Курсовая Институт Бизнеса

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Экономическая теория

и международные экономические отношения»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Институциональная экономика«

на тему: «Институт бизнеса в рыночной экономике«

Выполнил: студент 2 курса,1группы

специальности «Экономическая

теория и международные экономи-

ческие отношения»

Алтынсурин Р.Р.

Проверил:

к.э.н Кусков В.М.

Самара 2013

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..

Глава1. Характеристика и особенности бизнеса в различных экономических системах мира

1.1 Понятие и исторический аспект бизнеса………………………………………

1.2 Особенности бизнеса в развитых странах мира…………. ………………..

1.3 Становления предпринимательства в странах с переходной к рынку экономики………………………………………………………………………………………………..

Глава2. Особенности становления бизнеса в России.

2.1 Характерные особенности бизнеса РФ…………………………………………

2.2 Проблемы тормозящей развития предпринимательства в России………. …………………………………………………………………………………………..

2.3 Тенденции развития института бизнеса в стране………………………….

Заключение……………………………………………………………………………………………..

Список используемой литературы………………………………………………………… …

ВВЕДЕНИЕ

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью крупного и малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы.

Предпринимательство — это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

Значимость изучения проблематики предпринимательства усиливается тем, что именно бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Потенциал малых и больших предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства «уходить в тень».

Цель курсовой работы заключается в разработке теоретико-экономических основ анализа сущности бизнеса, ее функционирование и определить его роль, условия и тенденции развития.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕСА В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ МИРА.

1.1 Понятие и исторический аспект бизнеса

Слово «бизнес» (от англ. business ) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, – это бизнесмен (от англ. businessman ), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг).Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «предпринимательство». Предпринимательская деятельность, предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Таким образом, бизнес – это приносящая доход деятельность граждан, имеющих собственность. Кроме того, бизнес – это и совокупность отношений между всеми его участниками, образующими команду единомышленников с целью получения дохода, прибыли, развития фирмы, предприятия, организации.

Участниками бизнеса выступают следующие группы людей:

собственно предприниматели, т. е. лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск, под свою экономическую и юридическую ответственность, а также коллективы предпринимателей.

В процессе своей деятельности они вступают в деловые взаимоотношения, а также в отношения с другими участниками бизнеса, образуя в итоге сферу предпринимательского бизнеса. Последняя включает три компонента: производство продукции, коммерцию (торговлю) и коммерческое посредничество;

индивидуальные и коллективные потребители продукции, предлагаемой предпринимателями, а также коллективы потребителей, образующих свои союзы, ассоциации. Деловой интерес участников бизнеса этой группы – приобретение товаров и услуг. Он реализуется посредством налаживания контактов с производителями и продавцами продукции на основе взаимной выгоды;

работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму, на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы. Извлечение доходов – реализуется посредством работы в фирме, организации, на предприятии. Если для предпринимателей выгодой в сделках является конечный доход фирмы, то для наемных работников – личный доход, получаемый в результате выполненной работы;

государственные органы, учреждения и организации, когда они выступают непосредственными участниками сделок.

Деловой интерес участников этой группы – осуществление общегосударственных программ (научно-технических, научно-производственных, социальных и др.) в целях удовлетворения потребностей как государства в целом, так и всех его граждан.

В практике сделок с предприятиями различают куплю-продажу предприятия и куплю-продажу бизнеса. Существуют также сделки с готовыми фирмами — под этим подразумевается купля-продажа юридических лиц зарегистрированных фирм, которые представляют собой юридическую оболочку и не ведут предпринимательской деятельности. Этот последний вид сделок в настоящем учебном пособии не рассматривается.

Термины «предприятие» и «бизнес» фактически совпадают, когда речь идет о купле-продаже, хотя в действующем законодательстве такое явление, как бизнес, отсутствует, а предприятие трактуется крайне односторонне. Гражданский кодекс использует понятие предприятие в двух разных смыслах: как субъект права (государственные и муниципальные унитарные предприятия) и как его объект. Статья 132 ГК посвящена исключительно правовой природе предприятия как объекта права. В этом качестве оно представляет собой используемый для осуществления предпринимательской деятельности имущественный комплекс, который включает все виды имущества, предназначенные для деятельности предприятия. Предприятие может принадлежать на праве собственности (праве хозяйственного ведения или оперативного управления) различным субъектам права, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Предприятие как таковое может стать объектом различных сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав на него. В подобных случаях предполагается, что речь идет о соответствующем имущественном комплексе в принципе в полном, указанном выше объеме, представляющем собой «предприятие на ходу». Однако ГК допускает отчуждение и части предприятия (например, продажа завода с исключением какого-либо входящего в этот имущественный комплекс здания или цеха) с тем, что все остальное имущество, входившее в соответствующий имущественный комплекс, продолжает находиться на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления у того, кто отчуждает предприятие. Возможно также исключение из передаваемого комплекса определенных прав (например сохранение за собственником исключительного права на ранее используемый предприятием товарный знак). Частичная (неполная) передача облегчается тем, что при продаже и сдаче в аренду предприятия в договоре должен быть непременно указан его состав. Последнее является важнейшим условием экономии на трансакционных издержках ex post. С учетом этого условия договора производится регистрация, помимо самой сделки, также и происшедшего на ее основе возникновения и изменения прав — в первом случае и возникших обременений права (при сдаче предприятия в аренду или в залог) — во втором. В Законе регистрации прав на предприятия посвящена специальная статья.

Термин «бизнес», несмотря на свое широкое распространение, не является законодательно определенным. Хотя в законодательстве РФ этот термин употребляется, однако он употребляется лишь как вспомогательный, не имеющий самостоятельного значения, а, скорее, указывающий на определенную сферу экономики, отрасль, подотрасль или вид деятельности (например Федеральный Закон РФ «О налоге на игорный бизнес»). Основное значение этого термина — предпринимательская деятельность, которая согласно определению, данному в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, представляет собой деятельность, которая является самостоятельной, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В данной работе под «бизнесом» понимается предпринимательская деятельность, использующая набор инструментов (ресурсы), располагающая активами и обеспечивающая стабильный денежный оборот.

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оценивающего субъекта.

У малого предпринимательства новой России не слишком счастливая судьба, хотя за последние полтора десятилетия было принято немало решений, направленных на его поддержку и развитие. Для малых предприятий в производстве ВВП, по оценки Росстата, в 2000 г. Составляла 8,7%, удельный вес работающих на них в общей численности занятого населения – 12 %. Как известно, это на порядок ниже, чем в европейских странах и США. Пытаясь ответить на вопрос. Почему развитие отечественного малого предпринимательства буксует, стоит наряду с другими подходами применить и исторический. Прообразом современного предпринимательства можно считать торговлю и промыслы, процветавшие в Киевской Руси. Наибольшую поддержку торговцы и купцы стали получать в годы правления Петра 1, когда по всей стране создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Прорубая «окно в Европу» руками русских мужиков, Петр зазывал в страну заморских мастеров на выгодных условиях, а свих посылал в соседние государства на выучку. Торгово-промышленную политику проводил жестоко: императорскими указами предписывалось строительство новых фабрик, образование компаний с назначением пайщиков. Даже петровская приватизация – передаче казенных фабрик в частые руки – проходила в приказном порядке. Так, в 1712 г. велено было казной завести суконные фабрики и отдать торговым людям, собрав компанию, «а буде волею не похотят, хотя в неволю». Известнейшей династией предпринимателей была семья Демидовых (ее родоначальник Никита Антуфьев-Демидов родился в 1656 г.). Весь пореформенный период их нижнетагильское хозяйство было самым крупным среди горнозаводских округов Урала. Род Демидовых 215 лет владел уральскими заводами (1702-1917). Династия пользовалась большой известностью благодаря выдающимся заслугам в развитии отечественной горнозаводской промышленности, огромным богатствам и общественной благотворительностью. Крепостное право крайне негативно сказывалось на развитие предпринимательства вообще и малого в особенности. Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г. В 1895г. в горном округе Демидовых работало около 17 тысяч человек. Тагильский завод производил 1 млн. 157 тыс. пудов чугуна, около 600 тыс.пудов стали и железа ежегодно. Беспощадная эксплуатация людей и низкая оплата труда позволяли Демидовым выдерживать конкуренцию, наращивая производство рельсов и рельсовых креплений, столь необходимых в строительстве железных дорог, которое началось в конце XIX в. Немалую роль в развитии российской промышленности сыграл иностранный капитал, который устремлялся главным образом в крупное производство. С отменой крепостной зависимости стали формироваться рынок рабочей силы, акционерно-паевое предпринимательство, банковская система, частные акционерные банки (коммерческие, земельные и др.). характерно, что к началу XX в. В российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях, то есть преобладали коллективные формы предпринимательской деятельности. Тенденция к монополизации производства способствовала образованию крупнейших компаний – «Продмет», «Продвагон», «Продуголь». Высокие доходы приносили капиталовложения в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Малое предпринимательство развивалось без особых взлетов и падений, то есть естественно. Революция 1917 г. привела к ликвидации рыночных отношений. Были национализированы все крупные заводы и фабрики, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей. Всплеск предпринимательской активности, связанный с нэпом, был очень недолгим – 1921-1926 гг. «Частники» сохранились, можно сказать, лишь в рудиментарной форме. Это были портные (и портнихи), которые шили «на дому» по индивидуальным заказам, сапожники, ремонтировавшие или изготавливающие нестандартную обувь и т.п. В любом случае, они работали полулегально, скрывая свои занятия от соседей и налоговых инспекторов. Скрытно действовали и перекупщики дефицитных товаров, которых называли спекулянтами и фарцовщиками: оживление в этой сфере началось в 60-х годах. Кстати, именно из числа этих «теневиков» (снабжавших рядовых покупателей джинсами, кроссовками и т.п.) вышли первые крупные российские предприниматели «нового времени». И хотя такие формы бизнеса в ССр не поощрялись, они существовали. Безусловно. 70 лет запретительской политики в отношении предпринимательства не могли не сказаться на накоплении хозяйственных навыков, на социально-психологическом настрое населения. При том что на Западе оно развивалось поступательно на протяжении веков… Возрождение отечественного малого бизнеса началось с середины 80-х годов. Для первого его этапа (1985-1987гг.) характерны появления центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов, распространение бригадных подрядов. Вместе с тем в это «движение» было вовлечено относительно малое количество участников, оно носило экспериментальный характер. В 1987-1988 гг. сфера функционирования малого бизнеса расширяется, увеличивается число участвующих в нем. Этот период обычно называют этапом «кооперативного движения». Он послужил акселератором процесса накопления и перераспределения капиталов, позволил многим людям обрести начальные знания и навыки предпринимательства. 1989-1990 гг. связаны с принятием законодательных актов , направленных на поддержку малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. В октябре 1990 был принят Закон « О собственности в РФСФР», в декабря 1990 г. – Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, что облегчало создание и развитее акционерных обществ, товариществ и других форм хозяйственно-коммерческой деятельности. В начале 1990 г. предприятия малого бизнеса образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В начале 1991 г. многие коллективы реорганизовывались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности. 1991- год начала системных рыночных преобразований, характеризовался самым высокими с середины 80-х годов темпами роста числа МП ( в 2,1 раза) и количества занятых на них. Происходило становление нормальной конкурентной среды, малые предприятия боролись за выживание, повышая качество своих продуктов, расширяя спектр предлагаемых товаров и услуг и т.д. Радикально изменилось отношение государства к развитию предпринимательства. 1993-1994 гг. – период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного проникновения малого бизнеса в сферу торговли, услуг, общественного питания и др. Уловив неудовлетворенный спрос на потребительские товары, малые предприниматели расширяли ввоз импорта. Изделия не были качественными, но у российского общества, обслуживая как небогатых массовых потребителей, так и высокообеспеченных граждан. Наряду с торговыми палатками стали возникать элитные бутики, владельцы которых нередко начинали с «челночества». К 1995 г. возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности оказались практически исчерпанными, поэтому многие из МП либо прекратили существование, либо диверсифицировались. Обозначился очередной этап качественных изменений в структуре малого бизнеса. К сожалению, он сопровождался резким замедлением темпов роста (около 1%) числа МП и занятых в них. Чем это можно объяснить? Представляется, что развитие любой формы предпринимательства зависит от двух условий : экономическая ситуация (в стране, регионах) и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В силу масштабов деятельности малый бизнес гораздо более чувствителен к этим условиям, нежели крупный: у него меньше средств для маневра в случае рискованных ситуаций. И потому для него так важна государственная поддержки. А ее все еще недостаточно. По состоянию на 1 сентября 2004 года – 946тыс ( в Москве)[1] . в России насчитывалось МП ( 2002 г. – 834;1997 г. – 841,7; 1998 г. – 861,1; 1999 г.- 868; 2000 г. – 890,6; 2001 г. – 879,3 ). В 2001 г. ими произведено продукции (работ, услуг) на сумму 852,7 млдр.руб; численность занятых 6483,5 тыс. человек. Как видим, в течение нескольких лет количество МП немного возросло, но затем вернулось к уровню 1997 г. Абсолютное и относительное увеличение произошло лишь в торговле в общественном питании (рост за 1997-2002 гг. с 359,3 до 388,1 тыс., или с 42,7 до 46%) Вместе с тем в промышленности наблюдается абсолютное и относительное снижение числа МП (со 131,9 до 125,1 тыс., или с 16,4 до 14,5%). Те же процессы наблюдаются в науке и научном обслуживании (уменьшение числа МП с 46,7 до 28,5 тыс., или 5,5 до 3,4%) и в сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (соответственно с 10,8 до 5,6 тыс., или 1,3 до 0,7%) Государством предприняты определенные шаги по созданию нормативно-правовой базы. Утверждены федеральная и региональные программы поддержки малого предпринимательства, налаживаются межрегиональные и международные контакты в этой сфере. Усилена координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей. 

Предыдущий:

Следующий: