Отчет по педпрактике

Министерство образования и науки РФ«ФГБОУ ВПО Воронежский государственный университет»Исторический факультетКафедра социологии и политологииОтчетО педагогической практике(с 14.02.2013 по 21.03.2014) Выполнила: студентка 4 курса Мартынова Алина Эдуардовна Проверил: Доцент кафедры социологии и политологии Верецкая А.И. Преподаватель кафедры Педагогики и педагогической психологии Иванова О. А.

Воронеж 2014

Содержание

1.Индивидуальный план педагогической практики ……………………..3

2.Отчет ……………………………………………………………………….6

3.План-конспект лекционного занятия…………………………………. 11

4.План-конспект семинарского занятия …………………………….……14

5.Самоанализ лекционного занятия……………………………………… 21

6.Психологический портрет студента……………………………………. 23

Индивидуальный план педагогической практики

студентки 4 курса, отделения «Социология»

исторического факультета ВГУ

Мартыновой Алины Эдуардовны

в ВГУ с 14.02.13 по 21.03. 2014 г.

Вузовский преподаватель: Верецкая А.И.

Преподаватель кафедры педагогики и педагогической

психологии: Иванова. О. А

Дата

(период)

Выполняемые виды работ

Примечания

14.02.14

Установочная конференция по педагогической практике с Кунаковской Л.А., Верецкой А.И.

Ознакомление с общей информацией о педагогической практике

19.02.14

Посещение фронтального занятия с

Ивановой О.А., с преподавателем,

курирующим психолого-

педагогический компонент практики

Разбор и объяснение информации об отчетной документации; обсуждение целей обучения

20.02.14

Встреча с научным руководителем Красовой Е.Ю

Обсуждение будущих планов и типичных ошибок студентов

20.02.14

Посещение вводной лекции Красовой Е.Ю. для студентов фак. жур. 2 курса

Обсуждение методики преподавания в ВУЗе. Подготовка к предстоящей лекции

20.02.14

Посещение лекции Стариковой Елены на тему: « Социология как наука» у студентов юр. фак-та 1 курса

Наблюдение и анализ с точки зрения педагога

21.02.14

Просмотр информационных ресурсов электронной библиотеки ВГУ

Создание базы источников литературы

22.02.14

Подготовка к проведению лекционного занятия

Поиск информации, структурирование, изучение

26.02.14

Посещение семинара Лукиной Оксаны у студентов-социологов 2 курса

Наблюдение за ходом работы практиканта и студентов. Вынесение выводов

27.02.14

Проведение лекции студентам жур. фак-та 2 курса на тему:» Развитие СП во второй половине 20-21вв.»

Внеаудиторная работа: Общение со студентами, помощь в поиске интересующих вопросов

27.02.14

Посещение лекции Нестеровой Анастасии на тему: «Социология как наука» у студентов юр. фак-та 1 курса

Психологическая поддержка студента. Сравнение с предыдущими ораторами и с собственным опытом

28.02.14

Составление первых отчетных документов

Самоанализ, анализ личности

06.03.14

Посещение лекции Стариковой Елены на тему: «Методология и техника СИ» у студентов юр. фак-та 1 курса

Наблюдение за ходом проведения лекции, выявление исправленных ошибок

11.03.14

Посещение лекции Лукиной Оксаны на тему «Методы СИ» у студентов 2 курса фак-та соц-ии

Наблюдение за работой стажера , сравнение навыков работы

12.03.14

Посещение семинара Нестеровой Анастасии на тему « Социология как наука» у студентов юр. фак-та 1 курса

Наблюдение за ходом работы стажеров, извлечение новых идей преподавания

13.03.14

Посещение лекции Нестеровой Анастасии на тему: «Методология и техника СИ» у студентов юр. фак-та 1 курса

Наблюдение за ходом проведения лекции, выявление исправленных ошибок

17.03.14

Проведение воспитательного мероприятия у журналистов 2 курса

Поход с группой студентов на открытие студенческой весны ВГУ, обсуждение активной жизненной позиции студентов

19.03.14

Посещение фронтального занятия с

Ивановой О.А., с преподавателем,

курирующим психолого-

педагогический компонент практики

Изучение темы «Самоанализ» и «Педагогические технологии»

21.03.14

Посещение фронтального занятия на тему: «Профессиональное выгорание»

Ивановой О.А

Обсуждение темы, запись на электронный носитель

22.03.14

Подготовка отчетной документации

На кафедру социологии и политологии Ивановой О.А.

Проведена работа над документами

24.03.14

Подготовка отчетной документации на кафедру социологии и политологии Верецкой А.И.

Проведена работа над документами

28.03.14

Сдача отчетной документации Верецкой А.И

Работу приняли

28.03.14

Сдача отчетной документации Ивановой А.И.

Работу приняли

Апрель 2014

Заключительная конференция по педагогической практике практике с Ивановой О.А. и Верецкой А.И.

ОТЧЕТ

о педагогической практике в вузе

студентки 4 курса , исторического факультета, специальности «Социология»

Мартыновой Алины Эдуардовны

в ВГУ на историческом факультете с 14 февраля по 21 марта 2014 г.

1.Анализ учебной и внеаудиторной работы по предмету.

За период моей первой педагогической практики в ВУЗе я провела лекцию на тему : «Развитие СП во второй половине 20-21 вв.» у студентов 2 курса факультета журналистики.

Также я посетила учебные занятия своих сокурсников-практикантов и моего педагога-методиста. А именно:

- Вводную лекцию Красовой Е.Ю. для студентов фак. жур. 2 курса;

- Лекцию Стариковой Елены на тему: « Социология как наука» у студентов юр. фак-та 1 курса;

- Семинар Лукиной Оксаны у студентов-социологов 2 курса;

- Лекцию Нестеровой Анастасии на тему: «Социология как наука» у студентов юр. фак-та 1 курса;

- Лекцию Стариковой Елены на тему: «Методология и техника СИ» у студентов юр. фак-та 1 курса;

- Лекцию Лукиной Оксаны на тему «Методы СИ» у студентов 2 курса фак-та соц-ии;

- Семинар Нестеровой Анастасии на тему « Социология как наука» у студентов юр. фак-та 1 курса;

- Лекцию Нестеровой Анастасии на тему: «Методология и техника СИ» у студентов юр. фак-та 1 курса;

Все занятия были обсуждены с стажерами-преподавателями каждого из них и проанализированы, что несомненно помогло в последующей работе со студентами.

Что касается собственного занятия, то прежде всего оно готовилось несколько недель. В эти недели удалось многое успеть : встретиться с научным руководителем, обсудить тему и литературу для предстоящей лекции, посетить фронтальное занятие с преподавателем, курирующим психолого-педагогический компонент практики ,посетить занятия сокурсников , изучить литературу. Данные виды деятельности и глубокий анализ помог мне на моей лекции справиться с волнением и неуверенностью.

Внеаудиторная работа в моем случае – общение со студентами, помощь в освоении предмета и передача своего собственного опыта. Важно отметить, что студенты в свою очередь проявляли интерес к предмету, который я читала. Это означает, что цель, которая была мною поставлена выполнена.

Помимо удачных моментов можно отметить и некоторые трудности. Как оказалось, не просто заинтересовать всю аудиторию на достаточно продолжительное время. Здесь я все же считаю, что мне как бедующему преподавателю нужно лучше ознакомиться с методами управления учебной аудиторией, а так же рассчитывать свое время более точно.

2. Анализ воспитательной работы.

Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов.

Думаю, это понятие наиболее точно отображает суть воспитательного процесса. Ведь и вправду, студент в настоящее время должен быть развит многосторонне, и зачастую одного учебного процесса для наиболее полной реализации себя просто не хватает. Именно поэтому нам так необходимы мероприятия, которые помогают нам найти, узнать, попробовать что-то новое; кое-где отработать свои навыки, раскрыть свой потенциал и т.д. Обобщив все вышеупомянутое подытожим : воспитательная работа — это важный элемент учебной деятельности, который прежде всего направлен на обеспечение саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности студента в образовательном пространстве университета.

Способов и методов достижения этой цели множество. Например, через проведение совместного досуга, бесед, встреч, дискуссий, экскурсий, туристических походов и участие в мероприятиях по поддержанию чистоты и порядка в помещениях вуза и т.д.

К счастью, мне удалось побывать в роли не только преподавателя, но и в роли куратора, а так же прочувствовать все прелести проведения воспитательной работы на себе.

На сегодняшний день мы имеем огромный арсенал предполагаемых мероприятий. Я выбрала наиболее привлекательный мне и наиболее интересный студентам второго курса вариант.

Наверное, все мы знаем о «той самой» веселой студенческой жизни. Но , к сожалению, далеко не все студенты могут ее прожить.

У большинства студентов есть уйма возможностей, но мало кто из них догадывается о них.

Именно поэтому я и решила рассказать, показать и обсудить с нашими студентами одно очень интересное мероприятие, которое проходит из года в год как в стенах нашего родного университета, так на всероссийской площадке. Оно называется «Студенческая весна».

Студвесна — это песни, танцы, оригинальные номера, СТЭМы, театральные постановки, видеоработы и все то, на что хватит только фантазии талантливым, веселым и активным студентам. Это множество участников, реквизитов, зрителей, красок, эмоций, аплодисментов. Это марафон длиной около месяца, в котором студенты, и не только они, могут реализовать все свои самые смелые идеи. И прежде всего — это творческие коллективы всех факультетов!

Мы со студентами пошли на открытие этого искрометного мероприятия, где выступал сам проректор ВГУ — Гришаев Олег Викторович.

В день открытия фестиваля выступал математический факультет. Многим понравилась тематика и задумка их выступления, но уровень выступления , по правде сказать, был не самый высокий. На то это и была « низшая лига».Родной же факультет моих студентов – факультет журналистики . Он расположен в « высшей лиге», надеюсь они непременно сходят и туда, организовавшись на это мероприятие самостоятельно.

Основной целью моей воспитательной работы было проинформировать, заинтересовать, в какой-то мере сплотить и активизировать студентов. Думаю мне это удалось осуществить во всей полноте.

Этому есть свое подтверждение. Студвесна — это кусочек и моей жизни. Теперь я периодически вижу своих студентов именно там.

3.Анализ собственно стиля педагогической деятельности практики.

Как мы знаем, существует много классификаций стилей педагогического общения со студентом. Я выбрала для себя стандартную. Она предполагает деление на : тоталитарный (либеральный), авторитарный и демократический стиль общения.

Для себя я выбрала демократический. Со стороны преподавателя он предполагает стремление снять заторможенность, неловкость учащихся; ободрение, поддержка; оказание помощи в подборе слов, построении фразы; позитивную критику учащегося, демонстрирование заинтересованности в диалоге с учащимся .

На деле же это оказалось не так сложно. Я старалась прочувствовать аудиторию, подобрать и подать материал ,учитывая специализацию студентов, держать обратную связь, тем самым постоянно поддерживать взаимодействие со студентами. Так же старалась создать атмосферу доверия и уважения в аудитории.

За одно занятие, проведенное мной, очень трудно понять на сколько успешно у меня получилось сделать все то, что планировалось. И проследить определенную динамику изменений соответственно не получилось. Восполнить это пробел , я уверенна, мне удастся на следующей педагогической практике, которая начнется совсем скоро.

Из минусов могу подчеркнуть техническую не оснащенность аудитории. Было достаточно трудно говорить так, чтобы было хорошо слышно всем.

Одним из моих недостатков можно назвать неуверенность и страх. Эти черты не покидали меня перед прочтением лекции, но как только я встала за кафедру, все эти «недуги» как рукой сняло.

4.Общие выводы по практике.

Педагогическая практика в вузе – это еще одно важное и интересное событие. Для меня, как для предполагаемого педагога, это прежде всего опыт. Сколько бы мы не читали литературы, сколько бы не слушали лекций, на деле же мы будем вести себя абсолютно по-другому. Мы, студенты- практиканты, даже предположить не могли как все получится на деле.

Достаточно интересно и познавательно сравнивать свои ожидания с реальностью; анализировать проведенный урок, свое поведение, свои навыки; смотреть на успехи своих сокурсников; обсуждать маленькие промахи.

За время практики я научилась самостоятельно готовиться и проводить занятия, работать с учебной литературой; у меня получилось отработать на практике свои знания, организовать мероприятие.

Для меня практика прошла достаточно успешно, на много лучше , чем предполагалось. Она дала мне уверенность в своих силах.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Студентки 4 курса исторического факультета специальность «Социология»

Мартыновой Алины Эдуардовны

1. Предмет – Социальная психология

Для студентов 2 курса факультета журналистики

Тема: Развитие социальной псохологии во второй половине 20 — 21 вв.

Тип лекции: информационно-объяснительная.

Цель:

а) образовательная – ознакомить с историей развития социальной психологии начиная с 20 века и заканчивая сегодняшним днем; показать несколько этапов становления социальной психологии и разобрать вместе со студентами каждый по отдельности; рассказать о представителях каждого периода и посмотреть на их теории;

б) воспитательная – объяснить студентам как работать с источниками и литературой, как с основной, так и дополнительной ; обратить внимание на важность самостоятельной работы;

в)развивающая – продолжить формирование навыков активной работы на занятиях

Основные вопросы:

1.СП 60-70 гг. 20 века

2.СП 20х гг.- нач.21 века

3.СП 21 века. Актуальные проблемы.

Основные понятия: социальные представления, социальная идентичность, дискурс, бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм

8. Источники и литература:

Источник:

Московичи С. Социальные представления // Психол.журн. – 1995.- Т.16.-№1,2.

Литература

а) Основная

1. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология : История формирования социально-психологических идей / Г.М.Андреева. — М. : Аспект Пресс, 2007.- С. 25-58.

2. Майерс Д.Социальная психология : Этапы развития социальной психологии / Д. Майерс; пер с англ.В.Гаврилов и др. – СПб. : Питер, 2006.- С.235-278.

б) Дополнительная

Андреева Г.М. Зарубежная социальна психология 20 столетия: Теоретические подходы / Г.М.Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А.Петровская.-М.: Аспект-Пресс,2001.- С. 163-180.

9. Оборудование: мел, доска (отображение ключевых моментов лекции)

10.Формы контроля знаний:

Вопросы в аудиторию —

Чья теория ,на ваш взгляд, более состоятельна : С. Московичи или А. Тэшфела ? Почему?

Где применяется СП сегодня?

11.Краткое изложение вопросов лекции:

В данной лекции я постаралась отобразить наиболее полную картину развития СП, охарактеризовать самые интересные и важные моменты становления СП как науки. А именно :

— в первом вопросе раскрываются более детально основные взгляды на СП теоретиков С. Московичи и А.Тэшфела, в которых четко просматривается критика американской традиции СП. Также предоставляется альтернатива от этих ученых в виде « Теории социальных представлений» и « Теории социальной идентичности»

— во втором вопросе отрабатывается « Анализ эпизодов» Р.Харре

— и, на последок, рассматривается наиболее актуальный вопрос. СП сегодня. Прорабатываются основные направления , которые уже укоренились в мировой социально- психологической практике и , конечно же, обсуждаются сферы применения СП в современной реальности.

12. Вывод по лекции:

По прошествии лекции студенты должны были четко усвоить основные этапы, которые мы рассмотрели, запомнить основных представителей и понять суть их теорий, проследить некую «эволюцию» СП и уловить логическую цепочку событий .

ПЛАН-КОНСПЕКТ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Студентки 4 курса исторического факультета специальность «Социология»

Мартыновой Алины Эдуардовны

1. Предмет – Социальная психология

2.Для студентов факультета журналистики 2 курса

3.Тема: Методы прикладных исследований в социальной психологии

4.Тип занятия: комбинированный

а) опрос

б) доклады

в) дискуссия

5.Цели:

а) образовательная – ознакомить с методами прикладных исследований в СП; рассказать об основных требованиях к научному исследованию в СП, показать проблемы соотношения теоретического материала и эмпирического, а также обратить внимание на этические проблемы в социально-психологическом исследовании;

б) воспитательная – сформировать навык работы с учебными материалами, навык применения изученной теории в реальную жизнь, привить понимание важности прикладных исследований;

в) развивающая – продолжить формирование умения применения прикладных методов на практике;

6.Основные вопросы:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: