Порядок создания и ликвидации предприятия

Порядок создания и ликвидации предприятия.

Предприятие может быть учреждено по решению собственника имущества или уполномоченного им органа. Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным органом власти по месту учреждения предприятия. Решение о регистрации или отказе в регистрации должно быть принято не позднее, чем в месячный срок с момента подачи документов. Отказ в регистрации возможен только в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства.

Общие условия создания предприятия:

решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа;

наличие разрешения на использование земли, других природных ресурсов, которое выдается местным органом власти;

наличие юридического адреса;

согласие соответствующего органа (в случае преобразования государственного предприятия);

регистрация.

 

В работе по созданию предприятия можно выделить два основных этапа: подготовительный, оформление документов и регистрация.

На подготовительном этапе важно осуществить следующее: оценить имеющиеся возможности (свои и партнеров), ответить на вопросы: в чем заключается конструктивная идея, какова ее конкурентоспособность, какие имеются ресурсы для ее реализации, определить конечные цели; определить задачи и основные направления деятельности.

На втором этапе разрабатываются учредительные документы: устав и договор учредителей предприятия.

 

Устав - это конституция предприятия, основной закон его деятельности. В уставе определяются цели, задачи и профиль предприятия, сфера его деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества, распределения дохода, условия реорганизации.

 Единой формы устава не существует.

 Однако в нем должно быть отражено следующее:

вид предприятия,

его наименование и местонахождение,

организационно-правовая форма,

предмет и цели деятельности,

органы управления и контроля, их компетенция,

порядок образования имущества предприятия, его выкупа, распределение прибыли,

условия реорганизации и прекращения деятельности.

Вторым учредительным документом предприятия является договор учредителей. В нем перечисляются учредители, фиксируется размер вклада каждого учредителя в уставный капитал предприятия, определяется, кто уполномочен совершать те или иные сделки, как распределяется прибыль. После оформления документов их представляют на регистрацию.

 Оформление учредительных документов.

Государственная регистрация

 

Любой гражданин, достигший 18-летнего возраста, если он не признан судом полностью или частично недееспособным, может стать предпринимателем. Гражданин вправе заниматься предпринимательством без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

 

Сведения о государственной регистрации представляются налоговым органам.

Зарегистрировав предприятие, предприниматель получает все хозяйственные права: может открыть счет в банке, осуществлять безналичные расчеты, обзавестись печатью с наименованием предприятия и штампом, заключать договора от имени предприятия с другими предприятиями и частными лицами и др.

Карточка с образцами подписей и оттиска печати содержит подписи тех лиц, которым предоставлено право первой и второй подписи на платежных документах. Право первой подписи принадлежит директору предприятия, право второй подписи — бухгалтеру, а в его отсутствие, по решению директора, лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета и составление отчетности. Карточка с образцами подписей и оттиска печати подписывается директором и бухгалтером предприятия. Эти подписи должны быть заверены учредителем, а при самоутверждении — нотариусом.

При временном отсутствии печати у вновь созданного предприятия руководитель банковского учреждения имеет право разрешить ему представлять в банк расчетно-денежные документы без оттиска печати.

После оформления карточки с образцами подписей, в банк предоставляются следующие документы:

заявление об открытии счета;

карточки с образцами подписей и оттиска печати;

копия решения учредителей о создании предприятия;

устав предприятия (оригинал);

копия решения местной администрации о регистрации предприятия.

 

На их основании банк откроет расчетный счет, который станет одним из основных реквизитов предприятия и будет фигурировать во всех финансовых документах.

Параллельно с открытием счета необходимо получить в органах милиции разрешение на изготовление собственной печати. Наличие печати и расчетного счета позволяет предприятию заключить свой первый договор. Он заключается с банком, который будет вести финансовые дела предприятия. Со своей стороны банк определяет время обслуживания предприятия и выдает чековую книжку, по которой можно будет получать деньги.

 Лицензирование

 Отдельными видами деятельности, перечень которых определен Федеральным законом, предприниматель вправе заниматься лишь на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования.

Сертификация

 

Нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан может быть связано не только с осуществлением каких-либо видов деятельности, но и использованием при производстве продукции некачественных материалов и запрещенных технологий, а также производством продуктов потребления, вредных для жизни и здоровья людей. Поэтому многие виды продукции и услуг подлежат обязательной сертификации. Сертификация продукции — процедура тестирования, проверки, испытания продукции или услуг, производимых предпринимателями, на соответствие требованиям, установленным стандартами, техническими условиями или другими нормативными актами по качеству, техническим параметрам, безопасности и т.д., в зависимости от вида продукции. Сертификация производится независимыми от изготовителей, продавцов, исполнителей и потребителей организациями и подтверждается выдаваемыми ими удостоверениями в письменной форме.

 

 

Ликвидация предприятия.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предприятие ликвидируется в следующих случаях: признания его банкротом; принятия решения о запрете деятельности предприятия из — за невыполнения условий, установленных законодательством Российской Федерации; признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия; по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Российской Федерации и входящих в ее состав республик.

 

С 8 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)». В законе дано определение банкротства, типы процедур, применяемых к банкротам.

 Правовые и экономические отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) организаций, отличаются большой спецификой и регулируется специальным законодательством.

 Гражданский кодекс РФ (ст. 65) определяет круг организаций, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Что касается коммерческих организаций, банкротами могут быть признаны любые из них, за исключением казенного предприятия. Перечень организационно — правовых форм коммерческих организаций содержится в п. 2 ст. 50 ГК РФ.

 Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается объявленная арбитражным судом или должником неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Внешним признаком несостоятельности является приостановление текущих платежей, когда предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечивать выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

 Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника. Причем размеры претензий к должнику в совокупности должны быть не меньше 500 установленных законодательством размеров минимальной заработной платы.

Типы применяемых к должнику процедур: реорганизационные; ликвидационные; мировое соглашение.

 Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию.

 Основанием для установления внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия для продолжения его деятельности путем реализации части имущества должника и осуществления других организационных и экономических мероприятий, а также заключения мирового соглашения с кредиторами. Продолжительность проведения процедуры внешнего управления имуществом должника не должна превышать 12 месяцев.

 В зависимости от результатов проведения внешнего управления имуществом арбитражный суд может: принять решение о завершении процедуры внешнего управления имуществом должника и прекращении производства по делу о банкротстве предприятия либо решение об утверждении мирового соглашения; принять решение о прекращении внешнего управления имуществом должника, признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.

 

Санация. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия для продолжения деятельности путем оказания предприятию финансовой помощи его собственником или третьими лицами.

 

При удовлетворении ходатайства о санации арбитражный суд объявляет конкурс желающих принять в ней участие. Если по истечении срока подачи заявлений на участие в конкурсе желающих участвовать в санации не оказалось, арбитражный суд отклоняет свое решение о ее проведении и принимает иное решение.

 

К ликвидационным процедурам, применяемым к предприятию-должнику, относятся: принудительная ликвидация предприятия на основе конкурсного производства; добровольная ликвидация предприятия.

 

Признание предприятия банкротом означает, что арбитражный суд принимает решение о принудительной ликвидации предприятия. Она осуществляется в порядке конкурсного производства.

 

Арбитражный суд назначает на предприятие конкурсного управляющего, который получает следующие права: распоряжаться имуществом должника; изучать обоснованность требований кредиторов; формировать состав ликвидационной комиссии и руководить ее работой и т. д. Созданная на предприятии ликвидационная комиссия проводит оценку стоимости имущества предприятия, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов из стоимости имущества предприятия. Имущество предприятия-банкрота подлежит продаже покупателю, предложившему самую высокую цену.

 

Добровольная ликвидация предприятия проводится по решению его собственников под контролем кредиторов. Собственники предприятия принимают решение о его ликвидации, информируют об этом кредиторов, производят расчеты с ними. Добровольная ликвидация предприятия проводится во внесудебном порядке, т. е. без подачи заявления в арбитражный суд и открытия конкурсного производства.

 

На любом этапе производства по делу о банкротстве предприятия между должником и кредитором может быть заключено в письменной форме мировое соглашение (отсрочка, рассрочка, изменение обязательств должника и др.), которое подлежит утверждению арбитражным судом и считается принятым, если за него высказались большинство кредиторов от их общего числа. Оно вступает в силу со дня утверждения его арбитражным судом и является обязательным для всех кредиторов.

Предыдущий:

Следующий: