Программа по Эконом теории


1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью изучения дисциплины является:

    усвоение студентами ключевых понятий и терминов, основных теорий, определяющих роль, функции и взаимодействие экономических субъектов;

    получение студентами знаний в области основ экономики, особенностей анализа и обобщения экономических и социальных показателей; основных школ и направлений экономической теории, их использование при выработке экономической политики.

 

Задачи обучения:

    дать обучаемому теоретическую базу для исследования экономических процессов как на микро-, так и на макроуровне;

    показать значение экономической теории для хозяйственной практики;

    научить основным приемам анализа экономических явлений как с количественной, так и с качественной стороны.

 

В результате обучения студенты должны:

Знать:

    ключевые понятия и термины, основные теории, относящиеся к разделам микроэкономики и макроэкономики;

    как можно эффективно распорядиться ограниченными ресурсами;

    в чем состоит смысл производственной функции, структуру издержек производства;

    систему макроэкономических показателей

    разграничение экстенсивных и интенсивных факторов экономического роста;

    содержание финансов;

    взаимосвязь денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

 

Уметь:

    применять навыки самостоятельной работы при изучении учебной литературы по экономике и материалов информационно-аналитического характера;

    идентифицировать основные факты, выделять статические и динамические показатели экономического роста;

    определять дефлятор ВНП;

    пользоваться индексами цен при расчете валового национального продукта;

    определять уровни инфляции и безработицы.

 

Иметь представление:

    о различных теориях стоимости, денег, капитала;

    о механизме действия рынка совершенной и несовершенной конкуренции;

    о взаимосвязи денежного рынка, рынка капиталов и рынка ценных бумаг.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Аннотация

 

Введение

 

Тема 1. Эволюция экономической науки

Истоки экономической науки. Экономическая мысль древнего мира. Экономические идеи античных философов. Экономические взгляды мыслителей Средневековья.

Экономические учения периода становления капитализма.

Меркантилизм. Поиск источников богатства в торговле.

Классическая политическая экономия. Поиск источников богатства в сфере производства.

Неоклассическое направление. Сбалансированность в экономике через конкуренцию. Мотивы поведения на микроуровне.

Кейнсианское направление. Всемерное вмешательство в экономику посредством инструментов экономической политики.

Современные экономические школы. Монетаризм. Неолиберализм.

 

Тема 2. Предмет и метод «экономики»

Сущность экономики. Экономическая теория. Предмет, цели и задачи экономики как науки.

Разделы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика.

Методы исследования экономической теории.

 

Тема 3. Основы теории рыночного хозяйства

Определение понятия «рынок». Исторический процесс возникновения рыночных отношений. Условия функционирования рынка. Виды рынков и их структура. Функции рынка. Несовершенства рынка.

Сущность инфраструктуры рынка. Основные элементы инфраструктуры рынка. Функции инфраструктуры рынка.

 

Тема 4. Основы теории спроса и предложения

Спрос. График спроса. Изменение величины спроса. Изменение спроса. Предложение товаров на рынке. График предложения. Цена и объем предложения товаров. Особенности рыночного предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие цен спроса и предложения. Равновесная цена. Эластичность спроса и предложения.

 

Тема 5. Спрос и конкурентное поведение потребителя

Экономический интерес и потребительские предпочтения. Экономические блага. Полезность – основа выбора потребителя. Общая и предельная полезность. Максимизация полезности при потреблении нескольких товаров. Закон убывающей предельной полезности.

Эффект дохода, эффект замещения.

Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения. Бюджетное ограничение. Потребительский выбор.

 

Тема 6. Предложение и конкурентное поведение производителя: анализ издержек производства

Издержки производства и обращения. Виды издержек производства. Общие (валовые) и средние издержки. Кривая средних издержек. Предельные издержки. Кривая предельных издержек Производство и издержки в краткосрочном периоде и долгосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности.

 

Тема 7. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Совершенная и несовершенная конкуренция. Признаки совершенной конкуренции.



Формы несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция: сущность, признаки. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции. Монополия в современных условиях. Поведение фирмы в условиях чистой монополии. Олигополия: сущность, формы. Поведение фирмы в условиях олигополии.

Законы и монополия. Антимонопольное регулирование государства.

 

Тема 8. Рынок факторов производства и распределение доходов

Основные факторы современного производства и их сочетание. Труд. Земля. Капитал. Предпринимательская деятельность.

Рынок капитала. Процент на капитал: сущность, динамика и факторы, его определяющие. Номинальная и реальная процентная ставка.

Рынок труда. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы заработной платы.

Рынок земли. Экономическая рента. Основные формы ренты.

 

Тема 9. Макроэкономическая структура национальной экономики

Понятие, цели и инструментарий макроэкономики. Макроэкономические модели.

Показатели развития национальной экономики: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход. Показатели и методы расчета валового национального / внутреннего продукта. Индексы цен.

 

Тема 10. Рынок товаров и услуг. Равновесная величина национального производства

Рынок товаров и услуг в системе национальных рынков. Совокупный спрос и его составляющие. Совокупное предложение и факторы его определяющие. Равновесие на товарном рынке (модель AD-AS).

Сущность потребительского выбора на макроуровне. Потребление и сбережение. Предельная склонность к потреблению. Предельная склонность к сбережению. Факторы, определяющие потребление и сбережения домохозяйств.

Инвестиционные решения фирм. Валовые и чистые инвестиции. Взаимосвязь между нормой процента, инвестициями и сбережениями.

Эффект мультипликатора.

 

Тема 11. Цикличность развития экономики и экономический рост

Сущность циклического развития. Причины циклов. Виды циклов. Фазы экономического цикла. Изменение экономических показателей в ходе цикла.

Экономический рост: содержание, показатели. Факторы экономического роста. Основные модели экономического роста: экстенсивный и интенсивный экономический рост. Кривая производственных возможностей.

 

Тема 12. Финансовая система и фискальная политика государства

Сущность и структура финансовой системы. Государственный бюджет. Государственные расходы и налоги. Государственный долг. КриваяЛаффера. Государственные расходы и совокупный спрос. Фискальная политика как инструмент стабилизации в рыночной экономике. Мультипликатор государственных доходов и расходов.

 

Тема 13. Денежный сектор национальной экономики. Денежно-кредитная политика государства

Денежный рынок. Деньги и их функции. Виды денег. Типы денежных систем. Денежные агрегаты. Денежно-кредитная система. Денежная масса, спрос и предложение денег.

Сущность, функции кредита и его формы. Структура кредитной системы государства.

Ценные бумаги и их разновидность. Функционирование рынка ценных бумаг.

 

Тема 14. Макроэкономическая нестабильность

Сущность, причины инфляции. Основные виды и типы инфляции. Измерение инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.

Безработица: сущность, причины. Виды безработицы.

Взаимосвязь инфляции и безработицы.

 

Тема 15. Международная экономика

Основные черты и этапы становления мировой экономики. Международные экономические отношения. Классификация стран по уровню социально-экономического развития. Глобализация мировой экономики.

Международная торговля. Валютные отношения. Валютная политика и валютный курс. Платежный баланс.

 

Заключение

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»

Наименование темы



Всего

учебных часов

Тема 1. Эволюция экономической науки

6

Тема 2. Предмет и метод «экономики»

6



Тема 3. Основы теории рыночного хозяйства

6

Тема 4. Основы теории спроса и предложения

6

Тема 5. Спрос и конкурентное поведение потребителя

6

Тема 6. Предложение и конкурентное поведение производителя: анализ издержек производства

6

Тема 7. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

 

Тема 8. Рынок факторов производства и распределение доходов

6

Тема 9. Макроэкономическая структура национальной экономики

6

Тема 10. Рынок товаров и услуг. Равновесная величина национального производства

6

Тема 11. Цикличность развития экономики и экономический рост

6

Тема 12. Финансовая система и фискальная политика государства

6

Тема 13. Денежный сектор национальной экономики. Денежно-кредитная политика государства

8

Тема 14. Макроэкономическая нестабильность

8

Тема 15. Международная экономика

6

Экзамен

+

ВСЕГО:

96

 

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наиболее важными формами обучения являются лекции и семинарские занятия.

 

Лекция (от латинского lectio – чтение) – систематическое устное изложение учебного материала или какой-либо научной темы. Лекции для студентов читают наиболее профессионально подготовленные преподаватели ВУЗа. Лекция является таким видом учебных занятий, на котором студент получает наибольший объем информации по изучаемому предмету. Кроме предоставления информации, преподаватели будут ставить перед Вами проблемные вопросы, анализировать экономические процессы, нацеливать Вас на самостоятельный поиск и изучение научной литературы.

 

Лекции обычно носят проблемный характер, поэтому принципиально отличаются от той формы обучения, которая принята в школе или в среднем специальном учебном заведении. В рамках этого занятия преподаватель излагает основной или наиболее сложный для понимания материал. Все остальное студент должен почерпнуть в рекомендованной учебной и научной литературе. Причем использовать нужно как можно больше источников. Изучая учебники и учебные пособия, Вы наверняка обратите внимание на то, что на один и тот же вопрос, как правило, нет однозначного ответа, как нет и одинаковых взглядов на одну и ту же проблему. Дело в том, что изучение общественных наук, к которым относится и экономика, предполагает поиск, дискуссию, даже если речь идет о, казалось бы, простых вопросах. Зачастую преподаватель на лекции сравнивает позиции различных экономических школ и излагает собственную, авторскую, точку зрения на рассматриваемую проблему.

 

Подобный подход к преподаванию учебного материала требует и адекватного творческого подхода студентов к его усвоению. Он может выражаться, в том числе, и в технике конспектирования лекционного материала. Во-первых, Вы можете самостоятельно выбирать, какую часть из всего материала, предоставляемого преподавателем, Вам записывать. К лекции нельзя относиться как к диктанту. Вам следует самостоятельно определить, что и в каком виде будет отражено в конспекте рассматриваемой темы.

 

Во-вторых, рекомендуется для экономии времени записи выработать собственную систему сокращений посредством различных символов.

 

В-третьих, лист в тетради для конспектирования можно разделить на две части. На первой Вы конспектируете лекцию, а на второй остается место для ее доработки. Дорабатывать конспект Вы будете в процессе изучения различной литературы. Важное определение, интересные данные или информацию, которую Вы нашли в учебной и научной литературе, следует внести в конспект. Кроме того, интересный материал, который Вы с Вашими товарищами будете обсуждать на семинарском занятии, также следует записывать в этом разделе конспекта.

 

Если Вы будете вести свой конспект, придерживаясь этих рекомендаций, то к завершению изучения данной дисциплины получите материал, который будет содержать максимальный объем информации по всем разделам и темам данной дисциплины, что значительно облегчит Вам подготовку к сдаче экзамена.

 

Семинар (от латинского seminarium – рассадник) — вид учебных занятий, на которых студенты обсуждают под руководством преподавателя подготовленные ими сообщения или доклады.

 

Цель семинара – дать возможность студентам более глубоко проработать проблемы, содержащиеся в программе курса. Для выполнения поставленной цели на занятии проводится:

    Заслушивание и обсуждение докладов, заранее подготовленных студентами.

    Обсуждение вопросов семинарских занятий (предусмотрены два вида вопросов – основные и дискуссионные).

    Обмен информацией, полученной студентами при подготовке к семинару из различных учебных и научных публикаций.

 

Семинар – это не «проверка степени усвоения пройденного материала». Преподаватели стремятся к тому, чтобы превратить семинар в научную дискуссию, т.е. в публичное обсуждение, на котором каждый студент может представить и обосновать собственное понимание рассматриваемой проблемы. Семинар – это самый важный вид занятий, на котором идет формирование и развитие экономического мышления, умения доказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать товарищей. Семинар — это хорошая практика для публичных выступлений.

 

Методика проведения семинара может быть различной (ее выбирает преподаватель). Однако независимо от того, по какому сценарию в Вашей учебной группе будет проводиться семинарское занятие, обязательно хотя бы один из студентов должен выступить с докладом.

 

Дадим некоторые рекомендации докладчику.

На доклад отводится 10-15 минут учебного времени. Из тем, перечисленных в плане семинарских занятий, докладчик выбирает ту, которая, по его мнению, является наиболее интересной и важной для данного занятия.

 

Работа докладчика начинается с подбора экономической литературы и составления плана доклада. При подборе литературы следует, прежде всего, исходить из перечня рекомендованных к данной теме семинара источников, однако докладчик не должен ограничиваться только этим перечнем. Необходимо воспользоваться услугами библиотеки Академии и научных библиотек города. Подбор литературы не должен ограничиваться только учебниками и учебными пособиями. К работе над докладом необходимо активно привлекать научные издания и периодическую печать.

 

После ознакомления с научной и учебной литературой, а также с периодической печатью, составляется резюме (устно) и план доклада (письменно), которые желательно, особенно пока Вы учитесь на первом курсе, согласовывать с преподавателем, ведущим семинарские занятия. В резюме излагается основная идея доклада и последовательность ее изложения. Идею желательно выбирать такую, чтобы доклад представлял собой материал, на базе которого будут рассматриваться выносимые на семинарское обсуждение вопросы. План представляет собой структуру доклада и должен включать: введение, основную часть (рекомендуется два вопроса) и заключение. После одобрения преподавателем идеи и структуры доклада начинается его разработка.

 

Доклад разрабатывается в соответствии с составленным планом. Во введении формулируется актуальность темы, цель и задачи доклада, его связь с темой семинара и дисциплиной в целом, а также указывается последовательность изложения материала.

 

Основная часть содержит обычно два вопроса. В первом вопросе рекомендуется изложить теоретические концепции и положения, которые будут являться основой для рассмотрения второго вопроса. Сделанный по первому вопросу вывод должен дать возможность перейти к изложению второго вопроса. Излагая материал второго вопроса, необходимо рассмотреть, как используются те или иные теоретические положения в хозяйственной практике государства, отдельного региона, фирмы или домашнего хозяйства.

 

Заключение должно содержать основные выводы и рекомендации и демонстрировать, какие задачи были решены докладчиком в процессе его работы.

 

В ходе доклада рекомендуется использовать схемы, на которые выносятся рисунки, таблицы, графики. Можно использовать аудиторную доску. Приветствуется, если докладчик устраивает выставку использованной литературы.

 

После завершения доклада предполагается выделение времени на вопросы. Вопросы задают студенты и преподаватель, докладчик дает ответы.

 

Доклад оценивается преподавателем по совокупности следующих показателей (в оценке принимают участие студенты):

    степень обоснованности актуальности темы;

    степень теоретической и прикладной разработки проблемы доклада;

    умение делать выводы;

    степень использования современной научной, учебной и периодической литературы;

    умение отвечать на вопросы аудитории;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: