Методика определения

1.

Структура познавательного процесса: чувственное и рациональноеРациональное: понятие, суждение и умозаключениеЧувственное: ощущение, восприятие и представлениеДидактика – методика обучения, рационализация приемов образовательной деятельности, поиска наилучших способов решения образовательных проблем вводится в учебный процесс.Объект — образовательный процессПредметом дидактики являются законы, принципы образовательного процесса, технологии обучения и воспитания.Задачи дидактики: 1) исследует законы и принципы обучения; 2) разрабатывает концептуальные положения, парадигмы образовательного процесса; 3) конструирует образовательные технологии; 4) создает системы диагностики, контроля и оценки полученных результатов; 5) прогнозирует результаты образовательного процесса на основе использования различных концепций. Законы обучения: 1. Социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; 2. Взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; 3. Обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности;

4. Взаимосвязи обучения, воспитания и развития;

5. Целостности и единства образовательного процесса.

Методика преподавания экономических дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим предметам.

Отличия от других дисциплин:

1)Обучение тесно связано с экономической жизнью общества2) Настоящие знания представляют собой знание экономических законов3) Прикладной аспект позволяет наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы.4) Широкое привлечение данных статистики 5) Факты и цифры позволяют раскрыть не только отдельные стороны экономических процессов и явлений, но и показать в целом общественное хозяйство.Методы обучения:а) Академический — тиражирование информации путем передачи знаний от преподавателя к студентамб) Активный — преподаватель играет пассивную роль в обучениив) Интерактивный — совместную работу участников образовательного процесса.Особенности приемов экономических категорий:а) «Наращивание» — от простого к сложномуб) «Отталкивание» — отталкивание от уже полученных знаний и уменийв) «Разные определения категорий» — представления множества определений одного и того же предметаг) «Сопоставление» — анализ явления в различных социально-экономических условиях

2.

Обучение – деятельность ученика по получению знаний, умений и навыковПреподавание – деятельность учителя по передаче знаний, умений и навыковУчение – совместная деятельность ученика и учителя в образовательном процессеКачества личности учащегося:а) Когнитивные – физические и интеллектуальные: видеть, слышать, ощущать и т.д.б) Креативные – творческие: воображение, абстрактность(способность представлять что-то новое), нестандартностьв) Оргдеятельностные – организационные: достижение цели, умение создавать коллективную деятельность

3.

Метод обучения – это способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого, направленный на достижение образовательных целей.

Систематизация методов обучения:а) По источнику передачи знаний: словесные, наглядные, практическиеб) По степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала: академический, активный, интерактивныйв) По способу передачи информации в учебном процессе: прямое обучение(изложение преподавателем лекции), исследование, моделирование, совместное обучение

4.

Прямое обучение – это структурированное, последовательное, ясное изложение основных понятий, законов и принципов предмета. Новый материал предлагается небольшими «порциями», периодически проверяется его усвоение, повторно объясняются сложные моменты.Формы прямого обучения: лекция, дискуссия, ролевая игра. Преимущества метода прямого обучения: • во-первых, последовательно и ясно излагается основное содержание предмета, упорядочиваются и объясняются сложные понятия; • во-вторых, высокая степень управления процессом обучения со стороны преподавателя позволяет эффективно использовать время; • в-третьих, анализируются связи между разными идеями, подвергаются сомнению существующие убеждения. Недостатки метода: • во-первых, студенты являются пассивными участниками образовательного процесса; • во-вторых, высокий уровень контроля слабо стимулирует творчество обучаемых. Лекция – это логически стройное, системное, глубокое и ясное изложение учебного материала.В учебном процессе лекция выполняет методологическую, организационную и информационную функции.Различают: • вводные (установочные) — актуальность, практическую значимость, цель, задачи курса.• тематические — последовательное, систематичное изложение содержания курса.• итоговые — содержится обзор ключевых идей и учебных целей.• обзорные лекции — посвящены какой-либо проблеме, теме и дают систематизированное изложение вопросов в определенной логической связи.В структуре лекции выделяют три части:а) введение — связь темы с пройденным материалом, определяются цели, задачи лекции, формулируется план лекции.б) основное содержание — ключевые идеи, теория вопроса. По возможности излагаются различные точки зрения. в) заключение — обобщения и выводы в целом по теме.Высокий профессионализм мастерства лектора складывается из многих факторов:а) Не монотонность речиб) Доступная форма материалав) Выразительность речиг) Живое общение с аудиторией, недопустимость механического чтенияд) Речь должна прерываться паузами.Варианты чтения лекции: а) Устное эссе,б) Устное эссе-диалог, в) Лекция с участием студентов, г) Лекция с использованием постановки и решения проблемы,д) Лекция с процедурой пауз.е) Лекция-диспут

5.

Исследование — студент самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, при помощи анализа, синтеза, обобщения экономического материала вырабатывает ценностные суждения о методах, решениях, идеях.Преимущества метода исследования: 1) позволяет привлекать более высокие уровни мышления – углублять полученные знания, систематизировать, обобщать, оценивать явления экономической жизни;2) развивает умения и навыки решения проблем; 3) формирует отношение к знаниям как к предположению, уважение к фактам; 4) воспитывает самостоятельно мыслящего студента.Моделирование – это способ познания, который позволяет участвовать в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций.Преимущества метода моделирования:1) обучает путем активного вовлечения студентов в изучаемую ситуацию,2) тесная связь с реальностью, потому что воспроизводятся многие характеристики подлинного объекта.

6.

Кооперативное обучение – это способ работы в малых группах, когда обучаемые сами несут ответственность за образовательный процесс.Основу кооперативного обучения составляют: 1) теория социальной взаимозависимости — кооперативность как результат положительной взаимозависимости между членами группы, имеющей общие цели. 2) когнитивно-развивающая теория — взаимодействие как необходимый элемент развития познавательных качеств 3) бихевиоризм — поведение человека как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействие внешней среды. Модели совместного обучения:1) «студенческие команды-конкуренты»2) «команды — турнир»3) «картинка — мозаика»

7.

Семинар – это групповое практическое занятие под руководством преподавателя, которое обеспечивает создание личных образовательных продуктов.Роль преподавателя на практическом занятии – это роль дирижера. Функции преподавателя на семинаре: 1) оказание помощи студентам при подготовке

2) анализ и оценка ответов студентов

3) развитие навыков работы с текстом, решение стандартных и нестандартных задач

4) использование различных методов 5) создание дружелюбной, творческой атмосферы

Функции семинара:а) Познавательнаяб) Контрольнаяв) ДеятельностнаяЭтапы семинара:1) вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия. 2) основное время семинарского занятия – предполагает обсуждение проблем темы.3) подведение итогов, обобщение результатов, исправление ошибок, оценку работы обучаемых. Формы семинара:а) вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы б) семинар-диспут

в) реферативная форма

г) письменное заданиед) решение задач и упражнений

е) деловая игра ж) коллоквиум Критерии оценки семинарского занятия:а) Целенаправленность – умение сформулировать проблему, предложить для обсуждения узловые вопросы, точное знание цели семинарского занятия.

б) Уровень взаимодействия в аудитории — отношения между преподавателем и студентом и между самими студентами. в) Моральная сторона – уважительное и неравнодушное отношение преподавателя к студентам и студентов к преподавателю.г) Получение обратной связи

д) Анализ выступлений студентов

8.

Просто прочитайте, учить там нечего)

9.

Наглядное обучение – это обучение на конкретных образах. При изучении экономики используются различные средства наглядности. Внутренняя наглядность предполагает использование сложившихся в сознании образов, ассоциаций, логических связей для создания новых образов.

Внешняя наглядность – это комплекс естественных и специально созданных средств обучения. Включает: наглядные средства, словесно-образная наглядность, изобразительная.Необходимость активного применения наглядных средств:

на основании живого созерцания формируются чувственные образы и понятия;

обеспечивается связь абстрактных положений с жизнью.

активизируются мыслительные процессы.Функции средств наглядности:а) Познавательнаяб) Мотивационная

Недостатки наглядных средств:1) размеры позволяют воспринимать информацию на ограниченном расстоянии;

2) размещение и замена таблиц во время лекции отвлекают от восприятия материала;

3) качество со временем ухудшается;

4) на одной таблице, плакате размещается больше информации, чем требуется на момент усвоения материла. Использование графопроекторов позволяет снять вышеописанные недостатки. Графопроектор – это устройство, посредством которого статическое изображение с прозрачной пленки передается на большой экран.Преимущества слайдов:а) не надо беспокоиться о почерке;

б) изображение появляется тогда, когда это необходимо; имеет место соответствие между словом и наглядным изображением; в) большой размер экрана позволяет увидеть и воспринять даже мелкие детали;г) слайды не занимают много места при хранении, не тускнеют со временем.Методические рекомендации по использованию средств наглядного обучения:1) Наглядность эффективна при обязательном объяснении преподавателя.2) Нельзя перегружать студентов многообразием используемых средств.3) Любое используемое средство наглядности требует времени для осмысления, усвоения.4) При использовании технических средств необходимо личное знание и умение ими пользоваться.

10.

Эффективность учебного процесса определяет взаимодействие мышления, действия и речи.Основными видами самостоятельной работы на экономическом факультете:

1) самостоятельная работа с литературой;

2) подготовка к семинарам, зачетам и экзаменам;

3) подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ (выпускная работа бакалавра, дипломная работа специалиста, магистерская диссертация);

4) производственная и педагогическая практика;

5) подготовка научных докладов для студенческих конференций.

Виды выпускных квалификационных работ по структуре деятельности

Виды исследовательских работ

Приоритеты

1. Выпускная работа

бакалавра

Теоретические знания и практические навыки

2. Дипломная работа

специалиста

Специальные знания и навыки

3. Магистерская

диссертация

Узкоспециализированные знания, умения и навыки

11.

Контроль представляет собой совокупность действий, позволяющих выявить качественно-количественные характеристики результатов обучения.

Функции:

1) информационную – свидетельствует о степени усвоения изу-чаемого материала, развитии способностей, приобретении знаний, умений, навыков;

2) диагностическую – определяет образовательный результат в зависимости от личностных приращений знаний, умений, навыков;

3) мотивационную – стимулирует активность в учебе, побуждает к самостоятельной работе;

4) воспитательную – формирует адекватную самооценку учебной деятельности.

Требования контроля:

1. Контроль должен носить всесторонний характер, охватывая все разделы программы и обеспечивая проверку знаний, умений и навыков по данной дисциплине.

2. Индивидуальный характер контроля, учитывающий особенности личных качеств студентов.

3. Систематичность, регулярность стимулирует непрерывный процесс обучения, стремление к новым, более высоким результатам.

4. Доброжелательность, доверие, незлобливость, что снимает напряжение в аудитории.

5. Объективность, справедливость оценки отражает адекватность уровня знаний, навыков, умений; нельзя увязывать оценку результатов деятельности с оценкой личности.

6. Разнообразие форм и методов контроля оценка репродуктивной и продуктивной деятельности студента.

Репродуктивная память включает узнавание и воспроизведение усвоенной информации.

Продуктивная – это эвристическое и творческое использование учебного материала.

Эвристический уровень предполагает самостоятельное «производство» субъективно новой информации.

Творческий уровень – получение объективно новой информации.

Степень усвоения студентами учебного материала отражает оценка.

О качестве знаний и навыков студентов судят на основании ряда критериев:

1- полнота, измеряемая знанием программного материала;

2- глубина, характеризующаяся совокупностью осознан-ных существенных связей между составными частями материала;

3- структурированность – осознание иерархии и последо-вательности некоторой совокупности знаний;

4- гибкость – готовность к самостоятельному поиску методов исследования, самостоятельному осознанному толкованию материала;

5- обобщенность – способность студента подвести кон-кретные знания под обобщения;

6- конкретность – готовность показать конкретное как проявления обобщенного.

С учетом вышеописанных критериев в традиционной системе оценки определяют четыре уровня:

1) владеет в полной мере учеб-ным программным материалом и применяет на репродуктивном и продуктивном уровнях;

2) достаточно полное знание учебно-программного материала и применение на репродуктивном уровне;

3) недостаточное знание основного учебно-программного материала и ошибки в применении;

4) отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала.

Оценку необходимо отличать от отметки.

Если оценка представляет собой качественный параметр результатов деятельности, похвала, одобрение(устно), то отметка – это количественный параметр, система знаков в виде числа, буквы, кодовых сигналов(в письменной форме).

В системе высшего образования используются следующие формы контроля:

предварительный – позволяет получать сведения об исходном уровне знаний студентов;

текущий – отражает степень восприятия текущего материала;

• промежуточный – оценивает ход изучения данной дисциплины через определенные интервалы времени;

• итоговый – завершает изучение той или иной дисциплины.

Методы контроля:

устная проверка знаний, где происходит прямое общение преподавателя и студента.

письменный контроль, позволяющий одновременно контролировать деятельность всей группы и развивать навыки письменного изложения мыслей.

смешанный метод, сочетающий в себе устную и письменную проверку знаний, например, защита курсовых и дипломных работ.

Основная форма организации контроля в структуре обучения – опрос.

Требования к вопросам:

вопрос должен быть ясным, четким, без дополнительных разъяснений;

он должен касаться основных, решающих моментов темы, чтобы проникнуть в сущность изучаемых явлений;

активизировать мыслительную деятельность, развивать навыки высоких уровней познания.

Виды опроса:

1) текущий связан с проверкой усвоения и закрепления того материала, который непосредственно изучается;

2) обобщающий – опрос, подводящий итоги по текущей теме, разделу или курсу. Связан с повторением, углублением и обобщением пройденного материала.

Опрос делят на:

Индивидуальный- ставится вопрос перед группой и через некоторое время заслушивается ответ студента. Затем преподаватель предлагает дополнить и откорректировать ответ, если в этом есть необходимость. Преимущества индивидуального опроса состоят в том, что учащийся учится отвечать системно, структурированно, логически стройно, развивает языковую культуру. Однако при индивидуальном опросе пассивна почти вся аудитория, за исключением нескольких активных участников.

Фронтальный - охватывает проверкой многих учащихся, держит в напряженном внимании всех студентов, вырабатывает способность к точному и краткому ответу, приучает к последовательности и обоснованности изложения. Однако студенты не учатся развернутому ответу, где отрабатываются переходы от одной мысли к другой, вскрывается вся глубина знания студента.

Комбинированныйпредполагает одновременную работу группы студентов. Один отвечает устно, остальные письменно. При таком виде контроля охватывается большая студенческая аудитория и проверяется широкий диапазон знаний и умений. Затраты для преподавателя велики: охватить тему в целом и одновременно отобрать основные положения для проверки ограниченного диапазона знаний. Кроме этого он должен контролировать группу и тех, кто отвечает.

Способы опроса:

Беседа (вопросы с развернутым ответом, узкие вопросы)

Зачеты, экзамены

Эссе и тесты (причинно-следственное эссе(рассуждение, оценка, эффект), сравнивающее эссе(сравнение), аргументирующее эссе(мнение))

Критерии оценки сочинений:

1) четкость передачи главной идеи;

2) организованность и продуманность мысли;

3) эффективность набора слов;

4) стройность и разнообразие предложений;

5) правильность орфографии и пунктуации

Задание в тестовой форме должно отвечать следующим требованиям:

• цель;

• краткость;

• технологичность;

• логическая форма высказывания;

• определенность места для ответов;

• одинаковость правил оценки ответов;

• правильность расположения элементов задания;

• одинаковость инструкции для всех испытуемых;

• адекватность инструкции форме и содержанию задания

Педагогически тест-это система параллельных заданий возрастающей трудности, специфической формы, которая позволяет качественно и эффективно измерить уровень и структуру подготовленности испытуемых.

Тест – это контрольное задание, отражающее степень усвоения деятельности определенного уровня в сочетании с определенной системой измерения и оценки качества усвоения.

Виды тестов:а) Тест-опознание предполагает выделение объекта, его обозначение и помещение в условие теста.б) Тест на различение – это избирательные тесты, выполняются в условиях, когда стоящие рядом варианты ответов затрудняют выбор правильного решения.в) Тесты на классификацию и соответствие являются разновидностью тестов на различение.г) Тесты на воспроизведение изучаемого материала предполагают отсутствие опоры на помощь или подсказку извне.д) Тест-подстановка, в котором намеренно пропущены слово, фраза, формула или другой элемент текста.е) Конструктивные тесты требуют самостоятельного создания ответа.ж) Тест «типовая задача» предполагает использование известной процедуры (правила, формулы, алгоритма) и получение необходимого ответа на поставленный в задаче вопрос.

Преимущества тестов заключаются в том, что с помощью последних охватывается широкий диапазон знаний и вся аудитория одновременно подвергается проверке на усвоение программного материала. Тесты легко оценивать. Преподаватель экономит время при их проверке.

Недостатки. Узость вопросов не позволяет раскрыть всей глубины знаний, ограничивает ответ обучаемого, недостаточно развивает логическую и языковую культуру. Тесты допускают угадывание.

12.

Элементы педагогического взаимодействия:

1. Цель – приобретение:

а) знаний о закономерностях, путях и средствах дидактического процесса по экономическим дисциплинам,

б) умений вырабатывать ценностные суждения о применяемых методиках,

в) навыков ведения лекционных и семинарских занятий.

2. Содержание педагогического взаимодействия подчиняется определенным целям: общедидактическим и частнодидактическим. В курсе рассматриваются парадигмы образования, анализируются современные методы, формы образовательного процесса, средства контроля и мотивации воспитательной работы в вузе.

3. Рамочные условия включают в себя:

а) состояние помещения (освещение, вентиляцию, наличие и расположение мебели, наличие свободного пространства),

б) расписание занятий,

в) наличие всего необходимого для организации перерывов (буфеты, лотки, киоски),

г) обеспечение необходимыми материалами для проведения занятий (бумага, клей, ватман, маркеры, скотч, технические средства обучения).

4. Методы педагогического взаимодействия зависят от целей курса, индивидуального стиля преподавателя, опыта студентов. В спецкурсе используются академический, активный, интерактивный методы, а также прямое обучение, исследование, моделирование, совместное обучение.

5. Участники – это студенты отделения экономической теории, которых готовят для работы в педагогической сфере.

6. Педагог организует взаимодействие. Он выступает как профессионал, методист, партнер.

Воспитание – это процесс воздействия педагога на студента с целью приобретения последним навыков поведения в общественной жизни.

В педагогике выделяют два универсальных пути воздействия педагога на учащегося:

Путь духовного воспитания, передача ему накопленных знаний, опыта

Путь включения обучаемого в разнообразную деятельность с целью приобретения им социального опыта.

Направления воспитательной работы:

Идеологическое направление работы в вузе предполагает помощь студентам в осознании своего бытия и тенденций его развития.

Этическое воспитание – это основной способ нормативной регуляции действий студента в ВУЗе.

Правовое воспитание предполагает формирование определенного уровня правового мышления и чувственного восприятия, правовой действительности.

Эстетическое воспитание направлено на культивирование прекрасного, возвышенного, благородного.

Экологическое воспитание состоит в пропаганде идей гармонизации человека и природы, человека и космоса, формировании ответственности за последующую эволюцию Земли.

Экономическое воспитание предполагает формирование экономического мышления, необходимого для эффективной практической деятельности в условиях рыночной экономики.

Основные методы воспитания:

Убеждение – это процесс воздействия на сознание человека с помощью взглядов, идей, мировоззрения для формирования твердой уверенности в истинности чего-нибудь.

Метод примера – это воздействие преподавателя на студентов силой личного примера.

Критика и самокритика позволяет находить оптимальные варианты решения проблем.

Предыдущий:

Следующий: