МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС


1. Экономическая сущность международного разделения труда (МРТ), как и разделения труда вообще, состоит в диалектическом единстве двух противоположных процессов, происходящих в производстве: его дифференциации и объединении.

2. Дифференциация производства проявляется в разделении единого производственного процесса на самостоятельные элементы, стадии производства, которые концентрируются на определенных территориях, в тех или иных странах.

3. Объединение производства предполагает обмен результатами производственной деятельности между странами с обособленными производствами, на основе которого происходят взаимодополнение и взаимопроникновение видов производств, развиваются процессы международного производственного кооперирования.

4. Международное разделение труда лежит в основе всех экономических явлений и хозяйственных процессов, происходящих на мировом рынке. На его основе осуществляется обмен товарами и услугами между странами, создаются предприятия с иностранными инвестициями, совершаются финансовые и кредитные операции, валютные сделки. Специфика участия страны в международном разделении труда определяется степенью обеспеченности (внутренними) национальными факторами, а также соотношением внешних факторов, действующих со стороны мирового хозяйства.

5. На современном этапе развития мировой экономики главным фактором участия страны в МРТ становятся научно-технические факторы: достигнутый в стране уровень развития техники и технологии, темпы научно-технического прогресса. Век научно-технической революции (НРТ) порождает новые методы ведения бизнеса – повсеместное использование компьютеров, новейших средств связи и форм расчетов, которые в свою очередь качественно изменяют структуру экономики в целом.

Основой так называемой «новой экономики», высокоинтеллектуальной экономики стали информационные, наукоемкие и высокие технологии.

Влияние научно-технического прогресса (НТП) на международное разделение труда чрезвычайно велико. Развитие средств связи неуклонно ведет к более эффективному использованию ресурсов и времени. Невозможно представить современный бизнес, особенно внешнеэкономическую деятельность, без Интернета.

Положение стран в системе МРТ меняется в зависимости от использования ими возможностей научно-технического прогресса. Наглядным примером является Япония, которая сумела преодолеть свое отставание за счет масштабных приобретений патентов и лицензий в короткие сроки стать одной из ведущих стран мира с высочайшим уровнем технического и технологического развития.

6. Международное разделение труда — это объективная основа развития всех форм сотрудничества между странами: производственного, научно-технического, торгового и др. Оно играет все возрастающую роль в осуществлении процессов расширенного воспроизводства в разных странах мира, обеспечивает взаимосвязь этих процессов, формирует соответствующие международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах. Под влиянием международного разделения труда торговые связи между странами усложняются, все более перерастая в комплексную систему мирохозяйственных связей, в которой торговля в традиционном ее понимании хоть и продолжает занимать ведущее место, но постепенно теряет свое значение.

7. В последней трети XX в. Начал складываться новый тип международного разделения труда – международное разделение производственного процесса (МРПП). Под которым понимается распределение (расчленение) технологических стадий производства товара или услуги между производителями, расположенными в двух или более странах, в результате чего складываются сетевые структуры международного производственного кооперирования, усиливаются процессы вертикальной и горизонтальной специализации и интеграции.

Вхождение предприятий в вертикальные структуры, создание горизонтальных объединений способствуют рационализации снабжения и сбыта, хозяйственных связей, улучшению финансового состояния, укреплению позиций в диалоге с властью и т.д.

Таким образом, изменения в содержании деятельности хозяйствующих субъектов происходят не только в сфере обмена, что было присуще мировой экономике в первой половине XX в., но и сфере производства.

НТР влечет за собой расширение и углубление специализации и кооперации производства. Главным фактором изменений в содержании деятельности и организационных формах функционирующих предприятий со второй половины XX в. становятся ТНК. Именно участие в специализации и кооперации позволяет ТНК обеспечивать прибыльность производства, внедрять передовые научно-технические достижения.

Для транснациональных корпораций формирование межнациональных производственных сетей – это еще и возможность обширнее и глубже использовать все преимущества международного разделения труда, международной кооперации и международного разделения производственного процесса. За счет этого ТНК могут оказывать существенное и доминирующее влияние на весь характер международных экономических отношений, экономику стран базирования и принимающих стран.

8. Экономическая сущность международного разделения труда предопределила две его формы: международную специализацию производства и международное производственное кооперирование.

9. Международная специализация производства – такая форма разделения труда между странами, при которой в них происходит развитие определенных видов производств. Выделение тех или иных видов производств происходит на основе дифференциации производства на отрасли и подотрасли, которых наибольшее развитие получают те, для которых в данной стране имеются наиболее благоприятные условия.

10. Производственное направление представляют собой межотраслевую, внутриотраслевую специализацию и специализацию отдельных предприятий или фирм.

11. Территориальное направление – это специализация той или иной страны или группы стран на производстве конкретных товаров и(или) оказании определенных услуг.

12. Международно-специализированная отрасль – это отрасль или группа отраслей производства, которые принимают наибольшее участие в международном разделении труда и определяют характер международной специализации страны. Именно на производстве продукции этих отраслей страна и специализируется на мировом рынке. Их характерные признаки – значительно более высокая доля экспорта этих отраслей по сравнению с другими, более высокий удельный вес таких отраслей в структуре внутреннего производства, более высокий уровень развития внутриотраслевой специализации и кооперирования.

Международно-специализированная продукция – это товары, производимые одной страной или несколькими странами с целью удовлетворения потребности в них всего мирового рынка. Поэтому она является предметом дву- и многосторонних соглашений о торговле между странами , разделении производственных программ. К числу таких товаров относится продукция ТНК, осуществляется разделение труда между своими производственными предприятиями, расположенными в разных странах.

13. Международная кооперация производства – это форма разделения труда, позволяющая стране достигать желаемого экономического результата при меньших затратах живого и общественного труда по сравнению с теми результатами, которые достигаются странами порознь. Она объективно основывается на уровне дифференциации производства на отрасли и подотрасли предприятия.

14. В результате воздействия НТР была создана материальная основа для широкого развития производственного кооперирования для широкого развития производственного кооперирования. НТР изменила и сам характер международного производственного кооперирования, включив в него в качестве важнейшего элемента науку. Международное производственное кооперирование характеризуется следующими признаками:

- заключение договоров между предприятиями, в которых они согласовывают условия совместной хозяйственной деятельности;

- координация хозяйственной деятельности предприятий партнеров из разных стран во

взаимосогласованной сфере производства;

- наличие субъектов международного производственного кооперирования – предприятий и фирм из разных стран;

- закрепление в договорном порядке объектов кооперирования – готовой продукции, технологии ее выпуска, компонентов;

- распределение между партнерами заданий в рамках согласованной программы, закрепление за ними производственной специализации;

- долгосрочный характер взаимных поставок между партнерами, а не разовый акт купли-продажи;

-непосредственная связь осуществляемых партнерами взаимных или односторонних поставок товаров с реализацией производственных программ в рамках кооперирования.

15. Договорная специализация – это разграничение производственных программ участников соответствующих соглашений. Договаривающиеся стороны стремятся устранить или минимизировать конкуренцию, а также снизить вероятность дублирования производства. Важнейшим условием такого сотрудничества является наличие соглашения о тесном сотрудничестве участников в форме совместного производства обычно сложной продукции, взаимных или односторонних субподрядных поставок , проведения совместных исследований и разработок и т.д.

16. Интернационализация хозяйственной жизни – объективный процесс преодоления обособленности производства материальных и духовных благ национальными границами развитие всесторонних взаимосвязей и взаимозависимостей экономических процессов разных стран. Интернационализация не сводится просто к количественному росту объемов международных трансакций, это выход внутреннего производства за национальные границы, повышение уровня участия страны в мировом хозяйстве.

17. Во второй половине XX в. развивается новая форма интернационализации – международная экономическая интеграция. Под международной экономической интеграцией понимают такой уровень сближения национальных экономик группы стран, при котором процесс воспроизводства в каждой из стран группировки становится частью воспроизводственного процесса интеграционной группировки в целом. Международная экономическая интеграция отражает стремление стран приспособиться к новым условиям общехозяйственной и внешнеэкономической деятельности с учетом своей национальной и региональной специфики, обеспеченности определенными природными и производственными факторами.

Стремление к стратегическому региональному партнерству привело к возникновению региональной отраслевой специализации, позволяющей обеспечивать ценовое преимущество на соответствующих мировых рынках.

Интеграция ускоряет интернационализацию производства, усиливая взаимозависимость национальных экономик этих стран, что способствует сближению не только экономических, но и социально-политических национальных интересов. Международная экономическая интеграция протекает на уровне национальных экономик.

18. Мировая практика показывает, что транснационализация имеет конкретные экономические цели, в частности стремление в максимальной степени обеспечить преимущество собственному национальному бизнесу. Такие известные ученые, как Д. Даннинг, Дж. Гэлбрейт, Р. Вернон и др., выражают суть транснационализации через описание и последующее исследование объективных процессов, происходящих на современном этапе и радикально меняющих весь повседневный образ жизни современного человечества. Причиной этого явления, по их мнению, служит то обстоятельство , что феномен транснационализации наиболее ярко и интенсивно проявляется в экономической сфере национальных государств и мирохозяйственных связях. Реальным проявлением транснационализации мировой экономики является стремительное формирование единого глобального экономического и политического пространства.

К числу конкретных причин бурного развития процессов транснационализации следует отнести экономическую эффективность ТНК, обусловленную большими масштабами производства во многих отраслях. Необходимость выстоять в конкурентной борьбе способствует концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате становится оправданной деятельность в глобальных масштабах и соответственно появляется возможность снизить издержки производства и получать сверхприбыль.

19. Качественно новым этапом интернационализации является глобализация.

20. Термин «глобализация» как обозначение перехода к «единому глобальному рынку» (отрицающему экономическую роль государственных границ и предполагающему их уничтожение) появился вслед за созданием в 1995 г. Всемирной торговой организации.

Под глобализацией понимается создание и развитие наднациональных форм производственных связей, осуществление процесса производства на мировом уровне, когда его организация производства базируется на использовании всех факторов производства, независимо от их страновой принадлежности по принципу наибольшей рациональности.

Таким образом, глобализация как качественно новый этап интернационализации представляет собой не просто расширение и углубление различных форм связей между странами и усиление их взаимозависимости, и движение к формированию мирового хозяйства как единого целого.

Современные тенденции мировой экономики не только взаимодействуют и активируют все процессы, протекающие в мировой экономике. В реальной действительности процессы глобализации и транснационализации, деятельность ТНК и формирование международного бизнеса развиваются и проявляются в единстве, это как бы «триединое явление», исследовать и понять их можно только в единстве.

21. Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой – сами представляют мощный механизм воздействия на них.

Активно воздействуя на международные экономические отношения, ТНК формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся формы. Деятельность ТНК ускоряет развитие процессов глобализации. Растущая транснационализация хозяйственных связей обусловливает единый подход к регулированию наиболее важных сфер экономических отношений не только на мировых товарных рынках, но и в рамках отдельных группировок. Транснационализация способствует распространению новых методов менеджмента, маркетинга, передаче новых технологий и тем самым усиливает глобализацию мировой экономики.

22. Таким образом, если интернационализация мирового хозяйства в XIX – первой половине XX в. проявлялась в сфере обмена, то после Второй мировой войны охватывает сферу производства. Транснациональные корпорации, являясь результатом интернационализации, в то же время способствуют развитию всех форм ее проявления. Глобализация как важнейшая тенденция развития мировой экономики означает создание производственных систем в масштабах всей мировой экономики, предполагает достижение своих целей транснациональными корпорациями в масштабах всей мировой экономики.

1. Транснационализация проявляется в образовании международных промышленных и финансовых концернов путем создания зарубежного производства (для ТНК) или филиалов транснациональных банков (для ТНБ) на основе единой собственности, обеспечивающей контроль над деятельностью подконтрольных предприятий. Таким образом, транснационализация представляет собой качественно новую форму международного предпринимательства, становление крупных международных корпораций и банков, осуществляющих свою деятельность по всему миру.

2. К причинам процессов транснационализации относятся:

- несовершенство рыночного механизма в реализации собственности на технологии производственный опыт и другие так называемые «неосязаемые активы», в первую очередь управленческий и маркетинговый опыт, которые вынуждают фирму стремиться сохранять контроль над использованием своих неосязаемых активов. В рамках транснациональных корпораций такие активы становятся мобильными, способными к переносу в другие страны. И внешние эффекты использования этих активов не выходят за пределы транснациональных корпораций;

- дополнительные возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств (использование более дешевой или квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов. Научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны);

- близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны. Филиалы транснациональных корпораций получают важные преимущества перед фирмами принимающей страны в результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской фирмы и ее филиалов;

- возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности, налоговой политики, в разных странах, разницу в курсах валют и т.д.;

- способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая усилия и ресурсы подразделений и материнской стране на разработке новых технологий и изделий;

- возможность преодоления различных барьеров на пути экспорта на рынок той или иной страны посредством прямых инвестиций. Стимул для прямых зарубежных инвестиций часто создают национальные тарифные барьеры. Так в 60-х гг. крупный поток инвестиций из США в Европу был порожден тарифами , установленными Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). Вместо экспорта готовой продукции транснациональные корпорации создали производство в странах ЕЭС, таким образом обойдя их тарифы;

- эффективность внешнеэкономической экспансии как средства смягчения конъюнктурных колебаний оценивается весьма высоко и считается большей, чем та, которую обеспечивают чисто национальные приемы снижения экономического риска.

3.Транснационализация как форма интернационализации, в отличие от интеграции, протекает на уровне корпораций. Для прогресса транснационализации характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм других стран, создание совместных компаний, привлечение финансовых средств иностранных банков, установление за рубежом прочных долговременных связей промышленных компаний и банков одной и той же страны, т.е. формирование международного производства и бизнеса. Как феномен современного мирового хозяйства процесс транснационализации имеет под собой объективную основу – углубляющуюся глобализацию хозяйственной жизни, науки и техники, производства, резкое повышение роли и расширение географических рамок кооперативных связей, позволяющих объединять в крупные международные научно-производственные образования элементы производственных структур разных стран. Результатом этого процесса становится образование бизнес-систем.

4. Бизнес-система – это совокупность тесно взаимосвязанных факторов: стратегии, владельцев, инвесторов, менеджмента, сотрудников, финансов, процессов, продуктов, поставщиков, покупателей и конкурентов.

Стратегия бизнес-систем представляет собой непрерывный процесс принятия решений на всех уровнях бизнеса, учитывающий финансовую перспективу, перспективу покупателей, внутренних бизнес-процессов, обучения, инноваций и т.д.

5. Важным элементом процесса транснационализации капитала является увеличение в огромных масштабах заграничной деятельности крупнейших коммерческих банков и превращение их в мощные транснациональные банки. Развитие системы участий нередко приводит к превращению банковских и промышленных предприятий в равноправные структурные звенья диверсифицированных концернов. Многие крупные промышленные и торговые фирмы поглощают кредитные учреждения или создают собственные кредитные институты, через которые привлекают вклады, осуществляют операции страхования, торговлю недвижимостью. Новым аспектом транснационализации капитала является расширение деятельности ТНК в сфере услуг. Это относится к деятельности страховых, торговых, туристских компаний, превратившихся в ТНК и занимающих решающие позиции в своих областях деятельности. Характерным для современного этапа является расширение операций и сферы деятельности транснациональных банков: создание ими венчурных компаний по изобретательству, лизинговых и инжиниринговых фирм.

Транснациональные корпорации: сущность и признаки

6. Главными проводниками процессов транснационализации являются транснациональные корпорации. Под транснациональными корпорациями в соответствии с проектом Кодекса поведения ТНК следует понимать «предприятия независимо от страны их происхождения и собственности , включая частную, публичную или смешанную, имеющие отделения в двух или более странах независимо от правовой формы и сфер деятельности таких отделений, которые действуют в системе принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию через один или более центров принятия решений, в которой отделения так связаны, собственностью или иным способом, что одно или более из них может быть способно оказывать существенное влияние на деятельность других, в частности, разделять знания. Ресурсы и ответственность с другими».

7. Критерии для отнесения корпораций к транснациональным:

- число стран, в которых действует корпорация (минимум от 2 до 6 стран);

- определенное минимальное число стран, в которых размещены производственные мощности корпорации;

- определенный размер, которого достигла корпорация;

- минимум доли иностранных операций в доходах или продажах корпорации (как правило, 25%);

- владение не менее 25% голосующих акций в 3 или более странах;

- интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации.

Таким образом, признаки транснациональных корпораций относятся к сфере обращения, производства и собственности.

8. В настоящее время ТНК контролируют более 50% мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, львиную долю патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу хау.

9. Будучи весьма влиятельными и хорошо организованными структурами, ТНК все время стремятся к созданию новых и расширению имеющихся связей в производстве, продуктовых разработках, дизайне, товарной универсализации, маркетинге и рекламе. Их стратегические задачи ориентированы на перманентную экспансию через захват новых рынков.Деятельность ТНК способствует глобализации рынков путем расширения информационной инфраструктуры. Осуществляя масштабную деятельность в традиционном торговом секторе, ТНК проводят индустриальную реструктуризацию путем создания новых и модернизации традиционных отраслей промышленности развивающихся стран. Структурные изменения укрепляют позиции ТНК, увеличивают их прибыль, повышают производительность, что позволяет им выбирать источники сырья, открывать производства и осваивать рынки в других странах, быстро приспосабливаясь к меняющимся условиям.

10. Этапы развития ТНК:

1 этап транснационализации (конец XIX в.) крупные промышленные фирмы инвестировали прежде всего в сырьевые отрасли в границах колониальной системы, а также создавали в них собственные распределительные и сбытовые подразделения.

2 этап эволюции стратегии транснациональных корпораций (1900-1950) связан с усилием роли зарубежных производственных подразделений ТНК и интеграции зарубежных производственных и сбытовых операций. При этом производственные зарубежные отделения специализировались в основном на производстве продукции, которая на предыдущих стадиях производственного цикла производилась материнскими фирмами. По мере дифференциации спроса и усиления интеграционных процессов в различных регионах мира производственные филиалы транснациональных корпораций все более переориентируются на производство продукции, отличной от производимой материнской фирмой, а сбытовые подразделения – на обслуживание складывающихся региональных рынков.

3 этап (1950-1970) ТНК расширяют свою деятельность в границах стран с рыночной экономикой и в развивающихся странах, дополняя добычу сырья его обработкой и полным циклом производства ряда видов продукции.

4 этап (1970-1990) ТНК начинают распространять корпоративный менеджмент, маркетинг и логистику, мобильной становится не просто рабочая сила, а высококвалифицированная, соответствующая потребностям новой экономики.

5 современный этап (1990-е гг. по наши дни) стратегия транснациональных корпораций характеризуется стремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального, а нередко и глобального масштаба, в рамках которых интегрируются научные исследования и разработки, материальное обеспечение, производство и сбыт. Удельный вес инноваций, приходящихся на зарубежные филиалы транснациональных корпораций, постоянно растет. ТНК начинают распространять инновационную деятельность в принимающих странах, создавая научно-исследовательские центры, технологические парки, поглощая местные фирмы с высоким инновационным потенциалом.

ТНК представляют собой интернациональные коммерческие системы, действующие с оптимальной организацией и наиболее эффективной комбинацией международных факторов производства (сырья, капитала, энергии, технологии и т.д.).

11. Таким образом, особенностью современного этапа развития ТНК является усиление их позиций не только на отраслевых товарных рынках, но и во всех других сферах хозяйственной деятельности: в международной торговле патентами и лицензиями, предоставлении услуг в сфере инфраструктуры, в страховом деле, туризме и т.д. Промышленные ТНК осуществляют инвестиции в наукоемкие услуги и услуги производственного характера, создают дочерние компании и филиалы в сфере услуг: промышленным ТНК принадлежит почти половина всех зарубежных прямых инвестиций в сфере услуг.

12. Инвестиционная деятельность ТНК

Ведущая роль в процессах транснационализации экономики принадлежит инвестиционной деятельности ТНК. ТНК посредством зарубежных инвестиций устанавливают и развивают межфирменные связи, определяющие характер отношений, возникающих в системе международного бизнеса.

Под воздействием межфирменных связей в системе международного бизнеса формируется структура инвестиционного капитала ТНК. Многообразие источников формирования и способов функционирования капитала ТНК обеспечило его проникновение в наиболее важные сферы и отрасли мировой экономики, а также способствовало установлению взаимосвязей и взаимозависимости в глобальном экономическом пространстве, и тем самым превратило капитал ТНК в один из ведущих факторов, определяющих конкурентоспособность стран его происхождения и влияющих на конкурентоспособность стран его целевого назначения.

13. Движение формы транснационального капитала:

- денежные и финансовые потоки, связанные с торговлей товарами и услугами, коммерческие сделки по импорту и экспорту, страхованию, трансфертам, а также международных кредитов;

- прямые иностранные инвестиции, при которых происходит не только непосредственное движение финансового капитала, но и перемещение основных фондов таких стратегически важных активов, как технологии, результаты НИОКР, знания, управленческая информация, оборудование, человеческие ресурсы и т.д.;

- портфельные инвестиции.

14.

Признаки

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

1. Главная цель вывоза

Контроль над иностранной фирмой

Получение высоких прибылей

2. Пути достижения цели

Организация и ведение производства за рубежом

Покупка Зарубежных акций

3. Методы достижения цели

А) Полное владение зарубежной фирмой

Б)Приобретение контрольного пакета акций (согласно уставу МВФ не менее 25% от акционерного капитала компании)

Приобретение менее 25% (10% в США, Японии, Германии) от акционерного капитала зарубежной фирмы

4. Форма дохода

Предпринимательская прибыль, дивиденды

Дивиденды, проценты

ПИИ являются главным инструментом транснационального развития предприятий на пути глобальной экспансии.

Конечной целью прямого иностранного инвестирования корпораций является получение права собственности на активы зарубежных предприятий.

К основным источникам прямого инвестирования ТНК относят:

- акционерный капитал – приобретение иностранным инвестором доли акций предприятия за рубежом;

- реинвестированная прибыль – процент прибыли инвестирующей компании, не распределенной на выплату дивидендов;

- внутрифирменные кредиты;

- долговые сделки, т.е. заемные операции между материнской компанией и структурным подразделением.



В международной практике существуют различные способы передвижения ПИИ:

- долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства через новое строительство;

- передача нефинансовых ресурсов посредством управленческого опыта, лицензий, ноу-хау или совместных научных разработок;

- создание совместных предприятий (СП) с участием национального (государственного) капитала;

- слияния и поглощения (СиП).

Уникальной чертой устройства ТНК является характер их хозяйственной деятельности, в которой каждое подконтрольное им предприятие на иностранной территории не воспринимается как отдельная производственная единица , а напротив служит элементом общей корпоративной сети, раскинувшейся в разных странах и функционирующей на разных континентах.

ТНК отличаются большей подвижностью и операционной эластичностью, с помощью которой они могут эффективно лавировать и противостоять любым «форс-мажорным метаморфозам» мировой экономики. Они обладают тем, чего нет у предприятий, функционирующих только на национальном уровне, а именно способностью и возможностью выстраивания организационной системы, которая за счет глобально распространенных финансовых гарантий обеспечивает им уникальные конкурентные позиции и преимущества.

В силу своей диверсифицированной сущности и глобальной ориентации довольно сложно спрогнозировать доходность и определить устойчивость прибыльности того или иного инвестиционного проекта, исходя из единообразной шкалы аналитических факторов и критериев.

Особенности процессов технологического и инновационного превосходства ТНК

Одним из важнейших конкурентных преимуществ транснациональных корпораций является разработка передовых инновационных технологий в виде патентов, лицензий и ноу-хау. Способность ТНК, с одной стороны, участвовать в их создании и развитии, а с другой – использовать результаты научно-технической революции стала основой высоких темпов глобализации и преобразования мирового экономического пространства.

16. В условиях международного бизнеса на темпы технологического прогресса и механизмы экономического развития значительное влияние оказывают такие факторы, как глобальная мировая паутина и информационные технологии (ИТ).

17. Основой эффективного функционирования транснациональных компаний является их обладание определенными специфическими внутрифирменными преимуществами, соединенными с локальными преимуществами вне страны происхождения ТНК. Подобными внутрифирменными преимуществами являются и корпоративные активы, основанные на знаниях, среди которых особо можно выделить технологические и организационные возможности компании. В связи с тем, что в основе зарубежных операций ТНК лежит повышение эффективности использования ресурсов и возможностей , возникает необходимость плотного взаимодействия с зарубежным подразделением для совместной работы над использованием данных возможностей. Таким образом, становится очевидной новая роль интеллектуальной составляющей деятельности современной компании.

1. Международное производство: понятие и масштабы.

Сущностью транснационализации как главной экономической характеристики мировой экономики на современном этапе ее развития является организация международного производства. Международное производство под контролем ТНК является центральным звеном интернационализации хозяйственной жизни.

«Под международным производством понимается продукция, реализованная (проданная) зарубежными филиалами ТНК.Базой для этих продаж являлось прежде всего собственное производство товаров и услуг, организованное на зарубежных филиалах».

2. Международное производство — «производство товаров и услуг с участием иностранного предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных капиталовложений ».

3. «Международное производство представляет собой организуемый из единого центра кооперационный процесс, осуществляемый в ряде стран и регионов, охватывающий десятки и сотни тысяч работников. Результатом этого процесса становится международный продукт с высокой степенью стандартизации, унификации качества и конкурентоспособности».

Таким образом, международное производство представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе межстрановой рационализации производства с целью использования преимуществ различий в стоимости труда, капитала и сырья.

4. Транснациональным корпорациям принадлежат или ими контролируются комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.

Для более четкого понимания сути процессов , связанных с интернационализацией мировой экономики, специалистами ЮНКТАД разработан ряд показателей, по которым можно оценивать степень и охарактеризовать масштабы транснациональной деятельности компаний:

индекс транснациональности компании;

индекс распространения сети;

индекс интернационализации компании.

1. Индекс транснациональности.

В последние годы для характеристики масштабов международного производства и оценки уровня транснационализации корпорации используют индекс транснациональности представляющий собой среднее значение следующих трех показателей: отношения зарубежных активов к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж и численности работников за рубежом к общему числу занятых в корпорации.

Расчет индекса транснациональности ведется по следующей формуле:

где Iт - индекс транснационализации; A1 – зарубежные активы; R1 – объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами; A – общие активы; R – общий объем продаж товаров и услуг; S1 – зарубежный штат; S – общий штат работников компании.

Индекс транснациональности характеризует, насколько значимой является зарубежная деятельность компании и насколько важны зарубежные филиалы на иностранных рынках для той или иной ТНК. Чем выше индекс, тем большее значение для компании имеет активность ее зарубежных филиалов.

5. Второй показатель, характеризующий масштабы транснациональной деятельности компаний, — индекс распространения сети – определяется как процентное отношение числа зарубежных стран, в которых ТНК осуществляет свою деятельность (размещает производство, ведет хозяйственную деятельность и т.п.), к общему количеству стран, в которых корпорация потенциально могла бы вести деятельность.

6. Третий показатель, характеризующий масштабы транснациональной деятельности компаний, — индекс интернационализации компании, который рассчитывается как отношение количества зарубежных филиалов компании к общему количеству ее филиалов.

8. Международный бизнес как многоуровневая система

9. Одновременно с развитием международного производства развивается международный бизнес. Понятие «международный бизнес» — новое в нашей теории.

10. «Международный бизнес включает любые хозяйственные операции, которые проводятся двумя и более странами. Такие деловые взаимоотношения могут возникать на уровне как частных, так и государственных организаций. В случае участия частных компаний в международном бизнесе хозяйственные операции проводятся с целью получения прибыли».

11. Международный бизнес – это предпринимательство, сферой которого является мировая экономика. Под международным бизнесом понимается такая предпринимательская деятельность, преимущественной сферой действия которой являются международные экономические отношения в мировой экономике.

Развитие международного бизнеса – объективный необратимый процесс, охватывающий производительные силы и производственные отношения разных стран.

Международный бизнес предстает как многоуровневая система, открытая и адаптирующаяся к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Факторы, под воздействием которых система развивается от простейших форм (внешнеторговый бизнес) до сложнейших образований (глобальный бизнес), достаточно подробно

Рассмотрены как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Международный бизнес включает различные формы международного экономического сотрудничества, цель которого – получение прибыли, а участниками такого сотрудничества являются партнеры из двух и более стран.

12. Содержания понятия «международный бизнес»

Тактика

Стратегия

Политика

Механизм

Субъекты

Международный

бизнес

Суперблоки

Блоки

Формыы

Виды

Виды международного бизнеса:

- Глобальный бизнес;

- бизнес за рубежом;

- иностранный бизнес;

- совместное предпринимательство.

По мнению авторов данного пособия, центральный, основополагающий элемент международного бизнеса – это внешнеэкономическая деятельность стран мира с рыночной экономикой, с предпринимательской деятельностью в различных видах и формах внешнеэкономичсеской деятельности.

13. Блоки – самостоятельные, не взаимосвязанные системы (внешнеторговый, внешнеэкономический, инвестичионно-инновационный, маркетинговый, управленческий, производственный, научно-технический, правовой).

Суперблоки – укрупненные блоки международного бизнеса, объединяющие блоки определенной формы бизнеса, например, технико-технологический, природно-сырьевой, производственно-торговой и т.п.

Механизм – способы, методы, инструменты регулирования международного бизнеса.

Тактика и стратегия международного бизнеса реализуются посредством политики. Тактика – постановка текущих, но важных задач. Стратегия международного бизнеса разрабатывается на обозримую перспективу международными экономическими организациями, компетентными органами государств, международными и национальными бизнес-структурами. К настоящему времени в основном сложилась такая система мироустройства, при которой ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии ноу-хау.

14. Уникальной чертой устройства ТНК является храрктер их хозяйственной деятельности, в которой каждое подконтрольное им предприятие на иностранной территории не воспринимается как отдельная производственная единица, а напротив, служит элементом общей корпоративной сети, раскинувшейся в разных странах и функционирующей на разных континентах. В свою очередь достаточно ясное, предсказуемое развитие отдельных звеньев единого механизма дает компаниям возможность осуществления долгосрочного стратегического планирования и надежного кооперационного взаимодействия с другими участниками рынка.

В транснациональных фирмах процесс корпоративного планирования охватывает не только распределение финансовых средств но и в большей степени является процессом прогнозирования международного движения материалов, продукции, персонала и других производственно-организационных ресурсов.



ТНК отличаются большей подвижностью и операционной эластичностью, с помощью которой они могут эффективно лварировать и противостоять любым форс-мажорным метаморфозам мировой экономики. Они обладают тем, чего нет у предприятий, функционирующих только на национальном уровне, а именно – способностью и возможностью выстраивания организационной системы, которая за счет глобально распространенных финансовых гарантий обеспечивает им уникальные конкурентные позиции и преимущества .

Таким образом, международный бизнес является результатом создания транснациональными корпорациями развитых государств в странах своего происхождения и за границей предприятий, которые не просто взаимодействуют с предприятиями других стран посредством хозяйственных связей , а обслуживают экономику других стран, «перешагивают» через национальные границы, их деятельность приобретает при этом экспортно-ориентированный характер.

Стратегии: сущность, значение и этапы стратегического рыночного управления

1. В стратегиях развития страны и регионов большая роль отводится предприятиям – производителям продукции. В этом случае западной экономической литературе говорят о стратегии бизнеса.

Стратегия предприятия – это способ осуществления ее целей в меняющихся рыночных условиях.

«Стратегия, — пишет Г.Б. Клейнер, это и достижимый идеал, и своеобразный интегратор, и образец для имитации, и основа для реагирования на внешние события и вызовы».

Большинство авторов разрабатывали определение стратегии применительно к стратегии организации. Так, один из исследователей понятия стратегии А. Чандлер понимал под стратегией «определение основных долгосрочных целей и задач фирмы, утверждение курса действий и распределение ресурсов необходимых для достижения этих целей».

По определению Б. Карлофа, стратегия является обобщенной моделью действий, необходимых для достижения по ставленых целей путем координации распределения ресурсов компании.

К наиболее важным решениям в области стратегии, определяющим все дальнейшие действия компании относятся решения об участии в той или иной форме в международном разделении труда, выборе рынков и способов проникновения на них, стратегиях рыночного поведения компании на выбранных рынках.

Таким образом, стратегия компании – это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных компанией целей.

Сущность разработки стратегии состоит в том, чтобы из многочисленных альтернатив выбрать нужное направление и направить хозяйственную деятельность компании по избранному пути.

2. Стратегия организации (предприятия, фирмы, корпорации) предполагает анализ альтернативных стратегических решений, которые должны основываться на анализе и учете действия как внешних, так и внутренних факторов. До настоящего времени актуальной задачей стратегического поведения фирм являлось выживание фирмы в конкурентной борьбе.

Сущность и содержание стратегии организации, таким образом, — это выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование, которое приведет организацию к достижению стоящих перед ней целей.

Процесс выработки стратегии проходит ряд этапов.

Первый этап предполагает оценку готовности предприятия для осуществления экспортной или импортной операции. На этом этапе проводятся оценка потенциала фирмы для достижения общих целей, анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы (коммерческих, технологических, социальных) а также внешних. Второй этап разработки стратегии – получение разных видов поддержки (правовой, финансовой, консультационной) по вопросам выхода на рынок стран возможных бизнес-партнеров.

Третий этап предполагает рассмотрение альтернативных вариантов и принятие решения о выходе на определенный рынок или рынки.

При выборе внешнего рынка следует как можно лучше соединить три параметра: потенциал и условия рынка интенсивность и практические приемы конкуренции, цели и средства предприятия.

Четвертый этап – определение миссии предприятия цели и вариантов ее достижения.

3. Стратегическое рыночное управление носит предупреждающий, устремленный в будущее характер. Стратегии должны упреждать возможные перемены, влиять на происходящие внутри и вне компании изменения.

В процессе разработки стратегии происходит: формирование стратегического мышления – рекомендация новых стратегий развития – формулирование проектов целей и подготовка директив для долгосрочного планирования, а также разработка стратегических планов и контроль над их выполнением.

5. В последней трети XX в. транснациональные корпорации приобретают новые признаки, без учета которых нельзя разрабатывать и реализовывать стратегию. К таким признакам в экономической литературе относят:

- планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе;

- раздел ТНК мировых рынков;

- координацию действий филиалов на основе новых информационных технологий;

- гибкую организацию структурных подразделений, единообразную организацию учета и аудита;

- объединение филиалов, предприятий, совместных предприятий в единую международную сеть управления и ее интеграцию с другими сетями ТНК;

- осуществление экономического и политического влияния на принимающие страны.

На современном этапе развития мировой экономики первостепенное значение приобретает такое управление, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде. Поэтому работа над выработкой стратегии фирмы имеет очень существенную особенность – это процесс: стратегии реализуется, приспосабливаются к изменяющимся внешним и внутренним условиям, пролонгируются. Одной из ключевых задач системы стратегического рыночного управления является определение момента, когда наступает необходимость в пересмотре и изменении стратегии, для чего необходим непрерывный мониторинг ключевых показателей эффективности.

Таким образом, стратегия – это прежде всего конкурентная позиция фирмы, определяющая ее стратегическое поведение и позволяющая не просто выживать в конкурентной борьбе, а укреплять свои позиции в долгосрочной перспективе.

6. Конкурентные стратегии ТНК



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: