Преддипломный отчет

ВВЕДЕНИЕ

Повышение эффективности общественного производства требует постоянного совершенствования уровня организации на каждом его участке. Для решения этой задачи большое значение имеет наличие у инженерно-технических работников необходимых знаний и опыта в области оценки экономической эффективности проектируемых средств, технологических процессов, организации производства и эксплуатации машин.

Развитие авиационной техники последние годы характеризуется интенсивным проектированием новых, все более современных конструкций самолетов, обладающих высокими тактико-техническими характеристиками. Это обстоятельство привело к усложнению конструкции самолетов, применению новых материалов, соединений и технологических процессов. Возросли требования к надежности и качеству изделий, усложнился технологический процесс и увеличился цикл производства и, как следствие, резко возросли затраты на подготовку и производство самолетов.

На сегодняшний день, основным способом достижения высокой точности изготовления летательного аппарата, является применение плазово-шаблонного метода увязки конструкции самолета, технологической и сборочной оснастки.

Уменьшение цикла сборки на участке детальной сборки стабилизатора можно достичь совокупностью организационно-техническими мероприятиями по рациональной организации рабочих мест, обеспечивающей безопасность работы, рост производительности труда и повышение качества выпускаемой продукции.

1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Краткая характеристика объекта практики

На Иркутском авиационном заводе существует комплекс цехов АСП, в каждом из которых выполняются определенные виды работы.

В них производится: детальная сборка, узловая сборка, стапельная сборка и вне стапельная сборка.

В цехе сборки оперения самолета-перехватчика производится сборка оперения и узлов к этому агрегату:

В агрегатно-сборочном цехе 243 производятся следующие виды работ:

- Сборка каркаса стабилизатора;

- Сборка каркаса киля;

- Сборка НЧК (киля);

- Сборка КЧК;

- Сборка корневой части стабилизатора;

- Сборка панелей стабилизатора;

- Сборка панелей киля;

- Сборка крыла;

- Сборка руля направления;

- Сборка НЧК (крыла);

- Сборка ХЧК (крыла);

- Сборка каркаса флапперона;

- Сборка флапперона;

- Сборка законцовки крыла;

- Сборка отклоняемых носков 1 и 2 секциии.

Также в цехе 243 производится окончательная сборка и непосредственно сдача крыла учебно-боевого самолета Як-130.

Описание конструкции узла

Корневая часть стабилизатора самолета СУ-30МК

Корневая часть стабилизатора выполнена цельнометаллическим узлом. В состав корневой части входят: 10 нервюр, с помощью которых образуется наружный аэродинамический обвод; нож; верхняя и нижняя обшивки, с помощью которых также формируется аэродинамический обвод; силовые нервюры; лонжерон; стенки.

На корневой части стабилизатора установлен обтекатель привода, который в свою очередь состоит из 5 нервюр, силовых накладок и крышек вала привода.

Стенка – плоская деталь, изготовленная из листа материала В95пчАТ2 толщиной 0.8 мм. На стенку установлены все остальные детали панели.

Накладки – плоские детали, изготовленные так же из листа материала В95пчАM толщиной 1 мм. Усиливают конструкцию панели в местах проемов в стенке.

Уголок – деталь продольного силового набора. Уголок изготовлен из стандартного профиля уголкового сечения 410038 материала В95пчАТ2.

Расположение заклепочных швов продольное. Расположение точек силового замыкания – однорядное.

Анализ технологичности узла

Технологичными называются конструкции, которые при обеспечении эксплуатационных качеств изделия позволяют в условиях данного типа производства достигать наименьшей трудоёмкости изготовления. Однако существует целый ряд показателей технологичности, не зависящих от типа производства.

Проведя необходимые расчеты показателей технологичности, значение коэффициента технологичности получилось 11.295. Тем самым узел корневая часть стабилизатора признается технологичным узлом.

Технические требования на сборку узла

Неуказанные предельные отклонения размеров, формы и происхождения поверхностей по ОСТ 1 00022-80;

Клепать по ПИ 249-78, ОСТ 1 41599-84 и ОСТ 1 42222-85;

Стопорение болтов производить по 2.1 – ОСТ 39502-77;

Болты и винты по крышке люка ставить на смазке ЭРА;

Заклёпки по задней кромки ставить на сырой грунтовке ЭП – 0215. Головки заклёпок покрыть эмалью ЭП – 140 серая на грунтовке ЭП – 0215;

Отверстия под болты разделывать по Н12;

При наличии зазоров до 0,5мм между обшивкой и диафрагмами для заполнения зазоров применять заполнитель ЗП – 3 по РТМ 1.4.1334 – 84;

Шайбы ставить на сырой грунтовке ЭП – 0215;

Крышку люка маркировать номером комплекта, номером чертежа эмалью ЭП – 140 чёрная, шрифтом ПО – 8 с внутренней стороны в центре крышки;

Отклонение поверхности от теоретического контура (ТК):

± 1,2мм

Зазоры в стыке обшивок не более 1мм;

Болтовые соединения выполнять по ТИ – 236;

Герметизацию люков производить герметиком У-30МЭС-5НТ методом гермотеснения по ТИ 144;

Детали БЧ изготавливать по данным геометрической увязки;

Детали БЧ из Д19чАМ калить и естественно старить по ПИ 1.2.255-83.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Анализ существующего технологического процесса

В связи с серийным выпуском изделия, технологический процесс выполнен в операционном исполнении. Одним из важнейших достоинств является то, что сборка корневой части стабилизатора осуществляется в стапеле сборки

Для обеспечения точности сборки применяется метод сборки в приспособлении.

К достоинству технологического процесса можно отнести обеспечение требуемой точности выполнения и качества сборки.

Основным недостатком существующего технологического процесса можно считать ручную клепку (сборка панели с диафрагмой).

Все это, во-первых, отрицательно влияет на качество выполнения сборочных работ, во-вторых, увеличивает общую трудоемкость технологического процесса сборки.

2.2 Оборудование и инструмент, краткая техническая характеристика оснастки

Краткая характеристика оснастки

Стапель представляет собой сварную раму прямоугольного сечения с прямой балкой, установленную на две опоры. Рама представляет собой замкнутую прямоугольную конструкцию, сваренную из швеллера.

На раме с обеих сторон рамы установлено 5 пар рубильников, которые крепятся к вилкам (залитым цементом) штырями. Рубильники расположены по осям нервюр с эквидистантой 3 мм и предназначены для фиксации нервюр.

В нижней части стапеля расположена линейка для фиксации задней кромки корневой части. Для осуществления сборки с эквидистантой предусмотрены компенсаторы.

В верхней части стапеля расположено 2 винтовых прижима для фиксации лонжерона.

Габариты приспособления 1750мм х 2495мм х 720мм.

На пол цеха приспособление устанавливается на 2 специальные опоры.

Оборудование и инструмент

При сборке корневой применяется следующая оснастка, оборудование и инструмент:

Приспособление для сборки корневой части;

Пневмоинструмент:

-Дрель пневматическая СМ 12-9-2500;

-Клепальный молоток пневматический КМП-14;

-Пылесос ОМ 3345;

Различные комплектующие:

-Комплект сверл;

-Сверло развёртка;

-Комплект зенковок;

Отвёртка, линейка, напильник, кисть художественная, виброподдержка 2КГ; Обжимка;

Также применяется следующее оборудование для контроля:

-Приспособление индикаторное 999.87.01-7001;

-Щуп № 1 ГОСТ. 882;

-Калибры.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организация рабочих мест

Большое влияние на производительность труда и качество продукции имеет правильно организованное обслуживание рабочего места материалами, деталями, приспособлениями, инструментом, технической документацией, атакже обеспечение текущего ремонта и надзора за оборудованием и уборка рабочего места.

Обслуживание рабочего места — это система мероприятий, направленных на обеспечение работы всем необходимым для бесперебойного хода производственного процесса.

Качество обслуживания рабочих мест зависит от состояния оперативно-производственного планирования и уровня организации вспомогательных служб предприятия и цеха. Каждый рабочий на своем рабочем месте обязан осуществлять такие функции:

- до начала работы подготовить оборудование к работе, ознакомиться со сменным заданием, подготовить инструмент и т. п.;

- во время работы поддерживать порядок и чистоту на рабочемместе, исправлять мелкие дефекты, смазывать оборудование,сигнализировать обслуживающему персоналу о необходимых услугах;

- после работы сдать или убрать инструмент и приспособления,убрать рабочее место.

На основе функционального разделения труда существуют следующие функции обслуживания рабочих мест:

- ремонтная;

- обеспечения инструментом;

- наладочная;

- материального снабжения;

- транспортная;

- технического контроля;

- организационная.

Организация технического контроля

Под техническим контролем понимается проверка соответствия изделия установленным тех. требованиям тех. документации. Контроль делится на два этапа:

- Снятие первичной информации;

- Сравнение этой информации с требованиями тех. документации.

На участке узловой сборки применяются следующие виды контроля:

- Пооперационный — контроль по этапам технологического процесса, осуществляется после каждой операции.

- Ручной — контроль продукции осуществляется человеком с помощью простейших измерительных инструментов и приборов.

- Сплошнойпредусматривает проверку всех параметров каждой единицы продукции с одинаковой полнотой.

Контроль продукции на участке осуществляется по схеме:

«исполнитель» — «мастер» — «контролер БТК».

Подъемно-транспортное оборудование

Участок, на котором производятся сборочные работы, располагается в цехе сборки оперения. Вследствие того, что собранные узлы имеют значительные габариты и массу, важное значение имеет решение задачи оптимальной организации транспортных работ.

Подвоз комплектующих деталей производится с помощью электрических кар, для проезда которых в цехе созданы специальные проездные пути. Перемещение собранных на участке узлов осуществляется вручную и с помощью крана. Также подвоз комплектующих производится с помощь ручных тележек.

Механизация и автоматизация технологических процессов

Разработка механизации и автоматизации технологических процессов на участке сборки стабилизатора целесообразно и экономически эффективна.

При клепке ножа корневой части стабилизатора в сборочном приспособлении применяется ручная ударная клепка прямым методом, тем самым это является большим недостатком в экономическом плане. То есть, возможность получить брак при этом методе клепки высока. Частые утяжки пакета требуется устранять, тем самым увеличивается время производства. Также при клепке по неосторожности можно нанести деформацию по обшивке и другим частям узла.

Структура предприятия

Отдел главного конструктора

Основными задачами службы главного конструктора являются:

- качественная и своевременная отработка конструкторской документации на новые изделия;

- повышение надежности и увеличение ресурсов серийных изделий, отработка их на технологичность изготовления;

- оперативное решение технических вопросов для обеспечения своевременного выпуска в заданном объеме надежных изделий;

- разработка серийной конструкторской документации, в том числе эксплуатационной и ремонтной, протоколов испытаний, инструкций по проверке изделии.

Отдел труда и заработной платы

Бюро труда и заработной платы, занимается разработкой контрольных цифр по улучшению производительности труда, а также занимается контролем по распределению заработной платы.

Планово-экономический отдел

Отдел является структурным подразделением предприятия, подчиняется заместителю директора по экономике и обеспечивает организацию перспективного и текущего технико-экономического планирования работы предприятия и его подразделений, организацию работы по подготовке и оформлению договорной документации. Начальник отдела имеет высшее экономическое образование и практический стаж работы на экономических и руководящих должностях.

Схема структурных отделов показана на рисунке 1.

Рисунок 1 – Схема структурных отделов.

НАЧАЛЬНИК АСП

Зам. Нач. АСП по производству

ПДО

Нач. цехов

Зам. Нач по производству

Нач. участка

Мастер

Планово-экономический отдел

Бюро норм.

Экономическое бюро

Плановое бюро

Зам. Нач. АСП по техническим вопросам

Ремонтно-эксплуатационный отдел

Механик

Завхоз

Технологический отдел

Зам. по оснастке и инструменту

Тех. бюро цехов

Инженер по оснастке и инструменту

ИРКА

НАЧАЛЬНИК АСП

Зам. Нач. АСП по производству

ПДО

Нач. цехов

Зам. Нач по производству

Нач. участка

Мастер

Планово-экономический отдел

Бюро норм.

Экономическое бюро

Плановое бюро

Зам. Нач. АСП по техническим вопросам

Ремонтно-эксплуатационный отдел

Механик

Завхоз

Технологический отдел

Зам. по оснастке и инструменту

Тех. бюро цехов

Инженер по оснастке и инструменту

ИРКА

Структура управления цехом и участком

На основе производственной структуры разрабатывается генеральный план предприятия, т.е. пространственное расположение всех цехов и служб, а также путей и коммуникаций на территории завода. При этом должна быть обеспечена прямоточность материальных потоков. Цехи должны быть расположены в последовательности выполнения производственного процесса.

В сборочных цехах производят сборку сборочных единиц и изделий, их регулировку, наладку, испытания.

Цех — это основная структурная производственная единица предприятия, административно обособленная и специализирующаяся на выпуске определенной детали или изделий либо на выполнении технологически однородных или одинакового назначения работ. Цехи делятся на участки, представляющие собой объединенную по определенным признакам группу рабочих мест.

Структура управления цеха и участка показана на рисунке 2.

НАЧАЛЬНИК АСП

НАЧАЛЬНИК АСП

Нач. участка

Нач. участка

Зам. Нач по производству

Зам. Нач по производству

Нач. цеха

Нач. цеха

ПДО

ПДО

Зам. Нач. АСП по производству

Зам. Нач. АСП по производству



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: