Психодиагностика-34 вопроса

1.Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук.

Предмет психодиагностики очень обширен и включает:1.Методологические и конкретные методические (практические)принципы построения диагностических методик и формулированияпсиходиагностических заключений.

2.Методы и конкретные психодиагностические методики.

3.Психометрику–математическую методологию обнаружения

индивидуальных различий.

4.Нормативные требования к методикам, их разработчикам и их

пользователям.Общие задачипсиходиагностического исследования

1.Психодиагностика позволяет установить и определить у человека теилииные психические свойства или особенности поведения.

2.Психодиагностика устанавливает развитость данного свойства, еговыражение в качественных и количественных единицах.

3.Психодиагностика позволяет проводить описание диагностическихособенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4. Психодиагностика позволяет сравнивать степень развитости изучаемых свойств у разных людей.

Психодиагностические задачи могут различаться в зависимости от того,в каких частных областях психологом ставится диагноз. Задачиопределяются также ограничениями в использовании методов ихарактеристиками ситуации.

Выделяют два типа ситуаций:ситуация клиента и ситуация

экспертизы.Задачи могут также дифференцироваться с точки зрениядальнейшегоиспользования результатов диагностики.Психодиагностика - это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных способностей и перспектив развития личности.

Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.

2.Общее представление о психодиагностике как науке.

Психодиагностика – различительное познание. Термин «психодиагностика» 1921г. – появился после монографии Роршаха «Психодиагностика». Психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных способностей и перспектив развития личности.

Как теоретич. дисциплина психодиагностика опирается на 4 компонента научных представлений. 1.представление об объекте психодиагностики. 2.представл. об психодиагностических методах и правилах их разработки. 3.предст. о закономерностях установления взаимодействия психолога с обследуемым. 4.предст. о научно-обоснованных правилах постановки психологического диагноза.

Общая психодиагностика – раздел психодиагностики, который занимается принципами построения психодиагностических инструментов, методами изучения различных психологических переменных (способности, интеллекта…) и правилами их применения. Она включает в себя дифференциальную психометрику.

Основным методом психодиагностики как науки является диагностическое исследование – это комплекс работ, направленных на формирование концепции измеряемого св-ва, на выявление диагностических признаков по которым можно получить информацию о заданном св-ве. Это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков.

Ананьев Б.Г. – «Психодиагностика имеет целью определение психофизических функций, процессов, состояний и св-в личности, установление структурных особенностей каждого из них и их сочетаний, образующих сложный синдром поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, факторов и сложных ситуаций, определение человеческого развития (одаренности, спец. способностей).За рубежом практически не встречается термин психодиагностика. Психологическое тестирование – психологическая оценка (связано с пониманием, что исследование индивид. психолог-х особенностей личности не ограничивается психологическими тестами, а опирается на качественную оценку личности).

3.Общее представление о психодиагностике как практической деятельности.

Психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных способностей и перспектив развития личности.

Психодиагностика как область практической деятельности.

4 основных отрасли общей психодиагностики:

- образовательная сфера – направлена на оценку успешности усвоения учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания.

- клиническая сфера – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей клиента, консультативную и психотерапевтическую помощь.

- профессиональная – направлена на проф. ориентацию и проф. отбор, а также расстановку кадров.

- судебнопсихологопсихиатрическая.

Практическая психодиагностика включает в себя разработку правил и требований по применению психодиагностического инструментария. Процесс применения уже готового средства диагностики называется психодиагностическим обследованием, а его результат сведения о психических свойствах конкретного испытуемого.

Практ. психод. Направлена на решение конкретных практических задач, поэтому выделяют 2 вида диагностики 1) описательную, симптоматическую – связано с констатацией и описанием имеющихся личностных особенностей, психич. св-в и проявлений, 2) причинная – диагностика которая позволяет определить необходимость корректив в ход психич. развития и за счет каких ресурсов это можно сделать.

Все обращения клиента к психологу можно отнести к 2-м основным типам: ситуация клиента (сам обращается за помощью), ситуация экспертизы (к психологу обращается администрация с определенным запросом).

Практическая психодиагностика предполагает также учёт мотивации клиента на обследование и знание способов её поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации испытуемому о нём самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому и т.д.

4.История развития психологической диагностики.

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первым ее источником стала экспериментальная психология. 1878 г. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии(изучались ощущения и вызываемые ими двигательные акты -реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение)

Первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии, изучающая психологические различия между людьми экспериментальным путем.

Корни клинического подхода к психодигностике уходят своим основанием в ассоциативную психологию и психоанализ.

Впервые десятилетия XX века тесты существовали как бы в стороне от официальной психологической науки.

Мощным стимулом развития психодиагностического инструментария стала Первая мировая война. В начале Второй мировой войны психологи США вновь обращаются к разработке групповых тестов для нужд армии. В то же время значительный прогресс был достигнут в создании ситуационных тестов, которые допускали прямое воздействие на обследуемого мощных стрессовых факторов.

После окончания войны появляются новые проективные методики.В 1949 году Кеттелл и др. ученые основывают Институт тестирования личности и способностей(итог- публикация опросника 16 личностных факторов).

Значимым событием 60-х г. была разработка критериально-ориентированного тестирования.

Характерной чертой развития психодиагностики в 1970-е годы в развитых странах мира становится ее компьютеризация.90 –е года — неуклонное повышение и расширение интереса к психологическому тестированию.Важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Петербурге ИМАТОНа (Госстандарт России) — предприятия, которое занялось подготовкой и продажей тестов для психологов.

5.Общее представление о методах практической психодиагностики.

Практическая психодиагностика направлена, как правило, на выявление психических свойств личности, существенных для определенных видов социально значимой деятельности и поведения, для выявления критериальных показателей в критериальном поведении. Например, критериальным показателем определенного вида труда является его производительность. Для этого необходимо установление причинных связей между различными критериями деятельности и психическими свойствами индивида. Чем выше диагностическая ценность используемых методов, тем выше их универсальная значимость. Психодиагностический метод направлен на решение широкого круга задач, психодиагностическая методика — на решение частных задач. Способы реализации методики называются диагностическими процедурами.

В широком смысле под методом понимается широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений лежащей в ряде методик.

Класс методик, объединенных родством технологического приема называют техникой.

Методика – это конкретная частная процедура или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет исследования) у конкретного контингента испытуемого (объект исследования) в определенных ситуациях (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).

Развитие психологической диагностики приводит к появлению особого исследовательского метода – диагностического.

6.Объективный, субъективный, проективный диагностические подходы в психодиагностике.

Основная особенность психодиагностики – измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого психического явления. Выделяют три основных психодиагностических подхода: 1. “Объективный” подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Объективный подход к диагностике проявлений индивидуальности привел к появлению тестов личности, тестов интеллекта, тестов специальных достижений и тестов способностей. 2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Подход представлен опросниками, которые могут быть подразделены на опросники личностные (опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники установок, опросники интересов, опросники ценностей), опросники состояния и настроения и опросники-анкеты. 3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, становящимся в силу его известной неопределенности объектом проекции. Различают следующие группы проективных методик:1 конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха); 2конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира); интерпретативные – истолкование события, ситуации (тест Тематической апперцепции, ТАТ); 3катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама); 4экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему (“Дом – дерево – человек”); 5импрессивные – предпочтение одних стимулов другим (тест Сонди, тест Люшера)

7.Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике.

В психологической диагностике выделяют преимущественно дванаправленияк распознанию, а затем и к измерению психологическихособенностей человека: номотетический и идеографический.

1.Номотетический(от лат.norma–образец). Этот подход

подразумевает выяснение индивидуальных особенностей и соотнесение их снормой.

2.Идеографический(от греч.idea+gramma–идеограмма, письменный

знак, означающий целое понятие.). Этот подход основан на распознаниииндивидуальных особенностей человека и их описание.

Содержательное различие этих подходов можно определить по 3-м основаниям:

— понимание объекта исследования

номотетич. подход- понимание личности как набора св-в.

идеографич. подход – личность как целостная система.

— направленность измерения

номот. подх.- акцент на выявлении и измерении общих для всех людей св-в личности.

идеогр. подх. – акцент на распознании индив. особенностей личности.

— методы измерения

ном. подх. – стандартизированные меры измерения, требующие сопоставления с нормой.

идеогр. подх. – нестандартизированные методы измерения, такие как проективные методики и идеографические техники.

8.Особенности психологической диагностики в ситуации клиента и в ситуации экспертизы.

Все случаи обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам:

ситуация клиента – когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частные обращения и др.);

ситуация экспертизы – когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д.

Различия: мотивация клиента, готовность к сотрудничеству. В ситуации клиент сам обратился за помощью, он заинтересован в разрешении своего вопроса. В ситуации человек как бы насильственно подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен. В случае СЭ заинтересованность человека состоит в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Проведение правильного исследования с получением надежных результатов требует от психодиагноста умения создать из ситуации экспертизы ситуацию клиента.

Характер обратной связи с заказчиком (клиентом и администрацией). В СК ответ психолога может быть в виде консультации, психокоррекции. В СЭ ответ психолога чаще всего в виде психологического заключения для принятия администрацией решения. Разновидности психодиагностических ситуаций:1Добровольное участие в обследовании и самост. выбор дальнейшего поведения2.принудительное участие в обследовании, самост.выбор дальнейшего поведения3.принудительное участие в обслед. и навязанное в дальнейшем поведение (определение соответствия занимаемой должности, уточнение псих. диагноза, годности к воин. службе)4.добров. участие в обслед., но навяз. в дальн поведение (прохождение психодиагностического обсл. При поступлении в вуз).

9.Основные принципы психодиагностики.

Морально-этические нормы психодиагностики — это комплекс норм и принципов, регламентирующих деятельность психодиагноста с целью обеспечения интересов обследуемого. Морально-этические нормы включают наиболее общие правила обследования, предупреждающие неправильное или некомпетентное использование методик психодиагностики. Этические принципы деятельности психодиагноста в известной мере воспроизводят общечеловеческие нормы морали (профессиональный долг, соблюдение прав человека, обязательства по отношению к обществу, гуманизм и так далее). Основные этические проблемы:

1. Уровень квалификации людей, применяющих диагностические методики, психодиагност дожен быть достаточно осведомлён в психологии, чтобы уберечься от неправильных выводов в своей интерпретации полученных оценок. 2. Использование диагностических методик. Право приобретения и последующего использования методик диагностики должно предоставляться лицам, имеющим определённую квалификацию. 3. Обеспечение тайны результатов обследования. Это касается посягательства на тайну Личности. Обследуемый должен быть осведомлён о цели обследования и характере возможных данных, которые могут быть получены, а также о дальнейшем способе их употребления. Однако ему не может быть показаны образец теста или бланк протокола, так как такая информация обычно делает тест недействительным, лишает его силы.

4. Конфиденциальность. Обследуемый имеет право доступа к результатам своего обследования. Он также должен иметь возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. 5. Сообщение результатов обследования. Информацию нельзя передавать в том виде, в каком она получена. Её нужно сопровождать объяснениями психологов-профессионалов. При сообщении результатов любых диагностических методов желательно принимать во внимание характеристики, особенности того человека, кому передается информация.

10.Психологическийдиагноз в психодиагностике.

— основная цель психодиагностики; конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования. Предмет П. д.— установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важный элемент П. д.— необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. П. д. может устанавливаться на разных уровнях. Первый, низший — симптоматический, или эмпирический,— ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Второй — этиологический уровень — учитывает не только наличие симптомов, но и причины их возникновения. Третий, высший — типологический уровень — состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, ее психической структуре.  Прогноз рекомендуется развивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. 

11.Психодиагностический процесс. Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре.

Диагностическая деятельность может быть представлена в виде процесса переработки информации (сбор данных в соответствии с задачей исследования, их переработка и интерпретация) ведущего к принятию решения в виде диагноза или прогноза. Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, содержанию, степени сложности. Сложность психодиагностической процедуры выражается в наличии ряда этапов, отклонения в реализации каждого из которых приводят к возникновению диагностических ошибок, и обусловли­ваются иерархическим строением объекта психодиагностики и мно­гозначностью причинно-следственных связей между его элемента­ми разных уровней. Психодиагностический процесс осуществляется в форме вза­имодействия диагноста с обследуемым, опосредованного психоди­агностическими средствами. Количество и содержание этапов психодиагностического про­цесса зависит от имеющихся в распоряжении практического психо­лога психодиагностических средств, а также от сложившейся сис­темы его психологической подготовки, обусловленной степенью разработанности научно-методических основ психодиагностиче­ской деятельности.

Й.Шванцаре предложил след. Этапы психодиагностического процесса.

1. формулировка проблемы, на основе изучения всех сведений об индивиде.

2. формулировка гипотез и выбор диагностических методов.

3. проведение тестирования и анализ полученных данных.

4. формулирование заключений.

5. ответы на вопросы поставленные на 1-м этапе.

6. формулировка мероприятий являющихся желательными на основании психологического заключения.

12.Психодиагностический процесс. Этапы психодиагностического процесса по Корманну.

Диагностическая деятельность может быть представлена в виде процесса переработки информации (сбор данных в соответствии с задачей исследования, их переработка и интерпретация) ведущего к принятию решения в виде диагноза или прогноза.Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, содержанию, степени сложности. Сложность психодиагностической процедуры выражается в наличии ряда этапов, отклонения в реализации каждого из которых приводят к возникновению диагностических ошибок, и обусловли­ваются иерархическим строением объекта психодиагностики и мно­гозначностью причинно-следственных связей между его элемента­ми разных уровней. Психодиагностический процесс осуществляется в форме вза­имодействия диагноста с обследуемым, опосредованного психоди­агностическими средствами. Количество и содержание этапов психодиагностического про­цесса зависит от имеющихся в распоряжении практического психо­лога психодиагностических средств, а также от сложившейся сис­темы его психологической подготовки, обусловленной степенью разработанности научно-методических основ психодиагностиче­ской деятельности.

Этапыпсиходиагностического процесса по Корманну.

Предварительное исследование, постановка вопроса.

Подбор диагностических методов.

Проведение исследования или постановка новых важных вопросов.

Обработка результатов.

Проверка – достаточно ли полученных данных для ответа на поставленный вопрос. Если нет, то возврат к пункту 2.

Подведение итогов экспертиз.

13.Психодиагностический процесс. Этапы психодиагностического процесса по Каминскому.

Диагностическая деятельность может быть представлена в виде процесса переработки информации (сбор данных в соответствии с задачей исследования, их переработка и интерпретация) ведущего к принятию решения в виде диагноза или прогноза.Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, содержанию, степени сложности.Сложность психодиагностической процедуры выражается в наличии ряда этапов, отклонения в реализации каждого из которых приводят к возникновению диагностических ошибок, и обусловли­ваются иерархическим строением объекта психодиагностики и мно­гозначностью причинно-следственных связей между его элемента­ми разных уровней.Психодиагностический процесс осуществляется в форме вза­имодействия диагноста с обследуемым, опосредованного психоди­агностическими средствами.Количество и содержание этапов психодиагностического про­цесса зависит от имеющихся в распоряжении практического психо­лога психодиагностических средств, а также от сложившейся сис­темы его психологической подготовки, обусловленной степенью разработанности научно-методических основ психодиагностиче­ской деятельности.

Этапы по Каминскому:

Постановка проблемы

Сбор анамнестических данных

Тесты, экспер. беседы, наблюдение

Оформление диагностического мнения

Либо консультация, либо заключение

14.Психодиагностический процесс. Этапы психодиагностического процесса по Бурлачуку

1.Этап сбора данныхНа этом этапе посредством анализа документации , беседы, а также с помощью психодиагностических методик осуществляется ознакомление с комплексом объективных и субъективных данных об обследуемом, формулируется диагностическая задача.2.Этап переработки и интерпретации. На этом этапе перерабатываются и интерпретируются полученные данные на основе гармоничного сочетания двух подходов: клинического и статистического. Клинический, близкий к суждениям здравого смысла и более ориентированный на опыт и интуицию диагноста. Статистический предусматривает учет объективных количественных показателей, их статистическую обработку.3.Этап принятия решения. Н. Сандберг и Л. Тайлер выделяют три уровня диагностических заключений. На первом уровне диагностическое заключение производится непосредственно из имеющихся об обследуемом данных.

Второй уровень предусматривает создание посредников между результатами отдельных исследований и диагнозом. В качестве таких посредников Н. Сандберг и Л. Тайлер указывают на описательное обобщение и гипотетический конструкт. В качестве гипотетического конструкта может выступать раскрытие психологической структуры расстройства. На этом уровне исследователь получает возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия.

На третьем, высшем, уровне должен произойти переход от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теории личности.

Создается рабочая модель изучаемого случая, в которой конкретные особенности данного индивида представлены в целостности и сформулированы в понятиях, позволяющих наиболее точно и обоснованно раскрыть психологическую сущность явления, его структуру.

15.Общие критерии классификации психодиагностических методов и их характеристика.

Общие критерии по которым классифицируются методы:

1.по типу применения тестовых задач: - опросные, -утверждающие, -продуктивные (результаты деят-ти респондента), -действенные (задание – практич. Действие), -физиологические (оценка реакций на физическое раздражение).

2.по адресату используемого тестового материала: -сознательные, -бессознательные (направлены на неосознаваемые реакции человека).

3.по форме представления тестового материала испытуемому: -бланковые(в письменной или знаковой форме), -технические (видео, аудиозаписи), -сенсорные(тестовый материал в виде стимулов, адресуемых органам чувств).

4.по характеру данных используемых для выводов о результатах психологической диагностике: -объективные(использ. Показатели независящие от сознания и желания респонд. и экспериментатора), -субъективные(наблюдение, самонаблюдение)

5.по наличию в методах тестовых норм –есть тестовые нормы(опросники…), -нет тестовых норм(беседа…).

6.по внутренней структуре –мономерные, -многомерные.

7.по типу анализа экспериментальных данных. –качественный анализ – диагностируемое св-во описывается через известное научное понятие, -количественный анализ – описывается через относительную степень развития его по сравнению с др. людьми.

8.по предмету диагностирования –тесты достижений, -психологические тесты.

-тесты достижений – конструируются в основном на учебном материале и предназначены для оценки уровня овладения знаниями и навыками, для определенияобщей и профессиональной подготовки.

-психологические тесты (интеллектуальные, тесты способности, соц.-психологические, личностные тесты).

16.Классификацииметодов по Й. Шванцаре и их характеристика.



Объединяет психодиагностические методы по следующим основаниям:

По используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные тесты, тесты бумаги и карандаша).

По кол-ву получаемых показателей (простые, комплексные).

Тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью ответов.

По психической активности испытуемых (а)интроспективные – основаны на сообщении испытуемым о личном опыте, отношениях – анкетирование, беседа. б)экстроспективные – наблюдение, качественная оценка разнообразных проявлений.

в)проективные – испытуемый проецирует неосознаваемые св-ва личности на мало-структурированные многозначные стимулы.

г)исполнительные – испытуемый осуществляет какое-либо действие, где качественный и количественный уровень являются показателями интеллектуальных и личностных черт).

17.Классификациипсиходиагностических методов по В.К. Гайде, В.П. Захарову и их характеристика.

Объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

По качеству (-стандартизированные, -нестандартизированные).

По назначению (-общедиагностические, -проф. пригодности, -спец. способностей, -тесты достижений).

По материалу, которым оперирует испытуемый (-бланковые, -предметные, -аппаратурные).

По количеству обследуемых (-групповые, -индивидуальные).

По форме ответа (-устные, -письменные).

По ведущей ориентации (-на скорость, -тесты мощности-трудные, не ограничены временем, -смешанные).

По степени однородности задач (-гомогенные, -гетерогенные).

По комплексности (-изолированные, -тестовые наборы(батареи)).

По характеру ответов на задачи (-с предписанными ответами, -свободные ответы)

По области охвата психического (-интеллектуальные, -тесты личности).

По характеру умственных действий (-вербальные,-невербальные).

18.Классификациипсиходиагностических методов по А.А. Бодалеву. В.В. Столину и их характеристика.

1. по характеристике того методического принципа, который предложен в основу данного приема:

А) объективные тесты методики решения задач с нахождением правильного ответаю

Б) стандартизированного самоотчета (все личностные опросники)

В) открытые тесты опросники (нестандартизированные личностные опросники).

Г) шкальные техники – предполагает оценку выраженностью субъекта тех или иных качеств (внимательность).

Д) проективные методы.

Е) диалогические техники, стандартизированные наблюдения.

2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат психодиагностики (-объективные –тесты, опросники, аппаратурные методики, шкальные техники, - диалогические – беседа, интервью, некоторые проективные методики.)

19.Малоформализованныеметоды психодиагностики, их характеристика.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений т.д.). Малоформ. методики очень трудоемки и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

1. Метод наблюдения — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования.

НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — наблюдение, осуществляемое на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Оно предпринимается со строго определенной целью, которая и определяет и время наблюдения, и отбор нужных фактов. Характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения.

2. Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации Так, они могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно.Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и косвенной (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысле)Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.3.Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) — это количественно-качественный анализ документ. источников, позвол.Изуч. продукты человеч.Деят.письма,автобиографии,дневникиитд

20.Наблюдение как метод психологии.

Наблюдение - целенаправленное,систематическое восприятие обследуемого объекта, на основе регистрации, избранных показателей (единиц, признаков) характеризующих особенности изучаемого явления.

Существуют 2 противоположные точки зрения -1) в качестве объекта выступает человек или группа, 2)тот психический феномен или явление.

Предметом наблюдения выступает верьальное и невербальное поведение человека или группы в определенной среде или ситуации.

Требования к наблюдению: -целенаправленность, -плановость,

-программа наблюдения должна включатрь в себя цели и задачи, объект наблюдения, предмет,наблюдаемые ситуации, способ, единицу наблюдения, инструментарий, способы регистрации, -систематичность (несколько раз), -полнота наблюдения за счет подробного протоколирования, -в обязательном порядке определять ситуацию наблюдения, выделять единицы и признаки, и способы их фиксации.

НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — наблюдение, осуществляемое на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Оно предпринимается со строго определенной целью, которая и определяет и время наблюдения, и отбор нужных фактов. Характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов.

К основным формам протоколирования наблюдений можно отнести следующие: признаковые или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга (оценок). Чтобы избежать субъективизма, используют шкалы рейтинга.

21.Виды наблюдения и их характеристика

По условиям организации:

-открытое, -скрытое.

По месту проведения:-естественное (в ест. усл. жизни), -лабораторные.

По регулярности проведения: -систематическое(сплошное), -случайное(выборочное).

По степени участия психолога: -непосредственное, -опосредованное.

По времени –долго\кратко временное.

По уровню стандартизации процедур:-запраграмированное(с регистрацией строго выделенных признаков) или контролируемое, -незапрограмированное(неконтролируемое).

По степени участия наблюдателя: -включенное(участие психолога) скрытое или открытое, -невключенное(со стороны) скрытое или открытое, -внешнее, -внутреннее, -казуальное(причинное) наблюдение отдельных феноменов с целью выявления их причин,

-эпизодическое, фиксация отдельных проявлений.

22.Единицынаблюдения, категории наблюдения, категориальные системы.

При психологическом наблюдении

субъект наблюдения использует специально выделенные категории и единицы, выступающие как средства качественного описания наблюдаемой им реальности.

Наблюдение целостного потока активности субъекта и его описание возможны только путем искусственного вычленения определенных «единиц» активности, которым присваиваются конкретные названия.

Выделение этих «единиц» позволяет:

ограничить процесс наблюдения определенными рамками: в каких свойствах, проявлениях и отношениях воспринимается наблюдателем изучаемая реальность;

выбрать определенный язык описания наблюдаемого, а также способ фиксации данных наблюдения, т.е. способ отчета наблюдателя о воспринимаемом явлении;

систематизировать и контролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретического «взгляда» на изучаемое явление.

категории — такие единицы описания, которые

получают свое понятийное значение только в определенной системе теоретических взглядов исследователя.

Системой категорий в узком смысле называют такую совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса.

23.Опросные методы психологии. Беседа.

Опросные методы (вербальные – коммуникативные или интерактивные) – группа методовполучения психологической информации на основе речевого общения.

С помощью опроса можно получить инф. о фактах, событиях, сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностях, планах.

Беседа – метод психологического изучения личности, в ходе равноправного и равно-позиционного общения с испытуемым.

Специфика психологической беседы в отличии от житейской состоит в психологическом неравенстве позиций собеседника.

-терапевтич., — «введение» в эксперимент, — эксперимент, — сбор субъективного анализа, сбор объективного анализа, телефон.

Основным инструментом является вопрос:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: