Проблемы малого бизнеса


Проблемы малого бизнеса: первое место

Как и всегда, на первом месте в числе негативных процессов рынка, отрицательно влияющих на осуществление бизнеса, было названо падение спроса на продукцию, товары и услуги, предлагаемые российскими предпринимателями. Об этом заявили около 29,6 % бизнесменов. В принципе, учитывая изменчивость спроса, вызванную колебаниями покупательной способности россиян, эта проблема практически неотступно следует за любым игроком отечественного рынка. Что примечательно, в прошлом году эта проблема волновала 45% предпринимателей, а значит, сдвиг в положительную сторону все же произошел.

Снижение актуальности озвученной проблемы вызвано либо все тем же изменением покупательной способности, либо российский малый бизнес немного изменил номенклатуру своей продукции и услуг в более конкурентоспособном направлении. По крайней мере, последнее виделось наиболее оптимальным средством решения поставленных задач.

Проблемы малого бизнеса: второе место

29,1 % бизнесменов назвали в качестве второй по важности проблемы в своей работе – дефицит финансовых ресурсов. За прошлый год этим были обеспокоены 37 % предпринимателей. При этом малый бизнес указал, что большинство услуг кредитно-финансовых учреждений в этой области, по-прежнему остаются недоступными или невыгодными для развития, о чем я в принципе писал в статья про банки и малый бизнес, а так же про основные причины отказов в выдаче кредитов для предпринимателей.

Проблемы малого бизнеса: прочие факторы

Не могли не попасть в число проблем малого бизнеса и затраты, влияющие на конечную стоимость выпускаемой продукции. Так, в этот список попали постоянно растущие тарифы на коммунальные и сопутствующие им услуги. Причем такая проблема оставалась стабильно значимой как в этом году – 29,1 %, так и в прошлом – 29 %.

Больше стала беспокоить российский малый бизнес возрастающая конкуренция, вызванная увеличением количества «игроков» на большинстве сегментов рынка, занимаемых именно малым и средним предпринимательством. Причем если ранее об этом высказались 19 % опрошенных, то в текущем году такой показатель составил уже 24,3 %. Не удивительно, ведь наша страна успела еще и войти в ВТО (более подробно об этом тут)

12,6 % бизнесменов высказались о том, что одной из проблем ведения бизнеса является сложность взыскания денежных средств с покупателей, воспользовавшихся получением товаров и услуг в рассрочку, либо без предоплатной системы расчета (кстати говоря, не забывайте про правила работы с рекламацией). Правда по сравнению с прошлым годом, когда этот показатель составлял более 22 %, ситуация немного улучшилась.

А вот так называемое «налоговое бремя» не только не потеряло своего места в списке проблем малого бизнеса, но и упрочило его. Если в прошлом году о его значительности среди расходов компании говорили лишь 15 % предпринимателей, то сейчас о высоких налоговых ставках упомянули 24,8 % опрошенных. Причем данная проблема, не может быть решена малым и средним бизнесом собственными силами даже в результате самых грамотных управленческих решений, хотя в рубрике «бюрократия» я позволяю себе рассуждать на подобные темы.



Несмотря на довольно существенный уровень безработицы, в том числе и среди квалифицированных кадров, возросла степень значимости такой проблемы современного бизнеса, как нехватка грамотного персонала на рынке труда. Эта проблема затронула в текущем году 27,7 % бизнесменов, тогда как аналогичный период прошлого года показал ее актуальность лишь для 8 % предпринимателей.

Тяжелые для российского малого бизнеса условия, устанавливаемые контрагентами и поставщиками сырья, немного облегчились. По крайней мере, 19 % ранее заявлявших об этом предпринимателей, составили в этом году чуть более 10 %. Такая ситуация обусловлена скорее всего тем, что названные поставщики сами испытывают определенный дефицит спроса и нехватку финансовых ресурсов в силу слабой платежеспособности контрагентов, что вынуждает более лояльно относиться к своим потребителям, хотя подобное негативное явления я предвидел еще в статье про оптовую и розничную торговлю.

Среди прочих проблем, прямо или косвенно влияющих на свободу ведения малого бизнеса в стране, предприниматели указали также на проверки контролирующих органов – 7,8 %, коррупцию и преступность – 9,2 %, повышение арендной платы за использование муниципального и государственного имущества – 8,3 %.

Довольно интересно выглядит динамика такой проблемы как инфляция и ослабление курса российской валюты. Если раньше на слабость рубля жаловались 34 % предпринимателей, то сейчас на это указывают лишь 5,3 %. Остается гадать, либо рубль, как следует из заверения государственных финансовых чиновников, действительно укрепляется, либо актуальность данной проблемы «гаснет» на фоне других, более значимых для малого бизнеса процессов.

Так или иначе, отечественное предпринимательство сказало свое слово и тем самым наметило общероссийские проблемы малого бизнеса, волнующие предпринимателей в любом регионе. Остается лишь выработать конкретные меры, направленные если не на успешное, то хотя бы с минимальными потерями решение таких проблем и начать действовать. Как показывает практика, несмотря на все трудности, малый бизнес в нашей стране по-прежнему работает и всеми силами пытается решать множество задач по удовлетворению потребностей российского потребителя. Посему пожелаем ему удачи в 2013 году и предлагаю нам с вами, дорогие читатели, приложить максимум усилий для его укрепления в нашей любимой стране.

На сегодня все, лично мне показалось данное исследование очень занятным и своевременным, поскольку мы четко видим наметившуюся тенденцию роста сегмента малого бизнеса. Однако бизнес, как известно, надо открывать с умом, а значит в очередной раз я предлагаю подписаться на блог по форме под статьей, поддержать статью в социальных сетях, а так же не тянуть время до открытия своего собственного дела, ведь даже это исследование подтверждает, что конкуренция из года в год только растет. Спасибо за внимание, до связи.




Предыдущий:

Следующий: