Международная экономика


Международная экономика: содержание; объекты и субъекты.

Мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных хозяйств отдельных стран, участвующих в международном разделении труда (МРТ) и связанных системой международных экономических отношений (МЭО).

Международные экономические отношения – система хозяйственных связей между странами, группами стран, а также отдельными физическими и юридическими лицами.

Основные формы международных экономических отношений:

Международная торговля товарами и услугами – основная и наиболее развитая форма (~80% объема всех международных отношений).

Международное движение капитала.

Международная миграция рабочей силы.

Международный научно-технический обмен.

Международные валютно-кредитные и расчетные отношения.

Мировая экономика – учебная дисциплина, предметом изучения которой являются основные элементы мирового хозяйства, экономический потенциал мирового хозяйства, а также тенденции и закономерности его развития.

Международная экономика – учебная дисциплина, в рамках которой изучаются экономические закономерности взаимодействия национальных экономик, движение потоков товаров, услуг и платежей внутри мирового сообщества а также экономическая политика, определяющая и регламентирующая эти потоки и их воздействие на общественное благосостояние.

Объекты международной экономики:

Товары в материальной форме.

Услуги.

Технологии.

Капитал.

Рабочая сила.

Субъекты международной экономики:

Национальные экономики.

Интеграционные объединения.

Транснациональные корпорации.

Международные экономически организации.

Структура курса международной экономики:

Международная микроэкономика- экономические взаимосвязи изучается на уровне национальных участников. В рамках этого раздела рассматривается теория внешней торговли, торговая политика отдельных стран и т.д.

Международная макроэкономика – рассматривает модели открытых национальных экономик, международные финансовые отношения, платежные балансы и т.д.

2. Структура международной экономики, критерии класиффикации.

Структура международной экономики – соотношение между основными элементами мирового хозяйства. Кроме того под структурой понимаются важнейшие пропорции в производстве и потреблении валового продукта. Структура состоит из следующих крупных подструктур:

Отраслевая – соотношение между различными отраслями в экономике. Отрасль – группа производств, которая производит однородный продукт.

Воспроизводственная – соотношение между различными видами использования произведенного ВВП.

Территориальная (географическая) – соотношение экономик отдельных стран и регионов.

Социально-экономическая – соотношение между различными социально-экономическими укладами.

Социально-экономический уклад – определенный вид владения частной собственностью.

Структуру международной экономики можно также рассматривать как соотношения различных стран разного уровня развития.

В мировой экономике в группы объединяются обычно страны.

Имеющие общие экономические характеристики развития.

Схожую институциональную структуру хозяйственного управления.

Близкие принципы организации производства.

Общие стоящие перед ними проблемы.

Классификация стран по методике ООН, и ее критерии:

Модель экономического развития.

Качественные экономические показатели (уровень доходов, размер ВВП).

Социальные показатели (уровень пособий, продолжительность жизни, качество образования).

Стадия развития.

Исходя из этих критериев страны делятся на:

Развитые страны или государства с рыночной экономикой.

Страны с переходной экономикой.

Развивающиеся страны.

Классификация всемирного банка. По его методике существует несколько классификаций.

Классификация стран по уровню доходов:

Страны с низким уровнем доходов (до 976 долларов в год на человека).

Страны со средним уровнем доходов.

Страны с уровнем доходов ниже среднего (976-3855 долларов).

Страны с уровнем доходов выше среднего (3856-11905 долларов).

Страны с высоким уровнем дохода (11906 долларов и выше)

3.Международное разделение труда. Международное разделение факторов производства. Понятие, формы, факторы.



Международное разделение труда – сосредоточение производства отдельных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке.

Основные формы международного разделения труда:

Международная специализация производства.

Международная кооперация производства.

Выгоды и преимущества участия стран в международном разделении труда:

Получение прибыли за счет разницы между более низкой внутренней ценой и ценой мирового рынка.

Экономия затрат за счет отказа от национального производства в пользу более дешевого импорта.

Факторы развития международного разделения труда.

Международное разделение факторов производства – исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение отдельных факторов производства в различных странах, являющееся предпосылкой производства ими определенных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах.

Неравномерность социально-экономического развития стран.

Научно-технический прогресс.

Деятельность транснациональных корпораций.

Традиционное международное разделение труда – заключается в обмене готовой продукции, производимой метрополиями на сырье и полуфабрикаты, производимые колониями.

Современное международное разделение труда (МРТ) – заключается в обмене готовых изделий на готовые изделия.

В рамках современного МРТ предлагается новая отраслевая направленность для различных групп стран.

Для развивающихся стран предлагается ориентация на производство трудоемких, материалоемких, стандартизированных изделий и их экспорт в промышленно развитые страны. Промышленно развитым странам предлагается ориентация на производство капиталоемкой высокотехнологичной продукции.

4. Сущность открытой экономики.

Под открытой экономикой такое нац. хозяйство, где иностранным хоз-щим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер.

Под полностью открытой экономикой понимается такая экономика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве.

Последствия открытия экономики, положительные:

- разрушение торгово-экономического и валютно-финансовых препятствий между странами

- облегчение хозяйств к внешним условиям и воздействиям.

- более активное включение в МРТ.

Отрицательные последствия:

- сильная зависимость от состояния мировой экономики, мирового рынка

- стихийная бесконтрольная открытость является угрозой нац. безопасности страны.

Преимущества:

- углубление специализации и кооперации производства

- нац. распределение мирового опыта через систему междун. эк. отношений.

- рост конкуренции.

Показатели степени открытости нац. экономики:

1. количественные:

- удельный вес экспорта, импорта и всего объема внешней торговли ВВП.

- ур. экспортных и импортных таможенных ………….

- объем экспорта и импорта на душу населения

2. качественные

- инвестиционный климат.

Факторы влияющие на степень открытости:

- размеры страны

- обеспеченность природными ресурсами

- ур. экономического развития

- объем внутреннего рынка.

9. Глобализация: понятие, формы, проявления, факторы и результаты.

Глобализация – растущая экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия междун. сделок с товарами, услугами и мир. потоками, а также благодаря все более быстрой и широкой технологии.

Глобализация – процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы.

Факторы развития глобализации:

- экономические

- политические

- международные

- технологические

- соц-общ.

Направления развития процесса глобализации:

- глобализация рынков

- глобализация продукции

- становления глоб. монополии

- глоб. финансовой сферы

- регионализация экономики

Формы проявления глобализации:

- активизация междун. обмена товаров и услуг

- углубления интернац. производства

- рост масштабов междун. миграции рабочей силы

- увеличение темпов интернационализации капитала

- увеличение воздействия на окружающую среду

Преимущество глобализации — все то, что связано с открытостью экономики.

Недостатки:

— концентрация власти над рынком продукции и услуг в крупных междун. компании и альянсов.

- рост соц. неравенства

- угроза стабилизации положения стран.

10. Класические теории междун. торговли

Теория абсолютных преимущества (А. Смидт) – страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками, т.е. в производстве которых они имеют абсолютное преимущество, и импортируют те товары, которые производят другие страны с меньшими издержками.

Недостатки теории: она не отвергает на вопрос, что делать странам, у которых нет абсолютного преимущества.

Теория относительного (сравн.) преимущества (Д. Рекардо): страны экспортируют те товары, которые они производят с относительно меньшими издержками, т.е. в производстве которых они имеют наибольшее абсолютное преимущество или наименьшее абсолютное непреимущество.

Альтернативная цена – рабочее время, необходимое для производства единицы 1 товары, через рабочее время, необходимое для производства единицы 2-ого товара.

Недостаток теории: она отвергает на вопрос откуда у стран возникает преимущество.

Теория соотношение факторов производства (ФП) (Элли Хекшар, Бертель Олли): страны экспортируют те фактороинтенсивные товары, при производстве которых они обладают относительно избыточными ФП, и импортируют те товары, при производстве которых они испытывают относительный недостаток ФП.

Фактороинтенсивность – показатель, определяющий относит. обеспеченность стран ФП.

12. Современные теории междун. торговли

Теория конкурентных преимуществ (Майкл Портер, 1991):

в соответствии с теории Портера на междун. рынке конкурируют фирмы, а не страны, поэтому необходимо понять как фирма сдает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе.

Конкурентоспособность фирмы на внешнем рынке зависит:

1. от правильно выбранной конкурентной стратегии

2. от условий, которые создаются страной базирования

13.Особенности и тенденции международной торговли товарами.

Междун. торговля – это трансграничный обмен товарами и услугами или – совокупность внешней торговли всех стран мира.

Используются номинальные и реальные показатели. Реальные показатели – физические объемы.

Междун. торговля:

- экспорт (вывоз товаров за рубеж для реализации)

- импорт (ввоз товаров из-за рубежа для реализации их на внутреннем рынке)

Основные тенденции современного этапа развития междун. торговли:

ускоренный рост междун. торговли после 2-ой мировой войны

- преимущественный рост междун. торговли по-сравнению с общими темпами хоз. развития стран

- рост экспортных, импортных и внешнеторговых квот

- решающие значении в развитии междун. торговли играют факторы, действующие в сфере производства.

- преобладание развитых стран в экспорте и импорте товаров

- увеличение удельного веса в развивающихся странах междун. торговли

- активное расширение внешней торговли государств, входящие в интеграционные группировки

- рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров и втом числе продовольственных

- ТНК становится основными субъектами междун. торговли.

Экспорт товаров в 2008 г. составил =15.8 трилл. долларов.

Импорт 16.1 трилл. долларов.

Основные экспортеры:

- Германия: 9% мирового экспорта

- Китай

- США

- Япония

- Голландия

Основные импортеры:

- США: более 13% мирового импорта

- Германия

- Китай

- Япония

- Франция

Основные товарные группы на 2005 год:

- продовольствие: включая напитки и табак (6.7%)

- сырьё (1.7%)

- мин. топливо (13.8%)

- продукция обрабатывающей промышленности: 72%

1. оборудование и транспортное ср-ва (49%)

2. химические товары (11%)

- черные и цветные металлы (3.4%)

- текстильные изделия (4.7%)

14. Международная торговля услугами.

Мировая торговля услугами – обмен на основе купли и продажи различных видов чел. деятельности, которые не имеют своего материального вещественного содержания.

Классификация услуг (ГАТТ ВТО): 160 видов услуг, которые объединены в 12 секторов:

1. деловые услуги

2. услуги связи (25 видов)

3. строительные и инженерные услуги

4. дестрибьюторские (5 видов)

5. общеобразовательные (5 видов)

6. услуги по защите окружающей среды

7. финансовые, включая страхование

8. услуги по охране здоровья и соц. услуг

9. туризм и путешествие

10. услуги в области организации досуга, культуры и спорта 11. транспортные услуги

12. прочие услуги

Проблемы междун. торговой услуги:

- разные стандарты, подходы при классификации услуг

- сложности при учёте различных видов услуг

Особенности или услуги в междун. торговли услугами:

1. более широкое распространение протекционизма (защиты) по сравнению с торговлей товарами.

2. значительная роль ТНК на мировом рынке услуг.

3. постепенная либерализация в оказании услуг на мировом рынке под воздействием мировых и региональных организаций.

4. усиление регулирующих начал в междун. торговли услугами.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: