Парадоксальный бизнес

Парадоксальный бизнес

В чем суть столь успешной стратегии компании ZARA? Специалисты утверждают, что формула крайне проста — предлагать одежду на пике моды по максимально доступной цене. То есть речь идет о молниеносной реакции на изменение спроса. Это и есть одно из основных слагаемых успеха испанской компании. Но одно дело обозначить формулу, а другое — добиться успеха. ZARA демонстрирует собственный путь в развитии бизнеса. Она делает все не так, как принято в мире и в ее сегменте рынка, и при этом добивается удивительных успехов.

Например, сегодня в мировой модной индустрии действует правило разделять этапы технологического процесса производства одежды — дизайн, производство и дистрибуцию контролируют разные компании, представляющие самостоятельные направления бизнеса. ZARA, вопреки общепринятым нормам и правилам, сама контролирует все этапы технологического процесса производства одежды — и дизайн, и собственно производство, и дистрибуцию.

Компании принадлежат 20 швейных фабрик. Поставщики тканей, которые закупает компания, находятся, как правило, тоже в Европе. Причем нередко в холдинг поступают некрашеные ткани, и уже на собственных фабриках их окрашивают в модные цвета.

Второе отступление от правил. Вопреки тенденции шить одежду мировых брендов в Азии и, главным образом, Китае, ZARA изготавливает свою продукцию, как правило, в Европе или, в крайнем случае, в ближайших от Западной Европы Турции, Украине, странах Восточной Европы. А цены при этом остаются вполне демократичными. Представители компании передают готовые выкройки на швейные фабрики, где шьют модели быстро и качественно. Немаловажная деталь — небольшими партиями. Ведь больше всего любая женщина боится оказаться в одном месте в одинаковой одежде с подругой, коллегой или даже незнакомой дамой. Небольшие партии одежды от ZARA гарантируют, что такое практически не может произойти — ну разве что обе женщины окажутся поклонницами не только продукции ZARA, но и одинакового стиля, цвета, фасона и размера. Ведь в магазинах фирмы всегда можно найти что-то новое, необычное, нередко уникальное, даже единственное в своем роде.

По словам топ-менеджеров компании, во всех магазинах ZARA коллекции пополняются дважды в неделю. Немыслимые показатели! Сравнение с данными других крупных мировых брендов идет явно не в их пользу. Даже в крупных магазинах иных компаний обновление продукции происходит от силы 15 — 20 раз в год (обычный же показатель 4 — 12). Сравните это с ежегодной сотней обновлений в магазинах ZARA…

В этом и есть один из секретов успешного бизнеса холдинга INDITEX. Благодаря быстрой смене ассортимента идет экономия на аренде складских помещений: сшитые коллекции моментально развозятся по всему миру. Да и в магазинах расходы на хранение товара сведены к минимуму — он не залеживается долго на полках.

Еще один весомый плюс дает использование надомного труда: это позволяет не только снизить издержки, но и шить модели совсем маленькими партиями. Что создает потребительский ажиотаж вокруг изделий ZARA: понравившуюся вещь хочется купить быстрее, ведь на следующий день ее можно и не найти. При такой организации производства в компании практически нет остатков.

Готовые изделия направляются в один из дистрибуционных центров, где установлено уникальное сортировочное оборудование, которое автоматически сортирует до 40 000 отправлений в час. Затем партии одежды на грузовиках и самолетах развозят по местам.

И еще один парадокс: ZARA, как, впрочем, и вся корпорация INDITEX, крайне скупа на рекламу. И в этом еще одно ее отличие от конкурентов. Рекламные расходы не бывают выше 0,3% от оборота. Причем если реклама все-таки и присутствует, то это, как правило, оформление собственных витрин. Еще один секрет компании в том, что она выпускает только востребованную потребителями продукцию, оперативно корректируя модели, обновляя коллекции и моментально доставляя их в свои магазины. Такой политикой ZARA в свое время буквально взорвала рынок испанской одежды. И теперь, где бы ни появлялась, мгновенно привлекает тысячи покупателей.

Предыдущий:

Следующий: