Микроэкономика (Экономика)


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

Рабочая программа дисциплины

МИКРОЭКОНОМИКА

Направление подготовки

080100 «Экономика»

Квалификация (степени) выпускника

Бакалавр

Тверь 2011

1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексных знаний и навыков о принципах и закономерностях деятельности индивидуальных экономических субъектов, включая процесс разработки, принятия и реализации данными субъектами решений для достижения собственных экономических целей.

Учебные задачи дисциплины:

- усвоение методологии экономического познания;

- овладение методами и принципами микроэкономического анализа;

- формирование знаний по концепции и механизмам рационализации потребительского поведения и спроса;

- уяснение способов оптимизации издержек и прибыли;

- формирование навыков оценки причин и факторов изменения спроса и предложения;

- усвоение методов определения рыночной цены, издержек, прибыли, убытков и оптимального выпуска продукции в различных рыночных структурах;

- овладение механизмом формирования спроса и предложения на рынках факторов производства;

- уяснение специфики ценообразования и производства в условиях совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Входит в базовую часть профессионального цикла ООП. Общая трудоемкость – 7 зачетных единиц (252 часа). 1 курс (1-2 семестры).

Изучение дисциплины предполагает наличие базовых знаний, полученных в ходе изучения школьного курса, по следующим дисциплинам: «Обществознание», «Алгебра». Для изучения дисциплины необходимо:

Знать:

- закономерности развития общества, основы экономики;

- основы алгебры.

Уметь:

- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- решать задачи с неизвестным, рассчитывать проценты и производную.

Владеть:

- навыками обобщения и анализа информации по проблемам развития общества и экономики;

- навыками решения задач.

«Микроэкономика» является предшествующей для следующих дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла: «Макроэкономика», «История экономических учений», «Деньги, кредит, банки», «Маркетинг», «Государственное регулирование экономики», «Экономика организаций», «Основы предпринимательской деятельности».

3. Требования к результатам освоения

дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1; ОК-4; ОК-6; ОК-14; ПК-6.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

основные понятия, категории и инструменты экономической теории (ОК-1);

- закономерности функционирования современной экономики на микроуровне (ОК-4);

- основные приемы ведения дискуссий, публичных выступлений, аргументации (ОК-6);

- основные понятия, категории и инструменты микроэкономики на иностранном языке (ОК-14);

- методы построения экономических моделей объектов, явлений и процессов (ПК-6).

Уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы на микроуровне (ОК-1);

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности (ОК-4);

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора (ОК-6);

- анализировать и интерпретировать данные зарубежной статистики о социально-экономических процессах на микроуровне (ОК-14);

- строить на основе описания ситуаций стандартные экономические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

- прогнозировать на основе стандартных экономических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микроуровне (ПК-6).

Владеть:

- методологией экономического исследования (ОК-1);

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне (ОК-4);

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии (ОК-6);

- навыками использования понятий и категорий микроэкономики на иностранном языке в деловом общении (ОК-14);

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов на микроуровне с помощью стандартных экономических моделей (ПК-6).

При изучении дисциплины используются следующие виды занятий: лекции и практические занятия.

После изучения лекционного материала темы, раздела курса, всего курса на практических занятиях, осуществляется оперативный контроль знаний студентов. Целями проводимого контроля являются:

– закрепление и систематизация знаний студентов,

– выявление степени усвоения материала.

Формами оперативного контроля студентов являются: тестирование, рассмотрение проблемных ситуаций.

Рубежный контроль – написание письменной работы.

Для дисциплины «Микроэкономика» итоговый контроль установлен в форме экзамена.

Оценивая знания экзаменующихся, преподаватель руководствуется следующими критериями:

– оценка «отлично» ставится в том случае, если студент прочно усвоил программный материал; полно и последовательно излагает его. Грамотно оперирует понятиями, умеет самостоятельно анализировать и делать выводы;

– оценка «хорошо» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и на оценку «отлично», но допускает одну-две ошибки, которые сам же исправляет, или один-два недочета;

– оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент усвоил только основную часть программного материала, отвечает кратко. Допускаются неточности в терминологии, непоследовательность в изложении материала, затруднения в применении знаний к анализу современного состояния.

– оценка «неудовлетворительно» ставится при таком варианте ответа, когда студент не знает значительной части программного материала, не разобрался с основными понятиями, не может четко сформулировать раскрываемые положения и допускает существенные ошибки при изложении материала.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1

2

Аудиторные занятия (всего)

26

14

12

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

12

8

4

Практические занятия (ПЗ)

14

6

8

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

190

86

104

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

118

50

68

Реферат

72

36

36

Другие виды самостоятельной работы

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

36

зачет

экза-мен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

252

100

152

7

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет экономической теории

Потребности и блага. Экономические блага и их классификации. Индивидуальные и общественные блага. Полные и частичные блага. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Ограниченность (редкость) благ. Производство благ. Процесс труда и его элементы. Производственные возможности. Фактор времени и дисконтирование. Потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Кругообороты благ и доходов. Эффективность производства: цели и средства, затраты и результаты, издержки и полезность. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством. Компромисс индивида между потреблением и досугом. Экономические риски и неопределенность.

Проблема выбора оптимального решения. Экономическая стратегия и экономическая политика. Конкуренция и ее виды.



        Общественный характер труда. Его разделение и кооперация. Производственные отношения и их общая структура (производство, распределение, обмен, потребление).

Определение собственности. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Собственность и хозяйствование. Структура прав. Передача прав. Согласование обязанностей. Экономические интересы, цели и средства. Собственность и ее воздействие на общественное хозяйство. Присвоение и отчуждение. Механизм общественно-экономического развития. Эффективность и равенство.

Объективное и субъективное в экономике. Экономические законы и экономическая политика. Экономика и право. Рациональное поведение экономических субъектов, их компромиссы и выбор.

Метод экономического анализа. Позитивная и нормативная экономика. Основные методы позитивной экономической теории: предельный анализ, функциональный анализ, равновесный подход. Основные методы нормативного подхода. Идеальное моделирование (знаковое и интуитивное). Оптимизационные и равновесные модели в экономике.

          Объективные производственные отношения как предмет общей экономической теории (политической экономии). Рыночные ситуации, функциональные связи и поведение субъектов рынка как предмет микроэкономики. Макроэкономика как теория функционирования национальной экономики и экономической политики ее стабилизации. История экономических учений.

Основные термины: потребности, блага, факторы производства, производственные возможности, экономические законы, экономические отношения.

Контрольные вопросы по теме 1:

Как вы понимаете понятие «блага»?

Перечислите факторы производства.

Назовите методы экономической теории.

Какие существуют типы экономических систем?

Что можно отнести к экономическим категориям?

Тема 2. Методология познания экономики

        Метод и методология. Эмпирическое познание экономики. Анализ экономических явлений и их связей. Всеобщая связь. Причинно-следственные связи. Теоретическое познание экономики. Сущность и явление, содержание и форма экономических отношений. Экономические отношения как противоречия. Превращенные формы.

        Экономические категории. Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины. Методы экономических исследований. Историческое и логическое познание. Эклектика и системное знание. Критерий истинности экономической теории.

Качественная и количественная определенность экономических отношений. Общие, средние и предельные величины. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Метод сравнительной статики. Показатели эластичности. Моделирование функциональных экономических связей.

Основные термины: экономические категории, затраты и результаты, общие, предельные и средние величины.

Контрольные вопросы по теме 2:

В чем отличие эмпирического и теоретического познания экономики?

Назовите формы экономических отношений.

Перечислите методы экономических исследований.

Каковы особенности краткосрочного и долгосрочного периода в экономическом анализе?

Что представляет собой моделирование функциональных экономических связей?

Тема 3. Товар, деньги, рынок, конкуренция

Возникновение прибавочного продукта, товарного обмена и частной собственности.  Появление денег и товарно-денежного обращения (рынка).

Два свойства товара: благо и стоимость. Меновая стоимость. Стоимость. Влияние производительности и интенсивности труда на величину стоимости. Статическая зависимость величины стоимости блага от его полезности.

Форма стоимости и ее развитие. Понятие и сущность денег. Функции денег. Мера стоимости, цена. Средство обращения, накопления, платежа. Виды денег. Закон денежного обращения и возможность инфляции.

Рынок как совокупность актов купли-продажи. Спрос и предложение. Закон стоимости. Индивидуальные и рыночные цены. Конкуренция как механизм приведения индивидуальных цен к среднерыночным. Следствия конкуренции: обеспечение пропорциональности общественного производства, техническое развитие предприятий, их разорение и обогащение. Функционирование рынка и внешние эффекты (экстерналии).

Основные термины: прибавочный продукт, товар, деньги, рынок, спрос и предложение, закон стоимости, конкуренция.

Контрольные вопросы по теме 3:

Когда возникли товарно-денежные отношения?

Какова экономическая сущность меновой стоимости и стоимости?

Раскройте функции денег.

В чем состоит функциональная зависимость спроса и предложения?

Поясните механизм приведения индивидуальных цен к среднерыночным.

Тема 4. Теории капитала и заработной платы

Факторы производства. Рабочая сила, капитал, земля и предпринимательские способности. Производственная функция.

Денежный и физический капитал. Сущность капитала, его постоянная и переменная части. Различие трактовок сущности капитала. Концентрация производства и капитала. Эффект масштаба. Строение капитала, его виды и динамика.

Заработная плата. Сущность заработной платы. Превращение стоимости и цены рабочей силы в оплату труда. Цена труда, ее дифференциация. Величина заработной платы, ее номинальное и реальное исчисление. Заработная плата как предельный доход. Формы измерения полезности рабочей силы и формы оплаты труда. Системы заработной платы.

Основные термины: факторы производства, производственная функция, капитал, эффект масштаба, заработная плата.

Контрольные вопросы по теме 4:

С учетом каких факторов производства можно построить производственную функцию?

В чем отличие денежного и физического капитала?

Каков экономический смысл эффекта масштаба?

В чем сущность заработной платы?

Перечислите формы и системы заработной платы.

Тема 5. Монополия: сущность и виды

Концентрация производства – основа возникновения монополий в рыночной экономике. Монополия. Виды монополий. Абсолютная и естественная монополии. Формы монополистических объединений. Монопольная прибыль и ее источники. Сферы и формы конкуренции в эпоху монополистического капитала.

Основные термины: монополия, конкуренция, монопольная прибыль, монополистический капитал.

Контрольные вопросы по теме 5:

Какова причина возникновения монополий в рыночной экономике?

Назовите виды монополий.

Какими особенностями характеризуется естественная монополия?

Какие существуют формы монополистических объединений?

В чем источники получения монопольной прибыли?

Тема 6. Предмет и структура курса микроэкономики



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: