Шпоры экзамен ТГП ред

Теория государства и права понятие. Теория государства и права как наука — это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. Объектом изучения науки теории государства и права выступает государство и право. Предмет теории государства и право — это то, что изучает теория государства и права под своим углом исследования объекта. — Онтологическая, отраженна в научных изысканиях науки теории государства и права в сфере наиболее философских вопросов бытия общества, в частности, что есть государство и право.Функции: Гносеологическая функция (познавательная), накоплению теоретических знаний по этому вопросу.- Идеологическая функция,- Эвристическая функция, открытии последней новых закономерностей происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.- Образовательная функция, вырабатывает базу для учебной дисциплины теории государства.- Методологическая функция, являясь основополагающей юридической наукой, вырабатывает систему понятий и категорий, на основе которых строятся иные юридические науки.Место и роль: ТГП вводная учебная дисциплина, которая дает исходные положения юридической науки; фундаментальная наука, в составе юридической науки она относится к первому блоку знаний;обобщающая наука, берет общие вопросы всех отраслевых наук,методологическая наука, она разрабатывает положения, которые используются другими юридическими.

Методология ТГП

Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений

Классификация методов теории государства и права:

- Всеобщие (философские) методы, подразделяются на метафизику и диалектику, последняя разделяется на материалистическую диалектику и идеалистическую диалектику, идеалистическая диалектика делится на субъективный идеализм и объективный идеализм.

- Общенаучные методы, среди которых выделяется анализ, синтез, индукция, дедукция, а также системный метод и метод научного эксперимента.

- Частнонаучные методы, в частности социологический, статистический и кибернетический, статистический, системный исторический и психологический метод познания.

- Частноправовые методы, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический метод.

3. Социальные организации и власть. Согласно достижениям современной науки можно выделить два периода бытия первобытного общества: период присваивающих форм хозяйства и этап производящих форм хозяйства. Присваивающая форма хозяйства характеризуется тем, что человек в процессе обеспечения себя необходимым занимался тем, что «брал» природные богатства — занимался собирательством, охотой и рыбалкой. Неолитическая революция, и переход к производящей экономике изменило форму хозяйства людей — стали преобладать такие способы обеспечения своих потребностей как земледелие и животноводство.Особенности социальной власти первобытного общества:

- Родовой характер власти.

- Верховная власть принадлежала общему собранию членов рода или общины.

- Наличие профессиональных управленцев (вождей).

- Большое влияние на осуществление власти оказывал совет старейшин.

- Власть строилась на началах самоуправления.

- Власть в общине поддерживалась на основе авторитета ее лидеров.

- Отсутствие большой социальной дифференциации и имущественного расслоения внутри рода или общины.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения.

4. Характеристика основных теорий происхождения. — Теологическая теория происхождения государства (Фома Аквинский, Иосиф Волоцкий), по которой возникновение государства объясняется Божьим промыслом.

- Договорная, или естественно-правовая теория происхождения государства (Т.Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев), объясняет происхождение государства заключением общественного договора, пониманием людей необходимости общественного существования в рамках государства.

- Психологическая теория происхождения государства (Л.И. Петражицкий), объясняет возникновение государства проявлением факторов человеческой психики, его склонности к общежитию, поиска авторитета.

- Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), предполагает, что государство возникло вследствие завоевания одних племен другими, т.е под воздействием военно-политических факторов.

- Патриархальная теория возникновения государства (Аристотель, Конфуций, Н.К. Михайловский), связывает происхождение государства с разрастанием семьи, родов, объединение их в племена, племенные союза и в результате объединение в государство.

- Марксистская теория происхождения государства (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), объясняет возникновение государства экономическими причинами: имущественным расслоением, появлением частной собственности, разделением труда.

5. Причины и закономерности происх.:необходимость совершенствования управления обществом, необходимость организации крупных общественных работ, необхдимость подавления спротивления эксплуатируемых, необходимость поддержания общесте порядка, необходимость ведения войн.

6. Основные подходы к понятию государства:

1) теологический — господствовал в средние века, а также в исламских государствах

2) классический (арифметический) — рассматривает государство, как соединение трех элементов: власти, территории и населения.

3) юридический — до Первой Мировой Войны. Государство рассматривается как система правоотношений

4) социологический — марксистско-ленинский подход (орган диктатуры). Немарксистская школа объединяет юридические, экономические и политические признаки. Государство выступает в роли арбитра.

5) технико-кибернетический (информационно-кибернетический) — относится к новейшим подходам в определении государства

7. Признаки государства. 1. Единая организация политической власти, распространяющаяся на все население страны в пределах ее территории, т.е. государственной границы

2. Государственный суверенитет, который включает в себя полноту и самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти на всей территории. Верховенство по отношению к другим властям внутри страны и независимость от других государств.

3. Социальный аппарат власти, т.е. публичная власть управления и принуждения существует для обеспечения его нормальной жизнедеятельности

4. Правовая форма организации и осуществления власти

5. Выступление государства в качестве официального представителя общества

6. Наличие налогов

7. Наличие символов, флага, гимна, др.атрибутов.

8.Основные подходы к сущности государства. Сущность государства — это основные, глубинные свойства такого явления как государства. То ради чего и во имя чего оно существует.

Исследователи выделяют следующие подходы к сущности государства:

- Классовый подход, который предполагает, что государство существует во имя интересов экономически господствующего класса.

- Общесоциальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов всех слоев общества, полагаясь на методы компромисса.

- Национальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов титульной нации данного государства.

- Религиозный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо религиозной конфессии.

- Расовый подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо расы.

9.Основные подходы к типологии. Типология государств — классификация государств по характерным признакам в течение всего исторического процесса, для раскрытия их сущности. Среди исследователей государства и права выделяется два подхода к типологии государства и права: формационный и цивилизационный. Исходя из первого подхода, важнейшим критерием классификации государств выступают социально-экономические факторы, присущие каждому из типов государств. В рамках формационного подхода выделяются следующие типы государств:- рабовладельческие государства, прафеодальные государства- феодальные государства- буржуазные государства- социалистические государства. Цивилизационный подход предполагает типологию государств, основываясь на их «цивилизационных» признаках — культуре, религии, этнических и национальных особенностях. В рамках цивилизационного подхода выделяются следующие типы государств (цивилизации):- Исламская цивилизация- Египетская цивилизация- Китайская цивилизация- Православная цивилизация- Западная цивилизация

10. Формы возникновения государства — это реалии происхождения и становления государства у различных культур и народов.

Существует две точки зрения по вопросу форм возникновения государства, в соответствие с первой точкой зрения существует три формы происхождения государства: рабовладельческая, обусловленная «азиатским способом производства» и прафеодальная. Другая точка зрения, также выделяет три формы происхождения государства: древнегерманская, древнеримская и древнегреческая. древнеримская форма — государство формировалось в результате борьбы между патрициями (коренная римская аристократия) и плебеями (бесправное пришлое население), не допускавшимися к управлению обществом.древнегерманская форма — древние германцы завоевали территории Римской империи, потребовалось создание аппарата управления, то есть организация публичной власти, стоящей над обществом и располагающей разветвленным аппаратом управления.

11. Форма правления. Понятие. Форма правления характеризует способ организации государст­венной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. В свое время Аристотель разграничил формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия). В принципе вплоть до настоящего времени указанный критерий остался: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления. 

12.Монорхическая форма правления.- такая форма правления, при которой верховная государст. Власть наследуется.Признаки- наличие единаличного главы государства, пользование властью пожизненно, наследственный порядок наследования, представительство в государствах, по усмотрению монарха,юридическая безответственность монарха, историяческий и религиозный символ власти. Конституционная монархия-> представительская(Пруссия Италия Румыния) и парламентская(Англия, Бельгия Норвегия Щвеция).

13.Республиканская форма правления.-форма правления верховная власть осуществляется выборным органом, избираемым населением на определенный срок. Признаки: наличие единоличного или коллегиального правового государства, выборность на определенный срок главы государства и др органов гос власти.,ответственность главы государства в случаях предусмотренным законом, обязательное решение верховной власти для всех др. гос органов.

Президентские(США Бразилия, Аргентина,Сирия,) парламентские( Германия, Италия, Туррция) , смешанные(финляндия, польша, Франция,болгария)

14.Смешанные и нетипичные формы. К нетипичным формам правления относятся полуабсолютные и полудуалистические (полупарламентарные) монархии, так называемые «республиканские монархии» и «монархические республики», а также полупрезидентские и полупарламентарные республики. К нетипичным формам правления относятся полуабсолютные и полудуалистические (полупарламентарные) монархии, так называемые «республиканские монархии» и «монархические республики», а также полупрезидентские и полупарламентарные республики. Полудуалистические (полупарламентарные) монархии – это монархии, сочетающие в себе черты дуалистической и парламентарной монархий. Если в такой монархии преобладают черты дуалистической монархии, она считается полудуалистической, если же парламентарной, она считается полупарламентарной.

15. Форма государственного устройства. Форма государственного устройства — это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями.

2. Виды форм государственного устройства.

Классификация форм государственного устройства:

- Унитарная форма государственного устройства.

- Федеративная форма государственного устройства.

- Конфедерация.

16. Унитарное государство. — Унитарная форма государственного устройства, характеризуется наличием единого государства, без признаков суверенитета у его составных частей.

Можно выделить следующие признаки государства с унитарной формой государственного устройства:

- Наличие единого для всего государства учредительного нормативного правового акта, нормы которого имею верховенство на всей территории страны.

- Наличие единых для всего государства высших органов власти.

- Наличие единой системы законодательства в государстве.

- Наличие единого гражданства в государстве.

- Наличие единой денежной единицы в государстве.

- Составные части унитарного государства не обладают признаками наличия суверенитета.

Различают унитарные государства централизованные и децентрализованные. С одной автономией, с многими автономиями, а также, с разноуровневыми автономиями.

17. Федеративное государство. Федеративная форма государственного устройства, характеризуется наличием сложного по своему устройству государства, с низким уровнем централизации, при наличии признаков определенного суверенитета у составных частей данного государства.

Можно выделить следующие характерные признаки федеративной формы государственного устройства:

- Территория федерации состоит из территорий её субъектов.

- В федеративном государстве верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. -

- Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается конституцией.

- Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

- В большинстве федераций присутствует единое гражданство и гражданство федеральных единиц.

- Внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют государственные органы федеральной власти. Они официально представляют федерацию в отношениях между государствами.

- Наличие двухпалатного парламента.

Выделяются следующие виды федераций:

- Симметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены равным конституционно-правовым статусом.

- Ассиметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены различным конституционно-правовым статус.

Также можно отметить, что федерации могут строиться на территориальных, национальных или на территориально-национальных началах и принципах.

18.Государственно – правовой (полит) режим. Политический режим по своей сути является способом осуществления государственной власти. Виды политических режимов.

Наиболее общая типология политических режимов может выглядеть так:

- Демократический политический режим.

- Авторитарный политический режим.

- Тоталитарный политический режим.

19. Понятие и признаки демократического гос. Понятие демократического политического режима.

Демократический политический режим — это политический режим, характеризующийся широким участием населения в осуществлении государственной власти, наличием широких свобод в обществе.

Признаки демократического политического режима:

- Участие населения в формировании высших органов власти.

- Участие населения в осуществлении государственной власти.

- Наличие развитого гражданского общества.

- Наличие развитого правового государства.

- Действие принципа законности.

- Принцип «Разрешено все, что прямо не запрещено законом».

- Наличие политического плюрализма.

- Гарантированность прав и свобод человека.

- Отсутствие цензуры в обществе.

- Действие принципа разделения властей.

20.Антидемократические режимы. Авторитарный политический режим — это политических режим, характеризующийся тем, что власть осуществляется одним лицом или группой лиц, при минимальном участии граждан.

Признаки авторитарного политического режима:

- Власть сосредотачивается в руках одного человека или группы лиц.

- Высокая роль лидера государства.

- Права и свободы человека и гражданина, при формальном провозглашении фактически не осуществляются.

-Принцип разделения властей игнорируется.

- Формальная роль выборных и представительных органов власти.

- Опора на методы принуждения.

Тоталитарный политических режим — это политический режим, характеризующийся тотальным контролем государства над всеми сферами общества и общественными отношениями

Признаки тоталитарного политического режима:

- Тотальный контроль государства над всеми сферами общества.

- Принцип «Разрешено то, что прямо разрешено законом».

- Опора на методы принуждения.

- Отсутствие реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина.

21. Социальное назначение и функции государства. Функции государства — это основные направления деятельности государства по реализации задач, стоящих перед ним. значение функций государства заключается в возможности, посредством их возможностей, влиять на все процессы, происходящие в государстве и обществе.

Функции: по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

по значению: на основные и неосновные,

по видимости: на явные и латентные,

по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

К внутренним функциям государства относятся:

Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

22. Механизм государственной власти.

Механизм государства — это системная совокупность всех органов реализующих государственную власть.

Структура механизма государства: — Органы государственной власти.- Государственные служащие.- Государственные учреждения.- Государственные организации.

23. Государственный орган. Государственный орган — это один из элементов механизма государства, должностное лицо или группа граждан, призванных реализовывать государственную власть. Классификация государственных органов:

- В соответствие с принципом разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.

- В соответствие со сроком исполнения полномочий: постоянные и временные.

- В соответствие с характером компетенции: общей компетенции и специальной компетенции.

- В соответствие с действующей иерархией государственных органов: федеральные, республиканские, местные.

- В соответствии со способом осуществления полномочий: единоличные и коллегиальные.

25. Правовое государство: понятие. Правовое государство – это такая форма организации государства, при которой граждане, а также государственные органы и должностные лица действуют только строго в рамках установленных правовых норм основанных на идеях справедливости, свободы, равенства, братства для реализации прав и свобод индивида через посредством удовлетворения общегосударственных интересов.признаки. 1. Приоритет прав и свобод человека. 2. Реальность осуществления прав и свобод человека и гражданина. 3. Верховенство права. 4. Взаимная ответственность государства и гражданина. 5. Действительный доступ граждан к управлению делами государства. 6. Высокая правовая культура. 7. Разделение властей. В правовом государстве обязательно действует принцип разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. 8. Правовое государство – социальное государство. Основа всех отношений – экономика.

24. Разделение властей. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. 1. Законодательная, исполнительная и судебная власти не только тесно связаны, но и относительно самостоятельны.

2. Между высшими государственными органами, осуществляющими законодательную, исполнительную и судебную власти, существует баланс, работает система сдержек и противовесов.

3. Все три власти действуют, как правило, на постоянной правовой основе.

4. Верховенство законодательной власти.

5. Основная и конечная цель существования и реализации теории разделения властей — это предотвращение узурпации всей государственной власти одним лицом или группой лиц и сохранение целостности государственного механизма. Несмотря на различие в понимании и трактовке целей теории разделения властей почти все исследователи убеждены, что “если один человек может создавать право, применять его и судить о его нарушениях, то в таких случаях свобода не может долго существовать”.

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. Установлена в конституции,законах.. Законодательная: в сстеме противовесеов важную роль играет президент, имеющий применить право отлагательное вето.

26. Гражданское общество. Гражданское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.Предпосылки . Экономические (формирование частной собственности),освоение государством рыночных инструментов управления экономикой,углубление специализации производства и разделения труда, развитие товарноденежных отношений.Политические(формирование системы разделения властей,образование реальной многопартийности,проникновение принципов гласности справедливости, законности гуманизма,отделене светской власти от духовной,равноудаленнсть политической элиты от бинес элиты,формирование гос апппрата по принципу рофессионализма.)Идеологические(становление идеалогии либерализма. Повышение правовой культуры общества).Социальная(повышение уровня активности граждан в решении актуальных проблем).Экологические( обеспечение благоприятной окруж среды)

27.Основные подходы к определению права.

Естственное право-право в общесоциальном смысле, соиально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей,естественные нормы поведения, закрепленные в обычаях.Позитивное правоправо в юр.смысле-установленныеили утверженнные государствомправила поведения людей, содержащие предписанияотносительного того, как можно или следует себя вести в соответствующей ситуации.Призаки позитивного права.социальность-характеризует первичное содержание права обеспечивающее общесоциальную и классовую функции. Нормативность-права есть система нормхар-щих логической структурой, меры поведения, определяющие границы дозвооенного, запрещенного. Обязательность- правовые нормы обеспечивают возможностью гос принуждения.формализм-правовые нормы фиксируются в письменном виде в спец фрме-законы и их сборники, преценденты. Процедурность-право вкл четкие процедуры создания, применения,защиты. Неперсонифицированость-нормы не иеют конкретного адресата. Институциональность-право связано с опрделеннным созательным процессом создания норм права. Объективность-закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике.

28. Сущность право. Сущность права — совокупность главных, внутренних, устойчивых характеристик права, выражающие его внутренние свойства и качества. 1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.). Классовая сущность права определяется как воля господствующего класса. Впервые право с волей правящей группы связал Т. Гоббс, который отмечал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. «Право по своей сущности, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни».

Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов.

29.Общая характеристика основных концепций. Основные подходы к правопониманию:

- Согласно естественно-правовому подходу — право это совокупность естественных и неотъемлемых прав человека, яркими представителями данного подхода были Д.Локк, Ш.Монтескье, Т.Гоббс.

- Социологическая теория правопонимания определяет право как реализацию законов, совокупность юридических действий.

- Нормативная теория правопонимая трактует право как совокупность предписаний исходящих от государства служащих социальным регулятором.

.Юридический позитивизм-Право — это установление официальной власти, т.е. позитивное (писаное) право создается государством и выражается в законах и иных нормативно-правовых актах и действует в его пределах

Психологическая теория права Причиной возникновения права являются психические человеческие переживания, т.е. правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. ИНТЕГРАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА — тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как единстве правовых идей, норм и отношений (действий), в которых идеи и нормы реализуются и воспроизводят себя.

32.право в системе социального регулирования. социальным регулированием понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.Виды 1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.

2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами.

3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.

4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п.

48.правотворческая техника . понятие приемы ср-ва. Правотворческая техника — вид юр. техники (это совокупность правил, способов и приемов которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов).

30.Принципы права. Право в объективном смысле — совокупность формально определенных правовых норм, направленных не регулирование общественных отношений и получивших распространение в статьях нормативных правовых актов и юридических обычаях.Право в субъективном смысле — это право конкретного лица по реализации собственных интересов, в рамках дозволенного поведения конкретного общества.

Объективно право — это совокупность форм выражения права, субъективное право возможности по реализации собственных интересов в рамках дозволения, установленного конкретными формами выражения права. Признаки права:

- Носит волевой характер.

- Общеобязательно

- Обладает нормативным характером изложения норм.

- Имеет непосредственную связь с государством.

- Имеет формальную определенность.

- Обладает системностью.

- Носит объективный характер.

- Неперсонифицированность и неоднократность действия норм права.

- Носит предоставительно-обязывающий характер.

Принципы права — это базисные начала, отражающие внутреннюю сущность и предназначение права.Виды принципов права:- Общеправовые: гуманизм, демократизм, верховенство прав и свобод человека и гражданина, законность, справедливость, равенство всех перед законом и судом, единство прав и обязанностей.

- Межотраслевые: конкретные принципы присущие многим отраслям права, в частности в Гражданско-процессуальном праве и Уголовно-процессуальном праве гласность и состязательность судопроизводства.

- Отраслевые: конкретные принципы присущие отдельным отраслям права, в частности, презумпция невиновности в уголовном процессе.

31.социальное назначение права.

Функции права — это основные направления деятельности права в процессе социального регулирования

Виды функций права:

На общесоциальном уровне право выполняет экономическую, политическую, воспитательную, коммуникативную, идеологическую и другие функции.

На специально-юридическом уровне права выполняется регулятивную и охранительную функцию.

33. Понятие и элементы правового статуса личности.- правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Общий статус личности- помимо внутригосуд, права , свободы, обязанности и гарантии, выработанные международням сообществом и закрепленных в междунар-правовых документах. Конституционный- объединяет главные права, свободы обязанности и их гарантии закрепленные в основном законе страны. Отраслевой-из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы. Родовой—специфика отдельных категорий людей. Военнослуж, пенсионеры. Индивидуальный- особенность положения конкетного человека.

34Правовое ругулирование. Понятие. Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Если объектом правового регулирования выступает та сфера общественной жизни, в которой преимущественно складываются общественные отношения, то его предметом являются те отношения, которые подлежат нормативному государственному урегулированию. Сфера правового регулирования есть нечто изначальное по от­ношению к правотворческой деятельности государства (В.В. Лаза­рев), она представляет совокупность неупорядоченных отношений и фактов, упорядочение которых объективно невозможно без ис­пользования правовых средств. Сфера правового регулирования есть область потенциальных правовых отношений. Пределы правового регулирования есть некая «демаркацион­ная линия», отделяющая область правового от неправового и очер­чивающая границы распространения права, предельность его воз­действия на сознание человека и его деяния.

35. Предмет , сфера и пределы пр.

Таким образом, правовое регулирование в широком смысле включает в свой состав три основные стадии:

1. Стадия правовой регламентации общественных отношений.

2. Стадия действия права.

3. Стадия реализации права.

36.методы, способы и типы правового регулироваия. принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования, построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес.

По степени категоричности правовых предписаний выделяются два метода правового регулирования.

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ — обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ — запрещение, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних). принято выделять два типа правового регул ирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: