Лекции по истории коррекционной мысли

Книга 1

Глава 1

Античная цивилизация и судьба человека с отклонениями в развитии.

Указать число людей с нарушениями в умственном и физическом развитии в древнем мире сложно, но можно предположить, что их было больше, чем в наши дни. Эти люди на протяжении многих веков воспринимались, как неполноценные. К ним относились с предупреждением, так как у здоровых людей они вызывали страх. До XVIII века существовали 3 категории людей с аномалиями умственного и физического развития – слепые, глухие (глухонемые) и сумасшедшие.

Первым документальным свидетельством интереса к людям с увечьями является Египетский папирус Ebers (1550 г.до н.э.). Ebers включает перечень древнейших рецептов, врачебных советов, магических целебных заклинаний. Есть косвенные упоминания об умственной отсталости, об эпилепсии и глухоте. Видимо, египтяне интересовались не только причинами и способами их лечения, но и социальным чувством инвалидов. В Кармаке жрецы обучали слепых музыке, пению, массажу, привлекали к участию в культовых церемониях. В отдельные исторические периоды слепые были придворными поэтами и музыкантами.

В античном мире человеческая жизнь, а тем более ребенка, не являлась ценной сама по себе. Греки и римляне считали так, что жизнеспособность государства исходит от физической силы, физического здоровья и тела. И в это самое время дети считались собственностью государства, а не родителей.

Инвалиды с детства являлись бесправными, так как численность полноправных граждан фиксировалась в полисах и заключалась в ношении оружия.

Заботясь о прочности государства, античное законодательство предписывало выявлять физически неполноценных детей в момент рождения. Судьба аномальных детей (людей) становится общественно значимой только в тоталитарных государствах. Об этом свидетельствует древнегреческий полис Спарты, возведший заботу о “физической неполноценности” граждан в догму.

Располагая первым историческим фактом, его можно использовать, как аргумент, так как он зафиксирован Плутархом. Он писал: « Воспитание ребенка зависит от отца, — он приносил его в лесху, где члены фалы осматривали его. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить, но слабых и уродливых детей кидали в пропасть. Женщины для испытания здоровья детей мыли их в вине, говорят, что болезненные дети от крепкого вина погибали, а здоровые становились крепче и здоровее. Когда ребенку исполнялось 7 лет, его забирали от родителей и обучение он проходил по государственной программе.

Такое «вычисление» осуществлялось, по — видимому, не только в Спарте, но и в Древней Греции. Во всяком случае Платон (427 – 347 г. до н.э.) и Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) одобряли опыт Спарты.

По закону только отец считался римским гражданином и обладал всеми правами, и распоряжался жизнью и смертью всех членов семьи. Отец имел право отвергнуть ребенка в момент рождения, убить, изувечить, выгнать или продать.

Со временем в Греции вводится ограничение на детоубийство, а в некоторых городах и право на родителей убивать новорожденных, часто запрещалось убивать младенцев мужского пола, в Фивах детоубийство было запрещено законом.

С созданием Империи (ок. 30 г. до н.э.) полномочия отца сокращаются. Теперь нежеланных детей можно было оставить у колонны Пантария, а найденных здесь детей город обеспечивал кормилицами. С точки зрения Римского государства и гражданина, ребенок инвалид, даже с самого высшего сословия считался неполноценным и ненужным.

Император Константин (IV в.) предложил оказывать финансовую помощь семьям, которые по бедности могли бы отказаться или убить своего ребенка, но это предложение не нашло последователей в течении полторы тысячи лет.

Дети – калеки, уроды представляли собой экономическую ценность. Мальчиков слепых учили в Риме нищенствовать, продавали как гребцов, девочками становились проститутками. Умственно отсталых продавали как рабов, использовали как гребцов, а иногда и специально калечили, чтобы вызывать больше жалости. Аномальные люди использовались в качестве шутов, и это у римлян было очень популярно. Но у многих такие люди вызывали неприязнь и апатию.

Известны несколько человек – инвалидов, оставившие свой след в Истории. Но нам известны только трое — это Гомер, Дидим Слепой и Эзоп.

1.2. Античное и средневековое законодательство о правах инвалидов.

На протяжении многих лет закон воспринимал людей с физическими и умственными нарушениями неполноценными и отделял их от общества. Первый закон о правилах отношения к увенчанным был Ветхий Завет. А законы греческих полисов не упоминают лиц с умственными и физическими недостатками.

Древнейшая письменная фиксация римского права (закон 12 таблиц) – свидетельствует о внимании их составителей к вопросам семейного права и наследия. Составители таблицы – первые, кто упоминали о людях с психическими и физическими недостатками. Их интересовали не причины неполноценности, а судебное доказательство их ненормальности. Глухие, не способные говорить, были признаны недееспособными и были сведены к числу сумасшедших. Умственно отсталых считали неполноценными и назначали им опекунов. Так, глухие, немые, умственно отсталые не имели никакой юридической силы.

1.3 Взгляд античной медицины и философии на природу нарушения слуха и зрения.

Древнегреческие папирусы рассказывают о попытках врачевания глухоты и слепоты. Врачи древности лечили с помощью заговоров и магических заклинаний. Основатель научной медицины – Гиппократ впервые предложил не религиозный метод, а рациональные объяснения причин возникновения болезней. Он пытался вылечить эпилепсию, слабоумие, нарушение слуха и зрение. Идея о взаимосвязи речи и слуха навела врача на мысль, что рожденный глухой, лишенный одного из органов чувств, не способен к развитии, и что потеря одного из чувств неизбежно приводит к ограничению чувствительного опыта. Это заблуждение разделял и Аристотель. Он считал, что рожденный глухонемой, лишенный одного из органов чувств, не способен к развитию, и что потеря одного из органов чувств приводит к ограничение чувствительного опыта. Утверждая, что слух вносит наибольший вклад в умственное развитие, Аристотель охарактеризовал глухих людей, как «необучаемые, бесчувственные, неспособные рассуждать». Но он считал, что слепые обладают таким же интеллектом, как и зрячие.

Таким образом, суждения великих о том, что учить глухонемых невозможно в принципе, пагубно повлияло на общественное мнение и на педагогическую деятельность.

1.4 Христианство: новый взгляд на людей с отклонениями в развитии.

В эпоху императора Августа (63 г. до н.э. – 14 г. н. э.) возникает иное миросуждении и жизнепонимании – рождается христианство. Новая религия провела переоценку всех ценностей. Эллины считали, что здоровье и сила – один из важнейших благ, христиане оценивали как суету и тлен. Христианство было сугубо «педагогическим» движением, морально – религиозной иконой человечества. Нравственные уроки милосердия к аномальным людям усваивались плохо, как обывателями, так и политическими фигурами Средневековья. Отношение к инвалидам было недоброжелательным. Причиной было убеждение в сверхъестественной природе сумасшествия, глухоты, врожденные уродства. Ранее христиане считали эти недуги Божьим наказанием за собственные или родительские грехи. В это время только церковь уделял внимание к аномальным людям. Важную роль в судьбах таких людей сыграли монастыри. В Кесарии (Византия) в 363 году была открыта больница Базилиос, включающая приют для старцев, сирот, нищих и странников, а для душевнобольных были специальные отделения. Там могли рассчитывать на помощь, как слепые, так и люди с другими физическими и психическими недостатками.

В культуре средневековья инвалиды считались, как выпадение из системы «человек – подобие Бога». Носитель этого недуга считался неполноценным и поэтому не заслуживал внимания всех людей. Всех людей с аномальными явлениями воспринимали так, будто в их судьбу вселился Сатана.

Церковь стремилась сглаживать все конфликты, обращаясь с призывом о милосердии. Хоть церковь и учила, что каждый член общества должен жить в соответствии со своим статусом и имуществом, но первые приюты, убежища, школы открывались именно при монастырях, где и стал накапливаться опыт воспитания детей с нарушением слуха и зрения. При монастырях открывались также больницы, они были не столь лечебными, а как приютом для нищих, странников и пилигримов.

В 1119 году открывается университет в Болонье, где изначально изучалось право. Открывались и другие, росло число школ, к церковным стали присоединяться частные. Обучение велось на латыни очень долго время, что делало невозможным образование всех категорий детей с отклонениями в развитии. Но объединяло все университеты то, что они находились под надзором церкви.

Глава 2

2.1. От призрения к светскому.

Началом периода условно можно считать открытия первых приютов для слепых в Баварии и во Франции по инициативе монархов – полководцев. Так, воинственный баварский курфюрст, потерявший зрение в результате травмы на поле боя, учредил богадельню для ослепших солдат. Инициатива Людовика IX Святого так же была обусловлена особым отношением короля, дважды возглавлявшего крестовые походы к ослепшим воинам – крестоносцам. Тронутый их положением Людовик IX построил для них особое здание – Maison des Qvinze – Vingts.

В Maison des Qvinze – Vingts первоначально разместилось 300 обитателей. Согласно легенде, это были рыцари, попавшие в плен и слепленные мусульманами. В первые годы приют содержался за счет королевского бюджета, но так как отпущенных средств оказались недостаточно, призреваемые получили королевскую привилегию – нищенствовать. Избыточная опека приюта со стороны не мила ничего общего с благотворительностью. Церковь стала при богадельне одной из фешенабельныхв Париже. Из – за крупных доходов, слепые пускали деньги в оборот, покупали по соседству земли, строили на них дома, лавки, сдавали.

Развращающее влияние хосписа на общественные нравы, правительство решило принять жесткие меры. Приют был продан, а для слепых была куплена казарма. Обитатель содержались за счет ренты с многомиллионной суммы.

Итак, начало новому периоду отношения государства к лицам с отклонениями в развитии было положено решениями монархов обеспечить инвалидам войны светское призрение.

2.2. Средневековый город: «полноценное большинство» охраняет свою жизнь и права.

Демографический подъем многократно увеличил проблемы продовольственных запасов. Нехватка еды в XIII – XIV веке нередко принимала катастрофические формы. В неурожайные годы резко возрастало число голодных смертей, особенно среди бедноты. В XII – XIII веках численность больных достигает огромных размеров, во Франции пришлось открыть около двух тысяч лепрозориев. В Англии и Италии эпидемия чумы поразила преимущественно детей. Продолжительность жизни европейца в XI – XIV веках колебалась от 22 до 35 лет. Для средневековья характерна высокая смертность в младенческом и детском возрасте до 14 лет. XIV столетие в истории звучи как период Великого Мора.

К XIII веку функции больниц изменяются: «они превращаются в благотворительные учреждения только бюргерам – полноправным гражданам, а местным жителям, при условии внесения специально взноса. К XVI веку больница перестает быть церковным учреждением, но по-прежнему находится под ее покровительством.

Появляются новые психиатрические лечебницы. В конце XIII века в Каире была открыта больница Мориста для душевнобольных. В 1305 году в Упсале дом «Святого Духа» для странников, куда принимались и люди с психическими расстройствами. В лечебницах (психиатрических) были бессердечные и жесткие методы лечения. Открытие психиатрических лечебниц было важным шагом на пути к будущей организации медицинской помощи душевно больным.

Средневековая юриспруденция, как и медицина в своих действиях руководствовалась интересами здоровых граждан. Закон и суд защищали «полноценное большинство». Вплоть до XVIII века государство и закон не считали инвалидов полноценными гражданами. Ранние своды законов жестко фиксировали ограничения гражданских прав инвалидов: они были лишены права наследования, им запрещалось давать показания в суде, заключать контракты, делать официальные заявления и составлять завещания.

Законодательство по-прежнему обходит людей с отклонениями в развитии своим вниманием: европейцев в это время заботят проблемы собственного выживания.

2.3. первые ростки терпимости к «инаковыглядящим» и «инакомыслящим».

Начавшиеся в конце XI столетия крестовые походы, привели в XIII веке к тому, что мусульманская и иудейская литература, философия, медицина не только не становятся доступны для европейцев, но и активно усваиваются ими. В Италии, Испании, Португалии среди христиан оказалось значительное число иноверцев. Европейцы на протяжении этих двух веков учились понимать, что «иные» люди, несмотря на свое явное отличие, иной язык, стиль одежды и поведения – это такие же люди. С точки зрения эволюции общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, в XI – XVIII веках необычайно значимы:

- в Западной Европе росло число профессионально подготовительных специалистов: медиков, юристов, педагогов; закладываются основы государственной системы.

- возникшее сословное разделение явилось первым шагом к сословному воспитанию, которое в дальнейшем приведет к попыткам индивидуального обучения аномального ребенка из знатной семьи.

- в западноевропейских городах начало формироваться терпимое отношение к аномальным людям.

- возникли лечебные, учебные и благотворительные нецерковные учреждения.

2.4. Инквизиция: люди с отклонениями в развитии приравниваются к политическим врагам.

Попытка католического Рима сплотить европейские государства христианское сообщество не привело к желанным результатам. Средневековый человек постоянно пребывал в состоянии нервного напряжения, психического стресса, а жизнь его ежедневно подвергалась опасностям. Фрустрация привела к резкому росту психических расстройств.

Умами европейцев овладела мысль о близком конце света, об усилении могущества Сатаны. Церковь начинает поиск еретиков и ведьм, а население по мере сил помогает ей. Первыми в поле зрения напуганных обывателей попадали «инаковыглядящие» и «инакомыслящие».

Неприятие чужой необычности, неординарности, страх, брезгливость и агрессия большинства к «неполноценным» согражданам обрекали последних на преследование и уничтожение.

С момента благословления Папой Иннокентием VIII охоты на ведьм началось их тотальное истребление. В германии два доминиканских монаха издают книгу «молот ведьм», где был перечень примет ведьм, в который входили: бессвязная речь, странное поведение, неадекватные поступки. Люди с физическими и интеллектуальными нарушениями легко могли попасть под число жертв религиозных преследований. В колдовстве могли обвинить даже ребенка. Охота на ведьм продолжалась в Западной Европе более двухсот столетий и привела к гибели свыше ста тысяч человек. Возможно, отсюда берут свое начало фашистские идеи о сверхчеловеке и неполноценных людях, подлежащих истреблению.

2.5. Реформация: отношение к инвалидам не меняется.

XVI век отмечен как время Реформации – антифеодального, антицерковного движения, зародившегося в Германии. Лютер и его последователи отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией, считая носителем истины священное писание, и выступали за упразднение института духовенства. По мнению Лютера, между словом Божьим и верующим е нужен посредник, человек должен общаться с Богом не на латыни, а на родном языке. Желание реформаторов изгнать из богослужения непонятную большинству верующих латынь, привело их к мысли о необходимости:

- дать каждому Библию на родном языке.

- научить всех читать, а значит, ввести всеобщее начальное образование.

- проводить обучение на родном языке.

- сделать обучение принудительным, чтобы исключить влияние римской церкви на умы учащихся.

- вменить организацию обучения в обязанность государству.

Карл Великий, мечтая возродить Римскую империю, попытался ввести всеобщее обучение и открыл школы при церквях.

Реформаторы – протестанты, мечтая о не зависимости Германии от идеологического влияния Рима, попытались ввести принудительное всеобщее начальное образование. Великий идеолог реформации Мартин Лютер считал, что умственно отсталый ребенок – просто масса плоти, другой идеолог Жан Кальвин считал, что умственное отсталый ребенок (взрослый человек) одержим Сатаной.

Факты избавления от неполноценных детей в средневековой Европе достаточно многочисленны. Государство, в отличии от Спарты не поощряло такого рода действий, но и не противостояло им.

2.6. Эпоха Возрождения: новый взгляд на людей с отклонениями в развитии.

Эпоха Ренессанса – время развития гуманистических тенденций в отклонениях к людям с психофизическими недостатками. Умы философов, писателей, врачей, педагогов привлекают проблемы образования, воспитания детей, их начинает интересовать и волновать жизнь людей, лишенных разума, обездоленных.

Эразм Роттердамский утверждает, что подлинного человека формирует не природа, а целенаправленное воспитание. В своих педагогических произведениях он приводит идею о том, что никому не дано выбирать свой нрав и характер. Человека невоспитанного и лишенного регулирующего воздействия разума, Эразм ставит ниже животного.

В XVI веке врачи Западной Европы, прежде Франции и Италии, детально разрабатывают важные проблемы психиатрии. Важным для практических психиаторов – забота о психическом здоровье, Людовиг Вивес убежден, что «так как нет ничего в мире совершеннее человека, а в человеке – сознания, то надо заботиться о том, чтобы человек был здоров, и его ум оставался ясным…».

В середине XVI века в Испании возникает целая сеть психиатрических заведений, обеспечивавших в основном изоляцию душевнобольных, которые держали в цепях и наручниках. Эти учреждения еще не преследовали лечебных целей, в них лечение было «выбивание дури» плетьми.

В период развития средневековых городов в Испании, Франции, Германии магистраторы вынуждены были обратить внимание на сумасшедших, и оказывать им помощь. Юридические акты XV века закрепляют перечень мер, к которым следует прибегнуть в случае психического заболевания. Законодательство регламентирует поведение родственников, с учетом его материального положения и гражданства. Основное требование – изолировать больного, дабы не нарушать покой и безопасность остальных горожан. В Германии забота об одиноких больных поручалась цехам, иногда содержание оплачивал город. Если больной был состоятельным иностранцем, то его доставляли на родину, взыскав издержки, если он был беден, предполагалось просто выдворить за город.

Если больной был буйным, и родственники не справлялись, то по их просьбе больной помещался в тюремный подвал или особую камеру в крепостной стене. Содержание оплачивал город.

В XVII веке наука все дальше уходит от средневековой метафизики. Современник И. Меркуриали и Д. Бруно впервые предложили классификацию душевных болезней. В этот период предметом изучения становятся этиологические факторы, предпринимаются попытки научного объяснения механизмов физических расстройств. Платер приходит к убеждению, что мозг человека – есть орудие мышления, повреждение которого приводит к извращению мысли. Он также приходит к выводы, что причины помешательства могут быть экзогенными и эндогенными. Платер дает описание различных признаков ранней детской дефективности, что на следующем этапе развития медицины получит название «олигофрении» и «кретинизма».

2.7. Рубикон перейден: первые попытки индивидуального обучения глухонемых.

Активная деятельность медицинских и естественных факультетов университетов обусловила возникновение научного интереса к проблеме глухонемоты и попыток ее преодоления. Нидерландец Рудольф Агрикола одним из первых пришел к выводу, что обучаемость глухого имеет не мистическую природу, а является результатом специальным педагогическим образование.

Джероламо Кардано – профессор итальянского университета, предложил физиологическое объяснение причин глухоты и немоты, и разработал классификацию неслышащих, заложив тем самым «теоретические основы воспитания и обучения глухонемых детей».

Первые попытка дать глухому ребенку образование были предприняты не в Италии, а в Испании. Испания XVI века была страной абсолютизма, непрерывно воюющей, ведущей непрерывный захват колоний. Так, испанское общество трудно заподозрить в лояльном отношении к людям с выраженными физическими недостатками. Тем не менее, бенедиктенский монастырь Св. Сальвадора, первым начал оказывать систематическую индивидуальную помощь детям с нарушением слуха.

В одной из правящих семейств Испании глухота передавалась генетически из поколения в поколение, а человек, не умеющий говорить, не признавался наследником. Забота о сохранении родового богатства вынудила испанских грандов искать способ научить своих глухих сыновей общаться с членами королевского суда. Выпускник Соломанского университета, монах – баснописец Педро Понсе де Леон, создал оригинальный метод обучения глухих. Дети с нарушением слуха из аристократических семей под руководство Понсе овладели не только письмом, счетом и чтением на родном языке, но также латынью и греческим. Педро Понсе принято считать родоначальников сурдопедагогики. Но методики Понсе не сохранились. При жизни монах хранил свои педагогические открытия в тайне, а после смерти, его записи потерялись в монастырских архивах. Ж. П. Бонет и Рамирес де Кадрион развивали и обогащали педагогическую систему Понсе после его смерти, располагая записями и автора.

Джон Уоллис – профессор геометрии в Оксфорде, один из основателей Королевского Научного Общества, создал британскую систему обучения глухонемых устной речи. Его практические достижения, в частности, результаты обучения неслышащего двадцатилетнего Даниэла Волли оказались столь успешными, что ученика демонстрировали королю и двору. Испанский опыт инициирует английскую мысль и приводит к успехам в индивидуальном обучении глухих, но никак не влияет на обучение неслышащих в это стране в целом.

В XVI – XVII веках успешный опыт индивидуального обучения детей с сенсорными нарушениями не привел и не мог привести к открытию специальных учебных заведений.

Восприятие этих людей короной, церковью, аристократией и буржуазией как неполноценных являлось главной преградой на пути организации специального обучения.

В XVI – XVII веках, несмотря на успехи педагогической коррекции, широкое рапростронение получает мнение о том, что глухой, слепой, слабоумный нуждаются в лечении, носители этой идеи полагали, что аномального ребенка надо вылечить, а уж затем лечить.

В XVII веке резко возрастает интерес к человеку, его предназначению и месту в обществе, крепнет убеждение о праве человека на индивидуальность.

Не только в XVII веке в ряде Западных стран предпринимались попытки индивидуального обучения глухих, но и слепых. Некоторые становились известными. Однако в XVII веке благодаря изменениям, были предприняты попытки дать образование людям незрячим или потерявшим зрение. Организаторы небольшой музыкальной школы для слепых выработали устав, согласно которому нищенство для слепого – позор, и слепые могут и обязаны учиться. В Англии создаются «братства» слепых, пытаются найти пути для самостоятельного существования. Там слепых обучали хорошо ориентироваться при передвижении по улице Лондона. Общество предлагало иностранцам услуги слепых в качестве провожатых в туманные дни и вечера. Это свидетельствует о новом взгляде на слепых.

Чешский мыслитель – гуманист Ян Амос Комененский первым из педагогов выдвинул положение о необходимости заботиться о воспитании и обучении слабоумных. Я. А. Коменский был глубоко убежден, что всем аномальным детям можно дать образование.

Глава 3

3.1. три направления помощи: возникновение специальных школ.

В этот период оформляются три основных направления помощи лицам с отклонениями в развитии.

- Христианско – филантропическое (цель – призрение, форма – приюты, благодельни, дома призрения).

- Медико – педагогическое (цель — лечение, воспитание и элементарное обучение детей с выраженными нарушениями в развитии, форма – обучение при больницах).

- Педагогическое ( цель – образование детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, форма – специальные классы, школы, интернаты).

Все национальные системы специального образования складывались в Западной Европе и были первоначально ориентированы на обучение трех категорий детей: в начале – глухих и слепых, позднее – умственно отсталых.

Модель образования, для реализации которой в стране нет культурно – исторических и экономических предпосылок, в лучшем случае может существовать в единичном варианте как экспериментальная.

3.2 Опыт Германии: единое государство, единый народ, единое специальное образование.

По условия Вестфальского мира (1648) Германия утратила свою территориальную целостность и вступила в период длительного политического и экономического кризиса. Ученые Германии в XVIII веке находились под влиянием идей предшествующих столетий. Государственная идеология, консерватизм научной, в том числе и медицинской, мысли, кризис экономики отразились на организации психиатрической помощи. Государственных, как и частных психиатрических учреждений лечебного типа Германия не имела вплоть до XIX века. Существование «дома для умалишенных», как и «монастырские приюты» выполняли исключительно полицейские функции, не преследуя лечебных целей.

Существенное влияние на немецкую психиатрию оказал И. Кант, предложивший оригинальную классификацию душевнобольных. Идеи Канта и Гегеля о примате философской оценки психических недугов оказали заметное влияние на немецкую психиатрию, носившую умозрительный характер и оторванную от почвы живых наблюдений. Наряду с философской зарождается врачебная психиатрия. Исходя из философских взглядов Канта, немецкие педагоги стремились доказать что формальное (развитие мыслительных операций) образование имеет большее значение, чем материально (усвоение содержания обучения). Первая лечебница, преобразованная в психиатрическую лечебницу, организовывается в Саксонии в 1811 году. До середины XIX века большинство психиатрических учреждений напоминало зверинцы, где голые и одичалые больные сидели в «каменных мешках» на цепях.

Начало специальному обучению глухонемых в стране было положено врачом В. Кергером и учителем Георгом Рафелем. Заняться проблемой специального обучения Г. Рафеля заставила личная проблема. Трое из шести его детей родились глухими. Он изучил все доступную литературу по сурдопедагогике и выстроил свою систему в соответствии с рекомендациями И. К. Аммана. Но эти успехи не привели к открытию специальных школ в Германии. Удачливее всех оказался С. Гайнике, он устраивал публичные испытания знания и умения своих глухих учеников. Результаты стали настолько очевидны, что Саксонский курфюст предложил Гайнике организовать институт для глухонемых.

В Пруссии неоднократно принимались попытки повсеместного открытия начальных школ. Общее уложение закрепило переход Пруссии к государственной школьной системе, с этого момента школы объявляются государственными учреждениями. К середине XIX многие немецкие земли приняли закон об обязательном начальном обучении. Благодаря активной деятельности В. Гумбольдта был основан берлинский Университет, получило развитие женское образование, открывались школы для глухих и подготовка кадров для этих школ. К началу XX века в Германии сложилась национальная научная школа сурдопедагогики.

Введение обязательного образования для глухих, привело к распространению этого закона и на слепых. В 1806 году немецкий тифлопедагог А. Цейне и В. Гаюн открыли первое учебное заведение для слепых в Пруссии. Получив образование, аномальные дети сделаются полезными гражданами, что сократит в будущем расходы государства на их содержание и увеличит процент трудоспособности населения. Чтобы семья не препятствовала обучению аномального ребенка по своей скупости или бедности, власти предусмотрели систему штрафов и даже тюремные наказания для нерадивых родителей.

Судьбой глубоко умственно отсталых детей занимались приюты для слабоумных. Эти учреждения открывались пасторами, а их деятельность строилась на христианско – филантропических принципах. Первый приют открылся в Вильдеберге в 1835 году. В 1803 году в школе для бедноты города Зайтц открывается особый класс для умственно ограниченных детей, где с неуспевающими проводились дополнительные занятия.

В 60-е годы германии повсеместно открываются народные школы, и вводится обязательное начальное образование. Введение образовательного стандарта для большого числа детей из малоимущих слоев населения при чрезмерной наполняемости класса очень быстро привела к выделению группы стойко неуспевающих и второгодников. Второгодничество требовало от администрации дополнительных затрат. В городе Зайтц, ректор начальных школ санкционировал открытие «добавочных классов», где отличалась наполняемость обучения и продолжительность урока.

Германия, к началу XX века не только не имела планомерно развивающуюся систему образовательных учреждений для умственно отсталых, но и разработала новый тип специального обучения – вспомогательное обучение.

3.3. Опыт Франции: пионеры и аутсайдеры одновременно.

18 столетие вошло в историю европейской цивилизации как эпоха Просвещения. Центром этого с течения стала Франция. Идеи французских материалистов и идеи революции привели к кардинальному пересмотру отношения к страждующим, заложили философские основы воспитания и обучения аномальных детей. Идеологи революции понимали общественную помощь недееспособным гражданам не как милостыню, а как обязанность государства. Французская революция положила конец притеснениям и пыткам в психиатрических лечебницах. Выдающийся психиатр Филипп Пинель впервые снял цепи с душевнобольных. Он со своим учеником Жаном Этьеном Домиником Эскиролем заложил основу новых подходов к лечению и воспитанию умственно отсталых детей. В 1828 году при психиатрической лечебнице в Бессетрье, а в 1831 году при больнице в Сальпетриере открываются отделения для идиотов. В 1833 году доктор Ж. Вуазен основал самостоятельное учреждение для слабоумных в Париже — Ортофренический институт. В Париже Сеген в 1841 году открывает для идиотов частную школу.

Со временем открытия Людовика IX хосписа для незрячих положение слепых было достаточно благополучным. Призреваемы обеспечивались пенсией. Вспомоществование получали не только незрячие, но и члены их семей. Государство и общество понимали проблему призрения, считая благотворительность достаточной заботой о незрячих, а их обучение – избыточным. Уникальное учебное заведение, в стенах которого работали два выдающихся тифлопедагога Валентин Гаюи и Луи Браль не оказало влияния на организацию образования незрячих во Франции. В 1838 году учреждения, основанное Гаюи, прекратило свое существования. Одновременно в конце XIX века растет число приютов и богаделен для слепых, где имеются трудовые мастерские, но отсутствует настоящее образование.

Похожая складывалась ситуация и с обучением глухих. Великие сурдопедагогики Шарль Михель и Роже Сикар создали оригинальную национальную концепцию образования неслышащих – «мимический метод». Подчеркивая важную роль воспитания в жизни общества, они утверждали, что задача педагога – подготовка образованных, критически мыслящих, активных членов общества. В 1706 году отлученный от церкви богослов Ш. М. Эпе начинает обучение двух глухих девочек, а затем на личные средства открывает небольшую частную школу – Парижский институт глухих – первое в мире училище для глухонемых, которое по существу явилось и первой школой сурдопедагогики. После смерти Эпе церковь и духовенство всячески препятствовали его сурдопедагогической деятельности.

В отличии от ряда западноевропейских стран, Франция долгое время не принимала нормативных актов об образовании лиц с нарушениями слуха. Закон в этой стране о всеобщем образовании был принят в 1882 году. Обладая приоритетом в теоретической сурдопедагогике, первой в мире открыв в XVIII веке школу для глухих, Франция за последующие столетие не создала сети государственных учреждений. Не удержала Франция свой приоритет и в деле обучения умственно отсталых. Проблема обучения умственно отсталых вновь становится актуальной только после принятия закона о всеобщем обязательном начальном обучении в 1886 году. Психиатр Бурневиль пытается убедить французов в необходимости открытия для умственно отсталых специальных классов и школ, но не получает поддержки государства.

Новая попытка активировать обучение умственно отсталых предпринимается в 1921 году. Но новая попытка не привела к значительным результатам, специальные школы так и не открывались, а число специальных классов росло крайне медленно.

Отсутствие государственной политики в области образования лиц с отклонениями в развитии привело к тому, что опыт первых в мире учебных заведений для глубоко умственно отсталых остается научным экспериментом, так и не получив развитие и распространение в течение следующего столетия.

Франция, являясь пионером в теории тифлопедагики, первой в мире открыв образовательные учреждения для глухих и слепых, лечебно – педагогические заведения для глубоко умственно отсталых, страна к концу описываемого периода оказалась аутсайдером в практике организации системы специального образования.

3.4. Опыт Англии: «британский путь» или забота о бедных и аномальных.

Политические и экономические реформы привели к изменению уклада жизни страны, обусловили изменение государственной политики в области образования. После «Славной революции» 1688 года получили распространение начальные (приходские) школы. Для детей из народ в XVIII веке на церковные и благотворительный средства стали открываться «школы для бедных». В конце XVIII века «школы для бедных» пришли в упадок, так как промышленникам было выгодно использовать дешевый детский труд. В связи с этим возникло движение за созидание воскресных школ для работающих детей для детей из бедных семей население в конце XVIII века стали организовывать индустриальные школы, где обучали ремеслам и начаткам грамоты.

Педагогические предпосылки возникновения специального образования в Англии связаны с обучением глухих. В середине XVII веке Джон Бульвер опубликовал первые в стране пособия по сурдопедагогике. Джон Уоллис и его единомышленники в XVII веке предприняли несколько успешных попыток индивидуального обучения глухих. Практика обучения лиц с отклонениями в развитии начала складываться в Британии только в конце XVIII века.

Первая небольшая частная школа для обучения неслышащих была открыта священником Томасом Брайвудом в Эдинбурге в его собственном доме. Отец глухого ребенка и ярый противник французского метода Эпе, Брайвуд разрабатывает собственный сурдопедагогический подход. Поменяв место жительства и переехав в Лондон, Брайвуд и там организует частную школу.

Соучередителем Лондонской школы был племянник Брайвуда, священник Дж. Ватсон. Они взяли под свой контроль деятельность всех благотворительных учреждений, занимавшихся судьбой неслышащих, и ни одна попытка обучения глухих не могла возникнуть без их благословения. Обучение глухих стало бизнесом семьи, который расширялся за счет включения в сферу интересов благотворительных школ для неимущих детей. Джон Тауншед – один из представителей оппозиционного религиозного течения священник конгерации открыл для глухих детей из бедных семей.

На протяжении века число небольших частных школ и благотворительных заведений для глухих росло. С 1878 года в Англии началась целенаправленная подготовка сурдопедагогов. Принятие Великобританией закона о всеобщем начальном обучении (1880) побудило правительство создать закон об обязательном образовании глухих. Школы – институты для глухих начали активно расширяться, одновременно открывались новые дневные школы. За период с 1760 по 1991 год Великобритания прошла путь от открытия первой маленькой частной школы до принятия закона об обязательном обучении глухих. В 1901 году в Эдинбурге открывается первое учреждение для воспитания и обучения слепоглухонемых. Интерес англичан к проблеме образования незрячих возник благодаря Эдварду Ралетону – поэту, потерявшему зрение в результате инфекционного заболевания. Ослепший поэт, озабоченный судьбой незрячих, особенно нищих, в 1791 году в Ливерпуле открыл школу для бедных слепых, где разновозрастные ученики обучались ремеслам, церковному пению, игре на музыкальных инструментах.

В 1793 году открывается ремесленная школа – приют для слепых (Бристоль, Эдинбург), в 1799 школа в Лондоне. Эти учреждения занимались не столь образованием, сколько обучением незрячих.

Ситуация начала меняться после принятия законов о всеобщем обучении (1870, 1880) и отмены платы за обучение в начальной школе (1891). Реальное обучение умственно отсталых началось в Великобритании только в XX веке, почти два столетия понадобилось, чтобы осознать его необходимость. Здания, где сдержались умалишенные и слабоумные строятся в виде монастырей. По отношению к больным это учреждения больше напоминают тюрьмы и зверинцы. Прецедентом принципиально иного отношения к душевнобольным является открытие в 1796 годы убежища для душевнобольных по инициативе Вильяма Тьюка. Это убежище впервые не было оснащено решетками и цепями, а обеспечивало больными достойные содержания и лечение. Несмотря на очевидные успехи практика психиатрической помощи в Англии долгое время не менялось. Экономический расцвет страны приводит к быстрому росту благотворительных заведений для слабоумных, значительная часть идиотов находилась в лечебницах для душевнобольных или в работных домах для бедноты. В 70-е годы в Англии начинает движение за отделение идиотов от душевнобольных. В 1891 год Совет школ Лондона решает открыть «школы специального воспитания» для умственно отсталых детей. Их цель – подготовка ребенка с выраженными трудностями в обучения в обычной школе. Рекомендовалось при этих школах создавать детские сады для более раннего выявления умственно отсталых детей. Обеспокоенные судьбой аномальных детей общественные организации создают Национальную Ассоциацию помощи дефективным детям (1903). Ассоциация пропагандирует необходимость специального школ, заботясь об их трудоустройстве. Создание в стране общей медицинской инспекции (1908) способствовало введению единообразных методов диагностики и отбора детей в специальные школы.

Глава 4

4.1. Специальное образование в Европе до и после первой мировой войны.

Решающим аргументом в конфликтах становилась военная помощь, европейская политика строилась на политике силы. Служба в армии повсеместно стала рассматриваться не просто как обязанности гражданина, но и как его «священный долг», почти во всех странах вводится всеобщая воинская повинность. Прожив почти полвека без воин и серьезных социальных потрясений, частью которого стал оптимизм, вера в науку и бесконечный прогресс человечества. Эта убежденность подкреплялась тем, что во многих странах удалось обеспечить всеобщую грамотность, победить болезни. Оптимистическая вера в науку и прогресс человечества присутствовал и в идеях педагогов – дефектологов, психологов, педагогов, многие из которых в начале XX века были увлечены лечением и обучением аномальных детей.

Национально – государственное размежевание нашло свое отражение и в области практической дефектологии, каждая сверх держава стремилась создать оригинальную национальную модель помощи лицам с отклонением в развитии. Несмотря на существенные национальные развития, к 1914 году большинство западноевропейских стран создали действующую систему специального образования и наметили перспективу ее развития. Все начинания и грандиозные прожекты рухнули одновременно на всей территории Европы в связи с началом кровопролитной и разрушительной первой мировой войной и последовавшими за ней революциями, военными переворотами, гражданскими войнами. В краткий промежуток времени между окончанием первой и началом второй мировых войн не развили успехи, достигнутые в деле развития специального образования, но и снизили активность в деле организации образования лиц с отклонениями в развитии.

У истоков организации обучения умственно отсталых в Италии стояли Мария Монтессори и Санте де Санктис. Врачи и педагог М. Мантессори начинала свою практическую деятельность в детской психиатрической клинике, где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. Эффективность предложенного метода способствовала его внедрению в массовую практику дошкольного воспитания. В 1922 году к власти в Италии приходят фашисты, чье отношение к лицу с выраженными отклонениями в развитии можно с уверенностью назвать средневековым. Установление фашистского режима на долгие годы затормозило развитие национальной системы специального образования, М. Монтессори эмигрировала из Италии и активно пропагандировала свою систему, создавая школы в Великобритании, Франции, Испании. Идеи фашизма и традиции немецкой национальной системы специального образования оказались несовместимы. На примере трех европейских держав, имевших в начале ХХ века сеть образовательных учреждений для умственно отсталых детей, можно видеть, что в период 1914 – 1939 года государство перестает заботиться о развитии специального образования. В Англии это связано с экономическим кризисом. В Италии – с приходом власти фашистов. Казалось бы, человечество должно было извлечь исторические уроки: уничтожение лиц с выраженными отклонениями в развитии является пусковым механизмом для столь же безжалостного уничтожения других групп населения по религиозным, политическим, идеологическим, расовым, моральным и национальным принципам.

Немецкое общество не усвоило жесткого урока, и история повторила его вновь. После того, как в Германии были закрыты вспомогательные школы и проведена массовая стерилизация их воспитанников, начались чудовищные медицинские опыты над людьми, и первыми жертвами стали заключенные.

В Югославии в 1919 году создается Государственное управление по защите аномальных детей. Она не ограничилась созданием управленческих структур и начала развиваться сеть специальных школ. Несмотря на все политические и экономические катаклизмы 1937/38 учебного года в стране действовало 5 вспомогательных школ и 95 вспомогательных классов.

В Болгарии идея об открытии вспомогательной школы была высказана в 1907 году, но не успела практически реализоваться перед войной. В 1921 году в стране учреждается медико – педагогическое общество, поставившее своей целью заботиться о детях с отклонениями в развитии.

Чехия, войдя в состав Австро – Венгрии (1867), приняла закон об обязательном 8-ми летнем обучении, и уже в 1871 году в Праге было открыта первая вспомогательная школа. После распада Австро – Венгрии (1918) на карте Европы появляется новое государство – Чехословацкая республика, правительство которой в 1929 году принимает закон об обучении аномальных, в том числе и умственно отсталых детей.

Польша, выйдя из состава России (1918), начинает строить национальную сеть специальных учреждений и заботиться о подготовке учителей – дефектологов. Политическая нестабильность не позволила Польше развить успехи в организации специального образования.

Однако и в этих странах с 1939 года специальное образование практически было прекращено – началась вторая мировая война.

4.2. Декларация прав человека: новый взгляд на лиц с отклонениями в развитии.

Вторая мировая война прямо и косвенно способствовала значительному прогрессу специального образования, улучшению положения инвалидов и лиц с отклонениями в развитии в обществе, изменению их социального статуса. Пережив ужасы войны, концлагерей и геноцида, цивилизованный мир по-новому стал смотреть на различия между людьми, на их индивидуальность и самобытность. Государства объединили усилия в целях поддержки и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества, учредив ООН. Всеобщая декларация прав человека ООН закрепило новое миропонимание.

- все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

- каждый человек имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность.

- все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона.

В 50-70-х годах в западноевропейских странах совершенствуются механизмы комплектования специальных образовательных учреждений, выявлений, учета и диагностики детей с нарушениями в развитии. Меняется и уточняется классификация, выявляются новые категории детей, нуждающихся в специальном образовании. Теперь к ним относят уже не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и детей с трудностями в обучении, эмоциональными расстройствами, девиантным поведением, социальной и культурной депривацией.

Глава 5

5.1 язык отражает смену взглядов.

Изменение социально – культурного контекста детерминировало появление новой терминологии. В специально посвященным проблемам терминологии докладе «Права человека и инвалидов» отмечены, что набор терминов, употребляемых в языке и юридических текстах при определении не только признаков инвалидности, но и самих инвалидов, ограничен, а в ряде случаев они носят уничтожительный характер.

Терминология, использовавшаяся на протяжении столетий (идиот, имбицил, даун, калека, слабоумный и т.д.), признается в этот период некорректной по причине ее употребления в уничижительно – оценочном смысле в речи «нормальных людей». Изменение отношения общества и государства к описываемой части населения в последнее десятилетие ХХ века оказалась столь глубоким, что даже вызвало необходимость проведения определенной языковой политики: введения и пропаганды новой лексики.

5.2. Mainstreaming – билингвизм: в общем ли потоке?

Ведущей тенденцией развития системы образования для детей с особыми потребностями, начиная с 70-х годов «становится включение в общий поток» (Mainstreaming) или интеграция. Переход к интегрированным формам обучения, признания всех без исключения детей обучаемыми, кардинальная реконструкция системы специального образования стали следствия демократизации западноевропейского общества; развития тенденций к гарантированному обеспечению прав каждого; проведения антидискриминационной политики в условиях экономического подъема, активного роста благотворительности.

Освоение философии заставило общество по-новому оценить систему специального образования. То, что ранее оценивалось как ее достоинство: увеличение числа специальных учебных заведений, то в 70-е годы начинает оцениваться негативно. Направление ребенка в специальную школу, а тем более в интернат, воспринимается как попытка его изоляции от родителей, сверстников, полноценной жизни.

Общество выступает за сокращение числа специальных школ и перевод значительного числа учащихся в общеобразовательную среду, открытие классов для ранее необучаемых глубоко умственно отсталых детей.

В Великобритании принятие Акта об образовании (1981) привело к инициативе местных органов управления по закрытию всех специальных школ и всех детей с отклонениями в развитии и перевести в общеобразовательные школы. Правительство Нидерландов, начиная с 90-х годов, пытается объединить массовое и специальное образование. Швеция в 1980 году приняла учебный план, зафиксировавший изменение подходов к организации обучения детей с нарушение в развитии.

В Дании 1987/88 учебного года специальное образование получало 13% детей от школьной популяции. При этом в специальных школах – интернатах обучались только дети с грубыми эмоциональными нарушениями, в специальных школах – глубоко умственно отсталые, а для остальных были открыты специальные классы в общеобразовательных школах.

В Норвегии в этом же учебном году специальные школы посещало 0,7% детей, в массовых школах по индивидуальным программам училось 3%. В начале 90-х годов специальные школы были практически упразднены. В Финляндии в 1987/88 учебном году специальное образование получало 2,5% детей школьного возраста.

В результате проведения антидискриминационной политики в Западной Европе произошла реальная интеграция большого числа детей с различными нарушениями в развитии в общеобразовательные школы. Накопить 20-летний опыт, государство и общество начинает видеть не только преимущества избранного хода, но и порожденные им проблемы;

- государство должно резко увеличить финансирование образования.

- учителя массовых школ, не обладая достаточными профессиональными знаниями для оказания адекватной психолого – педагогической помощи, и попали в ситуацию профессионального и психологического дискомфорта.

- дополнительное внимание учителя к интегрированному ребенку приводит к снижению качества обучения его одноклассников.

Книга 2

Глава 1

Обретение права на жизнь

Хронологические ориентиры (988—1715)

988 г. Христианство становится официальной религией Киевской Руси.

996 г. Устав великого князя Владимира определяет «церковных людей» и правила призрения.

1018 г. Распространена письменность (славянские просветители святые Кирилл и Мефодий).

1023 г. Открыта церковная школа для духовенства (Курск).

1030 г. Открыта церковная школа для духовенства и мирян (Новгород).

ок. 1065 г. Основан Киево-Печерский монастырь, при котором вскоре открываются больница и приют (преподобный Феодосии).

1169 г. Андрей Боголюбский разоряет Киев.

1223 г. Поражение русских войск в битве на реке Калке, положившее начало монголо-татарскому игу.

1326 г. Упадок Киевской митрополии. Москва становится церковной столицей.

1480 г. Официальный отказ московского князя Ивана III подчиняться Орде.

1551 г. Обнародован кодекс правовых норм русской церкви — Стоглав.

1564 г. Издана первая печатная книга («Апостол», Иван Федоров).

Конец XVI начало XVII в. Смутное время (в результате неурожаев, эпидемии холеры, мятежей и бунтов население Руси сократилось почти вдвое).

1632 г. Основана Киево-Могилянская академия (коллегия).

1645 г. Эпидемия чумы (в некоторых областях вымирает до 80% населения).

1649 г. Обнародован новый свод законов — Соборное уложение.

вторая половина XVII в. Открытие учебных заведений в Москве (школа «словесных наук» (греко-латинская) при Андреевском монастыре, боярин Ф. М. Ртищев, 1648 г.; греко-латинская школа при Чудовом монастыре, Е. Славинецкий, 1653 г.; «школа для грамматического учения» для светского образования дьяков Посольского приказа при Спасском монастыре, Симеон Полоцкий, 1665 г.; греко-латинская школа при церкви Иоанна Богослова, 1668 г.; правительственная греко-латинская школа (типографское училище) при Печатном дворе, 1680 г.; греко-латинское училище, братья Лихуды, 1685 г.).

1687 г. Греко-латинское училище преобразовано в Славяно-греко-латинскую академию.

1697—1698 гг. Посещение Петром I Германии, Англии, Австрии.

г. Указ о повивальных бабках, предусматривающий казнь «за умерщвление младенцев, родившихся уродами».

г. Создан Правительственный совет, заменивший Боярскую думу.

г. Указ, запрещающий опускаться на колени при виде государя и снимать шапку зимой, проходя мимо его дворца. Открыта первая светская школа «математических и навигационных наук» (Москва, А. А. Курбатов).

Учреждена артиллерийско-инженерная школа (Москва, Я. В. Брюс).

г. Опубликован первый учебник по математике «Арифметика, сиречь наука числительная» (Л. Ф. Магницкий).

г. Запрещено умерщвлять детей, родившихся вне брака или имеющих врожденный физический дефект.

г. Введен русский гражданский алфавит.

Вводится (впервые в Европе) обязательный рекрутский набор.

1706г. Открыт приют для нищих и сирот (Новгород, митрополит Иов).

Открыт первый госпиталь (военный) (Москва).

Открыты первые казенные аптеки (Санкт-Петербург, Казань,

Рига).

г. Открыта первая школа для подготовки врачей (при Московском военном госпитале).

г. Реформа административного управления (территория империи разделяется на 8, затем на 11 губерний).

г. Открыта первая «цифирная» (арифметическая) начальная школа (Архангельск, А. А. Курбатов).

г. Столицей провозглашен Санкт-Петербург.

Указ о строительстве при церквях в Москве и других городах приютов-госпиталей (сиропитательных домов) для оказания помощи незаконнорожденным, убогим детям, сиротам. Сиропитательные дома закрыты после смерти Петра I.

1714 г. Введено обязательное бесплатное обучение для детей дьяконов и священников.

Дворянам, не умеющим читать и писать, запрещено вступать в брак.

Установлен новый статус дворянства: наследственные владения (вотчины) и земли, полученные за службу, сливаются в единое понятие «поместья». Все помещичьи земли жалуются исключительно за службу, они неотчуждаемы и могут передаваться по наследству.

Указ о единонаследии — недвижимое имущество может быть завещано одному сыну.

1720г. Опубликован букварь Феофана Прокоповича «Первоеучение отроком…».

1700—1725 гг. Издано около 600 переводных и отечественных книг, в том числе букварей, учебников и словарей.

1721г. Упразднен титул царя, Петр I провозглашен императором.Управление богоугодными заведениями передано из Монастырского приказа Святейшему синоду.

Заключен Ништадтский мир, по условиям которого в состав России входят Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии, другие территории.

г. Именной, объявленный из Сената, в дополнение указа 1722 г. указ «О свидетельствование дураков в Сенате».

г. Учреждена Академия наук (Петербург). Управление богоугодными заведениями передано Камер-коллегии (финансовому управлению).

1726 г. Из ранее открытых 42 «цифирных» (арифметических) начальных школ продолжили работу 25. Всего в «цифирные» школы с 1716 по 1726 г. записан 2051 ученик, успешно окончили школу 302 ученика.

Языческая Русь: истоки традиции.

У историков и мемуаристов нет единого мнении о характере, нравах и общественной морали славян. Наших пращуров трудно заподозрить в мягкости характера, особой добродяетельности, не сдерживал их и закон, который в древнерусских землях был развит весьма слабо, восточнославянские племена следовали закону неписанному – обычаю (обычному праву). Согласно летописи, они «имели обычаи свои и законы отцов своих и преданья, каждый свой нрав». Княжеское управление и суд руководствовались обычным правом.

Калека, как и любой другой здоровый соплеменник, мог стать жертвой князя или его дружинников, так как жизнь, особенно жизнь смерда, не имела цены, вместе с тем древнерусский княжеский суд едва ли считал глухонемоту, слепоту, слабоумие и др. основание для преследования их носителя. Родовой обычай допускал убийство соплеменников, оказавшихся обузой для семьи, но смерть ровно грозила и хилому и здоровому, появившемуся на свет в голодный год. Смерть настигала младенца не по приговору суда, а по обычаю. Особо жестко обычай относился к новорожденным женского пола.

Древние обычаи наших пращуров лишены милосердия и сострадания. Устранение «бесполезного» соплеменника (обычно оставляли в лесу без пищи) представлялось единственным способом уберечь работоспособных членов семьи в период тяжкой бескормилици, но в благополучный год, на жизнь неполноценных никто не покушался. Источники практически не содержат сведений, на основании которых можно было бы достоверно представить жизнь инвалидов в дохристианский период. В мире восточных славян язычников накануне их крещения сформировалась традиция неагрессивного отношения к калекам и немощным.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: