Ответы к экономике 1

1)Экономика как система жизнеобеспечения общества: понятие экономики и ее роль в жизни общества ;понятие об ограниченности ресурсов и ее влияние на экономическую жизнь общества и экономические механизмы.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами пи тания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).

Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.

Экономика — это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей. Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо. Человеческие потребности весьма многообразны. По субъектам (носителям потребностей) различают потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) — на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства).

Ограниченность ресурсов — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.

В широком смысле ограничены, прежде всего, способности человека взять имеющиеся в природе в изобилии свободные материальные ресурсы,[1] при том, что в перспективном плане строго дефицитными могут быть лишь невоспроизводимые условия — время и лучшие естественные ресурсы.[2]

2)Производство как единства социально-экономических и организационно-технологических процессов по созданию материальных благ.

Производством называется определенный процесс создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.

Общественное производство представляет собой сложную систему, в которой можно выделить три уровня:

I уровень — трудовая деятельность индивидуального работника.

II уровень — производство в рамках фирмы или или предприятия (т.н. микроуровень)

III уровень — производство в рамках общества, государства (так называемый макроуровень).

В процессе перехода от одного уровня к другому происходит усложнение элементов производства: на индивидуальном — оно представляет собой труд од-ного человека, на микроуровне — кооперацию труда, т. е. объединение нескольких лиц в едином процессе, на макроуровне — кооперацию труда всего общества в рамках данной страны или даже всего мирового сообщества.

Сегодня во всех развитых странах экономика состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов производства: материального, в процессе которого создается вещественное богатство, и нематериального, в рамках которого идет процесс создания духовных, нравственных и иных ценностей. Также в структуру современного производства входит особая сфера — сфера услуг. Услугой называется такой вид деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности. Наконец, в структуре современного производства особо выделяется инфраструктура — совокупность тех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для функционирования производства

3)Основные виды ресурсов производства и доходов от их использования

В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:

природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают «неисчерпаемые» и «исчерпаемые»;

материальные – все созданные человеком средства производства, которые сами являются результатом производства;

-    трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое оценивают по трем        параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;

финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Трудовые ресурсы, используя основные средства и информацию, применяя разнообразные технологии обработки природных ресурсов и оборотных средств, обеспечивают создание необходимого продукта требуемого качества.

Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, и от нее – к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном – материальным, в постиндустриальном – интеллектуальным и информационным ресурсам.

Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название «базовых»; возникшие на рыночной ступени финансовые ресурсы стали называться «производными».

Часть материальных ресурсов, поступающих в преобразователь, представляет промежуточный продукт предыдущего производства. Например, если мы производим шкаф из досок, то используем продукт, который ранее был произведен из бревен, распиленных на доски. В этом случае в качестве производственных ресурсов применяются продукты производства, вновь поступившие в производственный оборот и ставшие оборотными средствами и одновременно участниками нового цикла производства.

В современном производстве вместе с трудовыми и материальными ресурсами циркулирует информация. Без наличия которой как одного из видов ресурсов невозможно организовать производственный процесс. Производственная информация – это, прежде всего сведения, данные, знания о том, как производить, о технологии производства. Частично информация содержится в умах работников. Но кроме этих знаний и сведений нужны чертежи, технологические карты, производственные инструкции. Такая информация тоже представляет экономический ресурс, поступающий в преобразователь и становящийся участником производства.

Таким образом, производственная деятельность заключается в том, чтобы собрать воедино и вовлечь в преобразовательный процесс различные виды производственных ресурсов, которые, взаимодействуя между собой в ходе производства, становятся его участниками, формируют, создают экономический продукт.

4)Потребности как экономическая категория. Виды потребностей . роль потребностей активизации производства.

Потребности – это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины. Общественные потребности – потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются.

Общественные потребности делятся на две крупные группы потребности общества и населения (личные потребности).

Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п.

С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности.

Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях – цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом.

Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.

Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.

Являясь категорией общественного сознания, личные потребности выступают и как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения межу людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг.

Личные потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Последняя в конечном счете всегда направлена на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность, человек стремиться полнее удовлетворить их.

С другой стороны, сама эта деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей. Чем она шире и многограннее, тем разнообразнее, богаче потребности человека и тем в конечном счете полнее они удовлетворяются.

Удовлетворение потребностей путем так называемого пассивного потребления, не связанного с активной деятельностью индивида как члена общества, экономического субъекта, неизбежно ведет к их обесценению. Поэтому именно сама активная деятельность человека является фактором роста потребностей, их качественного совершенствования, стимулирует проявление закона возрастающих потребностей.

5)Товар как экономическая категория. Потребительская стоимость как внутренняя характеристика товара. Стоимость как субстанция товара, характеризующая его количественное свойство.

 Товар — все, что может удовлетворить нужду или  потребность  и  предлагается рынку  с  целью  привлечения  внимания, приобретения,   использования   или потребления.  Это  могут  быть  физические  объекты,  услуги,  лица,  места, организации и идеи. Наряду с понятием «товар» существует  понятие  «товарная единица».  Потребительская стоимость вещи заключается в том, что она полезна для людей, удовлетворяет те или иные их потребности либо как предмет личного потребления, либо как средство производства. Производство призвано создавать потребительные стоимости. Если отвлечься от тех конкретных экономических форм, которые при определенных общественных условиях принимают продукты труда, то богатство общества всегда состоит из потребительных стоимостей. Потребительная стоимость продукта труданепосредственно не выражает общественных отношений, но она имеетисторический характер, поскольку ее роль и значение меняются в зависимости от изменения общественных условий. Если продукт создается производителем для самого себя, то он представляет собой потребительную стоимость для самого производителя. Когда же в силу общественного разделения труда продукт предназначается для потребления не самого производителя, а другого лица, он становиться общественной потребительной стоимостью для других.

6)Деньги как экономическая категория. Происхождение, сущность и функции денег, их роль в экономике

Деньгами называют всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга.

Деньги — исторически развивающаяся экономическая категория. Они возникли много тысяч лет назад и последовательно прошли в своем развитии два главных периода: период полноценных денег и период неполноценных денег.

История денег началась с их полноценного варианта. Полноценными называют такие деньги, у которых собственная стоимость (т. е. фактические затраты на изготовление монеты) примерно соответствует номинальной (т. е. той, которая на этой монете обозначена).

Первоначально полноценными деньгами служили зерно, меха, скот и т. д. Со временем роль денег закрепилась за двумя металлами — золотом и серебром. При этом в истории денег были моменты, когда существовал биметаллизм (т. е. в обращении в качестве денег находились оба этих металла) и периоды монометаллизма (когда роль денег играло либо золото, либо серебро). В частности, на раннем этапе развития капитализма в Европе был широко распространен биметаллизм. Однако трудности, связанные с использованием двойных денег и цен, склонили чашу весов в пользу золотого монометаллизма. Выбор золота не был случайным. Золото — это благородный металл, обладающий большой сохранностью. Оно имеет целый ряд качеств, необходимых для всеобщего эквивалента: делимость, портативность (или высокую концентрацию), большую стоимость и наличие в количестве, достаточном для обмена. Система золотого монометаллизма была установлена в Великобритании еще в конце XVIII в. В конце XIX в. наиболее развитые страны континентальной Европы также перешли на золотой стандарт.Золотым стандартом называется такая денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента играет золото, а в обращении используются золотые монеты (классическая форма) или денежные знаки, разменные на золото.

В условиях действия золотого стандарта деньги выполняли несколько функций.

Во-первых, они служили мерой стоимости всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, называется ценой. Цены различных товаров выражались в некотором количестве золота, которое измеряется весом последнего. Определенное весовое количество золота принималось за единицу его массы. Эта единица, устанавливаемая государством в качестве денежной единицы, называется масштабом цен. Масштаб цен и его кратные части служили для измерения массы золота, а все цены товаров выражались в определенном количестве его весовых единиц (например, в Российской империи конца XIX в. денежной единицей был рубль, весовое количество золота которого равнялось 0,774254 г ).

Вторая функция, которую выполняли деньги, — функция средства обращения. Она состояла в том, что деньги выступали как посредник при обмене товаров, переходя из рук покупателей в руки продавцов, и наоборот. Это давало людям возможность избавиться от бартерного обмена и разделить моменты купли и продажи товаров как во времени, так и в пространстве. Сначала функцию средства обращения выполняли золотые слитки. Это создавало определенные неудобства, поскольку при каждом обмене эти слитки приходилось взвешивать. Поэтому государство стало придавать этим слиткам небольшую, как правило, стандартную форму и ставить на них соответствующий штамп. Так золотые деньги приобрели форму монеты. В процессе обращения монеты постепенно стирались и количество золота в них уменьшалось. Происходило отделение номинальной стоимости монеты от ее реального содержания. Нехватка золота постепенно привела к тому, что государства стали заменять золотые монеты более дешевыми серебряными и медными, а потом и вовсе заменили металлические деньги бумажными.

Третья функция денег реализовывалась при продаже товаров в кредит (т. е. в долг с отсрочкой платежа). Деньги использовались как средство платежа, причем не только в товарной сфере, но и вне ее (например, для выплаты налогов, займов и т. д.). Но если получивший за свой товар деньги не хотел сразу их расходовать, а решал поберечь выручку, то тогда деньги начинали выполнять функцию средства образования сокровищ, т. е. накапливались в качестве богатства вообще.

7)Труд как фактор производства . рынок труда и его специфика

Труд – это вклад в процессе производства, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий. 

Рынок труда В планово-регулируемой экономике развитого рынка рабочая сила не считается товаром, значит, не проходила фазу обмена, хотя формально осуществлялся наем рабочей силы как особая форма покупки ее предприятием от имени государства. На практике подготовка рабочей силы и ее распределение между сферами хозяйства, отдельными предприятиями осуществлялась в плановом порядке. Поэтому администрация предприятий и учреждений была освобождена от заботы, приобрести необходимых им работников. Более того, размер оплаты труда определялся тоже централизованно. Значит, наниматель рабочей силы не мог выбирать такую, какая ему более подходит, а получал то, что предлагало государство. Работник тоже не мог свободно выбирать место работы, конкурировать с другими. На предприятие зачастую по распределению направлялись молодые специалисты, чья квалификация не могла быть использована на практике. Это вело к нерациональному потреблению способности человека к труду, а значит к недопроизводству. Иное положение в рыночной экономике. Предприятия и учреждения, нуждающиеся в рабочей силе, формируют спрос на нее, выступают на рынке в качестве покупателей – потребителей способностей людей к труду. Предложение того особого товара формируют, как уже было сказано, домашние хозяйства, выступая на рынке в качестве продавцов. Для нашей страны сегодня рынок труда явление новое. Такой рынок существовал в России до 1917г. И постепенно сужался и был устранен к концу 20-хгодов. В рыночной экономике особым товаром становится труд как фактор производства. Следует заметить, что работник обладает способностью к труду — рабочей силой, которую он может предложить на рынке ее покупателю. Последнего интересует не сама рабочая сила, а процесс ее реализации, т.е. труд как целесообразная, полезная деятельность, результат которой затем оплачивается. Значит, на рынке продается рабочая сила, а покупается труд, здесь нет противоречия, такое положение обусловлено тем, что сами акты приобретения и потребления этого товара разделены временем. Рынок, на котором совершается купля — продажа такого товара можно называть рынком рабочей силы (с точки зрения ее продавца) или рынком труда (с точки зрения его покупателя). Итак, предложение рабочей силы формируют домашние хозяйства как ее производители и собственники. В подготовке рабочей силы участвуют семья как субъект домашнего хозяйства и государство через систему образования, здравоохранения, культуры. Значит, предложение рабочей силы зависит от уровня развития домашних хозяйств, обеспечивающих необходимые условия для производства и воспроизводства способности членов семьи к труду; от количественного состава семей, прежде всего, числа детей как потенциальных работников; от возможностей учреждений образования в деле формирования новых кадров работников, повышения их квалификации.

8)Капитал как фактор производства. Чистая производительность капитала. Процент как факторный доход

Капитал (от Mam.Capitalis — главный) как фактор производства. Определяя капитал таким образом, многие экономисты отождествляют его со средствами производ-ства. Капитал в широком смысле, по мнению других эко-номистов, — это аккумулированная (совокупная) сумма товаров, имущества, активов, используемых для получе-ния прибыли, богатства. Существует мнение, что капитал состоит из благ длительного пользования, созданных эко-номической системой для производства других товаров.

Другой взгляд на капитал связан с его денежной фор-мой. «Капитал, когда он воплощен в еще не инвестирован-ных финансах, есть сумма денег».Самое короткое опре-деление капитала дал Карл Маркс (1818-1883): «это само-возрастающая стоимость». Внешне капитал выступает в конкретных формах: в средствах производства (постоян-ный капитал), в деньгах (денежный капитал), в людях (переменный капитал), в товарах (товарный капитал). Во всех этих определениях есть общая идея, а именно: капи-тал характеризуется способностью приносить доход. Итак, можно высказать следующее определение: капитал в ин-терпретации современной экономической теории — это один из четырех основных факторов производства, со-здаваемый самой экономической системой, представлен-ный всеми средствами и ресурсными возможностями про-изводства, которые созданы людьми для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги.

Экономисты различают три вида капитала:

1) физический, или основной;

2) оборотный;

3) человеческий.

Физический капитал — это материализованный в зда-ниях, станках и оборудовании капитал, функционирую-щий в процессе производства несколько лет. Другой вид капитала, включающий сырье, материалы, энергетичес-кие ресурсы, расходуется за один производственный цикл. Он носит название оборотного капитала. Деньги, затра-ченные на оборотный капитал, полностью возвращаются к предпринимателю после реализации продукции. Затраты на основной капитал не могут быть возмещены так быст-ро. Человеческий капитал возникает как следствие обра-зования, профессиональной подготовки и поддержания фи-зического здоровья.

9)Гос.бюджет и его структура. Дефицит гос.бюджета.Гос.долг

Государственный бюджет представляет собой важное звено финансовой системы любой страны, объединяя главные доходы и расходы государства. По своему экономическому содержанию он отражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения получаемого национального дохода между различными сферами хозяйства и социальными группами общества.

Государственный бюджет (от англ. budget — чемодан, мешок с деньгами) — это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов и имеющий силу закона. Государственный бюджет страны утверждается законодательным органом власти — парламентом; в Российской Федерации — Федеральным Собранием РФ.

Бюджет любого государства состоит из двух частей — доходной и расходной.

Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, которые выплачивают физические и юридические лица, а также займов и эмиссии денег. В зависимости от государственного устройства страны доходы бюджета подразделяют на доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или на доходы федерального бюджета, доходы субъектов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве).

Расходная часть бюджета представляет собой затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных и политико-административных функций. В зависимости от направленности денежных потоков различают пять основных групп расходов: расходы на содержание государственного аппарата, военные расходы, расходы на социальную сферу, расходы по финансированию некоторых отраслей хозяйства, расходы по предоставлению субсидий и кредитов другим странам и обслуживанию долгов государства (внутренних и внешних).

Сумма непогашенных обязательств государства перед банками-кредиторами, физическими и юридическими лицами, владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами называется государственным долгом. Государственный долг делится на внутренний (задолженность государства гражданам, предприятиям и организациям своей страны) и внешний (долг гражданам, организациям и правительствам других стран). По срокам погашения различают долг краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

Редко когда государству удается из текущих бюджетных доходов полностью в срок погашать государственные займы и выплачивать по ним проценты. Поэтому правительства, постоянно нуждаясь в средствах, прибегают к новым займам, покрывая старые долги, но делая таким образом новые. В результате государственный долг растет в разных странах раз-личными темпами. Наиболее тяжелыми для поташе ния считаются краткосрочные долги, по которым приходится в течение короткого времени выплачивать основную сумму с высокими процентами. Вот почему государственные органы стараются консолидировать краткосрочную, а часто и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь выплатой ежегодных процентов. В ряде стран в государственных органах существуют специальные структурные подразделения, которые отвечают за погашение и консолидацию старых долгов, а также за привлечение новых займов. Однако консолидация внешнего долга возможна только с согласия кредиторов. Последние создают специальные организации-клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять международные финансовые обязательства. Наиболее известными являются Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и России) по отсрочке выплат, а в ряде случаев — частично списывали их государственные долги.

10)Рынок как экономическая категория, условия его возникновения. Система рынков, субъекты рыночного хозяйства, функции рынка

Возникновение рынка непосредственно связано с появлением общественного разделения труда — экономического сотрудничества людей, при котором они выполняют строго определённые виды работ. Посредством разделения труда достигается обмен результатами деятельности, в итоге работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда. История знает три этапа общественного разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, появление купечества. Затем произошло углубление общественного разделения труда: стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств как форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри отрасли и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

Общественное разделение труда и специализация — это основополагающие условия возникновения рынка. Они порождают необходимость обмена результатами труда отдельных субъектов хозяйствования. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел внутри лишь общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так: «продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои. Здесь мы имеем зародыш Второе условие возникновения рынка — экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. «Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться». Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходима самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.



Третье условие — разрешение проблемы трансакционных издержек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

Понятие «рынок» по мере развития общественного производства и обращения неоднократно менялось и по-разному трактовалось. Эта категория является весьма сложной и многогранной.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился ещё в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенное время. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

бартера — одной из простейших форм обмена.

Виды Рынка

Познание рынка как экономической категории невозможно без глубокого анализа его структуры, то есть элементов, из которых он складывается, и которые взаимодействуют между собою. Для этого следует избрать критерий, за которым можно разграничить элементы рынка. Таких критериев может быть несколько, поскольку рынок есть сложным и разнообразным образованием экономической жизни.

Классификацию рынков можно провести по следующим признакам (рис. 1):

а) по географическому фактору. Можно говорить о рынке внутреннем, когда отношения обмена осуществляются контрагентом на территории своей страны, ивнешнем, когда он действует на территории другого государства. В свою очередь, внутренний рынок можно подразделить на ряд региональных рынков;

б) по объектам купли-продажи.

В целом рынки можно классифицировать следующим образом:

рынки потребительских товаров и услуг:

— рынок продовольственных товаров;

— рынок непродовольственных товаров;

— рынок услуг;

рынки факторов производства:

— рынок рабочей силы (рынок труда);

— рынок средств производства;

— рынок сырья; рынки недвижимости:

— рынок жилья;

— рынок земли; финансовый рынок:

— фондовый рынок;

— денежный рынок;

— фьючерсный рынок или рынок срочных контрактов; информационный рынок;

— рынок духовно-интеллектуального продукта.

11)Спрос и предложение на рынке. Закон спроса и предложения. Факторы, воздействующие на спрос и предложение.

Спрос это то,что покупает человек. Кол-во товаров и услуг, которые потребитель готов купить по определенной цене в данный момент.

Величина спроса –кол-во товара определенного вида,который покупатели готовы приобрести на протяжении опр. Периода времени.

Закон спроса – чем выше цена, тем ниже спрос

Предложение-зависимость величин предложения на рынке в течение определенного времени от уровней цен. Закон предложения : чем выше цена,тем выше предложение.

Факторы ,влияющие на кривую предложения:

-технология производства,цены на экономические ресурсы,потребительские ожидания,цены на товары,число товаропроизводителей,налоги и субсидии

Факторы,влияющие на кривую спроса:

-вкусы и предпочтения,уровень дохода потребителей,взаимодополнящие товары, кол-во потребителей ,накопленное имущество потребителей ,потребительские ожидания.

12)Конкуренция, ее сущность и виды.отличия рынков свободной конкуренции и несовершенной конкуренции

Конкуренция — (от лат. Concurrere — сталкиваться) — борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара.Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов.

Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

Виды конкуренции-совершенная конкуренция,несовершенная конкуренция,монополистическая конкуренция,олигополия,монополия

Изучая деятельность фирм, экономическая наука обнаружила, что наиболее последовательно фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности лишь в ситуации совершенной конкуренции.

Модель совершенной или чистой конкуренции характеризуется присутствием на рынке большой группы продавцов, противостоящей большой группе покупателей, причем ни одна из этих групп не обладает достаточной силой, чтобы повлиять на цены. Товары имеют четко определенные характеристики, полностью взаимозаменяемы и продаются по ценам, которые определяются только соотношением между спросом и предложением. Продавцы на таком рынке не обладают никакой рыночной силой, и их поведение не зависит от действий других продавцов

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX — начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно — технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей »

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов. Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен такими барьерами как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции

Олигополия представляет собой тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж. В качестве определяющих особенностей олигополистического рынка следует указать такие, как: ограниченное количество фирм, значительная концентрация производства у отдельных фирм, ограниченный доступ в отрасль, стратегическое поведение фирм.

Термин « монополия » в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия — исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия — прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей, речь о которых пойдёт позже.

13)Рыночное равновесие .рыночное ценообразование.Равновесная цена и ее значение.

Равновесие - это состояние баланса между противоположными силами. В данном случае такими силами являются спрос и предложение. Покупатель хочет купить товар по наиболее низкой из возможных цен, а продавец стремится продать его по наиболее высокой цене.

Она информирует и производителей и покупателей о том, при какой цене будет иметь смысл обеспечить такой-то объем предложения и предъявить такой-то объем спроса.

Все, что будет произведено сверх данного объема предложения, окажется бессмысленной тратой ресурсов труда, земли, капитала и предпринимательского таланта. А то, что будет «недопроизведено» до данного объема, окажется прямым ударом по потребностям людей, т.е. прямым социальным ущербом для общества.

Избыток предложения — ситуация, когда величина предложения при существующей цене превышает величину спроса. Такая ситуация возникает, когда существующая цена превышает цену равновесия.

Избыток спроса — ситуация, когда величина спроса при существующей цене превышает величину предложения. Избыток спроса возникает, если существующая цена ниже цены равновесия.

Равнове́сная цена или нормальная цена — это цена, при которой объём спроса равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным. Равновесная цена, это:

цена, при которой спрос и предложение равны;

цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет местобаланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

14)Доходы населения : понятия номинального,распологаемого и реального дохода

Доходы населения — это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты. Доходы поступают населению в денежной и натуральной формах. Натуральная форма доходов включает продукцию, произведенную домохозяйствами для собственного потребления, натуральные трансферты (продукты питания, одежду). 

Номинальный доход – это количество денег, полученных индивидами в течение определенного периода времени. Располагаемый доход – это доход, который может быть использован на личное потребление и сбережения. Располагаемый доход меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей. Реальный доход – это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход в течение определенного периода времени с поправкой на изменение уровня цен. 

15)Цикличность развития рыночной экономики. Причины кризисов перепроизводства.фазы экономических циклов ; основные факторы и социально-экономические последствия кризисов

Экономический цикл — это периодические колебания деловой активности в хозяйственной системе, которые характеризуются временным интервалом между двумя качественно одинаковыми состояниями экономический конъюнктуры. Под экономической конъюнктурой понимается направление и степень изменения основных макроэкономических показателей. Таким образом, экономическая цикличностьразвития предполагает отклонение национальной экономики или мирового хозяйства в целом от состояния макроэкономического равновесия.

Можно выделить несколько теорий, согласно которым появляются экономические кризисы перепроизводства:

1. По Марксу — закон прибавочной стоимости. Его действие объясняется следующим образом: фирмы стремятся получить большую массу и норму прибыли, для этого они стараются расширять и совершенствовать производство и выпускать всё больше продукции. Тогда фирмы получают большую массу прибыли не только за счет повышения рыночных цен на свою продукцию, но и за счет увеличения количества производимых и реализуемых единиц продукции, а каждая единица продукции приносит фирмам какую-то маленькую массу прибыли. И тогда чем больше производится количество единиц продукции, тем большую массу прибыли получают фирмы. Это и есть способ заработать большую массу прибыли за счет оборота, даже когда рыночные цены и издержки производства неизменны. Но, увеличивая производство продукции с целью получения большей массы прибыли, фирмы не очень оглядываются на спрос на свою продукцию. Спрос есть, поэтому фирмы хотят снять сливки с этой хорошей экономической конъюнктуры и наращивают производство, а реализация этой продукции имеет довольно сложную структуру: крупно-, средне-, мелкооптовую и розничную торговлю. И вот в розничной торговле уже начинаются заминки в реализации продукции, но оптовая сеть пока об этом ещё не знает и продолжает закупать продукцию у фирм. И вот, наконец, спросовые ограничения на производимую продукцию становятся понятными для всех форм бизнеса, но уже поздно, так как предложение товаров вышло за пределы спроса, и начался экономический кризис перепроизводства.

2. Монетарная теория кризисов. Суть этой теории заключается в том, что, когда экономическая конъюнктура хорошая и торговля идет хорошо, денежный поток, направляемый в рыночную экономику, растёт. Другими словами предложение денег для рыночной экономики со стороны центрального банка, коммерческих банков и фондовой биржи увеличивается, то есть увеличивается денежная масса, функционирующая в рыночной экономике. В результате кредит становится дешевле, фирмы такой кредит берут охотно для расширения производства, а денежный поток увеличивается. Коммерческим банкам надо повысить ставку процента за кредиты, так как экономические темпы выходят за пределы оптимального, и тем самым сократить предложение денег для рыночной экономики. Но каждому коммерческому банку в отдельности трудно узнать, когда ему надо сделать паузу, а денежный поток продолжает увеличиваться, и тогда предложение выходит за пределы спроса и начинается кризис перепроизводства.

3. Теория недопотребления или теория чрезмерных сбережений. Суть этой теории в том, что по каким-то причинам домашние хозяйства начинают больше сберегать своих доходов по сравнению с тем, сколько они сберегали раньше. Т.е. под действием каких-то слухов, например, что скоро курс рубля поднимется до небывалых высот, население страны начинает стремительно «прятать деньги под подушку». И тогда какая-то часть произведенного в данном году ВНП не будет реализована. Чрезмерное сбережение может происходить и вследствие экономической нестабильности в обществе. В итоге предложение выходит за пределы спроса и начинается кризис перепроизводства.

4. Теория перенакопления основного капитала. Когда в рыночной экономике хорошая экономическая конъюнктура, фирмы начинают капитализировать всё большую часть своей прибыли для увеличения и обновления основного капитала. Иными словами, предприниматели стремятся как можно быстрее увеличить масштабы производства, закупают новое оборудование и нанимают более квалифицированных и, соответственно, более дорогостоящих специалистов. Они иногда даже создают резервные производственные мощности, предполагая, что такая экономическая конъюнктура будет длиться долго. А в результате накапливается избыточный основной капитал, и, когда экономическая конъюнктура ухудшается, спрос на товары резко падает и инвестиционная деятельность фирм замедляется.

16)Безработица и ее типы.показатели уровня безработицы и понятие полной занятости в общзестве.Важнейшие последствия безработицы

Безработица - это сложное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения не занята в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия (абсолютной или относительной нехватки) подходящих рабочих мест, вследствие чего лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни

Типы:

Фрикционная безработица. Фрикционная (добровольная) безработица является следствием постоянного перемещения людей, связанного с переменой места работы или места жительства. Такая безработица непродолжительна, она длится от одного до трех месяцев. Ее основу составляет естественное передвижение трудовых ресурсов между предприятиями, регионами и отраслями. Этот тип безработицы — результат несовершенства информации в рыночной экономике, а также недостатка времени для того, чтобы работнику и работодателю найти друг друга.

Структурная безработица. Структурная безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, которые связаны с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей и с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс. Структура спроса постоянно меняется. Спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, что ведет к росту спроса на рабочую силу, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнениям рабочих и росту безработицы. Со временем меняется и отраслевая структура производства: одни отрасли устаревают и исчезают, такие как производство паровозов, черно-белых телевизоров, а появляются другие как, например, производство персональных компьютеров, лазерных дисков и мобильных телефонов. Потребность в одних видах профессий сокращается, а другие специальности исчезают вовсе. Зато появляется спрос на новые профессии, ранее не существовавшие (например: программист, дизайнер, маркетолог, системный администратор, менеджер, торговый представитель). Причина структурной безработицы — несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Это означает, что люди, имеющие профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу. Кроме того, к структурным безработным относятся люди, впервые появившиеся на рынке труда, в том числе выпускники высших и средних специальных учебных заведений, чья профессия уже не требуется в экономике. К структурным безработным относятся также люди, потерявшие работу в связи с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей. В разные периоды времени спрос на продукцию одних отраслей растет, поэтому производство расширяется и требуются дополнительные рабочие, а спрос на продукцию других отраслей падает, производство сокращается, и рабочих увольняют.

Циклическая (конъюнктурная) безработица. Циклическая безработица представляет собой безработицу в условиях спада производства, когда число претендентов на рабочие места существенно превышает их наличие.

В отличие от фрикционной и структурной безработицы, являющейся следствием несоответствия рабочих мест и рабочей силы, циклическая безработица — результат недостатка рабочих мест в целом в экономике страны из-за снижения темпов экономического роста.

Циклическая безработица связана с движением экономического цикла: в фазе подъема она существенно снижается, в фазе кризиса и депрессии резко возрастает.

Сезонная безработица. Сезонная безработица — результат колебаний на труд из-за сезонных изменений в производстве и занятости. Она связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие уменьшается (а безработица возрастает

Застойная безработица. Застойная безработица обусловлена избытком рабочей силы, перенаселением. Охватывает наиболее профессионально неподготовленную часть трудовых ресурсов. Это, как правило, разорившиеся крестьяне, бывшие домохозяйки, неквалифицированные рабочие и другие. Такая безработица может длиться годами. Ее представители, существуя на пособия или случайные заработки, бродяжничают, нищенствуют, постепенно превращаясь в люмпенов и опускаясь на социальное дно. Они могут получить постоянную работу только в последнюю очередь, когда экономика находится на подъеме, и рабочая сила становится остродефицитной.

17) Сущность инфляции и ее виды: умеренная, галопирующая и гперинфляция. Основные причины инфляции и ее последствия. Взаимосвязь безработицы и инфляции

Инфляция — это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен. При определении инфляции — этого сложного, многофакторного процесса, следует исходить из того, что она проявляет себя в денежной сфере, а ее корни (истоки) вытекают из нарушения экономической жизни государства, кризисного состояния экономики. Поэтому инфляция — это нарушение требования закона денежного обращения, результатом которого является избыточный выпуск денег в обращение, который приводит к всеобщему повышению цен и обесценению денег. В случае если товарная масса превышает денежную, экономике присуща дефляция

Виды инфляции В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают следующие виды инфляции. 1. Ползучая инфляция- темп роста цен – 10% в год. Это умеренный рост цен, который не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными ( процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Этот вид инфляции характерен для стран с развитой рыночной экономикой. 2. Галопирующая инфляция-темп роста цен –до 300-500% в год месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (% по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно сокращается. Такая инфляция характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. 3. Гиперинфляция — темп роста более 50% в месяц. В годовом исчислении более десяти тысяч процентов. Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Потребители пытаются избавится от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. 4. Причины инфляции Основные различия при подходе к теории инфляции заключаются в определении ее причин, в качестве которых выдвигаются превышение денежной массы над товарной, эмиссия, несоответствие темпов роста производительности труда и заработной платы, дефицит бюджета, избыточные инвестиции, чрезмерный рост заработной платы и издержек производства и др. Однако, инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Вообще, корни такого явления, как инфляция, кроются в ошибках проводимой государственной политики. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин и проявляется она не только в повышении цен. Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние.[4 C 186] К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Так, например, инфляционный процесс в России усиливали падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. 

Суть теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый уровень инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. Естественный уровень безработицы должен определяться структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в различных отраслях. Необходимо заметить, что и эта политика, т.е. обеспечение естественного уровня безработицы и снижение уровня инфляции до умеренных и стабильных, не всегда достигает своих целей. При всех положительных факторах этого метода у него существует довольно-таки важный недостаток: при достижении естественного уровня безработицы инфляция продолжает некоторое время как бы по инерции усиливаться – ее темпы не могут быстро сократиться.




Предыдущий:

Следующий: