Малый и средний бизнес


2. Что такое малый бизнес

Характерными чертами малого и среднего предпринимательства является взаимосвязь понятий “выживаемости” и “неустойчивости”. В развитых странах в течение пяти лет примерно половина предприятий уходит с рынка и столько же приходит. Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимые структурные сдвиги в экономике.

Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Для самостоятельного анализа малого бизнеса необходимо найти метод подразделения предприятий на мелкие и крупные. Существует много способов. Часто выделяют понятие монополии, а все, что не подходит под это определение, относят к мелкому предпринимательству. Понимая, что этого недостаточно, сравнивают обороты средств, объемы прибыли и продаж. В настоящее же время предприятия классифицируют по количеству занятых в них человек. Малые предприятия:

- в промышленности и строительстве — с численностью работающих до 200 человек

- в науке и научном обслуживании — с численностью работающих до 100 человек

- в других областях производственной сферы — с численностью работающих до 50 человек

- в отраслях непроизводственной сферы — с численностью работающих до 25 человек

- в розничной торговле — с численностью работающих до 15 человек.

На 1 января 2006 года зарегистрировано 979 тыс. юридических лиц-субъектов малого предпринимательства. Из 2,2 млн. зарегистрированных юридических лиц малые предприятия составляют 44%, что в два раза меньше показателей развитых стран. С 1999 по 2005 год количество малых предприятий увеличилось на 100 тыс., или на 11,2%. С 1999 по 2001 год наблюдалась отрицательная динамика: количество малых предприятий ежегодно сокращалось на 3%. Рост наметился лишь к 2002 году, и только в 2003 году удалось вернуться к количеству предприятий, зафиксированному в 1999 году. В 2005 году численность занятых на малых предприятиях составила 8,9 млн. человек и в целом по РФ выросла в сравнении с 2004 годом на 3,07%. Сейчас доля занятых в малом бизнесе в РФ — 16,7 млн. человек, или 24,7% от общего числа работающих. /Коммерсантъ, 25 мая /

Однако необходимо заметить, что реальные данные о реально функционирующих предприятиях собрать очень сложно, так как:

существует большое число неучтенных предприятий, которые нигде официально не зарегистрированы и не имеют расчетного счета в банке. Причем, это совсем не обязательно криминальные структуры — это, так называемые, полутеневые предприятия, которые при создании благоприятных условий, готовы вступить в легальную сферу;

осложнен учет финансовой деятельности официально зарегистрированных предприятий из-за сокрытия доходов с целью ухода от налогов;

значительное число прошедших регистрацию предприятий, либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидируются;

наличие нестабильной экономической обстановки в стране (скорее, этот пункт можно считать подведением итогов под вышесказанным).

Конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий — это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие становится банкротом не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:

консервация масштабов деятельности;

медленное расширение деловой активности;

быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% — быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки.

Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:

в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;

повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;



уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;

способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;

в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;

большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.

2.1 Малый бизнес в рыночной экономике

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 — 70 % ВВП. В Европе показатель достигает 60%, в Японии — 80%. В России же вклад малых предприятий в ВВП составляет чуть больше 20%. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Но дело не только в этом. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.

В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации — поддержка малого бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.

Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка — 34 процента.

Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма «SAAB», являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.

Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.

Все малые предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д.

В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес, как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Слабо разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

малый бизнес предпринимательство конкурентоспособность

3. Малый бизнес в России

3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых — торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала — все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий — низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес — непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение «убивает» в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы — усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана с взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.

К настоящему времени сделаны первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Государственная программа развития малых предприятий активно разрабатывается.

Россияне характеризуют отечественный бизнес как социально безответственный, но высказываются против показательных процессов в отношении отдельных бизнесменов.

В сентябре 2004 года было проведено исследование имиджа современного российского бизнеса путем всероссийского опроса населения по репрезентативной выборке. Опрошен 1541 человек в 100 населенных пунктах в 39 регионах России.

Положительный ответ дали только 30% опрошенных, тогда, как отрицательный — более половины (54%).

Чаще всего россияне характеризуют российский бизнес как паразитический, компрадорский и безответственный — 42%. Противоположной точки зрения придерживаются 5% россиян, они полагают, что чаще встречается социально ответственный бизнес, и еще 2% убеждены, что весь бизнес в России социально ответственен. Чем больше говорят власти о поддержке малого бизнеса, тем труднее ему живется, к такому заключению пришли члены совета по конкурентоспособности при российском правительстве.

4. Государственная поддержка малого предпринимательства в России

В рыночных отношениях глубина и масштабность задач социально-экономических преобразований в стране обусловливают необходимость государственного регулирования предпринимательских отношений, создания новой законодательной базы, совершенных финансово-правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения.

В рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, прозрачности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование рыночных отношений. Методы, формы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности формируются в сложных условиях внешней и внутренней среды.

Надо отметить, что методы, формы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности подсказывает часто сама практика, как осознанная необходимость соответствующих действий.

Роль государства в развитии малого предпринимательства постоянно возрастает. Социально-ориентированная рыночная экономика требует эффективного вмешательства государства, выполняющего роль катализатора, стимулирующего предпринимательскую деятельность.

Реализуемая в настоящее время политика дерегулирования направлена на снижение степени государственного вмешательства в ход экономическх процессов, исходя из так называемой презумпции нецелесообразности государственного регулирования. Оптимизация государственного регулирования будет служить основной цели — сокращению административных, экономических и организационных барьеров для развития малого предпринимательства. Большое значение придается повышению качества принимаемых решений в сфере регулирования малого предпринимательства.

Таким образом, актуализируется роль концептуальных и практически значимых разработок по проблемам государственного регулирования малого предпринимательства.

Сейчас в России идет период становления малого и среднего бизнеса. Это нормальный процесс. К нему заинтересованно относится правительство России. Конечно, не все гладко. Сами же предприниматели отмечают, что за последние 4 года в стране произошли существенные изменения. Увеличилось число малых предприятий, заметно выросли объемы производства. Правительство России всерьез взялось за развитие малого и среднего бизнеса. За последние несколько месяцев подготовлен целый ряд мер по его поддержке. При их успешной реализации доля малого бизнеса в ВВП страны увеличится вдвое и достигнет 40%.

Государство понимает, что очень важно изменить структуру, диверсифицировать малый бизнес. К сожалению, сегодня он преимущественно торговый — более 50%. А строительных предприятий мало — 13%, производственных — тоже где-то 15%. Это крохи для России. Транспорт, сельское хозяйство, связь, промышленность, энергетика — везде есть место малому бизнесу. Для дальнейшего развития малого бизнеса Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) предлагает целый ряд мер. Они направлены на снижение административных барьеров, улучшение доступа к финансовым ресурсам. Для решения проблем с арендой площадей Министерство предложило создать в регионах специальные фонды нежилого недвижимого имущества, которое могло бы предоставляться именно малому бизнесу. Новая редакция Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в России может быть принята Госдумой уже этой осенью, и вступить в силу с 1 января 2007 года.

Я считаю, что резервом в развитии малого предпринимательства является его участие в высокотехнологичных отраслях экономики, в то же время, за счет развития малого бизнеса можно решить проблему демонополизации экономики, создания конкурентной среды и новых рабочих мест. Надо значительно увеличить долю малого предпринимательства в экономической жизни России.

Согласно последним прогнозам, к 2010 году для малого и среднего бизнеса должна составить в ВВП — 40% и 50% в занятости. На меры по поддержке малого бизнеса в 2005 году было выделено 1.5 млрд. рублей. Из них за год не было использовано всего 6 млн. В этом году на эти же цели из бюджета будет выделено уже ровно в два раза больше — 3 млрд. рублей.

Минэкономразвития разработало новый закон о малом предпринимательстве, который предполагает введение трех категорий компаний: микрокомпании численностью до 15 человек, малые компании численностью от 16 до 100 человек и средние компании численностью от 101 до 250 человек. Сейчас этот законопроект, по словам министра, уже проходит согласования. И после его принятия предприятия, попадающие под эти критерии, будут гарантированно получать господдержку. Только пока не совсем понятно, в какой форме эта поддержка будет выражаться.

Помимо этого, Центробанк принял просьбу упростить нормативы банков для выдачи кредитов малому бизнесу. На 1 января 2006 года 752 банка выдали 123 млрд. рублей малому бизнесу, в то время как потребность предпринимателей в кредитах составляет 750 млрд. — 1 трлн. рублей. И все из-за сложностей процедур получения ссуд.

Кроме того, малый бизнес получит хорошую возможность поучаствовать в освоении государственного заказа, который до этого был привилегией исключительно крупных и средних компаний. Госдума одобрила во втором чтении законопроект, обязывающий госзаказчика передавать предприятиям малого бизнеса не менее 15% общего объема поставок товаров или работ. Согласно законопроекту государственные и муниципальные заказы планируется размещать только через аукционы или конкурсы, а также на товарных биржах. При этом в законопроекте отдельно оговаривается, что аукцион будет признан состоявшимся, если в нем участвовали хотя бы 2 малых предприятия. Претендовать на выполнение госзаказа смогут и иностранные компании, так как законопроект снимает действующее ограничение на привлечение иностранных поставщиков.

Я считаю, что комплекс мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

1. нормативно-правовое;

2. финансово-кредитное;

3. обеспечение безопасности;

4. информационно-техническое;

5. организационное;

6. кадровое и консультационное обеспечение;

7. внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного — отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

5. Развитие малого предпринимательства в Омске



В настоящее время малое предпринимательство является значимым средством для реализации курса социально-экономических реформ, решения комплекса политических, экономических и социальных проблем, остро стоящих сегодня перед государством. Однако дальнейшие темпы и направления его развития в современных условиях во многом предопределяются тем, насколько активно государственная, и, прежде всего региональная, власть осуществляет поддержку малого бизнеса. Опыт подавляющего большинства зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении МП является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства в соответствии с основными национальными интересами. Данная политика строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию сектора МП, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране или в регионе. В силу своей специфики малый бизнес имеет ярко выраженную региональную ориентацию и в условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов является важным средством оптимизации структуры региональной экономики. В свою очередь, региональные власти имеют достаточно широкие возможности влияния на развитие предпринимательских структур.

Сегодня в Омской области действует более 11 тысяч малых предприятий, на которых занято свыше 200 тысяч человек — 18% трудоспособного населения. Малые предприятия производят 8% валового регионального продукта и дают около 9% налоговых поступлений. В прошлом году из областного бюджета было выделено 4 млн. рублей на покрытие части процентов, уплачиваемых малыми предприятиями по банковским кредитам, взятым для реализации инвестиционных проектов. В нынешнем году принято решение выделить из резервного фонда области еще 30 млн. рублей на поддержку малого бизнеса на селе.

На прошедшем недавно областном съезде предпринимателей губернатор Омской области Леонид Полежаев призвал бизнесменов выводить из тени доходы и активнее участвовать в реформе ЖКХ. А в будущем году намечено выработать новый экономический курс региона на 5-7 лет вперед, в котором малый и средний бизнес займет достойное место. Предприниматели в свою очередь высказали ряд вполне обоснованных претензий. Строители, например, страдают от необходимости огромного числа согласований. Так, по словам одного из строителей, затраты на получение нужной бумаги, иногда просто подписи, составляют от 12 до 37% стоимости самих работ. Из выдвинутых на съезде идей можно назвать предложения разработать схему производительных сил области, создать зерновую биржу и областной залоговый фонд, повысить информированность деловых кругов о происходящем во власти.

В Омской области созданы основные необходимые предпосылки для количественных и качественных изменений в сфере малого бизнеса. Среди основных направлений государственной поддержки МП в Омской области можно выделить: создание и совершенствование нормативно-правовой базы регионального предпринимательства; формирование и развитие на территории области объектов инфраструктуры поддержки МП; развитие финансово-имущественных механизмов поддержки предпринимательства; льготное налогообложение малых предприятий; предоставление государственного заказа; страхование и гарантирование кредитов представителям малого бизнеса, выделяемых коммерческими банками; внедрение прогрессивных форм финансово-кредитной и инновационной поддержки малого производственного предпринимательства

Департаментом городской экономической политики администрации города Омска совместно с Фондом поддержки малого предпринимательства Омской области в соответствии с постановлением мэра города Омска от 15 июля 2005 года № 340-п «Об Основных направлениях содействия развитию малого предпринимательства в городе Омске в 2005 — 2010 годах» проводится исследование, целью которого является создание банка данных об организациях, оказывающих юридические и консалтинговые услуги субъектам малого предпринимательства. Результаты исследования будут использованы для анализа рынка консалтинговых услуг для субъектов малого предпринимательства и максимального информирования представителей малого бизнеса города Омска об организациях, оказывающих вышеуказанные услуги.

Недавно на заседании координационного совета Омского областного союза предпринимателей (ООСП) коммерсанты утвердили проект соглашения с мэрией Омска, направленного на развитие малого и среднего бизнеса. Городские власти обещают в ближайшее время создать необходимую для выстраивания диалога с бизнесом нормативно-правовую базу и организовать в областном центре постоянно действующую выставку омских товаропроизводителей. В свою очередь, предприниматели рассчитывают в обмен на участие в городских программах и увеличение налоговых отчислений получить доступ к разработке местных законов, приоритетное право на получение муниципальных заказов и сокращение административных барьеров.

Обязательным условием для успешного развития МП является участие в реализации межрегиональных и международных программ и мероприятий по развитию малого бизнеса. Уже сегодня наша область принимает участие совместно с московским Центром деловых контактов для малых предприятий и федеральным Фондом поддержки МП в программах, инициированных международными донорскими организациями.

Среди основных проблем МП Омского региона является трудность продвижения продукции на рынок и привлечения внешних инвестиций. Управление данными процессом предлагается осуществлять на базе Департамента развития малого предпринимательства, лицензирования и контроля Министерства экономики Омской области. Это позволит оказывать под единым началом все виды поддержки инновационным предприятиям Омского региона.

Основными направлениями работы Департамента является обучение и оказание консультационных услуг по продвижению продукции МП; оказание содействия по сертификации, лицензированию и получению другой разрешительной документации на инновационную продукцию, технологию; планирование и организация регулярных выставок по сферам деятельности инновационных предприятий и компенсация расходов МП от участия в выставках; взаимовыгодное сотрудничество по вопросам продвижения продукции МП с внешними элементами поддержки инновационной деятельности — технопарками, бизнес — инкубаторами, выставочными компаниями, рекламными агентствами и др.

Дальнейшее развитие малого бизнеса в современных условиях возможно только при активном содействии местных властей. Вместе с тем создание режима наибольшего благоприятствования развитию сектора МП, дальнейшее воплощение в жизнь разработанных мероприятий приведет в ближайшем будущем к решению целого ряда социально-экономических проблем, стоящих сегодня перед региональными властями.

Заключение

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучший выход для России — это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер. Это долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей взаимодействие воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Таким образом, как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение, довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников — владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

сектор МП способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

массовое развитие МП. способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность связи МП с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России, Германии и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Как уже отмечалось, в эпоху домонополистического капитализма всякое предпринимательство отождествлялось с малым, и только промышленная революция, рост капитала и конкуренции на рынках привели к дифференциации товаропроизводителей по размерам предприятий.

Эволюцию представлений о малом и среднем предпринимательстве можно проследить по терминологии, используемой для характеристики данного сектора. В Средние века происходило отделение ремесла от сельского хозяйства, что вело к образованию нового общественного слоя — ремесленников, а развитие товарного обмена стимулировало появление мелких торговцев и лавочников. Основные подходы к анализу ремесленничества изложены в гл. 2. Следует отметить, что ремесло понимается как мелкое промышленное производство, основанное на ручном труде, поэтому является первой формой малого предпринимательства в современном понимании. Таким образом, малый бизнес возникает как новый уклад хозяйственной жизни общества.

С развитием капитализма появляется новое название класса ремесленников и торговцев, живущих в городах, — буржуазия; она в свою очередь делится на крупную, среднюю и мелкую. В Большой советской энциклопедии мелкая буржуазия определяется как «класс мелких собственников города и деревни, живущих исключительно или главным образом собственным трудом»[45]. Характерной чертой мелкой буржуазии того времени является наличие частной собственности на средства производства. Мелкая буржуазия, как отмечают исследователи, неоднородна по своему имущественному положению и занимает промежуточное положение между двумя основными классами — пролетариатом и буржуазией. Классовая принадлежность мелкого буржуа определяется тем, что он выступает на капиталистическом рынке не как продавец своей рабочей силы, а как продавец произведенных им товаров и услуг.

В процессе классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией возникает негативное отношение к самому понятию «буржуазия»; в дальнейшем происходит трансформация данного понятия в более привлекательные: «предпринимательство», «средний класс», «малый и средний бизнес».

В экономических исследованиях советских ученых появляется понятие «малые формы хозяйствования» (МФХ). Данные формы «являются выражением характерных черт внутренней организации и особых “внешних” условий деятельности фирмы, которые связаны с использованием потенциальных возможностей небольших по размеру хозяйственных единиц. В категории МФХ выражаются характерные черты определенной части мелких и средних фирм»[46]. Однако указанная трактовка малого и среднего предпринимательства, несмотря на точность определения природы малого бизнеса, не получила распространения в экономической науке, что обусловлено не только отсутствием критериев, но и громоздкостью определения.

Таким образом, в современной экономике мы имеем дело с малым и средним бизнесом, вырастающим из ремесленничества и несущим в себе черты буржуазии. Несмотря на значительное количество исследований в области малого и среднего предпринимательства — как теоретических, так и прикладных (последние надо сказать, преобладают), до сих пор не сложилась единая трактовка малого предпринимательства, что существенно ограничивает и прикладные исследования, и эмпирические проверки гипотез, а также затрудняет проведение государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим ключевые подходы к анализу сущности малого и среднего предпринимательства.

Л. Колесникова выделяет три подхода к определению малого и среднего предприятия:

1) Количественный подход, базирующийся на критериях определения МСП (например, число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов). Их основные недостатки — абсолютность, отсутствие какой бы то ни было теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения и, в связи с этим, трудность использования для сравнительного анализа.

2) Качественный подход, связанный с попытками определения размеров малого, среднего и крупного предприятий через рассмотрение эффектов или последствий влияний размера на характер деятельности фирмы.

3) Комбинированные варианты определения МСП, использующие как количественные, так и качественные критерии. Они объединяют в себе преимущества количественного и качественного подходов, но вместе с тем привносят и их недостатки.

При этом Л. Колесникова не предлагает теоретической трактовки малого и среднего бизнеса, а выделяет «в качестве ключевой особенности малого бизнеса, функционирующего в официальном (формальном) секторе экономики. высокую степень его экономической неформальности, проявляющуюся в специфическом характере присущих ему экономических категорий, частично отражающих качественную природу семейного товарного хозяйства, а частично — количественную природу корпоративных форм капиталистического типа»[47].

Количественный подход, очевидно, должен являться производным от качественного подхода (см. п. 3.1). Рассмотрим подробнее сущностные подходы.

Первый подход определяет малое предпринимательство через масштабы деятельности. Так, в «Современном экономическом словаре» дается такая трактовка: «.малое предпринимательство — предпринимательская деятельность в небольших масштабах; под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занятые предпринимательством без образования юридического лица, а также небольшие коммерческие организации»[48].

Аналогичный подход предлагается в Википедии: малый бизнес рассматривается как бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. На ранних этапах исследования мы тоже интерпретировали малое предпринимательство как особый тип предпринимательства, характерными чертами которого являются соединение в одном лице собственника, управленца и производителя и ограниченный определенными количественными параметрами размер предприятия[49].

Очень часто малое предпринимательство определяется через противопоставление крупному бизнесу не только с точки зрения размеров, но и с позиций рыночной власти. Так, Дж. К. Гэлбрейт разграничивал предпринимателей «на тех, кто пользуется полным набором инструментов власти над ценами, издержками, поставщиками, потребителями, обществом и правительством, и тех, которые им не владеют»[50].

Второй подход рассматривает малый бизнес как социальный институт. И. П. Долгорукова предлагает следующее определение: «Малый бизнес — социальный институт, главной чертой которого выступает соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет данным имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса»[51]. Впрочем, в представленном определении преобладает не институциональная характеристика, а рассмотрение малого предпринимательства с позиций управления и управленческой структуры.

С позиций независимости предлагает рассматривать малое предпринимательство И. Н. Герчикова: «Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка»[52].

А. Виленский дает две трактовки малого предпринимательства — управленческую и аналитическую. В рамках управленческой трактовки малое предпринимательство рассматривается «под углом анализа меры и степени заинтересованности общества в тех функциях, которые они выполняют в национальном хозяйстве»[53]. Здесь предлагается понимание малого предпринимательства с точки зрения масштабов и социальной значимости, а не управления малым бизнесом.

В аналитической трактовке, предложенной А. Виленским, «малое предпринимательство — это целый набор экономических, социальных, культурологических, политических свойств и характеристик некрупных субъектов хозяйствования»[54]. Схожее определение находим у В. П. Буянова: «.ключевое отличие малого предпринимательства в. некоем неформальном сочетании различных черт частного сектора»[55]. Таким образом, в рамках данной трактовки выделяются качественные черты малого предпринимательства.

Наиболее комплексный подход предлагает Е. Б. Крылова: «.под малым бизнесом подразумеваются такие фирмы, которые характеризуются следующими чертами: являются юридически самостоятельными и независимыми в принятии хозяйственных решений (не представляют собой часть крупного предприятия); не господствуют в какой-либо сфере хозяйственной деятельности и, следовательно, не могут диктовать покупателям цены на свои товары и услуги (фирма оказывает влияние на относительно небольшую долю рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности); управление фирмами осуществляется непосредственно их владельцами (или соучредителями) лично, а не с помощью формализованной управленческой структуры; относительно небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау); сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (капитал, человеческие ресурсы и т. д.)»[56]. Таким образом, здесь представлены ключевые признаки малого предпринимательства. Однако число признаков малого предпринимательства множественно, и это затрудняет формирование целостного, концентрированного определения малого предпринимательства.

Чтобы определить сущность малого предпринимательства, на наш взгляд, следует выделить наиболее значимые признаки. Во-первых, все признаки малого бизнеса можно разделить на внешние и внутренние. Очевидно, что управленческая структура, мощности предприятия (особенно в случае производства интеллектуального продукта) являются внутренними признаками, а размеры предприятия, масштабы деятельности, независимость — внешними. И поскольку от определения малого предпринимательства требуется обеспечение адекватной количественной оценки, то значимыми становятся именно внешние признаки, т. е. проявления малого предпринимательства в системе, а также оценка общественного значения малого предпринимательства.

Обобщая предложенные различными авторами подходы и признаки малого предпринимательства, предлагаем рассматривать малое предпринимательство как особый тип предпринимательства, основанный на самостоятельности и независимости, имеющий небольшие размеры, в активной форме выполняющий общественные социальные функции. Хочется отметить также личное участие собственника в производстве и управлении, но, к сожалению, сегодня это уже не всегда является сущностной чертой малого бизнеса, также как и инновационный характер, который свойственен не всем малым предприятиям. Важную роль играет малое и среднее предпринимательство в становлении социальной структуры общества, в частности формировании и обеспечении устойчивости среднего класса.

Малое предпринимательство имеет ряд значимых функций для всех экономических агентов, действующих в экономике. С точки зрения индивидов малое предпринимательство дает возможности самореализации, независимости, личной заинтересованности в формировании доходов.

С точки зрения крупного бизнеса малое предпринимательство может рассматриваться как партнер по выполнению субподрядных работ.

С точки зрения государства малое предпринимательство выступает источником занятости, обеспечивает социально-политическую устойчивость общества, выполняет экономическую и инновационную функции, стимулируя тем самым заполнение свободных ниш на рынках и развитие научно-технического прогресса.

В. П. Буянов, ссылаясь на доклад Всемирного банка, очень точно описывает роль малого предпринимательства в экономике: «…если малые предприятия рассматривать как неподвижные объекты, они оказываются ненужным для экономики бременем. При небольшом объеме производимой ими продукции они несут убытки из-за ее высокой себестоимости. Однако если рассматривать их с эволюционной точки зрения, убытки с лихвой окупаются выигрышем в эффективности за счет динамизма. Больше всего способствует экономической эффективности то, что малые предприятия по природе своей динамичны и эволюционны, так как являются проводниками научно-технического прогресса»[57].

Малое предпринимательство — один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес — основа рыночной экономики. Именно поэтому такое большое значение сейчас придается «малому и среднему» предпринимательству России.

Малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики, предполагающей сосуществование и взаимодействие предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.

Огромный потенциал, заложенный в малом предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. В нашей стране малое предпринимательство пока не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую роль в реформировании российской экономики. Возможности предпринимательства в России не только не исчерпаны, но даже не задействованы серьезно.

Актуальность темы обусловлена тем, что становление малого бизнеса в Российской Федерации происходит в жестком противостоянии бюрократическим структурам, в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий. Развитие малого бизнеса является важнейшим фактором диверсификации экономики, так как малые предприятия действуют в основном в не сырьевых отраслях, зачастую разрабатывая или используя технологии инновационного характера.

Объект исследования: малый бизнес Российской Федерации.

Цель данной курсовой работы: исследовать развитие малого предпринимательства в России на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.

2. Раскрыть и охарактеризовать правовые основы малого бизнеса в РФ.

3. Проанализировать основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.

При написании работы используются законодательные акты, учебная и научно-теоретическая литература, специализированные периодические издания.

Глава 1.

Понятие и сущность малого бизнеса

Малый бизнес — это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.

Малое предпринимательство — с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой — сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).

Так предпринимательская деятельность как малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.

Велика роль предпринимательства и в решении проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 50-60% всех занятых и до 70-80% новых рабочих мест. Нет нужды доказывать особую значимость этого аспекта развития предпринимательства для нашей современной экономики.

Опыт многих стран свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора малого предпринимательства в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. Например, в США крупные предприятия обязаны размещать в секторе малого предпринимательства до 20% оборонных заказов.

Так малое предпринимательство — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства.

Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.

В целом государства в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.

Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства — пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки. Роль малых предприятий в инновационном предпринимательстве очень велика.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих развитых стран, но в России развитие малого предпринимательства существенно отстает. Это связано с тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий, хотя малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, очень в ней нуждается.

Малый и средний бизнес

Малый и средний бизнес (Small-scale business enterprises) – в РФ к малому бизнесу принято относить предприятия с ограниченной численностью работающих: в промышленности и строительстве – до 100 чел.; в научно технических  и сельхозпредприятиях – до 60 чел.; для организаций оптовой торговли – не более 50 человек; розничной торговли – до 30 чел. В разных странах соответствующие показатели различны: например, в Европе предел для малой фирмы – 300 работников, а в США – даже 500. Размеры предприятий среднего бизнеса — не определены столь же точно. Скорее, говоря о них, применяют метод исключения: это фабрики, заводы и т.п., как правило, не входящие  в крупные («олигархические») объединения и государственные корпорации.

В России к категории малых предприятий (малого бизнеса) относят такжемикропредприятия (микробизнес, которым занимаются индивидуальные предприниматели, имеющие и не имеющие статус юридического лица).

Значение малого и среднего бизнеса велико, в этом смысле их следует рассматривать совместно. Известно, что современный крупный бизнес не столько создает новые рабочие места,сколько сокращает их путем автоматизации и компьютеризации производства, оптимизации управления. Малые и средние фирмы, напротив, способны создавать миллионы новых рабочих мест. Это критически важно для  страны, где безработица, особенно в некоторых регионах,  остается серьезной проблемой. К тому же малые и средние предприятия обычно ориентированы на удовлетворение массового спроса на товары широкого потребления, а значит, именно они способны помочь решению проблемы инфляцииинфляционной неустойчивости российской экономики.

Это понимают все. Принимаются многочисленные законы,  постановления и программы по вопросу о «поддержке малого предпринимательства». Но доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе, и без того незначительная по сравнению с развитыми европейскими странами, последние годы не растет, а даже сокращается.

В том, что так происходит, нет ничего удивительного. Прежде всего, малоепредприятие беззащитно перед бюрократическим произволом на всех этапах своего существования, начиная от регистрации и заканчивая уплатой налогов. Создается впечатление, что цель местных и региональных властей сегодня не столько поддержка предпринимателей, сколько создание условий для поборов со стороны разного рода бюрократических структур.

Упомянутые законы и программы имеют одну общую черту: можно назвать ее «федеральный подход» или «взгляд из центра». Между тем, малый бизнес – явление сугубо местное. И пусть власти каждого города, района, хорошо знающие потребности и возможности населения, формируют свои фонды и другие организации поддержки малого предпринимательства за счет местных налогов(сейчас большая часть их уходит в центр, а оттуда поступают субвенции и субсидии…) и решают, какие виды деятельности следует поддержать. А развитие малого бизнеса должно стать одним из главных критериев оценки их собственной деятельности. Представляется, что в таком подходе -  решение проблем малого бизнеса в стране.

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.

Малые предприятия 

Маневренность плана (гибкость плана) 

См. также в других словарях:

Средний бизнес — (Medium business) Определение среднего бизнеса, нюансы среднего бизнеса Информация об определении среднего бизнеса, нюансы среднего бизнеса Содержание Содержание О “Что делать” и “с чего начать” вот в чем вопрос! О пользе… …   Энциклопедия инвестора

Малый бизнес — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Малый бизнес бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, м …   Википедия

Малый бизнес — Основной показатель, которым определяется принадлежность к этой категории, число занятых на предприятии. Оно должно быть менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек для всех других видов промышленности, транспорта, связи и… …   Вся Япония

средний — прил., употр. часто Морфология: нар. средне 1. Средним называется то, что в пространстве, на какой либо территории находится в середине, между двумя крайними точками, величинами. Среднее окно. | Средние ряды партера. | Средний ящик стола. |… …   Толковый словарь Дмитриева

Средний Тишинский переулок — Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ …   Википедия

БИЗНЕС — [нэ ], а, муж. Предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. Малый, средний б. Заняться бизнесом. Делать б. на чём н. (получать доход, а также наживаться). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… …   Толковый словарь Ожегова

Средний класс (автомобили) — Ford Mondeo …   Википедия

Бизнес — хозяйственная деятельность, приносящая доход или дающая другую выгоду. Б. общеэкономический термин, он характеризует сферу деятельности хозяйственного субъекта (бизнес сельскохозяйственный, торговый, банковский и т.д.), объем деятельности (малый …   Словарь по экономической теории

Крупный бизнес — (Big bisness) Понятие крупного бизнеса, развитие и прибыль Информация о понятии крупного бизнеса, развитие и прибыль Содержание Содержание Динамика развития Прибыль и рентабельность Производительность труда Комплексная эффективность Крупный… …   Энциклопедия инвестора

Мелкий бизнес — (Small bisness) Понятие малого бизнеса, история развития и особенности малого бизнеса Информация о понятии малого бизнеса, история развития и особенности малого бизнеса Содержание Содержание Малый бизнес в Ограничение по статусу Ограничение по… …   Энциклопедия инвестора

Критерии разграничения

Мировая практика свидетельствует, что малый бизнес обычно является реципиентом государственной и муниципальной поддержки в силу его социальной роли и отсутствия или незначительной величины экономической прибыли. При этом необходимо использовать корректные и обоснованные критерии отличий малого бизнеса от среднего, для чего можно использовать два подхода, которые обозначаются как качественный и количественный. Количественный подход предполагает определение граничных значений масштабов бизнеса (численность персонала, объем выручки, валюты баланса), после достижения которых малый бизнес переходит в категорию среднего.

Использование данного подхода регулируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу [1].

Согласно данному закону, первым критерием является  число работников, занятых в организации. В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на: микропредприятия (до 15 работников), малые предприятия (до 100 работников) и средние предприятия (до 250 работников). Вторым признаком являются ограничения по выручке: для микропредприятий не более 60 млн. руб., малых предприятий до 400 млн. руб. и средних предприятий – до 1 млрд. рублей.

Для практической реализации государственных мероприятий количественный подход является безальтернативным, поскольку принятие решение существенно облегчается наличием ясных формальных критериев. В то же время количественный подход объективно характеризуется формализмом. Сложно представить себе, что предприятие, где занято 100 сотрудников, наняв на работу еще одного, немедленно станет средним. Выручка предприятия может существенно колебаться по годам и ее изменения в границах, например, 350-450 млн. руб. не означает качественного изменения масштабов бизнеса. Кроме того, степень социально-экономической асимметрии регионов России такова, что устанавливать для всех субъектов федерации и муниципальных образований единые показатели граничных значений выручки вряд ли возможно. Так, в городе с населением 50-100 тыс. чел. предприятие с выручкой 350 млн. руб. в принципе не может относиться к малому бизнесу, нуждающемуся в государственной поддержке. Скорее всего, это будет градо- или районообразующее предприятие, от работы которого напрямую зависит обстановка в городе. В Москве же, Санкт-Петербурге, городах-миллионниках такая организация будет относительно небольшим субъектом предпринимательства.

Поэтому количественные критерии отнесения организации к малому бизнесу необходимо формировать на основе качественных. Важнейшим критерием такого рода служит управленческий. В соответствии с ним, организации, в которых все сотрудники напрямую подчиняются руководителю (он же, как правило, является владельцем или совладельцем этого бизнеса) принадлежат к микроуровню бизнеса. Предельная численность работников, которых один такой управленец может держать в прямом и непосредственном подчинении в большинстве случаев не превышает 15-25 человек, хотя возможны и исключения в зависимости от характера деятельности [2].

Компании, в которых между высшими руководителями и рядовыми сотрудниками располагается только одно управленческое звено, обычно относятся к малому бизнесу. Конечно, есть исключения из этого правила, обусловленные отраслевой спецификой и особенностями организации бизнеса. Тем более что предельная численность сотрудников в компании с одним управленческим звеном не может превышать 150 человек (при условии сохранения эффективности этого управления). Организации с 2-4 управленческими звеньями можно считать средними, относить их к малому бизнесу уже не остается никаких оснований. Подобный подход к определению границ малого бизнеса вполне согласуется с управленческой теорией, в частности, разработками по жизненному циклу бизнеса, и подтвержден практикой.

Однако непосредственное использование данного критерия в практике принятия решений органами власти и местного самоуправления, естественно, невозможно, поскольку он требует детального анализа каждого объекта малого бизнеса, что вряд ли реально. При осуществлении мероприятий по поддержке малого бизнеса не избежать применения формального количественного критерия, но он должно быть содержательно обоснован и дифференцирован. Для этого предлагается следующее.

1. Ввести в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» норму о дифференциации ограничений малого и среднего бизнеса по субъектам федерации в соответствии с их уровнем экономического развития и делегировать установление критериев малого и среднего бизнеса региональной власти. Она, в свою очередь, может устанавливать дифференцированные критерии для различных муниципальных образований. Делегирование установление критериев малого и среднего бизнеса на региональный уровень позволит определять их размер более взвешенно и объективно, в зависимости от экономического развития субъекта федерации, необходимости стимулирования определенных субъектов предпринимательства.

2. Для обоснованного определения критериев малого предпринимательства в каждом регионе целесообразно проводить содержательный анализ финансово-экономических показателей деятельности и особенностей организационного устройства малого предпринимательства для определения взаимосвязи между ними. Такая работа может проводиться в рамках экономических переписей, регулярно проводимых органами государственной статистики (Росстатом и его региональными подразделениями). В ходе анализа следует установить, какие средние, медианные, модальные значения выручки, капитала, численности работников характерны для тех субъектов предпринимательства, которые содержательно являются в данном регионе или муниципальном образовании малыми. Именно эти показатели целесообразно использовать в законодательстве, организовав, естественно, их периодический пересмотр.

Данные предложения будут способствовать повышению результативности и адресности государственной поддержке бизнеса, повышению эффективности использования финансовых средств в рамках соответствующих мероприятий и программ.

Литература:

1. Федеральный закон 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: