Методика экзамен

1.Требование Государственного стандарта к уровню подготовки учителя

БЖ

Стандартизация отечественного образования стала актуальна в начале 1990-х годов в связи с демократизацией школы и предоставлением регионам широких прав в разработке собственных учебных планов и программ. Наряду с положительным эффектом – вариативностью образовательных систем, профильной дифференциацией обучения, предоставлением учащимся и их родителям права свободного выбора общеобразовательных учреждений появились негативные факторы: исключение из учебного плана школ ряда предметов, необходимых для полноценного общего образования; ранняя специализация школ; учебная перегрузка учащихся непомерным количеством вводимых курсов, нарушение целостности общеобразовательного пространства территории Российской Федерации. Для исключения подобных явлений, а также для регламентации обучения необходимы образовательные стандарты.

Образовательный стандарт – 1) стандартный результат обучения; 2) уровень обучения (качество образования), на которое нацелен этот стандарт; 3) образ образования, отражающий цели и ценности образования, его содержание и результаты.

Государственные образовательные стандарты

Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в стране является Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 году, измененный и дополненный в 1996 году. Он содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и ее управлению, социальным гарантиям по реализации прав граждан на образование, международной 1еятельности в области образования.

В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки выпускников. По сути дела в этих трех компонентах и сосредоточены государственные образовательные стандарты. То есть образовательными стандартами не являются ни учебные программы, ни учебники или пособия, как это иногда считают. Наоборот, программы и пособия должны разрабатываться в соответствии с государственными стандартами.

Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в десять лет. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом и является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Другими основополагающими для образования документами являются принятые в 2000 году: Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Федеральная программа развития образования и Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе. В этих документах намечены концептуальные основы и конкретные шаги по развитию отечественного образования на период до 2005 года и далее.

2.Понятия о государственных образовательных стандартах

Стандартизация отечественного образования стала актуальна в начале 1990-х годов в связи с демократизацией школы и предоставлением регионам широких прав в разработке собственных учебных планов и программ. Наряду с положительным эффектом – вариативностью образовательных систем, профильной дифференциацией обучения, предоставлением учащимся и их родителям права свободного выбора общеобразовательных учреждений появились негативные факторы: исключение из учебного плана школ ряда предметов, необходимых для полноценного общего образования; ранняя специализация школ; учебная перегрузка учащихся непомерным количеством вводимых курсов, нарушение целостности общеобразовательного пространства территории Российской Федерации. Для исключения подобных явлений, а также для регламентации обучения необходимы образовательные стандарты.

Образовательный стандарт – 1) стандартный результат обучения; 2) уровень обучения (качество образования), на которое нацелен этот стандарт; 3) образ образования, отражающий цели и ценности образования, его содержание и результаты.

Государственные образовательные стандарты

Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в стране является Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 году, измененный и дополненный в 1996 году. Он содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и ее управлению, социальным гарантиям по реализации прав граждан на образование, международной 1еятельности в области образования.

В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки выпускников. По сути дела в этих трех компонентах и сосредоточены государственные образовательные стандарты. То есть образовательными стандартами не являются ни учебные программы, ни учебники или пособия, как это иногда считают. Наоборот, программы и пособия должны разрабатываться в соответствии с государственными стандартами.

Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в десять лет. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом и является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Другими основополагающими для образования документами являются принятые в 2000 году: Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Федеральная программа развития образования и Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе. В этих документах намечены концептуальные основы и конкретные шаги по развитию отечественного образования на период до 2005 года и далее.

3. Специфика деятельности и обязанности учителя безопасности жизнедеятельности

Педагог является носителем профессиональной культуры – общепрофессиональных знаний, культуры педагогического труда, поведения, речи. Рассмотрим особенности, связанные с профессиональной деятельностью учителя-организатора ОБЖ:

Преподаватель должен знать не только методику преподавания БЖ, но и ориентироваться в таких сферах как спорт, туризм, военное дело и т.д.

Учитель в учебном процессе должен быть носителем не только лучших отечественных и зарубежных наработок в области БЖ, но и являться воспитателем военно-патриотических чувств у своих учеников.

Преподаватель обязан знать основы психологии детей, а для общения с их родителями – и психологию взрослого человека.

В своей работе преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности руководствуется Законами Российской Федерации «Об образовании», «Об обороне», «О гражданской обороне», Уставом образовательного учреждения. Положением о службе охраны труда:

осуществляет образовательный процесс с учетом специфики курса «Основы безопасности жизнедеятельности», обеспечивает соблюдение обучающимися, воспитанниками правил безопасности при проведении образовательного процесса;

участвует в планировании мероприятий по охране труда, жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников;

взаимодействует с заинтересованными учреждениями и организациями по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;

обеспечивает хранение индивидуальных средств защиты работающих, обучающихся, воспитанников, совершенствование учебно-материальной базы по курсу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»;

разрабатывает план гражданской обороны образовательного учреждения, проводит занятия и объектовые мероприятия (учения) по гражданской обороне в соответствии с требованиями охраны труда;

обеспечивает готовность коллективных средств защиты и правильное их использование;

проводит обучение, консультации, инструктажи работающих, обучающихся, воспитанников по вопросам безопасности жизнедеятельности;

участвует в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися, воспитанниками, административно-общественного контроля по вопросам охраны труда;

несет личную ответственность за жизнь, здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

4.Компаненты базисного учебного плана

Базисный учебный план. Ступени школьного образования

Базисный учебный план представляет собой нормативную базу для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования.

Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.

Содержание разделяется на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является обязательной (инвариантной) частью содержания общего среднего образования, учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.

Школьный компонент позволяет более полно учесть местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования. Часы школьного компонента учебного плана используются для изучения предметов, обозначенных в образовательных областях (в том числе для углубленного изучения), на введение новых учебных курсов или модулей, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

Ученический компонент введен для регламентации индивидуальной работы с учениками, занятий поискового и активно-двигательного характера, позволяющими углубить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса. За счет часов ученического компонента реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности учащихся. При пятидневной учебной неделе эти часы могут использовать в шестой, так называемый развивающий день. Занятия, проводимые в этот день, не относятся к обязательной аудиторной нагрузке и могут не использоваться учащимися.

В плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса. Резерв учебного времени, получающийся за счет увеличения срока обучения (введение 12-летней школы), передается в основном в школьный компонент для организации занятий по выбору учащихся, родителей, педагогов. Впервые в базисном плане выделен ученический компонент, что позволяет обеспечить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.

Рассмотрим базисный учебный план для каждой из трех ступеней общего среднего образования.

Первая ступень – начальная школа. Срок обучения в начальной школе установлен в 4 года. В то же время исследуются возможности его увеличения до 5 и 6 лет за счет уменьшения сроков обучения на средней ступени.

Содержание образования начальной школы реализуется преимущественно через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира. Это достигается за счет введения интегрированных курсов, использования школьного и ученического компонентов, деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Вторая ступень – основная школа. Содержание образования в основной школе является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Вторая ступень образования представлена шестью годами обучения (5-10-е классы). Особое место на этой ступени принадлежит 5-6-м классам (продолжение начальной школы) и 9-10-м классам (предпрофильная подготовка школьников). Содержание обучения в 5-6-х классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В 5-6-х классах часы школьного и ученического компонентов рекомендуется использовать на индивидуальные и групповые консультации.

В 9-10-х классах завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы и создаются условия для осознанного выбора обучающимся направления обучения в старшем звене или иного варианта социально активного поведения. Поэтому школьный и ученический компоненты на этом этапе основной школы используются на углубленное изучение отдельных образовательных областей и занятия поисково-исследовательского характера.

Третья ступень – средняя (полная) общеобразовательная школа (11-12-е классы). Эта ступень общего образования призвана обеспечить профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся.

Профильное обучение может реализовываться в следующих формах: профильные образовательные учреждения, классы, группы и иные формы. Возможны различные модели профильной школы, варианты введения многопрофильных классов в тех школах, которые не смогут создавать несколько классов различных профилей, например, в сельских малокомплектных школах.

Изучаемые в профильной школе курсы могут разделяться на базовые, профильные и спецкурсы.

Базовые курсы не являются профилирующими, они предназначены для завершения базового образования учащихся и являются преимущественно интегративными, обобщающими курсами. Содержание базовых курсов определяется стандартами базового образования для старшей ступени школы.

Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в данной области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации.

Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе курсов углубленного изучения (например, углубленного изучения математики или естественных наук) или различных спецкурсов, спецпрактикумов, модулей по выбору учащихся.

Учебный план не задает жесткого набора профильных курсов для каждого из возможных направлений, профилей и специализаций образования. Каждый ученик вправе самостоятельно определять интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, специализированных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальную программу обучения.

5. Принципы обучения и образовательного процесса

Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса. Принципы, как правило, приводятся в систему положений, на основе которых осуществляется обучение.

Общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой. Приведем пояснения к данным принципам, а также модифицированные нами правила их реализации в практике работы современной школы.

Принцип наглядности. С давних пор для лучшего усвоения и запоминания знаний используются наглядные объекты и пособия. Благодаря им у учеников появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление. Добываемые знания приобретают личностный характер, основанный на использовании физических органов чувств, прежде всего – зрения.

1. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается.

2. Если иногда нет налицо вещей, то можно вместо них применять копии или изображения, пригодные для обучения (Я. А. Коменский).

3. Используйте различные виды наглядности – натуральные объекты, схемы, картинки, карты, муляжи, изображения на экране. Лучшее наглядное пособие – которое сделано самими учениками.

4. Не ограничивайтесь наглядностью, она лишь средство обучения. Наглядность может быть источником учебной проблемы, способом представления ученического результата, средством систематизации знаний, формой самооценки.

5. По мере взросления детей увеличивайте количество символической наглядности взамен предметной.

Принцип доступности. Принцип доступности требует учета особенностей уровня развития учащихся. Это относится к проектированию всех элементов образовательного процесса – от целей обучения и учебной программы, до содержания учебников и системы контроля. Каждый элемент урока строится с учетом данного принципа.

1. В обучении переходите от того, что ученику близко к тому, что для него далеко; от известного к неизвестному; от более легкого к более трудному. Доступность не значит легкость, предлагайте ученикам задания на грани их возможностей.

2. Учитывайте различия в скорости восприятия, темпа работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития разных учеников.

3. При планировании урока продумывайте ситуации неодинакового времени, требуемого учениками для выполнения заданий; готовьте индивидуальные дополнительные задания или предлагайте лидерам взаимодействовать с теми, кто отстает.

4. Используйте различные способы дифференциации учеников по группам, создаваемым по изучаемым темам, видам деятельности, типам заданий, методам решения, личностным отличиям детей.

5. Не торопитесь «пройти программу» в ущерб сущностному образованию ваших учеников. Опирайтесь на свою педагогическую миссию. Ищите способы согласовать действительное образование учеников с формальными внешними требованиями к их подготовке.

Принцип сознательности и активности. Обучение эффективно, когда ученик осознает необходимость своего обучения, ставит или принимает цели занятия, когда участвует в планировании и организации своей деятельности, в ее осознании, самоконтроле и самооценке.

1. Ставьте учеников в ситуации самоопределения по отношению к изучаемому вопросу. В этом случае они смогут определить свои цели и проявлять активность в их достижении.

2. Учите детей задавать вопросы. Вопрос – важнее ответа, так как открывает, а не закрывает познание.

3. В обучении всегда вводите альтернативные подходы, позиции и точки зрения к любому существенному вопросу. Заранее подготовьте к уроку сведения о борьбе идей из истории вопроса; если альтернативных подходов не обнаружится среди учеников, приведите исторические сведения.

4. Отыскивайте с учениками причины всего, что изучаете. Поощряйте гипотезы детей, работайте с их версиями как с личностным содержанием образования, помогая достроить его до целостного вида.

5. В ходе образовательного процесса делайте остановки и предлагайте ученикам проанализировать выполненную ими деятельность. Рефлексивная позиция требует отдельного времени, но многократно повышает результативность освоения учебного курса.

Принцип систематичности и последовательности. Главным в этом принципе является логическое построение содержания образования, а также обоснованная последовательность этапов образовательного процесса. Учебный материал и технологии его освоения предстают в виде системы, где каждая часть «вытекает» из предыдущей или связана с ней. Последовательное проведение в материалах образовательной области линии единства, неразрывности всех вопросов безопасности человека, составляющих в целом главную проблему XXI века.

1. Делите изучаемый материал на логически связанные разделы и блоки. Используйте схемы, планы, таблицы, опорные конспекты, концепты, модули и иные формы логического представления учебного материала.

2. Не нагружайте занятие второстепенными фактами и отвлекающими сведениями; учите детей пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями. В то же время, будьте гибкими, чтобы «пойти на поводу» у коллективно развиваемой содержательной мысли.

3. На каждом уроке устанавливайте его смысловой содержательный центр. Неважно, будет ли он раскрыт в начале, в середине занятия или во время итогового обобщения. Не обязательно смысл урока должен быть известен учителю до его проведения; в ходе реализации занятия может проявиться его новый смысл.

4. На стадии планирования урока или по его ходу соблюдайте правило «дыхания»: тихая работа должна чередоваться с дискуссией, изложение материала – с самостоятельной работой учеников. Периоды «дыхания» младших школьников более «частые», чем у старшеклассников.

5. Прислушивайтесь к состоянию учеников и естественному ходу событий во время занятия. Умейте применить свой методический инструментарий (формы, методы, приемы обучения) для того, чтобы организовать логическое сопровождение и результативность содержательной работы учащихся.

Принцип прочности. Усвоение содержания образования и развитие личностных качеств ученика зависят как от внешних факторов (структурирование учебного материала, применяемые формы обучения), так и от субъективного отношения ученика к материалу, учителю, к процессу обучения. Данный принцип связан с принципами наглядности, доступности и систематичности.

1. Сделайте начальной и основной целью своей работы с учениками обеспечение их положительного отношения к изучаемому предмету и его отдельным темам. Не забывайте, что этого можно добиться также через формирование положительного отношения учеников к вам. (Одна хорошая учительница, когда делилась с коллегами секретами своего педагогического успеха сказала: «Сначала я их влюбляю в себя».)

2. Учите детей выделять в материале главное и достраивать его связи с второстепенными частями. Учите их красочно, со вкусом оформлять главное в своих тетрадях. Создавайте ситуации, чтобы знания учеников были включены в их собственные переживания и эмоции.

3. Изучайте материал с разных сторон и с помощью различных видов деятельности. Формируйте разнонаучный подход к изучению фундаментальных образовательных объектов.

4. Возвращайтесь к изученному материалу тогда, когда это оказывается необходимым в контексте изучения нового. Количество и периодичность упражнений соотносите с индивидуальными различиями в способностях и скорости работы отдельных учеников.

5. Организуйте систематический контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) и оценку (самооценку, взаимооценку) результатов обучения.

Принцип научности. Сохранение достижений, наработанных в курсе ОБЖ с 1991 года. Учебные предметы, имеющие в своей основе соответствующие науки (физика, химия, математика и т. п.), реализуют следующие педагогические задачи: раскрытие и изучение основ наук, их проблематики, применяемых методов; включение научных знаний и методов в систему мировоззрения ученика, вооружение его методами научного познания природы и общества.

1. Используйте в обучении новейшие достижения науки. Приучайте интересующихся детей читать научно-популярные журналы, находить информацию на специализированных сайтах в Интернете, участвовать в предметных олимпиадах и научных конференциях.

2. Используйте логику изучаемой науки, генезис научного знания, методы научного познания в качестве адаптированного варианта научной деятельности ваших учеников. Через собственный опыт ученики лучше поймут и воспримут смысл изучаемых научных знаний.

3. Изучение законов науки начинайте не с готовых формулировок, а предлагайте детям самостоятельно выполнить исследования в данной области реальности. Давайте им возможность конструировать свои теоретические модели, объясняющие полученные факты.

4. Дайте ученикам пережить радость собственного открытия, будь то высказанная идея по отношению к научной проблеме, сформулированное понятие или комплексное исследование, защищенное перед одноклассниками.

5. Знакомьте учеников с яркими фактами происходящими в жизни людей, раскрывайте на их примерах специфику научного познания, «драму идей», нравственные и профессиональные качества человека.

У принципа научности есть альтернатива – использование в обучении ненаучных методов (художественных, духовных и т. д.).

Принцип связи теории с практикой. С точки зрения марксистской философии практика – критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов. Одной из причин актуальности принципа связи теории с практикой для обучения является существующее в школах отчуждение теоретического обучения детей от их практической жизни. Учебный подход – сначала теория, потом ее применение на практике, не является единственно верным. Данный принцип, говоря словами Я. А. Коменского, следует считать скорее «исправлением существующего в школах отклонения», чем руководством к действию.

1. Старайтесь не допускать в обучении расхождения: это – знания, а это – жизнь. Настоящие знания, – есть жизнь. Изучение отчужденных от детей «знаний» и последующие попытки найти им применение в жизни – неэффективный и вредный с личностной точки зрения подход.

2. Практика – не есть область применения изученной теории, она всегда ее продолжение. В ходе практической деятельности ученик расширяет и углубляет свои теоретические представления, «наращивает теорию». Это возможно в том случае, если источником теории является сам ученик, его личностные знания, полученные в ходе его предшествующей деятельности, а не «переданные» ему учителем.

3. Обучайте детей технологии осмысленной деятельности. Всякую выполняемую учениками деятельность предлагайте им для последующего осознавания и теоретического структурирования в виде модели. Сравнивайте разные модели деятельности и их эффективность. Показывайте детям преимущества осмысленной практики перед бездумной работой по теоретическому образцу.

Данный принцип также имеет свою альтернативу: теория не связывается с практикой, а вытекает из практической деятельности учеников на основе ее рефлексивного осмысления ими (методологический подход).

Как мы уже отмечали, перечисленные выше дидактические принципы являются общепринятыми и традиционными. И хотя мы попытались сопроводить их модифицированными правилами реализации в современной школе, данные принципы составляют основу традиционной системы обучения.

В то же время, некоторые из традиционных принципов (если не все) уже имеют альтернативу. Начинают формулироваться принципы или их системы, коренным образом отличающиеся от классических, например принцип открытости образования.

Далее нами будут рассмотрены принципы образовательного процесса, которые также выходят за рамки дидактической традиции и соответствуют тенденциям развития современного образования.

6.Дидактические нормы построения учебной программы ОБЖ и отражения в ней содержания образования

Образовательная (учебная) программа и учебник являются ключевыми элементами общеобразовательного процесса. Вместе с выбранной за основу дидактической моделью они служат средством реализации образовательных стандартов на практике. Образовательный результат учащихся напрямую зависит от выбранной или составленной учителем программы и используемых учебников. Рассмотрим особенности образовательных программ и учебников.

В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования.

Образовательные программы делятся на типовые, рабочие, индивидуальные.

Типовые образовательные программы составляются учеными, методистами, авторами учебников и могут утверждаться органами управления образованием. Эти программы включают целевые установки, очерчивают базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности учащихся, характеризуют требования к подготовке учеников. В них даются рекомендации по организации обучения, указываются необходимые средства обучения, могут быть приведены примеры тестовых и контрольных работ.

Рабочие образовательные программы составляются или подбираются самими учителями для осуществления реального обучения в конкретных условиях. Рабочая образовательная программа составляется по каждому учебному курсу и классу, как правило, на учебный год. При этом учитываются государственные образовательные стандарты, национально-региональный компонент (например, включение региональной тематики), принятая школой образовательная концепция, дидактическая система учителя, индивидуальные предпочтения учеников и их родителей.

Индивидуальные образовательные программы воплощают в себе ученический компонент базисного учебного плана и соотносятся с обучением отдельных учеников. Эти программы могут иметь различный вид и форму. Они могут относиться к отдельным учебным курсам или комплексному образованию ученика. В их составлении явно или косвенно принимают участие сами ученики. В программах данного типа индивидуально для каждого ученика указываются его цели обучения в целом и по отдельным предметам, направления и общий план деятельности, предметы и темы по выбору, мастерские и факультативы, график участия в олимпиадах и конференциях, названия творческих работ, планируемые образовательные результаты, их сроки, формы проверки и оценки достижений и т. д. Индивидуальные образовательные программы учеников учитываются педагогом при конструировании общей рабочей программы и осуществлении образовательного процесса.

Образовательная программа школы составляется ежегодно и включает в себя: общие сведения о школе, анализ предыдущей деятельности, основные достижения и проблемы, образовательные потребности учащихся и родителей, специфику педагогического коллектива, структуру школы, режим работы, образовательную концепцию, цели и задачи, учебный план, структурно-функциональную схему образовательного процесса, специфику отдельных образовательных направлений и программ, характеристику общеобразовательного процесса на разных уровнях, функции отдельных структурных подразделений и должностных лиц, план опытно-экспериментальной и методической работы, план общешкольных мероприятий, связь с другими организациями и учреждениями, систему диагностики и оценки результатов, форму и порядок проведения аттестации учеников и педагогов и др.

Существуют три основных подхода к конструированию образовательных программ: линейный, концентрический и спиральный.

Линейный способ построения программы состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения.

Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания (ОБЖ).

Спиральный способ компоновки материала программы предполагает, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Программа – это средство достижения цели. Сами цели тоже включаются в программу. Рабочая программа всегда носит прикладной характер, то есть имеет своего автора (или авторов) и отражает прежде всего содержание его деятельности.

Каждый учитель на каждую учебную четверть и год корректирует примерную программу по своему учебному курсу или составляет собственную программу. Авторские программы обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете и (или) на заседаниях районных методических объединений. После чего данные программы утверждаются для использования в учебном процессе.

Итак, основными компонентами учебной программы по общеобразовательным курсам являются следующие элементы:

Смыслы учебного курса.

Цели и задачи курса.

Развиваемые личностные качества учеников (умения и способности).

Основные виды деятельности учеников.

Деятельностное содержание образования (технологии, формы и методы обучения).

Тематическое содержание программы, группируемое вокруг:

а) фундаментальных образовательных объектов;

б) фундаментальных образовательных проблем;

в) культурно-исторических знаний;

г) ритмической основы конструирования программы.

Личностное содержание образования (образовательная продукция учеников).

Формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения.

7.Виды школьных программ по дисциплине ОБЖ и отражение в них содержания образования(типовые, рабочие, индивидуальные)

8.Конструирование образовательных программ

9. Дидактические нормативы построения учебника ОБЖ и отражения в нем содержания образования

Конкретизация содержания образовательных программ находит отражение в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, задачниках, практикумах, словарях, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, базах данных на веб-сайтах и т. п.

Учебник выполняет две основные функции:

является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;

выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Учебник отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа.

Начиная с 1970-х гг. в стране создаются учебно-методические комплексы – открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, видеокассета, CD-Rom и т. п.

С начала 1990-х гг. существенно увеличилось количество альтернативных или параллельных учебников по одному и тому же предмету и классу. В 2000 г. Министерство образования РФ рекомендовало к применению в школах почти 1000 учебников.

Основными компонентами содержания учебника выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная.

Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике:

Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.

Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.

Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами.

Главной формой учебника является текст. Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.

Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:

1) теоретико-познавательный:

основные термины;

ключевые понятия и их определения;

основные факты, явления, процессы, события;

опыты;

описание основных законов, теорий, ведущих идей;

выводы и т. п.

2) инструментально-практический:

характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний;

описание задач, опытов, упражнений, экспериментов;

составление набора задач, опытов, самостоятельных работ;

обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.

Дополнительный текст включает:

документы;

хрестоматийный материал;

обращение к читателям;

биографические и народоведческие сведения;

статистические сведения;

справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительный текст включает:

предметные введения к учебнику, разделам, главам;

примечания, разъяснения;

словари;

алфавиты;

определители;

пояснения к картам, схемам, диаграммам;

указатели.

Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки:

1) аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения;

2) иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации

3) аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикат, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.

10. Виды учебников по дисциплине ОБЖ и отражения в них содержания образования

11.Функции учебника и способы фиксации в нем учебного материала

Конкретизация содержания образовательных программ находит отражение в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, задачниках, практикумах, словарях, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, базах данных на веб-сайтах и т. п.

Учебник выполняет две основные функции:

является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;

выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Учебник отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа.

Начиная с 1970-х гг. в стране создаются учебно-методические комплексы – открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, видеокассета, CD-Rom и т. п.

С начала 1990-х гг. существенно увеличилось количество альтернативных или параллельных учебников по одному и тому же предмету и классу. В 2000 г. Министерство образования РФ рекомендовало к применению в школах почти 1000 учебников.

Основными компонентами содержания учебника выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная.

Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике:

Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.

Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: