Ответы на экзамен по эконом теории

HYPERLINK «/id103818812″HYPERLINK «/id103818812″

HYPERLINK «/id103818812″БИЛЕТ №11) Экономическая теория: предмет и функцииПредмет и функции экономической теорииЭкономика — это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.Разделы экономической теории:• микроэкономика;• макроэкономика;• мировая экономика.Экономическая теория — это наука, которая изучает экономическую жизнь общества и экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе экономической деятельности.Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.Экономическая теория выполняет следующие функции:• теоретическая — выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности и законы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действия экономических процессов;• практическая — разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективного хозяйствования;• методологическая — экономическая теория является базой для других экономических дисциплин;• социальная (познавательная) — расширяет горизонты познания, помогает формированию экономически грамотных специалистов.2) Определение цены и объема производства в олигополии и чистой монополииледующий этап нашего анализа — изучение поведения на рынке фирмы — чистого монополиста, в частности вопросов, по какой цене и в каком объеме монополист будет реализовывать свой товар. Оптимальный объем производства фирмы-монопо¬листа будет зависеть от двух факторов — рыночного спроса на ее продукцию, с одной стороны, и величины и структуры ее издер¬жек, с другой.Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, то кри¬вая спроса на весь объем производимого ею товара является и кривой рыночного (отраслевого) спроса. Таким образом, в отличие от совершенной конкуренции, где спрос на товар фирмы абсо¬лютно эластичен и фирма может продавать разные количества то¬вара по одной и той же цене, спрос на продукт монополиста не является абсолютно эластичным. Кривая спроса на его продук¬цию имеет классический нисходящий вид, причем низкая сте¬пень ценовой эластичности спроса на монопольный продукт, по¬рожденная отсутствием товаров-заменителей, будет иметь следст-вием резко падающий характер этого графика, Нисходящий характер графика спроса означает, что монополист обязан пони¬жать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную его единиц. Данный факт скажется на динамике показателей нового и предельного дохода рассматриваемой фирмы Поэтому в отличие от продавца, действующего в условиях совершенной кон¬куренции, монополист сталкивается с ситуацией, когда его вало¬вой доход имеет сначала положительную динамику (возрастает) а потом, достигнув максимума, начинает падать.У фирмы-монополиста график предельного дохода всегда ле¬жит ниже графика спроса. Это объясняется тем, что для монопо¬листа MR будет ниже цены (кроме первой единицы продукции), в отличие от конкурентной фирмы, для которой MR = PX. Это связано с тем, что увеличивая объемы продаж, монополистиче¬ская фирма вынуждена снижать цену не только на каждую сле¬дующую единицу продукции, но и на все предыдущие, которые ранее продавались по более высокой цене.Максимизирующий прибыль монополист будет стремиться избегать неэластичного участка кривой спроса на свой товар, так как на этом отрезке предельный доход (MR) принимает отрица¬тельные значения.Зная об особенностях спроса на продукт монополиста, о «поведении» графиков его предельного и валового дохода, мож¬но перейти к рассмотрению проблемы оптимального объема производства монопольного производителя. Используем уже из¬вестные подходы — сначала применим метод сопоставления ва¬лового дохода и валовых издержек (TR и TС), а потом метод уравнивания предельных показателей (MR и МС).Графический анализ ситуации в соответствии с первым под¬ходом предполагает совмещение в одних осях координат двух графиков — TR и TC — и поиск такого зна¬чения Qx, для которого HYPERLINK «/mail?act=show&id=1492″

HYPERLINK «/id103818812″HYPERLINK «/id103818812″

HYPERLINK «/id103818812″БИЛЕТ№21) Методы исследования экономических явленийМетод – путь исследования. Для познания социально-экономических явлений используют общенаучные и специальныедля экономической теории методы.Общенаучные.1.Структурно-функциональный метод – предусматривает рассмотрение любого экономического явления как системного с обязательным анализом функций взаимодействующих элементов на уровнях:а) координационных (согласованность структурных элементов системы и место элемента в рамках системы);б) субординационных (указывают на субподчиненную связь элементов в системе);в) генетических (указывают связь элемента с историей системы).2.Объединение качественного и количественного анализа и использование на этой основе математических методов в экономических исследованиях.Ученые-экономисты обосновывают теоретические выводы с помощью количественного анализа. На основе периодичности повторения можно определять закономерность, тенденцию, закон и проникать в суть отношений между людьми. Но нельзя математизировать все.ІІ. Специальные методы.1. Метод научной абстракции – отказ от поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и общих связей. Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования. Дается общая характеристика явления, определяются присущие ему противоречия и рассматриваются его конкретные проявления. То, от чего абстрагировались сначала, требует теперь разъяснений. В результате конкретное выступает не случайным накоплением явлений, а целостной панорамой.2. Метод анализа и синтеза охватывается абстрактным мышлением. Анализ – предмет исследования расчленяется, мышление идет от видимого, конкретного к абстрактному. Выделяются составляющие элементы, определяется роль и значение каждого, их связи в механизме. Синтез – явление исследуется во взаимодействии всех его элементов. Мышление идет от абстрактного к конкретному, от понимания сущности отношений к проявлению их в конкретной ситуации.3. Метод дедукции и индукции – переход умозаключений от частного к общему и от общего к частному.4. Метод аналогий – перенесение свойств одного явления на другие. Аналогии являются разновидностями сравнения, так как направлены на изучение сходства и различия явлений.5. Социально-экономический эксперимент. Должен быть тщательно подготовлен, так как отрицательные последствия могут сказаться на большом количестве людей. (Свободные экономические зоны).6. Статистические методы.7. Объединение исторического и логического – помогает выявлению качественно новых форм действия экономических законов и нахождению нового содержания в экономических категориях. Обнаруживаются качественные сдвиги на определенном этапе развития экономической системы и обосновывается, как они изменяют экономические законы.2) Определение цены и объема производства в чистой конкуренции о монополистической конкуренцииНе знаю HYPERLINK «/mail?act=show&id=1493″

HYPERLINK «/id103818812″HYPERLINK «/id103818812″

HYPERLINK «/id103818812″БИЛЕТ №31. Экономические категории и экономические законы2. Экономическая теория оперирует определенными категориями и законами.3. Экономические категории – это теоретическое выражение экономических явлений и процессов, существующих реально. В них отражаются связи между людьми и природой. Экономические категории подвижны, изменчивы.4. Более высокую степень познания человеком единства и связи экономических явлений и процессов отражают экономические законы – внутренне необходимые, устойчивые, причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами. Каждый закон выражается во взаимосвязи определенных экономических категорий. Он ґруппирует вокруг себя эти категории.5. Экономические законы, как и природные, имеют объективный характер, но отличаются от законов природы тем, что возникают, развиваются и функционируют лишь в процессе экономической деятельности людей. Экономические законы действуют не вечно, а временно. Они не зависят от сознания людей, а зависят от деятельности людей. Государство, участвующее в регулировании экономики, не может отменить объективные экономические законы, но может изменить их созданием надлежащих условий. Это достигается путем совершенствования хозяйственного механизма, государственного управления, прав собственности.6. Виды экономических законов:7. Общие – действуют во всех экономических системах (закон возрастающих потребностей, роста производительности труда, соответствия производственных отношений характеру производительных сил).8. Особые – присущи нескольким общественно-экономическим формациям (товарное производство – законы стоимости, денежного обмена, спроса и предложения).9. Специфические – присущи лишь определенному способу производства (основной закон капитализма – получение прибавочной стоимости эксплуатацией наемных работников).10. Стадиальные — действуют только на одной стадии производства (закон возникновения монополий в результате концентрации и централизации производства и капитала – действует на стадии империализма).2. Основные модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополияЧистая (совершенная) конкуренцияЧистая (совершенная) конкуренция — это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать на следующем примере. Если цена пшеницы возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на это расширением ее посевов в следующем году. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение пшеницы на рынке, что может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.Таким образом, рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:• неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними;• абсолютно свободный доступ к любой хо HYPERLINK «/mail?act=show&id=1494″

HYPERLINK «/id103818812″HYPERLINK «/id103818812″

HYPERLINK «/id103818812″БИЛЕТ № 41. Экономические системы: сущность, типы, основные черты. Собственность в характере черт экономических систем1.Понятие экономической системы и ее элементов.Понятие системы используется практически во всех науках. Наиболее общим определением системы является понимание ее как некоторой упорядоченной совокупности элементов, обладающей организованностью, и способностью выполнять ряд таких функций, которые не могут быть выполнены ни одним из отдельных элементов. Для характеристики системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции. Структура системы — это взаимосвязи между ее элементами. Экономическую систему можно определить как совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих здесь отношений собственности и организационно-правовых форм. Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Она состоит из малых экономических систем различных уровней (подсистем)-домохозяйств, отдельных предприятий, фирм, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений и др.Основными элементами экономической системы являются:• Социально-экономические отношения (между всеми лицами, участвующими в хозяйственной деятельности).• Организационные формы хозяйственной деятельности.• Хозяйственный механизм как способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, т.е. на уровне государства, зависящий от многочисленных факторов, определяемых экономическими, национальными, климатическими, географическими особенностями.• Системы стимулов и мотивации, которыми руководствуются все участники хозяйственной деятельности.• Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.2.Типы экономических систем.Существуют многочисленные критерии, по которым можно классифицировать экономические системы. Одним из них является, например степень открытости >>. Этот критерий применим для характеристики как экономических систем в целом, так и всех ее подсистем. Наиболее распространенным критерием деления экономических систем на типы на макроуровне являются формы регулирования экономической жизни. В соответствии с ними принято выделять две рыночные >> и две нерыночные >> системыГлава 1. Экономические системы и их сущностьВ экономической науке сложились два подхода к изучению современного общества: формационный и цивилизационный. Суть формационного подхода состоит в том, что в качестве глубинной причины развития человеческого общества рассматривается изменение его производственной основы и соответствующей ей формы собственности на экономические ресурсы, которые и определяют весь комплекс экономических, политических, правовых и других форм человеческого общения на различных этапах развития общества. Следует отметить, что формационному подходу присущ ряд недостатков. Это, в частности, относится к утверждению об обязательности прохождения в своем развитии всех стран и народов через пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, а также чрезмерному акценту на антагонистический характер отношений между собственниками и несобственниками средств производства. HYPERLINK «/mail?act=show&id=1495″

HYPERLINK «/id103818812″HYPERLINK «/id103818812″

HYPERLINK «/id103818812″БИЛЕТ № 51. Производительные силы общества. Факторы производстваПроизводительные силы общества — это взаимозависимая совокупность личностных и вещественных (материальных) факторов производства.В их составе можно выделить следующие важнейшие элементы, составляющие производительные силы: социальные (труд, наследие культурно-хозяйственного развития) естественные (минеральные и биологические ресурсы) технологические (сочетание используемых средств производства и способов его организации)К факторам, непосредственно определяющим состояние, динамику и характер (интенсивный, экстенсивный) развития производительных сил, следует отнести в первую очередь рациональное использование природных и трудовых ресурсов, научно-технический прогресс, эффективную организацию национальной экономики, взаимовыгодное участие в международном разделении труда и экономическом сотрудничестве.Определенное влияние на развитие производительных сил страны (или региона) оказывают внешние и внутренние условия: географическое положение, наличие природных ресурсов, трудовые навыки и культурные традиции, политическая стабильность, международное сотрудничество.ТИПЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛМожно выделить следующие основные типы производительных сил в зависимости от уровня развития и характера использования их основных элементов и социально-экономической организации производства: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.В настоящее время господствующим в мировой экономике является индустриальный тип производительных сил.Доиндустриальные формы использования элементов производительных сил и организации хозяйства господствуют в традиционных секторах экономики многих развивающихся стран, особенно в тропической Африке и некоторых районах Азии и Латинской Америки. По существу, экономика большинства стран указанных стран — это дуализм доиндустриальных и индустриальных элементов производительных сил.Постиндустриальный (основанный на информационных технологиях) характер развития производительных сил характерен для отдельных районов (и отраслей экономики) ведущих развитых стран, в первую очередь США, Японии, Англии, Франции, Германии, а также для ряда новых индустриальных стран и Китая.Фа́кторы произво́дства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство;Информация специфической формой информации является технология.Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении: организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства; принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса; рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован; быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация.Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные HYPERLINK «/mail?act=show&id=1496″

HYPERLINK «/id103818812″HYPERLINK «/id103818812″

HYPERLINK «/id103818812″и государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, опр

БИЛЕТ 6:

1. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностейЭкономическое развитие связано с расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей.Потребность — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности личности и развития общества в целом. Товары и услуги, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, и их круг непрерывно растет. Потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальных групп, коллективов работников, населения, государства. Они постоянно увеличиваются в объеме и изменяются качественно. В результате возникают все новые и новые потребности. Первая фундаментальная экономическая аксиома гласит: потребности общества безграничны, полностью неутолимы. Непрерывное развитие потребностей по мере их удовлетворения принято называть законом возвышения потребностей.Классификация потребностей отличается большим разнообразием. Их можно подразделить на:• низшие (первичные) и высшие (вторичные);• абсолютные и относительные;• неотложные и могущие быть отложенными;• прямые и косвенные;• настоящие и будущие и др.Границы такого деления весьма условны. К материальным потребностям относятся также услуги (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультации юриста и др.); потребности предприятий (здания, транспортные средства, оборудование и др.); коллективные потребности общества (железные дороги, школы, больницы и др.).Экономические ресурсы — это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении как общества в целом, так и отдельных стран, фирм, индивидуумов, количественно ограничены. Мало того — они редки, то есть их не хватает на всех (природные ресурсы имеют конечные пределы и в значительной степени невоспроизводимы). Ограниченность ресурсов относительна: их как правило меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вторая фундаментальная экономическая аксиома гласит: ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки. Согласно закону редкости невозможно удовлетворить безгранично растущие потребности, что вынуждает людей делать выбор в очередности и степени их удовлетворения, а также заставляет рационально использовать ресурсы.Ресурсы подразделяются на природные, трудовые, материальные и финансовые. Первые три вида присущи любому производству, поэтому их называют базовыми. Финансовые же присоединяются к базовым на экономической ступени производства, их называют производными. Ресурсы, непосредственно используемые в процессе производства, называют факторами производства.2) Издержки фирмы (иксплицитные, имплицитные, постоянные, переменные, маргинальные, безвозвратные) и ее прибыль (бухгалтерская, чистая экономическая и нормальная).Постоянные, переменные и валовые издержкиПостоянные издержки FC (англ. fixed costs) — это издержки, которые не зависят от объема производства.Переменные издержки VC (англ. variable costs) — это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности. Такие накладные расходы, как комиссионные торговым посредникам, плата за телефонные разговоры, затраты на канцелярские товары, увеличиваются с расширением бизнеса, а поэтому в данном случае относятся к категории переменных издержек. Однако в большинстве своем прямые издержки фирмы всегда относятся к категории переменных, а накладные расходы относятся к постоянныСредние переменные и средние валовые издержки при росте объема производства могут вести себя по-разному. В нашем примере средние переменные издержки одинаковы при объемах от 100 до 300 шт., при дальнейшем расширении производства (до 600 шт.) они растут. Средние валовые издержки снижаются при росте объема до 400 шт., а далее — возрастают.Доход – денежный эквивалент произведенной и реализованной продукции.

БИЛЕТ №71. Потребности: сущность, классификация и роль в развитии общества• Производство является главным источником получения благ, необходимых для жизни человека, удовлетворения его нужд и потребностей. Исходная составляющая природы человека — нужда, и ее удовлетворение есть цель любого производства. Нужда определяется как ощущаемое человеком чувство неудовлетворенности чем-то или нехватка чего-либо.• Нужды людей очень разнообразны, многочисленны и сложны. Среди них выделяются физиологические, социальные, духовные нужды. Каждая конкретная нужда может по-разному восприниматься отдельными людьми. Это зависит от уровня образованности и культуры, характера и интересов каждого человека. Если же какая-то нужда человека не удовлетворяется, то он будет искать выход из создавшегося положения. Выхода может быть два либо найти возможность для удовлетворения той или иной нужды, либо просто отказаться от ее удовлетворения. Нужда человека в конкретной жизни проявляется через потребности. • Потребности — это прежде всего желания людей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им удовлетворение или удовольствие. В экономической литературе встречаются и другие определения потребностей. К примеру, потребности — это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходимые условия жизни; отношение человека к миру вещей; состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, и т.д. Множество определений сущности потребностей закономерно, так как они с разных сторон отражают объективное состояние человека, которое выражается через множество объектов, способных удовлетворить нужду тем способом, который зависит от уровня культуры, жизненного уклада, традиций и особенностей личности человека или общества в целом.Потребность относится к числу первичных экономических категорий, играющих ключевую роль в понимании движущих сил, стимулирующих производственно-экономическую деятельность. Природа потребностей чрезвычайно разнообразна и сложна. С одной стороны, это потребности, заложенные в организме человека самой природой. К ним относятся биологические потребности, без удовлетворения которых не может протекать жизненный процесс. С развитием цивилизации расширяется круг таких потребностей и изменяется их характер. С другой стороны, чело¬век — существо не только биологическое, но и социальное, общественное. Следовательно, многие его потребности возникают из того, что он живет среди других людей, общается с ними. Более того, формирование социальных групп, государства, общества порождает возникновение общественных потребностей.С образом и уровнем жизни людей теснейшим образом связаны потребности. Связь с образом жизни проявляется через характер потребностей. Они могут быть возвышенными и низменными, рациональными и иррациональными, вредными. Связь с уровнем жизни про¬является через уровень удовлетворения потребностей людей. Исходя из этого, различают реальные и нормативные потребности. Реальная потребность — это запрос конкретных людей или группы людей на по¬лучение определенного количества благ и услуг. Нормативная потребность характеризуется нормой потребления, которая устанавливается исходя из анализа, расчета, опыта и возможностей.• Прежде чем рассматривать классификацию потребностей и их структуру, мы должны иметь в виду, что потребности носят исторический характер, т.е. постоянно изменяются с развитием общества, и что нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей и установить его практически невозможно.• Классификации потребностей уделялось внимание начиная с древних времен. По крайней мере со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные.• 1. В зависимости от масштабов и структуры производства потребности подразделяются наабсолютные (максимальные), действительные (подлежащие удовлетворению), фактически удовлетворяемые.Абсолютные (максимальные) потребности — это потребности, которые ориентированы на HYPERLINK «/mail?act=show&id=1497″

HYPERLINK «/id103818812″HYPERLINK «/id103818812″

HYPERLINK «/id103818812″БИЛЕТ №81. Редкость ресурсов. Категории ресурсов: земля, капитал, труд, предпринимательская способность• Ограниченность ресурсов — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.• В широком смысле ограничены, прежде всего, способности человека взять имеющиеся в природе в изобилии свободные материальные ресурсы,[1] при том, что в перспективном плане строго дефицитными могут быть лишь невоспроизводимые условия — время и лучшие естественные ресурсы.[Виды ресурсов экономики, плата за ресурсы* Земля — это естественные природные ресурсы, которые принимают в производственном процессе. * Капитал — это производственные средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием. * Труд — это физические и умственные способности людей, применяемых в производстве товаров и услуг* Предпринимательская способность или предприимчивость — это проявляется тогда, когда человек рискует своим временем, трудом и деловой репутацией, а также вложенными средствами — своими собственными и своих компаньонов или акционеров.Плата за ресурсы.Рентный доход или доход в виде процента — это доход, получаемый от представления материальных ресурсов (сырья и капитального оборудования). Доход, получаемый теми, кто представляет свою рабочую силу, называется заработной платой. Прибылью называет предпринимательский доход.Относительная редкость ресурсов. Все экономические ресурсы на Земле редки или имеются в ограниченном количестве. Экономикс и эффективностьЭкономикс — это такая наука, которая выявляет наиболее эффективный метод использования редких ресурсов. Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого — либо потребного продукта. 2. Конкуренция: сущность, формы и методы конкурентной борьбыКонкуренция – один из регуляторов предложения общественного производства, фактор образования средней нормы прибыли, формирование рыночной стоимости товара, дифференциации товарных производителей по доходам. Конкуренция выступает экономическим законом рыночных отношений, товарного производства вообще, и одновременно одним из рычагов общественного воспроизводства. Первой функцией конкуренции является прямое влияние на процесс ценообразования. Вторая экономическая функция – стимулирование НТП.Конкуренция может быть внутриотраслевая и межотраслевая.Внутриотраслевая (предметная) конкуренция – это конкуренции между производителями, которые имеют отличия в цене, качестве, дизайне и приводит индивидуальную стоимости к единой рыночной цене.Межотраслевая конкуренция – борьба между предприятиями различных отраслей за наиболее прибыльное применение капитала и получения наиболее высокой нормы прибыли.По методам осуществления экономическую конкуренции разделяют на: ценовую, неценовую, неэкономическое (нечестную).При ценовой конкуренции основным элементом соревнования выступает цена. Ценовая конкуренция – соревнования предпринимателей путем уменьшения затрат на производство, снижение цен на товары и услуги без существенного изменения ассортимента или качества.В современных условиях более значительную роль играет неценовая конкуренция. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предоставление большего объема услуг, продление сроков гарантированного обслуживания, проведение рекламных кампаний.Неэкономичная конкуренция – подкуп должностных лиц для урегулирования дел, переманивание лучших специалистов.В зависимости от режима конкурентной борьбы различают совершенную (чистую) и несовершенную конкуренцию.Совершенная конкуренция – это свободная конкуренция в условиях рынка, где н HYPERLINK «/mail?act=show&id=1498″

HYPERLINK «/id103818812″HYPERLINK «/id103818812″

HYPERLINK «/id103818812″БИЛЕТ №91. Кривая производственных возможностей• Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.• В данном случае точки А, Б, В, Г, Д — точки, принадлежащие КПВ. Точка E внутри графика КПВ означает неполное или нерациональное использование имеющихся ресурсов. Точка Ж (выше кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). При движении по кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты.• Кривая производственных возможностей показывает:• 1. Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.• 2. Уровень эффективности производства.• КПВ может отражать различия в производственных возможностях разных стран.• Количество других товаров, от которых необходимо отказаться, чтобы получить некоторое количество данного товара, называется вменёнными (экономическими) издержками. Форма кривой производственных возможностей показывает цену одного товара, выраженную в альтернативном количестве другого. Цена КПВ в рыночной экономике — это отражение альтернативной стоимости альтернативных издержек или издержек упущенных возможностей. Она может выражаться в товарах, в деньгах или во времениКривая производственных возможностейКривая производственных возможностей показывает комбинации максимальных объемов получаемых благ.Любая точка на КПВ называется эффективной: она представляет комбинацию благ, при которой невозможно увеличить производство одного блага без соответствующего сокращения производства другого.Классификация точек на КПВ• A — все ресурсы направлены для производства блага Y;• B — эффективное производство, все ресурсы используются полностью;• C — эффективное производство, все ресурсы используются полностью;• D — все ресурсы направлены для производства блага X;• F — не эффективное производство, не рациональное использование ресурсов. Увеличение одного блага может происходить при увеличении другого, производственные мощности экономической системы не загружены;• E — недосягаемая для данной экономической системы. Пути достижения до точки E: 1) интенсивный путь развития (НТП, повышение производительности); 2) экстенсивный путь развития (вовлечение дополнительных ресурсов);Классификация кривых производственных возможностей• нелинейная: выпуклая форма КПВ — закон возрастающих альтернативных издержек (увеличение производства предметов потребления на каждую следующую единицу требует сокращения средств производства на все большую величину). Рисунок 1;• линейная: увеличение на одну единицу одного блага требует уменьшения на такую же одну единицу второго блага. Полная взаимозаменяемости двух благ. Рисунок 2;Виды производственных функций:• Производственная функция Кобба-Дугласа.• Линейная производственная функция.• Производственая функция Леонтьева.2. Основной и оборотный капитал. АмортизацияКапитал, основной и оборотный капитал.Капитал — это приносящие доход денежные средства и средства производства (здания, машины и оборудование). В случае денежных средств, говорят о денежном капитале, а средства производства называют физическим капиталом. Кроме того, выделяют ещечеловеческий капитал — капитал в виде умственных способностей, приобретенных в процессе обучения или образования или посредством практического опыта.Экономически HYPERLINK «/mail?act=show&id=1499″

HYPERLINK «/id103818812″HYPERLINK «/id103818812″

HYPERLINK «/id103818812″БИЛЕТ №10 1. Закон возрастающих вмененных издержекЗАКОН ВОЗРАСТАЮЩИХ ВМЕНЕННЫХ ИЗДЕРЖЕК — закон, согласно которому по мере увеличения объема производства, выпуска продукции сверх некоторого уровня вмененные, предельные издержки производства каждой новой единицы продукта возрастают.Количество других продуктов, от которого следует отказаться или которым нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта, называется временными издержками производства этого продукта.ВогнутостьВ графическом изображении закон возрастающих вменённых издержек находит отражение в форме кривой производственных возможностей. (Эта кривая имеет вогнутую форму или отклоняется от точки координат.)Логическое обоснованиеЭкономические ресурсы непригодны для полного их использования в производстве альтернативных продуктов.ОтступлениеКривая производственных возможностей служит иллюстрацией четырёх основных идей. 1) Редкость ресурсов подразумевает, что все комбинации выпуска продукта, расположенные с внешней стороны кривой производственных возможностей, неосуществимы. 2) Возможность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов, расположенных на кривой.3) Нисходящий наклон кривой подразумевает понятие о вменённых издержках. 4) Вогнутость кривой показывает увеличение вменённых издержек. 2. Спрос: сущность, детерминанты. Закон спросаСПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве. Необходимо заметить, что спрос – это потенциальная платежеспособная потребность. Его величина говорит о том, что покупатели готовы приобрести такое количество товаров. Но это не значит, что сделки в таких объемах действительно состоятся – это зависит от ряда экономических факторов. Например, производители могут оказаться не в состоянии выпустить такое количество товара. Можно рассматривать как индивидуальный спрос (спрос конкретного покупателя), так и общую величину спроса (спрос всех покупателей, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина спроса, так как индивидуальный спрос сильно зависит от личных предпочтений покупателя и, как правило, не отражает реальной картины, сложившейся на рынке. Так, конкретный покупатель может вообще не испытывать нужды в каком-либо товаре (например, велосипеде), тем не менее, на рынке в целом спрос на этот товар существует. Как правило, спрос на товар подчиняется закону спроса.ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах. Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный. Закон спроса имеет общепринятое в экономической науке графическое отображение в виде графика спроса. HYPERLINK «/mail?act=show&id=1500″

HYPERLINK «/id103818812″HYPERLINK «/id103818812″

HYPERLINK «/id103818812″БИЛЕТ№111. Незанятость ресурсов, экономический рост и будущие возможностиНезанятость трудовых ресурсовНезанятость трудовых ресурсов — макроэкономическая ситуация, характеризующаяся неспособностью экономической системы полностью использовать имеющиеся трудовые ресурсы; незанятость трудовых ресурсов проявляется в «безработице» — многоаспектном социально-экономическом феномене, непосредственно включенном в механизм взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения.2) Двойственный характер товарного производства. Постоянный и переменный капитал. Формула стоимости товараДвойственный характер труда производителейПоскольку меновая стоимость есть форма выражения стоимости, то в товаре выделяют два свойства – потребительную стоимость и стоимость.Эти свойства товара обусловлены двойственным характером воплощенного в нем труда. С одной стороны, это труд определенного качества и вида, характеризующийся конкретными целями, характером производственных операций, требуемой квалификацией работника, орудиями и предметами труда, результатами. Этот труд получил название конкретного труда, создающего потребительную стоимость. С другой стороны, в конкретных видах работы есть общее – форма общественно полезной деятельности, требующей затрат общественного рабочего времени безотносительно к ее конкретной форме. В этом качестве он выступает абстрактным трудом и создает стоимость товара. Овеществленный абстрактный труд (стоимость) – форма признания общественного характера труда в условиях товарного производства – содержится во всех товарах, делает их соизмеримыми.Воплощенный в товаре общественный труд определяет величину стоимости товара, чем больше общественного времени требуется для воспроизводства данного блага, тем больше его стоимость. Различные товаропроизводители расходуют различное время на производство единицы одного и того же товара. Рабочее время, используемое на изготовление товара отдельным производителем, называется индивидуальным рабочим временем. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным рабочим временем, а общественно необходимым рабочим временем (наличие общественно нормальных условий производства, средний уровень умелости и интенсивности труда).Величина стоимости товара зависит от производительности труда. Стоимость единицы товара обратно пропорциональна изменению производительности общественного труда. При изменении интенсивности труда величина стоимости единицы товара остается без изменений, поскольку, увеличение изготовленных товаров происходит за счет роста затрат труда (скрытого увеличения рабочего дня).Различают две технико-экономические формы труда, влияющие на величину стоимости, созданную за единицу времени – простой труд и сложный труд:• Простой труд – труд неквалифицированного работника, не обладающего специальной подготовкой (труд дровосека, землекопа и т.п.).• Сложный труд – труд работника, обладающего определенной квалификацией (труд токаря, слесаря и т.п.). В единицу времени он создает большую стоимость в сравнении с простым трудом.Существуют и другие объяснения природы стоимости.В соответствии с теорией предельной полезности (маржинальным подходом) стоимость (ценность) определяется предельной полезностью блага, то есть полезностью последнего предельно малого количества блага в общем объеме благ этого вида, которым располагает потребитель.В соответствии с классической теорией трех факторов производства стоимость определяется как сумма затрат на производства блага, издержек на оплату использования факторов производства – выплату процентов, ренты, заработной платы и предпринимательского дохода, а также возмещения потребленного капитала.В конце XIX века два указанных подхода нашли исторический компромисс в теории спроса и предложения, их взаимодействии при установлении рыночной цены. Теория предельной полезности объясняла параметры спроса, теория факторов производства (издержек) – характеристики предложения. «Нельзя сказать, какая часть ножниц режет бумагу, – образно заметил Альфред Маршалл, – они режут ее вместе».Пер HYPERLINK «/mail?act=show&id=1501″

HYPERLINK «/id103818812″HYPERLINK «/id103818812″

HYPERLINK «/id103818812″БИЛЕТ№121. Сущность теории предельной полезности• Тео́рия преде́льной поле́зности или преде́льных изде́ржек — концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса. Теория разрабатывалась представителями австрийской школы:К. Менгером, Э. Бём-Баверком, Ф.ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом (Лозаннская школа) и У. С. Джевонсом.• Основные положения теории предельной полезности были сформулированы еще Г. Г. Госсеном в надолго всеми забытой работе1844 г., а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. Сам термин «предельная полезность» (нем. Grenznutzen) впервые использовал Ф. ф. Визер.• Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.• Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне2) Капитал. Всеобщая форма капитала и ее противоречияНе знаю

БИЛЕТ №13

Товарное производство: сущность, условия и причины возникновения

Основные признаки товарного производства и его роль в экономическом прогрессеИстория восхождения общества от низших ступеней к высшим свидетельствует, что общественному хозяйству качественно различных этапов развития производства присущи общие экономические формы, которые отражают состояние производительных сил и производственных отношений с точки зрения общественного разделения труда и его кооперации, степени разобщения или соединения производителей, отношениями собственности, содержания и специфики стимулов экономического прогресса. Натуральное хозяйство – это такой способ организации хозяйственной деятельности, при котором производство направлено непосредственно на удовлетворение собственных потребностей производителя, т.е. имеет место внутрихозяйственное потребление.Натуральному хозяйству свойственны следующие основные черты:• преобладает ручной универсальный труд, основанный на примитивной технологической базе (мотыга, лопата, грабли и т.п.) и исключающий его разделение на обособленные виды; • замкнутость (автаркическая форма хозяйствования), отсутствие связи с другими хозяйственными единицами (каждая единица опирается на собственные ресурсы и обеспечивает себя всем необходимым для жизни); • производимый продукт не принимает форму товара и образует фонд жизненных средств для самого производителя; • наличие прямых экономических связей между производством и потреблением: они развиваются по формуле «производств – распределение – потребление», т.е. созданная продукция распределяется между участниками производства и, минуя стадию обмена, используется в целях личного и производительного потребления; • консерватизм, традиционность, ограниченность производства и потребления, относительно постоянные масштабы и отраслевые пропорции производства, обусловливающие медленные темпы экономического развития. Натуральное хозяйство – исторически первый тип организации хозяйственной деятельности людей. Оно возникло в глубокой древности, в период становления первобытнообщинного стоя, когда началась производственная деятельность человека и появились первые отрасли хозяйства – земледелие и скотоводство. В чистом виде натуральное хозяйство существовало только у первобытных народов, не знавших разделения труда, обмена и частной собственности. В докапиталистических формациях натуральное хозяйство занимало преобладающее место в общественном производстве, хотя в античных рабовладельческих государствах уже имело место довольно развитое товарное производство. Натуральное хозяйство – одна из главных черт феодальной экономики. Натуральную форму здесь имел присваиваемый феодалом прибавочный продукт. Последний выступал в виде многообразных натуральных повинностей и платежей. Натуральный характер носило и хозяйство зависимых от феодалов крестьян. Вместе с тем господство натурального хозяйства в докапиталистических экономических системах не исключало развития товарно-денежных отношений. По мере развития производительных сил натуральное хозяйство вытесняется товарным производством. При капитализме оно по существу разрушается, хотя пережитки его здесь сохраняются. Элементы натурального хозяйства имеют место и в современных развитых странах, где господствуют товарно-денежные отношения. Это, в частности, проявляется в стремлении некоторых промышленных и сельскохозяйственных предприятий, хозяйственных объединений, регионов к самообеспечению. Отдельные государства также проводят экономическую политику, известную под названием «автаркия» – создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках страны. Основной недостаток натурального хозяйства заключается в том, что оно не позволяет добиться высокой производительности труда, обеспечивает удовлетворение незначительных по объему и однообразных по качественному составу потребностей. Натуральное хозяйство сильно распространено в развивающихся странах. В натуральном и полунатуральном хозяйстве слаборазвитых стран занято более половины населения. 

Сущность и причины возникновения товарного производства

Под натуральным хозяйством понимается такая форма общественного производства, при которой все товары производятся внутри хозяйства для собственного потребления. Натуральное хозяйство слабо связано с другими производителями и не участвует в процессе обмена.

При товарном хозяйстве товары производятся специализированными обособленными производителями и поступают в потребление путем обмена на рынке.

Для появления товарного хозяйства и развития товарно-денежных отношений необходимы два условия. Первое – общественное разделение труда, при котором отдельные производители специализируются на выработке определенных продуктов (пошиве одежды, изготовлении мебели, выращивании хлеба и т. д.). Процесс разделения труда привел к тому, что отдельные производители оказались зависимы друг от друга, поскольку производили ограниченное количество продуктов. Для удовлетворения потребностей необходим весь комплекс услуг, поэтому часть произведенной продукции должна быть обменена на другую продукцию. Второе условие – экономическое обособление производителей, при котором продукт труда приобретает товарную форму. Экономическое обособление неразрывно связано с отношениями собственности на средства производства и продукт труда. Это решающее условие возникновения товарного производства.

Важнейшей чертой товарного производства становится обмен товарами как форма экономических связей между производителями. При этом общественное разделение труда объединяет людей, определяет их зависимость друг от друга, а экономическое обособление и частная собственность разъединяют. В подобных условиях экономические связи между людьми могут осуществляться только через рынок посредством обмена произведенными товарами.

Товарное производство в своем развитии прошло два этапа: простое и капиталистическое товарное производство. Их различия проявляются в характере отношений непосредственных производителей к средствам производства, в различном характере труда, целях производства и характере всего производственного процесса. При простом товарном производстве собственник средств производства одновременно выступает и непосредственным производителем. Цель его производства – удовлетворение потребностей семьи. Производство осуществляется разрозненными, мелкими товаропроизводителями, его характеризуют анархичный характер и конкуренция. При капиталистическом товарном производстве собственник и непосредственный производитель разделяются: средства производства принадлежат капиталисту, на него работают наемные работники (труд эксплуатируется). Цель производства – получение прибыли. Производство при капитализме становится крупным, т. е. усиливается его общественный характер. Однако у простого и капиталистического товарного производства существует основная общая черта – наличие частной собственности.

Товарное производство - это такой вид организации, при котором все продукты создаются для продажи на рынок. Возникает из-за общественного разделения труда и ведётся экономически обособленными производителями.

БИЛЕТ №15

Противоречия свойств товара. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре: труд конкретный и труд абстрактный

Двойственная природа товара обусловлена двойственным характером труда. Труд всегда существует в определеной полезной форме. Подобно тому, как существует много различных потребителей, существует много различных видов труда собственно — труд, характеризовался определенной конкретной целью, строго определенным конкретным трудом.

Конкретный труд вместе с природой создает потребительскую стоимость. Обмен товара осуществляется на основе их приравнивания между собой. Приравнивания предлагает отвлечение от потребительских стоимостей, а потому и от конкретных видов труда. Такое абстрагирование делает труд, как субстанцию и меру стоимости. Труд зависит от его конкретной направленности предметов, средств конкретного вещественного результата, т.е. труд вообще как затрата умственной энергии человека и как средство установления экономических связей между людьми путем приравнивания товаров в обмене есть абстрактным. Конкретный и абстрактный труд — не два различных вида труда, а две неразрывные стороны одного и того же труда. Единство конкретного и абстрактного труда противоречивы. Прежде всего, это противоречие между своеобразной специфичностью, каждого особого конкретного труда с одной стороны и лишенный всяческих качественных различий — субстратов абстрактного труда. В силу общественного разделения труда — труд всегда носит общественный характер поскольку каждый член общества в конечном счете трудится на все общество, а все общество трудится на каждого ее члена. Однако в связи с экономически обособленными отношениями собственности каждый товаропроизводитель решает самостоятельно что, когда и сколько ему производить. У него труд носит частный характер. Поэтому конкретный труд в пределах производственно-хозяйственных ячеек выступает как непосредственно частный.

Общественный характер непосредственно на рынке реализации товаров на основе стоимостной эквивалентности, определяемой величиной абстрактного труда. Конкретный труд выступает т.о. как частный, а абстрактный труд как общественный. Противоречия между частным и общественным трудом является основным противоречием товарного производства. Противоречия между конкретным и абстрактным, между частным и общественным трудом внешне проявляется как противоречие между потребительной стоимостью и стоимостью товара.

Противоречия 2 факторов товара и способы их разрешения. Единство противоречий стоимости, как вещественного и общественного свойств товаров противоречивы. Потребительная стоимость качественно реализует товары, отражает разнообразие товарного мира. Стоимость делает товары качественно однородными сравнительными. Потребительная стоимость выражает отношения человека к вещи. Стоимость — отношение между людьми по поводу вещей. Особенно отличимы противоречия проявляется в том, что одно свойство товара может препятствовать реализации его другого свойств. Потребительная стоимость реализуется в потребление. Стоимость реализуется на рынке.

Препятствие имеет место:

 когда естественные конструктивные эстетические качества товаров уже не соответствует уровню развивающихся в них потребностей;

 когда структура совокупности товарной массы на рынке не в полной мере соответсвующей структуре общественных потребностей в ней, т.е. когда по одним товарам — недопроизводство, а по другим — перепроизводство;

 когда стоимость товара слишком высока и недоступна для покупателя.

В таких случаях — это противоречие приводит к реализации отдельных групп товаров по сниженным ценам или вообще их нереализация к продаже других групп товаров по завышенным ценам. В результате имеет место убытки и даже банкротство одних товаропроизводителей и обогащение других, а также бесполезность расходования части материальных и трудовых ресурсов общества. Углубления противоречий между потребительской стоимостью и стоимостью товара, когда одно свойство препятствовало реализации других, привело уже на рубеже 19-20 в. к развертыванию и совершенствованию функционирования маркетинговых служб.

Сущность и виды предпринимательской деятельности

В условиях рынка любое предприятие, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем. Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает понятие «предпринимательство».

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги, приводящая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров(предприятия).

По виду, или назначению, предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. Характеристика основных видов предпринимательской деятельности представлена в табл. 1.1.

На процесс предпринимательства оказывает влияние ряд факторов:

экономические условия – это в первую очередь предложения товаров и спрос на них;

социальные условия – это, прежде всего, стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде;

Ассоциативные формы предпринимательства

Холдинг – компания, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других (дочерних) предприятий. Холдинг позволяет выстроить систему участий формально независимых фирм, которые могут обладать капиталами, непосредственно превосходящими капитал учредителя холдинга.

Синдикат − объединение предпринимателей или производителей товаров с целью ихсбыта, осуществления единой ценовой политики и других видов коммерческой деятельности при сохранении юридической и производственной самостоятельностивходящих в него предприятий.

Картель – форма объединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий, фирм, компаний об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта. Цель создания картелей - увеличение прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении.

Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, действующих какосновное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Консорциум – организационная форма временного объединения предприятий, организаций, промышленных компаний и/или банков для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Обязанности членов консорциума, доля каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли, а также формы участия в реализации проекта определяются соглашением о консорциуме. Консорциум несет солидарную ответственность перед своими заказчиками. По достижении поставленной цели консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения.

Концерн – форма договорного объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общности интересов. Образование концерна предполагаетделегирование части прав членов концерна коллегиальному органу управления, проведение единой экономической политики, централизацию части финансов, некоторых функциональных служб и др. Члены концерна сохраняют хозяйственную самостоятельность, но при этом участники концерна не могут входить в состав других концернов.

Трест - форма объединения предприятий, при которой они теряют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность и действуют по единому плану. Тресты характеризуется наиболее высокой степенью централизации управления, а также значительной диверсификацией деятельности.

БИЛЕТ №16

Стоимость: сущность, определение величины, факторы, влияющие на стоимость

Сто́имость — основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Разные экономические школы природу стоимости объясняют по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложенияиздержками производствапредельной полезностью и др.

Стоимость в статистике — произведение цены товара на его количество.

Стоимость в повседневной речи — цена товара («сколько сто́ят спички?»), затраты на приобретение («мне это стоило 1000 руб.»). Близко к терминам затраты, себестоимость.

Факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости

Изменение стоимости любой недвижимости зависит от целого ряда факторов, которые проявляются на различных стадиях процесса оценки; эти факторы могут быть отнесены к трем различным иерархическим уровням.

Первый уровень (региональный) – уровень влияния факторов, носящих общий характер, не связанных с конкретным объектом недвижимости и не зависящих непосредственно от него, но косвенно влияющих на процессы, происходящие с недвижимостью на рынке, и, следовательно, на оцениваемый объект.

Второй уровень (местный) – уровень влияния локальных факторов в основном в масштабе города или городского района. Эти факторы непосредственно связаны с оцениваемым объектом и анализом аналогичных объектов недвижимости и сделок  по ним.

Третий уровень (непосредственного окружения) – уровень влияния факторов, связанных с объектом недвижимости и во многом обусловленных его характеристиками.

Влияние факторов может происходить одновременно на различных уровнях, а учитываться последовательно, в зависимости от степени детализации оценки и вида оцениваемой стоимости. Оценщик недвижимости должен установить влияние каждого фактора на итоговую цену, а затем влияние всех факторов в совокупности и сделать общее заключение о стоимости недвижимости, подтвержденное необходимым обоснованием.

К первому уровню относятся следующие 4 группы факторов:

социальные:

- базовые потребности в приобретении объектов недвижимости, в варианте их использования; базовые потребности в общении с окружающими, отношение к соседним объектам и их владельцам, чувство собственности;

- тенденции изменения численности населения, его омоложения или старения, размер семьи, плотность заселения, др.;

- тенденции изменения образовательного уровня, уровня культуры, уровня преступности;

- стиль и уровень жизни.

экономические:

- общее состояние мировой экономики; экономическая ситуация в стране, регионе, на местном уровне; финансовое состояние предприятий;

- факторы спроса: уровень занятости, уровень доходов и тенденции его изменения, платежеспособность, доступность кредитных ресурсов, ставки процента и арендной платы, издержки при формировании продаж, обеспеченность населения объектами общественного назначения и др.;

- факторы предложения: наличие источников и условия финансирования строительства и реконструкции, число объектов, выставленных на продажу; затраты на строительно-монтажные работы и тенденция их изменения, налоги.

физические:

- климатические условия, природные ресурсы и источники сырья, рельеф, топография, почва и др.;

- экология;

- сейсмические факторы.

политические (административные):

- политическая стабильность, безопасность;

- налоговая политика, финансовая политика, предоставление разного рода льгот;

- зонирование: запретительное, ограничительное или либеральное;

- строительные нормы и правила: ограничительные или либеральные;

- услуги муниципальных служб: дороги, благоустройство, инженерное оборудование, общественный транспорт, школы, противопожарная служба;

- наличие и совершенство законодательства (об ипотеке, о собственности, об операциях с недвижимостью, в области экологии, о залоге, в области строительства, о кредитной политике и др.), лицензирование риэлтерской и оценочной деятельности.

Ко второму уровню относятся следующие факторы:

местоположение:

- по отношению к деловому центру, местам приложения труда, жилым территориям, автодороге, железной дороге, побережью, зеленым массивам, коммунальным учреждениям (свалкам и т.п.);

- наличие и состояние коммуникаций;

- наличие объектов социально-культурного назначения;

- размещение объектов в плане города (района), примыкающее окружение.

условия продаж:

- особые условия сделок; мотивы продавцов и покупателей

- условия финансирования: сроки кредитования; процентные ставки; условия выделения средств.

К третьему уровню относятся следующие факторы:

физические характеристики:

- физические параметры: площадь, размеры, форма, материал постройки, год постройки или реконструкции, этажность и др.;

- качество строительства и эксплуатации;

- наличие коммунальных услуг;

- функциональная пригодность;

- привлекательность, комфорт.

архитектурно-строительные:

- стиль, планировка, конструкции и т. д.;

- объемно-планировочные показатели и др.

финансово-эксплуатационные:

- эксплуатационные расходы;

- стоимость строительства;

- доходы, генерируемые объектом недвижимости.

БИЛЕТ №17

Формы стоимости и их развитие. Происхождение и сущность денег

Возникновение денег — длительный исторический процесс, связанный с развитием товарного производства и оборота товаров. Очевидно, что первые случаи обмена приходятся еще на первобытнообщинный строй. В тот период обмен имел нерегулярный характер. Товарного производства еще не существовало, то есть вещи производились для собственного потребления и только случайноприобретали товарную форму. Для этого периода характерная простая, случайная или единичная форма стоимости:

1 мешок зерна = 1 овцы

В приведенном примере товар А (зерно) играет активную роль, поскольку выражает свою стоимость в товаре В (овцы). Товар, который исполняет в каждом данном акте обмена активную роль, находится в относительной форме стоимости. Ему противостоит товар — эквивалент какой исполняет пассивную роль (через него выражается стоимость первого товара). Соответственно форма стоимости товара В (овцы) называется эквивалентной. В ней содержится зародышевая форма денег. Стоимость ни одного товара не может быть выражена непосредственно рабочим временами. Она выражается опосредствовано через стоимость другого товара.

Следует отметить, что в период существования простой формы стоимости именно случайность обмена приводила к тому, что он вовсе не обязательно был эквивалентным. В период завоевания европейцами Нового Мира, Африки, Азии часто за стеклянное ожерелье, дешевый наряд им удавалось выменивать золото, меха, драгоценности. То есть особенное влияние на процесс обмена в это время имеет субъективное восприятие ценности вещи.С углублением разделения труда, возникновением ремесленничества и развитием ремесел, растет разнообразие производимых вещей, все большая их часть производится с целью продажи. Для ремесленника обмен является уже не случаем а необходимой составной частью его производства (труды). Возникают рынки, на которых каждый данный товар может быть приравнен к целому ряду других товаров и, соответственно, выражать в них свою стоимость. Простая или случайная форма стоимости изменяется полной или развернутой.

В полной или развернутой форме стоимости каждому товару, который находится в относительной форме стоимости, противостоит множество других товаров, которые находятся в эквивалентной форме стоимости относительно него.Характерные черты этой формы стоимости:* в результате разнообразия эквивалентов случайность пропорционально сокращается;* относительное выражение стоимости остается незавершенным через появление все новых разновидностей товаров-эквивалентов;* в случае несовпадению спроса и предложения или интересов товаропроизводителей, непосредственный обмен делается невозможным;* обмен усложняется неделимостью многих товаров ( в т.ч. много товаров, которые будто бы разделить и можно, но они теряют ценность от деления: целый мех намного ценнее, чем разорвано на части;* сложно отделить во времени процесс купли-продажы.

У разных народов разные товары выделились на роль общего эквивалента. В Древнем Египте это было зерно, в Средневековой Западной Европе — крупный рогатый скот ( в давних источниках находим сведения о цене рыцарских лат — 50 предпочитал), в Западной Африке почти до нашего времени — брили соли. В наших предков — мех (в летописях вспоминаются кунни деньги) и тому подобное.Появление общего эквивалента в известной мере решает противоречие общей формы стоимости: продавец товара может приобрести любой другой товар с помощью товару-эквивалента, что стимулирует развитие обмена и через него — производства.

Общая форма стоимости заменяется денежной. Роль денег исполняют разные металлы. Их собственная потребительская стоимость отходит на второй план, самым главным становится свойство быть общим эквивалентом. Самыми древними в истории человечества были бронзовая китайская монета цянь, бронзовая греческая лепта золотая и серебряная древнегреческая драхма, серебряный древнеримский сесторций и тому подобное. Золото и серебро выделились на роль общих эквивалентов благодаря определенным естественном и экономическим свойствам: однородность, делимость, редкость и, соответственно, большая стоимость, в небольшом весе и тому подобное.За золотом роль общего эквивалента закрепилась на достаточно высоком уровне развития товарного производства и обмена. Золото в качестве денег по отношению ко всему товарному миру всегда находится в эквивалентной форме стоимости: тратит на него конкретный труд выступает непосредственным воплощением абстрактного общечеловеческого труда, а тратит на его производство частный труд — непосредственным воплощением общественного труда.

Потребительская стоимость денег заключается в том, что они выполняют функцию общего эквивалента, признанную всем обществом. Золотые деньги хранят и потребительскую стоимость данного драгоценного металла.

БИЛЕТ №18

1. Деньги. Функции денег.

Деньги — это способ общественного выражения экономической ценности блага. Такое выражение обеспечивается тем, что деньги выполняют три функции:

— средства обращения (платежа) товаров и услуг,

— средства измерения ценности реализуемых благ,

— средства накопления (сбережения денег для будущих рыночных актов).

Реализация каждой функции связана с решением особых проблем.

Осуществление бумажными деньгами своей главной функции — средства обращения — предполагает, во-первых, приемлемость применяемой системы денежных знаков в качестве средств платежа. Речь идет об удобстве пользования (например, формат и цвет купюр, размер монет), удачности номиналов. Известно, что во многих странах население не всегда соглашалось с новыми денежными знаками. То же происходит во время галопирующей инфляции, когда обращение переполнено купюрами мелких номиналов. Здесь много хлопот доставляет неустанно действующий закон Коперника—Грешема («неудобные деньги вытесняют из сферы обращения удобные»).

Во-вторых, опасным врагом денег в функции средств обращения является товарный дефицит, который немедленно возрождает допотопный товарообмен. В условиях дефицита бартерная сделка может оказаться эффективнее для отдельных партнеров, чем платежи в обесценивающихся денежных знаках, но для экономики в целом она просто губительна.

В-третьих, невозможность использования денег как средства обращения часто вызывается инфляцией; именно инфляция выдвигает на место символических денег уже известные нам «товароденьги», натуральная форма которых гарантирует большую ценность, чем бумажные деньги.

Результат всех этих негативных процессов — разрушение национальной валюты, отказ от нее населения. Поэтому обеспечение условий, поддерживающих деньги в функции средства обращения, — одно из главных направлений денежной политики государства.

Реализацию функции «меры стоимости» по-настоящему осложняет лишь один фактор — инфляция. Ведь измерение ценности блага осуществляется только через его «цену», т. е. количество денежных знаков, выражающее экономическую ценность данного блага. Поскольку же цены в рыночной экономике находятся в постоянном движении, то для измерения стоимости блага приходится разграничивать «номинальную» и «реальную» цены.

Номинальная цена — это то количество денег, которое требуется для оплаты данного блага по сложившимся на данный момент рыночным ценам. Реальная же цена показывает

количество денег, которое потребовалось при оплате того же блага по ценам «базового» периода (иными словами, реальная цена равна номинальной, но за вычетом содержащегося в последней инфляционного прироста).

При достижении чрезмерных номинальных величин, затрудняющих измерение стоимости, прибегают к «хирургической операции» — денежной реформе, цель которой состоит в уменьшении номинала банкнот.

Денежное накопление (сбережение денег) — жизненно необходимая для рыночной экономики функция денег, потому что без этого невозможен экономический рост. Но чтобы реализовать эту функцию, деньги должны сохранять исходный уровень покупательной способности в течение длительного периода. Только при этом условии деньги смогут устойчиво представлять долю общественного богатства, соответствующую размеру накопленных денежных знаков. Иными словами, накапливаемые деньги — это временное изъятие из процесса обращения средств обращения (подобно тому, как консервируют продукты). Как же «законсервировать» деньги, не неся потери в их покупательной способности?

Очевидно, что и здесь главный враг — инфляция, делающая бессмысленным собирательство обесценивающихся денежных знаков.

Б И Л Е Т № 19 .

1. Рыночная система. Условия и причины возникновения и существования рынка.

1.1. Понятие рынка.

В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм – это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т.п. В отличие от других научных и технических открытий, рынок есть творение коллективного человеческого гения.

В современной экономической литературе можно встретить самые различные определения рынка, т.к. рынок всегда интересовал экономистов, таких выдающихся, как Ж.Б. Сей, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и других.

Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Предпринимались попытки ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так, А. Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену.

Английский экономист XIX в. У Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котляр характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:

ü рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара;

ü рынок – это система отношений между спросом и предложением;

ü рынок – это совокупность отношений товарного обмена;

ü рынок – это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.

Итак, обобщая, имеющуюся информация, характеристику рынка можно свести к следующему определению:

Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.

Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовые технологии и высококачественные ресурсы.

Современный рынок – это рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конкуренции, обеспечивающие более высокую производительность, надежность долговечность; в дизайне, делающем продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повышающие рентабельность производства. Для современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей силы, капиталов и валют.

1.2. Условия и причины возникновения рынка.

В современной экономической литературе указывают на следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:

ü потребности людей, которые по своему характеру безграничны. Это обстоятельство побуждало и побуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;

ü ограниченность всех ресурсов производства – труда, земли и других материальных средств производства. Простой пример: на одном и том же участке земли нельзя одновременно заниматься двумя видами труда – станки производить и выращивать зерновые. Это обстоятельство побуждает искать пути повышения эффективности производства;

ü общественное разделение труда, которое означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного само обеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Общественное разделение труда повышает эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена. История человечества знает целый ряд этапов развития этого процесса: отделение земледелия от скотоводства, появление ремесла как особой отрасли хозяйства, выделение купечества, появление все новых и новых отраслей производства. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда. Разделение труда неизбежно требует обмена, т.к. уже в древности скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

ü экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности – первоначально общинной, затем частной. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким – то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, государственные предприятия и т.д.).

ü самостоятельность товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя. Рабство, феодализм, крепостное право сдерживали развитие рынка, прежде всего потому, что нарушали как раз это условие. Об этом наглядно свидетельствует опыт России конца XIX – начала XX в., когда новые отрасли, не отягощенные путами крепостничества, развивались более динамично, чем отрасли старые, возникшие в недрах феодализма.

Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка – это не результат достижение разума, а следствие очень длительного исторического развития.

БИЛЕТ №20

Предложение: сущность, детерминанты. Закон предложения

Предложение – это блага и услуги, которые по заданной цене находятся на рынке.Различают индивидуальное и рыночное предложение.Закон предложения: между уровнем цены P и величиной предложения Qs существует прямая зависимость при прочих равных условиях. Детерминанты предложения.Самая главная детерминанта предложения – цена.На кривую предложения влияют не ценовые факторы.Не ценовые факторы:1.) Цены на ресурсы (определяют себестоимость). Кривая предложения фирм основывается на издержках производства, так как производство дополнительных единиц продукции требует больших издержек. Сниже¬ние цен на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает предложение, перемещая кривую предложения вправо.2.) Научно технический прогресс3.) Налоговая политика государства. Налоги рассматриваются производителями как издержки производства, способствующие сокращений предложения. Государственное дотирование производства является, по существу, снижением издержек и. следовательно, ведет к увеличению предложения.4.) Цены на товары-субституты и на комплементарные товары. Оказывают влияние на предложение товаров и услуг, но это сказывается на предложении лишь на достаточно длительном отрезке времени и при соответствующих условиях производства.5.) Число продавцов на рынке. Чем больше продавцов на рынке данного товара, тем больше его рыночное предложение, Но по мере выхода фирм из данной отрасли кривая предложе¬ния будет смещаться влево, что будет свидетельствовать об уменьшении предложения.6.) Ожидания производителей, касающиеся возможных коле¬баний цен на данный товар, цен на ресурсы, изменений налоговой политики правительства, влияют на предложение в сторону либо его увеличения, либо уменьшения.7 .) Природные катаклизмы, войны

Предложение какого-либо товара или услуги — это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения — то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Шкала предложения — таблица, в которой показана зависимость объема (величины) предложения от цены.

Таблица 7. Шкала предложения товара

Цена, Р

1

2

3

4

Величина спроса, Q

10

15

20

30

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения.

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

изменение цен на факторы производства;

технический прогресс;

сезонные изменения;

налоги и субсидии;

ожидания производителей;

изменение цен на сопутствующие товары.

Предыдущий:

Следующий: