Начать свой бизнес в туризме

Начать свой бизнес в туризме — дело достаточно сложное и рискованное, и, конечно, надо заранее детально продумать все шаги по воплощению этой задумки в жизнь. TurProfi.ru открывает серию материалов «Бизнес-план для турфирмы от А до Я», и начнем мы с одной из важнейших статей этого документа, а именно списка расходов на открытие собственного турагентства…

Не секрет, что мечта о собственном агентстве есть чуть ли не у каждого второго менеджера. Стоит отметить, что на страницах нашего портала уже не раз затрагивались темы, посвященные открытию туристического бизнеса: мы старались уберечь начинающих предпринимателей от распространенных ошибок при открытии турфирмы, обсуждали варианты организационно-правовой формы для туристической компании и другие наболевшие вопросы… В серии материалов «Бизнес-план для турфирмы от А до Я» TurProfi.ru решил более подробно рассмотреть аспекты, связанные с созданием собственного бизнеса в туризме.

Сегодня на основе советов опытных директоров турфирм TurProfi.ru предлагает пошагово рассмотреть одни из самых важных пунктов бизнес-плана — посчитать примерные затраты, необходимые для открытия турагентства.

На что тратим деньги в первую очередь?

Открытие любого бизнеса начинается с его регистрации как ИП или ООО. Поэтому первым пунктом в смете расходов будут затраты на регистрацию турфирмы, а также на открытие расчетного счета. Сколько именно вам нужно будет заплатить за оформление фирмы, зависит от выбранной формы регистрации, тарифы по открытию счета также различны в зависимости от банка, отмечают турпрофи.

К тому же, если вы решили регистрировать агентство в качестве ООО, необходимо заложить уставный капитал, который, как мы уже обсуждали, минимально составляет 10 тысяч рублей. «Впрочем, в качестве уставного капитала может быть учтено какое-либо имущество компании, допустим, компьютер», — уточняет Ольга Безродных, директор сети турагентств «Великан-тур».

Если у вас нет в собственности офиса, то следующей — и важнейшей — статьей ваших расходов будет аренда помещения. И во сколько именно обойдется офис для турагентства, будет зависеть от того, где именно вы планируете разместить свою фирму.

«Если вы рассчитываете открыть турфирму в проходимом месте, естественно, нужно понимать, что аренда такого помещения, к примеру, в Екатеринбурге будет достаточно дорогой, — замечает Ольга Безродных. — Хороший офис в центре города в среднем стоит от 40 до 100 тысяч рублей в месяц, в зависимости от площади». Впрочем, в этом случае у вас будет высокий шанс довольно быстро наработать клиентскую базу за счет туристов «с улицы». Также, по мнению наших собеседников, расположение турфирмы может повлиять и на общее впечатление о компании: если офис находится в самом центре или в каком-то крупном торговом комплексе, у клиента возникает ощущение, что дела у компании идут неплохо.

И все же недорогой офис в отдаленном от центра месте также может быть приемлемым вариантом для турагентства. В частности для тех, отмечают наши собеседники, у кого уже есть наработанная клиентская база.

«Но в таком случае все же нужно быть готовым к тому, что времени на выход турагентства хотя бы на какую-то прибыль может уйти достаточно много: не все ваши постоянные клиенты предпочтут ездить на другой конец города, а завоевать новых клиентов в таком месте будет сложнее», — говорит Марсель Гиниев, директор турагентства «Дискавери».

Теперь стоит подумать о том, как обустроить ваш офис, — одним столом, стулом и компьютером турагентство, естественно, не обойдется. Поэтому также необходимо просчитать, сколько средств потребуется на обустройство помещения, и постараться учесть все, даже малейшие детали. Исходя из того, сколько сотрудников будет у вас работать, нужно оборудовать для каждого из них рабочие места: столы, стулья, компьютеры, оргтехника, тумбы, телефоны, стеллажи для документов — постарайтесь не упустить ничего, даже закупка канцелярских принадлежностей должна быть включена в ваш бизнес-план. И, кстати, помните про вывеску — иначе клиенты могут вашу турфирму просто не заметить!

Другим не менее важным пунктом при составлении списка расходов будет зарплата сотрудников, ну а для начала нужно определиться, сколько именно работников вам потребуется. Как отмечают наши эксперты, обычно новому турагентству может быть достаточно одного-двух менеджеров. Впрочем, если вы обладаете достаточным опытом работы в туризме, первое время с туристами можно работать самостоятельно. «Обычно турагентство решает открыть тот, кто уже имел какой-то опыт в туризме. И нередко на начальном этапе владелец турфирмы и является менеджером, — замечает Татьяна Стрижакова, директора турагентства «Сезон отпусков». — И таким образом он экономит средства».

Однако наши турпрофи отмечают: если вы не уверены в том, что справитесь сами, лучше все же нанять специалистов. «В первое время будет проблематично найти менеджеров с большим опытом, поскольку зарплата у таких работников достаточно высокая, кроме того, не каждый опытный специалист рискнет пойти работать в только что открывшееся агентство», — считает Ольга Безродных.

Кстати, по данным портала по поиску работы и персонала HeadHunter, средняя заработная плата специалистов по продаже туристических услуг летом 2011 года составляла в Екатеринбурге 24 тысячи рублей, включая процент с продаж.

Ну и конечно же, не стоит забывать о средствах связи, таких как телефон и Интернет, которые, по сути, являются одними из главных рабочих инструментов турагента при бронировании тура и для связи с туристами.

Кроме ежемесячных расходов, в первый месяц вам нужно будет также заплатить за установку телефона и проведение Интернета. «Расходы турагентства на телефонию, в том числе междугородную и международную, не так уж и малы, как может показаться на первый взгляд. К тому же нужно учесть и ежемесячные затраты на Интернет», — говорит Александра Безруких, директор турагентства «Ракурс».

Кроме того, покупка кассового аппарата, необходимого турагентству для работы с наличными средствами, тоже может стать существенной тратой — минимальная стоимость оборудования составляет около 25-30 тысяч рублей, а ежегодное обслуживание кассы — около 3 тысяч рублей.

Еще один крупный пункт расходов, который следует включить в бизнес-план, — затраты на рекламу. Как отметили наши собеседники, реклама для начинающего агентства — одна из важнейших статей расходов. По словам Татьяны Стрижаковой, минимально эти расходы ежемесячно составляют 10 тысяч рублей.

Хотя некоторые турпрофи признают, что затраты турфирмы на размещение рекламы — словно «деньги на ветер», и лучшим способом завоевать клиентов и стать узнаваемым агентством многие считают рекомендации своих постоянных клиентов.

И все же если руководитель агентства понимает, что без рекламы никак (и тех же постоянных клиентов еще только предстоит завоевать!), то главное — четко продумать рекламную концепцию и определить целевую аудиторию.

«По-настоящему эффективная реклама сейчас стоит очень дорого, к тому же нужно принимать во внимание то, на какой сегмент рынка рассчитывает турагентство, — рассуждает Игорь Ионов, генеральный директор компании «Полетур». — Если это туристы VIP-класса, то есть смысл дать дорогостоящую рекламу в каком-либо глянцевом журнале, и возможно, она будет действенной. А вот если турфирма ориентируется на туристов класса ниже среднего, то сомневаюсь, что такой компании вообще нужна реклама — она вряд ли окупится». По словам нашего собеседника, хорошая рекламная кампания, включающая сразу несколько вариантов размещения (к примеру, выход рекламы в журнале, продвижение сайта в Интернете и т. д.), стоит около 50 тысяч в месяц и больше.

Многие начинающие предприниматели могут упустить еще такой важный нюанс, как выплата налогов.

«Если вы хотите наиболее точно рассчитать свои расходы на открытие турагентства, желательно включить в бизнес-план такой пункт, как налоги, — замечает Ольга Безродных. — Сколько именно будут составлять налоговые отчисления, зависит от системы налогообложения, выбранной вами на этапе регистрации фирмы». К слову, об особенностях выбора формы организации турфирмы и системы налогообложения TurProfi.ru уже писал в одном из своих материалов.

Примерная смета основных расходов для открытия турфирмы

Расходы

Сумма

Периодичность

Регистрация ООО/ИП (только госпошлина)

4 000/ 800

Разово

Открытие счета в банке

~2 500 (зависит от тарифа банка)

Разово

Аренда помещения

~15 000

Ежемесячно

Зарплата сотруднику

~15 000

Ежемесячно

Стол

~3 000

Разово

Стеллаж

~3 000

Разово

Стулья (4 шт.)

~4 000

Разово

Компьютер

~30 000

Разово

МФУ

~5 000

Разово

Интернет

~600

Ежемесячно

Подключение телефонной линии

~500

Разово

Оплата телефонии

~2 000

Ежемесячно

Канцтовары

~1 000

Ежемесячно

Кассовый аппарат

~25 000

Разово

Вывеска

~5 000

Разово

Реклама

~10 000

Ежемесячно

Итого

~125 600

Второстепенные расходы

Стоит отметить, что, помимо пунктов, которые обязательно стоит учесть при старте собственного бизнеса в туризме, есть и чуть менее важные затраты, которые, впрочем, также не будет лишним изначально учесть в планировании расходов.

Как мы уже говорили, скорее всего, вам придется пригласить в свою турфирму совсем молодых специалистов, которые наверняка будут нуждаться в обучении. Конечно, можно посещать бесплатные семинары туроператоров, но все же не исключено, что придется потратиться и на платные специализированные курсы. Тогда, помимо заработной платы, к расходам прибавится еще один пункт — обучение менеджеров.

В то же время, по мнению некоторых турпрофи, на работу необходимо принимать сотрудников, чьей специализацией является непосредственно туризм. «На мой взгляд, лучше всего брать на работу сотрудников с профильным туристическим образованием, ориентирующихся в сфере туризма, пусть и с небольшим опытом, — отмечает Игорь Ионов. — И уже этих сотрудников обучать «под себя», прежде всего, отправлять на курсы по технологиям продаж, а также на тренинги, посвященные технике общения с клиентами по телефону и лично, — ведь это одни из важнейших моментов в работе менеджера». Как рассказал турпрофи, обучение сотрудника может обойтись руководителю в среднем от 500 до 1 000 рублей за одно занятие.

К слову, в туризме достаточно много способов повышения квалификации, в том числе бесплатных. В специальных рубриках «Ликбез» и «В помощь продажам» TurProfi.ru также старается регулярно поднимать полезные для турагентов темы.

Кроме того, не стоит забывать и о специальных программах для автоматизации работы туристического агентства. Некоторые турфирмы в первые месяцы существования могут обойтись и без подобного программного обеспечения, считает Ольга Безродных, однако по мере роста компании и расширения клиентской базы без специального софта работать будет сложно. «Если же вы решите сразу установить системное обеспечение, будьте готовы к тому, что оно недешевое: в среднем хорошая программа стоит около 60 тысяч рублей», — замечает собеседница.

По словам Игоря Ионова, самый простой специализированный софт для турфирмы стоит от 8-10 тысяч рублей. «На первых порах вполне можно ограничиться именно такой недорогой программой, но совсем отказываться от установки специализированной системы все же не советую: она значительно облегчает работу турагентства», — поделился своим мнением собеседник.

Как известно, первоначальное впечатление об офисе очень важно для туристов, поэтому многие турпрофи стараются не экономить и на создании уюта в своем агентстве. Желательно заранее продумать, какими деталями вы украсите свой интерьер: комнатные цветы, картины на стенах и прочие нужные мелочи также желательно с самого начала учесть в своих расходах.

Не последняя потребность для турфирмы — собственный сайт, который играет немаловажную роль в продвижении и работе агентства. «Многие туристы, прежде чем обратиться в компанию за туром, заходят в Интернет, поэтому максимально наполненный информацией и понятный пользователю сайт может стать хорошим средством привлечения клиентов, — считает Игорь Ионов. — Если сайт произведет на туриста впечатление, для него даже может быть не так важно месторасположение агентства: подобрать тур и обсудить тонкости можно в онлайн-режиме, соответственно, прийти в офис туристу нужно будет уже для оформления сделки». На страницах нашего портала мы уже обсуждали тонкости создания веб-сайта для турфирмы. Стоимость разработки собственной страницы в Интернете начинается от 20 тысяч рублей.

Надо сказать, что наши собеседники достаточно часто акцентировали внимание на том, что при открытии турфирмы у предпринимателя обязательно должен быть финансовый резерв на случай, если первые месяцы работы будут не совсем удачными. «Ваших финансовых запасов должно хватить как минимум на покрытие расходов в течение трех месяцев работы турагентства, а может быть и больше, так как велика вероятность того, что первое время вы не будете окупать и половины всех затрат вашего бизнеса», — поясняет Марсель Гиниев.

Неслучайно турфирмы нередко открываются в дополнение к другому бизнесу, который становится своего рода подстраховкой. «В таком случае турагентство может покрывать свои расходы первое время за счет другого бизнеса. А вот открыть турфирму в качестве основного дела — шаг очень рискованный: велики шансы «прогореть» уже в самом начале», — считает Александра Безруких.

Примерная смета второстепенных расходов для открытия турфирмы

Расходы

Сумма

Периодичность

Интернет-сайт (разработка)

~20 000

Разово

Обучение персонала (раз в неделю)

~4 000

Ежемесячно

Программы автоматизации

~10 000

Разово

Интерьер (цветы, картины, украшения)

~5 000

Разово

Итого

~39 000

Резюме

Итак, по предварительным подсчетам TurProfi.ru, турагентство в самом скромном офисе (не в центре города) с одним сотрудником при открытии должно потратить около 120 тысяч рублей, в том числе ежемесячные расходы составят около 43 тысяч рублей. Кроме того, если прибавить к этому и второстепенные расходы, такие как обучение, интернет-сайт или специальное программное обеспечение, сумма может увеличиться значительно, минимум на 50-60 тысяч рублей.

Именно поэтому, прежде чем открыть турагентство, пусть даже и имея на руках определенную сумму, необходимо, кроме списка расходов, хотя бы примерно представлять, какими будут первоначальные доходы турфирмы и когда она сможет начать окупать затраты.

Итак, в следующей серии мы рассмотрим другую финансовую часть бизнес-плана, а именно возможные доходы турагентства. О том, как можно рассчитать потенциальный заработок новой турфимы, какими способами его возможно увеличить, а также когда бизнес начнет приносить прибыль — читайте в следующем материале «Бизнес-план турфирмы от А до Я».

Финансовый план турагентства

Итак, финансовый план сможет полностью ответить на вопрос, сколько стоит открыть турагентство.

регистрация ООО – до 10 000 рублей;

печать – до 800 рублей;

аренда помещения за первый месяц – до 25 000 рублей;

мебель, оргтехника и декорирование – от 50 000 рублей;

содержание сайта – от 500 рублей;

база туроператоров – от 20 000 рублей;

интернет, телефония – до 1000 рублей;

реклама – от 15 000 рублей.

Таким образом, затраты на реализацию проекта составят 122 300 рублей, учитывая все минимальные расценки. Срок окупаемости туристического бизнеса составляет от 6 месяцев до одного года, исходя из сезонности и прочих факторов.

Цель проекта: создание туристического агентства, которое будет реализовывать готовые туры в зарубежные страны и поездки по отечественным достопримечательностям.

Введение

В современном обществе популярным и престижным считается проведение отпуска на отечественных и зарубежных курортах. Несмотря на то, что кризис несколько ухудшил материальное благосостояние людей и их возможность путешествовать, услуги туристических агентств пользуются большим спросом. Однако конкуренция на этом поприще очень высока.

Поэтому еще на этапе составления бизнес-плана необходимо продумать, в чем будет заключаться преимущество открываемой туристической фирмы перед остальными. В первый год своей деятельности основные усилия должны быть направлены на:

формирование собственной клиентской базы-

создание положительной репутации фирмы как надежного партнера, которому можно довериться-

повышение узнаваемости своего бренда.

Целевая аудитория

Представители среднего класса, желающие посетить страны ближнего и далекого зарубежья. Также в перечень предоставляемых услуг можно включить туры в рамках своей страны, рассчитанные преимущественно на людей с более низким достатком или на краеведов, любителей отечественной истории и достопримечательностей.

При грамотно организованной рекламной кампании можно ожидать, что будет востребованной услуга кратковременной поездки (на 2-5 дней) в санатории, расположенные недалеко от города, или туры по местным достопримечательностям. Для популяризации последних можно заключить договора со школами, детсадами, университетами и другими образовательными учреждениями.

Особенности бизнеса

Туристический бизнес строится в первую очередь на доверии клиентов. Люди предпочитают обращаться в фирму, услугами которой уже пользовались и остались довольными предыдущей поездкой. Поэтому первоначальной задачей туристического агентства является наращивание клиентской базы. Согласно расчетам, это займет около года.

Практически все туристические агентства работают с одними и теми же туроператорами. Идентичен и размер комиссионных – около 10 %. Чтобы привлечь новых клиентов и нарастить свою клиентскую базу, на первых порах целесообразно будет несколько снизить цены на туры за счет своих комиссионных. Не нужно забывать и про оформление туристической поездки, возможно стоит обратить внимание на существующий сервис оформление визы, на сайте www.shengen-ua.com, взять все лучшее и сделать что-mk подобное.

Очевидно, что привлекать клиентов более низкими ценами могут и конкуренты. Поэтому необходимо найти отличительную черту, благодаря которой туристическая фирма не потеряется среди аналогичных компаний. Такой «изюминкой» может стать заманчивое название, красивая история создания фирмы, звучный рекламный слоган, удачно оформленный логотип и т.д.

Одна из главных особенностей туристического бизнеса – сезонность. Пики поездок приходятся на период с апреля по ноябрь. Чтобы не простаивать в зимний период, можно реализовать туры на горнолыжные курорты или включить в перечень предоставляемых услуг поездки в местные санатории, экскурсии по местным достопримечательностям для детей на зимние каникулы, интересные программы на новогодние и рождественские праздники.

Поскольку многие пользователи ищут информацию о турах через Интернет, немаловажное значение для турагентства является создание и раскрутка сайта фирмы.

Выбор помещения

На рынке туристических услуг конкуренция очень высока. Часто клиенты, выбирая туристическое агентство, ориентируются на удобство расположения офиса. Поэтому для своей фирмы нужно искать помещение, расположенное в центре города, возле станций метро, в других людных местах, в которые можно добраться несколькими видами транспорта. Желательно, чтобы вблизи офиса была удобная парковка. Если офис будет расположен во дворе, необходимо позаботиться о размещении табличек с указателями.

Оборудование помещения

Для открытия туристического агентства понадобится:

аренда офиса (на первых порах можно ограничиться 1-2 комнатами)-

покупка оргтехники (компьютер, принтер, ксерокс, сканер, факс и т.д.). Чтобы сэкономить средства, можно приобрести б/у технику или оборудование, совмещающее в себе несколько функций-

офисная мебель

Офис является лицом туристической фирмы. Его оформление будет показывать степень респектабельности компании. Поэтому для оформления помещения целесообразно воспользоваться услугами профессионального дизайнера.

Лицензии и разрешения

Для создания туристической фирмы понадобится регистрация юридического лица и получение лицензии (выдает Министерство экономического развития и торговли), а также получение сертификата для услуги «выездной туризм».

Персонал

В штат туристической фирмы входят:

директор. Его функции может взять на себя владелец фирмы-

менеджер, отвечающий на звонки, оформляющий заказы. На первых порах можно ограничиться одним менеджером, расширяя штат по мере необходимости-

бухгалтер. В начале деятельности фирмы можно обойтись услугами приходящего бухгалтера-

уборщица.

По мере укрупнения бизнеса может возникнуть необходимость в услугах администратора, ведущего сайт фирмы (если поиск клиентов осуществляется через Интернет).

Основные рекламные стратегии

Для рекламы услуг туристической фирмы подходят все источники, охватывающие максимальное количество потенциальной аудитории. Это может быть:

реклама на телевидении. Самый дорогой вид рекламы, однако очень эффективный-

реклама на местных радиоканалах. Более бюджетный вариант, единственный нюанс: нужно позаботиться о простом телефонном номере или звучном названии сайта, которые легко запоминаются на слух-

реклама в Интернет. Можно использовать баннерную или контекстную рекламу, показываемую на региональных сайтах, туристических форумах, в социальных сетях-

скрытая Интернет-реклама. Перед поездкой в какую-либо страну или обращение в фирму многие люди ищут отзывы об интересующих объектах в сети. Поэтому целесообразно заранее разместить на форумах или на тематических сайтах положительные отзывы о своей компании.

Какие именно источники рекламы использовать, зависит от размера инвестиций, выделенных на рекламную кампанию.

Выводы

Успех и прибыльность бизнеса туристической фирмы во многом зависит от грамотной рекламной кампании, правильного построения отношений с клиентами, наращивания авторитета и создания положительной репутации. Срок окупаемости проекта – 1-2 года.

Предыдущий:

Следующий: