкачественной стороной, исследует закономерности общественного развитияв конкретных условиях, места и времени. Статистика изучает статистическиезакономерности, которые в отличие от динамических проявляются только вмассовых процессах Значение статистики в реальной жизни• Мы привыкли использовать статистические данные, что даже не понимаем, что это статистика• Важность статистики увеличивается в связи с общественным желанием иметь точные данные для принятия решений и уменьшения неопределенности в жизни• Специалисты в области статистики востребованы во всех секторах экономики:  государственный сектор (Федеральная Служба Государственной Статистики, НИИ, РАН, Центральный банк РФ и др.)  частный сектор (страхование, аутсорсинг бизнес- процессов, маркетинговые исследования, фармакология и др.) Значение статистики в бизнесе• Ни одно предприятие не может успешно действовать без использования статистических данных• Статистика используется:  для определения потребительского поведения;  в разработке продукта и ценообразовании;  в контроле качества продукции;  в исследовании рынка;  для изучения сезонности/цикличности. Система национальных счетов (СНС) – это согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с четкими правилами ведения счетов и учета на макроуровне, основанными на принципах экономической теории. Система национальных счетов — это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики. СНС связывает важнейшие макроэкономические показатели: объемы выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы. Также она позволяет представить ВВП (ВНП) на всех основных стадиях: производство, распределение, перераспределение, пользование. Счета СНС представляют собой больше, чем моментальный снимок состояния экономики на некоторый момент времени, поскольку на практике счета составляются для последовательно сменяющих друг друга периодов времени, обеспечивая таким образом непрерывный поток информации, который незаменим для мониторинга, анализа и оценки экономических результатов во времени. СНС предоставляет информацию не только об экономической деятельности за тот или иной период времени, но также об уровнях активов и обязательств экономики на некоторые моменты времени и, таким образом, о богатстве жителей страны. Кроме того, СНС включает счет внешних операций, отражающий связи между национальной экономикой данной страны и остальным миром. СНС выполняет несколько важных функций, среди которых: измерение объемов производства за определенный промежуток времени выявление существующих тенденций в экономике организация экономической политики государства.

ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ МНОГООБРАЗИЯ И РАВНОПРАВИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ. Собственность – 1) система объективных отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства;

2) совокупность прав субъекта по управлению условиями экономической представление о собственности формировалось в науке и в жизни в течение многих сотен, даже тысяч лет, но все еще является объектом анализа, исследований, дискуссий. Классификация форм собственности имеет важное значение. Она определяет правовой режим имущества, выступающего ее объектом, и, следовательно, объем тех возможностей, которыми в отношении соответствующего имущества наделяется его собственник. по характеру выраженного в праве собственности интереса принято разграничивать частную и публичную собственность. В свою очередь по субъекту права собственности частная собственность подразделяется на собственность физических и юридических лиц, а публичная – на государственную и муниципальную собственность. В системе различных форм собственности и Конституция, и ГК РФ ставят на первое место частную собственность. Ее субъектами выступают граждане, а также юридические лица – коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий) и некоммерческие организации (кроме финансируемых собственником учреждений). Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. К тому же нерационально иметь одинаковые правила, скажем, налогообложения для предприятий с большим и малым коллективами и частников. Речь идет о другом: чтобы не создавать «особых» условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное — другую. В сущности, это предпосылка честной конкуренции разных форм собственности. Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду, прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике. Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа.

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ РЫНКА. Особым институтом социальной защиты населения является социальное страхование. В действующем у нас финансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, страхованиями отстранены от участия в управлении фондами, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска. В связи с этим формирование взаимосвязанной системы социальной защиты на основе принципов социального страхования рассматривается сегодня как концептуальный подход к разрешению социальных проблем. Социальная поддержка осуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления. Многочисленные правления социальной поддержки как содействия человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностных проблем можно сгруппировать по нескольким основаниям:

1.по содержанию социальная поддержка может быть материально-экономической, социально-бытовой, организационно правовой, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой;

2.по деятельности осуществления различают постоянную, периодическую и ситуационную поддержку. Постоянная социальная поддержка оказывается, например, престарелым, проживающим в домах интернатах или детям-сиротам, периодическая — работникам, обучающимся без отрыва от производства, ситуационная — людям, оказавшимся в трудной ситуации.

Социальное обеспечение — это система общественных отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления. Сущность социального обеспечения как экономической категории наиболее полно и последовательно раскрывается в пенсионном обеспечении, которое является важнейшей составной частью общественных фондов потребления. Именно поэтому пенсионное обеспечение при переходе к рынку, как и прежде должно оставаться основным и наиболее значимым направлением реализации социальной защиты населения, а пенсии и пособия — центральным звеном системы прямых денежных выплат. Разновидностью социального обеспечения является такое направление социальной защиты нетрудоспособных граждан, как социальное обслуживание.




Предыдущий:

Следующий: