Ответы по Эконом. Анализу

1. Нужно отметить, что опред. предмета любой науки — очень сложная задача, в т. ч. и в экономич. анализе. Несмотря на то, что этот вопрос разраб. уже несколько десятилетий, окончательная точка в опред. предмета АЭХД еще не поставлена. В спец. литературе по АХД можно встретить десятки самых разных его формулировок. Все определения предмета АХД, кот. наиболее часто встречаются в лит-ре и кот. более-менее соответствуют его сущности, можно сгруппировать следующим образом: предметом АХД явл.

а) хозяйств. деят-сть предприятий;

б) хозяйственные процессы и явления.

При более внимательном рассмотр. этих опред-ний можно заметить, что анализ изучает не саму хозяйств. деят-ность как технологич., организационный процесс, а эконом. рез-ты хоз-вания как следствия экономич. процессов. Поэтому в последнее время большинство исследователей этой проблемы предметом АХД считают эконом. процессы, кот. происходят в рез-те хозяйственной деятельности. Однако, как уже указывалось, хозяйств. деятельность предприятия и те процессы, что в ней происходят, являются объектом изучения мн. наук.

Данные определения не содержат то специфическое, что позволяет отличить АХД от других наук. В целях ограничения объекта исследования в некоторых определениях предмета указывается цель АХД: оценка достигнутых результатов и выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

Чтобы выделить ту часть или те отношения в этом объекте, кот. относятся только к анализу, нужно исходить из сущности процессов хозяйств. деятельности. Процесс — это причинно-обусловленное течение событий, смена явлений, состояния объекта в соответствии с намеченной целью или результатом. Предметом экономического анализа явл. причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности. Познание причинно-следственных связей в хозяйств. деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения.

Таким образом, предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объектами АХД явл. экономические результаты хозяйств. деятельности. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использ-ние материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для различных наук способы подхода к изучению предмета (в том числе и АХД) базируются на всеобщем диалектическом методе познания. Материалистическая диалектика исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии. Здесь исток одной из характерных черт метода АХД — необходимость постоянных сравнений.

Материалистическая диалектика учит, что каждое явление надо рассматривать как единство и борьбу противоположностей. Отсюда вытекает необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса. Это тоже одна из характерных черт АХД. Например, НТП оказывает положительный результат на рост производительности труда, повышение уровня рентабельности и другие показатели, но при этом надо учитывать и его отрицательные черты, такие, как загрязнение окружающей среды, развитие гиподинамии и др.

Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение хозяйств. деятельности предприятия должно проводиться с учетом всех взаимосвязей. Например, внедрение новой техники увеличивает издержки производства, а значит и себестоимость. Но при этом растет производительность труда, что в свою очередь способствует экономии заработной платы и снижению себестоимости продукции. Если темпы роста производительности труда будут большими, чем темпы роста издержек на содержание и эксплуатацию новой техники, тогда себестоимость продукции будет снижаться.

Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности.

2. Прежде всего экономический анализ принято подразделять на два основных вида — финансовый анализ и управленческий анализ — в зависимости от содержания анализа, выполняемых им функций и задач, стоящих перед ним.

Финансовый анализ, в свою очередь может быть подразделен на внешний и внутренний. Первый проводится налоговыми органами, банками, статистич. органами, вышестоящими организациями, поставщиками, покупат-ями, инвесторами, акционерами, аудиторскими фирмами и др. Основной задачей внешнего финансового анализа явл. оценка финанс. состояния организации, ее платежеспособности и ликвидности. Внутренний финансовый анализ решает гораздо больший спектр задач по сравнению с внешним. Внутр. анализ изучает эффективность использования собств. и заемного капитала, исследует показатели прибыли, рентабельности, выявляет резервы роста последних и укрепления финансового состояния организации.

Управленческий анализ, в отличие от финансового, носит внутренний характер. Его проводят службы и отделы данной организации. Он изучает вопросы, связанные с организационно-техническим уровнем и другими условиями производства, с использованием отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), анализирует объем выпуска продукции, ее себестоимость.

В зависимости от содержания, функций и задач анализа, выделяют также следующие виды анализа: социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологич., маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостной и др. Социально-экономический анализ рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность м/у социал. и экономическими явлениями.

Экономико-статистический анализ используется в целях исследования массовых общественно-экономических явлений. Экономико-экологический анализ изучает взаимосвязь и взаимодействие между состоянием экологии и экономическими явлениями.

Маркетинговый анализ имеет своей целью изучение рынков сырья и материалов, а также рынков сбыта готовой продукции, соотношения спроса и предложения, на эту продукцию, конкурентоспособность продукции данной организации, уровня цен на продукцию, и др.

Инвестиционный анализ направлен на выбор наиболее эффективных вариантов инвестиционной деятельности организаций.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод системного исследования функций какого-либо изделия, либо какого-либо производственно-хозяйственного процесса, либо определенного уровня управления.

3. Основными приёмами (методами) экономического анализа являются: сравнение отчётных показателей с плановыми (сметными), созданными за прошлые периоды (динамические ряды), с проектными и нормативными показателями, с показателями работы других строительных организаций как своего, так и других экономических районов. Широко применяются при анализе экономические группировки хозяйственных операций в разрезах, позволяющих рассмотр. показателей во взаимосвязи и взаимном влиянии, абсолютные и относительные показатели (средние величины, проценты, коэфф., индексы и т. д.). Иногда в экономич. анализе применяются выборочные наблюдения, дополнит. экономич. группировки и обобщающ. показатели.

Для наглядного изображения в аналитической работе используются схемы, диаграммы, плакаты. При детализации общих (синтетических) показателей состав их рассматр. по отдельным частям строительной орган-ции, по времени возникновения и т. д., т.е. анализ проводится в обратном порядке по сравнению с учётом, при кот. происходит образование анализируемых показателей путём синтетических накопительных группировок хозяйственных операций с установлением их взаимосвязи (корреспонденция счетов бух. учёта). Данные анализа в свою очередь синтезируются в порядке их взаимосвязанных обобщений.

На основе данных экономического анализа вносятся конкретные предложения по устранению установленных недостатков и дальнейшему улучшению работы анализируемых строительных орган-ций. Результаты анализа оформляются заключениями, объяснительными записками, постановлениями или решениями.

Традиционные способы обработки информации: сравнение; расчет относит. и средних величин; графический; группировки; балансовый.

4. При определении понятия информац. обеспечения экономич. анализа необх. исходить из основных этапов процесса управления деят-стью объединений (предприятий) и учитывать место экономического анализа в нем. Как известно, выделяются три основных этапа процесса управления: сбор и обработка информации, анализ, принятие управленческих решений, среди кот. анализ занимает промежуточное место. Отсюда следует, что информационное обеспечение анализа явл. составной частью в системе информацион. обеспечения управления, также как анализ явл. элементом, ступенью процесса управления. Принимая во внимание вышесказанное, можно сформулир. понятие информ. обеспечения анализа.

Информационное обеспечение экономического анализа хозяйственной деятельности — это система данных и способы их обработки, позволяющие изучить реальное состояние управляемого объекта, измерить влияние факторов его определяющих, а также выявить возможности осуществления необх. управляющих воздействий. Его отличие от информац. обеспечения управления закл. в том, что последнее содержит также результаты анализа, а не только данные, полученные на основе их сбора и обработки. Иными словами, информационное обеспеч. управления — понятие более широкое.

Информ. обеспечение экономического анализа наряду с кадровым, материально-техническим и т.д. создает необходимые условия для его проведения. Содержательность анализа, его глубина и полнота учета всех факторов, воздействующих на изучаемый объект, в существенной форме определяются состоянием информационного обеспечения.

В структуре информационного обеспечения экономического анализа четко просматриваются два элемента: информационный фонд (база) и процессы преобразования содержащ. в нем данных.

5. Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:

– оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;

– проверка сбалансированности и оптимальности бизнес планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

– выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

– выявление внутрихозяйственных резервов увеличена выпуска и реализации продукции;

– разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Объектами данного направления анализа являются:

– объем производства и реализации продукции;

– ассортимент и структура продукции;

– качество продукции;

– ритмичность продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:

–недост-ки в организ. произ-ва и труда;

–нерациональное использ. материал., трудовых и денежных ресурсов;

– брак продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции явл. унифицированная статистическая форма отчетности № 1-П, форма № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промыш. предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассорти­менте», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», бизнес-план, оператив. планы-графики и т.д.

6. Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность организации, анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов.

По степени готовности продукция подразделяется следующим образом:

валовая продукция, т.е. продукция всех видов и качества вне зависимости от степени ее готовности. Показатель валовой продукции, характеризует общий объем производства.

готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, которая сдана на склад и снабжена сдаточной документацией;

реализованная продукция (проданный товар) – это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.

Анализ объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индексов роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводится полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный. Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода: Тб=Vi / V0 * 100%, (1.3)

цепные – относительно предыдущего периода: Тц= Vi / V1 * 100%. (1.3)

где Vi-1, Vi – объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом периоде соответственно;

Vо — объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста Tср и прироста Тпр данных показателей по среднеарифметической Тсра или среднегеометрической

Тсрг взвешенной:

, (1.5.)

, (1.6)

Тпр = Тср – 100 . (1.7)

7. Итоги работы предпр-й и их структурных подразделений завис. от ряда факторов: эконом, социал, организац, технич., технологич. хар-ра. Разнообраз. факторы осущ-ют различн. влияние на результаты деят-ти:

«+» повыш-е производит-ти труда;

«-» ур дисциплины труда на всё.

Они взаимосвязаны и зависят др от др. Все факторы можно сгруппир-ть:

1. По степени воздействия на рез-ты работы: 1) осн-е (чис-ль, производит-ть); 2) второстеп-е (стаж, ур дисциплины).

2. По степени колич-го измерения: 1) поддающиеся (числ-ть и др); 2) неподдающ-ся (стаж).

3. По времени воздействия: 1) пост-е (оборуд-е); 2) врем-е (реконструкция). 4. По охвату действия: 1) общие (трудовые рес-сы); 2) специфич-е (месторасполож-е, удаленность).

5. По степени детализации: 1) простые (кол-во дней, раб-х); 2) сложные (производит-ть труда).

6. По хар-ру действия: 1) объективные (цена, ставки, тарифы); 2) субъективные (производит-ть труда).

7. По способу опред-я: 1) прямые (числ-ть, кол-во дней); 2) расчетные (способы, методы).

8. В эконом. анализе изучают ассортимент и стр-ру произведенной продукции. Номенклатура – перечень наименов-й изделий, устан-х д/всех соотв-щих видов продукции в общерос-м кодофикаторе промыш-й прод-ции, кот. действует на всей тер-рии страны. Ассортимент – перечень наимен-й изделий с указанием объема выпуска прод-и по каждому виду. Бывает: полным, групповым, внутригрупповым. Своеврем-е обновление ассорт-та и стр-ры выпуска прод-и с учетом изм-я конъюнктуры рынка явл 1 из осн-х индикаторов деловой активности, их конкурентоспос-ти. В процессе анализа необх-мо изучить изм-е объема и стр-ры в целом за год, по периодам, видам, уделив при этом особое внимание невостреб-й прод-и. Изучают изм-е ассорт-та и стр-ры в динамике. Оценка ассорт-та и стр-ры опред-ся след пок-лями: 1) по способу наименьшего %; 2) по уд весу в общей сумме, по кот-му план был выполнен; 3) по ср %-ту – отношение фактич вып-й прод-и по ассрт-ту в пределах плана к плановому ассорт-ту выпуска прод-и. Далее в ходе анализа изуч положение тов-в на рынках сбыта.

9. При анализе ритмичности выбирают календарные периоды от возм-ти составления плана графика выпуска прод-и и учете её выполнения. При массовом выпуске однородной прод-и и коротком произв-м цикле ритмичность следует опред-ть по часам, суткам, смене. При длит. цикле и большой номенклатуре изделий ритмичность составляют по декадам, неделям, пятидневкам. Для оценки ритмичности рассчит-ют пок-ль: 1) коэф-т ритмичности – отнош-е фактич-ки выпущ-й прод-и в пределах плана к плановым данным. 2) коэф-т равномерности – нужно опред-ть среднеквадратич-е откл-е, коэф-т вариации, затем коэф-т равномерности (100-коэф-т вариации). В х а опред-ем влияние факторов на изм-е рент-ти: неравномерная поставка сырья; простои оборуд-я; квалификация раб-в; устаревшее оборуд-е; орг-ция труда; ур труд-й дисциплины; изм-е цены. На осн-и провед-го анализа разраб-ют меры, выявляют резервы по увелич-ю выпуска продукции.

10. Сезонность производства и продажи продукции проявляется в неравномерной загрузке организации по месяцам и кварталам года, вызываемой сезонными колебаниями спроса на продукцию.

Для анализа влияния сезонности на объем продажи продукции необходимо располагать данными о ежемесячном (ежеквартальном) объеме реализации продукции, на основании которых рассчитываются:

1) среднемесячный (среднеквартал.) объем реализации продукции:

где РПi — ежемесячный (ежеквартал.) объем реализации;

2) коэффициент сезонности:

3) коэффициент вариации:

Рппл – среднемесячн.(среднеквартал.) плановый объем реализации.

Большой коэффициент вариации свидетельствует о неравномерной загрузке организации по месяцам года, вызываемой сезонными колебаниями спроса на услуги. Неравномерная загрузка организации в течение года, простой рабочей силы и оборудования при спаде спроса на услуги и максимальная их загрузка при возрастающем спросе отрицательно влияют на объем реализации услуг, качество услуг, производительность труда, уровень использования основных производственных фондов и другие показатели хозяйственной деятельности организации.

По итогам проведенного анализа разрабатываются мероприятия, способствующие сглаживанию сезонных колебаний спроса. Положительное влияние на уменьшение сезонных колебаний спроса на услуги оказывают следующие организационно-экономические меры:

1) сезонные изменения цен на услуги, применение гибкой системы скидок;

2) расшир. ассортимента производимой продукции путем внедрения новых видов, наиболее соответствующих запросам всех категорий потребителей;

3) организация эффектив. рекламы и др. мероприятий, стимулирующих спрос потребителей на данные виды услуг.

15. Основные фонды в завис. от характера участия в процессе производства продукции подразд. на: производств. сельхоз,, производств. несельхоз. назнач-ия и непроизводств. Последние функц-руют в отраслях непроизв. сферы (ЖКХ, просвещение).

К активной части основных фондов (сельскохоз. назначения) отн. средства труда, в любой форме воздействующие на предмет труда или обеспечивающие процесс производства (машины, оборудование, инструменты и др.).

К пассивной части (несельскохоз. назначения) относят основные фонды, создающие условия для производства, но не являющиеся непосредственно «производителями» продукции обычно это здания, сооружения, передаточные устройства, инвентарь и прочее.

22. Тё – затраты раб времени на ед прод-и или на весь объем выпускаемой продукции. Рассит-ся как соотнош-е фонда раб времени на изгот-е опред вида прод-и к кол-ву этой прод-и в натур выраж-и. Тё оказ влияние на кач-е пок-ли деят-ти предпр-я, в 1-ю очередь на себест-ть, объем вып-й прод-и. Если Тё возрастает, себест-ть увелич-ся. Оказ-т влияние на прибыль, рент-ть, фин уст-ть. Поэтому в х а изуч изм-е Тё за отч период, по видам прод-и, в динамике. Изуч факторы, влияющ. на квалиф-ю раб-в, достижения науки и техники, автоматизацию, орг-ция труда и нормы выработки. На осн-и анализа необх выявить резервы снижения Тё.



В эконом. анализе изуч ср выработку или производит-ть труда, кот рассчит-ся как отношение выпуска прод-и к числ-ти рабочих. ПТ (ср выработка) оказ-ет влияние на все пок-ли. Повышение ПТ влечет за собой экономию расходов, увелич-е объема выпуска прод-и, прибыли и рент-ти. Поэтому анализ ПТ проводят в целом за год, по периодам, квалиф-и раб-в, видам прод-и, динамике. На изм-е ПТ оказ влияние ур труд-й дисциплины, квалиф-я, возраст, стаж работы, ур орг-ции труда, внешние факторы, ур з/п, текучесть кадров. Внешние факторы: работа гор-го транспорта, семейн. отнош-я, текучесть кадров, отнош-я в коллективе.

32.33.34.Себест-ть – сов-ть расходов, связ-х с реал-ей и пр-вом прод-и. К осн расходам относят: мат, труд-е затраты, затраты связ-е с экспл-ей и содерж ОС, аморт-я, общехоз-е затраты. Все затраты в завис-ти от выпуска и произв-ва прод-и делят на: 1) Переменные изм-ся пропорц-но изм-ю выпуска и реализ-и прод-и. Ур расходов ост-ся неизм-м, а сумма меняется. Ур опред-ся: отнош-е переем расходов к выпуску прод-и, умнож-е на 100; показ-ет ск-ко израсход-но ср-в на 1 р. выпущ-й прод-и. Перем-е расходы: мат затраты, трудов затраты, отчисления на соц нужды. 2) Пост затраты ост-ся неизменными в завис-ти от выпуска прод-и, однако ур пост затрат меняется в завис-ти от выпуска прод-и. В х а себест-ти прод-и необх-мо изуч изм-е себест-ти в целом за год, по периодам, видам прод-и, в динамике. На изм-е себест-ти оказ-т влияние объем, стр-ра, степень вып-я плана выпуска прод-и, трудоемкость, производит-ть, кач-во выпуск-й прод-и. На о п а разраб-ют меры по сниж-ю расходов.

Анализ затрат по стр-ре начинают с опр-я уд веса отд видов затрат в общ сумме себест-ти, изм-я их за год, по периодам и видам прод-и. Наиб-й уд вес в себест-ти занимают мат затраты (от 30-45%): сырье, мат-лы, полуфабрикаты, комплектующие изд-я, работы и услуги, электроэнергия, топливо. Значит-ю долю (25-30%) занимают труд-е затраты: з\п рабочим пр-ва, премии, отчисления на соц нужды. Произв затраты (около 10%) – содерж-е и экспл-я обор-я, ремонт, расходы связ-е с перемещением грузов внутри предпр-я. Общецеховые и общехоз-е расходы (10%). Ком расходы (7%) связаны с реал-ей прод-и. Стр-ра затрат по элем-м отражает материало-, трудо-, энергоемкость пр-ва и хар-ет ур кооперирования пр-ва, а также соотнош-е овеществл труда. В разл-х отр-х затраты неодинаковы, т.к. отражают спец-ку отрасли, исп-ие разл технологий, обор-я, следоват-но уд вес затрат различен. Трудоемкие отрасли – угольная пром-ть, лесозаготовки, горно-рудн пром-ть. Материалоемкие – вся пищевая, легкая пром-ти, машиностр-е. Энергоемкие – цветная метал-гия. С большим УВ затрат на аморт-ю – энергетика. Такая классиф-я необх-ма д/выявления резервов экономии затрат. На изм-е стр-ры себест-ти оказ-ют влияние факторы: изм-е стр-ры выпуска прод-и; изм-е ур затрат на пр-во отд-х изд-й; изм-е цен, тарифов на потребленные рес-сы; изм-е цен на выпуск прод-и. На о п а разраб-ют меры по экономии затрат. Далее в х а н и эл-ты (статьи) затрат.

35. МЗ оказ-ют прямое влияние на себест-ть, у них наиб уд вес. В ходе анализа МЗ изучают их изм-е в целомза год, по периодам, видам прод-и и мат-лов, в динамике. Их экономия оказ существ-е влияние на прибыль. Далее в х а н и факторы, влияющие на изм-е МЗ: объем пр-ва, его стр-ра; кач-во выпускаемой прод-и (цена); масса потребленного мат-ла. Тщательному анализу подверг-ся отходы сырья, кот делятся на: возвратные и безвозвратные. Далее н и влияние осн факторов на изм-е МЗ по выпуску изделий (по каждому виду). В х а н и отходы. На основе анализа необх-мо выявить резервы экономии затрат, следоват-но, увелич-е выпуска прод-и и сумму прибыли.

36. В х а ТЗ н и изм-е труд затрат в целом за год, по категориям раб-щих, по периодам, стр-м подразд-ям, в динамике. ТЗ зависят от объема и стр-ры выпуска прод-и, ур затрат на 1 изделие, кот в свою очередь зависит от трудоемкости и ур оплаты труда за час. ТЗ = уд Тё*ср з/п за час*выручку прод-и. Здесь примен-т способ цепных подстановок. Далее н и соотнош-е Тр произв-ти труда и Тр расходов по оплате труда. Соотнош-е = Тр произ-ти труда – Тр з/п*100 / Тр производит-ти труда. На основ этого можно рассчитать экономию расходов в общ сумме себест-ти. Экономия = соотнош-е*УВ ТЗ / 100. Далее н и факторы влияющие на изм-е расходов по оплате труда: выпуск прод-и, ее стр-ра, ср з\п рабочих, произв-ть труда. РОТ=(выпуск прод-и *ср з/п)/производит-ть (способ цепных подстановок-колич-но опред-м влияние факторов). Далее н и относит экономию или перерасход. На о п а изуч резервы и разраб-ют меры по экономии расходов по оплате труда и увелич-ю ср з\п.

38.39.40 Анализ косвенных расходов

В состав косв-х расходов входят: расходы на содерж-е и экспл-ю оборуд-я; затраты на ремонт; общехоз-е и общетрудовые произв-е расходы; аморт-я машин и оборуд-я; износ инвентаря и др. В х а изуч их изм-е в целом за год, по периодам, по каждой статье затрат в отд-ти. В ходе анализа расходов по эксплуатации обор-я нужно изучить влияние факторов: кол-во дней работы обор-я; время работы; кол-во обор-я; квал-я раб-ов; проведение профилактич ремонта. Далее в х а расходов по эксплуатации оборуд-я необх изуч влияние факторов: кол-во дней работы оборуд-я; время работы оборуд-я; квалиф-я раб-в, проведение профилактич-го ремонта. В х а амортизац-х отчислений н и кол-во машин, их стр-ру, ст-ть, нормы отчислений и т.п. Ремонт обор-я зависит от объема рем работ, степени его износа, ст-ть запасных частей и ремонтного мат-ла, з/п ремонтных рабочих. На изм-е расходов по перемещению грузов внутри пр-тия влияют: вид ТС, полнота их исп-я, объем и стр-ра перевез груза. Тщат-му анализу подлежат общецеховые расходы: з\п раб-в упр-я, расходы на охрану, на содерж-е легкового тр-та, по освещению, отоплению, расходы на охрану труда, расходы связ-е с испыт. или внедрением нов. машин. Необх. изуч факторы, влияющие на изм-е этих расходов. Чтобы опред-ть влияние факторов на командир расходы, необх опред-ть: кол-во командировок; среднюю продолжит-ть; ст-ть 1 дня командировки; проезд в оба конца. Необх выявить резервы экономии расходов и разработать меры, напр-е на их снижение.

Анализ коммерческих расходов

Коммерч-е расходы связаны с реализ-й прод-и, это издержки обращения. Ком расходы занимают незначит долю (до 10%): расходы связ-е с доставкой, рекламой, упаковкой, изучение рынков сбыта. В состав расходов на доставку входят: расстояние, объем перевозимого груза, вид ТС, тариф, расходы на погрузку и выгрузку, на тару и упаковку (кач-во реализ прод-и, кол-во, состав тары, ст-ть упаковочных мат-лов), на рекламу (вид рекламы, прейскуранты, всевозм аннотации), поиск рынков сбыта (командир расходы). На о п а разраб-ют меры по экономии расходов.

Анализ коммерческих расходов

Коммерч-е расходы связаны с реализ-й прод-и, это издержки обращения. Ком расходы занимают незначит долю (до 10%): расходы связ-е с доставкой, рекламой, упаковкой, изучение рынков сбыта. В состав расходов на доставку входят: расстояние, объем перевозимого груза, вид ТС, тариф, расходы на погрузку и выгрузку, на тару и упаковку (кач-во реализ прод-и, кол-во, состав тары, ст-ть упаковочных мат-лов), на рекламу (вид рекламы, прейскуранты, всевозм аннотации), поиск рынков сбыта (командир расходы). На о п а разраб-ют меры по экономии расходов.

44. Сумма прибыли и рент-ть – осн пок-ли деят-ти пр-тия. Прибыль от осн деят-ти опред-ют как разницу м\у выручкой реализ прод-и и себест-ю. В х а н и изм-е прибыли в целом за год, по периодам, по виду прод-и, в динамике. На изменение прибыли влияют: объем продаж, стр-ра продаж, цена или кач-о, инфляция. Для опред-я влияния объема выпуска и себест-ти вып прод-и прим-ся способ цепн подстановок. Более тщательно н.и. влияние кач-ва на прод-ю, а это связано с ценой. В х.а. н.и. изм-е ср цены в целом за год, по периодам, видам изделий, в динамике. На изм-е ср цены влияют: кач-во реализ прод-и, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляция. Для опред-я влияния кач-ва на ср цену исп-ют способ %-х чисел. Для опр-я влияния инфляции – индексный способ. Влияние рынков сбыта – способ %-х чисел. На о п а разраб-ют меры и выявляют резервы на увелич-е прибыли.

47.48.49. Рент-ть — осн пок-ль деят-ти предпр-я. Комплексный, кач-й пок-ль, хар-щий эф-ть работы предпр-я. Комплекс (около 10 пок-лей) необх опред-ть, чтобы опред-ть рентаб-ть предпр-я. 1) Рент-ть продаж = прибыль от осн деят-ти предпр-я / выпуск прод-и в натур выраж-и. 2) Рент-ть реализ-и = прибыль от осн деят-ти / объем реализ-и в стоимостном выраж-и. 3) Рент-ть имущ-ва = прибыль / имущ-во предпр-я (сумма ОС и ОбС). 4) Рент-ть оборотного капитала = прибыль / ОбС. 5) Рент-ть ОС = прибыль / ОС. 6) Рент-ть собств капитала = прибыль / собств капитал. 7) Рент-ть ден ср-в = прибыль / ден ср-ва. 8) Рент-ть пост-го капитала = прибыль / сумма собств-х капиталов и долгосрочных кредитов. 9) Рент-ть произв-х запасов = прибыль / произв-е запасы. 10) Рент-ть заемных ср-в = прибыль / заемные ср-ва. 11) Рент-ть затрат произв-ва = прибыль / себест-ть. 12) Окупаемость = собств капитал / прибыль. В х а рассчит-е пок-ли изуч в целом за год, по периодам, видам прод-и, в динамике. В целом на изм-е рент-ти оказ влияние: объем продаж, кач-во (цена), стр-ра реализ ост прод-и, себест-ть. В х а необх разраб-ть меры, напр-е на увел-е суммы прибыли и ур рент-ти.

52. Фин состояние – спос-ть предпр-я финанс-ть свою деят-ть, кот хар-ся обеспечением предпр-я фин рес-ми, кот необх д/норм работы предпр-я, целесообразностью их размещ-я и рационал. их использ-ем, взаимоотнош-м предпр-я с др ЮЛ и ФЛ, платежеспос-тью и фин уст-тью предпр-я. Фин уст-ть м б: 1) абсолютная – запасы и затраты (2 раздел актива баланса) меньше суммы собств обор капитала (3 раздел – 1 раздел) с учетом кредитов банка под ТМЦ; 2) нормальная – запасы и затраты = сумме собств обор капитала с учетом кредита банка под ТМЦ; 3) неустойчивая – запасы и затраты больше суммы собств обор капитала, с учетом кредитов банка под ТМЦ и врем своб ср-в; 4) кризисная.

53. Осн источником фин уст-ти явл-ся ББ. ББ – отраж-е хоз ср-в в ден выражении по составу и ист-м их финансир-я на опред дату. Ст-ть им-ва и долговых прав, которым располагает пр-тие на отч дату отраж-ся в активе ББ (А). А дают опред-е представление об эк-ких рес-сах или потенциале предпр-я по осущ-ю буд затрат. Источники собств ср-в, а также обязат-ва предпр-я, по краткосрочным и долгосроч-м займам и кредит-й задолж-ти отраж в пассиве баланса (П). Т о обязат-во показ-ет сумму ср-в, получаемых предпр-ем, а также их источники. А баланса показ как использ-ся эти ср-ва. Группировку статей А и П проводят как: 1) по времени принадлежности ср-в: Активы – долгосрочные активы: первый раздел актива – ОС, НМА, долгосроч фин влож-я, ср-ва д/строит-ва; текущие активы: второй раздел баланса – произв-е запасы, гот прод, незаверш произв-во, ден ср-ва, ДЗ, долгосроч фин вложения. Пассивы – постоянные пассивы (3 раздел); долгосрочные вложения (4 раздел); краткосрочные вложения и займы (5 раздел). 2) по степени ликвидности (скорости превращения в ден наличность ср-в): внеоборотные активы (имобилиз-е ср-ва); оборотные ср-ва (2 раздел) – произв-е запасы, ДЗ, краткосроч фин влож-я. После группировки баланса необх каждый вид ср-в изуч в отд-ти.

54. Анализ внеоборотных средств ОсновныхСредств и НеМатерАктивов (анализ актива баланса)

Наиб. долю во внеобор-х ср-вах занимают ОС. Эф-ное использ-е ОС оказ-ет существ влияние на фин уст-ть и выпуск прод-и, поэтому в х а н и обеспеченность предпр-я ОС, изучить их состояние и изм-е за отч период, выявить эф-ть использ-я ср-в, изыскать резервы повышения эф-ти использ-я ср-в, изучить увелич-е выпуска прод-и и повыш-е эф-ти исп-я ОС. В начале изуч изм-е ОС в целом за год и в динамике, затем изуч их в движении. На основе движения рассчит-ся пок-ли состояния ОС: Кобновления, Квыбытия, Кизноса, Кгодности, ср возраст. Далее изуч стр-ру ОС. В х а н и обеспеч-ть предпр-я ОСми, д/этого рассчит-ют пок-ль Фондовооруж-ти = ОС/ числ-ть рабочих в наиб смену. Также рассчит-ют трудообеспеч-ть – обратный пок-ль фондовооруж-ти. Фондовооруж-ть стремится к 1, а трудообеспеч-ть к 0. Затем в х а рассчит-т пок-ли, хар-щин эф-ть использ-я ОС (Фё, фондоотдача, Френтаб-ть, размер торг площади на руб выпускаемой прод-и). Рассчит-е пок-ли изуч-ют в целом за год, по периодам и в динамике. Повыш-е эф-ти ОС оказ влияние на выпуск прод-и и повыш-е фин уст-ти предпр-я. НМА в валюте баланса заним-ют незначит долю (1,05-1,1). Однако наличие НМА оказ значит-е влияние на фин уст-ть предпр-я, т к они образ-ся за счет собств капитала. В х а н и объем, динамику НМА, стр-ру (патенты, лицензии, торг марки, знаки и др), сроки полезного использ-я и правовой защищенности, доходность НМА, их ликвидность и степень риска вложений капиталов в НМА. В х а изуч источники поступления НМА (внесение учредит-ми, приобрет-е за плату). Источниками выбытия явл списание НМА после окончания срока службы, также ранее устан-го срока, продажа НМА, бартер и безвозмездная уступкадарения. Как поступление, так и выбытие изуч в динамике, затем изуч пок-ли, хар-щие эф-ть использ-я НМА. На о п а разраб-т меры, направленные на повышение эф-ти использ-я ср-в. Главное в анализе НМА это своеврем. списание, т.к. должны быть только рабоч. активы.

57. покозатели оборач. активов необх. д/рук-лей предприятий. Чтобы не допустить банкротства. Пок-ли: 1) хар-щие эф-ть использ-я ср-в: оборач-ть, высвобождение ср-в из оборота, Коэф. оборач-ти, Коэф. закрепления. 2) хар-щие ур рент-ти. М/у ними сущ-ет тесная связь. Рент-ть обор капитала = прибыль / обор капитал.

58. Анализ ликвидности баланса предприятия. Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. Кроме того, ликвидность характ. не только текущее состояние расчетов, но и перспективу.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосроч. обязат-вами по пассиву, кот. группир-ся по степени срочности погашения.

Наиболее мобильной частью ликвидных средств являются деньги и краткосрочные финансовые вложения. Ко второй группе относятся готовая продукция, отгруженные товары и дебиторская задолженность. Значительно больший срок понадобится для превращения производств. запасов и незавершенного произв-ва в готовую продукцию, а затем в денеж. наличность. Поэтому они отнесены к третьей группе.

Соответственно на три группы разбиваются и платежные обязательства предприятия: 1) задолженность, сроки оплаты которой уже наступили; 2) задолженность, которую следует погасить в ближайшее время; 3) долгосрочная задолженность.

Для оценки перспектив. платежеспособ-сти рассчит. след. показатели ликвидности: абсолютный, промежуточный и общий.

Абсолютный показатель ликвидности определяется отношением ликвидных средств первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия (III раздел пассива баланса). Его значение признается достаточным, если он выше 0,25. Если предприятие в текущий момент может на 25% погасить все свои долги, то его платежеспо-сть считается нормальной.

Общий коэфф. ликвидности рассчит-ется отношением всей суммы текущих активов, включая запасы и незавершенное производство (III раздел актива), к общей сумме краткосрочных обязательств (III раздел пассива). Удовлетворяет обычно коэфф-ент 1,5-2,0.

можно использовать следующую факторную модель:

Клик. = Текущие активы *Балансовая

Балансовая прибыль кратк. долги

прибыль = Х1 * Х2

59. Большое внимание при анализе текущих активов должно быть уделено дебиторской задолженности. При наличии конкуренции и сложностей сбыта продукции предприятия продают ее, используя формы последующей оплаты. Поэтому дебиторская задолженность является важной частью оборотных средств. Изучение состава и структуры дебиторской задолженности производится по данным третьего раздела актива баланса. После общего ознакомления с составом и структурой дебиторской задолженности необходимо дать оценку ее с точки зрения реальной стоимости (так как не вся она может быть взыскана), влияния на финанс. результаты предприятия.

Следует учитывать реальные условия, например наметившуюся тенденцию роста процента невозврата. Поэтому целесообразно изучать:

- какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников (этот процент характеризует концентрацию невозврата задолженности); будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия;

каково распределение дебиторской задолженности по срокам образования;

какую долю векселей в дебиторской задолженности представляет продление старых векселей;

были ли приняты в расчет скидки и другие условия в пользу потребителя, например его право на возврат продукции.

Важным явл. изучение показателей качества и ликвид-сти дебитор. задолж-сти.

Под качеством понимается вероятность получения этой задолженности в полной сумме. Показателем вероятности является срок образования задолженности, а также удельный вес просроченной задолж-сти. Чем больший срок дебиторской задолж-сти, тем ниже вероятность ее получения.

Показатель ликвидности дебиторской задолженности характеризует скорость, с кот. она будет превращена в денежные средства (наличность), т.е. это тоже оборачиваемость. Таким образом, показателем качества и ликвидности дебиторской задолженности может быть ее оборачиваемость.

60. Значительный удельный вес в составе источников средств предприятия заним. заемные, в т. ч. кредиторская задолж-сть. Целесообразно изучить состав и структуру кредиторской задолж-сти, происшедшие изменения, провести сравнит. анализ с дебиторской задолж-стью.

Аналитик должен быть уверен в достоверности информации по видам и срокам задолженности. Для этого используется прямое подтверждение, изучение контрактов и договоров, личные беседы с работниками, имеющими сведения о долгах и обязательствах предприятия; проверка точности записей в долговых обязательствах и сведений об уплате.

Иногда (особенно на малых предпр.) может иметь место неполный учет задолженности, т.е. в балансе может быть показана сумма, меньшая реальной задолженности.

Аналитику необх. дать оценку условий задолженности — условий долговых договоров с точки зрения их реальности и полноты. При этом важными являются сроки, ограничения на использ. ресурсов, возможность привлечения дополнительных источников финансирования и др.

61. Фин состояние – спос-ть предпр-я финанс-ть свою деят-ть, кот хар-ся обеспечением предпр-я фин рес-ми, кот необх д/норм работы предпр-я, целесообразностью их размещ-я и рациональным их использ-ем, взаимоотнош-м предпр-я с др ЮЛ и ФЛ, платежеспос-тью и фин уст-тью предпр-я. Фин уст-ть м б: 1) абсолютная – запасы и затраты (2 раздел актива баланса) меньше суммы собств обор капитала (3 раздел – 1 раздел) с учетом кредитов банка под ТМЦ; 2) нормальная – запасы и затраты = сумме собств обор капитала с учетом кредита банка под ТМЦ; 3) неустойчивая – запасы и затраты больше суммы собств обор капитала, с учетом кредитов банка под ТМЦ и врем своб ср-в; 4) кризисная.




Предыдущий:

Следующий: