Метод. указания для отчета

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирская государственная академия водного транспорта»

Е.С. Жендарева

Методические указания

для подготовки отчета

о прохождении учебной практики (портовой)

для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 190700.62 «Технология транспортных процессов», профиль «Организация перевозок и управление на водном транспорте» и 180500.62 «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства»,профиль «Управление транспортными системами и логистическим сервисом на водном транспорте»

Новосибирск 2014

УДК

Ж 54

ЖЕНДАРЕВА Е.С. Методические указания по подготовке отчета о прохождении учебной практики (портовой)/ Е.С. Жендарева.–Новосибирск: Новосибирская государственная академия водного транспорта, 2014. – 31 с.

Настоящие методические указания разработаны в соответствии с рабочими программами учебной практики (Б5.У) на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В методических указаниях представлен необходимый теоретический материал и необходимые справочные материалы для подготовки отчета о прохождении обучающимися учебной практики (портовой).

Для студентов, обучающихся по направлениям 190700.62 «Технология транспортных процессов», профиль «Организация перевозок и управление на водном транспорте» и 180500.62 «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства»,профиль «Управление транспортными системами и логистическим сервисом на водном транспорте».

Табл., рис. 1.

Рецензенты:

Бунеев В.М. — доктор экон. наук, профессор кафедры управления работой флота ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта»

Хвостикова М.Г. — доцент кафедры управления работой портов ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта»

© Жендарева Е.С., 2014

© Новосибирская государственная академия водного транспорта, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4

ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО ПОРТОВОЙ ПРАКТИКЕ…………………………………………………………….6

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРИЕМОСДАТЧИКА……….7

ТРАНСПОРТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУЗА……………………7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМЫ ЗАГРУЗКИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Способы определения массы партии груза……………………12

Расчёт норм загрузки подвижного состава……………………13

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ГРУЗА НА СКЛАДЕ И ПОГРУЗКИ В СУДНО

Правила хранения груза на складе…………………………….15

Правила погрузки в судно………………………………………16

ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ГРУЗА НА СУДНО………………………18

ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ГРУЗА В ПУНКТЕ НАЗНАЧЕНИЯ……….19

ОФОРМЛЕНИЕ КОМПЛЕКТА ТРАНСПОРТНЫХ ДОКУМЕНТОВ………………………………………………………19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Задание………………………………………………21

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Характеристики пакетов тарно-упаковочных и штучных грузов…………………………………………………………..22

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Характеристики навалочных грузов……………….25

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Характеристики судов………………………………26

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Характеристики вагонов и автомобилей ………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Технические (тарифные) нормы загрузки судна….28

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Образец оформления титульного листа……………30

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….31

ВВЕДЕНИЕ

Целью портовой учебной практики является профессионально-практическая подготовка обучающихся к деятельности приемосдатчика на предприятиях водного транспорта. Учебная практика относится к разделу «Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по профилю «Организация перевозок и управление на водном транспорте».

Учебная практика включает в себя теоретические и практические занятия, практическое знакомство с деятельностью приемосдатчика на базе речного порта.

Местами прохождения учебной практики являются ФБОУ ВПО «НГАВТ», подразделения речных предприятий г. Новосибирска. Для проведения теоретических и практических занятий привлекаются работники речных предприятий г. Новосибирска.

Портовая учебная практика проводится на базе учебного комбината ОАО «Новосибирский речной порт». В ходе практики студенты знакомятся с практической работой приемосдатчика на причалах порта, оформлением транспортных документов и пр.

В результате прохождения учебной практики студент должен:

Знать:

основные принципы организации и управления основной производственной деятельностью портов;

содержание технологического процесса работы портов;

состав и структуру выполнения грузовых и коммерческих операций в речных портах;

порядок сдачи и получения, завоза и вывоза грузов;

правила выполнения погрузочно-разгрузочных операций;

Уметь:

организовывать рациональное взаимодействие логистических посредников при перевозках пассажиров и грузов;

оформлять перевозочные документы;

организовывать хранение грузов на складах;

определять расчетную загрузку подвижного состава.

Владеть:

методами организации эффективной коммерческой работы на объекте транспорта;

навыками работы с транспортной документацией.

Кафедра УРП выдает каждому студенту, выходящему на учебную практику «Индивидуальное задание». Выполняя это задание, студент готовится к сдаче экзамена на получение квалификации «Приемосдатчик», а также к будущей работе на данной должности.

Итоговой формой контроля по учебной практике является экзамен. Обязательным условием допуска к экзамену по учебной практике является прохождение студентом всех этапов теоретических и практических занятий, а также подготовка и защита отчёта.

ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО ПОРТОВОЙ ПРАКТИКЕ

Таблица 1

Наименование раздела

Объем

Часы

Литера-тура

графичес-кая часть

текстовая часть

1 Должностные обязанности приемосдатчика

-

2-3с.

формат А4

4

[1,2]

2 Транспортная характеристика груза

-

2-3с.

формат А4

4

[3]

3 Определение нормы загрузки подвижного состава

-

1-2 с.

формат А4

4

[1, 2, 3]

4 Порядок предъявления и приема груза к перевозке

-

2-3с.

формат А4

4

[1, 2, 3]

5 Правила хранения груза на складе и погрузки в судно

-

2-3с.

формат А4

4

[1, 4]

6 Порядок передачи груза на судно

-

2-3 с. формат А4

4

[1, 2]

7 Порядок выдачи груза в пункте назначения

-

2-3 с. формат А4

4

[1, 2]

8 Оформление комплекта транспортных документов

-

3-5 с.

формат А 4

10

[1, 2]

ВСЕГО:

-

15-20 с.

38

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРИЕМОСДАТЧИКА

Приемосдатчик обязан осуществлять непосредственную связь с грузовладельцами и представителями смежных видов транспорта, оказывать помощь в оформлении транспортных документов грузоотправителю. Приемосдатчик-таксировщик принимает, выдает и передает грузы, определяет их массу и возможность качественной и своевременной доставки грузополучателю, обеспечивает правильное хранение и учет грузов на складе порта, определяет их состояние в пункте назначения, начисляет и взыскивает провозные платежи, дополнительные сборы и штрафы.

ТРАНСПОРТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУЗА

Широкая номенклатура грузов, прибывающих в порт, обуславливает разнообразие транспортных средств, обрабатываемых в процессе выполнения перегрузочных операций.

Груз – это продукция промышленности или сельского хозяйства, принятая на транспорт для перевозки и оформленная соответствующими транспортными документами.

Важнейшей задачей транспорта является обеспечение сохранности грузов в процессе перевозки и перегрузки.

Транспортная характеристика груза – это свойства груза, которые проявляются в процессе транспортировки и оказывают влияние на этот процесс. В транспортную характеристику груза входят показатели физико-химических свойств, объемно-массовые показатели, тара, упаковка, режимы хранения, перегрузки и перевозки. Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называют транспортным состоянием груза.

Пользуясь [2], необходимо установить транспортную характеристику грузов, определённых индивидуальным заданием. Требуется определить основные физико-химические свойства груза, условия хранения и перевозки.

Установление транспортной характеристики груза позволяет правильно определить способ его перевозки, т.е. тип подвижного состава, и условия хранения на складах порта.

В зависимости от физико-химических свойств грузы подразделяются на:

– скоропортящиеся (мясо, рыба, овощи, фрукты);

– опасные вещества (взрывчатые, легко воспламеняющиеся, отравляющие, ядовитые, едкие);

– гигроскопичные, т.е. легко воспринимающие влагу (сахар, соль, шерсть, хлопок, хлебные грузы);

– грузы, легко воспринимающие посторонние запахи (сахар, чай, мука, крупа);

грузы, обладающие специфическими запахами (нефть и нефтепродукты, рыба, табак, изделия из кож и кожевенное сырье);

смерзающиеся в процессе перевозки и хранения при низких t0 воздуха или повышенной влажности (песок, глина, соль);

– убывающие в массе (мясо, рыба, овощи, фрукты);

– устойчиво сохраняющиеся (минерально-строительные грузы).

По условиям перевозки и хранения различают:

наливные грузы (перевозятся наливом в специальном подвижном составе – нефть и нефтепродукты, растительные масла и животные жиры, напитки);

сухогрузы (насыпные, навалочные и тарно-штучные грузы, перевозимые на сухогрузных судах);

лесные грузы (круглый лес, пиломатериалы, дрова, технологическая щепа и пр.).

Насыпные грузы – хлебные грузы в зерне и семена всех видов сельскохозяйственных культур, перевозимые без тары.

Навалочные грузы – это в основном грузы минерального происхождения, которые транспортируются и хранятся без тары навалом (щебень, гравий, камень, песок, руда, уголь, соль и др.)

Из тарно-упаковочных и штучных грузов можно выделить следующие:

тарно-упаковочные, перевозимые отдельными местами;

грузы в пакетах и на поддонах;

контейнеры;

длинномерные и негабаритные грузы;

тяжеловесные грузы;

самоходная техника.

В зависимости от массы и габаритных размеров грузы бывают:

тяжеловесные (масса одного грузового места более 1 т – некоторые виды ЖБИ, оборудования, металлогрузов);

легковесные (1 т груза занимает объём более 2 м3);

длинномерные (длина одного места груза превышает 3 метра – лесоматериалы, рельсы, металлопрокат);

негабаритные.

Тарно-упаковочные и штучные грузы являются наиболее трудоёмкими для выполнения перегрузочных работ, в ряде случаев требуют применения ручного труда. Ввиду высокой стоимости и возможности повреждения при перегрузке, складировании и перевозке требуют к себе повышенного внимания.

В зависимости от режимов перевозки и хранения все грузы делят на три специфические транспортные категории:

– массовые;

– генеральные;

– особорежимные.

Массовые грузы – это все наливные, навалочные и насыпные грузы. Перевозятся такие грузы как правило судовыми отправками, т.е. полностью загруженными судами или трюмами.

Генеральные грузы – это все штучные грузы, упакованные и не упакованные в тару. По форме предъявления к перевозке разделяются на:

грузы в мешках;

грузы в ящиках;

грузы в кипах;

грузы в бочках;

грузы в контейнерах;

грузы в барабанах и т.д.

Особорежимные грузы – это специфическая категория грузов, которые хранят и перевозят на основании специальных правил с соблюдением заданных температурно-влажностных, противопожарных, карантинных и др. режимов хранения и перевозки. К ним относятся:

опасные грузы;

скоропортящиеся грузы;

живой груз;

сырые продукты животного происхождения.

По способу хранения все грузы можно разделить на три группы:

грузы, портящиеся от воздействия влаги, температуры, солнечных лучей – перевозятся в закрытом подвижном составе и хранятся в закрытых складах (продовольственные и промышленные товары, скоропортящиеся продукты);

грузы, устойчивые к изменениям температуры, но портящиеся от воздействия влаги (цемент, хлопок) – необходимо защищать от воздействия влаги;

грузы, не подвергающиеся влиянию окружающей среды (минерально-строительные грузы, уголь, руда) – перевозятся в открытом подвижном составе и хранятся на открытых площадках.

Исходя из свойств и требований к условиям транспортировки, для целого ряда грузов разработаны правила перевозки, технические условия перегрузки и хранения, строгое соблюдение которых обеспечивает сохранность грузов и транспортных средств, лучшее использование судов, вагонов и автомобилей, технику безопасности перегрузочных работ.

Тарой называется промышленное изделие, в которое помещают продукцию для ее сохранности при транспортировке.

Тарно-упаковочные и штучные грузы следуют от производителя к потребителю в потребительской таре (коробочки, пакетики, бутылки, банки и т.д.) или без нее.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: