Политология ответы на вопросы.


1. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политической науки.

Политология – наука, которая имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного явления: 1) выявление на макро- и микроуровне ее необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений; 2) определение основных тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах, ближайших и конечных перспектив развития, 3) выработка объективных критериев социального измерения политики.

Объектом политологии является политика, политическая сфера жизни общества. Существуют три уровня изучения политики. 1) Политическая теория, изучающая наиболее общие закономерности становления, развития и смены политических систем; понятия и категории. 2) Рассмотрение реальных политических процессов применительно к конкретному этапу общественного развития, разработка теории и методики исследования политической жизни. 3) Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики.

Подходы к определению политики: 1) Институциональный – он трактует совокупность политических институтов, форм и процедур, базирующихся на праве; 2) Социологический – политика есть выражение и регулирование потребностей и интересов социальных групп; 3) Технический – совокупность действий о завоевании, удержании и использовании власти; 4) Коммуникативный – рассматривает политику как всеобщее средство взаимодействия людей.

Политика появляется там, где уже нет естественного согласия, но существует необходимость в согласованном поведении различных групп в обществе и в обеспечении целостности общества.

Субъектом политики является носитель предметно-практической деятельности, обладающий сознанием и способностью к осмысленному и целенаправленному действию. 1-ая группа субъектов: объективно существующая, основные социальные общности и единицы (народ, нация, молодежь, индивид и т.д.). 2-ая группа субъектов: социальные институты и организации, которые формируются людьми с целью участия в политике (гос-во, политические партии, общественные организации и т.д.).

2. Методы и функции политологии. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками.

Методы политологии: 1-ая группа методов – общие методы исследования политики (социологический, культорологический, нормативно-ценностный, функциональный, системный, институциональный, психологический, исторический и т.д.); 2-ая группа методов – общелогические методы (индукция и дедукция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, мысленный эксперимент, математические, кибернетические, прогностические и другие подобные методы); 3-яя группа методов – методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах (использование статистики, в первую очередь электоральной; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; деловые игры, особенно плодотворные при принятии политических решений; наблюдение, осуществляемое исследователем, являющимся непосредственным участником реальных политических событий, или наблюдение за поведением людей, находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и др.).

Как и в любой другой области общественного знания, содержание политологии наиболее полно проявляется в ее функциях. К числу важнейших функций политологии следует отнести: 1) теоретическую, 2) методологическую, 3) практическую, 4) прогностическую.

Теоретическая функция политологии имеет своей целью, прежде всего, разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах.

Методологическая функция состоит в том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности.

Практическая функция тесно связывает между собой два аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он находит свое выражение прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в реагировании на потребности политической практики. Второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью.

Прогностическая функция предполагает: 1) определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества, 2) заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта, 3) моделирование политических процессов и отношений.

Теоретическая, методологическая, практическая и прогностическая функции политологии в наибольшей степени отражают ее связь с жизнью. Вследствие осуществления именно названных функций политология выступает как наука действующая, а не созерцательная.

3. Политика как общественное явление. Функции политики. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни.

«Политика» — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.

Научные трактовки термина «политика» отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений.

Политика – область целенаправленных отношений между субъектами политики по поводу использования институтов публичной власти в интересах реализации наиболее значимых потребностей.

Функции политики: 1). обеспечение целостности и стабильности в обществе, 2). мобилизация и эффективность общей деятельности, 3). управленческая, 4). рационализация, 5). политическая социализация.

Чем меньше у политической сферы функций, тем наиболее развито общество.

4. Мораль и политика. Нравственные основы политических отношений.

Мораль – особая, специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и реальное поведение людей, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости и других подобных критериев и идеалов.

Мораль и политика как специализирующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют и общие черты, и отличия. Обе этих сферы вырастают из единого источника — противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека — с одной стороны, и его коллективной природой, «обреченностью» жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто существовать, быть человеком без других людей — со стороны другой.

Рост разнообразных потребностей, опережающий возможности их удовлетворения, порождает у индивида целый ряд искушений получать блага за счет других людей и природы, создавая тем самым угрозу как отдельным личностям, так и всему человеческому роду. Таких искушений у человека достаточно много.

Мораль удерживает человека от опасных для него искушений, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью.

Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач. Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали, как ее специфическое дополнение.

Несмотря на элементы общности, политика имеет и принципиальные отличия от морали. Важнейшим из них является конфликтность политики.

Непосредственным источником политики являются экономические и другие насущные интересы людей, причем в первую очередь интересы крупных социальных групп: наций, классов, слоев и т.п. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды. Поэтому соперничество моральных и политических мотивов поведения — это борьба духовных ценностей и непосредственных, прежде всего материальных, личных интересов.

Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик — отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика же носит групповой, коллективный характер. В ней индивид выступает как часть или представитель класса, нации, партии и т.п. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях.

Политика ситуативна. Ориентируясь на успех, она призвана учитывать реальную ситуацию, все факторы, способные повлиять на достижение целей. Моральные же требования в своей основе универсальны и, как правило, независимы от конкретной обстановки.

Важнейшей отличительной особенностью политики является также опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований.

5. Политическая мысль Древнего Мира.

Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка.

В Древнем Востоке (Египет, Китай, Вавилон) политика не являлась самостоятельной отраслью знаний, господствовало божественное понимание власти (Конфуций).

В Древнем Риме и Греции политика стала самостоятельной частью философии, Даётся анализ государства и определяется наилучшая форма управления (Аристотель, Соломон, Демокрит, Сократ, Платон, Цицерон, Лукреций).

Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Тем самым закладывается основа собственно теоретических исследований политики. Этот процесс связан прежде всего с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля.

Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо. Учитывая огромные заслуги Аристотеля в развитии политической мысли, его нередко называют родоначальником, отцом политической науки.

6. Политические концепции Средневековья и эпохи Возрождения.

Наиболее четко размежевание политической науки, философии и этики осуществил в XVI в. Н. Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, уподобил политические процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Его творчество не только ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовало сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению реальных задач борьбы за власть и ее удержание.

Характерной чертой развития политики в эпоху Средневековья является усиление религиозных деятелей, обоснование теологической теории в политике (обоснование особенностей религии в политике государства) (А.Блаженный, Ф.Аквинский, И.Златоус).

Характерной чертой развития политики в эпоху Возрождения является развитие гуманизма, анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства (М. Маккиавели, М.Лютер, Т.Мор, Т.Гоббс, Д.Локк, Вольтер).

7. Политическая мысль Нового Времени.

Политические учения Нового Времени связаны с такими именами как Монтескье, Ж.Ж.Руссо, А.Токвиль, Д.Миль, Г.Гегель, Н.Г.Чернышевский, А.Н.Родищев, Маркс и Энгельс.

Характерные черты развития политики: формирование идей либерализма; обоснование необходимости разделения властей; характеристика правового государства; анализ механизма буржуазной демократии; формирование концепции прав человека и гражданина.

9. История политической мысли в России.

Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и ряд других исследователей, а также марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие попытки создания «марксистско-ленинской политической науки» и активизации политических исследований успеха не имели. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других сильно идеологизированных дисциплин. Однако их познавательные, эвристические возможности были ограничены догмами официального марксизма и общим положением обществоведения как служанки власти.

Отношение к политологии начало меняться лишь во второй половине 80-х гг.

11. Многовариантность концепций власти. Сущность политической власти, ее атрибуты, структура.

Политическая власть — это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств — права, авторитета, воли, принуждения. В политологии часто встречаются следующие подходы к истолкованию власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский. Биологический подход: власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животными. Антропологический подход: политическая власть распространяется на все социальные, в том числе и доклассовые образования; социальные антропологи объявляют политическими всякие действия, опирающиеся на власть и авторитет. Психологический подход: власть — это явление не общественное, а психологическое. Социологический подход: сведение власти к политическому влиянию одной группы на другую. Философский подход: власть есть способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т. д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств.

Условия необходимые для появления власти: наличие не менее двух субъектов, необходим приказ, должно быть повиновение кому приказывают, приказ должен быть выполнен.

Атрибуты власти: 1) Суверенитет – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенства данного соц.субъекта (независимость, неделимость); 2) Воля – наличие у политического субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости добиваться её осуществления; 3) Авторитет – общепризнанное в стране и за её пределами влияние политической власти; 4) Принуждение – осуществление властвующим субъектом своей воли всевозможными средствами, вплоть до применения физич. насилия. Главным источником политической власти является закон, а затем уже авторитет, сила, богатство, престиж, хоризма, тайна, знания.

Впервые разделение властей предложил Лог, а окончательное оформление и развитие Монтескье. Структура: по горизонтали – законодательная, исполнительная, судебная; по вертикали (административное ведение власти) – центральная, областная, городская, районная.

12. Функции политической власти. Ресурсы и способы реализации власти.

Политическая власть – особый вид общественной власти, объективно обусловленный формой собственности и представляющий собой способности субъектов власти реализовывать свои социальные интересы.

Функции политической власти: 1) формирование политической системы общества; 2) руководство органами государственной власти и государственного аппарата; 3) осуществление контроля за деятельностью политических и неполитических организаций; 4) укрепление стабильности существующей политической системы, разрешения конфликтов, поддержание общественного порядка.

Ресурсы власти – совокупность методов и средств, с помощью которых реализуется властная воля.

1) материальные – всё то богатство, что находится под землёй, на земле и над землёй.

2) социальные – система образования, здравоохранения, система социального обеспечения.

3) информационные – любая власть является самым крупным держателем информации (внутренние, внешние).

4) духовные – все традиции общества, культурное наследие, настроение людей, отношение людей к власти, стране и т.д.

5) силовые – армия, милиция, всё вооружение используемое властью.

6) демографические – всё то население, которое имеется в той или иной стране.

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который характеризуется прежде всего способами и механизмом властвования. Существуют два главных способа властвования (два «лица власти»). Первый из них заключается в побуждении объекта к определенным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении бездействия подвластных, блокировании нежелательных для руководства видов их поведения.

13. Легитимность и легальность политической власти. Типы легитимного господства.



Легитимность (от лат. — законность) – признание населением данной власти и её право управлять.

Легальность – юридическое обоснование власти, её законность и соответствие правовым нормам.

Легитимность не может быть навязана населению, это добровольное признание власти, которое находится в сознании человека. Легитимность не обладает юридической функцией и является элементом подсознания человека. Легитимность – величина непостоянная, она может меняться от самой деятельности власти (увеличиваться или уменьшаться). Большой вклад в теорию легитимности внес Макс Бебер.

Типы легитимного господства:

1) традиционная – основана на вере в священный характер обычаев, традиций к формированию власти и воспроизведению этих традиций как нерушимых; она характерна для монархических обществ.

2) харизматическая – характерна для переходных обществ, стоящих на пути демократизации; харизма – сверхъестественное, торжественное.

3) легальная (правовая) – основана на признании юридических норм и правовых актов формирования политической власти; связана с жёстким соблюдением существующих определённых действий.

14. Политическая система как социальное явление, её структура. Основные направления развития политической системы РБ.

Термин «политическая система» введён в середине ХХ в. в 50-ых годах. Система – множество закономерно связанных друг с другом элементов, представленных собой определенное целостное образование. Политическая система – механизм для принятия решения, который улавливает события, происходящие в обществе, обдумывает их и выдаёт решения. Политическая система – система политических ролей, т.е. каждый играет свою роль. Политическая система – система политических институтов (государство как орган власти, политические партии, общественные организации, лидеры).

Структура политической системы – совокупность подсистем, которые образуют целостность самой политической системы. 1 подсистема – институциональная – совокупность политических институтов, которые выражают и представляют интерес различных социальных групп. 2 подсистема – нормативная – совокупность норм и правил, регулирующих политические отношения. 3 подсистема – коммуникативная – объединяет в себе формы взаимодействия власти, общества и человека. 4 подсистема – культурная – система ценностей, религия, ментальность. 5 подсистема – функциональная – совокупность способов и методов реализации власти.

15. Функции и типология политических систем.

Функции: 1) обеспечение легитимности политической власти; 2) политическая коммуникация; 3) политическая социализация – формирование политической культуры личности и приобщение её к политической деятельности; 4) целеполагающая – политическая система определяет цели, задачи, перспективы развития общества в целом; 5) интегративная – позволяет объединить группы вокруг общих целей и задач; 6) организаторская – обеспечение материальными благами для решения задач; 7) регулятивная – разработка правил, регулирующих поведение людей, обеспечивает выполнение этих законов.

Типология: 1) распределение политической власти – демократические, авторитарные; 2) марксистский формационный подход – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая; 3) политические культуры (Алмонд, Пауэл) – примитивная, традиционная, современная; 4) 5 основных типов политической системы (Блондей) – либеральная, коммунистическая, традиционная, становящаяся, авторитарно-консервативная; 5) политические системы – англо-американского типа, континентально-европейские, тоталитарного типа.

16. Политический режим как функциональный аспект политической системы. Сравнительный анализ политических режимов.

Политический режим – конкретная форма и методы реализации власти. Политический режим – определённая структура властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации власти. Политический режим – своеобразная степень политической вободы личности, её правовое положение, гарантии.

Демократический режим – способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Тоталитарный режим – политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.



Авторитарный режим – политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа.

17. Разновидности демократии. Основные принципы демократии, механизм их осуществления.

«Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или «правление народа, избранное народом и для народа».

Демократия – форма устройства общества, основанная на равноправном участии граждан в политике и принятие решений большинством.

Основные принципы демократии: 1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ выступает официальным источником власти. 2. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. 3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. 4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

В зависимости от понимания состава народа его власть может выступать всеобщей или же социально (классово, этнически, демографически и т.п.) ограниченной демократией, а также охлократией. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, преследующих в политике свои собственные, специфические интересы, или же как единое, гомогенное целое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся соответственно на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские. В первом случае непосредственным источником власти считается личность, во втором — группа, в третьем — весь народ (нация, класс). Суверенитет народа — важнейший конституирующий признак демократии, служащий основанием ее оценки не только с точки зрения понимания самого этого субъекта, но также по форме осуществления им власти. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную).

Механизм осуществления: — законодательное закрепление основных прав человека; — свободные, равные, прямые и тайные органы власти; — решение вопросов большинством при твёрдых гарантиях прав меньшинства открыто отстаивать свои интересы; — законодательное закрепление обеспечения права отзыва лиц избранных в органы власти; — наличие лояльной оппозиции; — наличие не менее двух политических партий; — независимость суда; — относительная самостоятельность исполнительной и законодательной властей; — верховенство принятого в установленном порядке закона; — наличие альтернативных источников информации.

19. Государство как основной политический институт. Концепции происхождения и сущности государства.

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики.

Государством называется основной элемент политической системы, носитель политической власти. Государство издаёт законы, обязательные для всех граждан. Государство имеет право выступать от всего общества. Только государство имеет право на применение насилия или принуждения.

Концепции происхождения и сущности государства: 1) теория естественного происхождения – Аристотель утверждал, что человек есть существо политическое и ему свойственно стремление к совместному. 2) теологическая теория – Ф.Аквинский. 3) патриархальная теория – Филмер. 4) Договорная теория – Гроций, основной вклад внесли Т.Гобс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо. 5) теория насилия или завоевания – Л.Гумплович. 6) марксистская концепция.

20. Признаки и функции государства.

Признаки: 1. Наличие определенной территории и населения. 2. Суверенитет. 3. Наличие публичной власти. 4. Система налогов, податей и займов. 5. Право творчества. 6. Исключительное право применения насилия для обеспечения выполнения законов и правил.

Функции: 1) Внутренние — экономическая (организация, координация и регулирование экономич. процессов); — социальная (удовлетворение потребностей людей в работе, жилье и здоровье); — политическая (осуществление властных полномочий, выработка политич. курса, обеспечение политич. стабильности); — правовая (установление правовых норм и обеспечение их выполнения); — экологическая (установление правового режима рационального природопользования и обеспечение здоровой среды обитания для человека); — культурно-воспитательная (создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения). 2) Внешние — защита страны от внешних угроз; — взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами.

30. Сущность и структура политического процесса, его стадии. Виды политических процессов. Этапы процесса принятия решений.

Политический процесс — одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политической науки. Политический процесс представляет собой совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества. Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, т.е. показывает, как общество формирует свою государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти. Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институтов. Задача всех участников различных по значению политических процессов состоит в том, чтобы включить свои интересы и требования в принимаемые институтами государственной власти управленческие решения.

С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются базовые и периферийные политические процессы. Чаще всего различают три режима их протекания. Первый — это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. Второй режим протекания политических процессов — это режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. И, наконец, третьей разновидностью режима существования политических процессов является режим упадка, распада политической целостности.

Подготовительный этап принятия решений: на этом этапе из общего социального контекста выбирают те требования и конфликты, которые носят политический характер. Таким образом формируется т.н. повестка дня, т.е. совокупность проблем, которые необходимо решать политическими средствами и методами регулирования. На основе выработанной и скорректированной «повестки дня» формулируются политические цели развития и средства их достижения. Цели могут ставиться краткосрочные и долгосрочные, промежуточные и окончательные, первостепенные и второстепенные. При этом главным является формулирование фактических целей, которые могут существенно отличаться от декларируемых правительством и предназначенных в основном для общественного мнения, борьбы с контрэлитой и других подобных задач. Фактические цели должны соответствовать требованиям допустимости, эффективности и оптимальности. Этап реализации управленческих решений: на этом этапе центры власти воплощают в жизнь принятые ими решения. В целом этот этап характеризуется нарастанием конфликтов, ибо решения, которые устраивают далеко не всех субъектов политики, должны быть тем не менее в той или иной степени приняты ими для исполнения.

31. Роль выборов в политической системе современного общества. Избирательный процесс. Типы избирательных систем.

Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д. В данной главе речь идет главным образом о выборах в масштабах государства, всей политической системы. Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государства. Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.п. Выборы — достаточно частое в политической и общественной жизни явление, поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления: парламент, президента, представительные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти.

Избирательный процесс – порядок и основные стадии в организации выборов. Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). Мажоритарная – способ определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, собравший больше половины голосов избирателей, чем каждый из его противников в отдельности. Пропорциональная – способ определения результатов голосования, при котором распределение мест в выборном органе определяется пропорционально полученным каждой партией количеством голосов избирателей (более демократично).

В современном мире применяются различные модификации как мажоритарной, так и особенно пропорциональной систем. В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсуснуго систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений.

33. Политическая социализация личности как детерминанта политического поведения. Функции и этапы политической социализации.

Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущее к формированию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в данной политической системе и выполнять там определенные функции, называется политической социализацией. Человек, лишенный такого рода свойств, включаясь в политику, зачастую не способен адаптироваться к ее требованиям, защитить себя от жестких политических взаимоотношений, эффективно отстаивать свои интересы. Политическая социализация представляет собой как бы двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и проч., требуемых политической системой, а с другой — демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. А из этого в свою очередь следует, что влияние общества на политические качества личности, а также контроль за ходом политической социализации в решающей степени ограничиваются внутренними убеждениями и верованиями человека.

Политические ценности, традиции, образцы поведения и прочие элементы политической культуры осваиваются человеком непрерывно, и процесс этот может быть ограничен только продолжительностью его жизни. Воспринимая одни идеи и навыки, человек в то же время может поступаться другими ориентирами, избирать новые для себя способы общения с властью. Набор политических знаний, умений и навыков человека, прежде всего, зависит от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей, а также от деятельности основных агентов политической социализации: семьи, системы образования, политических институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой информации. Действие этих трех переменных политического процесса и предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической социализации. Первичная политическая социализация характеризует первоначальное (обычно с трех-пяти лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. В целом особенности первичного этапа политической социализации состоят в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценке культурных норм и традиций. Таким образом, главную роль здесь играет т.н. обратная социализация, характеризующая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью.

34. Понятие и сущность политической деятельности. Субъекты и виды политической деятельности.

Понятие «политическая деятельность» дает возможность в анализе политики сосредоточить внимание на наиболее подвижном, динамичном ее аспекте — разнообразных действиях людей, направленных на реализацию той или иной цели. Важнейшими чертами такой деятельности служат: — сосредоточение усилий именно на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности; — рассмотрение государства, его интересов в качестве основных институтов решения этих проблем; — использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей. Органическая связь с властью делает политическую деятельность мощным фактором управления, целенаправленной ориентации и упорядоченности действий. Изучение данной стороны политики позволяет выявить зависимость политических событий и процессов от состояния направленности мыслей и действий тех людей, которые в политику вовлечены. Существует сложный комплекс устойчиво действующих, не зависящих от субъекта политики обстоятельств, игнорирование которых обрекает политическую деятельность на неудачу, а учет служит обязательным условием обеспечения ее успеха. В их число входят: законы политики, условия, потребности, культурная образовательная среда. В процессе детерминации политической деятельности действуют не абстрактные законы, интересы. обстоятельства и позиции, а их конкретные, обусловленные временем, местом модификации факторы как постоянного и долговременного действия. так и динамично меняющиеся. Их сочетание порождает политическую ситуацию. Стержень политической ситуации — отношения между вовлеченными в политический процесс социальными группами, но формируются эти отношения широким кругом факторов экономического, социального, политического и культурного порядков. Все элементы политической ситуации оказываются взаимосвязанными и требуют от субъектов политики определенного образа действий. В процесс детерминации политической деятельности включены все элементы политического сознания, они здесь активно взаимодействуют, а их последствия часто сливаются. В процессе взаимодействия они образуют две основные модели субъективной детерминации политической деятельности — рациональную и иррациональную.

35. Политическое поведение и политическое участие личности: мотивы, формы. Причины неучастия в политической жизни.

В каждом государственно организованном обществе складывается та или иная вовлеченность граждан в политику. Потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависят от конкретной ситуации, духовного климата в обществе, а также от состояния и политической системы, и самого человека. В реальной жизни большинство граждан не имеют ни средств, ни возможностей для постоянного участия в политике. Для людей, не желающих делать профессиональную карьеру политика, эта область жизни, требуя дополнительных сил, знаний, психологической готовности к соперничеству и других внутренних свойств и усилий, чаще всего не является внутренне притягательной. Напротив, зачастую она становится сферой выброса негативных эмоций человека, социального перевозбуждения, кризиса личности, проявлением чего служат различные формы незаконопослушного поведения, политического терроризма, коррупции и т.д.

Мотивы включения индивида в политику: те или иные состояния сознания человека (например ощущение угрозы своему общественному положению; рациональное и расчетливое осознание своих интересов и необходимости завоевания нового статуса; желание жизненного успеха и общественного признания; понимание общественного долга и реализация собственных прав, страх за самосохранение в общественной системе и т.д.), достижение определенного культурно-образовательного уровня; доступность информации и ряд других факторов, способность государства (политических структур и институтов) к принудительному включению граждан в сферу политики.

Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, религиозная принадлежность, образование и т.д.), режима правления (и, следовательно, набора тех средств, которые государство предоставляет гражданам для защиты их прав и интересов), а также от конкретной политической ситуации. Разновидности политического участия: совершенно пассивные формы политического поведения граждан; участие людей только в выборах представительных органов; вовлеченность индивидов только в решение местных проблем; политическое поведение активных участников предвыборных кампаний; поведение политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики; участие как форма профессиональной деятельности политика.

36. Суть политического лидерства. Роль лидера в функционировании политической системы.

Политическое лидерство – механизм групповой деятельности, в котором индивид или часть социальной группы берёт на себя функции руководителя, а группа – обязанность подчиниться требованиям лидера.

Лидер – индивид, принимающий на себя значительную долю ответственности в достижении целей социальной группы.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится прежде всего потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить и повести за собой группу. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения (например в армии), институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, придание им сравнительно больших властных полномочий обязательны.

Именно к такому типу объединений относится политика. В ней действуют огромные массы людей, ставящие перед собой вполне определенные, ясно осознанные цели и испытывающие непрерывное противодействие со стороны политических оппонентов. В силу этого институциализация лидирующих позиций проявляется в политике особенно отчетливо.

Таким образом, понятие политического лидерства включает два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Второй же аспект — личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту — определяет главным образом лишь сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, великого или ординарного, как «хорошего» или «плохого» руководителя.

37. Функции и типы политического лидерства.

Типы лидерства.

Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению. Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) — их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических — наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро. Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.п. (марксизм).

Функции лидерства.

Выделяют три общих функции: 1) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации; 2) определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы; 3) мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.

38. Основные теории элит. Функции, типология, циркуляция элит.

Теория элит Моски: итальянский социолог и политолог Моска попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Политика приобрела главенствующее положение над экономикой и всеми другими сферами общества и в лице номенклатурной бюрократии сформировался прообраз «политического класса», описанного Моской.

Концепции Парето и Михельса: Парето исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство – элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования). Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту. Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. Он выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее.

Ценностные теории: считают элиту главной конструктивной силой общества, однако смягчают свою позицию по отношению к демократии, стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств. Многообразные ценностные концепции элит существенно различаются по степени защиты аристократизма, отношению к массам, демократии и т.д.

Теории демократического элитизма: исходят из предложенного Иозефом Шумпетером понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей.

Концепции плюрализма элит: они не отрицают элитарную теорию в целом, хотя и требуют коренного пересмотра ряда ее основополагающих, классических установок.

Леволиберальные концепции: Чарльз Райт Миллс в 50-х гг. пытался доказать, что США управляются не многими, а одной властвующей элитой. Леволиберальный элитизм, разделяя некоторые положения макиавеллистской школы, имеет и специфические, отличительные черты.

Функции политической элиты: укрепление целостности государства и общества; создание сильной власти.

Типология: 1) открытые и закрытые; 2) политическая, экономическая, военная, идеологическая, административная.

39. Политические кризисы и конфликты, их источники и виды.

Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А. Токвиль, К. Маркс, Г. Зиммель, а впоследствии К. Боулдинг, Л. Козер, А. Бентли и другие теоретики рассматривали конфликт как ведущий источник политики, лежащий в основе происходящих в ней изменений и определяющий тем самым границы и характер существования данной сферы общественной жизни. Политический конфликт представляет собой не что иное, как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Конфликт — один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Конфликты, означая соперничество тех или иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структуризацию всего политического процесса. Только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер.

Кризис идентичности наступает тогда, когда распад идеалов и ценностей, лежавших в основе ранее доминировавшей политической культуры заставляет людей искать новые духовные ориентиры для осознания своего места в обществе и своих связей с государством.

Источники политических конфликтов ученые, как правило, видят в действии либо внесоциальных, либо социальных факторов. Более достоверно объясняет природу политических конфликтов признание ведущей роли социальных факторов. Среди данного рода детерминант, как правило, выделяют три основные причины, лежащие в основе политической конфронтации. Прежде всего — это разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т.д. Ко второму основному источнику политических конфликтов относятся расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях. В последние годы ряд западных теоретиков (Дж. Бергон, К. Ледерер, Дж. Дэвис и др.) выдвинули еще одну версию, объясняющую природу политических конфликтов — т.н. теорию человеческих потребностей. Эта концепция утверждает, что конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей, составляющих самое человеческую личность. И, наконец, третьим источником политических конфликтов в политической науке рассматриваются процессы идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе.

В самом общем виде в политической науке принято классифицировать конфликты по следующим основаниям: — с точки зрения зон и областей их проявления: внешне- и внутриполитические конфликты, которые, в свою очередь, подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий; — по степени и характеру их нормативной регуляции: (целиком или частично) институализированных и неинституализированных, характеризующих способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры; — по их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и проч.: «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в сознании людей) конфликты; конфликты «с нулевой суммой» (где позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и «не с нулевой суммой» (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия); антагонистические и неантагонистические конфликты; — с точки зрения публичности конкуренции сторон: открытых (выраженных в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытых (латентных) конфликтах, где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий; — по временным (темпоральным) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон: долговременные и кратковременные конфликты; — в соотнесении со строением и организацией режима правления: вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти: между центральными и местными элитами, органами федерального и местного самоуправления и т.д.) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.).

Каждый тип конфликта, обладая теми или иными свойствами и характеристиками, способен играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости.

40. Разрешение конфликтов и управление ими. Компромисс и консенсус в политическом процессе.

В политической науке первостепенное внимание уделяется поиску форм и способов контроля за протеканием конфликтов, выработке эффективных технологий управления ими. В большинстве случаев политические силы стремятся к контролю за конфликтами именно с целью их урегулирования. При этом в качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из его сторон, так и, условно говоря, третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании. Универсальные цели, лежащие в основании стратегии управления конфликтами, неизбежно конкретизируются в соответствии с основной установкой — либо на урегулирование, либо на разрешение спорных ситуаций. Урегулирование, в частности, предполагает снятие остроты противоборства сторон, а также стремление субъекта управления избежать наиболее негативных последствий конфликта (для себя, государства, общества в целом). Оно может быть полным или частичным. Однако в любом случае достигаемый между сторонами компромисс не может устранить причин конфликта, сохраняя тем самым определенную вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение же конфликта предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, отношения партнерства, исключило опасность рецидива разногласий.

Для управления конфликтами политический субъект должен учитывать наиболее принципиальные внешние и внутренние факторы их формирования и протекания. К характеристикам, влияющим на формы и методы деятельности субъекта управления, можно отнести: степень открытости политической системы (отражающей, к примеру, наличие или отсутствие в ней «предохранительных клапанов», способных защитить правящие структуры от наиболее агрессивных форм политического протеста); уровень сплоченности конфликтующих групп и интенсивность внутренних взаимоотношений их членов; характер вовлеченности широких социальных слоев в спорные взаимоотношения; эмоциональную насыщенность политического поведения групп и граждан и их способность к самоограничению своих властных притязаний и т.д.

41. Теория политической модернизации.

Проблемы политического развития стран в переходных условиях наиболее полно описываются теорией модернизации, которая представляет собой совокупность различных схем и моделей анализа, раскрывающих динамику преодоления отсталости традиционных государств. Теоретическая основа этих концепций заключена в идейном наследии Дж. Локка, А. Смита. Термин «модернизация» означает одновременно и стадию (состояние) общественных преобразований, и процесс перехода к современным обществам. Главным противоречием модернизации является конфликт между ее универсальными целями и традиционными, национальными ценностями и традициями развивающегося государства. Цели и ценности модернизации, проникая в сложившийся менталитет того или иного государства, порождают мощные социальные дисфункции, перенапряжение структур и механизмов управления. Не менее серьезное значение для процесса модернизации имеет и противоречие между дифференциацией ролей в политической системе, императивами равенства граждан (на участие в политике, перераспределение ресурсов) и возможностями власти к интеграции социума. Важным выводом теории модернизации является положение о двух этапах этого переходного процесса — условно говоря, первичном, когда развитие осуществляется по преимуществу за счет внутренних ресурсов и источников, и вторичном, предполагающем более активное привлечение зарубежной помощи.

Раскрывая пути развития переходных систем, теория модернизации выделяет специфические кризисы, которые обусловливают исполнение политическими субъектами своих функций в отношениях власти.

42. Роль СМИ и массовой коммуникации в современном политическом процессе.

Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье. К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов.

Функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Конечно, далеко не все распространяемые СМИ сведения (например прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например о других странах, о политических лидерах и т.п.

44. Понятие политической идеологии, ее особенности, уровни и функции.

Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие «духовного княжения» (Макиавелли) той или иной политической силы. Политическая идеология — это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму. Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач. С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).

Уровни: теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках.

46. Концепции и типология политической культуры. Её основные элементы и функции.

Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности (Конфуций, Платон, Аристотель), сам термин появился впервые много позже — в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер). Другая группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.

Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений и ориентаций человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде (т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях). Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически (и уж, тем более, институционально), между вышеназванными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.

Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие: — идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности; — ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; — адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий; — социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы; — интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом; — коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.



Выделяют три «чистых» типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом.

47. Основные идеологические течения современности. Либерализм и неолиберализм.

Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII— XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Соответственно ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также в более позднее время сформировавшееся убеждение о равноправии соперничающих в политике «профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых» не может иметь «морального превосходства и практического преобладания над другими». С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В целом же, усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновленной форме — неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства — ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

48. Консерватизм и неоконсерватизм.

Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д. Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно Э. Берк пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Их система воззрений базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.

Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме — идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества. Многообразие стилей жизни и усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологического равновесия — все это породило серьезный ориентационный кризис в общественном мнении западных стран, поставило под сомнение многие первичные ценности европейской цивилизации.

49. Политическая концепция современной социал-демократии.

Наибольшее влияние на общественное сознание в XX в. (в основном в европейских странах) оказала социал-демократическая идеология, всегда отстаивающая приоритеты социального и межгосударственного мира и связывающая идеалы справедливого общественного устройства с принципами свободы и солидарности. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно соотносились в ее доктрине с отказом от классовой борьбы, принципами народовластия, социальной защищенности тружеников и поощрением рабочего самоуправления. Проповедуемая социал-демократией концепция «социального партнерства» (заменившая и усовершенствовавшая концепцию классовой борьбы) в условиях стабильного политического развития стала весьма привлекательной программой политического движения. Однако неосуществленность выдвигавшихся ими моделей «демократического социализма», трудности, связанные с реализацией «государства всеобщего благоденствия», смена общественного строя в большинстве стран «реального социализма» и др. негативно сказались на влиянии социал-демократии в мире.




Предыдущий:

Следующий: