Ответы на вопросы к экзамену по УиФ ИС


Вопрос 1. Понятие ИС. Функции и процессы ИС.

Информационная система – взяимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения необходимой цели.

К основным функциям ИС относятся:

сбора и регистрации информационных ресурсов

хранение ресурсов

обработка взаимодействующих с пользователем данных

актуализация ресурсов

обработка запросов пользователя

Процессы ИС.

Ввод исходной информации

Обработка информации

Выдача информации

Вопросы к экзаменам 5 курс уиф

Вопрос 2. Структура информационной системы.

Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе.

Программное обеспечение — совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе.

Информационное обеспечение — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Вопрос 3. Этапы развития ИС.

Первый этап ЭВМ (1950-е гг.) было построено на базе электронных ламп. Все эти машины имели большие размеры, потребляли большое количество электроэнергии, имели малое быстродействие, малый объем памяти и невысокую надежность.

Второй этап ЭВМ (1960-е гг.) было на основе полупроводников и транзисторов. Использование транзисторных элементов позволило сократить потребление электроэнергии, уменьшить размеры отдельных элементов ЭВМ и всей машины. Эти ЭВМ уже использовались для решения экономических задач.

Третий этап ЭВМ (1970-е гг.) было на малых интегральных схемах. С помощью интегральных схем удалось уменьшить размеры ЭВМ, повысить их надежность и быстродействие.

Четвертый этап ЭВМ (1980-е гг.) было на больших интегральных схемах (БИС). Они представляли собой ряд программно-совместимых машин на единой элементной базе, единой конструкторско-технической основе, с единой структурой. Они не требовали специальных помещений и установки систем программирования.

Вопрос 4. Классификация ИС по степени автоматизации.

1. Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком (деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры).

2. Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

3. Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру.

Вопрос 5. Классификация ИС по сфере применения.

Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, по характеру использования информации и по сфере применения:

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах продажи билетов.

Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Они классифицируются по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделяют два класса: управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Вопрос 6. Классификация ИС по по характеру использования информации.

Вопрос 7. Классификация по масштабу.



По масштабу информационные системы подразделяются на следующие группы:

одиночные;

групповые;

корпоративные.

Одиночные информационные системы реализуются, как правило, на автономном персональном компьютере (сеть не используется). Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место.

Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы и чаще всего строятся на базе локальной вычислительной сети.

Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней.



Вопрос 8. Процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла информационной системы. Основные процессы жизненного цикла.

Основные процессы жизненного цикла: приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение.

РазработкаРазработка информационной системы включает в себя все работы по созданию информационного программного обеспечения и его компонентов в соответствии с заданными требованиями.

ЭксплуатацияЭксплуатационные работы можно подразделить на подготовительные и основные.  

К подготовительным относятся:

конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей;

обеспечение пользователей эксплуатационной документацией;

обучение персонала.

Основные эксплуатационные работы включают:

непосредственно эксплуатацию;

локализацию проблем и устранение причин их возникновения;

модификацию программного обеспечения;

подготовку предложений по совершенствованию системы;

развитие и модернизацию системы.

СопровождениеСлужбы технической поддержки играют весьма заметную роль в жизни любой корпоративной информационной системы. Наличие квалифицированного технического обслуживания на этапе эксплуатации информационной системы является необходимым условием решения поставленных перед ней задач, причем ошибки обслуживающего персонала могут приводить к явным или скрытым финансовым потерям, сопоставимым со стоимостью самой информационной системы.

Вопрос 9. Процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла информационной системы. Вспомогательные процессы.

Обеспечивают выполнение основных процессов: документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, разрешение проблем.

Вопрос 10. Процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла информационной системы. Организационные процессы.

Организационные процессы: управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого жизненного цикла, обучение.

Вопрос 11. Каскадная модель жизненного цикла ИС.

Вопросы к экзаменам 5 курс уиф

Характеризуется тем, что при прохождении каждого этапа разработки создаётся необходимая документация для стабильной работы следующего этапа. Далее осуществляется переход на следующий этап без дополнительного досмотра процессов, происходивших на прошлом этапе, что само по себе является минусом данной модели.

Для преодоления этой проблемы используется поэтапная модель с промежуточным контролем.

Вопросы к экзаменам 5 курс уиф

В данном типе каскадной модели ЖЦ ИС осуществляется проверка пройденных этапов по их конструкции и функционированию, что максимально исключает возможность появления ошибок.

Вопрос 12. Основные этапы каскадной модели.

Анализ

Проектирование

Реализация

Внедрение

Сопровождение



Описание этапов:

Анализ.

Исследование концепции – происходит исследование требований на системном уровне;

Системное распределение – распределение функций меду аппаратными и программными частями;

Определение требований – определяются требования к ПО для информационной предметной области системы, предназначение, линии поведения, производительность и интерфейсы.

Проектирование.

Разработка проекта – разрабатывается и формулируется логически последовательная техническая характеристика ПП, включая структуры данных, архитектуру ПО, интерфейсные представления и процессуальную детализацию.

Реализация.

Реализация – превращение эскиза проекта в полноценный ПП(пакет программ). При этом создается исходный код, база данных и документация, которые лежат в основе физического преобразования проекта. Если ПП представляет собой приобретенный ППП(пакет прикладных программ), основными действиями по его реализации будут являться установка и тестирование ППП. Если ПП разрабатывается на заказ, основными действиями являются программирование и код-тестирование.

Внедрение.

Тестирование и отладка – процессы проверки ПП на надежность и соответствие заданным

критериям качества, поиск и устранение неисправностей.

Установка – установка ПО, тестирование и официальная приемка заказчиком.

Сопровождение.

Эксплуатация – запуск пользователем системы и текущее обеспечение, включая предоставление технической помощи, обсуждение возникших вопросов.

Сопровождение – разрешение программных ошибок, неисправностей, сбоев, модернизация.

Вывод из эксплуатации – прекращение работы ППП, либо благодаря ее замене новой либо

модернизированной версией.

Вопрос 13. Основные достоинства и недостатки каскадной модели.

Положительные стороны:- на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности; - выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.

Недостатки:

Основным недостатком каскадной модели является существенное запаздывание с получением результатов.

Вопрос 14. Спиральная модель жизненного цикла информационной системы.

Спиральная модель, подразумевает разработку в виде последовательности версий, но в начале проекта определены не все требования. Требования уточняются в результате разработки версий. разработчика нет четкого видения итогового продукта (требования не могут быть четко определены) или стопроцентной уверенности в успешной реализации проекта (риски очень велики). В связи с этим принимается решение разработки системы по частям с возможностью изменения

Данная модель жизненного цикла характерна при разработке новаторских (нетиповых) систем. В начале работы над проектом у заказчика и требований или отказа от ее дальнейшего развития. Развитие проекта может быть завершено не только после стадии внедрения, но и после стадии анализа риска.

Вопрос 15. Преимущества спиральной модели.

наличие действий по анализу рисков, что обеспечивает их сокращение и заблаговременное определение непреодолимых рисков;

обеспечение разбиения большого потенциального объема работ по выполнению проекта на небольшие части;

первоочередность реализации решающих функций с высокой степенью риска, что позволяет при необходимости остановить работы над проектом на ранних циклах модели и уменьшить расходы;

возможность гибкого проектирования, основанная на преимуществах каскадной модели при одновременном разрешении итераций;

реализация преимуществ инкрементной модели (выпуск инкрементов, сокращение графика работ, неизменяемость ресурсов при постепенном росте системы);

реализация связи с пользователем с высокой частотой и на ранних этапах модели, что обеспечивает создание нужного продукта высокого качества;

усовершенствование административного управления процессами жизненного цикла разработки, затратами, соблюдением графика и кадровым обеспечением, что достигается путем выполнения анализа (обзора) в конце каждой итерации;

повышение производительности за счет использования пригодных для повторного использования результатов;

повышение вероятности предсказуемого поведения системы с помощью уточнения поставленных целей;

отсутствие необходимости в предварительном распределении всех нужных для выполнения проекта финансовых ресурсов;

возможность регулярной оценки совокупных затрат, что в результате приводит к их общему сокращению.

Вопрос 16. Проблемы возникающие при использовании спиральной модели.

Дефицит специалистов.

Нереалистичные сроки и бюджет.

Реализация несоответствующей функциональности.

Разработка неправильного пользовательского интерфейса.

«Золотая сервировка», перфекционизм, ненужная оптимизация и оттачивание деталей.

Непрекращающийся поток изменений.

Нехватка информации о внешних компонентах, определяющих окружение системы или вовлечённых в интеграцию.

Недостатки в работах, выполняемых внешними (по отношению к проекту) ресурсами.

Недостаточная производительность получаемой системы.

«Разрыв» в квалификации специалистов разных областей знаний.

Вопрос 17. Методология и технология разработки ИС.

Технология проектирования определяется как совокупность трех составляющих:

пошаговой процедуры, определяющей последовательность технологических операций проектирования;

критериев и правил, используемых для оценки результатов выполнения технологических операций;

нотаций (графических и текстовых средств), используемых для описания проектируемой системы.

Вопросы к экзаменам 5 курс уиф

Вопрос 18. Основные особенности методологии RAD.

Методология RAD — Rapid Application Development

 RAD — это комплекс специальных инструментальных средств быстрой разработки прикладных информационных систем, позволяющих оперировать с определенным набором графических объектов, функционально отображающих отдельные информационные компоненты приложений.

Под методологией быстрой разработки приложений обычно понимается процесс разработки информационных систем, основанный на трех основных элементах:

небольшой команде программистов (обычно от 2 до 10 человек);

тщательно проработанный производственный график работ, рассчитанный на

сравнительно короткий срок разработки (от 2 до б мес.);

итерационная модель разработки, основанная на тесном взаимодействии с заказчиком — по мере выполнения проекта разработчики уточняют и реализуют в продукте требования, выдвигаемые заказчиком.

Основные принципы методологии RAD можно свести к следующему:

используется итерационная (спиральная) модель разработки;

полное завершение работ на каждом из этапов жизненного цикла не обязательно;

в процессе разработки информационной системы необходимо тесное взаимодействие с заказчиком и будущими пользователями;

необходимо применение CASE-средств и средств быстрой разработки приложений;

необходимо применение средств управления конфигурацией, облегчающих внесение изменений в проект и сопровождение готовой системы;

необходимо использование прототипов, позволяющее полнее выяснить и реализовать потребности конечного пользователя;

тестирование и развитие проекта осуществляются одновременно с разработкой;

разработка ведется немногочисленной и хорошо управляемой командой профессионалов;

необходимы грамотное руководство разработкой системы, четкое планирование и контроль выполнения работ.

Вопрос 19. Этапы жизненного цикла в рамках методологии RAD.

Жизненный цикл ПО по методологии RAD состоит из четырех фаз:

фаза анализа и планирования требований;

фаза проектирования;

фаза построения;

фаза внедрения.

Вопрос 21. UML – язык универсального моделирования.

UML (англ. Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) — язык графического описания для объектного моделирования в области разработки ПО.

UML является языком широкого профиля, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью.

Был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования программных систем.

Его также используют для моделирования бизнес-процессов, системного проектирования и отображения организационных структур.

Вопрос 22. Структурированный подход к проектированию ИС.

Сущность структурного подхода к разработке ИС заключается в её декомпозиции (разбиении) на автоматизируемые функции. Система разбивается на функциональные подсистемы, которые в свою очередь делятся на подфункции, подразделяемые на задачи и так далее. Процесс разбиения продолжается вплоть до конкретных процедур. При этом автоматизируемая система сохраняет целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны. При разработке системы “снизу-вверх” от отдельных задач ко всей системе целостность теряется, возникают проблемы при информационной стыковке отдельных компонентов.

Структурное (системное) проектирование – это метод определения подсистем, компонентов и способов их соединения, задающий ограничения, при которых система должна функционировать, выбирающий наиболее эффективное сочетание людей, машин и программного обеспечения для реализации системы.

Вопрос 23. Методология функционального моделирования SADT.

Методология SADT может использоваться для моделирования широкого круга систем и определения требований и функций, а затем для разработки системы, которая удовлетворяет этим требованиям и реализует эти функции.

Вопрос 24. Общин сведения о СASE-средствах.

Основной целью CASE-технологии является разграничение процесса проектирования программных продуктов от процесса кодирования и последующих этапов разработки, максимально автоматизировать процесс разработки. Для выполнения поставленной цели CASE-технологии используют два принципиально разных подхода к проектированию: структурный и объектно-ориентированный.

Основной целью CASE-технологии является разграничение процесса проектирования программных продуктов от процесса кодирования и последующих этапов разработки, максимально автоматизировать процесс разработки. Для выполнения поставленной цели CASE-технологии используют два принципиально разных подхода к проектированию: структурный и объектно-ориентированный.

Вопрос 25. Основные возможности CASE-средств.

Современные CASE-средства охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования ИС: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации, покрывающих весь ЖЦ программного обеспечения.

Наиболее трудоемкими этапами разработки информационной системы являются этапы анализа и проектирования, в процессе которых CASE-средства обеспечивают качество принимаемых технических решений и подготовку проектной документации. При этом большую роль играют методы визуального представления информации. Это предполагает построение структурных или иных диаграмм в реальном масштабе времени, использование многообразной цветовой палитры, сквозную проверку синтаксических правил. Графические средства моделирования предметной области позволяют разработчикам в наглядном виде изучать существующую информационную систему, перестраивать ее в соответствии с поставленными целями и имеющимися ограничениями.

Вопрос 26. Характеристика современных CASE-систем. Компоненты CASE-средств.

CASE-средствам присущи следующие основные особенности:

наличие мощных графических средств для описания и документирования системы, обеспечивающих удобный интерфейс с разработчиком и развивающих его творческие возможности;

интеграция отдельных компонентов CASE-средств, обеспечивающая управляемость процессом разработки ПО;

использование специальным образом организованного хранилища проектных метаданных (репозитория).

Интегрированное CASE-средство содержит следующие компоненты:

репозиторий, являющийся основой CASE-средства. Он должен обеспечивать хранение версий проекта и его отдельных компонентов, синхронизацию поступления информации от различных разработчиков при групповой разработке, контроль метаданных на полноту и непротиворечивость;

графические средства анализа и проектирования, обеспечивающие создание и редактирование комплекса взаимосвязанных диаграмм, образующих модели деятельности организации и системы ПО;

 средства разработки приложений, включая языки 4GL (Fourth Generation Language – язык 4-го поколения) и генераторы кодов;

средства управления требованиями;

 средства управления конфигурацией ПО;

средства документирования;

 средства тестирования;

 средства управления проектом;

средства реверсного инжиниринга ПО и баз данных.

Вопрос 27. Классификации CASE-средств.

Классификация по типам отражает функциональную ориентацию CASE-средств в технологическом процессе.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: