Лекции по курсу Экономика предприятия ПМ ФРТЭ

Лекции по курсу «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

для специальности 230101 «Вычислительные машины, комплексы,

системы и сети»

Направление 654600 «Информатика и вычислительная техника»

Форма обучения – заочная

Лекция 1. Промышленное предприятие в экономической системе4

Промышленное производство в развитии экономики государства4

Промышленное предприятие и его роль в развитии экономики государства6

Предприятие и юридические основы его деятельности6

Цели, задачи и функции предприятия8

Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц9

Хозяйственные товарищества и общества.11

Общество с ограниченной ответственностью.13

Общество с дополнительной ответственностью.13

Акционерное общество.14

Выводы18

Контрольные вопросы19

Лекция 2. Ресурсы предприятия20

Основные фонды предприятия и нематериальные активы.20

Особенности структуры основных фондов в производстве.20

Воспроизводство основных производственных фондов.21

Физический и моральный износ ОПФ.21

Нематериальные активы.22

Отражение нематериальных активов в Международных стандартах финансовой отчетности и нормативных правовых актах Российской Федерации.23

Понятия интеллектуальной и промышленной собственности.25

Деловая репутация предприятия.29

Показатели использования основных фондов30

Оборотные средства предприятия31

Состав оборотных средств:31

Особенности структуры оборотных средств31

Источники формирования основного и оборотного капитала.32

Заработная плата. Формы и системы оплаты труда.32

Структура заработной платы33

Формы и системы заработной платы.34

Баланс времени одного рабочего в год.35

Промышленно-производственный персонал предприятия.35

Расчет численности работников предприятия.36

Производительность труда.37

Оплата труда работников, структура оплаты.38

Выводы39

Контрольные вопросы40

Лекция 3. Формирование издержек производства и реализации продукции (работ, услуг) и ценообразование на предприятии42

Издержки на производство и реализацию продукции42

Калькулирование себестоимости продукции.42

Классификация затрат на выпуск и реализацию продкции43

Общехозяйственные накладные расходы,45

Структура затрат на производстве и факторы, её определяющие47

Планирование издержек продукции на предприятии48

Управление издержками на предприятии с целью их минимизации52

Прибыль предприятия53

Основные пути увеличения прибыли на предприятии.55

Цена и ценообразование.56

Функции цены:56

Структура цены57

Виды цен57

Выводы58

Контрольные вопросы59

Лекция 4. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ60

Финансовое состояние предприятия60

Финансовые ресурсы предприятия61

План доходов и расходов:61

План денежных потоков:62

Балансовый план63

Выводы65

Контрольные вопросы65

Лекция 5. ИНВЕСТИЦИИ66

Классификация, структура и назначение капитальных вложений66

Формы воспроизводства основных фондов66

Сокращение объемов капитальных вложений в 90-х годах68

Снижение инфляции68

Финансирование капитальных вложений69

Планирование инвестиций на предприятии69

Методы экономического обоснования капитальных вложений71

Определение выгодности вложения инвестиций72

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования74

Стоимостная оценка результатов и затрат75

Выводы80

Контрольные вопросы80

Лекция 1. Промышленное предприятие в экономической системе

Целью дисциплины является приобретение студентами комплекса теоретических знаний и практических навыков в области экономики предприятия, необходимых для деятельности специалиста.

Основная задача дисциплины – приобретение навыков экономического мышления при решении конкретных инженерных задач в научной, конструкторской, технологической и производственной деятельности.

При изучении этой дисциплины студенты должны обладать знаниями по следующим дисциплинам: высшая математика; экономическая теория: микро- и макроэкономика; философия; вычислительная техника

Промышленное производство в развитии экономики государства

Основу любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и негативными.

Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния на экономику.

Роль государства заключается в своевременном выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению.

Условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности; социальная напряженность в обществе; негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т.п.); ухудшение окружающей среды и др.

Под предпосылками понимается еще не явное проявление негативных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности. В этом случае роль государства заключается в своевременном выявлении и устранении этих предпосылок. Это самый лучший вариант, так как государство еще в «зародыше» и с наименьшими усилиями и средствами устраняет возможность появления негативных явлений для развития предпринимательства и экономики страны.

Под позитивными, понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.

Знание условий и предпосылок еще не достаточно для государственного вмешательства, государство должно знать их критерии, т.е. признаки, на основании которых можно было бы произвести оценку их качественного состояния.

Безработица. Она является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Определенный ее уровень — 4—6% численности рабочей силы — считается нормальным, или оправданным, и называется естественным уровнем безработицы. Естественной считается фрикционная, или структурная, безработица. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы, с сезонными перерывами, а также с изменением спроса на те или иные профессии.

Вмешательство государства в регулирование безработицы обосновано в случае, если она начинает превышать ее естественный уровень (4—6%), т.е. когда начинается так называемая циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный на уровень естественной безработицы.

Инфляция. Как известно, инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и услуги, и как явление оно более сложное, чем безработица. Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, а все время находятся в движении. Поэтому до определенного ее уровня она не представляет серьезной опасности. Выше этого уровня инфляция может принести много бед для экономики д общества в целом, ибо по силе своего влияния вряд ли можно еще найти подобное явление. Поэтому государство должно отслеживать этот процесс, чтобы инфляция не могла выйти из-под его контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от уровня инфляции. Исходя из этого критерия различают умеренную, голопирующую и гиперинфляцию. Умеренной считается инфляция, когда цены растут менее 10% в год, голопирующая инфляция характеризуется ростом цен в интервале от 20 до 200% в год, а при гиперинфляции цены растут еще быстрее. Противоинфляционные меры государства зависят от уровня инфляции и причин, ее породивших.

Дефицит бюджета. Бюджетный дефицит — это превышение расходов государства над его доходами. Государство должно стремиться, как показывает опыт разных стран, не к его сбалансированности, а к тому, чтобы он не превышал определенную величину. В качестве этого критерия выступает доля дефицита в валовом национальном продукте или в валовом внутреннем продукте. Поэтому задача государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенной и допустимой величины этого критерия.

Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

Фискальная политика государства. Под фискальной политикой государства понимается регулирование государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и оживления экономики.

Под финансово-кредитной политикой понимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной кредитно-денежная политика является инструментом, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и инфляцией. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос.

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам. Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие возможности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.

Промышленное предприятие и его роль в развитии экономики государства

Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.

От того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления.

Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.

Предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие и юридические основы его деятельности

Предприятие как юридическое лицо — это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке. В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственном, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48).

Из этого определения следует, что всякая организация, чтобы быть признанной юридическим лицом, помимо формальных критериев (например, обязательная регистрация учредительных документов) должна обладать в совокупности четырьмя характерными признаками:

• наличие обособленного имущества;

• способность отвечать по обязательствам своим имуществом;

• способность выступать в имущественном обороте от своего имени;

• возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде, арбитражном суде.

В экономике функционируют самые различные юридические лица, которые отличаются друг от друга по целому ряду признаков: отраслевой их принадлежности; размерам; степени специализации и масштабам производства однотипной продукции; методам организации производства и степени его механизации и автоматизации; организационно-правовым формам и др.

Признаками отраслевой принадлежности предприятия служат: характер сырья, потребляемого при изготовлении продукции; назначение и характер готового продукта; техническая и технологическая общность производства; время работы в течение года.

По характеру потребляемого сырья промышленные предприятия делятся на предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности.

По назначению готовой продукции все предприятия делятся на две большие группы: производящие средства производства и производящие предметы потребления.

По признаку технологической общности различают предприятия с непрерывным и дискретным процессами производства, с преобладанием механических и химических процессов производства.

По времени работы в течение года различают предприятия круглогодового и сезонного действия. По признаку размеров предприятия делятся на крупные, средние и мелкие.

По специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные. По методам организации производственного процесса предприятия делятся на предприятия, в которых преобладает поточный, партионный и единичный методы организации производственного процесса.

По признаку деятельности различают предприятия: промышленные, торговые, нвестиционные, транспортные, в сфере услуг и т.д.

В ГК классификация юридических лиц основана на трех основных критериях:

1) на праве учредителей (участников) в отношении юридических лиц или имущества;

2) на цели экономической деятельности юридических лиц;

3) на организационно-правовой форме юридических лиц. В зависимости от того, какие права сохраняют за собой учредители (участники) в отношении юридических лиц или их имущества, юридические лица могут быть разделены на три группы:

• юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права. К их числу относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;

• юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности, или, иначе, вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения;

• юридические лица, в отношении которых их учредители(участники) не могут иметь никаких имущественных прав (ни вещные, ни обязательственные): общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Приведенная классификация юридических лиц имеет большое практическое значение, особенно в части выделения первой группы юридических лиц, в отношении которых их участники и учредители имеют лишь обязательственные права.

Цели, задачи и функции предприятия

В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится к одной из двух категорий:

• коммерческие организации;

• некоммерческие организации.

Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.

Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками.

Юридические лица, которые относятся к некоммерческим организациям, могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных объединений, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Такие юридические лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей.

По организационно-правовой форме юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, в соответствии с ГК РФ классифицированы следующим образом (рис. 3.1):

хозяйственные товарищества — полное товарищество, товарищество на вере (коммандитные товарищества);

хозяйственные общества — общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытого и закрытого типа);

унитарные предприятия — основанные на праве хозяйственного ведения, основанные на праве оперативного управления;

В ГК РФ предприятие не рассматривается в качестве субъекта предпринимательской деятельности, поскольку это политэкономическая категория, лишенная юридического смысла. Поэтому, если в тексте ГК упоминаются государственные и муниципальные предприятия, упор делается на их унитарный характер, т.е. на то, что их уставный фонд является неделимым и полностью принадлежит на праве собственности учредителю — государству или муниципальному образованию.

Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц

Наличие различных организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и России.

В ГК РФ зафиксированы различные формы хозяйствования, каждая из которых имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Рассмотрим сущность каждой из них более подробно.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Согласно ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать кроме обычных сведений (наименование, место его нахождения и др.) сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источнике его формирования.

В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Возглавляет унитарное предприятие руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен.

Унитарные предприятия отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом и не несут ответственности по обязательствам собственника его имуществом,

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом об этих предприятиях.

Унитарные предприятия по сравнению с другими коммерческими организациями имеют ряд особенностей:

• в форму хозяйствования унитарного предприятия заложен принцип унитарности. Он означает, что соответствующая коммерческая организация не наделяется правом собственности на закрепленное за ней имущество. Собственником этого имущества остается учредитель такой организации, т.е. государство;

• имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе между работниками унитарного предприятия;

• право ответственности сохраняется за учредителем, и имущество закрепляется за унитарным предприятием лишь на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения либо оперативного управления);

• во главе предприятия стоит единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен.

Унитарными предприятиями в зависимости от того, кому принадлежит собственность, могут быть государственные или муниципальные.

В зависимости от того, какие права предоставляет учредитель, унитарные предприятия подразделяются на две категории:

• унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

• унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, не известную странам с классической рыночной экономикой. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц — несобственников.

В соответствии с ГК право хозяйственного ведения это право государственного или муниципального предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления в соответствии с ГК — это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Различия прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоят в содержании и «объеме» правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления. Учредители унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учредитель. При несостоятельности же казенных предприятий Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества как учредителя. Из этого вытекает, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, в принципе не может быть банкротом.

Подробное рассмотрение таких организационно-правовых форм как производственные кооперативы, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества вынесены на самостоятельное обучение на основании ГК РФ и комментариев к нему.

Преимущества производственного кооператива:

прибыль кооператива распределяется между его членами не пропорционально их паям, а в соответствии с их трудовым вкладом. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов. Такой порядок распределения материально заинтересовывает каждого члена кооператива более добросовестно относиться к своему труду;

законодательством не ограничивается число членов кооператива, что предоставляет большие возможности для физических лиц для вступления в кооператив;

равные права всех членов в управлении кооперативом, так как каждый из них имеет только один голос.

Недостатки заключаются в том, что число членов в кооперативе должно быть не менее 5 человек, а это существенно ограничивает возможности их создания. Каждый член кооператива несет ограниченную субсидиарную ответственность по долгам кооператива.

Хозяйственные товарищества и общества.

Это наиболее распространенная форма коллективного предпринимательства. Согласно ГК хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Хозяйственные товарищества и общества имеют не только общие черты, но и различия.

К общим чертам можно отнести следующие:

• имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственными товариществами или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности;

• все они являются коммерческими организациями, обладающими общей правоспособностью;

• общества и товарищества как юридические лица могут быть участниками других обществ и товариществ;

• поскольку общества и товарищества являются собственниками своего имущества, их учредители по отношению к обществу имеют лишь право обязательственного характера, но не вещное право на его имущество.

Хозяйственные товарищества и общества близки по своей организационно-правовой форме хозяйствования, что дает возможность преобразования одного вида в другой. Но между ними имеются и существенные различия. Основное различие заключается в том, что товарищество — это объединение лиц, тогда как общество является объединениями капиталов. Этим определяются различия в правовом положении обществ и товариществ. В товариществах, участники которых должны заниматься предпринимательской деятельностью, могут участвовать лишь индивидуальные предприниматели или творческие организации. Особенностью является и то, что общества могут быть созданы одним лицом, товарищества нет.

Остановимся на этих формах хозяйствования более подробно.

Хозяйственные товарищества. Хозяйственными товариществами могут быть полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные).

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников о добавлением слов «и компания» и«полное товарищество».

Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который должен быть подписан всеми его участниками.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решения принимаются большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников.

Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или убытках.

Особенностью полного товарищества является

во-первых, то обстоятельство, что предпринимательской деятельностью его участников признается деятельность самого товарищества как юридического лица.

Во-вторых, при недостатке имущества товарищества для погашения его долгов кредиторы вправе требовать удовлетворения претензий из личного имущества любого из участников (или всех вместе). Поэтому деятельность товарищества основана на личностно-доверительных отношениях всех участников, утрата или изменение которых влекут прекращение деятельности товарищества. Коммерческая практика показала, что такие товарищества нередко становятся формой семейного предпринимательства.

В-третьих, любой из участников полного товарищества занимается предпринимательской деятельностью от имени товарищества в целом, поэтому для создания и функционирования полного товарищества не требуется устав, устанавливающий компетенцию его органов. Единственным учредительным документом такой коммерческой организации служит учредительный договор.

Общество с ограниченной ответственностью.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Число его участников не должно превышать предела, установленного Законом об обществе с ограниченной ответственностью. Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из вкладов его участников и определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов, в соответствии с Законом об обществе с ограниченной ответственностью.

Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Общество может быть добровольно ликвидировано или реорганизовано в акционерное общество или в производственный кооператив по единогласному решению его участников.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: