СЭС_Экономика труда_Э-ЗС

рабочая программа учебной ДИСЦИПЛИНЫ (модуля)

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Для направления подготовки/

профиля (магистерской программы): 080100.62 ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ФИНАНСЫ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

БИЗНЕС СТАТИСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Кафедра:

Социально-экономической статистики

Аббревиатура

кафедры

СЭС

Разработчики программы:

Д.Э.Н., проф. Кучмаева О.В.

Оглавление

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ3

2.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО3

3.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)4

4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)5

4.1Содержание учебной дисциплины5

4.2Разделы/темы дисциплины, их трудоемкость и виды занятий7

4.3Формы текущего контроля успеваемости (БРС)7

4.4Форма проведения и содержание мероприятий промежуточной аттестации:8

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ8

6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ8

6.1Темы эссе, рефератов8

6.2Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля (в течении семестра по темам)9

6.3Контрольные вопросы промежуточной аттестации (по итогам изучения курса)11

6.4Темы курсовых работ/проектов (КР/КП)11

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)12

8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)12

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины является.

- комплексное ознакомление с теоретическими и методологическими основами в сфере экономики труда; приобретение практических навыков в оценке трудовых процессов и различных аспектов их использования с применением математико-статистических методов.

Задачами изучения дисциплины являются:

ознакомление с основными терминами и категориями специфичными для экономики труда;

изучение показателей, применяемых в курсе «экономики труда», а также методов их расчета и сбора необходимой информации;

овладение основами расчета заработной платы и методами ее начисления;

изучение основных проблем статистического анализа трудовых процессов и результатов трудовой деятельности, а так же методов их решения;

получение навыков оценки производительности, эффективности и качества труда:

анализ направлений политики на рынке труда.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к обязательным дисциплинам по выбору вуза профессионального цикла ООП ВПО направления подготовки 080100.62 ЭКОНОМИКА.

Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины.

Микроэкономика.

Макроэкономика

Социология.

Список дисциплин, для изучения которых необходимы знания данного курса.

Экономика малого бизнеса

При освоении данной дисциплины студенты должны обладать следующими умениями и готовностями, приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей): особенности развития и анализа экономических процессов, методы анализа деятельности предприятия, подходы к формированию количественных показателей для оценки конкретной проблемы, особенности изучения социально-экономических процессов на макро — и микроуровнях, применение социологических теорий к выявлению причин и факторов экономических явлений и процессов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

ок-6, ОК-7,ОК-8

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

расчетно-экономическая деятельность

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

ПК-8

В результате освоения дисциплины студент должен:

1)Знать:

принципы расчета основных показателей, используемых в экономике труда;

методы проведения конкретных прикладных исследований в области трудовых процессов;

основные категории, термины, понятия и методы экономики труда.

2)Уметь:

применять навыки расчетов показателей на практике при работе с данными, характеризующими трудовую деятельность, ее результаты и оплату за труд.

проводить необходимые исследования, в том числе и с использованием методов выборочного анализа данных, обрабатывать полученные результаты;

выбирать необходимый метод решения конкретной прикладной задачи, включая оценку эффективности труда;

анализировать ситуацию на рынке труда и выбирать необходимые направления деятельности.

3)Владеть / быть в состоянии продемонстрировать результаты полученных расчетов, исследований; формулировать обобщающие выводы по проведенному исследованию, готовить информационные обзоры, аналитические отчеты и рекомендации по решению выявленных проблем.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Содержание учебной дисциплины

п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Содержание раздела/темы

1.

Тема 1. Предмет и метод курса «Экономика труда».

Предмет и задачи экономики труда. Понятия и сущность экономической категории “труд”. Труд как основа развития общества и важный фактор производства. Содержание и характер труда. Понятие экономики труда. Структура наук о труде и персонале. Задачи и методы управления общественным трудом. Научные основы экономико-статистического изучения рынка труда. Источники информации.

2.

Тема 2. Регулирование и планирование численности работников.

Кадровый состав предприятий. Функциональная структура кадров. Принципы управления кадрами. Расчет численности персонала. Явочная, списочная, общая численность. Коэффициенты движения персонала. Трудовой договор (контракт). Понятие трудового договора.

Виды и границы разделения труда. Рабочее место. Рабочее время и время отдыха. Классификация затрат рабочего времени. Исследование трудовых процессов и затрат рабочего времени. Хронометраж. Фотография рабочего времени. Метод моментных наблюдений. Баланс рабочего времени. Планирование численности персонала.

3.

Тема 3. Организация и нормирование труда.

Сущность и значение организации труда на предприятии, элементы организации труда и ее формы, рационализация труда, ее принципы и задачи. Классификация рабочего времени и методы его изучения. Нормирование труда как основа рационализации трудовых процессов. Система норм и нормативов труда. Виды и методы нормирования труда. Оптимизация трудовых процессов и норм труда. Условия труда. Интенсивность труда. Производственный травматизм. Организация охраны труда и здоровья.

4

Тема 4. Сущность и принципы организации оплаты труда работников.

Сущность заработной платы и ее формирование. Функции, элементы и принципы организации заработной платы. Система показателей по труду и заработной плате. Особенности оплаты труда в различных секторах экономики. Экономическая сущность систем и форм оплаты труда, их классификация. Тарифная система оплаты труда. Сущность и элементы тарифной системы. Разработка собственных тарифных сеток. Условия применения сдельных и повременных систем оплаты труда. Простые системы оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда. Поощрительные системы. Доплаты и надбавки. Методика определения экономической эффективности систем премирования. Планирование средств на заработную плату. Организация и регулирование оплаты труда в зарубежных странах.

5

Тема 5. Производительность и эффективность труда.

Понятия эффективности и производительности труда. Концепции эффективности труда. Эффективность инвестиций в человеческий капитал. Производительность труда в России. Показатели производительности труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и условия изменения производительности труда. Резервы повышения производительности труда. Анализ влияния условий труда на его производительность. Традиционные методы планирования производительности труда. Подходы к управлению производительностью труда и ее планированию. Разработка программы производительности труда. Интенсивность труда. Оценка качества труда и анализ его параметров.

6

Тема 6. Рынок труда и его регулирование.

Рынок труда: сущность, содержание. Основные концептуальные подходы к определению рынка труда. Сегментация рынка труда. Структура рабочей силы. Безработица и ее формы. Регулирование занятости и государственная политика в этой области. Сущность государственной политики регулирования занятости. Основные направления и механизмы. Международное разделение труда. Миграция населения. Экспорт рабочей силы. Российские проблемы рынка труда.

Разделы/темы дисциплины, их трудоемкость и виды занятий

Тип дисциплины (ОБ/ПР)

ПР

Кол-во семестров учебного плана, отведенных на изучение дисциплины

1

Кол-во учебных недель семестра

Общая трудоемкость изучения дисциплины по учебному плану; З. (часов)

3 (108)

Форма обучения

Очная

Объем недельной ауд. нагрузки (Л / С)

Форма обучения

Заочная

Объем недельной ауд. нагрузки (Л / С)

Форма обучения

Заочная сок.

Объем недельной ауд. нагрузки (Л / С)

8/2

№ п.п.

Порядковый номер темы, в соответствии с содержанием

типовой учебной программы дисциплины (Тема №, тема №)

Кол-во академических часов

Очная

заочная

Заочная сок.

Л

ПЗ

С

ЛР

СР

Л

С

СР

Л

С

СР

Тема 1

8(6)

2(2)

20

Тема 2

20

Тема 3

20

Тема 4

15

Тема 5

15

Тема 6

8

ОБЩИЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ (в часах)

8

2

98

Формы текущего контроля успеваемости (БРС)

№ п.п.

Порядковый номер темы, в соответствии с содержанием

типовой учебной программы дисциплины (Тема №, тема №)

СКМ

Форма

(Э / А)

Кол-во баллов

в БРС

Вид

Код

Очная

О-з/З

Заочная

Мин.

Макс.

Тема 1-3

Тестирование

Т1

Э

Э

Э

3

5

Тема 4-6

Тестирование

Т2

Э



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: