Отчет СПб ГУПП


Отчет о посещении СПб ГУПП «Полигон» Красный Бор» 25.03.2014г.

Ситуация на 25.03.2014 г.:

Полигон в данный момент не осуществляет деятельность по приему и переработке опасных отходов. Действие лицензии на указанную деятельность закончилось 28.01.2014г. Следовательно, термическое уничтожение отходов (обезвреживание) и их размещение (хранение и захоронение) не может вестись т.к. это нарушает АК и УК РФ.

На Полигоне отсутствует система входного лабораторного контроля. Лаборатория не аккредитована, прибор радиационного контроля не функционирует, т.о., отходы принимались без сортировки и надлежащего контроля, а мониторинг рабочей зоны и СЗЗ не производился корректно.

На Полигоне действует 5 карт, площадь открытого зеркала около 3000 м2, уровень отходов в картах не критичный. В карте 68 он ниже уровня на 20-30см. Дренажная система переполнена и имеет явные признаки загрязнения (пленка НП на поверхности). Пруды-накопители пусты. Установки термического обезвреживания (УТО) в момент посещения не работали и признаков (закопченность трубы, протечки топлива, конденсация испарений на крыше кессона) их работы не наблюдается (фото 1), при этом, действовавшая лицензия не содержала разрешения на обезвреживание собираемых с карт нефтесодержащих отходов, загрязненных широким спектром чрезвычайно опасных химических веществ. Сами УТО явно сделаны хозспособом. Проектная документация и разрешение на эксплуатацию предъявлены не были. Контроль за выбросами (при неработающих УТО!!!) производится всего по 5 параметрам. Анализ сжигаемых отходов не производится и ТУ на них не представлены. Температура в камере сжигания не контролируется. Теоретически известно, что при работе на мазуте марки М-100 температурный диапазон будет 1000-1200˚С. Данный диапазон не позволяет уничтожать диокин-содержащие соединения.

По информации главного инженера, в рабочем состоянии находятся 3 УТО, их суммарная производительность составляет 180 м3/сут или около 60 000м3 в год с учетом ремонта. Каким образом проектировались и принимались в эксплуатацию установки неизвестно.

Сумарное поступление осадков в нашем регионе составляет мин 4 м на м2. При внутренней площади Полигона в 53 га (73 га с учетом дорог и прирезанной площади) это составит мин 212 000 м3 воды в год, без учета принимаемых отходов, хозбытовых стоков и мойки автотранспорта. Все эти воды загрязнены и по информации руководства перекачиваются в карты. Таким образом, даже при круглосуточной работе всех 6 УТО их мощности не хватит на обезвреживание даже загрязненных дождевых вод. При этом в 2013 г. В переполненные еще в 2000-ных годах карты было принято около 10 000 т опасных отходов. Таким образом, понять каким образом поддерживается низкий уровень отходов в картах и прудах-накопителях (весной в паводок) не удается и вопросы остаются без ответа.

Визуально видны нарушения санитарных и строительных норм и правил по эксплуатации полигонов по приему токсичных отходов. Прием отходов не разделен. Не производится послойная засыпка отходов твердыми инертными материалами. Вся поверхность карты 64 площадью и глубиной 22 метра покрыта плавающей (пустой или полупустой) тарой (фото2). Загрязненная тара – после выпаривания (очистки паром) как отходы 4 класса опасности, должны направлятся на переработку специализированными предприятиями СПб и ЛО. Значительная часть территории (не менее 2 га) завалена отработанными автопокрышками (4 класс опасности), фото 3, которые должны перерабатываются на специализированных предприятиях СПб и ЛО.

В карте 67 нарушен уровень рН до сильно кислого. Вышеуказанные нарушения приводят к систематическим возгораниям отходов в картах. Последнее произошло 2 марта 2014 г. По версии руководства полигона, на котором осуществляется круглосуточная охрана, данный поджог результат диверсионной деятельности.



На территории Полигона находится ряд установок по переработке отходов. По версии руководства Полигона они принадлежат различным частным организациям и установлены здесь при прежнем руководстве. Вызывает удивление подобная деятельность на природоохранном!!! объекте, подведомственном Комитету по экологической безопасности без соблюдения требований законодательства – экологическая экспертиза, включая общественные слушания, оформление лицензии на обезвреживание опасных отходов, непосредственно на этих установках и в данном месте. Это касается переработки покрышек, пластика, нефтепродуктов и металлолома.

План мероприятий Полигона.

Анализ плана мероприятий не дает разъяснения каким образом будет увеличена переработка отходов, уменьшено загрязнение дождевых вод и произведено закрытие действующих карт. При этом вызывает удивление слово «экспериментальный» при разработанных и действующих регламентах в РФ.

Основные средства направляются не на уменьшение объема накопленных отходов, а на строительство дополнительных карт и освоение (загрязнение) новых территорий.

При этом нет ни проекта строительства нового завода, ни проекта обустройства котлованов и, самое главное, нет лабораторно подтвержденной технологии обезвреживания отходов и их оценки экспертами.

Количество и вид поступающих отходов не определены. При этом эти данные содержатся в лимитах предприятий, выданных Росприроднадзором. На Полигон должны сдаваться отходы 1-го и 2-го классов опасности, а также часть отходов 3-его класса опасности, для которых не существует альтернативы обезвреживания на других предприятиях. По экспертным оценкам это 2 000-3 000 т в год. Отсутствие сведений об поступающих отходах не позволяет определить номенклатуру оборудования для оснащения Полигона. Радиационный контроль для 2-3 машин в день за 1,8 млн руб. не целесообразен, достаточно ручного дозиметра за 30 000-40 000 руб.



Резонно задать несколько вопросов:

а) как рассчитать СЗЗ для предприятия, у которого нет согласованного проекта, технологии переработки и не определен объем и состав принимаемых отходов?

б) как рассчитать динамику влияния Полигона на ОС, если он не работал уже длительное время (утверждалось, что УТО были в нерабочем состоянии уже при прошлом руководстве)?

в) зачем разрабатывать техрегламент для карт, эксплуатация которых нарушена?

г) зачем менять емкость в незапущенной технологической линии очистки дренажных вод? Дренажные воды загрязнены, параметры очистки воды неизвестны, ДС в магистральный канал не получен.

д) зачем разрабатывать технологию сбора и обезвреживания НСО, если УТО не имеют проектной документации и ЭЭ, а технология нового завода не определена?

Предложения по дальнейшей эксплуатации Полигона.

Расторгнуть договор на поставку печи по сжиганию (термической переработке) чрезвычайно опасных химических веществ.



Определить объем отходов СПб и Л.о. не имеющих альтернативного обезвреживания, кроме Полигона.

На основании данных об объеме и составе отходов определить необходимую мощность переработки и хранения отходов на Полигоне. При уровне в 2-3 тыс. тн/год достаточно имеющихся УТО при условии их соответствия требованиям законодательства РФ. Отходы 1 и 2 класса временно можно размещать в корпусе 122, до принятия решения о технологии нового завода.

Провести аудит (финансовый и экологический) выполненных работ по строительству завода и рекультивации Полигона. Надо понять, как и кем потрачены 1,6 млрд. руб.

Первоочередная мера – закрытие действующих карт, а не строительство новых «обустроенных» котлованов.

Создать изолированную от вторичного загрязнения систему сбора дренажных вод, с последующей доочисткой и контролируемым сбросом в магистральный канал.

Определить разработчика технологии переработки отходов на новом заводе, разработать проект и пройти все стадии его согласования, в т.ч. ЭЭ с общественными слушаниями.

Допустить к переработке накопленных на Полигоне отходов негосударственные организации, имеющие технологии и лицензии на обезвреживание опасных отходов для создания комплексов (с получением ими всех разрешительных документов) для обезвреживания накопленных отходов. Финансирование их деятельности за счет экологических фондов и Комитета по тендеру.

Рассмотреть вопрос о подконтрольности Полигона. Не может структурное подразделение получать финансирование и подчиняться одному и тому же Комитету. К чему это привело за последние 10 лет – завода нет, 1,6 млрд. руб. нет, а 70000 тн отходов все еще есть.

Установить систему непрерывного он-лайн наблюдения за приемом отходов на Полигон, за уровнем отходов в картах, за работой УТО и магистральным каналом. Эта система опробована на многих строительных объектах и позволяет широко привлекать общественность к решению экологических проблем.




Предыдущий:

Следующий: