НЭ вопросы

Кластер. Особенности кластерной политики в РФ

Идеи о преимуществах сетевой организации бизнеса в промышленности возникли достаточно давно. Одной из самых ранних работ в этой области была книга Альфреда Маршала «Принципы экономики», вышедшая в конце XIX века, где приводились исследования промышленных районов Великобритании. Хотя в его книге и не фигурируют современные специальные термины, однако ясно, что в ней фактически рассматривается кластер с достаточно обширным межфирменным разделением труда. Более ста лет назад Маршал обратил внимание на синергетический эффект, достигаемый при объединении и повышении специализации малых предприятий.

Феномен кластеров впервые был подробно изучен известным ученым Майклом Портером Портер определяет кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу». Таким образом, кластер – это сообщество экономически тесно связанных и близко расположенных фирм смежного профиля, взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга. Преимущественно это неформальные объединения крупных лидирующих фирм с множеством средних и малых предприятий, создателей технологий, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, сосредоточенных на ограниченной территории и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного типа продуктов и услуг. Роль крупного бизнеса в процессе образования кластеров заключается в привлечении малых и средних предприятий для налаживания производства на основе тесной кооперации и субконтрактационных связей при активном деловом и информационном взаимодействии. Это способствует развитию всех участников кластера и обеспечивает им конкурентные преимущества по сравнению с другими обособленными предприятиями, не имеющими столь крепких взаимосвязей.

Образовательные кластеры. Наиболее эффективная качественная подготовка кадров может быть реализована в тех образовательных учреждениях, которые реализуют преемственность образовательных программ (подготовка школьников в специализированных классах — обучение профессиональному образованию в колледжах — подготовка узкоотраслевых специалистов в вузах).

Рациональным инструментом увеличения инновационной активности экономики Российской Федерации может стать кластерный принцип государственного регулирования отраслей.

В Западной Европе к элементам инфраструктуры прикладных исследований, ориентированным на содействие инновациям, относятся кластерные проекты, обеспечивающие усиление взаимодействия предприятий разного профиля, а в дальнейшем и разных организаций индустрии знаний.

С этой точки зрения, инновационно-образовательные кластеры могут стать основой инновационной экономики России. Работа в образовательном кластере требует активизации творческого потенциала молодежи в научной и инновационной деятельности. Благодаря этому происходит изменение основных качеств инновационной экономики как системы: гибкости, динамичности, вариативности, адаптивности, стабильности, прогностичности, преемственности и целостности.

В системе образования, решая задачу по развитию технологичных платформ, правительство инициировало создание инновационно-образовательных кластеров, направленных на повышение вклада учреждений профессионального образования в инновационное развитие экономики.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

Организация работ по вопросам формирования и развития инновационно-образовательных кластеров является одним из приоритетных направлений в рамках реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы «Столичное образование»).

Макроэкономический дисбаланс как следствие традиционной модели управления

Традиционная экономика базируется на натуральном производстве. Как правило, она имеет сильный сельскохозяйственный уклон. Традиционной экономике характерны клановость, узаконенное разделение на сословия, касты, закрытость от внешнего мира. В традиционной экономике сильны традиции и негласные законы. Развитие личности в традиционной экономике сильно ограничено и переход из одной социальной группы в другую, стоящую более высоко в социальной пирамиде, практически невозможен. Традиционная экономика нередко использует натуральный обмен вместо денег. Развитие технологий в таком обществе происходит очень медленно. Сейчас практически не осталось стран, которые можно было бы отнести к странам с традиционной экономикой. Хотя в отдельных странах можно выделить изолированные общины, ведущие традиционный образ жизни, например, племена в Африке, ведущие образ жизни, который мало отличается от того, что вели их далекие предки. Тем не менее, в любом современном обществе еще сохранились остатки традиций предков. К примеру, это может относиться к празднованию религиозных праздников, таких как Рождество. Кроме того, еще осталось разделение профессий на мужские и женские. Все эти обычаи, так или иначе, отражаются и на экономике: вспомните рождественские распродажи и возникающий вследствие этого резкое увеличение спроса.

Макроэкономическое неравновесие, или нестабильность, означает отклонение ключевых показателей национальной экономики от нормального значения. Дело в том, что в рыночной экономике состояние равновесия, рассмотренное в предыдущей главе, постоянно нарушается. Это проявляется в экономических кризисах, инфляции, безработице. Со времени первого экономического кризиса, охватившего промышленность Англии в 1825 г., перед экономической наукой встали проблемы выяснения причин этих явлений, методов борьбы с ними, снижения потерь, вызванных цикличностью рыночной экономики. В настоящее время общепринятой считается точка зрения, согласно которой экономическая политика государства должна быть нацелена на сглаживание циклических колебаний экономики, преодоление разрушительных экономических кризисов.

Сбалансированный, равновесный экономический рост является, по сути, моделью идеального варианта развития экономики. Реальная экономическая ситуация всегда так или иначе отклоняется от этой модели. Все современные страны с рыночной экономикой в той или иной мере сталкиваются с проблемой инфляции, которая проявляется в росте общего уровня цен. Устойчивые отклонения от макроэкономического равновесия характеризуют период экономического кризиса, когда темпы роста ВНП замедляются, он перестает расти, а затем может наступить прямое сокращение производства.

Увеличивающийся риск предпринимательской деятельности в условиях экономической нестабильности усугубляет спад производства, соответственно снижается занятость, растет безработица. Наряду с инфляцией безработица является макроэкономическим процессом, оказывающим серьезное влияние на уровень жизни, статус, морально-психологическое состояние людей. Зачастую для оценки социально-экономической эффективности государственной экономической политики используется так называемый индекс нищеты — сумма уровней безработицы и инфляции.

Внешнеэкономический потенциал российских наукоемких предприятий

Развитие экспортного потенциала России является исключительно важным и актуальным процессом на современном этапе экономического развития России. На сегодняшний день, российский экспорт является крупным сектором национального хозяйства, через который реализуется до 2/5 ВВП страны. Развитие экспорта позволит обеспечить увеличение валютных ресурсов для импорта жизненно важных для России товаров и погашения внешней задолженности.

Нынешняя структура торговли, в которой преобладает продукция топливно-сырьевых отраслей, не может обеспечить дальнейший рост экономики как из-за ограниченности ряда природных ресурсов, так и из-за относительной узости рынков их сбыта и нестабильности конъюнктуры на этих рынках, ведущей к колебаниям цен. Учитывая все сказанное, можно предполагать, что прирост российского экспорта энергоресурсов, сырья и материалов, составляющих сегодня его основу, вырастет за ближайшие 15 лет не более чем на 15—20% Савченко П.В. Национальная экономика. М.: Изд-во “Экономист”,2006,с.722. При этом имеется в виду сохранение относительно стабильного уровня цен. Изменение цен на эти товары российского экспорта может несколько увеличить или уменьшить размеры прироста в стоимостном выражении. Нестабильность мировых цен на основные товары российского экспорта — самая уязвимая черта современной российской экономики. В этой ситуации российскому бизнесу и государству предстоит осуществить выбор структуры дальнейшего развития экономики. Несмотря на очевидную бесперспективность односторонней ориентации на добычу нефти, газа и производство сырья и материалов, верхушка российского бизнеса пока склонна заниматься только добывающими отраслями. В этом заинтересован и западный бизнес, который видит в России источник энергоресурсов, сырья и материалов, т.е. хотел бы сохранить за Россией в мировой экономике положение, которое занимают развивающиеся страны. В практическом плане это проявляется в том, что иностранный капитал идет в Россию преимущественно в добычу нефти и газа, а в промышленно развитых странах под разными предлогами, главным образом путем обвинения в демпинге, сдерживаются поставки продукции обрабатывающей промышленности из России.

Современная Россия в силу недостаточной конкурентоспособности большинства отечественных обрабатывающих отраслей выступает в международном обмене в роли поставщика сырья и потребителя готовой продукции.

Оставаясь сырьевой страной, Россия не сможет использовать то прогрессивное начало, которое несет глобальная экономика, способствующая научно-техническому прогрессу и росту эффективности производства. Сырьевые отрасли весьма капиталоемкие. На них приходится более половины капиталовложений в производственные отрасли, что сдерживает развитие наукоемких отраслей. Но российское правительство пока вообще не делало реальных шагов для проведения промышленной политики, направленной на форсированное развитие современных наукоемких отраслей, прежде всего машиностроения, экспорт продукции которых способен коренным образом изменить структуру российского экспорта и способствовать ускорению его роста. Вообще устойчивый рост российской экономики, независимый от мировой конъюнктуры на несколько сырьевых товаров, возможен лишь при развитии конкурентоспособной многоотраслевой структуры промышленности, прежде всего наукоемких отраслей машиностроения (на него приходится сейчас свыше 40% мирового экспорта)Савченко П.В. Национальная экономика. М.: Изд-во “Экономист”,2006,с.723. Россия должна предпринять серьезные усилия для развития этой отрасли, если она хочет занять в мировом хозяйстве место высокоразвитой современной державы и выйти на мировые рынки, как и другие развитые страны, с машиностроительной продукцией. Конечно, при современном многообразии выпускаемой техники и углублении МРТ Россия не может и не должна ориентироваться на производство всех видов машиностроительной продукции. Однако сегодня МРТ развивается не по линии межотраслевой, а по линии внутриотраслевой специализации и кооперации. Хотя некоторым машиностроительным компаниям удается найти свои ниши на мировом рынке, надеяться на то, что машиностроение без серьезной государственной поддержки выйдет на высокий уровень и займет достойное место в экспорте, не приходится. Главное в решении задачи подъема машиностроения — обеспечение условий для роста капиталовложений в отрасль.

Наряду с машиностроением должны развиваться и выходить на внешние рынки другие отрасли обрабатывающей промышленности, в частности современные наукоемкие отрасли химической промышленности, для которых в стране существуют благоприятные условии, в том числе необходимые природные ресурсы. По некоторым видам продукции химической промышленности Россия является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров. Повышение эффективности экспорта в этой области связано с осуществлением российскими экспортерами скоординированной рыночной стратегии и с привлечением в данную область крупных иностранных инвесторов. Для продукции машиностроения перспективы изменения экспортного потенциала и конкурентоспособности связаны с технологическим переоснащением предприятий и повышением качества и технических характеристик этой продукции.

Призыв к разработке стратегии развития экспортного потенциала в отраслях обрабатывающей промышленности, и прежде всего машиностроения, вовсе не означает, что надо свертывать экспорт нефти, газа и других видов сырья и полуфабрикатов. Очевидно, что в ближайшие годы эти товары по-прежнему будут составлять основу российского экспорта, останутся основными поставщиками валюты и важнейшими источниками доходов государственного бюджета.

В настоящее время общую ситуацию в мировой экономике и место страны в системе международного разделения труда все в большей степени определяет потенциал наукоемких отраслей промышленности, связанных с использованием высоких технологий. Ключевое значение для совершенствования внешнеторговой специализации России имеет реализация ресурсно-инновационной модели развития отечественной экономики, ориентирующейся на постепенное повышение доли завершающих стадий технологического цикла при одновременном сосуществовании разноуровневых конкурентных преимуществ. В условиях реально функционирующей в России многоукладной конкурентной экономики принципиально возможной и достижимой в обозримой перспективе является инновационная диверсификация экспорта.

Анализ конъюнктуры на мировом рынке высоких технологий показывает, что Россия, имея высокий инновационный технологический потенциал, способна достаточно успешно конкурировать по 20 направлениям производства наукоемкой продукции. Поскольку поддержку десятков крупных научно-технических программ по всем направлениям развития высоких технологий не может себе позволить сейчас ни одна страна, правильный выбор приоритетов позволяет России уже в обозримой перспективе претендовать на 3-4% мирового рынка наукоемкой продукции Рогов В. Экспортный потенциал России: состояние, ориентиры и условия развития// Внешнеэкономический бюллетень, 2007, №5,с.15. В стране имеются возможности для создания конкурентоспособной экспортной продукции в таких наукоемких и высокотехнологичных отраслях, как: космическая, оптоэлектроника; телекоммуникационное оборудование, в частности, оптоволокно; ядерные технологии; оптические приборы и геодезическое оборудование для поиска нефти и газа; программное обеспечение.

Наша страна располагает определенными возможностями по наращиванию экспорта продуктов интеллектуальной собственности — программного обеспечения, ноу-хау, патентов, лицензий, товарных знаков и др. Но из-за пробелов в законодательстве многие российские научные разработки бесконтрольно уходят за границу, страна теряет крупные валютные доходы. Так, в конце 90-х годов в США было получено 800 патентов на технологии, фактически произведенные в России. Причем в самих США интеллектуальная собственность и разработки тщательно охраняются законом и их нельзя передать за границу без разрешения властей.

Россия, обладая большими запасами ресурсов, является крупным потенциальным конкурентом другим странам. Поэтому все мирохозяйственные отношения с Россией осуществляются сложно. Каждая национальная экономика стремится обезопасить себя от потенциального конкурента. В современных условиях внешнеэкономические действия России очень часто подвержены самым различным запретам. Любой более-менее конкурентоспособный производитель России испытывает затруднения при выходе на мировой рынок. При этом выдвигаются не только экономические, но и политические преграды, усложняющие внешнеэкономические контакты предприятий России, страны в целом. Количество санкций против России, начиная с 1992 года, постоянно растет. В 1992 году было всего 13 различных санкций, которым подвергалась внешнеэкономическая деятельность страны. В 2001 году их было уже 150. В 2007 году количество различных санкций во внешнеэкономической деятельности России со стороны других стран не уменьшилось. Признание России рыночной страной не намного улучшило экономические взаимоотношения с Россией в мирохозяйственных процессах. От России закрывают некоторые рынки Южная Корея, Индия, Египет, Колумбия, Польша, Украина, Перу и другие страны хотя бы раз в год стремятся ввести против нашей национальной экономики какие-либо санкции. Эти санкции, с одной стороны, защищают экономику этих стран от мощного потенциального конкурента. С другой стороны, наносят нашей экономике серьезный ущерб. На внешнем рынке санкции против нашей страны формируют ущерб в 2 млрд. долл. в год Трубицына Т.И. Национальная экономика. Курс лекций. Саратов: Изд-во “Научная книга” ,2007,с.141. Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере остается вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров.

Присоединение к ВТО — это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития. Присоединение России к ВТО создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира.

Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.

Членство какого-либо государства в ВТО является в настоящее время важнейшим условием его интеграции в мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своего экспорта. Не будет преувеличением сказать, что установленные ВТО нормы являются, по сути дела, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любое государство обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к нему не применяются общие правила. Для России доступ к вышеназванным преимуществам членства ВТО является насущной необходимостью. В частности, потому, что весьма остро для нее сейчас стоит вопрос о защите своих экспортеров. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле.

Подводя итог сказанному, следует заключить: мировой опыт свидетельствует, что активная внешнеторговая политика служит действенным инструментом структурной перестройки, повышения эффективности конкурентоспособности национального производства и роста благосостояния нации. Она способствует увеличению объёмов экспорта, а его товарная и географическая диверсификация стимулирует расширение внутреннего производства товаров и услуг, содействует развитию высокотехнологичных отраслей экономики и освоению новых производственных мощностей, повышению уровня занятости населения и увеличению потребительского спроса, а также способствует снижению бремени внешней задолженности государства. От международного разделения труда, состоящего в обмене сырья и топлива на готовую продукцию (по большей части на предметы потребления), России необходимо перейти к разделению труда преимущественно в производстве готовых изделий, особенно наукоемких и технологичных. Целесообразна поддержка модернизации экспортоориенитированных отраслей, нацеленная на повышение степени обработки исходного сырья путем внедрения прогрессивных технологий. Необходимы серьезные усилия со стороны государства и предпринимателей по активному внедрению отечественных научных разработок в производство, по созданию условий для перехода России на инновационный путь развития. Должно быть финансирование государством науки и информационных технологий, внедрение современных средств связи и высоких технологий.

Экспортный потенциал – это способность всего национального производства, промышленности, отдельных отраслей или предприятий производить необходимое количество конкурентоспособной продукции на экспорт.

Экспортный потенциал можно определить, как способность национальной экономики, ее секторов, отраслей, предприятий и компаний производить конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги путем использования как сравнительных национальных преимуществ, так и новых конкурентных преимуществ, основанных на достижениях науки и научно-технического прогресса.

Пути развития экспортного потенциала России в современных условиях

Развитие экспортного потенциала России является исключительно важным и актуальным процессом на современном этапе экономического развития России. На сегодняшний день, российский экспорт является крупным сектором национального хозяйства, через который реализуется до 2/5 ВВП страны. Развитие экспорта позволит обеспечить увеличение валютных ресурсов для импорта жизненно важных для России товаров и погашения внешней задолженности.

Современная Россия в силу недостаточной конкурентоспособности большинства отечественных обрабатывающих отраслей выступает в международном обмене в роли поставщика сырья и потребителя готовой продукции.

Оставаясь сырьевой страной, Россия не сможет использовать то прогрессивное начало, которое несет глобальная экономика, способствующая научно-техническому прогрессу и росту эффективности производства. Сырьевые отрасли весьма капиталоемкие. На них приходится более половины капиталовложений в производственные отрасли, что сдерживает развитие наукоемких отраслей. Но российское правительство пока вообще не делало реальных шагов для проведения промышленной политики, направленной на форсированное развитие современных наукоемких отраслей, прежде всего машиностроения, экспорт продукции которых способен коренным образом изменить структуру российского экспорта и способствовать ускорению его роста.

Наряду с машиностроением должны развиваться и выходить на внешние рынки другие отрасли обрабатывающей промышленности, в частности современные наукоемкие отрасли химической промышленности, для которых в стране существуют благоприятные условии, в том числе необходимые природные ресурсы.

Анализ конъюнктуры на мировом рынке высоких технологий показывает, что Россия, имея высокий инновационный технологический потенциал, способна достаточно успешно конкурировать по 20 направлениям производства наукоемкой продукции.

Наша страна располагает определенными возможностями по наращиванию экспорта продуктов интеллектуальной собственности – программного обеспечения, ноу-хау, патентов, лицензий, товарных знаков и др. Но из-за пробелов в законодательстве многие российские научные разработки бесконтрольно уходят за границу, страна теряет крупные валютные.

 Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере остается вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров.

Мировой опыт свидетельствует, что активная внешнеторговая политика служит действенным инструментом структурной перестройки, повышения эффективности конкурентоспособности национального производства и роста благосостояния нации. России необходимо перейти к разделению труда преимущественно в производстве готовых изделий, особенно наукоемких и технологичных. Целесообразна поддержка модернизации экспортоориенитированных отраслей, нацеленная на повышение степени обработки исходного сырья путем внедрения прогрессивных технологий. Необходимы серьезные усилия со стороны государства и предпринимателей по активному внедрению отечественных научных разработок в производство, по созданию условий для перехода России на инновационный путь развития. Должно быть финансирование государством науки и информационных технологий, внедрение современных средств связи и высоких технологий.

Выявление перспективных для развития РФ производств и отраслей

Самыми перспективными отраслями в России являются металлургия, нефтехимия, потребительский и банковский сектора. Как передает корреспондент Накануне.RU, об этом говорилось на семинаре по инвестированию, прошедшем в рамках III Уральской инвестиционной ярмарки. Многие металлургические предприятия планируют в течение пяти лет нарастить производство на 30%. Именно на столько, по мнению представителя компании «Брокеткредитсервис», могут вырасти инвестиции в эту отрасль. Нефтехимическая отрасль перспективна в том плане, что спрос на нефть всегда высокий, растут и цены на газ, а нефтепереработку стимулирует государство. Рост потребительского сектора напрямую связан с ростом покупательской способности населения. Активно развивается и банковский сектор. Кроме того, многие банки в ближайшие пять лет проведут IPO, что также сделает отрасль более привлекательной для инвесторов. 

Демографический и миграционный потенциалы прироста трудовых ресурсов в РФ.

Демографический потенциал характеризует возможности воспроизводства населения и развития человека. Демографический потенциал определяется:

Численностью населения.

Рождаемостью.

Смертностью.

Ожидаемой продолжительностью жизни при рождении.

Половозрастной структурой.

Распределением населения на городское и сельское.

Уровнем грамотности взрослого населения.

В РБ была принята Национальная программа демографической безопасности на 2011-2015 годы, в которой определены следующие основные задачи демографической политики:

обеспечение социально-экономической поддержки семьи, материнства и детства

создание условий для рождения 3 и более детей

пропаганда здорового образа жизни в семье

формирование чувства ответственности у родителей, уменьшение числа социальных сирот

Демографы единодушны относительно будущего России. Все они предсказывают стремительную убыль ее населения.

Наиболее оптимистичен прогноз ООН. Согласно его среднему варианту, население России к 2025 году уменьшится до 137 миллионов человек1. По среднему варианту последнего прогноза Госкомстата России, население страны сократится до этого уровня на 12 лет раньше, к 2013 году, а на начало 2016 года составит 135 миллионов человек. Низкий вариант прогноза Госкомстата на начало того же 2016 года дает цифру 129 миллионов человек, что на 15 миллионов (т.е. почти на 11 процентов) меньше соответствующей цифры в предыдущем прогнозе, составленном в начале 2002 года2. Поскольку с каждым годом в прогнозах Госкомстата фигурируют все более низкие показатели3, высока вероятность того, что развитие пойдет именно по низкому варианту.

К середине XXI века, согласно прогнозам экспертов ООН, численность на- селения России составит от 96 до 113 миллионов человек, а отечественные де- мографы оценивают этот показатель в 86-111 миллионов человек4. Меньшие величины исходят из инерционных демографических тенденций, тогда как бoльшие предполагают некоторое повышение рождаемости и заметный прогресс в увеличении средней продолжительности жизни. Но даже оптимистичные варианты прогнозов показывают, что Россия не может предотвратить обвальную убыль своего населения, опираясь только на собственные демографические ресурсы.

В утешение заметим, что Россия в отношении скорости и глубины демографического спада не одинока в мире и даже не лидер, хотя и находится в лидирующей группе стран — за Японией, Италией и Германией.

После 2006 года в России начнется стремительная естественная убыль трудоспособного населения, достигающая примерно одного миллиона человек в год. В течение некоторого, но непродолжительного времени (четыре-пять лет) убыль трудоспособного населения может быть несколько скомпенсирована за счет повышения пенсионного возраста, однако это приведет к еще более стремительному сокращению численности трудоспособного контингента в последующем.

У России в запасе есть несколько лет, чтобы подготовиться к новой ситуации на рынке труда, которая ожидает ее в перспективе. В период до 2006 года, благодаря благоприятной комбинации выходящих на пенсию и замещающих поколений, прирост трудовых ресурсов страны будет весьма значительным (четыре миллиона человек), но это будет последняя «вспышка». В последующем уже никакая конъюнктурная комбинация поколений не сможет предотвратить естественную убыль трудоспособного населения России, которая примет буквально обвальный характер: в 2006-2015 годах людей, находящихся — по современным меркам — в трудоспособном возрасте, станет на 10 миллионов меньше, т.е. убыль трудоспособного населения составит более одного процента в год.

Ожидаемое сокращение трудоресурсного потенциала столь значительно и стремительно, что не может быть скомпенсировано за такой короткий проме- жуток времени ни за счет роста производительности труда, ни за счет выноса производства в перенаселенные страны с более дешевой рабочей силой. Поэтому в перспективе труд станет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным, ресурсом в России.

Если в России выход из экономического кризиса примет устойчивый харак- тер, единственным источником пополнения ее трудовых ресурсов может быть только иммиграция. Следовательно, стратегическая миграционная политика России — это иммиграционная политика.

С ситуацией, когда численность трудоспособного населения значительно сокращалась, сталкивались в послевоенные годы все развитые страны Западной Европы. Ни одна из них не смогла обойтись в этом положении собственными трудовыми ресурсами, все страны активно привлекали на работу иммигрантов.

Вторым важнейшим средством решения проблемы стал вынос производства в слаборазвитые страны. Для России, с ее гораздо более низкой, чем на Западе, производительностью труда и большей крутизной демографического обвала, этот путь едва ли может внести значимый вклад в решение проблемы, следовательно, Россия тем более не может обойтись без иммигрантов. Иммигранты не понадобятся лишь в одном случае — если экономика страны так и не выйдет из кризиса. Если же Россия будет более или менее устойчиво развиваться, в XXI веке она, возможно, станет главной страной иммиграции в мире, подобно Соединенным Штатам в XIX и XX веках.

Симптоматично, что, уже начиная с 2000 года, актуальный акцент сместился в стране с проблем безработицы и трудоустройства на проблему изыскания рабочей силы, — и это несмотря на существенный естественный прирост трудоспособного населения, подкрепленный миграционным притоком. Дефицит труда уже сейчас стал тормозить развитие экономики, хотя загрузка мощностей далеко еще не достигла уровня 1990 года. По данным Госкомстата, в 2002 году в промышленности не было заполнено каждое пятое рабочее место. Кадровый дефицит наблюдается на каждом втором возрождающемся оборонном предприятии5. За три последних года число вакансий в промышленности России возросло в три раза, а в некоторых областях — более чем в пять раз (например, в Ивановской, Рязанской).

Дело в том, что за время реформ в стране сформировалась новая сфера занятости — в мелком бизнесе и индивидуальной деятельности, впитавшая по разным оценкам не меньше 20 процентов трудовых ресурсов. Только в трудовую миграцию, по данным наших исследований, вовлечено около пяти миллионов россиян. Из них примерно полтора-два миллиона человек выезжают на заработки за пределы СНГ, остальные ищут работу внутри России. Трудовые мигранты составляют около восьми процентов по отношению к регистрируемой занятости в экономике, при этом по меньшей мере две трети из них работают неофициально.

Большинство трудовых мигрантов обеспечили материальный достаток в своих семьях: в среднем три четверти мигрантов, опрошенных в разных городах России в 2002 году, ответили, что их семьи живут «хорошо» или «очень хорошо», тогда как в опросах ВЦИОМ (проведенных не только и не столько среди мигрантов) таких респондентов меньше пяти процентов. И наоборот, «бедных» и тех, кто живет «за гранью бедности», оказалось только семь процентов среди мигрантов против половины среди всего населения России6.

Таким образом, работа на выезде сформировала очень весомый и эффективный сектор российского рынка труда. Естественно, трудовые мигранты, как и другие занятые в мелком бизнесе и самозанятые, не спешат переходить на промышленные предприятия. Ясно, что и в будущем на это не приходится рассчитывать, что еще сильнее обостряет проблему дефицита рабочей силы в перспективе.

Сколько нужно иммигрантов?

Поскольку выходящая из кризиса и перестраивающаяся на рыночные отношения экономика России развивается импульсивно, тенденции ее развития еще очень неустойчивы и представляют собой слишком шаткую основу для долго- срочных прогнозов.

Определенное представление о возможных масштабах иммиграции можно получить, если рассчитать, какое демографическое вливание необходимо, чтобы население страны по крайней мере не сократилось. Такой расчет вполне правомерен, так как в мире пока нет прецедентов, когда бы успешное экономическое развитие страны сочеталось с быстро убывающим населением.

Так вот, чтобы Россия могла прийти к середине века с той же численностью населения, какую она имеет сейчас, ей необходимо привлечь в течение 50 лет от 35 до 70 миллионов иммигрантов — в зависимости от сценариев рождаемости и смертности. Медианные среднегодовые значения постепенно нарастают от 700 тысяч человек в текущем пятилетии до 1200 тысяч человек к 2025 году, в последующем оставаясь примерно на этом уровне7.

Приведенные параметры иммиграции значительно превосходят достигнутые в прошлом. Даже в 1990-е годы, когда Россия получила беспрецедентно высокий миграционный прирост, он не полностью возместил естественные потери населения. Согласно только что опубликованным первым итогам последней переписи населения, за 14 лет, с 1989-го по 2002 год, население России за счет миграции увеличилось на 5560 тысяч человек, т.е. годовая прибавка составила всего около 400 тысяч8. На фоне прогнозных величин это выглядит скромно, несмотря на то что в два раза превосходит уровень 1980-х годов.

Тем не менее, итоги переписи очень убедительно демонстрируют живительную роль миграции. Не будь в Россию притока извне, ее население уже сократилось бы по сравнению с 1989 годом на 7,4 миллиона человек, или на пять процентов. Именно такова была его естественная убыль за межпереписной период. Миграция скомпенсировала три четверти естественных потерь, так что фактически население страны стало меньше только на 1,8 миллиона человек, или на 1,25 процента.

Второй вывод касается рынка труда. Даже в условиях глубокого кризиса Россия смогла абсорбировать пять с половиной миллионов иммигрантов, не обнаружив признаков заметного их влияния на уровень безработицы в стране. Более того, фактический миграционный прирост в России превзошел данные переписи, которые, в свою очередь, на два миллиона человек превзошли текущий учет.

Согласно исследованиям, в России единовременно находится три — три с половиной миллиона трудовых мигрантов из стран СНГ (так называемых гастарбайтеров) плюс около полумиллиона китайцев и вьетнамцев. В итоге получим три с половиной — четыре миллиона внешних трудовых мигрантов. Примерно половина мигрантов из СНГ имеет временную регистрацию по месту жительства. Многие живут в России в течение нескольких лет, непрерывно продляя регистрацию. (К примеру, из опрошенных в Москве трудовых мигрантов с Украины каждый второй проживал в столице более трех лет.) Кроме того, в нашу страну приезжает на длительное время и значительное количество «настоящих иностранцев». Так, за 1992-1997 годы число прибывших в Россию на срок более одного года граждан западных стран по данным ОВИР превысило 1,1 миллиона человек9. Все эти группы мигрантов не попадают в текущий учет.

Надо полагать, что зарегистрированные трудовые мигранты из СНГ и иностранцы из других стран, проживающие в России на законных основаниях, в своем большинстве не проигнорировали перепись населения. Они и обеспечили двухмиллионную прибавку общей численности населения страны, количества прибывших и величины миграционного прироста по переписным данным в сравнении с учетными. Все логично. Если общие данные переписи и могут вызвать сомнение, то скорее это будет подозрение в занижении названных показателей, так как незарегистрированные мигранты, ясно, уклонились от переписи.

Вернемся к перспективе. Возможно ли в принципе достижение в два, а в недалеком будущем и в три раза более высокой иммиграционной планки?

Вне всякого сомнения, это крайне трудная задача. Ведь интенсивность иммиграции уже и в минувшем десятилетии была очень высока. Для сравнения: в 1991-2001 годах в среднем за год США принимали 924 тысячи иммигрантов, Германия — 865 тысяч, Россия — 781 тысячу10. Если же пересчитать число иммигрантов на 1000 жителей, Россия с коэффициентом 5,4 займет место после Германии — правда, сильно ей уступая (10,6) — и впереди США (3,5).

С другой стороны, логично предположить, что Россия, ставшая магнитом для мигрантов в условиях краха старой системы и ее трансформации в новую, тем более сможет сохранить это свойство в условиях экономического подъема. Но это схема. Реальность будет зависеть от готовности общества принять мигрантов, от их состава и, главное, от миграционной политики государства.

Кто может быть донором

Естественно, для России предпочтительны мигранты из стран СНГ и Балтии — бывшие сограждане, в большинстве владеющие русским языком и относительно хорошо представляющие условия жизни в нашей стране.

Россия притягивает население из всех постсоветских стран, кроме Белоруссии. Это подтвердила и перепись населения. В течение 1990-х годов треть миграционного прироста России за счет бывших партнеров по Союзу обеспечил Казахстан, еще одну треть — Средняя Азия и остальную треть — Закавказье (около 20 процентов), Балтия (5 процентов) и Украина с Молдавией (около 9 процентов).

Большинство мигрантов из постсоветских стран — русские. Они обеспечили весь прирост населения России в 1992 году, затем их доля в нетто-миграции снижалась, составляя, однако, не менее 60 процентов. Свыше 10 процентов миграционного прироста приходится на другие российские этнические группы.

Каков же миграционный потенциал этнических русских? К настоящему времени из бывших союзных республик в Россию выехало 3,311 из 25,3 миллиона этнических русских, проживавших там в конце 80-х (1989 год). Вероятно, публикация данных переписи увеличит размеры учтенной русской репатриации примерно на один миллион человек. Русская диаспора в неславянских постсоветских странах за счет репатриации в Россию сократилась на 22 процента. Суммарные потери были больше, так как часть русских (примерно 15 процентов от общего числа выехавших) выехала на Украину и в Белоруссию, какая-то часть эмигрировала за рубежи СССР и, кроме того, учет мигрантов, особенно вынужденных, не был полон.

Можно считать, что процесс возвращения русских из стран Закавказья и из Таджикистана, где происходили крупные вооруженные конфликты, близок к завершению. Эти страны уже потеряли более половины русских. В Таджикистане, по-видимому, осталось еще около 100 тысяч русских, в Закавказье не более 300 тысяч. Разумеется, не все из них захотят выехать, но если они будут выезжать с такой же интенсивностью, как и в последние годы, их потенциал будет исчерпан очень быстро. Что касается Киргизии, Туркмении, Узбекистана, острая конкуренция на рынках труда и перенаселенность исключают возможность для русских, как и для других пришлых этносов, сохранить свои позиции там. Бесспорно, в основном они выедут. В этих трех странах осталось около двух миллионов русских, максимальный миграционный потенциал которых может быть оценен примерно в полтора миллиона человек. Если социальная ситуация в постсоветском пространстве будет оставаться относительно спокойной, их выезд может растянуться на длительное время. С другой стороны, экономическое оживление в России и протекционистская миграционная политика способны сильно его ускорить.

В Казахстане, который потерял более 20 процентов русских, ситуация не столь однозначна, и миграционные потоки из этой страны в значительной мере будут определяться соотношением экономического состояния Казахстана и России. В 1994 году из Казахстана готов был выехать каждый пятый русский, в 1997 году — каждый третий, затем число желающих выехать резко сократилось. Даже если считать, что каждый, выразивший готовность выехать, выедет, миграционный потенциал русских в Казахстане не превысит двух миллионов человек. Однако Казахстан, обеспокоенный потерей квалифицированного населения, в последние годы предпринимает усилия, чтобы приостановить его отток.

Результаты многочисленных исследований не позволяют ожидать масштабной репатриации русских из стран Балтии, суммарные потери русского населения в которых составляют менее 10 процентов. Снижение численности русских на Украине и в Белоруссии в 1990-е годы было столь незначительным (три процента и полтора процента соответственно), что это не дает оснований говорить о репатриации. Движение в таких пределах определяется конъюнктурными обстоятельствами. Подтверждением этого предположения может служить обозначившееся с 1997 года движение русских из России в Белоруссию. В итоге реальный потенциал русской репатриации в Россию, Украину и Белоруссию можно оценить примерно в четыре миллиона человек, из них на долю России приходится три — три с половиной миллиона человек. Примерно полмиллиона человек могут обеспечить другие российские народы, больше всего татары.

Помимо этого, Россия может рассчитывать на определенный приток титульного населения из стран СНГ, который возобновился с 1994 года. За 1994-2001 годы нетто-миграция в Россию этого контингента составила 810 тысяч человек — около четверти суммарного притока. Среди них больше всего украинцев — 39 процентов; кавказцев — азербайджанцев, армян, грузин — 45 процентов; центральноазиатских этнических групп — 10 процентов. Кроме того, значительная часть мигрантов из СНГ проживает в России явочным порядком, не регистрируясь.

Что касается перспективы притока из стран СНГ, ситуация здесь складывается противоречиво. С одной стороны, можно ожидать, что распространение на страны Центральной и Южной Европы шенгенских правил выдачи виз спровоцирует больший, чем до сих пор, приток в Россию мигрантов из Молдавии, Украины, Белоруссии — т.е. из стран, для которых Центральная и Южная Европа является паритетной эмиграционной альтернативой России. С другой стороны, Россия должна быстро воспользоваться этой благоприятной для нее возможностью привлечь мигрантов из СНГ, так как в перспективе ее серьезным конкурентом может стать Украина, поскольку демографическая ситуация там еще более сложная, чем в России. Приток населения из стран Закавказья, по-видимому, достиг пиковых значений и едва ли может быть сильно превзойден. Значительным миграционным потенциалом титульного населения располагают среднеазиатские страны, но этот ресурс может быть задействован в более отдаленной перспективе, так как мобильность этого населения еще очень низка.

Суммарный миграционный потенциал стран СНГ может быть оценен примерно в семь-восемь миллионов человек, включая этнических русских. Этого, вероятно, было бы достаточно, чтобы в основном удовлетворить потребность России в трудовых ресурсах в течение ближайшего десятилетия. Но с позиций более отдаленной перспективы ясно, что должны быть задействованы и другие иммиграционные доноры, прежде всего Китай, у которого нет серьезных конкурентов в этом отношении. Расчеты показывают, что к середине века китайцев в России может оказаться 10 миллионов человек, и тогда они станут вторым по численности народом после русских.

Миграционные тенденции и миграционная политика

К сожалению, миграционные тенденции последнего времени не соответствуют долгосрочным интересам. Лишь однажды — в 1994 году — миграционный прирост в стране поднимался до значений, сравнимых с необходимыми в перспективе (810 тысяч человек). Затем он неуклонно снижался — до 72 тысяч человек в 2001 году.

Неблагоприятная динамика целиком обусловлена сокращением притока мигрантов из стран СНГ. Главная причина этого кроется в излишне жесткой ограничительной миграционной политике России.

Протекционистская иммиграционная политика предполагает создание в стране благоприятной обстановки для приема и жизни мигрантов, подразумевающей в том числе и формирование доброжелательного отношения к ним со стороны населения, разработку разветвленного, гибкого и простого в реализации правового поля в отношении предоставления вида на жительство, трудового найма, частного предпринимательства, аренды земли, обзаведения и владения собственностью.

Недавно введенные в действие законы «О гражданстве» и «О положении иностранных граждан» в целом создают основу для упорядочения положения внешних мигрантов, расширяя легитимные правовые возможности для проживания иностранных граждан в России в течение длительного времени, вплоть до постоянного проживания. Это приблизило миграционное законодательство России к международным нормам.

Вместе с тем эти законы практически не создают преференций для бывших сограждан россиян по Советскому Союзу, приравнивая их в правовом отношении (кроме тех, кто родился в России) к остальным иностранцам. Кроме того, в этих законах установлены слишком высокие нормы стажа проживания в России, необходимого для получения гражданства или постоянного вида на жительство, не говоря уже о чрезмерно бюрократизированных и сложных процедурах оформления пребывания в России. То же справедливо и по отношению к оформлению мигрантов на временную работу. Кроме того, все новшества вводятся без соответствующей информационной подготовки. Все это создает неразбериху и новые ниши для коррупции, отпугивая мигрантов.

В результате приходится констатировать, что Россия не смогла использовать миграционный потенциал стран СНГ в полной мере и продолжает упускать возможности привлечения лучшей для себя рабочей силы, наиболее адаптированной к ее условиям.

Интересам развития российского рынка труда отвечало бы устранение законодательных и административных препятствий въезду мигрантов из стран СНГ. Важным шагом могло бы стать смягчение требований в отношении как оформления вида на жительство, так и гражданства.

Не приведут к желаемым результатам и попытки избавиться от теневой занятости иммигрантов путем усложнения процедуры их найма. Теневая занятость определяется состоянием рынка труда и может быть сокращена именно за счет его регулирования. Давление на мигрантов — это не что иное, как попытка переложить на них ответственность за состояние российской экономики. Расчеты, основанные на исследованиях, показывают, что путем регулирования трудовой миграции можно избавиться лишь от одной трети незаконной занятости мигрантов, а оставшиеся две трети требуют глубокого регулирующего вмешательства в экономику страны. Весомую часть доходов некоторых стран СНГ составляют трансферты из России. В России это склонны оценивать как угрозу экономической безопасности. Но можно взглянуть на трансферты и с других позиций. Они вносят серьезный вклад в сохранение относительно стабильной обстановки на границах России. Стабильность — это тоже серьезный ресурс, за который обычно приходится платить.

С изложенных позиций более чем актуально выглядит намерение создания свободного поля для перемещения мигрантов, в том числе трудовых, декларированное в рамках Евразийского экономического сообщества на встречах президентов стран региона.

Переход к рыночным отношениям четко поляризовал территорию страны в отношении условий и перспектив роста, повернул миграционные потоки в сторону наиболее обжитых и благоприятных для жизни регионов. В последнее десятилетие главным межрегиональным вектором миграций в России стало движение с севера и востока на юг и запад, в противоположность не только предыдущему десятилетию, но всей истории страны, когда население перемещалось на север и восток страны.

Два района страны образуют миграционные полюса — Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. Каждый последующий регион, расположенный в западном направлении от Дальнего Востока, теряет население, мигрирующее во все более западные регионы, одновременно частично восполняя его за счет восточных. Благодаря движению с востока, Восточная Сибирь компенсирует 10-15 процентов своих потерь, обусловленных миграцией в западном направлении, Западная Сибирь уже около половины, а на Урале приток с востока с лихвой перекрывает отток на Запад.

Потери Севера и Востока очень велики. Как показала перепись, население Чукотки с 1989 года сократилось в три раза, Магаданской области — в два с лишним раза, Дальневосточного федерального округа в целом — на 16 процентов.

На общем изменившемся фоне незыблемой осталась позиция лишь Центрального района, который был и остается главным ареалом притяжения мигрантов, куда их поток, в противоположность всем регионам, почти не иссякает. Сократившийся миграционный поток в Центр из СНГ был возмещен за счет внутренних мигрантов с севера и востока России.

Конструктивная миграционная политика многофункциональна. Она должна способствовать достижению важнейших общественных целей, таких как развитие рыночных отношений, построение демократического общества, соблюдение прав человека, интеграция в международный рынок труда, укрепление безопасности страны.

Главный недостаток существующей миграционной политики в том, что она абстрагируется от проблем экономического развития страны. Между тем рыночная экономика предъявляет очень жесткие требования к миграции, поскольку высокая мобильность рабочей силы является неотъемлемым условием ее успешного развития. Поэтому повышение мобильности населения должно находиться в центре внимания миграционной политики.

Непременным условием высокой мобильности населения является свобода передвижения. Проблема не так проста, как кажется. Реализация этой конституционной нормы предполагает комплекс взаимосвязанных мероприятий, требующих для полного осуществления больших затрат и продолжительного времени. Отмена ограничений на уведомительную регистрацию по месту жительства, которые существуют во многих субъектах Российской Федерации, является первоочередной мерой, но не исчерпывает задачи.

Мобильность рабочей силы очень сильно сдерживается неразвитостью рынка жилья. Необходимо как можно быстрее преодолеть крепостную зависимость рабочей силы от жилья, развивая ипотечные и арендные формы жилищной обеспеченности, причем не только для населения, но, что очень важно, и для предприятий. Работа в этом направлении идет крайне медленно.

Решение проблемы свободы передвижения предполагает и ряд других серьезных мер, среди них обеспечение защиты частной собственности, прежде всего жилищной (в настоящее время владельцы жилья часто отказывают квартиросъемщикам в регистрации из-за боязни потерять жилье), разработка и внедрение альтернативной системы учета населения (путем регистра, дактилоскопии и других методов).

Остро стоит вопрос относительно регулирования китайской иммиграции. Хотя угроза китайской экспансии действительно существует, она представляет собой и угрозу, и необходимость для России одновременно. А это существенно меняет дело.

На российско-китайской границе сложился огромный перепад демографического потенциала. По разным оценкам, в основном зависящим от охвата российской территории, плотность населения на китайской стороне в 15-30 раз больше, чем на российской. В самом заселенном дальневосточном регионе — Приморском крае — средняя плотность населения составляет всего 13,5 чел./км2. Только на самом юге края, в районе Владивостока, плотность достигает 30 чел./км2, на протяжении же большей части российско-китайского пограничья она не превышает 4-5 чел./км2. В прилегающем к Дальнему Востоку Северо-Восточном Китае плотность достигает 130 чел./км2. На юге Дальнего Востока живет около пяти миллионов человек, а в трех провинциях Китая по другую сторону границы — более 100 миллионов. Все население Сибири и Дальнего Востока в три раза меньше. В одном только Харбине численность населения в два раза больше, чем во Владивостоке, Хабаровске и Благовещенске, вместе взятых.

В качестве регулирующей меры выдвигаются рекомендации о стимулировании миграции в пограничные районы Сибири и Дальнего Востока. Говоря о переселении на восток, прежде всего, рассчитывают на русских из бывших республик Союза. Но поедут ли репатрианты на восток? Они, как и внутренние мигранты, более всего предпочитают селиться в центральных и южных регионах России и, кроме того, в прилегающих к Казахстану областях Урала и Западной Сибири.

Приток мигрантов тесно коррелирует с уровнем развития частного сектора экономики. То, что этот сектор быстрее развивается именно в центральных и юго-западных районах, имеющих более разветвленную экономику, лучше оснащенных коммуникациями, тесно связанных с Украиной, Белоруссией, географически и экономически близких к странам Восточной и Западной Европы, закономерно. Резко усилившееся тяготение населения к наиболее обжитым и комфортным районам — не столько конъюнктурное явление, реакция на экономическую депрессию, сколько долговременная тенденция — запоздалое проявление перехода от экстенсивного способа освоения пространства к интенсивному, к сжатию (уплотнению) заселенной территории, более эффективному ее использованию, делающему те возможности, которыми располагает общество, доступными для всего населения. Поэтому нет оснований надеяться, что в будущем мигранты снова поедут на восток. Даже те из них, кто захочет «сесть на землю», — тем более что в европейской части страны тоже много пустующей земли, в том числе и самой лучшей, черноземной.

Не способствует переселению и демографическая ситуация, так как именно в староосвоенных районах ожидается самая быстрая естественная убыль населения, в том числе населения трудоспособного возраста. Именно здесь возникнет в перспективе самый острый дефицит труда. Нуу, положим, вперед будет еще не скоро, ибо сейчас сессия… времени почти нет(

Оу, простите(((( надеюсь, его еще можно есть)))

Совершенно очевидно, что китайская проблема — это не региональная, а общероссийская проблема, требующая выработки долгосрочной стратегии.

С точки зрения сохранения целостности России, возможно, разумнее пошире открыть двери китайцам на западе страны, создавая им условия для более равномерного расселения по российской территории, не стараясь концентрировать их на Дальнем Востоке и особенно в слабозаселенной Восточной Сибири. Кроме того, можно шире привлекать не только китайцев, но и вьетнамцев, корейцев, возможно, и иммигрантов из Индии, стран Африки, чтобы избежать доминирования одной этнической группы.

Возникшая ситуация со всей очевидностью обнажает проблему дефицита в России собственных демографических ресурсов для освоения всей территории страны, являясь дополнительным аргументом в пользу необходимости масштабной иммиграции.

Особенности рынка труда в экономике России

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны.

Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица — в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни, которое напрямую зависит от состояния экономики.

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Мировой экономический кризис больно ударил по российскому рынку труда. Последствия данного кризиса эпохи глобализации начинают ощущать на себе всё больше и больше людей в России и за рубежом. Неизбежными следствиями мирового экономического кризиса стали:

ухудшение структуры массового спроса и потребления;

сокращение спроса на товары и услуги;

свёртывание производства соответствующих товаров и услуг;

сокращение ᴨȇрсонала на предприятиях;

повышения уровня безработицы..

Проблемы рынка труда и безработицы в России являются наиболее актуальными на сегодняшний день.

Изменения на рынке труда касаются каждого человека. Это влияет на выбор профессии, на необходимость повышения квалификации или изменения сᴨȇциальности. Умение анализировать ситуацию на рынке труда позволяет понизить риск не трудоустройства и повысить возможность обретения востребованной профессии.

Глава 1. Понятие рынка труда. Рынок труда России

1.1 Понятие рынка труда

Рынок труда как система экономических механизмов, норм и институтов, обесᴨȇчивающих воспроизводство рабочей силы и ее использование, является неотъемлемой составной частью рыночной системы.

Рынок труда, прежде всего, является механизмом согласования интересов лиц, работающих по найму, и работодателей. Кроме того, на рынке труда проявляются интересы государства, обусловленные необходимостью управления социальными отношениями. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б. М. Генкин. — 7-е изд., доп. — М.: Норма, 2007. — С.386

Согласно определению Международной организации труда, которого придерживаются многие зарубежные профсоюзы и сᴨȇциалисты по труду, рынок труда — это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут ᴨȇреговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда. Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева. — М.: Экономистъ, 2005. — С.201

Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена функционирующих способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, т.е. на заработную плату.

Рынок труда имеет ряд особенностей. К рынку труда относится не только сфера обмена (купля-продажа) труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и др.) и сфера использования труда (рыночные механизмы управления ᴨȇрсоналом на производстве).

Рынок труда сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный ᴨȇриод баланс интересов между участвующими на рынке субъектами, каковыми являются: предприниматели, трудящиеся и государство.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, профсоюзы — с другой. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты программ развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.

1.2 Основные характеристики рынка труда

Основой анализа рынка труда является установление спроса на рабочую силу и ее предложения. Согласно классической теории точка ᴨȇресечения кривых спроса и предложения определяет цену труда (уровень заработной платы) и количество занятых.

Спрос на рабочую силу зависит от экономической конъюнктуры, стеᴨȇни механизации труда, соотношения затрат на оплату труда и на оборудование. Предложение рабочей силы определяется трудовым потенциалом (численностью трудоспособного населения, его здоровьем, нравственностью, активностью, уровнем образования, квалификацией, мобильностью), возможной величиной заработной платы, традициями и обычаями.

Структура рынка труда характеризуется соотношением профессионально-квалификационных и социальных групп, по которым анализируются спрос и предложение.

Сегментация рынка труда является важнейшей характеристикой его структуры, определяющей разделение рабочих мест и работников на относительно устойчивые сектора, ограничивающие мобильность рабочей силы. Принято выделять ᴨȇрвичные и вторичные рынки труда.

Первичный рынок труда формируется наиболее привлекательными видами работ, т.е. такими, которые обесᴨȇчивают стабильность занятости, высокий уровень оплаты, возможности профессионального роста. Вторичный рынок труда, наоборот, — работами, где нет гарантии занятости, низок уровень оплаты, ограничены ᴨȇрсᴨȇктивы профессионального роста. Выделение ᴨȇрвичного и вторичного рынков обусловлено прежде всего различиями в квалификации работников, техническом и организационном уровне предприятий; существенную роль играет также дискриминация по полу, возрасту, социальному положению и другим признакам.

К важным характеристикам рынка труда относятся показатели эластичности, которые определяют стеᴨȇнь влияния социально-экономических факторов на изменение спроса и предложения труда. В частности, коэффициент эластичности спроса по цене труда показывает, на сколько процентов уменьшается занятость (численность работающих) при увеличении заработной платы на 1%. В относительно коротких ᴨȇриодах спрос на рынке труда нельзя считать эластичным. Это объясняется тем, что в развитых странах отношения занятости регулируются системами индивидуальных контрактов и коллективных договоров, которыми определены уровни оплаты труда и гарантии сохранения рабочих мест на срок не менее одного года.

Коэффициенты эластичности на рынке труда зависят от изменений цен на потребительских рынках, так как величина заработной платы в длительном ᴨȇриоде (более одного года) зависит от динамики цен на товары и услуги. Кроме того, необходимо учитывать зависимость спроса на труд от конъюнктуры, как общей экономической, так и на отраслевых рынках.

1.3 Особенности рынка труда и занятости в России

В современной России можно выделить следующие особенности развития рынка труда:

1. Основным отличием рынка труда России является высокий уровень скрытой безработицы, которая, с одной стороны, является резервом расширения производства, а с другой — может стать существенным фактором дестабилизации социальных отношений при ухудшении экономической конъюнктуры.

2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики — значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования.

3. Появление 2 млн. беженцев и вынужденных ᴨȇреселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.

4. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей стеᴨȇни, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден.

5. Неполная занятость, обусловленная не ее гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 млн. человек (8,6% работающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%) — находились в вынужденных отпусках.

6. Глубокая территориальная дифференциация занятости — до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется стеᴨȇнью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.

7. Особенностью занятости в постсоциалистических странах является формирование так называемого придерживаемого типа (модели) занятости — рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.

8. Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда.

9. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и в связи с этим для законопослушных граждан малопривлекателен.

10. Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных (см. приложение №1).

11. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.

Для ᴨȇреходной экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Экономический спад обостряет проблему безработицы. Для традиционных рыночных экономик естественна реакция работодателей на падение объемов производства или чрезмерный рост заработных плат в виде сужения спроса на труд и высвобождения. В нашей экономике реакция оказалась иной — излишняя рабочая сила преимущественно осталась в трудовых коллективах.

Усугубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально-квалификационной рабочей силы. В ᴨȇреходный ᴨȇриод рынок труда характеризуется высоким уровнем структурной безработицы.

Рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции удовлетворения потребностей общества в материальных благах, создания условия расширенного воспроизводства.

Рынок труда сегодня, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этаᴨȇ, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.

Глава 2. Проблемы рынка труда

2.1 Понятие безработицы, ее формы

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.10.2007) «О занятости населения в Российской Федерации»// Российская газета N 84 от 06.05.1996 Для получения статуса безработного и пособия по безработице необходимо выполнение ряда условий: регистрация в службе занятости, активный поиск работы, отсутствие других источников дохода, сотрудничество со службой занятости, выполнение ее рекомендаций. Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших прежнюю работу и предпринимающих попытку найти новую. Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. — 4-е изд., ᴨȇрераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2008. — С.280

Уровень безработицы (см. приложение №2) определяется на начало (или на конец) ᴨȇриода как отношение числа лиц, имеющих статус безработного, к численности экономически активного населения (см. приложение №3). Эта категория включает работающих по найму или на собственных предприятиях, в том числе в личном подсобном хозяйстве, или имеющих такие предприятия, но не работающих на них, а также лиц без работы, но желающих работать.

Принято различать следующие основные формы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Р.А. Косовой, Ю.В. Латова. — Тула: Изд-во ТулГУ., 2003. - С.199

Фрикционная безработица — это временная непродолжительная безработица, связанная с поиском или ожиданием лучшей работы по уровню оплаты, условиям труда.

Структурная безработица возникает вследствие структурных сдвигов в экономике. Этот вид безработицы является следствием различий в структуре, как рабочей силы, так и рабочих мест. Одни профессии и сᴨȇциальности умирают, спрос

на другие резко сокращается, но одновременно возникают новые профессии и сᴨȇциальности. Для сокращения численности структурной безработицы необходима общенациональная система подготовки и ᴨȇреподготовки работников, непрерывного повышения их квалификации.

Циклическая безработица вызвана спадом производства в связи с фазой экономического цикла. Ее численность достигает максимума при кризисе и минимума при подъеме производства. Больше всего от циклической безработицы страдают молодежь и пожилые люди, женщины, представители национальных меньшинств.

Помимо классификации форм безработицы в зависимости от её непосредственных причин, существует другой подход, который выделяет разные формы ее проявления. Согласно этому критерию выделяют явную, скрытую и застойную безработицу.

Явная безработица охватывает тех, кто хочет и может работать, но не имеет работу и активно её ищет, регистрируясь обычно для этого на биржах труда. Официальная статистика легко фиксирует эту форму проявления безработицы.

Скрытая безработица противоположна явной, открытой. Она распространена преимущественно в мелком бизнесе, фермерском и ремесленном производстве, а также в виде так называемой неполной занятости, т.е. касается той части занятых, которые вынуждены работать неполную рабочую неделю (неполный рабочий день) или держатся за свое хозяйство, хотя оно уже не обесᴨȇчивает нормальный уровень жизни. Эти люди готовы при благоприятной возможности сменить работу, если это увеличит их доход.

Застойная безработица охватывает самый устойчивый слой безработных, потерявших всякую надежду вернуться к труду. Это нищие, бродяги, бомжи и т.д. Обычно эти люди утрачивают трудовые навыки, деградируют, теряя последние шансы снова стать работниками.

2.2 Причины безработицы в России

Современная безработица в Российской Федерации — явление, порожденное стадией развития в процессе становления рыночных отношений. Несмотря на сᴨȇцифику и особенности российской безработицы, ей присущи черты, характерный всем странам. Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества с течением времени менялось, но ущерб, нанесенный безработицей, влечет за собой значительное отставание страны в экономическом развитии.

Среди экономистов нет одинаковой точки зрения на причины безработицы. Можно выделить следующие основные причины безработицы:

избыток населения (в целом мировая экономика трудоизбыточна, и стремительный рост народонаселения способствует этому);

установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения;

вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической революции;

наличие монопсонии на рынке труда (предприятия-монопсоʜᴎϲты диктуют условия оплаты труда и занижают объем занятости);

низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица

Также можно выделить ряд причин возникновения фрикционной безработицы:

географические ᴨȇремещения населения: человек ᴨȇреезжает на новое место и может оказаться в момент ᴨȇреезда и в течение какого-то времени до и после ᴨȇреезда безработным;

смена профессиональных интересов, ᴨȇреобучение, ᴨȇреквалификация;

наступление новых этапов в ᴨȇрсональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п. Причины возникновения структурной безработицы возникают в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий.

Причины скрытой безработицы на российских предприятиях можно разделить на две группы: причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнение работников, и причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума; а заработная плата задерживается месяцами.

Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает следующие пункты. Во-ᴨȇрвых, даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на ᴨȇрсᴨȇктиву, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и неоплачиваемые) отпуска. Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства. В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на ᴨȇриод трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством. В связи с этим увольнения происходят, как правило, с грифом «по собственному желанию», спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой.

Вторая группа причин сохранения скрытой безработицы связана с нежеланием работников покидать прежнее место работы даже несмотря на нищенскую зарплату. Во-ᴨȇрвых, в небольших населенных пунктах люди просто не имеют другой возможности найти работу. Во-вторых, для старшей возрастной группы трудоспособного населения очень важен непрерывный, стаж работы для получения ᴨȇнсий. В-третьих, пособие по безработице, даже если его удается получить, не комᴨȇнсирует потери в заработной плате. В-четвертых, в сознании работников очень часто преобладает такой фактор как стабильность занятости. Несмотря на то, что многие люди подрабатывают в сфере теневой экономики, а также в личном подсобном хозяйстве, они не теряют связи с основным местом работы, добровольно предпочитая неполную занятость.

Итак, в отличие от экономически развитых стран, сохранение скрытой безработицы в России связано не с активной регулирующей позицией государства и профсоюзов, а скорее с отсутствием таковой на фоне кризисного падения производства. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. — М.: РАГС, 2004. — С.268-269.

Все эти причины, так или иначе, вызывают безработицу или способствуют ее дальнейшему развитию. Неконтролируемое развитие этого явления может иметь серьезные макроэкономические последствия.

2.3 Экономические и социальные последствия безработицы



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: