Роль МБ в экономике и проблемы его развития

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет маркетинга, менеджмента и предпринимательства

Кафедра «Основы бизнеса»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Национальная экономика Беларуси»

на тему «Роль малого бизнеса в современной экономике и проблемы его развития»

Выполнила

Студентка группы 10503612 Орлова Евгения Олеговна

Проверила Зысь Т. А.

Минск 2014

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3

Глава 1 Малый бизнес в современной экономике. Проблемы развития5

1.1 Понятие и сущность малого бизнеса5

1.2 Роль малого бизнеса в экономике8

1.3 Проблемы малого бизнеса12

Глава 2 Малый бизнес в зарубежных странах14

2.1 Доля малого бизнеса в экономике зарубежных стран14

2.2 Проблемы малого бизнеса в экономике зарубежных стран21

Глава 3 Малый бизнес в Республике Беларусь25

3.1 Доля малого бизнеса в экономике Республики Беларусь25

3.2 Проблемы малого бизнеса Республики Беларусь32

3.3 Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ36

Список литературы39

вВЕДЕНИЕ

В современной рыночной экономике существует и обеспечивает ее функционирование целый ряд разнообразных фирм. Несмотря на то, что каждая из их уникальна, есть способ выделить несколько признаков, по которым можно провести их классификацию. По форме владения фирма может представлять собой корпорацию, партнерство или находиться в собственном владении одного лица (индивидуальное владение).

В данной работе будет рассмотрена одна из форм организации бизнеса; в качестве метода классификации фирм, при этом будет использован наиболее распространенный: разделение их на малые, средние или крупные.

Вопреки классической марксистско-ленинской доктрине, последователи которой пытались организовать советскую экономику как единую фирму эффективное функционирование экономики возможно лишь при сосуществовании предприятий всевозможных организационно-правовых форм и их взаимодействии.

Так существуют некоторые виды продукции, которые имеет смысл производить только в рамках крупного предприятия (эффект масштаба производства), в других отраслях, например сфера услуг, очевидна целесообразность малого бизнеса (более полное удовлетворение разнообразных потребностей населения).

В экономике развитых капиталистических стран и стран бывшего социалистического лагеря особую роль играет малый бизнес.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население начинает проявлять все больший и больший интерес к малому бизнесу.

Для стран с развивающейся экономикой, как показывает опыт развитых стран, малый бизнес имеет еще более существенное значение: его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы, свойственные периоду становления.

В первой главе рассмотрены основные понятия малого бизнеса, определяется его роль для экономики, а так же выявляются современные проблемы малого бизнеса.

Во второй главе рассмотрено функционирование предприятий малого бизнеса в экономике зарубежных стран на примере ЕС, США и Японии, рассмотрены проблемы ведения малого бизнеса в этих странах и поддержка его государством.

В третьей главе приведены основные показатели ведения малого бизнеса на территории Республики Беларусь, рассматриваются основные проблемы, а так же на основе данных статистики рассмотрены перспективы развития и поддержки малого бизнеса со стороны государства в будущих периодах.

Глава 1 Малый бизнес в современной экономике. Проблемы развития

1.1 Понятие и сущность малого бизнеса

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это

предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

— численность персонала;

— размер уставного капитала;

— величина активов;

— объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Рассмотрим критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой.

В Европейском сообществе с 1января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

— количество занятых работников до 50 чел.;

— годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

— сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:

— количество занятых работников от 50 до 250 чел.;

— годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;

— сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

Рассмотрим как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса

основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

1. оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

2. активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

3. средняя численность занятых до 50 чел.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, нотам действую еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве., полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

- наименьшие – 1 – 24 занятых;

- малые – 25 – 99 занятых;

- промежуточные – 100 – 499 занятых;

- крупные – 500 – 999 занятых;

- крупнейшие – 1000 и более занятых.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

Что касается Беларуси, то к малым предприятиям относят предприятия с численностью занятых :

- в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

- в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

- в сельском хозяйстве и научно производственной сфере – до 60человек;

- в других отраслях общественной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании и розничной торговле – до 30 человек;

- в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

1.2 Роль малого бизнеса в экономике

Во-первых, малый бизнес, обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, — создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Из приведенной таблицы абсолютно ясно, что малый бизнес во всех частных секторах экономики США доминирует по количеству созданных им рабочих мест. Относительная же значимость мелких фирм, значительно различается между профилями этих предприятий.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.

Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.

Доля технологических нововведений в США и Германии

в 80-х годах в %

мелкие средние крупные

фирмы фирмы фирмы

США 35% 15% 50%

Германия 26% 11% 63%

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Обобщая все вышесказанное, необходимо обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и деловогоадминистрирования.

Важность малых предприятий так же заключается в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран — это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.

На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах — не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

1.3 Проблемы малого бизнеса

Для предпринимательства характерна высокая зависимость от внешней среды: в процессе осуществления своей деятельности бизнес находится под влиянием ряда факторов, сдерживающих его развитие. Эти факторы можно разделить на три группы: общие (общеэкономического характера), территориальные и частные (преимущественно организационного характера).Проблемы предпринимательства можно разделить на следующие группы:— Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.

— Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.

— Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

— Кредитная необеспеченность.

Представители предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

— Недостатки налоговой системы.

— Отсутствие оборотных средств.

— Низкий платежеспособный спрос населения.

— Высокая арендная плата.

— Экономическая политика государства.

— Недоступность кредитов.

— Дороговизна сырьевых ресурсов.

— Слабое развитие внутреннего рынка.

— Высокие тарифы на перевозки.

— Отсутствие производственных площадей.

Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. Для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело.

Глава 2 Малый бизнес в зарубежных странах

2.1 Доля малого бизнеса в экономике зарубежных стран

Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России, так как данному субъекту экономических отношений придается большее значение:  в настоящее время МСБ представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики зарубежных стран. На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах предприятия МСБ составляют примерно 70-90% от общего числа предприятий, например, в США в секторе МСБ работает около 53% всего работоспособного населения, в Японии – 71,7%, а в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Более того в странах-членах Европейского союза средние предприятия составляют всего 1% от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего оборота предприятий и 17% от общей занятости населения.

Многолетний опыт развития МСП в европейских странах, показал, что данный субъект экономических отношений играет огромную роль в экономике страны, которая заключается в стимулировании конкуренции, что побуждает крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, следовательно, эффективность всей экономики европейского союза (ЕС) напрямую зависит от успешной деятельности МСБ. Поэтому, главная цель осуществляемой в рамках Евросоюза политики поддержки МСП заключается в установлении баланса интересов государства и бизнеса, обеспечении оптимальных условий для предпринимательской деятельности, а также увеличении конкурентоспособности субъектов МСБ.

Уникальная система регулирования и поддержки МСБ в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого века и продолжает складываться до сих пор путем внедрения различных программ и создания фондов поддержки МСБ. На сегодняшний день основными направлениями политики ЕС в отношении развития МСП являются: финансовая поддержка МСП; упрощение нормативной базы, административных процедур в области поддержки МСБ; участие ассоциаций, представляющих интересы МСП, в принятии решений в рамках деятельности ЕС; содействие МСП в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров; устранение нарушений в функционировании «единого рынка» и конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности МСП; повышение конкурентоспособности МСП, в том числе, в целях их выхода на внешние рынки; культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства и поддержка различных форм сотрудничества между МСП.

В ЕС сложилась достаточно отлаженная инфраструктура поддержки МСП, так, например, все страны-члены ЕС имеют хорошо развитую сеть как государственных, так и частных организаций по регулированию развития и поддержке МСП. При этом политика по развитию МСБ в каждой стране ЕС разрабатывается министерствами экономики, промышленности и торговли, причем другие правительственные органы, например, министерство занятости, также участвуют в поддержке МСП, оказывая помощь данному слою предприятий в вопросах занятости, обучения, международной торговли, развития и т.д. Государственные учреждения, в частности торгово-промышленные палаты, занимаются обучением и повышением квалификации, технологическим консультированием кадров, задействованных на МСП, стимулированием международной торговли и сотрудничества, выдачей сертификатов качества, предоставлением деловой информации представителям МСП. Частные финансовые учреждения, а именно коммерческие банки, венчурные компании предоставляют кредитную поддержку МСП, а частные исследовательские и консалтинговые структуры консультируют по различным вопросам менеджмента, маркетинга, развития и внедрения информационных технологий и т.п.

Основные показатели

В 2012 году в Европе действовало 20,731 миллионов предприятий,

относящихся к категории малого и среднего бизнеса (МСБ). По численности они составляют 99,8% всех предприятий региона. Подавляющее большинство из них (92,2%) – микропредприятия.

Малые предприятия составляют 6,5% от общей численности. На долю средних приходится 1,1%. Крупные предприятия, численность персонала которых превышает 250

человек, составляют лишь 0,2% от общего числа предприятий Европы.

Таблица 1- «Число предприятий (включая МСБ) в Европе, 2012г»

Место мб в современной экономике

В 2012 году европейский сектор МСБ обеспечил 67,4% рабочих мест в регионе3, что практически идентично показателю 2011 года, но заметно превышает уровень 2010 года (66,9%). Средняя численность персонала МСБ в Европе составляет 4,2 человека на 1 МСБ, и за последние 2 года она не претерпела значительных изменений.

Таблица 2 – «Численность занятых в МСБ в Европе, 2012г»

Место мб в современной экономике

В 2012 Сектор МСБ продемонстрировал умеренное снижение своей доли в валовой добавленной стоимости — 58,1% (против 58,4% в 2011 году). При этом снижение показателя происходило за счет сегмента малых и микро предприятий, тогда как средние, напротив, нарастили свою долю в валовой добавленной стоимости (18,4% в 2012г., 17,9% в 2011г.)

Таблица 3- «Валовая добавленная стоимость предприятий (включая МСБ) в

Европе, 2012г»

Место мб в современной экономике

С точки зрения отраслевой принадлежности наименьшую устойчивость показателей развития сектора МСБ на протяжении 2008-2011гг. демонстрировали промышленное производство и строительный сектор. По итогам указанного периода наибольшее снижение добавленной стоимости показали предприятия строительного сектора и горно-добывающей промышленности. При этом за 2011 год отрицательный прирост добавленной стоимости наблюдался лишь в горно-добывающей промышленности.

Согласно данным ECORYS рост продуктивности МСП в том или ином секторе приводил к увеличению добавленной стоимости в тех случаях, когда ему сопутствовало увеличение занятости на предприятиях (или, по крайней мере, занятость значительно не снижалась). Примером являются такие сектора, как промышленность и перевозки, а также сектор оптово-розничной торговли.

Таблица 5 – «Статистические данные за 2011 год по сектору МСБ разных стран,%»

Место мб в современной экономике

Государственная поддержка МСБ

После кризиса практически во всех странах сектор МСБ остро нуждался в

пополнении оборотных средств. Однако после 2010 года ситуация начала

постепенно выравниваться. 9 стран из приведенного списка зафиксировали в 2010г. увеличение доли долгосрочного финансирования. Это во многом

обусловлено поддержкой, которую сектор МСБ получал со стороны национальных правительств. Ниже приведен список базовых мер, которые применяли правительства рассматриваемых стран в указанный период.

Таблица 9. Государственная политика поддержки МСБ в части повышения

доступности финансирования в 2007-2011гг.Место мб в современной экономике

Роль МСБ в экономике Сингапура: пример для подражания

На сегодняшний день Сингапур является одной из самых высокоразвитых стран мира. Многие специалисты считают, что Сингапур – лучшее место для осуществления предпринимательской деятельности – по данным исследований CNN, страна занимает 5-е место по развитию МСБ – на сегодняшний день в стране функционирует около 140 000 субъектов МСБ, что составляет около 90 процентов всех предприятий страны и обеспечивает рабочими местами значительную часть занятого населения.

Экономисты выделяют основные причины процветания экономики и предпринимательства в Сингапуре, к числу которых можно отнести:

основой МСБ Сингапура является предоставление различных услуг: торговых, транспортных, коммуникационных, финансовых, туристических и других, которые предоставляют рабочие места для большей части населения страны;

законодательными актами страны созданы благоприятные условия для открытия бизнеса и осуществления непосредственной деятельности, которые подлежат строгому исполнению. Особые льготы рассчитаны на МСП, только начинающие свой бизнес.

наличие благоприятной экономической ситуации и привлекательного инвестиционного климата в стране. Так, например, в отношении МСП существует льготное налоговое законодательство, которое направлено на привлечение иностранного капитала и инвестиций, отсутствует пошлина на перечисление прибыли, обеспечиваются гарантии вложений денежных средств в экономику и т.д.;

Правительство Сингапура заинтересовано в содействии развития МСП с целью их конкурентоспособности на международном рынке. Поддержкой МСБ в Сингапуре занимается специально созданное агентство «Spring», обеспечивающее разработку и реализацию различных программ содействия МСБ, развитие предпринимательских способностей субъектов МСБ, предоставление консультационных услуг, подготовку кадров для управления бизнесом. Кроме того в Сингапуре внедряется огромное количество разнообразных программ по льготному кредитованию, которые включают специальные займы, страхование кредитных рисков, предоставление субсидий, финансирование обучения и повышения квалификации кадров МСП.

Итак, МСБ в Сингапуре является основой экономики за счет сложившейся в стране благоприятной экономической ситуации и привлекательного инвестиционного имиджа, а также продуманной государственной политики в области поддержки МСП.

2.2 Проблемы малого бизнеса в экономике зарубежных стран

Ситуация в США

Хотя малый бизнес сумел восстановиться после мирового финансового кризиса, очевидно, что на этом проблемы не заканчиваются. Малому бизнесу предстоит решить такие проблемы, как: кредитование, поиск квалифицированных сотрудников, проблемы, связанные с стремительно развивающимися технологиями (к примеру, Интернет-торговля), глобализация мирового рынка труда и как следствие безработица, автоматизация процессов производства. Что касается безработицы, то данная проблема возникла из-за глобализации, быстрого развития информационных и инновационных технологий и увеличения миграции рабочей силы. Сегодня как крупные, так и мелкие компании широко используют аутсорсинг, привлекая отечественных или даже иностранных специалистов для выполнения тех или иных операций. Многие развитые страны выводят производство в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой, что обеспечивает им конкурентное преимущество. Помимо производств в развивающиеся страны переводятся отдельные операции и услуги (информационные, финансовые), осуществляемые посредством телефона факса или интернета. Таким образом, сегодня в процессе поиска работы приходится конкурировать и с отечественными, и с иностранными специалистами.

В 2012 году Национальная федерация независимого бизнеса (National Federation of Independent Business) в США провела опрос среди предпринимателей, целью которого было выявить самые важные проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в стране. Результаты опроса показали, что наиболее серьезной проблемой малого бизнеса предприниматели считают низкий уровень продаж (22% респондентов). Второе место делят бюрократия и налоги (21% респондентов). Затем следуют инфляция (9%), страхование (7%), конкуренция с крупными корпорациями (5%), квалифицированность рабочей силы (5%), ставки процентов (4%) и др.



Американские предприниматели большую часть 2012 года провели в ожидании исхода президентской гонки, не принимая серьезных бизнес-решений. Так как Президента Барака Обаму переизбрали на новый срок, можно ожидать дальнейшего продвижения законопроекта о реформе здравоохранения, нацеленного на больший охват населения медицинским страхованием (Patient Protection and Affordable Care Act), который обеспечит малому бизнесу экономию средств и налоговые льготы. Более того, данный законопроект повысит доступность медицинского страхования для предпринимателей, что приведет к увеличению новых компаний (стартапов). Это еще больше подстегнет экономический рост в стране, особенно если данные стартапы начнут расширять рабочие места.

Что касается системы налогообложения, то 2012 год был тяжелым для малого бизнеса, так как фискальный обрыв был неминуем. Под фискальным обрывом понимается истечение срока действия многих законов по временному уменьшению налогового бремени. В итоге, Конгресс всего за 3 часа до наступления 2013 года пришел к общему решению о повышении налоговой ставки с 35% до 40% для лиц, чей годовой доход превышает 400 тыс. долл.

Хотя рецессия позади, все еще существуют ограничения на банковский кредит для малого бизнеса. Однако не все так плохо в американском малом бизнесе. Во-первых, на пути к подписанию закона об увеличении займов малому бизнесу (the Small Business Lending Enhancement Act), согласно которому кредитные союзы смогут увеличить свою кредитоспособность с 12,25% до 27,5%. Это позволит увеличить на 10 млрд. долл. общий объем кредитов малому бизнесу в стране в течение первого года после принятия данного акта.

Согласно сенатору США Кирстен Гиллибранд, помимо расширения доступа к заемным средствам Small Business Lending Enhancement Act позволит создать более 11000 новых рабочих мест только в Нью Йорке. Однако не все специалисты считают, что данный акт действительно нужен для поддержки малого бизнеса. Согласно представителю организации Independent Community Bankers of America, банковские круги не согласны с цифрами, представленными сторонниками законодательного акта. Многие банковские организации считают, что повышение кредитоспособности кредитных союзов приведет к потере налоговых поступлений в размере нескольких миллиардов долларов из-за безналогового статуса самих кредитных союзов.

Во-вторых, в Конгрессе обсуждается вопрос о расширении возможностей для получения виз иммигрантами, являющимися специалистами в сфере науки, технологий, инженерии и математики.

Ситуация в Японии

Два года назад ужасное цунами и серия землетрясений унесли около 16 тыс. жизней и нанесли серьезный ущерб экономике страны. 99,9% компаний, находившихся в зоне цунами, были предприятиями малого бизнеса, что привело к резкому сокращению количества количества малых предприятий в стране. Так, в трех префектурах,больше всего пострадавших от землетрясения и цунами, Ивате, Мияги и Фукусима количетсво предприятий малого и среднего бизнеса сократилось на 10.6% по состоянию на 2012 год по сравнению с 2009 годом. Отдельно по префектурам, в Ивате количество малых и средних предприятий сократилось на 9,1%, в Мияги – на 11%, в Фукусима – на 11,2%. Данные показатели по трем префектурам значительно выше, чем общие по стране – 6,4%.

В результате трагедии лишь две из трех уцелевших компаний возобновили работу. Так, в префектуре Ивате было восстановлено 59,3% компаний, в префектуре Мияги – 66,8%. Многие компании решили вообще не восстанавливать свой бизнес после событий 11 марта. Остальные компании хотят возобновить работу, однако на сегодняшний день не могут этого сделать. Именно таким предприятиям необходима особенная государственная поддержка.

Правительство Японии всегда осуществляло политику поддержки малого и среднего бизнеса. Однако в последнее время масштабы такой поддержки значительно уменьшились. Сегодня ведутся горячие споры касательно того, в каком объеме должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства? Ведь сейчас законы не дают средствам, нацеленным на восстановление экономики страны, попасть в индивидуальные предприятия.

Все же правительство создало систему, посредством которой предприятия могут получить субсидии, если они подают заявку в группах. Однако эти средства помогут малым предприятиям лишь реконструировать здания, но их недостаточно для долгосрочного развития. Помимо этого, многие предприниматели считают такую поддержку неоднозначной, так как правительство вынуждает их объединяться в альянсы, что может привести к совершенно неожиданным последствиям. Поэтому по сути индивидуальным предприятиям ничего не остается, кроме как восстанавливать свой бизнес на свои личные средства.

В марте 2012 года бал создан государственный фонд для помощи предприятиям, пострадавшим после землетрясения и цунами. Данный фонд выкупает ссуды у компаний, которые столкнулись с так называемой проблемой двойного кредита, когда предприятиям, взявшим кредит, приходится брать взаймы дополнительные средства на восстановление после землетрясения и цунами. Фонд с целью помощи в восстановлении малого бизнеса либо приостанавливает выплаты долгов, либо списывает их часть в зависимости от ситуации. Хотя работа данной организации продвигается достаточно медленно, по состоянию на конец марта 2013 года 167 компаний получили помощь фонда. В дальнейшем предполагается расширить его деятельность в префектурах Фукусима и Ибараки.

Глава 3 Малый бизнес в Республике Беларусь

3.1 Доля малого бизнеса в экономике Республики Беларусь

В последние годы важность малого и среднего бизнеса в белорусской экономике неоднократно подчеркивалась и подтверждалась на самом высоком государственном уровне. так, в Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси на 2013–2015 годы, утвержденной постановлением Совета министров от 29 декабря 2012, отмечено, что к 2015 году руководство страны планирует довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 30% (в настоящее время – 23.6%) и обеспечить численность занятых в этом секторе до 1.8 млн чел. При этом министр экономики Республики Беларусь николай Снопков, выступая на Ассамблее деловых кругов в марте 2013 и говоря о необходимости развития в стране малого и среднего предпринимательства, заявил, что «динамика в этом направлении есть, амбиции также есть – это достижение доли малого и среднего бизнеса в ВВП на уровне 50%», что должно быть осуществлено к 2020 году. Тем не менее результаты деятельности белорусских малых и средних предприятий (МСП) в 2011 году позволяют говорить скорее не об экономическом росте и развитии отечественных организаций, а лишь о восстановлении докризисных позиций и положения на рынке. Это связано с тем, что на фоне ухудшения макроэкономических условий в белорусской экономике и сохраняющегося несовершенства условий ведения бизнеса практически все показатели отечественных МСП значительно снизились. В белорусской государственной статистике, согласно Закону Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «о поддержке малого и среднего предпринимательства», классификация субъектов малого и среднего предпринимательства проводится по следующим критериям:

• индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

• микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 чел. включительно;

• малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел. включительно;

• к субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 чел. включительно.

Согласно данным национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2012 году сохранялась тенденция увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, а их общее количество (без учета индивидуальных предпринимателей) достигло 85 154. таким образом, рост числа этих организаций по сравнению с результатами 2011 составил 6.2%. При этом если среди микро- и малых организаций отмечено увеличение количества фирм, то в случае средних организаций, как и на протяжении последних трех лет, продолжилось сокращение их числа. В результате в 2012 году доля средних предприятий в общем количестве малых и средних фирм сократилась на 2 % – до 3.0%, в то время как доля микроорганизаций увеличилась на 1.1% – до 83.3%. несмотря на то что число малых организаций несколько увеличилось, их доля так же сократилась – на 0.8 %, до 13.7% (табл. 2.1). В последние три года сокращается средняя численность работников малых и средних предприятий. так, в 2012 на этих предприятиях было занято 1209.9 тыс. чел. – на 13.7 тыс. чел. меньше, чем в 2011 году. Большая часть работников занята на малых предприятиях (37.4%). на средних предприятиях занято 33.3% работников, причем в 2009–2012 эта доля имела устойчивую тенденцию к сокращению. На микроорганизации приходится 29.3% работников. В 2012 году продолжилась тенденция увеличения удельного веса малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте (ВВП) Беларуси. Так, по сравнению с 2011, вклад в ВВП вырос на 2.4%, составив 23.6% (самый высокий показатель среди стран таможенного союза). Хотя в то же время нельзя не отметить, что эта доля значительно уступает развитым экономикам стран Запада, таким как европейский Союз (около 60%) или США (около 50%).

В региональном разрезе наибольший вклад в республиканский ВВП вносит г. Минск (10%) и Минская область (4.1%). Вклад иных областей в каждом случае не превышает 2.3%.

Таблица 3.1 — Количество предприятий, осуществлявших экономическую деятельность в 2009–2012 гг.

Место мб в современной экономике

Таблица 3.2 — Средняя численность работников предприятий в 2009–2012 гг., тыс. чел.

Место мб в современной экономике

Таблица 2.3 — Удельный вес малого и среднего предпринимательства в ВВп, % к общереспубликанскому итогу

Место мб в современной экономике

Таблица 2.4 — Удельный вес малого и среднего предпринимательства в выручке от реализации продукции, товаров, работ,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: