ОТВЕТЫ Экономика социальной сферы

1. Современная экономика и ее особенности. Развитие социальной сферы.

Мировая экономика на современном этапе — это совокупность национальных хозяйств, взаимодействующих в различных формах рыночной деятельности на макро- и микроуровнях на базе согласованных правил и стандартов конкуренции, при должном обеспечении национальных интересов и приоритетов. Под макроуровнем понимается взаимодействие национальных государств, национальных, субрегиональных и региональных экономик как единого целого — мировой экономики. Под микроуровнем понимается уровень взаимодействия хозяйственных единиц — отдельных фирм, предприятий государственного и частного секторов экономики, домашних хозяйств, а также ТНК.

Курс президента России на развитие социальной сферы, приказ о размещении устрашающих картинок на пачках сигарет с 2013 года, история с заказом Московского государственного медико-стоматологического университета («третий мед») на покупку автомобилей BMW — эти темы, по мнению корреспондентов РИА Новости, стали главными в социальной сфере на уходящей неделе.

Курс на развитие социальной сферы в России, рост средней зарплаты и сбережение населения задал в первый рабочий день на посту президента России Владимир Путин, подписав несколько указов.

Новый глава государства, в первую очередь, успокоил пенсионеров: никакой речи о повышении пенсионного возраста в России нет. Но россияне смогут добровольно откладывать срок выхода на заслуженный отдых, тем самым увеличивая свое пенсионное обеспечение.

Кроме того, к 2018 году средняя зарплата в стране вырастет в 1,5 раза. Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков считает, что Россия сможет выйти на уровень средней зарплаты, сопоставимый с доходами европейцев, гораздо раньше. Особое внимание в президентских указах уделено заработку учителей и воспитателей. Средняя зарплата учителей в 2012 году должна быть доведена до средней по экономике в регионе, работников дошкольного образования - в 2013 году, а преподавателей и мастеров начального и среднего профобразования — в 2018 году.

Путин поручил кабмину обеспечить к 2018 году снижение смертности от различных причин: заболеваний системы кровообращения, онкологии, туберкулеза, ДТП, а также младенческую смертность.

Минюст зарегистрировал приказ Минздрава, который обязывает производителей табачной продукции размещать на продаваемых в России пачках сигарет устрашающие картинки о вреде курения. Согласно документу, изготовителю или импортеру табачных изделий дается один год для внесения необходимых изменений в оформление упаковок.

В Минюсте полностью одобряют решение Минздрава, направленное, прежде всего, на подрастающее поколение. Замминистра юстиции Виктор Евтухов даже предложил «оборачивать пачки сигарет траурным крепом», лишь бы россияне курили меньше.

Эксперт комиссии Общественной палаты России по социальным вопросам и демографической политике Дарья Халтурина прогнозирует, что введение устрашающих картинок на пачках сигарет снизит спрос на табак в России почти на 20% через несколько лет

2. Сущность социальной сферы. Признаки и функции.

Социальная сфера — это область жизнедеятельности человеческого общества, охватывающая систему социальных отношений, а также связи общества и личности. Содержанием социальной сферы являются отношения между социальными группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни. Социальная деятельность — это деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей.

Признаки:

– сложность. Многообразие связей и их многосторонность, наличие компонентов с относительно самостоятельными программами поведения – эти признаки (а не только объем) определяют принадлежность данной системы к классу больших социальных систем. Система, малая по объему, может быть достаточно сложной и иерархически построенной, чтобы приобретать качества большой социальной системы;

– человеческая природа и сущность. Социальная сфера – это продукт и вместе с тем сфера действия человека, людей как общественных существ. Управленческие решения в социальной сфере вырабатываются и принимаются людьми – коллективами и личностями, обладающими сознанием, волей, профессиональными знаниями.

Деятельность в социальной сфере по целевому назначению включает в себя:

1.социальное развитие человеческих ресурсов, включающее системы здравоохранения, образования, науки, искусства, спорта, средств массовой информации;

2.социальное обслуживание населения концентрирует свое внимание на системе бытового обслуживания, жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле товарами народного потребления и общественного питания;

3.социальная защита населения охватывает работу систем социальной помощи, страхования, пенсионного обеспечения, условий и охраны труда, обеспечение безопасности и охраны общественного порядка.

3. Отраслевой и секторальный состав социальной экономики. Особенности ресурсного потенциала отраслей социальной сферы.

Соц. Сфера – область специфических эк-их отношений по удовлетворению бытовых и социально-культурных потребностей населения путем пр-ва потребительских благ повышенной общественной значимости.

Под структурой социальной сферы подразумевается соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей.

Отраслевая структура социальной сферы отличается многообразием входящих в нее отраслей и подотраслей. Имеется несколько подходов к определению состава отраслей, входящих в социальную сферу.

В соответствии с экономическим подходом к социальной сфере относятся отрасли, которые непосредственно удовлетворяют социальные и духовные потребности человека путем предоставления услуг, как правило, не принимающих материальную, вещественную форму (хотя и здесь могут быть исключения типа услуг общественного питания и бытового обслуживания).

ОКВЭД

2.1.12 L. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 2.1.13 M. Образование

2.1.14 N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг

2.1.15 O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Современным подходом к выделению социальной сферы, следует считать Общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг, утвержденный в 1994 году. В основу этой классификации было положено понятие вида деятельности или “чистой отрасли”, то есть однородного технологического процесса по оказанию социальной услуги.

В соответствии с этим классификатором к социальной сфере относятся следующие виды деятельности:

— оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов;

— гостиницы и рестораны;

— транспортное, складское хозяйство и связь;

— финансовое посредничество — страхование, пенсионное обеспечение, кроме обязательного социального страхования;

— государственное управление и социальные услуги;

— образование;

— здравоохранение;

— деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;

— деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;

— деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.

Социальная сфера вбирает в себя систему социальной защиты и гарантий населения, установленных законами государства и опирающихся на традиции жителей страны. Социальная сфера характеризуется своим ресурсным потенциалом, под которым понимают размеры материальных средств, вовлекаемых в ее развитие, состояние и возможности совершенствования объектов социальной инфраструктуры, количество занятых работников, качество их профессиональной подготовки.

4. Понятие и классификации услуг. Сравнительные характеристики общественных и частных благ.

Услугивиды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат. К услугам относят бытовое, коммунальное, транспортное обслуживание, обучение, лечение, культурно-воспитательную работу, уход за детьми и престарелыми. Услугами считаются также юридические и другие консультации, предоставление информации, способствование проведению деловых операций.

Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:

-социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

-социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

-социально-психологические, направленные на улучшение психического состояния граждан, способности к адаптации в среде жизнедеятельности;

-социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб;

-социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населениюна безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Чистое частное благо — благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

5. Место экономики социальной сферы в системе научных знаний. Важнейщие категории экономики социальной сферы.

К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, их доходов и расходов, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп, общества в целом, социальной помощи. Экономика социальной сферы прежде всего связана с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг. Социальная экономика как наука изучает, исследует, анализирует природу возникновения потребностей, потребительские запросы, структуру потребления, выделяет рациональные потребности человека, семьи, социальных групп, регионов, общества с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей.

С другой стороны, в зону действия социальной экономики попадают доходы различных слоев и групп населения. Виды, природа возникновения, источники, уровень доходов, включая в первую очередь денежные доходы населения, — это все вопросы социальной экономики.

Мера соответствия доходов и расходов, потребительские бюджеты человека и семьи применительно к разным половозрастным, территориальным, профессиональным группам также составляют предмет социальной экономики. Социальная экономика включает такие категории, как денежные сбережения, накопления, имущественное состояние людей. Таким образом, все, что относится непосредственным образом к благосостоянию людей, есть социальная область экономики.

Социальная экономика тесно связана с формами отношениями собственности, по крайней мере в той части, где проявляются собственнические интересы людей, социальных групп. Отношения, возникающие между людьми в связи с присвоением, образованием личной, семейной собственности, имущественным переделом, относятся к социальным. Экономику, функционирование которой направлено первоочередным образом на удовлетворение потребностей человека, семьи, исходит из социальных запросов, принято называть социально ориентированной.

Экономика труда, в той своей части, в которой она характеризует его условия, оплату, занятость, уровень безработицы, тоже социальная область экономики. К социальной сфере экономики относят и демографию.

Социальная экономика включает такие категории, как денежные сбережения, накопления, имущественное состояние людей. Таким образом, все, что относится непосредственным образом к благосостоянию людей, есть социальная область экономики.

Экономика социальной сферы определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление.

6. Современное состояние и развитие социальной сферы и ее отраслей в РФ.

Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством, на 2011-2013 годы определены следующие цели Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

1. Улучшение демографической ситуации.

2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов, а также улучшение положения семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.

Средства федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств регионов по модернизации школьного образования на: - приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых);- приобретение транспортных средств для перевозки школьников;- пополнение фондов школьных библиотек;- развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования);- повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;- модернизацию базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения школьников (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);- осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.

7. Цели, принципы и функции управления в социальной сфере.

Цель управления в социальной сфере – социальное развитие региона, направленное на изменение благосостояния, структуры потребностей и форм жизнедеятельности населения в меняющейся социальной и экономической среде. Объектом социального развития является население региона. Представление социальной сферы региона в виде системы позволяет представить ее в виде системы взаимосвязей основных отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, ЖКХ), деятельность которых направлена на развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни населения региона. К основным задачам управления социальной сферой относятся:

• поддержка и развитие образовательных учреждений;

• разработка программ общественной занятости и развитие сети общественных работ;

• распределение социальной помощи малоимущим и инвалидам;

• оказание медицинских услуг населению через механизм социального страхования и создание сети муниципальных медицинских учреждений (стационаров, поликлиник, больниц и профилакториев);

• подготовка и проведение культмассовых мероприятий, праздников и карнавалов;

• проведение мероприятий санитарно-гигиенического, экологического назначения и пр.

Государственное управление социальной сферой представляет собой механизм реализации целей социальной политики, основанной на законодательно установленных императивах, определяющих реальный уровень жизни, социального благополучия, занятости населения, их социальной поддержки.

Целенаправленное управление опирается на следующие принципы:

  - наличие целей;

  - обеспечение уменьшения рассогласования между заданным значением управляемого параметра и его фактическим значением (отрицательная обратная связь);

  - непрерывная циркуляция текущей информации о состоянии объекта управления, а также управляющей информации со стороны субъекта управления;

  - согласование скоростей изменения заданного и фактического значений управляемого параметра;

  - замкнутость контура управления.

  Оно выполняет целый комплекс функций: прогнозирование, планирование, организация, общее руководство, оперативное распорядительство, регулирование, учет и контроль, проверка исполнения.

Сфера социальных услуг требует регулирования на всех уровнях – государственном, региональном и микроэкономическом, как важнейший фактор процессак общественного развития экономики государства.

Общая цель управления развитием ресурсного потенциала социальной сферы состоит в достижении максимального соответствия производственных возможностей ресурсной базы данного сектора существующим и перспективным общественным потребностям в оказании социальных услуг.

8. Долгосрочные цели социального развития РФ (концепция 2020).

Основными целевыми ориентирами социальной политики являются:

снижение дифференциации населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных) с 16,8 раза в 2007 году до 12 раз в 2020 году;

доведение размеров денежного довольствия и пенсий военнослужащих до уровня, отвечающего важности данного вида деятельности в области обеспечения обороноспособности страны;

доведение охвата бедного населения государственными социальными программами к 2020 году — до 100 процентов;

решение в 2012 - 2015 годах проблемы беспризорности;

решение к 2020 году одной из самых острых проблем пожилого населения — полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе;

преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 процентов от общего числа инвалидов;

формирование эффективной системы институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает следующие приоритетные направления.

Первое направление — улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов.

Второе направление — повышение эффективности государственной поддержки семьи.

Третье направление — реабилитация и социальная интеграция инвалидов.

Четвертое направление — социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов.

Пятое направление — развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг.

Шестое направление — формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Отдельной задачей является активное развитие российской медицинской и фармацевтической промышленности и создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно поднять уровень обеспеченности организаций здравоохранения и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе отечественного производства, до среднеевропейского уровня как по количественным, так и по качественным показателям.

Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Цель государственной политики в сфере культуры — развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.

9. Сущность, функции и организация образования. Особенности экономических отношений в образовании.

Образование в РФ — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: общеобразовательные (основные и дополнительные); профессиональные (основные и дополнительные).

Организации образования могут быть:

1) государственными (учреждения образования и предприятия образования);

2) негосударственными (частными, организациями образования общественных и религиозных объединений, зарегистрированных на территории Республики Казахстан);

3) международными.

Организации образования подразделяются на:

1) дошкольные, внешкольные, специальные и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) учебные заведения, реализующие образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования.

В современном обществе образование выступает и как система экономических отношений, выражающая взаимосвязь, взаимодействие непосредственно образования и сопряженных с ним сфер деятельности. Поэтому система образования на уровне государства представляет собой сектор его экономики со всеми присущими ему характеристиками. Становясь сектором экономики, образование получает статус социально-экономического института, главенство только социальной роли образования несколько уходит.

Одна из отличительных особенностей современной систем образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность последнего заключается в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования. В условиях поддержки образования со стороны государства и общества система образования должна обеспечить и эффективное использование своих ресурсов — человеческих, информационных, материальных, финансовых.

Особенностью системы образования как отрасли народного хозяйства является наличие у нее значительной нерыночной составляющей. Нерыночный сектор в образовании обеспечивает поддержание социально-экономической стабильности, социального прогресса, удовлетворение потребности в таком жизненном благе, как образование. Но наряду с этим, в условиях отсутствия какой-либо серьезной конкуренции в нерыночном секторе образовательной системы, ей становится характерна такая негативная сторона, как ограниченность основных видов ресурсов и невозможность их привлечения в достаточном объеме. В этой связи система образования сегодня рассматривается с позиций наиболее эффективных инвестиций в будущее благосостояние общества — инвестиций в человеческий капитал.

10. Функции государства в сфере образования . Формы финансирования образовательной деятельности.

1) Содействие развитию образования ( участие в разработке новых учебных программ, новых стандартов среднего образования);

2) Контроль за качеством образования (проверки школ, проведение единого государственного образования);

3) Оказание помощи учреждениям культуры (финансирование дворцов культуры, библиотек и т.д.)

Образовательная политика государства в самом общем плане представляет собой многообразную деятельность государства по обеспечению функционирования и развитию национальной системы образования.

С 01.01.2008го всех общеобразовательных учреждениях (ОУ) РО осуществлен переход на нормативное подушевое финансирование.

Основными целями перехода к нормативному подушевому финансированию являются:

•повышение обоснованности пользования региональными финансовыми ресурсами при реализации образовательных программ;

•расчет реальных затрат на реализацию образовательной программы;

•переход от финансирования ОУ к финансированию востребованных образовательных программ;

•оптимизация региональной сети учреждений НПО и СПО.

Объем средств, доводимых до муниципального общеобразовательного учреждения из принципа подушевого бюджетного финансирования, рассчитывается по формуле:

Нрасх = N 1,2,3*Ч+Nуч*Ч, где

Нрасх – объем средств по ФОТ и учебным расходам, доводимый до общеобразовательного учреждения по нормативам подушевого бюджетного финансирования;

N 1,2,3 – размер норматива подушевого бюджетного финансирования по фонду оплаты труда в разрезе ступеней обучения, городской и сельской местности, на 1-го обучающегося в год;

N — размер норматива на учебные расходы в разрезе городской и сельской местности, на 1-го обучающегося в год;

Ч – численность учащихся в разрезе ступеней обучения.

К нормативу подушевого бюджетного финансирования применяются корректирующие коэффициенты, учитывающие специфику образовательного учреждения (наличие классов с меньшей наполняемостью в сравнении с нормативной по объективным причинам, наличие программ коррекционного обучения, наличие статуса гимназии, лицея, школы с углубленным изучением предметов и др.).

13. Сущность и организация здравоохранения.

Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинскогообслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья.

Представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психическогоздоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты.

Принципы государственной системы здравоохранения

•Государственный характер — выделение из государственного бюджета средств на здравоохранение, плановость, развитие материально-технической базы, кадровое обеспечение и финансирование здравоохранения

•Бесплатность и общедоступность

•Профилактическая направленность:

•Организация социально-экономических и медицинских мероприятий по предупреждению заболеваемости

•Контроль за соблюдением гигиенических норм и правил

•Санитарное просвещение и формирование здорового образа жизни

•Широкий охват населения динамическим наблюдением

•Единство науки и практики, лечения и профилактики

•Преемственность в оказании медицинской помощи

•Общественный характер

•Интернационализм

11. Основные показатели системы образования в РФ. Экономические основы образовательной деятельности.

- Важнейшим статистическим показателем является численность учащихся (студентов) в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования. Она определяется по состоянию на начало учебного года. В статистической отчетности данные о численности учащихся (студентов) приводятся по классам (курсам), полу, возрасту, формам обучения, специальностям и направлениям подготовки и др. В отдельных случаях в их составе выделяются лица, обучающиеся за счет различных источников финансирования;

- Прием в учебные заведения изучается с помощью показателя численности лиц, принятых на обучение в данном учебном году.

- Основным результатом деятельности учебных заведений является выпуск. В статистике его величина определяется как численность лиц, полностью завершивших курс обучения в учебном заведении и получивших соответствующую специальность.

- Не менее важно знать, как произошел выход лиц, завершивших обучение, на рынок труда. С этой целью разрабатываются показатели, характеризующие трудоустройство выпускников;

- Кадры учреждений начального и среднего (полного) образования представлены показателями численности учителей с разбивкой по уровню образования. В их составе выделяются лица, достигшие пенсионного возраста;

- Для характеристики материальной базы образовательных учреждений — комплекса зданий и оборудования, используемых для организации учебно-воспитательного процесса, — разрабатываются показатели наличия и использования площадей, в частности о размерах площадей по функциональному назначению, учебной площади в расчете на одного учащегося, обеспеченности общежитиями и т.д. В поле зрения статистики находится также техническое состояние зданий общеобразовательных школ и уровень их благоустройств;

Экономическая деятельность в сфере образования основывается на принципах:

1) признания равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность);

2) признания свободы граждан в принятии решения о получении образования соответствующего уровня и направленности, в выборе организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, образовательной программы, формы обучения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;

3) обеспечения организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, открытости, общедоступности и полноты информации о ведущейся ими образовательной деятельности для потребителей образовательных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) финансового обеспечения образовательной деятельности и иных видов деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивающих и сопутствующих реализации образовательных программ с учетом их уровня, вида, направленности, включая научную деятельность образовательных организаций.

12. Методология нормативно-подушевного финансирования образовательных учреждений.

Новые экономические механизмы финансирования бюджетных учреждений с использованием нормативов позволяют не только оптимизировать бюджетные расходы, но и управлять образовательными учреждениями, ориентируясь на результат (стимулирование увеличения численности обучающихся, повышение количества и качества реализуемых образовательных программ и т. п.).

Выбор подходов к расчету таких нормативов для учреждений начального и среднего профессионального образования и определение путей их практической реализации – важная задача, стоящая перед региональными органами власти в условиях, когда отсутствует единая федеральная законодательная база и необходимо принятие региональных методик расчета нормативов в зависимости от уровня образования, типа и вида образовательного учреждения.

Основными целями перехода к нормативному подушевому финансированию в сфере НПО и СПО являются:

•повышение обоснованности пользования региональными финансовыми ресурсами при реализации образовательных программ;

•расчет реальных затрат на реализацию образовательной программы;

•переход от финансирования образовательных учреждений к финансированию востребованных образовательных программ;

•оптимизация региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования .

Основные идеи методических рекомендаций, ставших типовыми для значительной части регионов, заключаются в следующем:

•планирование должно осуществляться на основе определения стоимости стандартной бюджетной услуги в расчете на одного учащегося;

•необходим учет специфики контингента учащихся;

•норматив должен учитывать законодательно определенные натуральные нормы (санитарные, по наполняемости классов и др.);

•для определения стоимости стандартной образовательной услуги необходимо использовать нормы федерального законодательства, обязательные для исполнения и влияющие на стоимость образовательной услуги;

•учет различий в стоимости образовательной услуги по ступеням обучения (годам обучения), видам образовательных программ (по профилям) может осуществляться при помощи коэффициентов удорожания;

•методика расчета должна учитывать региональные особенности.

Объем средств, доводимых до муниципального общеобразовательного учреждения из принципа подушевого бюджетного финансирования, рассчитывается по формуле:

Нрасх = N 1,2,3*Ч+Nуч*Ч, где

Нрасх – объем средств по ФОТ и учебным расходам, доводимый до общеобразовательного учреждения по нормативам подушевого бюджетного финансирования;

N 1,2,3 – размер норматива подушевого бюджетного финансирования по фонду оплаты труда в разрезе ступеней обучения, городской и сельской местности, на 1-го обучающегося в год;

N — размер норматива на учебные расходы в разрезе городской и сельской местности, на 1-го обучающегося в год;

Ч – численность учащихся в разрезе ступеней обучения.

К нормативу подушевого бюджетного финансирования применяются корректирующие коэффициенты, учитывающие специфику образовательного учреждения.

14. Особенности экономических отношений в здравоохранении. Участие государства в осуществлении деятельности в сфере здравоохранения.

Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие между людьми в процессе оказания медицинских услуг, т.е. медицинской профессиональной деятельности.

Данные отношения делятся на две крупные группы. Первая группа носит название организационно-экономических отношений. Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, которые имеет вся совокупность медицинских учреждений данного типа (все стационары, все поликлиники, все диагностические центры и т.д.). Примером организационно-экономических отношений может служить система финансирования ЛПУ (включающая принцип определения тарифов на медицинские услуги, порядок взаиморасчетов и т.д.).

Другая группа отношений носит название социально-экономических отношения. Их анализ дает возможность выявить специфические, особенные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в различных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.). Например, размер и порядок начисления заработной платы существенно отличаются в этих учреждениях при равном объеме количества и качества оказываемых медицинских услуг.

Обе эти группы отношений тесно взаимосвязаны. Их изучение позволяет, например, выбрать оптимальную хозяйственно-правовую модель предпринимательской деятельности в здравоохранении на определенном этапе его развития.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 Министерству здравоохранения и социального развития РФ переданы функции:

1) Медицинское страхование: Осуществляется медицинское страхование двух видов: обязательное и добровольное. Обязательное страхование является всеобщим и реализуется соответственно программам, гарантирующим объем и условия оказания медицинской помощи. Добровольное страхование обеспечивает предоставление дополнительных медицинских услуг;

2)обеспечение прав граждан на получение медицинских услуг которое возможно на бесплатной или платной основе. Бесплатная медицинская помощь гарантируется государством и включает в себя скорую медицинскую помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина либо окружающих его лиц; амбулаторно-поликлиническую помощь (мероприятия по профилактике, диагностике и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах всех типов); стационарную помощь при ряде особых заболеваний и состояний.

3)регулирование отношений, связанных с лекарственными средствами, на основании Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах». Это отношения, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями лекарственных средств, контролем их качества, эффективности, безопасности, торговлей лекарственными средствами и иными действиями в сфере обращения лекарственных средств.

15. Экономические особенности моделей здравоохранения.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: