Отчет ОАО ржд

Структура ОАО «РЖД»

Мировой опыт свидетельствует, что основная проблема управления транспортом в условиях рыночной экономики заключается в обеспечении рационального соотношения между воздействием государства на деятельность транспортных предприятий (компаний) и степенью их самостоятельности. От этого соотношения зависит решение многих вопросов экономической, социальной и технической политики на транспорте.

Специфика работы железных дорог, связанная с необходимостью обеспечения регулярного движения поездов на огромной территории страны в различных климатических условиях и четкого взаимодействия всех звеньев железнодорожного конвейера, требует особой структуры управления. Такая структура построена в России на принципах, сочетающих единое централизованное руководство с предоставлением определенных прав линейным предприятиям и организациям, размещенным на территории страны.

Структура управления железнодорожным транспортом приведена на рисунке.

Единое централизованное руководство отраслями железнодорожного транспорта обеспечивает Министерство транспорта и ОАО «РЖД».

Возглавляет ОАО «РЖД» президент, который совместно с советом директоров рассматривает важнейшие вопросы транспортной политики. осуществляет разработку решений важнейших проблем развития транспорта и представляет министру рекомендации по их реализации. Через вице-президентов осуществляется руководство работой департаментов. В непосредственном подчинении президента ОАО «РЖД» находятся 17 начальников железных дорог (по числу дорог).

Производственно-территориальный принцип управления основан на разделении всей железнодорожной сети на железные дороги. Руководство каждой из них осуществляет Управление дороги, возглавляет которое начальник железной дороги.

К началу 2004 г. железнодорожная сеть РФ состояла из 17 железных дорог. Наибольшую протяженность имеет Октябрьская железная дорога (10,2 тыс. км). За ней по протяженности следуют: Московская железная дорога (9,1 тыс. км), Свердловская (7,1 тыс. км), Северо-Кавказская (6,5 тыс. км), и Дальневосточная, имеющие протяженность по 6 тыс. км, Западно-Сибирская (5,9 тыс. км), Горь-ковская (5,4 тыс. км), Южно-Уральская и Куйбышевская (по 4,8 тыс. км), Юго-Восточная (4,3 тыс. км), Приволжская (4,2 тыс. км), Восточно-Сибирская (3,8 тыс. км), Забайкальская (3,4 тыс. км), Красноярская (3,2 тыс. км), Сахалинская (1 тыс. км) ш Калининградская железная дорога (0,6 тыс. км). Причем последние две дороги отделены от общей железнодорожной сети Татарским проливом (Сахалинская) и государственными границами (Калининградская).

Начальник дороги через аппарат управления дороги, включающий заместителей начальника дороги и производственные отделы и службы, осуществляет общее руководство работой, проводит в жизнь государственную политику в области транспорта. В непосредственном подчинении начальника дороги находятся начальники отделений.

Основными структурными подразделениями железной дороги являются отделения дороги, число которых на сети дорог составляет 64. Аппарат отделения дороги осуществляет общее руководство работой находящихся в его границах линейных предприятий (станции, вокзалы, депо, различные дистанции и др.).

В центральном аппарате ОАО «РЖД» имеются департаменты по основным направлениям деятельности, частично представленные на рисунке. В управлениях железных дорог этим департаментам соответствуют службы дорог, которые осуществляют руководство аналогичными отделами отделений дороги и линейными предприятиями.

От слаженного взаимодействия всех подразделений железнодорожного транспорта зависит обеспечение перевозок пассажиров и грузов в соответствии с графиками движения поездов и бесперебойная, безаварийная работа.

Четкая работа всех звеньев железнодорожного транспорта и безопасность движения поездов достигаются выполнением Правил технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог Российской Федерации. Соблюдение работниками всех предприятий и подразделений железнодорожного транспорта ПТЭ играет огромную роль в обеспечении безопасности на железной дороге. Эти Правила устанавливают порядок работы железных дорог и всех работников железнодорожного транспорта, обеспечивающих движение поездов, от рабочего до министра.

Управление перевозками на железнодорожном транспорте осуществляет Департамент перевозок в ОАО «РЖД» и службы перевозок (Д) в управлениях дорог. Эти службы организуют движение поездов и работу локомотивов; использование вагонов, железнодорожных путей, устройств сигнализации и связи, вычислительной техники; в процессе руководства перевозочным процессом они объединяют и координируют работу других служб.

Оперативно-распорядительный отдел службы перевозок осуществляет круглосуточный контроль за движением поездов и использованием локомотивов. В него входят дежурные помощники начальника отдела по направлениям (диспетчерским кругам) и, кроме того, дежурный помощник по эксплуатации локомотивов.

В отделе перевозок отделения дороги диспетчерский аппарат во главе со старшим диспетчером входит в оперативный сектор, которым руководит заместитель начальника отдела по оперативной работе. В диспетчерскую смену входят поездные участковые диспетчеры, каждый из которых руководит движением в пределах определенного диспетчерского круга; локомотивный диспетчер, а также энергодиспетчер, осуществляющий оперативное руководство системой железнодорожного электроснабжения. Сменой руководит дежурный по отделению. Основной линейной производственной единицей службы перевозок является станция, оперативное руководство работой которой осуществляет дежурный по станции. Он находится в оперативном подчинении поездного диспетчера. Энергодиспетчер руководит работой тяговых подстанций, районов контактной сети и электроснабжения, дежурные которых находятся в его оперативном подчинении. Локомотивный диспетчер осуществляет руководство работой дежурных по депо.

Автоматизированная система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ) внедряется на сети железных дорог. Цель и задачи системы — совершенствование управления эксплуатационной системой железных дорог, контроль, учет, планирование, регулирование и анализ деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

В структурном отношении АСУЖТ делится на три иерархических уровня. На высшем уровне решаются задачи управления в масштабе сети железных дорог с уточнением заданий по дорогам. К среднему уровню относятся вопросы планирования и управления в пределах железной дороги с определением заданий для отделений дороги. На низшем уровне решаются технологические задачи на линейных предприятиях.

В АСУЖТ входит ряд систем управления перевозками пассажиров и грузов, работой станций, узлов и участков, эксплуатацией и ремонтом пути, устройствами электроснабжения, локомотивным и вагонным хозяйствами. Развитие этих систем, их модернизация, перевод на современную техническую базу, широкое использование во всех системах микропроцессоров и компьютерной техники, создание на их основе автоматизированных рабочих мест (АРМ) работников различных служб транспорта является неотъемлемым условием развития АСУЖТ в целом. Система внедряется и совершенствуется по мере развития средств вычислительной техники и передачи информации, математического, технологического и программного обеспечения, подготовки квалифицированных кадров.

В соответствии с этим развивается техническая база АСУЖТ — единая сеть вычислительных центров, оснащенных электронными вычислительными машинами (ЭВМ). Для высшего уровня создан Главный вычислительный центр (ГВЦ), на дорогах — информационно-вычислительные центры (ИВЦ), для крупных железнодорожных узлов предусмотрены узловые вычислительные центры (УВЦ). Все центры связаны между собой прямыми каналами связи, обеспечивающими качественную передачу информации с высокой скоростью. Для связи ИВЦ с отделениями дорог, крупными узловыми и стыковыми станциями, депо, со станционными технологическими центрами (СТЦ) обработки поездной информации и с другими железнодорожными подразделениями организуются средне- и низкоскоростные каналы связи. На уровне линейных предприятий, а также локальных автоматизированных систем, ограниченных территорией станций и узлов, создаются локальные вычислительные сети (ЛВС), выполняемые на базе персональных ЭВМ (ПЭВМ) и стандартного сетевого оборудования.

Создание очень мощных вычислительных комплексов, предусмотренных Программой информатизации железнодорожного транспорта России на 1996—2005 гг., реализация новых принципов организации вычислительной сети и системы передачи данных (СПД) позволяют на новом уровне решать задачи сбора, обработки и предоставления информации пользователям. Сеть передачи данных должна стать единой для железных дорог России и открытой для санкциони-рованного подключения заинтересованных пользователей.

Предусмотрено ускоренное создание современных магистральных сетей оперативно-технологических линий связи, в том числе спутниковых и волоконно-оптических (ВОЛС). Так, цифровая транспортная волоконно-оптическая сеть, созданная ОАО «РЖД» совместно с компанией «ТрансТелеКом», представляет собой мощную коммуникационную систему. Вдоль железных дорог строится и вводится в эксплуатацию сеть волоконно-оптических кабелей (ВОК), общая протяженность которой составит примерно 35 тьш. км. ВОК подвешивают на опорах контактной сети. Все участки строительства волоконно-оптической сети состыкованы между собой в 2004 г. Для возможности поэтапного введения участков ВОЛС в общую сеть принято решение соединить их между собой спутниковыми каналами связи после ввода в эксплуатацию центральной станции спутниковой связи в Санкт-Петербурге. Волоконно-оптическая сеть «ТрансТелеКом» будет сопряжена также с международными ВОЛС на железнодорожных станциях Санкт-Петербург, Красное, Белгород, Адлер, Наушки, Владивосток, Находка и др.

Одной из важнейших систем, входящих в АСУЖТ, является автоматизированная система управления локомотивным хозяйством (АСУТ), которая осуществляет централизованный учет локомотивного парка по его использованию и состоянию, планирует работу локомотивов и локомотивных бригад, техническое содержание и ремонт локомотивов.

Система управления устройствами электроснабжения (АСУЭ) является функциональной подсистемой АСУЖТ. Наряду с задачами оптимального управления АСУЭ решает задачи, связанные со сбором, обработкой информации, планированием и прогнозированием состояния оборудования и технологических процессов.

Предыдущий:

Следующий: