Политическая экономия_русс 2012

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского

«Харьковский авиационный институт»

Кафедра 601

Ю.А. Гаркуша, А.Н. Шведова, И.Ю. Тур

Политическая экономия

Учебное пособие

Харьков «ХАИ» 2012

УДК 330. 101 (075. 8)

Г 20

Под редакцией проф. Я.В. Сафронова

Рецензенты: канд. экон. наук, доц. Т.М. Парцирна,

канд. экон. наук, доц. М.В. Мартиненко

Гаркуша, Ю.А.

Г 20 Политическая экономия [Текст]: учебн. пособ. / Ю.А. Гаркуша, И.Ю. Тур, А.Н. Шведова. – Х.: Нац. аэрокосм. ун-т им. Н.Е. Жуковского «Харк. авиац. ин-т», 2012. – 115 с.

Учебное пособие написано в соответствии с нормативной программой дисциплины «Политическая экономия». Придерживаясь министерской программы по курсу политической экономии, авторы пытались показать связь экономических законов, категорий и понятий с реальной действительностью, экономической политикой и практикой хозяйствования в современных условиях. Рассмотрены закономерности предпринимательства в разных сферах национальной экономики и происхождение доходов от предпринимательской деятельности. Раскрыты необходимость и условия макроэкономического равновесия в обществе и причины его нарушения. Показана роль государства в регулировании рыночной экономики. Проанализированы тенденции развития мирового хозяйства.

Для студентов висших учебных заведения всех уровней акредитации, которые изучают политическую экономию, а также для всех, кто интерисуется экономической теорией и проблемами рыночного реформирования хозяйства Украины.

УДК 330. 101 (075. 8)

© Ю.А. Гаркуша, И.Ю. Тур,

А.Н. Шведова, 2012

© Национальный аэрокосмический

университет им. Н.Е. Жуковского

«Харьковский авиационный институт», 2012

Содержание

Предисловие……………………………………………………………………5

Тема 1. Предмет и метод политической экономии……………………6

1.1. Становление и развитие политической экономии….……………………..6

1.2. Предмет политической экономии. Законы и категории

политической экономии. ………………………………………………………7

1.3. Методы политической экономии и ее функции. …………………………10

Тема 2. Производство материальных благ и услуг. Экономические потребности и интересы. …………………..13

1.2. Производство как процесс общественного труда………………………..13

2.2. Факторы производства, их виды, типы и функции. Объединение факторов производства………………………………………………………14

2.3. Результативность производства…………………………………………….15

2.4. Сущность и структура экономических потребностей общества……..17

2.5.Экономические законы роста потребностей……………………………19

2.6.Экономические интересы, их взаимосвязь с потребностями, потреблением, производством……………………………………………..20

Тема 3.Экономическая система общества. Отношения собственности ……………………………………………………….24

3.1.Формационный и цивилизационный подходы к

периодизации экономического развития. ……..…………………………24

3.2. Экономическая система, ее сущность, цели и основные

структурные элементы. Типы экономических систем. …………………25

3.3. Собственность, ее сущность, формы и место в экономической системе. …………………………………………………………………….….28

Тема 4. Товарная форма организации общественного производства. Товар, деньги……………………………….31

4.1. Формы организации общественного производства. ……………………….31

4.2. Экономические и неэкономичные блага. Товар и его свойства. ……..32

4.3. Стоимость и цена: альтернативные теории……………………………33

4.4. Деньги: сущность и функции. Современная денежная система. …….35

4.5. Денежное обращение и его законы. Инфляция. ………………………..36

Тема 5. Капитал: процесс производства и накопление.

Наемный труд и заработная плата………………………39

5.1. Капитал, какэкономическая категорія товарного производства……39

5.2. Капитал и труд………………………………………………………………..41

5.3. Ценообразование на рынке труда. Заработная плата,

как явление рынка. Формы и системы заработной платы……………42

Тема 6. Издержки производства и прибыль…………………………45

6.1. Издержки производства, их сущность и виды……………………………45

6.2. Структура издержек производства…………………………………………45

6.3. Прибыль как экономическая категория……………………………………47

Тема 7. Рынок, его сущность и функции. Модели рынка, конкуренція и ценообразование………………………………….61

7.1. Рынок, его сущность, структура и инфраструктура. Модели рынка……………………………………………………………………………50

7.2. Спрос и предложение, их эластичность. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночная цена.……………………………………………..52

7.3. Конкуренция, ее суть и виды. Методы конкурентной борьбы…………56

7.4. Монополия и ее основне формы. Антимонопольное

законодательство……………………………………………………………..58

Тема 8. Домохозяйство в системе экономических отношений ….68

8.1. Домохозяйства как субъекты рыночных отношений ……………………61

8.2. Доходы домохозяйств и их распределение ………………………………61

8.3. Затраты на потребление. Сбережение домохозяйств.…………………63

Тема 9. Предприятие как товаропроизводитель. Предпринимательство…………………………………………. 65

9.1. Предприятие как субъект рыночной экономики. Формы и виды предприятий ……………………………………………………………………65

9.2. Капитал предприятия. Кругооборот и оборот капитала. Износ основного капитала. Амортизация. ………………………………………..67

9.3. Сущность предпринимательства и условия его существования.

Виды и функции предпринимательства.………………………………….69

9.4. Валовой доход и прибыль.…………………..………………………………70

Тема 10. Отраслевые особенности производства и функциони-

рование капитала. Формы прибыли, процент и рента….73

10.1. Особенности предпринимательства в аграрном секто-

ре. Субъекты и объекты предпринимательства в

аграрном секторе……………………………………………………………73

10.2Рентные отношения в сельском хозяйстве……………………………74

10.3. Торговый капитал и торговая прибыль…………………………………..76

10.4. Ссудный капитал и ссудный процент…………………………………….77

Тема 11. Общественное воспроизводство. Общественный продукт и его основне формы………………………………………….78

11.1. Сущность и виды общественного воспроизводства ………………….78

11.2.Общественный продукт и формы его измерения. ……………………..79

11.3. Теоретические модели общественного производства………………..82

Тема 12. Экономический рост и ег факторы. Экономический

цикл…………………………………………………………………89

12.1. Экономический рост: содержание, типы и факторы…………………89

12.2. Цикличность экономического развития. Классификация экономи-ческих циклов по продолжительности и их характеристика………….91

Тема 13. Занятость и воспроизводство рабочей силы. Государственное регулирование занятости…………….94

13.1. Факторы и показатели расширенного воспроизводства рабочей силы…….………………………………………………………………….….94

13.2. Занятость: сущность, формы и эффективность……….…………..…..95

13.3.Безработица, ее содержание, причины, виды и формы. Государственное регулирование занятости…………………………….96

Тема 14. Хозяйственный механізм в системе общественного воспроизводства. Государство и его экономические функции……………………………………………………..…98

14.1. Хозяйственный механизм, его сущность и элементы…………………98

14.2. Государственное регулирование общественного воспроизводства

и его формы. Планирование и программирование……………….…..99

Тема 15. Современные экономические системы.

Особенности развития переходных экономик.…….101

15.1. Закономерности и этапы развития капиталистической экономической системы. Экономическая система современного капитализма……101

15.2. Социалистическая экономическая система и ее эволюция………..102

15.3. Закономерности и особенности развития переходных экономик….103

Тема 16. Суть и структура мирового хазяйства, формы международных экономических отношений…………105

16.1. Международное разделение труда и интернационализация экономики как основа формирования мирового хазяйства…………105

16.2. Международное движение капиталов…………………………………..106

16.3. Международная торговля и ее экономические основы………….….107

16.4. Международные валютно-финансовые отношения……………….107

16.5. Международная миграция рабочей силы…………………………….108

Тема 17. Экономические аспекты глобальних проблем и их влияние на экономическое развитиеУкраины………110

17.1. Причины возникновения, сущность и классификация

глобальних проблем……………………………………………………….110

17.2. Противоречия глобализации и ее модели……………………………..111

17.3. Пути решения глобальних проблем……………………………….….113

Библиографический список……………………………………………………115

Предисловие

Политическая экономия как фундаментальная наука беспрерывно развивается: создаются новые научные школы и направления. Особенно качественных изменений претерпевают теоретические исследования экономической жизни общества на этапе трансформационных преобразований, поскольку возникают потребности не только в теоретическом осмыслении новых реалий, а и в необходимости подготовки субъектов хозяйствования и общества в целом к новым условиям экономического сотрудничества.

Глубокое понимание природы субъекта экономической деятельности постепенно формирует новую предметную сферу политической экономии, обусловленную реальной тенденцией смещения приоритетов – с богатства экономичного на богатство социальное, гуманистическое. Главной составляющей этого богатства становится человек как личность и как наивысшая ценность. Все это способствует расширению проблематики экономических исследований на основе определения человеческого капитала как главного фактора и результата развития социально-экономической системы.

Главную роль в формировании нового экономического мышления и получения знаний принадлежит теоретическим экономическим наукам, в частности политической экономии.

Предложенное читателям учебное пособие подготовлено коллективом авторов. Оно отличается глубиной анализа, разнообразием теоретических проблем, логической последовательностью и концентрированным изложением. Основные категории политической экономии поданы в целостной системе взаимозависимости, что обеспечивает органичное вхождение в макро- и микроэкономический простор, что дает возможности самостоятельно изучать экономические процессы, систематизировать, выстраивать логично целостные экономические знания.

Творческий процесс является беспрерывным. Поэтому авторы не претендуют на «истину в последней инстанции». Безусловно, возможны и другие подходы к изложению содержания курса.

Авторы учебного пособия пытались максимально приблизить его содержание и структуру к требованиям министерской программы.

Надеемся, что учебное пособие в определенной мере облегчит студентам изучение курса политэкономии, а преподавателям будет полезным при подготовке и проведении учебного процесса.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМии

Рассмотренные вопросы из темы:

Становление и развитие политической экономии.

Предмет политической экономии. Законы и категории политической экономии.

Методы политической экономии и ее функции.

1. Становление и развитие политической экономии

Первые попытки изучения экономических процессов и явлений были сделаны еще в работах Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Сенеки, Юлия Цезаря, мыслителей Давнего Египта, Китаю, Индии и др. Формирование экономической науки принадлежит к тем временам новой истории человечества, когда товарное хозяйство начало приобретать общий характер.

Поскольку товарные отношения охватили прежде всего сферу торговли, то и первой в новые времена (XV-XVIIвв.) сложилась школа меркантилистов (от итальянского mercante — торговец, купец). Она отождествляла богатство с деньгами, золотом, накопление которых в тот период происходило через торговлю. Меркантилисты исходили из того, что источником богатства общества есть торговля.

В XVIII в. возникла школа физиократов. Ее представители Ф.Кене и А.Тюрго перенесли вопросы о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства. Однако они считали, что богатство создается лишь в сельском хозяйстве.

Классическая школа У.Петти, А.Смита, Д.Рикардо концентрирует внимание на анализе экономических явлений и закономерностей развития всех сфер общественного производства, стремится раскрыть экономическую природу богатства, капитала, доходов и кредита, обращения, механизма конкуренции. Именно они начинают трудовую теорию стоимости, а рынок рассматривали как саморегулирующую систему.

Марксистская школа, основателем которой является К.Маркс и Ф.Энгельс, исследуют систему законов капиталистического общества. Продолжая исследование трудовой теории стоимости, сделали анализ развития форм стоимости, предложили свои концепции добавочной стоимости, денег, производительности труда, воспроизводства, экономических кризисов, земельной ренты. Однако некоторые положения марксизма: о противоречии частной собственности и рынка, усиление эксплуатации и рост обнищания трудящихся, о едином факторе формирования стоимости, преимущества общественной собственности не имели надлежащей научной обоснованности и не нашли практического подтверждения.

Школа маржинализма (от английского marginal — предельный), основателями которой есть К.Менгер, Ф.Визер, У.Джевонс, Л.Вальрас, объясняет экономические процессы и явления, на основе концепции использования предельных, крайних («max» или «min») величин, которые характеризуют не внутреннюю сущность самих явлений. Исследование маржиналистов основываются на таких категориях, как «предельная полезность», «предельная производительность», «предельные расходы». Маржиналисты используют количественный анализ, в основе которого лежит субъективно-психологические оценки экономических процессов и явлений индивидом.

Неоклассицизм, представителем которого есть А.Маршалл, А.Пигу, П.Мизес, Ф.Хайек, М.Фридмен, исследует идеи классической политической экономии с учетом современных условий. Отрицают необходимость вмешательства государства в экономику, рассматривают рынок как саморегулированную экономическую систему.

Теория монетаризма предлагает отказ от активного вмешательства государства в экономику и допускает определяющую роль в регулировании экономического равновесия денежной массе.

Кейнсианство, в противоположность неоклассикам, обосновывает объективную необходимость активного вмешательства государства в регулирование рыночной экономики путем стимулирования совокупного спроса и инвестиций через проведение определенной кредитно-бюджетной политики. Приверженцы и последователи Кейнса, Дж.Робинс, Л.Хайсен, Р.Лукас и др. выступают за активное участие государства в структурной перестройке экономики.

Институционально-социальное направление, представителями которого являются Т. Веблен, Дж.Коммонс, У.Митчелл, Дж.Гелбрейт, рассматривают экономику как систему, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических так и правовых, политических, социально-психологических факторов.

Неоклассический синтез, представители которого П.Самуельсон, Л.Клейн обосновывают принципы объединения рыночного и государственного регулирования экономических процессов, делают ударение на необходимость движения к смешанной экономике.

2. Предмет политической экономии. Законы и категории политической экономии.

Политическая экономия наряду с правоведением, историей, социологией и другими науками принадлежит к системе общественных наук. Политическая экономия изучает такие общественные отношения и законы, которые принадлежат к базовым в жизни общества, поскольку они являются составляющей общественного производства. Именно в процессе производства создаются разнообразные материальные блага и услуги с целью удовлетворения разнообразных потребностей людей.

Таким образом, объектом политической экономии как науки есть экономическая жизнь общества, т.е. его экономика, а экономика это общественное производство. Следует иметь в виду, что этот объект изучают свыше 50 отдельных наук. Тем не менее, каждая из этих наук имеет свой предмет, который она исследует.

Понятие экономия (от греческого oikonomia) ввели в обращение древнегреческие мыслители Ксенофонт и Аристотель. В переводе с греческого он означает «искусство ведения домашнего хозяйства», «домоводство» («ойкос» — дом, домашнее хозяйство, «номос» — учение, закон).

Термин «политическая экономия» был впервые применен французским меркантилистом А.Монкретьеном в работе «Трактат политической экономии», написанный в 1615 году. С греческого «политикос» переводится как государственный, общественный. Итак, этот термин в сочетании с термином «экономия» означает науку о ведении хозяйства в государстве; обществе.

В современных условиях в большинстве стран мира политическая экономия функционирует под названием «экономика», в ряде других — как «экономическая теория» или как «политическая экономия» Каждая из них имеет свой аспект исследования и преподавания. Тем не менее, они по сути являются названиями одной и той самой экономической науки, которая постоянно развивается и исследует экономические явления и процессы на разных этапах развития человеческого общества.

Изучая объект своего исследования, политическая экономия сталкивается с проблемой ограниченности производственных ресурсов и рационального их использования для наиполнейшего удовлетворения потребностей людей. Познавая законы, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением благ на любом этапе общественного развития, политическая экономия теоретически объясняет, как люди и общество должны осуществить конечный выбор редчайших ресурсов, как лучше всего производить разные блага, распределять и обменивать их.

Итак, предмет этой науки можно сформулировать так: политическая экономия изучает в разных общественных формациях всю систему экономических отношений в их единстве и взаимодействия с ограниченными производительными силами и политическими, идеологическими институтами общества. Она, познавая законы, показывает, как люди и общество должны осуществлять конечный выбор редчайших ресурсов, как лучше всего производить товары и услуги, распределять и обменивать их с целью максимального удовлетворения своих потребностей.

Экономическая теория в широком понимании включает такие разделы: основы экономической теории (политэкономия), микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика.

Политэкономия — это фундаментальная, методологическая основа экономической науки, которая раскрывает сущность экономических категорий и законов развития экономических систем в разные исторические эпохи.

Микроэкономика изучает экономические процессы и поведение субъектов первичного звена: домохозяйства, предприятия, фирмы.

Макроэкономика изучает закономерности функционирования хозяйства в целом, т.е. на уровне национальной экономики.

Мезоэкономика изучает отдельные области и подсистемы национальной экономики.

Мегаэкономика изучает закономерности функционирования и развития мировой экономики в целом, т.е. на глобально-планетарном уровне.

Политическая экономия в зависимости от функциональной цели делится на позитивную и нормативную.

Позитивная политическая экономия ставит целью всестороннее познание экономических явлений, процессов, раскрывает их взаимосвязи и взаимозависимость, которые предопределяются реальной действительностью. Т.е. она исследует фактическое состояние экономики, экономическую действительность и отвечает на вопрос: какая она есть?

Нормативная политическая экономия выясняет объективные процессы, дает им оценку, строит заключения и разрабатывает рекомендации относительно усовершенствования экономической системы, перехода ее на высшую степень развития. Она отвечает на вопрос: как должно быть, что для этого необходимо сделать?

Политическая экономия, познавая объективную экономическую реальность, открывает и формулирует экономические категории, законы и принципы.

Экономические категории — абстрактные, логические, теоретические понятия, которые в общем виде выражают родовые признаки определенных экономических явлений и процессов. Например: товар, собственность, капитал и др.

Экономические законы отображают наиболее существенные, стойкие, постоянно повторяющиеся, причинно-следственные взаимосвязи и взаимозависимости экономических процессов и явлений. Законы отображают сущность экономических отношений.

Экономические принципы — теоретические обобщения, которые содержат допущения, усреднения, которые отображают определенные тенденции развития экономической системы.

Экономические законы объективны и не зависят от воли и сознания человека.

Экономические законы в своей совокупности создают систему экономических законов, которая включает всеобщие, общие и специфические законы.

Всеобщие законы функционируют во всех экономических системах (закон роста производительности труда, закон роста потребностей).

Общие законы — функционируют в нескольких экономических системах (законы рыночной экономики).

Специфические законы функционируют лишь в пределах одной экономической системы.

Существуют две основные формы познания и использования экономических законов: эмпирическая, когда люди, не зная сущности экономических законов, используют их бессознательно, интуитивно в своей практической деятельности, и научная, когда люди, познав и раскрыв сущность экономических законов, используют их сознательно, а потому более эффективно в своей деятельности.

Экономические законы имеют три уровня использования:

Первый: научно-теоретический. На основе результативности научного анализа экономических процессов и явлений открываются и формулируются экономические законы, дается их толкование.

Второй: государственно-управленческий. Государственная власть, опираясь на законы политической экономии и ведущие концепции, разрабатывает соответствующие правовые законы и положения, определяет программы экономического развития и формы и средства их использования.

Третий: хозяйственно-практический. Использование экономических законов в практике хозяйствования экономических субъектов.

3. Методы политической экономии и ее функции

Для получения новых знаний необходимо сознательно использовать научно обоснованные методы. Это важное условие развития всех наук, в том числе и политической экономии. Метод науки (от греческого metohods — «путь к какой-нибудь цели») призван обеспечить наиболее глубокое раскрытие сущности предмета.

Политическая экономия использует широкий спектр приемов и способов исследования своего предмета, которые определяют содержание ее метода.

Метод политической экономии — это совокупность приемов, средств и принципов, с помощью которых исследуются категории, законы функционирования и развития экономических систем.

Политическая экономия применяет как общенаучные, так и специфические для такой науки методы познания экономических явлений и процессов. К общенаучным относится системный подход.

Диалектика как метод — общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, сущность которых состоит в познании экономических явлений и процессов, в их взаимосвязи и взаимозависимости, в непрерывном развитии, в понимании того, что накопление количественных изменений предопределяет изменения качественного состояния, источником развития которого являются внутренние противоречия явлений, сущность и борьба противоположностей.

К специфическим методам политической экономии относятся научная абстракция, анализ и синтез. Индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономическое моделирование, разработка научной гипотезы.

Научная абстракция как метод состоит в углубленном познании реальных экономических процессов, путем использования основных, наиболее существенных постоянных сторон определенного явления, очищенных (абстрагированных) от всего второстепенного, случайного, несущественного.

Анализ и синтез как исследовательский прием применяется в единстве двух его составных. При анализе объекты исследования умственно или фактически раскладывается на составляющие, каждая из которых изучается отдельно; при синтезе происходит объединение разных элементов, сторон объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними.

Индукция и дедукция. Индукция — это метод познания от отдельного до общего, от знания низшей степени к знанию высшей степени. Дедукция — метод познания от общего к единичному. Этот метод (индукции и дедукции) обеспечивает диалектическая связь единичного, общего и всеобщего.

Исторический и логический методы используются политической экономией для исследования экономических процессов в единстве. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись один за другим в жизни. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, устремляясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей, не присущих этому процессу.

Экономическое моделирование – это формализованное описание и количественное выражение экономических процессов и явлений, структура которых абстрактно отображает реальную картину экономической жизни.

Экономический эксперимент – искусственное воспроизведение экономических процессов и явлений с целью изучения их при оптимально благоприятных условиях и для дальнейшего практического внедрения.

Метод качественного и количественного анализа. Он предусматривает выявление качественной определенности экономического явления и подчеркивание тех составляющих элементов, которые подвергаются количественному измерению, изучение динамики процесса; выявление эффектов, которые влияют на его связи в системе.

Метод сравнения. Для определения сходства и отличия хозяйственных явлений используется метод сравнения. Способы сравнения разнообразные: сравнение признаков, свойств, статистических величин, экономических категорий, действий экономических законов при разных условиях и т.п.

Разработка научной гипотезы. Гипотеза ставит проблемы, которые оказывают содействие эффективному ведению научных поисков. Она дает возможность проверить все возможные пути исследования и избрать из них наиболее правильные и научно обоснованные. В процессе становления и развития политической экономии были сформированы ее основные функции: познавательная, методологическая, практическая, прогностическая, воспитательная.

Познавательная функция реализуется через исследование сущности экономических процессов и явлений. Раскрывая и формулируя экономические категории и законы, политическая экономия тем самым обогащает знания людей.

Методологическая функция заключается в том, что политическая экономия выступает теоретико-методологической базой для целой системы экономических наук, поскольку раскрывает основные базовые понятия, экономические законы, категории, принципы хозяйствования.

Практическая функция политической экономии сводится к научному обоснованию экономической политики государства, разработки рекомендаций относительно хозяйствования, принципов и методов рационального хозяйствования.

Прогностическая функция политической экономии проявляется в разработке научных основ предположения перспектив социально-экономического развития страны в будущем.

Воспитательная функция состоит в формировании у граждан экономической культуры, логики современного рыночного экономического мышления, аналитических способностей, которые обеспечивают целостное представление о функционировании экономики на национальном и общемировом уровнях и дают им возможность выработать грамотное хозяйственное поведение в условиях рыночной экономики.

Контрольные вопросы.

Определите основные этапы развития политической экономии.

Дайте определение предмета политической экономии.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: