Ответы история


11.Российская Империя на рубеже XVIII-XIX вв.



К концу XVII в. в России сложился особый тип исторического развития, для которого были характерны гипертрофированная роль государства, развитая система крепостничества, постепенно укрепляющаяся неограниченная власть монарха. Причем если на Западе уже нарастал кризис феодально-абсолютистского строя, то в России он далеко еще не исчерпал собственные ресурсы, скорее наоборот, его развитие шло по восходящей линии. Реформы первой четверти XVIII в. в России происходили именно на феодально-крепостнической основе. Для того, чтобы поднять престиж России на международной арене, сохранить суверенитет, ликвидировать отсталость, нужны были радикальные перемены, которые и выпало осуществить в истории страны Петру I (1682–1725).

Петровские реформы не означали полного и радикального разрыва с прошлым, они имели реальные корни в экономическом и культурном развитии предыдущих эпох, традициях власти в России, хотя и использовали опыт Европы. Однако Петр не просто продолжил начатое ранее, а интенсифицировал происходящие процессы. Сущность петровских реформ состояла в том, что они представляли собой пример радикальных преобразований, которые нужны обществу в принципе, но проводятся государством сверху, без участия и даже при сопротивлении широких слоев населения.

Павел I (1796–1801), сменивший на троне Екатерину II, во внутренней политике многое делал вопреки матери. Став императором, Павел попытался укрепить режим путем усиления дисциплины и власти с тем, чтобы исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России. Он считал, что все в стране должно быть подчинено установленным царем порядкам, на первое место ставил исполнительность и точность, не терпел возражений, порой доходя до самодурства. Часть историков называют его правление «непросвещенным абсолютизмом».

В 1797 г. Павел отменил прежний принцип престолонаследия по завещанию. Отныне престол должен был переходить строго по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей – к старшему из братьев.

Политическим идеалом Павла были петровские порядки. Желая их возродить, он проводил политику ограничения привилегий дворян: ликвидировал их свободу от обязательной службы, свободу от податей и повинностей, резко ограничил свободу дворянских собраний и выборов, стал применять телесные наказания к унтер-офицерам из дворян Возмущение дворянства вызвало и вмешательство Павла в их взаимоотношения с крестьянами: Павел поощрял крестьянские жалобы; издал указ, рекомендовавший ограничение барщины тремя днями в неделю (1797 г.); указ, запрещавший продавать дворовых и безземельных крестьян с молотка; запретил продавать дворовых людей и крестьян без земли (1798 г.). Этими мерами Павел восстановил против себя дворянство и был убит заговорщиками в марте 1801 г.

Земельная реформа. Основным вопросом в России на протяжении XVIII—XIX веков был земельно-крестьянский. Александр I издал указ «О свободных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать своих крестьян от крепостной зависимости вместе с землей за выкуп. Николай I за годы своего правления создал 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу, задачей которых было отмена крепостного права, решение земельного вопроса в России. Земская и городская реформы. Принцип проведенной в 1864 г. земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Собрания выбирали земские управы. Земства ведали делами местного значения, содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохранению — проводили  работу, на которую у государства не находилось средств. Судебная реформа. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Вводился бессословный и гласный суд, утверждался принцип несменяемости судей. Было введено два вида суда — общий (коронный) и мировой. Военная реформа. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. Вводилась гибкая система призыва. Финансовая реформа В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной системы, которую сменили акцизы (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы. Реформы просвещения «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов и инспекторов. Реформа цензуры В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены «временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов (240 стр.); редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка. 

В 1808–1810 гг. Сперанский разработал «Введение к уложению государственных законов» – проект конституционной реформы, в основу которой был заложен принцип разделения властей. Предполагалось, что население будет избирать на три года местные думы (волостные, окружные и губернские) – органы местного самоуправления. Члены местных дум должны были избирать своих представителей в вышестоящие думы вплоть до центральной – Государственной Думы, законодательного собрания страны. Избирательное право было неполным: оно не предоставлялось крепостным крестьянам. Но даже такое, пусть непоследовательное, реформирование политической системы России было бы большим шагом вперед.

Аракчеевщина (в России в начале 19 в.) – режим неограниченного полицейского деспотизма и насилия, произвола военщины [по имени Аракчеева, министра-временщика при Александре. Термин «аракчеевщина» вошел в русский словесный обиход задолго до 1917 года. Первыми это слово употребляли «прогрессисты» времён александровских реформ (либералы). Аракчеев стал объектом эпиграмм Пушкина и героем народного песенного и стихотворного творчества.

Большую значимость в поиске подходов к решению крестьянского вопроса имели Секретные комитеты. Работа этих учреждений ставила обсуждение проблемы крепостничества на официальную основу. В 1835 г. был сформирован Секретный комитет для обсуждения крестьянской реформы. Был предложен план т. н. «двуединой реформы», которая в равной степени коснулась бы и помещичьей, и государственной деревни. Предполагалось слияние государственных и частновладельческих крестьян.

12.Движение декабристов

Начало XIX века было временем больших надежд в жизни российского общества. Однако реформы не были осуществлены. Государственная власть оказалась фактически в руках А.А. Аракчеева. М.М. Сперанский был отправлен в ссылку. Такой отказ от реформ был связан с достаточно мощным сопротивлением большинства дворянского класса. В период, когда власти отказываются от реформ, ярко проявляется революционное политическое течение в среде дворянства. Это было движение декабристов. Его основу составили агрессивно настроенные военные из либеральных слоев дворянства. Главным фактором возникновения движения стали социально-экономические условия развития страны. Существование крепостного права, усиление абсолютизма и реакции, отсутствие гражданских свобод, развитие европейской политической мысли и дворянской революционности были объективными предпосылками «Русская Правда» Пестеля предусматривала уничтожение самодержавия, крепостного права, сословного строя, равенство всех граждан перед законом. Россия, по Пестелю, провозглашалась республикой, единым централизованным государством с разделением властей. Объявлялись свободы слова, собраний, печати и т. д. Аграрный вопрос предполагалось решить за счет передачи в общественный фонд монастырских и казенных земель, из которого получали земельные наделы все граждане, пожелавшие заниматься сельским хозяйством.

По «Конституции» Муравьева в России также отменялись самодержавие, крепостное право, вводилось разделение властей, провозглашались гражданские свободы. Но политический режим, устанавливавшийся в стране по Муравьеву, был конституционно-монархическим: царь оставался главой исполнительной власти. Не предусматривалось Муравьевым и равноправия граждан: для получения полноправного гражданства устанавливался высокий имущественный ценз. Кроме того, Муравьев видел Россию федерацией из четырнадцати держав и двух областей со столицей в Нижнем Новгороде.

Основные причины поражения движения: ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания, отчужденность от народа, проявившаяся в боязни привлечения его к осуществлению своих планов. Однако движение декабристов стало значительным событием в русской истории: по сути, оно стало первым организованным революционным движением в истории России. Отказ властей от политики преобразований, усиление реакции вызвали среди либерально настроенного дворянства усиление оппозиционных настроений, которые вылились в первое в России антиправительственное движение, названное впоследствии движением декабристов.

13.Внутренняя политика самодержавия при Николае I

«Апогей самодержавия» — так называл А.Е. Пресняков время Николая I. Действительно, каждый день своего 30-летнего царствования Николай использовал для того, чтобы всемерно укреплять самодержавный режим. Прежде всего с целью заблаговременного обезвреживания революционных идей Николай усилил политический сыск. Именно он 3 июля 1826 г. образовал зловещее III отделение Собственной Его императорского величества канцелярии. Личная канцелярия царя, оформившаяся при Павле I в 1797 г., теперь была поставлена над всеми государственными учреждениями. Ее I отделение ведало подбором кадров, II — кодификацией законов, а III — сыском (всего в Канцелярии было шесть отделений). III отделение разделялось на пять экспедиций, которые следили за революционерами, сектантами, уголовниками, иностранцами и /103/ прессой.



Образцом правителя Николай считал Петра I. Подражая Петру, он всем свои образом жизни стремился показать образец добросовестного несения службы. Как и Петра I, Николая I отличала глубокая вера в силу административного решения. С его точки зрения, главной причиной основной массы проблем в России была неэффективная работа государственного аппарата, отсутствие должного порядка. Но в отличие от Петра I, Николай был убежденным антизападником, противником проникновения в Россию европейских идей. Программным заявлением можно считать слова императора: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни».

Принцип режима личной власти проводился через разросшуюся Собственную его императорского величества канцелярию. Уже в первый год своего правления Николай расширил ее состав, размеры и функции. Подразделив канцелярию на отделения (департаменты), он превратил ее в высший орган управления государством, что существенно ограничивало компетенцию Сената, Кабинета министров и Государственного Совета. В обязанности I отделения императорской канцелярии входило представление царю поступающих на его имя бумаг и исполнение его личных повелений, через это отделение император контролировал работу министерств. II отделение было создано для работы по систематизации и кодификации законов. Николай твердо верил, что неукоснительное следование всех подданых букве закона обеспечит порядок в стране и придавал важное значение наведению порядка в законодательной деятельности. Душой всего дела стал М. М. Сперанский. К 1830 г. была завершена работа по составлению «Полного собрания законов Российской империи». Оно состояло из 45 томов, куда вошло более 30 тысяч законодательных актов с 1649 по 1825 гг. (К тому времени последним обобщающим сводом законов было Соборное Уложение 1649 г.). К 1833 г. был подготовлен «Свод действующих законов Российской империи» из 15 томов, признанный единственным основанием для решения всех дел в государстве. Одной из первоочередных задач Николай полагал организацию заслона на пути распространения «разрушительных» революционных идей в России. Ее осуществление было возложено на III отделение канцелярии императора, выполнявшее функции политической полиции, и подчиненный ему корпус жандармов. Главой отделения был назначен граф А. Х. Бенкендорф. Задачей своего ведомства он считал своевременное раскрытие и подавление всякого инакомыслия, любого недовольства существующим

Укрепление полицейско-бюрократического аппарата, последовательная централизация управления рассматривалась как средство укрепления самодержавия. Предпринимались попытки поставить под контроль государственного аппарата все сферы общественной жизни. Следствием этого был значительный рост численности чиновников. Произвол бюрократии приобрел невиданный размах. От него страдали не только простолюдины, но и дворянство. Подлинным бедствием для страны стали коррупция и казнокрадство. Деятельность специально созданного для борьбы с этими явлениями Главного управления государственных ревизий была малоэффективной. Вопиющая некомпетентность бесконтрольного чиновничества сводила подчас на нет даже те робкие попытки преобразований, которые решался провести Николай I

Теория официальной народности основана на трех принципах: православие, самодержавие, народность. В этой теории преломлялись просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность христианству. Из этих доводов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Теория официальной народности со времен Николая I широко пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования. Эта теория вызвала резкую критику не только у радикально настроенной части общества, но и у либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева с критикой самодержавия.   Самой острой внутриполитической проблемой был крестьянский вопрос [52]. Дворянство отстаивало сохранение крепостничества в нетронутом виде, правительство пыталось прикрыть его наиболее уродливые формы. Сам Николай I, хотя и называл крепостничество злом, был убежден в необходимости его сохранения, а также сохранения помещичьего землевладения. Правительство предпринимало меры лишь по смягчению крепостного права. В царствование Николая I было издано более сотни законодательных актов по крестьянскому вопросу. В 1826 г. помещикам запретили отдавать своих крестьян в виде наказания на горнозаводские работы. В 1827 г. помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян. В 1827–28 гг. помещикам запретили ссылать крестьян в Сибирь. В 1833 г. был запрещен публичный торг людьми с раздроблением семей, расплату крестьянами за казенные и частные долги. Все эти положения носили характер полумер.

Большую значимость в поиске подходов к решению крестьянского вопроса имели Секретные комитеты. Работа этих учреждений ставила обсуждение проблемы крепостничества на официальную основу. В 1835 г. был сформирован Секретный комитет для обсуждения крестьянской реформы. Был предложен план т. н. «двуединой реформы», которая в равной степени коснулась бы и помещичьей, и государственной деревни. Предполагалось слияние государственных и частновладельческих крестьян. Начать решено было с реформы государственной деревни (1837–1841 гг.), население которой составляло более 40 % всех крестьян России. С этой целью было создано V отделение Собственной императорской канцелярии, позже преобразованное в Министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен граф П. Д. Киселев. Государственные крестьяне стали юридически свободными землевладельцами. Крестьянским общинам придавался статус органов местного самоуправления. Министерство должно было следить за экономическим благосостоянием крестьян, собирать с них подати и налоги, гарантировать им гражданские права. Власти занимались увеличением крестьянских наделов, переселением крестьян из центра на окраины, где еще хватало свободных земель. Строились школы, больницы, ветеринарные пункты, внедрялись прогрессивные формы ведения хозяйства. Государство стремилось показать пример помещикам «правильных» взаимоотношений с крестьянами.

По отношению к помещичьим крестьянам в 1842 г. был издан указ «об обязанных крестьянах», согласно которому крестьянин по воле помещика получал свободу и надел, но не в собственность, а в пользование. За это он был обязан выполнять прежние повинности, но помещик впредь не мог менять размеров как повинностей, так и надела  



14.Эпоха Великих реформ Александра II Освободителя

Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась рядом причин. Во-первых, крепостническая система изжила себя экономически: помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных, все более приходило в упадок. Во-вторых, крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов. В-третьих, крестьяне открыто протестовали против крепостного права. В-четвертых, среди европейских государств крепостное право оставалось только в России, оно являлось нравственным позором для страны и низводило ее в разряд отсталых государств.

В марте 1855 г. в речи перед московскими дворянами Александр II произнес: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, пока оно само собою начнет отменяться снизу». С 1858 г. ведущаяся правительством разработка проекта реформы была предана гласности. Более того, правительство разрешило обсуждение проектов реформы и предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Консервативно настроенное дворянство отстаивало вариант безземельного освобождения крестьян. Либералы отстаивали идею освобождения крестьян с землей за выкуп с передачей земли крестьянам в личную собственность. Революционные демократы требовали освобождения крестьян с землей без выкупа при сохранении общины. Отдавая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а с другой – предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса.

19 февраля 1861 г. Александр подписал Манифест и проекты «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Крестьяне стали юридически свободными. Они получили право заключать сделки, предъявлять иски, владеть движимым и недвижимым имуществом и т. д. Крестьяне освобождались с заранее определенным для разных регионов страны наделом земли.

Обычно он был меньше того надела, которым крестьянин пользовался до 1861 года, так как помещики «отрезали» крестьянские земли в свою пользу. Крестьянин получал установленный надел земли за выкуп. Выкуп был обязательным. Если крестьянин отказывался выкупать землю, правительство принудительно взыскивало платежи. Чтобы помещики получили большую часть выкупа единовременно, правительство взяло на себя выплаты 80 % выкупных сумм, крестьяне же должны были возвратить их казне в течение 49 лет в виде ежегодных выкупных платежей. До тех пор, пока крестьянин полностью не выкупит свой надел, он становился временно-обязанным и должен был платить оброк и выполнять некоторые повинности в пользу помещика (временно-обязанное состояние будет отменено правительством только в 1881 г.). После выкупа крестьянская земля передавалась общине и не подлежала купле-продаже. Выйти из общины и получить землю в личную собственность крестьяне не могли. Такое положение тормозило развитие капитализма в сельском хозяйстве. Сохранение сельской общины препятствовало созданию рынка свободных рабочих рук, что мешало развитию капитализма в промышленности.

Крестьянская реформа оказалась компромиссной и непоследовательной. Она принесла свободу миллионам крепостных, но позволила сохранить помещичье землевладение и обрекла крестьян на малоземелье и нищету. Непоследовательность в проведении крестьянской реформы в перспективе вела к социальной нестабильности в обществе.

После отмены крепостного права возникла необходимость в обновлении многих правовых норм. С учетом опыта европейских стран в 1864 г. была реформирована судебная система страны. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом. Суд стал бессословным. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Реформа утвердила относительную независимость новых судов от правительственных чиновников, т. к. судьи стали несменяемыми. Вводились гласность судопроизводства, состязательность судебного процесса. Появлялась независимая от властей адвокатура. Вводился суд присяжных. Присяжные, избираемые населением из числа наиболее уважаемых граждан, определяли вину или невиновность подсудимых, а судьи следили за законностью разбирательства и подыскивали соответствующее вине наказание. Незначительные гражданские и уголовные правонарушения рассматривали выборные уездные мировые судьи. Важное значение в процессе реформирования страны имело реформирование местного управления. Так, по земской реформе с 1864 г. вводились избираемые населением органы местного самоуправления – уездные и губернские земства (на 3 года), а по городской реформе 1870 г. – городские думы (на 4 года). Эти учреждения были лишены каких-либо политических функций. В их компетенцию входило решение насущных местных проблем – начальное образование, здравоохранение, землемерные работы, благоустройство, социальное страхование и т. д. Несмотря на то, что к выборам в органы местного самоуправления были допущены представители всех сословий, выборы эти были неравными. При выборах в городские думы для избирателей вводился высокий имущественный ценз, а выборы в земства были многоступенчатыми (каждое сословие имело свои нормы представительства), что обеспечивало преобладание в этих учреждениях помещиков. Возникновению независимой от государства общественной жизни способствовало и реформирование в области образования и печати. Так, университетская реформа 1863 г. увеличила административную и хозяйственную самостоятельность высших учебных заведений, а также утвердила их административную автономию – право преподавателей и студентов избирать вузовскую администрацию и самим решать свои внутренние проблемы. Реформа печати 1865 г. отменила предварительную цензуру для большей части книг и «толстых» журналов (предварительная цензура сохранялась для массовой периодики). Самая поздняя из либеральных реформ Александра II – военная реформа – заменила многолетнюю рекрутчину всеобщей воинской повинностью (с 1874 г.). Значительно сокращались сроки обязательной солдатской службы (в армии до 6, на флоте – до 7 лет). Осуществлялась программа технической модернизации армии. Расширялась и реформировалась сеть военных учебных заведений. Реформа гуманизировала характер военной службы, повышала профессиональный уровень подготовки офицерства и в итоге подняла боеспособность русской армии. Либеральные преобразования 1860–70-х гг. значительно повлияли на социально-экономическое и политическое развитие страны, но так и остались половинчатыми и незавершенными. Они явились результатом компромисса либерально настроенного общества и самодержавия. Реформаторы пытались примирить все интересы, но сделать это не удалось. Ни крестьяне, ни помещики, ни либерально настроенная общественность не были удовлетворены результатами преобразований. Правительство Александра II колебалось, отступало от намеченного курса, оказалось не в состоянии продолжать начатое дело. На рубеже 1870–80-х гг. разразился новый общественно-политический кризис. Резко возросла политическая активность рабочего класса, студентов, крестьян, начался широкий общедемократический подъем. Желание незамедлительных перемен толкало революционную молодежь к радикальным способам решения назревших проблем между властью и обществом. Начинается движение революционного народничества. Движение не было однородным, но при всех различиях течения народничества были сходны в главном – это идеализация крестьянской общины, неприятие «чуждого для России» капитализма, абсолютизация сильной личности, вера в возможность крестьянской социалистической революции. В 1874 г. народники организовали «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Движение потерпело неудачу, приведя к ничтожным результатам. Разочарованная революционной незрелостью крестьянских масс, часть народников с конца 70-х гг. ставит своей главной задачей борьбу с правительством методами индивидуального террора . Министр внутренних дел и шеф жандармов граф М. Т. Лорис-Меликов, получив в 1880 г. диктаторские права, путем репрессий и уступок добился приостановки террористической деятельности и некоторой стабилизации общества. В январе 1881 г. он представил царю проект, согласно которому выборные представители от земств и городов должны были привлекаться к обсуждению ряда административных, хозяйственных и финансовых вопросов в специально созданных для этого подготовительных комиссиях. Это был первый шаг на пути к конституции. Проект был одобрен Александром II. Но возможность конституционных преобразований была прервана убийством царя народниками 1 марта 1881 г.




Предыдущий:

Следующий: