Шостак зачет вопросы

«Открытая» аудитория оратора, ее характеристики. Особенности поведения и мышления массы людей в состоянии «публики».

Открытая аудитория – та, которую видит оратор, и которая смотрит на него. (Профессиональный термин «Держать глаза!» подчеркивает особую важность этого обстоятельства).

Главная особенность такой аудитории – Состояние открытого общения позволяет немедленно получать «обратную связь», устанавливать зрительные контакт, видеть реакции аудитории.

Это помогает коммуникатору корректировать свои действия, в тот момент, когда он говорит, совершенствовать выступление, оттачивать его на ходу, превращать речь в подготовленную импровизацию.

Возможность корректировать свое выступление благодаря наглядной «картинке» (как реагирует аудитория, замечать ее довольства, недовольства, сомнения и проч.) позволяет сделать свое выступление ярче, точнее, результативнее. Но также для достижение желаемого эффекта, оратор-коммуникатор должен:

Заранее выходить к аудитории в надежде на общение, иметь желание подмечать реакции

Подавлять в себе соблазн лидерства. Оратор должен понимать, что он «лидер временный» и вести себя соответственно

Подавлять соблазн учительства

Сдерживать порывы в бесконтрольному творческому самовыражению

Лишь в таком случае можно добиться результата!

Однако качественную обратную связь наладить с аудиторией не всегда возможно. Это связано с возможностями «людей в толпе».

Что мешает наладить контакт с аудиторией, способствует манипулированию (осознанному, либо неосознанному)?

Во-первых те, кто смотрит на оратора скорее «публика», нежели люди, склонные к общение. Изначальное состояние открытой аудитории: доминанта «зрелищности» (те, кто смотрят на оратора, скорее «публика», нежели люди, склонные к общению);

Во-вторых, «эффект толпы» — эффект взаимного «подзаряжения» эмоциями, который нивелирует подлинные эмоциональные реакции, обостряет опасные моменты (эйфории «единого порыва», неумеренного восторга, состояния паники и т.п.), не способствующие здравому, точному, взаимно контролируемому общению;

В-третьих, пониженная критичность восприятия в массе людей (заторможенная мыслительная деятельность, как бы потеря собственного интеллектуального «я», пониженная способность сомневаться), которая еще явственней понижается в отвлекающих от рассуждений условиях «зрелища».

Задача коммуникатора:

Стараться думать о пользе выступления для слушателей, а не о собственной мелкой выгоде, не манипулировать аудиторией. (При таком состоянии аудитории «блокировать цензуру разума» (по выражению составителей уже упоминавшегося пособия «Спичмейкер») не составляет особого труда манипулировать ее).

бороться с мыслительной пассивностью аудитории, помогать ее преодолевать;

Выполнить эту задачу помогают рекомендации неориторики, основанные на изучении изначально неблагоприятного состояния двух сторон (слушателей «в толпе» и самого оратора, одолеваемого «соблазнами»), состояния, препятствующего общению и располагающего к манипуляции. Рекомендации таковы: желательно, чтобы ответственный инициатор общения, оратор – коммуникатор

во-первых, осознавал, что он – лидер временный, и именно таким образом позиционировал себя (и вел себя соответственно);

во – вторых, профессионально работал, стараясь всемерно активизировать аудиторию, включая ее в соразмышление.

Примечание К этим темам см. также: Хайнц Леммерман, Учебник риторики (пер. с нем.), М. 1997 (или посл. переиздания). Гл. 1, разд. 1.2.2 3 («Ответственность оратора»), Гл. 4., разд. 4.2.1; 4.2.3 7 («О психологии масс»); разд. 4.3.3. («Речевое мышление»)

Многоликий собеседник

Приблизительность представлений о характере и задачах общения порождает опасные недоразумения, подмену понятий. (Например, «интерактив» на телевидении чаще понимается не как путь взаимообогащения, помощь в самоконтроле, а лишь как профессиональный прием привлечения внимания к передаче, повышения ее рейтинга). Притупляется чувство взаимообщения со слушателями и чувство ответственности за результат выступления, тогда как необходим не только видимый «эффект собеседования», но целеустремленное речевое поведение, продуктивная совместная работа, в основе которой убежденность в способности аудитории к разумному сотрудничеству.

Условия подлинного общения:

приемлемость темы (взаимный интерес);

необходимость сближения, взаимной коррекции имеющихся знаний о предмете;

приемлемость обстановки общения;

учет состояния обеих сторон

Первые два условия общения предполагают учет состава аудитории, знание ее интересов (насущного, полезного), ее ожиданий, а также информационной базы, которая у данной аудитории уже имеется.

Обстоятельства вынуждают также приспосабливаться к состоянию аудитории. Отсюда – три типа речей как три типа общения:

Информативные речи;

Ситуативные речи;

Пропагандистские (убеждающие) речи «рассуждения вслух»

Интересы аудитории: общие, групповые, конкретные; учет этих интересов во время подготовки речи и в процессе речевого общения.

Общие интересы (то, что интересует всех)

Жизнь, смерть

Здоровье, сфера здравоохранения

Экология

причины старения

Интерес к социальному статусу (деньги, положение в обществе, заработок)

Интерес к информационной безопасности

Групповые интересы по возрасту, по половой принадлежности, по соц.статусу, религиозности и проч.

Конкретные интересы

Оперативные интересы

Идут поверх всех интересов, появляются по ходу общения, коммуницирования.

Объединяет оратора и аудиторию

Помогает налаживать эмоциональный контакт между аудиторией и оратором

Например, умер какой-то человек.

В зависимости от интересов, состава и состояния аудитории оратор должен выбрать тип речи: информационный, ситуационный, убеждающий (рассуждение вслух, пропагандистский).

М. Горький – «Не всегда важно, что говорит, важно как говорит».

3. Борьба оратора ¬коммуникатора за качественную «обратную связь»

Что мешает усвоению информации и как следствие установлению обратной связи:

Отсутствие внимания;

Отсутствие заинтересованного внимания (связанного с ощущением полезности информации);

Прерывистость внимания;

Недостатки обработки информации с учетом их восприятия на слух;

Обилие терминов и «многослойных» понятий в речи;

Чрезмерный объем информации, не соотносимый со временем выступления;

Ощущение перенасыщенности новой поступающей информации в единицу времени («комок информации»);

Недостаточно выверенное соотношение новой информации с первоначальным «информационным багажом» аудитории;

Психологический тормоз «знания о незнании», преувеличенная эксклюзивность «чужого» знания

Что необходимо сделать:

Заранее выходить к аудитории в надежде на общение, иметь желание подмечать реакции

Подавлять в себе соблазн лидерства. Оратор должен понимать, что он «лидер временный» и вести себя соответственно

Подавлять соблазн учительства

Сдерживать порывы к бесконтрольному творческому самовыражению

Лишь в таком случае можно добиться результата!

Однако качественную обратную связь наладить с аудиторией не всегда возможно. Это связано с возможностями «людей в толпе».

Что мешает наладить контакт с аудиторией, способствует манипулированию (осознанному, либо неосознанному)?

Во-первых те, кто смотрит на оратора скорее «публика», нежели люди, склонные к общение. Изначальное состояние открытой аудитории: доминанта «зрелищности» (те, кто смотрят на оратора, скорее «публика», нежели люди, склонные к общению);

Во-вторых, «эффект толпы» — эффект взаимного «подзаряжения» эмоциями, который нивелирует подлинные эмоциональные реакции, обостряет опасные моменты (эйфории «единого порыва», неумеренного восторга, состояния паники и т.п.), не способствующие здравому, точному, взаимно контролируемому общению;

В-третьих, пониженная критичность восприятия в массе людей (заторможенная мыслительная деятельность, как бы потеря собственного интеллектуального «я», пониженная способность сомневаться), которая еще явственней понижается в отвлекающих от рассуждений условиях «зрелища».

Задача коммуникатора:

Стараться думать о пользе выступления для слушателей, а не о собственной мелкой выгоде, не манипулировать аудиторией. (При таком состоянии аудитории «блокировать цензуру разума» (по выражению составителей уже упоминавшегося пособия «Спичмейкер») не составляет особого труда манипулировать ее).

бороться с мыслительной пассивностью аудитории, помогать ее преодолевать;

Выполнить эту задачу помогают рекомендации неориторики, основанные на изучении изначально неблагоприятного состояния двух сторон (слушателей «в толпе» и самого оратора, одолеваемого «соблазнами»), состояния, препятствующего общению и располагающего к манипуляции. Рекомендации таковы: желательно, чтобы ответственный инициатор общения, оратор – коммуникатор

во-первых, осознавал, что он – лидер временный, и именно таким образом позиционировал себя (и вел себя соответственно);

во – вторых, профессионально работал, стараясь всемерно активизировать аудиторию, включая ее в соразмышление.

Постоянно возвращать внимание аудитории (завлекательные истории)

Пояснять термины и понятия

Помочь аудитории преодолеть психологический барьер (состояние неравенства, беспомощности)

В информационной речи оратор:

Задача – помочь усвоить информацию

Сложность работы – пассивность аудитории

Как привлекается внимание — «Цеплять внимание» любопытными сведениями, красочными примерами; Представлять информацию как полезную; Обеспечить возможность восприятия информации («сжатие», дозирование, упрощение, прояснение, популяризация); Преодолевать барьер отторжения «чужого»; пытаясь «вживить» новые фрагменты в уже существующую систему знаний

В ситуативной речи оратор:

Цель оратора — Создать психологический комфорт; Возможно, вывести аудиторию из состояния коллективной истерии; переломить ситуацию, обстановку, перенасыщенную эмоциями, «разрулить» в другое, менее напряженное эмоциональное состояние. Или превратить «нужные» ритуальные эмоции в подлинные.

Сложность работы – аудитория капризная

Как удерживать внимание — Поддержать эмоции (найти слова для состояния, которое «ясно без слов»); «Укрупнить» эмоции (найти образные эквиваленты эмоциональному состоянию); Развить и укрепить (подпитать информацией) идеи, связанные с ситуацией; Не ограничиваясь поддержкой только одной, «заданной» эмоции, ее постепенно корректировать (возможно, желая переменить); Закрепить новое или скорректированное эмоциональное состояние.

В убеждающей речи оратор:

•Выступая с убеждениями, предполагать предубеждения и быть готовым сражаться с ними и их отодвигать;

•Уметь представлять себя на месте аудитории. Предугадывать возражения и их немедленно рассматривать;

•Вести «диалог в монологе», подготавливая совместно с аудиторией догадки и открытия, новый взгляд

Три типа речей как варианты общения с «открытой» аудиторией

Работа над информативной речью

Информативная речь

Цели таких речей: пробудить интерес к предмету; дать новые полезные сведения в виде скорректированного, обновленного варианта уже имеющихся опорных знаний; оратор старается помочь систематизировать «обрывки» сведении и догадок, прояснить картину в целом.

Коммуникатор отвечает за налаживание общения как процесса «перетекания информации» и взаимообмена информацией. (Усвоение информации общее дело; все решают только совместные усилия).

Две задачи оратора (профессионала общении) в отличие от докладчика (не профессионала):

Пробудить желание усвоить информацию;

Помочь ее усвоить

Что мешает усвоению информации

Отсутствие внимания;

Отсутствие заинтересованного внимания (связанного с ощущением полезности информации);

Прерывистость внимания;

Недостатки обработки информации с учетом их восприятия на слух;

Обилие терминов и «многослойных» понятий в речи;

Чрезмерный объем информации, не соотносимый со временем выступления;

Ощущение перенасыщенности новой поступающей информации в единицу времени («комок информации»);

Недостаточно выверенное соотношение новой информации с первоначальным «информационным багажом» аудитории;

Психологический тормоз «знания о незнании», преувеличенная эксклюзивность «чужого» знания

Информативные (предметные) речи

(Сообщения, обучение, представление программ и планов)

«Образ» оратора

Компетентный, сведущий человек

Цель речи

Расширение «информационного поля» знаний аудитории; овладение ею новой полезной информацией — опоры для социальных действий. Стимулирование интереса к предмету

Профессиональная задача оратора

Помочь усвоить новую информацию

Сложности работы

Пассивность аудитории

Необходимость представлять «новое» как бесспорное, очевидное

Промежуточные этапы в решении задач и достижении цели

«Цеплять внимание» любопытными сведениями, красочными примерами;

Представлять информацию как полезную;

Обеспечить возможность восприятия информации («сжатие», дозирование, упрощение, прояснение, популяризация);

Преодолевать барьер отторжения «чужого»; пытаясь «вживить» новые фрагменты в уже существующую систему знаний

Приемы и способы передачи информации

Поэтапное закрепление материала. «Разработка понятий» в процессе обсуждения и их уточнение с помощью определений и сравнений. Повествование, описание, объяснение (с соответствующими приемами «дозирования» информации)

Особые соображения

Поиск возможностей «повторять не повторяясь». Необходимость уточнения представления о «фундаменте знания» у данной аудитории

Прерывистость внимания, естественная при восприятии информации на слух, вынуждает оратора организовать так называемое «возвратно-поступательное» движение речи от одного блока информации к другому.

Кроме того, необходимо постоянно заботиться о возвращении внимания («завлекательные» фрагменты речи), и закреплении внимания (представление информации в плане «полезного»).

Необходимо также прояснять термины, понятия, и вообще облегчать фразы, которые воспринимаются на слух; в отличие от письменной речи тут смысл высказывания должен быть понят не к концу периода, а с первых же слов.

В целом необходимо уменьшение объема информации и ее «дозирование»; при разных способах передачи информации это делается по –разному: при повествовании фрагменты информации располагаются по хронологии, при описании — это набор качеств, составляющих целое, и т.п.

Особенно важно (и трудно) помочь аудитории преодолеть психологический барьер, мешающий ее контакту с оратором, тормозящий движение навстречу общению (т.е. взаимообмену информацией, во время которого и происходит усвоение), ощущение неравенства, своей беспомощности и некомпетентности перед лицом сведущего человека («Послушать еще можно, но уж общаться…»). Надо суметь обработать информацию в свете «знакомого» данной аудитории.



Желаемый результат информирующего выступления оратора, проясненность, системность знаний или сведений в какой-то области, ощущение твердой почвы под ногами, прочной основы для рассуждений и действий.

Примечание : К этим темам см. также: Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), М., 1998 (или последующие переиздания); Гл. III., разд. А «Тема речи (Интересы аудитории)», разд. Б.2.: «Информационная речь»

Убеждающая пропагандистская речь коммуникатора; путь «рассуждения вслух» в отличие от «пути внушения» оратора-манипулятора

Убеждающая речь

Если аудитория охотно со всем соглашается, выражает готовность воспринять идеи оратора как свои собственные, это чаще всего не успех, но провал выступления коммуникатора: срабатывает «принцип экономии мышления» (изза нежелания сомневаться). Оратору необходимо создать обстановку активного соразмышления. Изначальный конфликт спорная информация. Цель – осмысленное отношение к проблемной ситуации.

Изображая конфликт, любой оратор (и манипулятор, и коммуникатор) «подогревает» его эмоциями. Дальше, однако, их пути расходятся. Один идет путем внушения (манипулятор как гипнотизер: рассудок надо «усыпить»). Другой, коммуникатор, напротив, делает все, чтобы рассудок пробудить.

Лучший прием – найти себе достойного «противника»: идею, позицию, противоречащую, или мешающую вашей позиции (притом достаточно аргументированную, с которой нелегко побороться).

При подготовке к речи желательно активно искать изъян в собственных рассуждениях. Быть готовым публично высказать придирки к собственной концепции. Позиционировать себя как «бойца» (Осведомленность, владение ситуацией. Выбор сильного противника — демонстрация мощного контртезиса). Особую роль играет проверка аргументации – собственной и «чужой».

Плюрализм мнений фон, на котором единственно возможно организовать общение в пропагандистском убеждающем выступлении. Необходима демонстрация уважения к мыслям других (по крайней мере внимания к ним).

Информация в рассуждающей речи:

о проблемной ситуации и «теневых сторонах» фактов (материал для обрисовки положения вещей);

о вариативности мнений и позиций (материал для сопоставлений);

Среди информации, которую оратор предоставляет в убеждающей речи, особо ответственна демонстрация «спектра идей»: важно помочь каждому из аудитории «вспомнить» свои скрытые предпочтения, оформить их достаточно внятно, осознав как позицию, с которой можно вести обсуждение, вплоть до дискуссии.

«Ступени» решения профессиональных задач коммуникатора, выступающего с убеждающей речью – рассуждением.

Расширив информационное поле знаний аудитории, уточнить, в чем суть проблемной ситуации и ее истоки;

Пробудить желание разобраться в ситуации;

Добиваться признанного единства оратора и аудитории как «лиц страдательных» («все мы – в одной лодке»), и выражать общую решимость «во всем немедленно разобраться»;

Побудить аудиторию к активному размышлению; выдвигая все новые и новые препятствия (неизвестные дотоле факты-препятствия; серьезные возражения против каких- то поспешных шагов и т.п.):

Дискутируя и полемизируя с «контр-тезисами» воображаемых оппонентов, отторгнуть, закрыть неверные и потому опасные ходы рассуждений;

Организовать «подвижки в сознании» аудитории

Нацелить на продолжение дискуссии

В целом, нужно:

Выступая с убеждениями, предполагать предубеждения и быть готовым сражаться с ними и их отодвигать;

Уметь представлять себя на месте аудитории. Предугадывать возражения и их немедленно рассматривать;

Вести «диалог в монологе», подготавливая совместно с аудиторией догадки и открытия, новый взгляд

«Речь — рассуждение»

Убеждающие (пропагандистские) речи коммуникатора

Публичное обсуждение проблемных и конфликтных ситуаций

«Образ» оратора

Активный «боец»

Демонстрация уверенности в способности здраво и обстоятельно во всем разобраться, прежде чем действовать. Собранность, тактический расчет Спокойствие и сила (опытному бойцу не страшно и временное отступление). Демонстрация бесстрашия в борьбе с «сильным противником»– контр-тезисом

Цель речи

Убедить аудиторию в ее силах активно участвовать в поисках выхода, в способности здраво мыслить, рассуждать, и на этой основе – действовать

Профессиональные задачи оратора

Подтолкнуть аудиторию на путь размышлений и поддерживать на этом пути (материал для сомнений, конфликты). Вести «диалог в монологе», стремясь к эффекту соразмышления

Сложности работы

(Проблемы общения)

Психологическая разбалансированность аудитории (разброд, шатания, паника), не способствующая общению;

Тяга массовой аудитории к упрощению ситуаций, жажда легких и быстрых решений;

Невозможность использовать только логические аргументы при «рассуждении вслух» (включаются и «внелогические», и психологические.

Сложности самоконтроля над внелогической и психологической аргументацией, ее дозированием

Промежуточные этапы в решении задач и достижении цели

Расширить информационное поле знаний по проблеме. Представить аудитории незнакомые идеи как знакомые (вспоминание предпочтений). Проследить предпочтительные шаги решения проблемы вплоть до тупиковых вариантов.

Отстаивать главную мысль, корректируя ее на ходу (допуская, что, первоначально она не точна);

Приемы и способы изложения материала и представления рассуждений

Демонстрация контртезисов. Подработка собственных тезисов («размышление вслух»). Все возможные способы создания «конфликта идей» в ситуации обсуждения, как бы совместного с аудиторией

Особые соображения

При подготовке — поиск весомого контр-тезиса («сильного противника»). Во время общения оратор дает наглядный урок тщательного обсуждения всех позиций

Примечание: К этим темам см. также: Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), М., 1998 (или последующие переиздания) Гл. III., разд. Б.4: «Убеждающая речь» и Гл.XI: «Доводы агитационной речи»

Ситуативные и ритуальные выступления

Ситуативная речь

Оратор выражает эмоции аудитории в форме яркой, выразительной, доставляющей удовольствие. Однако, он и «управляет» эмоциями: оказывается в состоянии их «разрулить» (подкрепляя «материалом для эмоций» (напоминая о таких фактах и событиях, которые вызовут эмоции).

Желаемый результат ситуативного выступления оратора¬ коммуникатора, помогающего аудитории в социальной ориентации: достижение эмоциональной стабильности, необходимой для рассуждений и приятия решений и некий эффект воодушевления (эмоциональный посыл).

Ситуативные речи, включая «ритуальные» и «рамочные»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: