otp экзамен ответы


Ответы

1. Юридическая наука в системе социальных наук.

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА (англ. jurisprudence) -специальная общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм. Ю. н. сложилась в качестве отрасли знаний, охватывающей не только право, правовую систему, но и государство и в связи с государством др. элементы политической системы. Ю. н. находит выражение в научных обобщениях, понятиях (именно из них складываются гипотезы, теории, концепции); в связи с теоретико-прикладным характером Ю.н. в ее содержание включаются также формулируемые на основе научных обобщений предложения и рекомендации, обращенные к субъектам правотворчества и правоприменения, органам, осуществляющим правовое воспитание, а также научные материалы, выраженные в популярной и учебной литературе. Эту отрасль общественных знаний называют также правоведением.

Современная Ю.н. структурно дифференцирована на ряд основных разновидностей и групп: а) теория государства и права как общетеоретическая отрасль Ю.н.; б) историко-правовые науки, к которым относятся история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений; в) специальные отраслевые юридические науки: гос-ное (конституционное) право, административное, трудовое право, гражданское, экологическое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и др.; г) Ю. н., тесно связанные со специальными отраслевыми, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения, — правоохранительные органы, организация самоуправления, право социального обеспечения, криминология и др.; д) технико-прикладные Ю. н., широко пользующиеся данными др. наук, в т. ч. математики, статистики, химии, медицины, психологии, кибернетики. Это криминалистика, бухгалтерский учет и экспертиза, правовая статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология; е) международное право, подразделяемое на международное публичное право и международное частное право.

Все эти разновидности и группы Ю.н., кроме теории государства и права, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития государства и права, более или менее ограниченные сферы их функционирования и их отдельные структурные части. Напр., история государства и права изучает политическое устройство и право, гос-ные институты и законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды.

Специальные отраслевые науки изучают отдельные составные части системы российского права, его различные отрасли, каждая из которых представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих какую-то конкретную широкую сферу однородных общественных отношений. Напр., предмет науки административного права составляют нормы, регулирующие общественные отношения, которые возникают в процессе формирования и исполнительно-распорядительной деятельности органов гос-ного управления (исполнительной власти). Наука гражданского права изучает нормы, регулирующие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, и основанные на них гражданские правоотношения. Предметом науки уголовного права являются нормы, которые определяют преступность и наказуемость деяний, представляющих общественную опасность для данной социальной системы, и основанные на них уголовно-правовые отношения. Международное (публичное) право изучает нормы, регулирующие внешнеполитическую деятельность государств, отношения между ними и др. участниками (субъектами) международного общения.

Поскольку все виды правовых наук, за исключением теории государства и права, изучают отдельные части, стороны, структурные элементы единой системы государства и права, в литературе предлагается называть их частными или структурными Ю.н. Их задача — вычленение из всей системы государственно-правовой действительности отдельных сторон или сфер со свойственными им специфическими закономерностями развития и изучение их в относительной самостоятельности по отношению к государству и праву в целом. Поэтому ни одна из частных, структурных Ю.н. в отдельности, ни все они вместе взятые не в состоянии обеспечить изучение государства и права как единых и целостных систем, познания их общих закономерностей возникновения, развития и функционирования. Реализации этой задачи служит самостоятельная Ю.н. — теория государства и права (см. подр.: Юридический энциклопедический словарь. — М., 1984; Теория государства и права. — Саратов, 1995).

2. Общая теория права: понятие, предмет

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки — это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Наука изучает, прежде всего, закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет теории государства и права не является исключением.

Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматривается в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами. Причем теорию государства и права интересует не только социально-экономическая обусловленность государственных и правовых явлений, но и возрастающее влияние последних на экономику, социальную и духовную жизнь общества.

Предметом науки теории государства и права служат многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

3. Общая теория права в системе юридических наук

Для того чтобы уяснить специфику предмета общей теории права необходимо рассмотреть связь изучаемой науки с иными общественными и юридическими науками.

Каждая наука рассматривает определенный круг явлений природы или общества, который и составляет предмет данной науки. В зависимости от того, относится ли этот круг явлений к развитию природы, общества или миру техники и различают науки общественные и естественные (некоторые авторы выделяют и технические).

К общественным наукам относятся философия, социология, политология, история, психология и многие другие.

Общая теория права – наука общественная, поскольку она изучает определенную сферу общественной жизни – государство и право.

В отличие от других общественных наук, непосредственно не изучающих государственно-правовые явления, общая теория права – это наука юридическая.

Государство и право изучаются не только юридическими, но и другими общественными науками. Однако последние исследуют проблемы государства и права лишь в пределах, способствующих раскрытию собственного предмета. Юридические науки занимаются специальной разработкой проблем государственно-правовой действительности.

Для характеристики связи между общей теорией права и различными общественными науками важны два принципиальных положения. Во-первых, изучая государственно-правовые явления невозможно абстрагироваться от остальной социальной действительности. Поэтому при изучении государства и права в обязательном порядке используются достижения самых разных общественных наук.

Во-вторых, юридическая действительность настолько переплетена с другими явлениями, что исследование самых разных сфер общественной жизни – экономической, культурной, политической и т.д. – также будет неполным без обращения к данным юридических наук, и прежде всего — к общей теории права как к общей, фундаментальной юридической науке.

Таким образом, связь теории государства и права с различными общественными науками носит двусторонний характер. С одной стороны, общая теория права использует достижения общественных наук, с другой – последние учитывают в той или иной степени разработки по общей теории права. Этот вывод следует из фундаментального принципа единства и взаимосвязи научного знания.

Юридические науки также относятся к общественным, и сделанный выше вывод здесь также сохраняет свое значение. Рассмотрим подробнее систему юридических наук.

В структурном отношении все правовые науки можно условно разделить на три части. К первой относятся юридические науки исторического профиля (история государства и права, политических и правовых учений);

ко второй – отраслевые юридические науки (государственное право, уголовное право, гражданское право);

третью часть образуют прикладные юридические науки (судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика, судебная статистика и др.).

Это не единственная классификация юридических наук. Иногда первую группу разбивают на две разные – теоретические и исторические.

Все юридические науки также взаимосвязаны, поскольку без общих научных понятий сущности, содержания и формы права, отрасли и института, системы права, нормы права и правоотношения ни одна отрасль юридической науки не сможет плодотворно разрабатывать вопросы своей специальной сферы знаний.

Каждая отраслевая наука, взятая в отдельности, отражает лишь одну, хотя и существенную, сторону всеобщей связи государственно-правовых явлений. Если бы мы пользовались только понятиями, выработанными теми или иными отраслевыми юридическими науками, то лишили бы себя возможности выяснить связи между различными областями государственно-правовой действительности, обнаружить закономерности развития государства и права в целом, определить их место и роль в общественной жизни.

4. Методология общей теории права

Методология (греч. methodos — образ действия, подход, способ, прием осуществления той или иной деятельности и logos — слово, смысл, суждение) — учение о познавательных процедурах и их результатах. Выдающийся современный философ, первый президент Отделения логики, методологии и философии наук Международного союза истории и философии науки Георг Хенрик фон Вригт назвал методологию пособием для развития мышления.

Методология общей теории права — это принципы, основные подходы, способы, средства познания права, это учение о методах в их единстве и разнообразии, включающее в себя мировоззренческую позицию, это всеобщее научное руководство и все многообразие конкретных методов, с помощью которых познается истина о праве.

Для сторонников марксистской методологии характерным является применение диалектико-материалистического подхода к познанию права как единственного подлинно научного метода, исключающего другие общие методы его изучения.

История правовых учений, да и всей науки, свидетельствуют о том, что материалистическая диалектика — это лишь один из научных общих методов познания, но не единственный, и вряд ли его можно считать главным. Идеалисты Сократ, Платон, Н. Кант, Г. Гегель и другие внесли огромный вклад в осознание такого сложного социального феномена, каким является право. Необходимо подчеркнуть, что основные законы диалектики сформулировал именно Г. Гегель, а не К. Маркс и Ф. Энгельс, являющиеся создателями метода диалектического материализма.

Современная методология в познании явлений общества, а значит, и права характеризуется тем, что она:

а) отрицает монополизм, является плюралистичной;

б) имеет гуманистическую направленность;

в) отличается свободомыслием, открытой рациональностью.

5. Метод системного анализа

Реальный системный анализ может производиться только при наличии арсенала специфических методов системного исследования технических объектов (систем). К сожалению, успехи в направлении построения системной технической науки к настоящему времени более чем скромны. В ее различных разделах (системный подход к проблеме кода технико-экономической информации, системный подход при проектировании и улучшении системы качества контроля, системный подход к расчету систем и пр.) много говорится о задачах системного анализа, понятие «система» становится одним из главных, ищутся пути понимания объектов исследования как систем и т. д. Реальная польза от этого направления может, однако, быть получена лишь в том случае, когда специалисты конкретных технических дисциплин будут иметь развернутое теоретическое представление о логике и методологии системного исследования. Только при этом условии ученые и инженеры смогут переосмыслить свои полученные результаты, применяемые методы и наметить пути дальнейшего анализа.

Отсутствие специально построенной методологии системного анализа приводит к тому, что исследователи, решая новые по своему типу задачи, вынуждены пользоваться старыми, для иных задач, построенными логическими средствами. Это не только приводит к аморфности, бесформенности в понимании существа и специфики системного метода, но и непосредственно отражается на эффективности исследований современных технических систем. Объясняется это тем, что современный уровень развития техники, нашедший свое наиболее яркое выражение в сложных технических системах, и все возрастающая специализация отдельных областей техники требуют сосредоточения основного внимания на проблемах, связанных со всей системой в целом. А это приводит к фундаментальной переориентации научного мышления, его основных категорий.

6. Право в системе норм социального регулирования

Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм.

Норма (от лат. norma) — это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

2. Признаки правовой нормы — Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли. — Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека. — Издается в конкретной форме. — Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений. — Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства. — Всегда представляет собой властное предписание государства. — Является единственным государственным регулятором общественных отношений. — Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

Близки к обычаям и во многом идентичны им традиции, создание которых не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но также и на психологические факторы: стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения. Важность построения логики и методологии системного анализа представляется исключительной, так как в определенном смысле здесь лежит путь ко всем дальнейшим успехам системной науки и техники.

Можно выделить также и такой вид правил, как деловые обыкновения, складывающиеся в производственной, научной, учебной деятельности людей и направленные на повышение ее эффективности.

В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.

Религиозные нормы — правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого завета: не убий, не укради, почитай родителей своих и т.д.).

В древности и в Средние века многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги — Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.

Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.), однако правового значения такого рода акты не имеют.

7. Право и мораль

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний», государственный регулятор. Право – продукт истории. Мораль (так же как мифология, религия, искусство, техника) старше него по своему историческому возрасту.

Она существовала в человеческом обществе всегда, право же возникло тогда, когда произошло классовое расслоение первобытного общества и стали создаваться государства. Социокультурные нормы первобытного безгосударственного общества, касающиеся разделения труда, распределения материальных благ, взаимозащиты, инициации, заключения браков и т. п. имели силу обычая и закреплялись мифологией. Они в целом подчиняли личность интересам коллектива. К нарушителям их применялись меры общественного воздействия — от убеждения до принуждения. Крупные проступки могли наказываться побоями, увечьями и даже смертью или изгнанием из общины, что, по существу, было равносильно смерти.

Так, в некоторых первобытных племенах юноша, разгласивший тайну инициации, должен был уйти из племени или умереть. Наказание определялось старейшинами. Подобные социальные нормы составляли основу первобытной нравственности. Однако они отличались от современных моральных норм, так как опирались не только на общественное мнение: община принуждала к соблюдению многих из них не менее жестко, чем позднее государство к выполнению норм права. Поэтому некоторые ученые рассматривают их как «мононормы» — правила поведения, в которых еще не дифференцировались различные типы социальной регуляции; мораль здесь существует в синкретичном единстве с самыми разнообразными социокультурными нормами и содержит древнейшие зачатки права.

Первые, еще неписаные правовые законы («естественное право», «обычное право»), по-видимому, во многом совпадали с нормами нравственности. Отделение права от морали — результат расхождения между требованиями государства к населению, вводимыми для обеспечения нужного властям общественного порядка, и нравственностью, которой нельзя управлять «сверху» и быстро изменять в соответствии с встающими перед властями задачами.

Известны два взгляда на соотношение права и морали с одной точки зрения, право есть «юридически оформленная мораль»: в нормах права выражаются хотя и не все, но наиболее социально значимые моральные нормы. Как утверждает Вл. Соловьев, право есть «низший предел» или «минимум нравственности». Предполагается, что между нормами права и нормами морали не должно быть противоречий, но моральное пространство шире правового: далеко не все, что осуждается общественным мнением как аморальный поступок, является деянием, нарушающим правовые нормы и наказуемым соответствующими юридическими санкциями. Этические требования к человеку значительно выше, чем юридические. Мораль ориентирована на нравственные идеалы, а право — лишь на некоторый уровень их осуществления. Мораль осуждает любые формы непорядочности, нечестности, клеветы. Право пресекает только наиболее злостные, социально опасные их проявления. «Авторитет нравственных законов бесконечно выше». Другой взгляд выдвигает крупный русский правовед и философ Е.Н. Трубецкой.

Согласно этому взгляду, соотношение права и нравственности можно изобразить двумя пересекающимися окружностями: у них есть общая часть, где нормы права и нормы нравственности совпадают, но кроме того, есть область нравственных норм, не находящая отражения в юридических законах, и область правовых норм, не имеющих никакого нравственного содержания или даже безнравственных.

8. Право и религия

Религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицирована в священных текстах, распространяется вместе с религиями. Следует заметить, что монотеистические религии чётче и жёстче определяют границы добра и зла по сравнению с религиями, где практикуется многобожие. Однако существуют целые культуры и цивилизации, в которых формирование морали и нравственности происходило в условиях язычества (древние греки сформулировали золотое правило нравственности и разработали само понятие этики), или которые могут выглядеть без религиозными (конфуцианство китайской цивилизации) С развитием моральных ценностей в мире и распространении идеи о существовании общечеловеческой морали, сама религия и её священные тексты стали подвергаться иногда неутешительным оценкам со стороны этих, несколько отличных, моральных систем. Например жестокость и несправедливость по отношению к иноверцам (см. кяфир, гой) и атеистам, практикующаяся в некоторых религиях, часто считается аморальной. Иногда религия подвергается критике и провозглашается учением, которое несет в себе аморальность. При этом в качестве аргумента часто используется тот факт, что некоторые люди используют религию как инструмент для достижения собственных целей. Подобное мнение иногда выражают словами Зигмунда Фрейда, говоря, что безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность. Ветхозаветного бога характеризовали как аморального, например, такие критики религии как Марк Твен и Ричард Докинз: «Ветхозаветный бог является, возможно, самым неприятным персонажем всей художественной литературы: ревнивый и гордый этим; мелочный, несправедливый, злопамятный деспот; мстительный, кровожадный убийца-шовинист; нетерпимый к гомосексуалистам, женоненавистник, расист, убийца детей, народов, братьев, жестокий мегаломан, садомазохист, капризный, злобный обидчик. У тех из нас, кто познакомился с ним в раннем детстве, восприимчивость к его ужасным деяниям притупилась. Но новичок, особенно не утративший свежести впечатлений, способен увидеть картину во всех подробностях. Ричард Докинз

9. Сущность права

СУЩНОСТЬ ПРАВА — обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности людей, характером взаимоотношения социальных групп населения, отдельных индивидов согласованный интерес или общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженный в законе либо иным способом признаваемым государством, и выступающий вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Согласованный интерес есть сущностное проявление, первооснова права. Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д.

10. Право и справедливость.

Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней принудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости. Не случайно слова «правильное», «правда», «справедливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость). Сущность права состоит в том, что оно — способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только этот момент является мерилом (критерием) соответствия писаного (позитивного) права любой страны общей природе и сущности права как такового. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной основой и гарантией осуществления правовых предписаний. В то же время даже самый справедливый социальный компромисс в силу самой природы компромисса (в любом случае предполагающей отступление от «своего» интереса в пользу общего) потенциально содержит в себе возможность отхода от условий и правил компромиссного решения, каковым по своей природе право и является. Вот именно в таких случаях право и проявляет свои возможности по принудительной реализации собственных предписаний: «справедливость, не поддержанная силой, немощна» (Блез Паскаль). Противоречия между правом и справедливостью могут выражаться не только в несправедливом применении правовых норм, но и в издании государством изначально несправедливых норм права. Поэтому справедливый подход должен быть обеспечен ,прежде всего в процессе издания государством нормативно-правовых актов. Таким образом, право, с одной стороны, должно основываться на моральных началах правды и справедливости, а с другой — быть формой возведения справедливости в закон жизни общества.

11.Право в объективном и субъективном смысле.Объективное и субъективное в праве.

Право — весьма сложное и многогранное явление. От правильного понимания права зависят и правопорядок в обществе, и уровень правовой культуры населения, и повседневное отношение людей к государству, предписаниям, которые от него исходят.Существует объективное и субъективное право.

Объективное право существует как явление, практически не зависящее от воли конкретного субъекта. Объективное право — регулятор общественных отношений, оно формируется постепенно. Люди в своей жизни вступают в многочисленные отношения, чтобы удовлетворить разнообразные потребности — в товарах, услугах, в создании семьи, в трудовой деятельности и т.п. В соответствии с этим со временем формируются нормы, устоявшиеся правила поведения, которые становятся нормами права. Поэтому к такому понятию права применяют термин «объективное».Объективное право (право в объективном смысле) выступает как система формально-определенных, общеобязательных и обеспеченных государственным принуждением норм, установленных или санкционированных государством для регулирования общественных отношений. Указанное определение отражает нормативный подход к праву (право как система норм).

Субъективное право представляет собой притязания субъекта на возможное поведение (право на образование, право участвовать в выборах органов государственной власти и т.д.); это право принадлежит отдельному субъекту, его использование зависит от его воли, именно поэтому оно именуется субъективным. Право в субъективном смысле — это право на что-то, на какие-либо действия, например право на труд, право на образование, право покупателя по договору купли-продажи требовать передачи оплаченного товара. При этом субъективное право закрепляется в тех самых нормах, совокупность которых образует право объективное.Право в субъективном смысле достаточно конкретно: право на действия (или бездействие) предполагает более или менее точное определение того, что субъект может делать. Необходимо также добавить, что субъективное право может быть использовано в рамках тех общественных отношений, по которым государство устанавливает общеобязательные правила поведения (в правоотношениях). Поэтому в науке принято определять субъективное право как вид и меру возможного поведения участника правоотношения.

Исходя из этого субъективным в праве является разрешение государством какого-либо действия, а объективным –право, исходя из воли народа.

12.Право, ценности и интересы

Нормы морали и нравственности – один из видов социальных норм. Одновременно они являются частью морали и нравственности как вида общественного сознания.

Мораль и нравственность оперируют такими понятиями и категориями, как добро и зло, плохо и хорошо, нравственно и безнравственно, честно и нечестно, добродетель и порок. Эти оценочные понятия применяются к поведению и деятельности человека. С их помощью формулируются нормы морали и нравственности, которые регулируют поведение человека, оценивая его как моральное или аморальное. Нормы морали представляют собой формализованную часть морали и нравственности, определенные правила поведения.

Многие моральные нормы закреплены правом. В этом случае объект регулирования нормы права и нормы морали совпадают. Однако норма права имеет определенные особенности по сравнению с нормой морали. Во-первых, она конкретизирует моральное отношение и наряду с моральной ответственностью устанавливает правовую, гарантированную государством. Например, мораль запрещает и осуждает присвоение чужого имущества. Право определяет конкретные формы присвоения в виде кражи, грабежа, разбоя и устанавливает за их совершение уголовную ответственность.

Во-вторых, моральные нормы регулируют очень широкую сферу общественных отношений. Нормы права регулируют только часть их, поскольку основная масса моральных проступков не представляет общественной опасности из-за их малозначительности. Право регулирует наиболее общественно опасные аморальные действия.

Существуют нормы права нейтральные в моральном отношении. К ним относятся многие нормы процессуального права. Например, порядок оформления и предъявления гражданского иска, основания для отказа в его принятии и др. Однако нормы процессуального права, предусматривающие равенство сторон в судебном заседании, состязательность процесса, предоставление равного права его участникам на обжалование решения суда, некоторые другие, имеют и моральное, нравственное значение, поскольку опираются и на нормы морали и нравственности.

Одновременно между нормами морали и правовыми нормами существуют различия. Во-первых, нормы права устанавливаются государством, нормы морали – самим обществом. Во-вторых, нормы права выражаются в письменных актах, нормы морали содержатся в сознании людей. В-третьих, исполнение норм права гарантируется государством, норм морали – общественным мнением. В-четвертых, нормы права едины для всех групп, слоев, наций, а нормы морали могут быть различными. Например, у защитников животных и устроителей собачьих и петушиных боев различное нравственное отношение к животным.

13.Право и экономика

Исторически первыми возникли экономические отношения, которые представляют собой отношения между людьми в процессе производства, купли, продажи и потребления материальных ценностей, обеспечивающих реальные условия жизни человека. Необходимость упорядочения этих отношений обусловила появление права.

Возникнув как результат экономических отношений, право стало оказывать определенное влияние на развитие и функционирование экономики. Например, в условиях социалистической формы хозяйствования право, поддерживаемое насильственными мерами со стороны государства, запрещало частную собственность и частнопредпринимательские отношения. Оно регулирует экономические отношения и в условиях рынка. Согласно мнению западных ученых, право в условиях демократического правового государства с развитыми рыночными отношениями может решать следующие вопросы в сфере экономики:

1) закреплять равенство всех форм собственности и их использование;

2) устанавливать запреты на негуманную и социально вредную предпринимательскую деятельность;

3) устанавливать круг лиц, которые могут быть хозяйствующими субъектами, и определять перечень условий, которым они должны соответствовать, а именно: иметь определенное образование, профессию, стаж работы по данной профессии, соответствующие медицинские показатели, лицензии на занятие данной деятельностью и т. д.;

4) запрещать порочные методы ведения хозяйства и коммерции, в том числе нечестные, насильственные;

5) регламентировать порядок разрешения хозяйственных споров и конфликтов, в основном с помощью судебных органов;

6) устанавливать юридическую ответственность предпринимателей и предприятий за нарушение законодательства, вплоть до ликвидации юридических лиц и уголовного наказания виновных. При соблюдении перечисленных функций, право дает возможность оценивать предпринимательство как правомерное либо противоправное со всеми вытекающими последствиями, а именно: честное законное предпринимательство правом охраняется, нечестное, незаконное – пресекается и наказывается соответствующими органами государства.

14.Право и политика

Политика в переводе с греческого означает государственные или общественные дела. В настоящее время она понимается как определенная направленность деятельности государства в сфере отношений между классами, слоями общества, нациями, религиями, имеющими свои экономические, политические и иные интересы. Регулирование этих отношений с целью достижения определенных целей и с учетом интересов различных социальных образований является содержанием политической деятельности государства.

Политика проводится двумя способами: в форме непосредственной управленческой деятельности государства и в форме правового регулирования.

Политика, проводимая государством, выражает интересы находящейся у власти группы людей, слоя, клана или большинства населения. Она закрепляется и в праве. Поэтому политическая направленность деятельности государства и характер правового регулирования совпадают.

В современных демократических государствах право выражает и закрепляет интересы большинства граждан. Государственные органы формируются непосредственно народом на основе свободных демократических выборов. Поэтому деятельность государства оказывается во многом ограниченной правом и не является произвольной. Право закрепляет организацию органов государственной власти, их полномочия, формы и методы деятельности.

И чем детальнее и четче урегулирована деятельность государственных органов, в первую очередь их отношения с гражданами, общественными организациями, частными предприятиями, тем более она оказывается подконтрольной обществу, а значит, и будет более законной в сфере политических отношений.

Право в политике, как и в экономике, должно регулировать поведение и деятельность конкретных должностных лиц, государственных органов, принимающих политические решения. Оно должно определять их права, обязанности, ответственность за неисполнение обязанностей и т. д.

В этом случае эффективность правового регулирования политических отношений будет выше по сравнению с регулированием их с помощью норм, содержащих только полномочия того или иного должностного лица или государственного органа. В настоящее время подобное регулирование применяется довольно широко, особенно в конституционном праве, что позволяет должностным лицам, занимающим высокие государственные посты, действовать произвольно, по своему усмотрению, что чревато конфликтами с отдельными гражданами, общественными организациями, предпринимательскими структурами, большими группами и слоями населения, всем обществом.

15.Функции права.Общая характеристика

Функции права – это основные направления воздействия права на общество, выражающие существенные черты и свойства права.

Выделяются следующие функции права: познавательная, коммуникативная, воспитательная, идеологическая, регулятивная, охранительная, распределительная (дистрибутивная), функция разрешения правовых конфликтов, осуществления правового контроля, легитимационная, оценочная и прагматическая.

Познавательная функция обеспечивает расширение знаний человека об обществе, закономерностях его развития, функционировании правовой сферы.

Коммуникативная функция способствует развитию взаимодействия и взаимосвязи людей, органов и организаций, создает социальные цепочки отношений различных субъектов права, объединяет общество в единое целое.

Воспитательная функция проявляется в положительном воздействии права на человека, способствующем его правопослушному поведению, формированию у него взглядов, мнений, установок, направленных на выполнение норм права

Идеологическая функция выражается в том, что право оказывает воздействие на формирование у человека определенных взглядов, идей, выражающих его отношение к различным классам, слоям общества, нациям, религиям.

Регулятивная функция представляет собой правовое воздействие на деятельность людей, органов и организаций путем установления правил поведения, предоставления прав и возложения обязанностей, в соответствии с которыми осуществляется деятельность юридических и физических лиц (регулятивная динамическая), а также путем запрета совершать определенные действия (регулятивная статическая).

Охранительная функция права представляет собой защиту существующих в обществе экономических, политических, национальных, личных и иных отношений путем закрепления их в нормах права.

А также сущ.: распределительная(распределение прав и обязанностей),ф-я разрешения прав.конфликтов,ф-я осуществления прав.контроля, легитимационная(законность действия гос.органов), оценочная(опр-е деятельности лиц как правомерное/неправом.) и прагматическая(использование права отдельными группами людей)

16.Принципы права

Принципы права – это его основные, наиболее характерные черты и свойства, определяющие право как социальное явление.

К принципам права относятся: принципы социальной свободы, социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия, законности, правосудия, взаимной ответственности личности и государства.

Принцип социальной свободы означает установленную правом возможность вести себя по своему усмотрению в определенных сферах общественной жизни. Например, закрепленное законом право выбора вида трудовой деятельности, занятия законным предпринимательством, места жительства, вероисповедания дают возможность гражданам действовать самостоятельно в данных социальных сферах.

Принцип социальной справедливости выражается в том, что право регулирует взаимоотношения между людьми на основе равенства, обеспечения одинаковых возможностей для жизни и деятельности людей, достижения ими своих законных целей.

Принцип демократизма определяется закреплением в праве таких прав граждан, как участие в выборах государственных органов, права быть избранным в них, занятие государственных должностей и т. д. Данные качества права позволяют устанавливать и поддерживать демократию и выражают принцип демократизма права.

Принцип гуманизма означает уважительное отношение к человеку со стороны государственных органов, общественных организаций. Право запрещает оскорбление, унижение достоинства человека, антигуманное обращение с лицами, находящимися в местах лишения свободы и т. д.

Принцип равноправия означает равенство прав и обязанностей, а также равенство перед законом всех граждан независимо от их пола, возраста, вероисповедания, национальности, места жительства, уровня образования и других личных особенностей.

Принцип законности полагает, что право должно быть законным. Это означает соответствие правовых норм и в целом законодательства интересам граждан, их менталитету, национальным, культурным и иным особенностям, моральным и нравственным ценностям, историческим обычаям и традициям народа.

Принцип правосудия означает, что правом должны быть четко урегулированы полномочия судов, порядок их деятельности, определены дела, которые могут и должны рассматривать суды на основе равноправия и состязательности сторон.

Принцип взаимной ответственности личности и государства, его органов и должностных лиц. Установление правом взаимных прав и обязанностей, порядка разрешения споров и конфликтов, привлечение к ответственности виновной стороны и образует содержание данного правового принципа.

17.Понятие и предмет права

Общая теория государства и права — это система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования права и государства вообще, их сущности, а также связанных с ними государственно-правовых явлений.

Предметом общей теории права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления. А теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Общие закономерности — это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права .

Предмет можно рассмотреть с двух сторон:

· стабильные, всеобщие характеристики государства и права, их типичные черты, которые остаются неизменными на протяжении многих и многих лет. Эта сторона в большей степени относится к предмету учебной дисциплины;

· научное выявление новых свойств и качеств, более высокий уровень познания права и государства, необходимость их анализа во взаимодействии с другими отраслями знания — все это со временем приводит к переосмыслению и преобразованию предмета науки. Эта сторона предмета — собственно научная, состоящая в приращении научного знания, поиске, открытиях, ошибках, дискуссиях.

Место теории права в системе юридических наук определяется прежде всего ее особенностями и характерными чертами:

· теория государства и права — вводная учебная дисциплина, которая дает исходные положения юридической науки;

· теория государства и права — фундаментальная наука, в составе юридической науки она относится к первому блоку знаний;

· это обобщающая наука, она «выводит за скобки», берет общие вопросы всех отраслевых наук. Например, вопросы толкования, юридической техники;

· это методологическая наука, она разрабатывает положения, которые используются другими юридическими науками. Однако значение теории государства и права нисколько не умаляет значения других юридических наук, ведь без них она попросту не существует.

18.Теологическая сущность права.

Согласно данной теории право создано Богом для регулирования жизни людей. При этом общественное регулирование осуществляется правителями государства. Так, в Законах Хаммурапи отмечается, что Хаммурапи, вавилонский царь, утвердил правду и справедливость по всей стране. Это произошло после того, как бог Мардук раскрыл ему суть справедливости и достойного управления людьми. Как уже отмечалось ранее, в христианской религии наиболее ярким представителем теологической теории являлся Ф. Аквинский. Согласно его учению, мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником Бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям. Соответствующее подчинение есть и в системе законов:

вечный закон — сам божественный разум, управляющий миром;

божественный закон — это Библия. Из нее человек черпает представление об истине;

естественный закон — отражение вечного закона человеческим разумом. Он исходит из природы человека и не зависит от усмотрения государственных законодательных органов. По сути, это закон, отражающий естественные права человека;

человеческий закон — это позитивное право, т. е право, издаваемое государством. Но поскольку государство- это творение Бога, то и позитивное право также является отражением его воли.

Не следует думать, что теологические взгляды на право — это далекая история. Это и наша современность. Так, современные христианские воззрения на право выражены, например, в папских энцикликах (посланиях) к верующим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное.

Итак, согласно теологической теории право — это система норм поведения, исходящая от Бога. При этом позитивное право (т.е. право, издаваемое государством) исходит от Бога через посредника (правителя, пророка, государство).

19.Школа естественного права.

Естественно-правовая теория свою завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев и др. Основные идеи данной доктрины:

разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

источник прав человека видится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, права человека приобретаются от рождения либо от Бога.

Достоинства теории:

это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, т. е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;

провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым выбивает «теоретическую» почву из-под ног произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны теории:

такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто;

такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

20.Историческая школа права.

В конце XVIII — начале XIX в. наибольшую известность получила историческая школа права. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи:

право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

право — это прежде всего правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т. д.;

отрицание прав человека, ибо в сословных обычаях эпохи феодализма, при которых возникла теория, не могли найти отражения никакие естественные права человека.

Достоинства теории:

впервые наиболее основательно обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

21.Юридический позитивизм. Нормативизм

Нормативистская теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев, Г. Кельзен и др. Основные идеи теории:

исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о нраве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

по Ксльзсну, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально- экономическими (и другими сущими) оценками;

в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства теории:

верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

нормативность органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по времени издания нормативных актов;

признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны:

осуществлен слишком сильный крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.). Отсюда недооценка представителями данной теории связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.

22.Социологическая школа права

Социологическая теория права окончательно сформировалась в XX в. Представители: Е. Эрлих, Ф. Жени, С. А. Муромцев и др. Основные идеи:

право и закон разделены, хотя и не так, как у идеологов естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего;

под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право — это реальное повеление субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права;

формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства теории:

такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны корыстных должностных лиц.

23)Историко-материалистическая школа права.

Возникновение этой теории обычно связывают с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л.Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства. Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.

24)Психологическая школа права.

Ее родоначальником считается русский ученый Л.И. Петражицкий. Возникла в начале ХХ века. Согласно этой теории право является элементом человеческой психики. Оно есть определенные психические переживания, правовые эмоции человека. Петражицкий подразделял право на позитивное и интуитивное. К позитивному он относил право, выраженное в определенных внешних источниках (законах, кодексах, обычаях и т.д.), а к интуитивному — психические переживания каждого отдельного индивида или группы лиц. По мнению Петражицкого интуитивное право есть там, где существуют так называемые императивно-атрибутивные переживания, т.е. такие психические переживания, которые связаны с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом, требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. Интуитивное право по отношению к позитивному праву обладает приоритетом и является источником его преобразования, ибо правовые эмоции при определенных условиях объективируются в нормах позитивного права. Кроме того, Петражицкий различал право официальное и неофициальное. Под первым он подразумевал право, которое применяется и поддерживается государственной властью, под вторым — право, которое создается теми или иными социальными группами независимо от государства. По сути дела и Петражицкий, и его последователи отождествляли право с правосознанием, с той его частью, которая относится к правовым чувствам, эмоциям, переживаниям людей.

25)ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРАВЕ

Это комплексное, системное использование методологических средств познания —деятельностного, личностного, инструментального и др., отображающих в своем единстве многоаспектное видение права: формирование юридически должного, или принципов и предписаний права и их признание государством; восприятие этих принципов и предписаний адресатами и воплощение в предметно-практической правомерной деятельности. Это способ познания права представлен в единстве его принципов (правовых идей), норм (правовых установлений) и фактических правомерных действий и отношений. Право с этой точки зрения есть правовая идея, выраженная в законе, воспринятая правосознанием и реализованная в фактической правомерной деятельности. Соответственно этому интегративный подход объединяет под своим «началом» совокупность однопорядковых методологических инструментов правопознания (аксиологический, деятельностный, инструментальный, личностный и др.), синтезированных специально-юридическим, мировоззренческим и социологическим подходами. Главной, системообразующей идеей (идеологемой), которая может быть положена в основание данного подхода, является идея «действие права». Это одновременно принцип и способ интегрирования разнопорядковых подходов в правопонимании, структурирования правового материала.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: