Краткий курс Что такое Казино


Игорный бизнес в США законодательно ограничен. Штат Невада и город Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси) до сих пор считаются основными местами разрешенного ведения игорного бизнеса в США. В Неваде налоги составляют 6,25%, в Нью-Джерси — 8% от прибыли. При этом в Нью-Джерси занятые в игорном бизнесе компании облагаются дополнительным налогом, а в Неваде — нет. Ясно, что именно в Неваде наиболее привлекательная налоговая ситуация. На втором месте — Нью-Джерси, далее Южная Дакота. Остальные штаты — далеко позади.

В Неваде выделяются несколько городов, в которых разрешены азартные игры. Причем каждый город регулирует эти вопросы по-своему.

В наши дни самыми популярными курортами с игорными домами являются Лейк-Тахо и Рено на севере, Лас-Вегас и Лафлин на юге. Город Лейк-Тахо расположен у подножия горы на берегу озера недалеко от границы со штатом Калифорния. Здесь открыты восемь крупнейших гостиниц и казино, включая “Харрас Хотэл энд Казино”, который можно назвать одним из самых шикарных отелей мирового класса.

Лейк-Тахо известен так же как круглогодичный курорт, основным направлением которого в зимнее время является горнолыжный спорт, а в летнее — водные виды спорта.

Город Рено известен как “самый большой в мире город-карлик”, где большая часть казино сконцентрирована в центре города. Одна из городских достопримечательностей — знаменитый музей автомобилей “Харра”.

В южной части штата расположен Лас-Вегас, общепризнанный мировой лидер индустрии развлечений. В городе работает свыше 50 казино. Практически вся жизнь этого города-казино сосредоточена на Стрипе — центральной улице с шестиполосной проезжей частью. По обеим ее сторонам выстроились ряды отелей, казино и ресторанов. В отличие от своих европейских собратьев крупные казино Лас-Вегаса всегда составляют одно целое с каким-то отелем, размещаясь на первых его этажах. Здесь к услугам посетителей — бары, ночные клубы, плавательные бассейны, рестораны, сувенирные магазины и игорные залы. Можно даже выпить и перекусить, не вставая из-за игорного стола, а в некоторых местах, кроме того, и позвонить своему брокеру или управляющему. Все здесь подчинено одной цели — заставить клиента остаться как можно дольше и играть как можно больше. Ибо игра — начало и конец всего в Лас-Вегасе. За столами Лас-Вегаса в течение круглого года она замирает лишь на 30 секунд — ровно в полночь с первыми ударами часов, возвещающими наступление очередного Нового года.

К концу 90-х годов в Лас-Вегасе будет находиться 8 из 10 крупнейших отелей мира.

Лас-Вегас является крупнейшим центром шоу-бизнеса, в городе постоянно гастролируют ведущие артисты Америки. Здесь проходят чемпионаты по боксу, гольфу, теннису. Все эти мероприятия вполне сочетаются с игорным бизнесом.

Другой не менее динамично развивающийся город штата Невада – Лафлин, расположенный на берегу реки Колорадо. Этот пустынный городок благодаря игорному бизнесу только за два года, с 1988 по 1990, увеличил число номеров в гостиницах более чем в 3 раза (с 4000 до 13000).

Игорный бизнес разрешен во всем штате Невада, поэтому казино можно встретить не только в основных центрах, хотя размеры этого бизнеса в других городах не идут ни в какое сравнение с лидерами.

Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси) расположен в одном из самых густонаселенных районов США, в котором проживает свыше 25% всего населения страны. Первое казино в Атлантик-Сити открылось в 1978 году. В настоящее время здесь работают десять отелей с казино в городе и два на побережье залива. Один из этих отелей, “Трамп Тадж Махал”, является крупнейшим в мире предприятием игорного бизнеса.

Атлантик-Сити — это также и центр спортивных и музыкальных развлечений. Здесь проходят самые интересные и дорогие шоу Америки, спортивные соревнования по боксу. В летнее время город и его песчаные пляжи до отказа забиты отдыхающими. На берегу проходят многочисленные развлекательные шоу, не связанные с игорным бизнесом.

Проиллюстрируем роль игорного бизнеса в экономике США с помощью статистики.

Когда-то игорный бизнес в США был одним из трех китов, на которых держалась мафия (наряду с проституцией и наркотиками). Однако в последние годы легальная игра стала любимым занятием американцев, приносящим в казну существенный доход. Нынешний расцвет официального игорного бизнеса в США не имеет аналогов в истории этой страны. С каждым годом американцы ставят на кон все больше и больше денег. В 1974 г. жители страны сделали ставки в легальных игорных заведениях на общую сумму 17 млрд. долл. Двадцать лет спустя, в 1994 г., эта цифра увеличилась до 482 млрд. долларов, т.е. на 2800%. Из денег, на которые американцы играли в 1994 г., 40 млрд. долларов было проиграно. Эта сумма в шесть раз превышает количество денег, потраченных за то же время на билеты на все зрелищные виды спорта (включая такие популярные, как бейсбол, американский футбол и баскетбол).

На бейсбольных матчах за год бывает 70 млн. человек, а в разрешенных государством казино — 125 млн. человек. Построенный в форме египетской пирамиды популярный отель “Luxor” в Лас-Вегасе, “игровой столице” Штатов, посещает в три раза больше туристов со всего мира, чем Египет. Находящиеся под контролем государства американские казино приносят в федеральную казну больше прибылей, чем все кинотеатры, театры и концертные залы США, вместе взятые.

Обратимся к истории развития американского игорного бизнеса. Безграничная любовь к азартной игре одних американцев и неприятие ее другими отражает двойственность национального характера, корни которой уходят в глубину веков. Покинувшие Англию и обосновавшиеся в Америке пуритане были убежденными противниками азартных игр. Во времена первых поселенцев постоянно принимались законы, запрещающие азартные игры. Но на популярных в то время бегах существовал тотализатор, и никаких ограничений на это развлечение не было. Во времена Джорджа Вашингтона и Томаса Джефферсона лотереи помогали созданию американской нации. На полученные от лотереи деньги был постоен Harvard College, университет штата Вирджиния, создан административный округ Колумбия.

Но в тридцатые годы прошлого века евангелическая церковь повела атаку на лотереи, были обнаружены многочисленные нарушения, разразились громкие скандалы, в результате чего продолжили свое существование лишь три лотереи из 420.

После гражданской войны южные штаты возродили лотереи, чтобы возместить ущерб, который понесла их экономика. Но в конце прошлого века разразился очередной скандал в связи с крупными нарушениями при проведении лотереи штата Луизиана. Страна вступила в длительную эру запрещения игорного бизнеса. Почти все штаты запретили азартные игры, в том числе и благотворительное лото. Даже в самом игорном штате Невада с 1909 по 1931 год казино было под официальным запретом. Это продолжалось до 50-х годов нашего века.

Примерно четверть века назад американские законодатели, желающие найти новые источники дохода, но боящиеся повышать налоги, начали потихоньку втягивать своих сограждан в азартные игры. Сначала появились проводившиеся раз в неделю лотереи, сопровождаемые рекламной шумихой патриотического направления. Рекламные плакаты доказывали играющим американцам, что они отнюдь не совершают нечто незаконное, а наоборот — производят инвестиции в светлое будущее родной страны. Рост популярности государственных лотерей привел к тому, что в 36 штатах и округе Колумбия купить лотерейный билет стало труднее, чем пакет молока. Пункты продажи лотерейных билетов появились в десятках тысяч магазинов и баров. Государство получало немалую прибыль. Новые технологии позволили создать моментальные лотереи с билетиками, которые достаточно просто потереть ребром монеты, чтобы узнать, выпал ли тебе выигрыш. Затем появилась телевизионная игра “Кено, где новый победитель определяется каждые 5 минут (что-то типа нашего “Русского лото”, только продолжается до бесконечности). Затем пять наиболее “передовых” штатов разрешили видеопокер, позволив поставить в общественных местах более 50 тыс. автоматов для этой игры. Но затем начался экономический спад, власти решили увеличить налоговые поступления и создать новые рабочие места за счет легализации казино. Было сформировано много партнерств с компаниями игорного бизнеса (в основном из Лас-Вегаса). Казино получили “зеленый свет”, согласившись поделиться с властями штатов и органами местного самоуправления пятой частью своих прибылей в форме налогов.

В 1988 году Конгресс легализовал игорный бизнес в резервациях индейцев, позволив племенам использовать полученные от игры прибыли на свои социальные программы. По данным 1993 года, 182 индейских племени организовали различные азартные игры в 24 штатах, получив от этой деятельности 2,7 млрд.долл. прибыли.

Практически во всех штатах (исключением являются лишь Юта и Гавайи) легальный игорный бизнес является одной из главных доходных статей бюджета. В Мэриленде, Виргинии и Вашингтоне (округ Колумбия) лотереи стали третьим по величине источником доходов после подоходного налога и налога с продаж. В штатах Флорида, Нью-Йорк, Иллинойс и Нью-Хэмпшир игорный бизнес стал недоступным для политической критики, здесь на деньги от лотерей оплачивается от 8 до 28% государственной помощи учреждениям образования. Запрещение азартных игр может привести к острейшему бюджетному кризису во многих штатах, где “игорные деньги” зачастую составляют около десятой части доходных статей бюджета. В штате Миссисипи благодаря игре было создано 46 тыс. новых рабочих мест, а по темпам экономического роста штат вошел в первую десятку в стране, хотя ранее занимал одно из последних мест.

Рулетка и Black Jack оказали неоценимую помощь индейскому народу. Во многих индейских резервациях США бледнолицый ныне — желанный гость. Большая часть этих гостей покидает резервацию с гораздо меньшим количеством денег, чем они имели до приезда. Но возвращаются все — чтобы снова взять в руки карты, поставить фишку на заветную цифру или помериться силами с “одноруким бандитом”. Индейские казино — это не только новая, быстро развивающаяся отрасль бизнеса. Это новая эра в отношениях американского государства с коренными обитателями Америки.

В 1975 г. в штате Нью-Йорк из-за того, что у индейцев не было денег даже на собственную пожарную команду, во время пожара погибло двое стариков. Их племянник, один из вождей племени, выпускник Гарвардского университета, нашел способ предотвратить повторение этой трагедии. В помещении, созданном из двух трейлеров, была организована игра в бинго. Призовые ставки превышали уровень, установленный законодательством штата Нью-Йорк. Индейцы заявили, что законы штата не касаются их потому, что они индейцы, а следовательно, пользуются своими правами суверенитета. Множество белых жителей штата устремились в новый игорный дом. Передовой опыт переняло еще одно племя, организовавшее игру в бинго в Голливуде. Власти пытались вести борьбу с индейским игорным бизнесом. Их борьба закончилась в 1987 году решением Верховного суда США, который постановил, что штаты не могут запрещать игорный бизнес индейцев, так как все формы игорного бизнеса не запрещены для всех жителей штата.

В настоящее время около 200 индейских племен управляют примерно 220 игорными предприятиями, в том числе 126 казино. Их совокупная ежегодная прибыль превышает 4,2 млрд.долл., что составляет примерно десятую часть от общей прибыли игорного бизнеса США.

Правда в соответствии с решением Конгресса, племена должны тратить полученные таким образом деньги на социальную помощь своим же собратьям, то есть на то, на что у федеральных властей постоянно не хватало бюджетных средств.

И хотя примерно 90% доходов, полученных индейцами Америки, — это деньги, оставленные за игорным столом белыми собратьями, индейский народ в целом по-прежнему живет очень бедно.

Время от времени возобновляются критические атаки американской общественности на аморальные азартные игры. Христианско-консервативные силы, чернокожие националисты и другие, на первый взгляд не самые влиятельные политические объединения, сумели не то чтобы добиться победы, но хотя бы не допускать разрастания “заразы”.

В настоящий момент акции ведущих фирм игорного бизнеса котируются на американских фондовых биржах и привлекают внимание самых серьезных институциональных инвесторов. 589 таких инвесторов держат средства в ценных бумагах этих фирм. В их число входит пенсионный фонд государственных служащих штата Калифорния (205 млн.долл.), пенсионный фонд компании U.S.Steel (58 млн.долл.), построенный когда-то на “лотерейные деньги” Гарвардский университет (38 млн.долл.). На Уолл-стрит думают, в первую очередь, не о том, насколько аморально играть в азартные игры, а о том, что акции компаний игорного бизнеса весьма привлекательны, с точки зрения инвестиций. Прибыли этих компаний составляют около 10% оборота при среднем по американскому бизнесу показателе 6%.

Однако повышенной прибыли соответствует и повышенная степень риска. Биржевики шутят, что даже специалист по игре в “финансовые пирамиды” дважды подумает, прежде чем купить акции казино. Серьезные банки предпочитают давать кредиты только лидерам бизнеса. Около 40% банковских займов корпоративному игорному бизнесу приходится на долю всего двух компаний — Mirage Resorts и Circus Circus Enterprises Inc.

Игорный бизнес старается поддерживать хорошие отношения как с властями, так и с преступным миром. В штате Иллинойс, где не существует лимитов на пожертвования на политические компании во время местных выборов 1995 года операторы казино предоставили своим политикам 1,2 млн.долл. ФБР сумело заполучить магнитофонную запись разговора высокопоставленных представителей государственной власти штата Луизиана, обсуждавших, стоит ли брать взятки с владельцев автоматов для игры в видеопокер. Против 18 американцев, принадлежащих к различным мафиозным семьям, были выдвинуты уголовные обвинения в связи с тем, что они скрывали факт своей причастности к операциям по игре в видеопокер (закон запрещает выдачу лицензий на занятие игорным бизнесом лицам с криминальным прошлым).

На федеральном уровне политические пожертвования “игорного лобби” за последние годы более чем утроились. По некоторым данным, после победы республиканской партии на выборах в Конгресс доля пожертвований в партийный избирательный штат от представителей игорного бизнеса выросла с 26 до 57%. Владельцы казино недолюбливают демократов, после того как президент Клинтон предложил увеличить на 4% налог на доходы от игорного бизнеса для финансирования реформы социального обеспечения. Чтобы в будущем президент США не принял такой меры, корпоративный игорный бизнес предпочитает поддерживать оппонентов Клинтона.

Каков же американский игорный бизнес сегодня? Большинство компаний, занимающихся игорным бизнесом в США, — это традиционные гостиничные компании. Управление обычной гостиницы в значительной степени отличается от управления гостиницей с казино. В стандартной гостинице главной задачей службы портье является бронирование и продажа размещения, предоставление качественного обслуживания. В гостинице с казино качественное обслуживание несомненно очень важно, но загрузка такой гостиницы не является самоцелью. Наоборот, задача состоит в том, чтобы сохранить номера для настоящих клиентов гостиницы, которыми являются посетители казино.

Среди посетителей казино есть определенная категория людей, которые могут за один сеанс проиграть 50 или 100 тыс.долларов. Тем не менее они приезжают в казино много раз в год. Эти очень богатые клиенты являются самыми дорогими гостями в казино, поскольку только один такой посетитель может подарить гостинице и казино миллионные доходы в обмен на бесплатные номер, питание и другие услуги.

Структура управления казино в Неваде и в Атлантик-Сити идентична, разница лишь в том, что в Атлантик-Сити нет такого изобилия различных игр, как в Неваде, и время работы казино составляет 18-20 часов в сутки (в Неваде казино работает круглосуточно!).

Руководители в казино, подчиняющиеся директору, называются менеджерами (см.рис.1).

Директор казино отвечает за коммерческие операции в помещениях,выделенных для игорного бизнеса. В Неваде к ним относятся и игорные столы для игры в “кено”, “покер” и “бинго”, игровые автоматы, а также тотализатор. Большинство казино в Неваде имеют игорные столы и автоматы, а также все или часть разрешенных видов игорного бизнеса. В Атлантик-Сити разрешены лишь карточные игры и игровые автоматы.

Менеджеру казино подчинены сменные менеджеры, отвечающие за операции, которые осуществляются только в их смену. Такой же порядок существует и в отношении остального персонала.

Сменному менеджеру подчинен менеджер по играм, который отвечает за все столы. Настольные игры включают Блэк Джек, крепс, рулетку и “баккара”.

Казино делится на группы столов (pits), например, “пит” может состоять из шести столов для Блэк Джек и двух столов для рулетки. Возможен вариант из восьми столов для “крэпса”. Каждый пит-босс отвечает за соответствующий пит или группу столов. У пит-босса имеются заместители, каждый из которых отвечает за группу столов, от двух до четырех.

Настольные игры Black Jack и рулетка требуют определенного числа дилеров. За каждым столом для игры в рулетку находятся крупье, два дилера, разыгрывающие ставки на каждом конце стола, а также банкомет, который осуществляет размены для клиентов, следит за правильностью оформления ставок и наблюдает за ходом игры в целом. Кроме того, за ходом игры осуществляется также контроль со стороны.

Пит-босс не просо наблюдает за игрой — его функции значительно шире. Он следит за тем, чтобы имуществу казино не наносился ущерб, чтобы игра велась по правилам. Кроме того, он отвечает за то, чтобы не нарушалось законодательство о ведении игорных операций, а также наблюдает за тем, чтобы в казино не произошла кража или обман клиента.

Заместители наблюдают за игрой гостей и ведут запись, на какие суммы играют наиболее азартные игроки. Если за короткий промежуток времени гость проигрывает достаточно много денег, пит-босс может заказать для этого игрока ценный подарок или дополнительное обслуживание.

Некоторые игроки получают от казино кредитную линию. Клиент, желающий использовать такую кредитную линию, вправе обратиться к пит-боссу или его заместителю за предоставлением ему прав по форме IOY (сокращение от “I owe you” — “Я ваш должник”). После этого игрок ссужается деньгами прямо за столом. В этом случае помощь пит-босса обязательна, так же как обязательно его участие при заверении сделки. Кассир казино выписывает документ, по внешнему виду напоминающий чек. После подписи этого чека клиентом ему выдаются деньги в виде чипов.

Другие работники казино отвечают за свои виды игр. В последние годы значительные доходы казино стали получать от игровых автоматов.

Игровые автоматы обслуживаются сменными контролерами, которые следят за процессом игры, а также рабочими по загрузке, обеспечивающими наличие достаточного количества десяти- и двадцатипятицентовых монет, серебряных долларов и долларовых жетонов.

Другая категория рабочих, обслуживающих автоматы, — механики. В Атлантик-Сити для ремонта вышедших из строя автоматов помещения закрывают, в то время как в Неваде механики ремонтируют их на виду у играющей публики.

В обязанности директора тотализатора и бегов входит управление наиболее быстро развивающейся областью игорного дела. Тотализатор имеет отношение исключительно к рысистым бегам и ведется подобно любому другому виду спорта на пари. Спортивный же тотализатор дает возможность получения дохода благодаря разнообразию спортивных состязаний.

Не так давно группа американских экспертов попыталась выяснить, какую роль играет спортивный тотализатор в общей структуре игорного бизнеса США. Их интересовало, каков хотя бы приблизительный объем денежных средств, циркулирующих в этой сфере азартных развлечений. Результат поразил даже искушенных специалистов. Оказалось, что ежегодно рядовые американцы тратят на ставки в спортивном тотализаторе более 10 млрд. долларов. Причем здесь не учитывались суммы, израсходованные на тотализаторы ипподромов.

Одна из основных причин большой популярности спортивного тотализатора как разновидности азартной игры — его сравнительная простота и оперативность. В отличие от карт или игральных костей Вам не требуется запоминать сложные правила игры и подсчета очков. Все, что вам необходимо, — это номер телефона ближайшего букмекера, некоторая сумма денег и газетная вырезка с датой матча или соревнований (например, боксерских или петушиных боев в США, корриды — в Испании или Мексике).

Широко распространен тотализатор в командных видах спорта — бейсболе и футболе. По некоторым оценкам, сумма ставок через букмекеров на турнирах высших бейсбольных лиг США достигает 2 млрд. долл. ежегодно. Гигантский размах бейсбольного тотализатора в стране, где официально запрещено делать ставки на результаты спортивных соревнований, облегчается наличием развитой телефонной сети. Если у человека возникает желание рискнуть парой долларов, ему достаточно позвонить в контору букмекера или одному из его агентов в ближайшем баре или газетном киоске и назвать команду и сумму ставки. Предложение будет тут же должным образом зарегистрировано, после чего остается лишь дождаться результатов матчей. Таких агентов называют “ребята на подхвате” или “писатели”. Они принимают ставки и осуществляют выплаты от лица букмекера, получая в виде гонорара 10% от общей суммы выручки. Такие заработки не облагаются налогом, поскольку абсолютно неподконтрольны налоговой инспекции.

Футбол занимает второе после бейсбола место по количеству и объему денежных пари и ставок. Ежегодно соревнования профессиональных и любительских команд собирают богатый урожай в размере 1,75 млрд. долларов.

Тотализатор в гольфе собирает ежегодно не менее 500 млн. долларов.

Солидная доля игорного бизнеса Канады имеет отношение к хоккею на льду, хотя в абсолютных цифрах суммы ставок не производят большего впечатления — около 15 млн. долларов в год, по официальным данным.

Но вернемся к нашему казино, которое проводит тотализатор по спортивным соревнованиям. Для этого устанавливается табло (так называемая “линия”), на котором служащий казино показывает, сколько очков необходимо получить, чтобы выиграть пари. Таким образом, казино выполняет свои функции по обе стороны “линий” и зарабатывает деньги на небольших процентах от ставок.

Пусть например, принимаются ставки на игру профессиональных команд в регби: “Чикаго Беарз” и “Даллас Каубойз”. Если “линия” установлена как “Даллас и 6”, это значит, что ставка на число голов, забитых “Даллас”, плюс 6 будет равна ставке на число голов, забитых “Чикаго”.

Доходы от тотализатора в расчете на один квадратный метр площади не могут сравниться с доходами от настольных игр или игровых автоматов. Однако возможность привлекать значительные массы народа к огромным телевизионным мониторам внутри помещения казино с тем, чтобы посмотреть проведение самих бегов или спортивного состязания, увеличивает число посетителей настолько, что способствует в конечном итоге увеличению доходов от других видов игр.

Служащие, работающие в казино в Неваде, должны получить разрешение на такую работу и перед оформлением сделать отпечатки своих пальцев, что позволяет правоохранительным органам выявить лиц с криминальным прошлым, стремящихся проникнуть в казино с сомнительными целями. Ни один служащий казино не может приступить к работе, не имея специального разрешения.

В Антлантик-Сити лицам, непосредственно работающим в казино, выдаются лицензии. Такая лицензия стоит 275 долларов и должна возобновляться каждые три года. При оформлении лицензии работник обязан также указать подробности о себе, своей семье и своих родных.

Весь высший состав руководства казино обязан иметь лицензию на право осуществления всех видов деятельности в игорном бизнесе, которая стоит 500 долларов. Работник, подающий заявление на получение такой лицензии, подвергается доскональной проверке.

В США подготовку специалистов этого профиля осуществляет Международный игорный институт при Университете штата Невада (Лас-Вегас).

Перенесемся теперь с американского континента в Европу, в Мекку служителей фортуны — Монте-Карло. Как же выглядит легендарный комплекс Монте-Карло сегодня?

Сравнительно недавно было построено второе здание казино (летнее казино). Старое, известное как зимнее казино, возвышается над городом. В него ведет широкая мраморная лестница. Налево располагается “комиссариат”, открытый с 10 утра до 2 часов дня. Здесь продаются входные билеты в общий и специальный игровые залы, а в случае необходимости устанавливается личность посетителей. Сразу же за входом посетитель попадает в высокий овальный зал. Под потолком вдоль стен зала тянется “Атриум”, галерея, спроектированная французским архитектором Дюмуленом. Налево за залом располагается театр, а дальний его конец ведет в игорные залы. Последние богато и со вкусом расписаны лучшими художниками XIX и начала XX века. “Зал бланш” или “белый зал” украшает большая декоративная панель с изображением флорентийских граций, принадлежащая кисти Жерве. “Зал вер” или “голубой зал” первоначально служил курительной (именно поэтому художник Галлели изобразил обнаженных красавиц с сигаретами в руках). Однако позже он был превращен в просторный и элегантный бар. Всего в зимнем казино 14 игорных помещений. Самые крохотные (те, где ставки самые низкие) носят общее название “кухня”. Здесь собираются в основном новички, а в летние месяцы толпятся многочисленные туристы, одетые в пестрые рубашки и джинсы. Вход туда стоит 2,5 новых франка. Ровно в полночь все партии в рулетку, трант-э-карант и баккару прекращаются, и “кухня” закрывается. Но она приносит около четверти суммарного дохода казино.

Настоящая игра идет в “зале привэ”, где рулетка, столы трант-э-карант, баккары и крэпса функционируют всю ночь напролет до раннего утра. Посетители допускаются в эти помещения только в вечерних туалетах и костюмах с галстуком. Входная плата здесь составляет 5 франков (1 доллар). В этих залах не принято делать ставки меньше 10000 франков. Максимальные ставки обычно бывают за столами для баккары, также известными как “банк а ту ва” (без ограничений), где партия в баккару может стоить до 200000 франков (40000 долларов).

Крупные ставки обычно делают с помощью прямоугольных цветных фишек, носящих название “плакеток”. Каждая оранжевая плакетка соответствует 1000 франков, розовая — 2000, желтая — 5000, белая — 10000, зеленая – 20000 франков. Но такой порядок был не всегда. До первой мировой войны игроки вместо пластмассовых фишек использовали золотые монеты. Именно поэтому однажды один англичанин умудрился выиграть 25000 франков благодаря золотой пуговице, оторвавшейся от рукава его пиджака. Злополучная пуговица упала на пол и закатилась под стол. Англичанин, не обращая внимания на эту досадную мелочь, продолжал игру. Тогда крупье, приняв пуговицу за золотую монету, пришел к нему на помощь со словами: “Не беспокойтесь, месье. На что бы Вы хотели поставить? На красное?”. Все еще не понимая, что происходит, и приняв замечание крупье за шутку, игрок со смехом ответил: “Всегда только на красное!”. С этими словами он покинул помещение, сразу же забыв об этом мелком происшествии. Но тут его догнал крупье и вручил выигрыш. Англичанин вначале пробовал отказаться от предложенных денег, уверяя, что и не думал продолжать игру, но, в конце концов, сдался и принял выигрыш. Только позднее, обнаружив пропажу пуговицы, он, наконец, сообразил, в чем было дело.

Состав посетителей Монте-Карло, как в любом другом казино, весьма пестрый. Но атмосферу, царящую в залах зимнего казино, ни с чем невозможно спутать. Там каждая мелочь несет на себе неизгладимую печать достоинства и респектабельности. Последний раз шумный скандал случился в 1950 г., когда богатый грек, играя в рулетку, все свои ставки делал только на пятерку. Но раз за разом, несмотря на все его ухищрения, включавшие разные типы ставок, пятерка никак не хотела выпадать. Причем каждая из ставок была максимальной по размеру. Время от времени ему выпадали небольшие выигрыши, но и они приходились исключительно на другие цифры, входившие в качестве составляющих в ту или иную ставку. Атмосфера за столом накалилась до такой степени, что в очередной партии крупье по ошибке пустил шарик в направлении вращения колеса. Заметив допущенную оплошность, шеф де парти (служащий казино, отвечающий за тот или иной игровой стол), остановил колесо, после чего грек, окончательно потеряв остатки выдержки, принялся отчаянно ругаться, смахнул свои фишки со стола и, поднимая их, пропустил следующую партию. Именно в это мгновение выпала долгожданная пятерка. Неумение держать себя в руках стоило грубияну 40000 долларов.

Казино открыто круглый год. Специальное летнее казино, выстроенное на берегу, было открыто для того, чтобы справиться с потоком посетителей, который резко увеличивается в летний период. Никто из приезжающих в Монте-Карло не испытывает недостатка в разнообразных развлечениях. В международном спортклубе неподалеку от казино устраиваются банкеты, а по пятницам — вечерние гала-турниры, во время которых выставляются дополнительные игровые столы. Желающие имеют возможность посидеть в ресторане казино в окружении беломраморных стен и хрустальных бра в форме водяных лилий, где к услугам клиентов всегда найдется профессиональная гадалка, специализирующаяся на гадании по руке, астрологии и графологии. К спортклубу примыкает “Отель де Пари”, где сверкающее великолепие подчеркивают мрамор и цветные витражи. В холле гостиницы располагаются крохотные магазинчики, торгующие дорогими украшениями и драгоценными камнями. Для более прагматичных посетителей всегда открыты двери театра и летнего кинозала.

В настоящее время правителем Монако является князь Ренье III. Но контрольный пакет акций казино принадлежал греческому мультимиллионеру и судовладельцу Аристотелю Онасису. Его океанская яхта “Кристина” водоизмещением в 17000 тонн каждым своим появлением в порту Монако вызывала бурю восторга у многочисленных туристов, заполняющих кафе и бистро на набережной города.

В большинстве случаев казино – образец эффективности и слаженности. Начиная с кабинетов восьми директоров (один из которых — личный представитель князя Ренье), размещающихся на первом этаже, вплоть до подвальных мастерских, отвечающих за ремонт и обслуживание всего игрового оборудования, казино представляет собой единый слаженный механизм, многочисленные части которого работают с точностью и надежностью швейцарского хронометра. Целый комплекс мер гарантирует каждому посетителю, с одной стороны, и заведению, с другой, равные шансы на выигрыш. Ежедневно, в 10 часов утра, до того как двери казино распахнутся перед первыми клиентами, колеса всех рулеток проходят балансировку и проверку с помощью специальных спиртовых уровней. Шарики взвешиваются на особо точных аналитических весах, лопаточки крупье тщательно осматриваются, а каждый игровой стол комплектуется набором фишек общей стоимостью в полмиллиона франков. Эти фишки изготавливаются по особому заказу казино и практически застрахованы от подделки. Кроме того, все оборудование карточных столов скрупулезно осматривается и проверяется.

Сами крупье проходят отличную выучку в собственной школе казино. Полный курс подготовки занимает от шести до восьми месяцев. Опытный крупье обязан помимо французского владеть хотя бы еще одним иностранным языком. Его послужной список должен быть безупречным. И самое главное — крупье обязан иметь врожденную способность сохранять присутствие духа, невозмутимость и холодный разум в самые критические и ответственные моменты. Крупье также должен безошибочно помнить владельцев десятков и сотен фишек, разбросанных по всему игровому полю, количество фишек и их достоинство, вид ставок. А еще крупье обязан уметь мгновенно рассчитывать призовые проценты по любой ставке, сделанной перед началом партии.

Естественно, система охраны и служба безопасности — одна из главных забот администрации казино. К кассам и бухгалтерским помещениям ведет такой узкий коридор, что два человека не смогли бы разойтись в нем. Посетители обязаны оставлять шляпы, портфели, чемоданчики и другие личные вещи в камерах хранения и гардеробных. Это правило было введено в 20-е годы, когда бандиты сумели тайком пронести в помещение игрового зала дымовую гранату и затем беспрепятственно скрылись с несколькими ящиками денег во время паники, возникшей после взрыва. Казино также оснащено своей собственной системой энергоснабжения, исполняющей роль резервного источника питания. В случае выхода из строя основной электрической сети (если она будет нарушена кем-то из грабителей), казино не должно погружаться в темноту ни при каких обстоятельствах. При малейших признаках опасности любому крупье достаточно нажать на скрытую кнопку, и все содержимое его денежного ящика мгновенно попадет по пневматическому каналу в бронированный бокс сейфа, находящегося в одном из подвальных помещений казино.

Крупье обязаны строго соблюдать многочисленные правила поведения для служащих казино. Им не разрешено принимать приглашения и подарки. Они не имеют права контактировать с клиентами казино. Им даже запрещается разговаривать с посторонними на улице. Каждый из столов находится под неусыпным надзором шефа де парти, который бдительно следит не только за поведением игроков, но и за действиями крупье. Шефы де парти, в свою очередь, контролируются пятьюдесятью одетыми в штатское детективами, а за ними наблюдают сотрудники специальной службы безопасности.

Казино располагает собственными полицейскими силами, которые хотя и не подчиняются полиции Монако, но тесно сотрудничают с ней. Ежедневно списки с именами всех посетителей казино, побывавших там в течение суток, передаются в “сюрте публик”, где внимательно анализируются и сравниваются с досье на осужденных и разыскиваемых преступников. Если игрок, уличенный в шулерстве, осмелится вторично появиться в казино, местная полиция тут же ставится в известность и, отыскав “персону нон грата”, незамедлительно выпроваживает ее за пределы княжества.

Помимо собственного полицейского подразделения казино нанимает особых сотрудников охраны, которые специализируются на физиономистике. В их обязанности входит просто наблюдать за публикой. При любой попытке проникнуть на территорию казино человека, внесенного в черные списки (за мошенничество, неуплату долгов и другие проступки), один из этих сотрудников мгновенно вычисляет преступника и информирует соответствующие службы поддержания порядка. В течение многих лет главным физиономистом Монте-Карло был некий Брок, который утверждал, что держит в памяти лица не менее 60000 людей и при необходимости способен вспомнить имена, по крайней мере, половины из них. В отличие от полицейской методики он старался запомнить не отдельные детали лица своей “жертвы”, например, разрез и цвет глаз или форму носа. И тем более не цвет волос или прическу (в особенности в случае с женщинами). По его собственному утверждению, самой характерной чертой каждого человека является его походка. И в тысячах случаях он сумел убедительно доказать свою правоту.

Характеризуя международный игорный бизнес в целом, нельзя не затронуть его важнейший аспект -взаимоотношения с обществом и государством. Главная из потенциальных угроз состоит в том, что азарт выгоден организованной преступности, для которой игорный дом есть наилучший способ отмывания “грязных” денег. У этой сверкающей медали есть своя оборотная сторона: за удовольствие легких денег приходится платить и азартным гражданам, и азартным государствам. Что касается отдельных граждан, то наиболее вероятная для них неприятность — разорение и заболевания психики, вызванные либо потерей состояния, либо развившейся в организме игровой зависимостью. По приблизительным подсчетам, патологические игроки составляют 3% населения, в Лас-Вегасе их количество достигает 8%. Штат Невада, где расположена эта столица азарта, в свою очередь, держит лидерство в США по числу самоубийств.

Эксперты, изучающие динамику азарта, скептически относятся к попыткам правительств регулировать эту сферу бизнеса. Компромиссам же, на которые пойдут государства, не будет конца. К тому же, по их убеждению, контролировать следующее поколение игральной техники в принципе будет практически невозможно. Недавно в международной компьютерной сети “Интернет” объявилось казино, которое для контроля абсолютно недосягаемо. По некоторым данным, в нем уже участвуют около пяти тысяч активных игроков, прежде всего, из Гонконга, Тайваня и Австралии. Владелец казино “Интернет”, канадец Уоррен Юджин, утверждает, что высшая ставка в его “заведении” составила 50 тыс. долларов. Он уверен, что казино “Интернет” — это будущее человечества.

* * *

Характеризуя индустрию отдыха и развлечений, помимо игорного бизнеса следует остановиться и на родственных областях — управлении клубами и управлении тематическими и природными парками в США.



Управление клубами

Рассмотрим это направление предпринимательской деятельности с различных точек зрения: охарактеризуем сущность клубов, их структуру и классификацию; оценим мотивацию людей, стремящихся в клубы; обрисуем управление клубом, с точки зрения бизнеса, акцентируя внимание на источниках доходов и основных расходах.

Клуб - это не только спортивные сооружения, массажные кабинеты, сауны, рестораны и бары, клуб – это, в первую очередь, люди, которые объединяются с определенной целью. Два элемента (типы участников и цели объединения) создают широкую гамму различий между клубами.

Традиционная классификация клубов подразделяет их на ландшафтные и городские, принимая за основу такого деления их месторасположение. С этим делением связано также и представление о размерах собственности, находящейся в ведении клубов.

Городские клубы, как правило, не являются владельцами собственной земли и работают на арендованной площади. Они тяготеют к ведению коммерческих операций преимущественно в сфере ресторанного обслуживания, что ограничивает возможности занятий физкультурой и спортом для их членов.

Ландшафтные клубы расположены в пригородной зоне, где земли много и она не так дорога. В результате эти организации имеют возможность предложить широкий перечень различных спортивных мероприятий как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе. Здесь также можно найти хорошие рестораны. Во многих ландшафтных клубах существуют небольшие гостиницы с числом номеров не более 30.

Хотя эта традиционная классификация охватывает большую часть клубов, она не учитывает множества других организаций этого рода, таких, как яхт-клубы, атлетические, теннисные, военные и множество различных гуманитарных объединений людей, которых в последнее время становится все больше.

Более общий подход к классификации клубов учитывает их направленность в соответствии с целями. Различают две категории клубов: рекреационные и социальные.

Рекреационные клубы представляют объединения лиц, способствующие удовлетворению потребности своих членов в отдыхе, занятиях физической культурой и спортом.

Задачей социальных клубов является развитие общественного взаимодействия.

Мотивы, которыми руководствуются люди, объединяясь в клубы, также могут быть классифицированы как рекреационные и социальные, однако, в сущности, их труднее классифицировать, чем сами клубы. Это связано с тем, что в каждом клубе существует свое понимание целей и задач, что делает их совсем непохожими друг на друга. Даже если клуб может определить свои главные цели как социальные, люди, становясь членами такого клуба, могут преследовать и иные цели.

Если ландшафтный клуб считает себя рекреационным и подтверждает это наличием поля для игры в гольф, то отдельные его члены могут вообще не играть в гольф. Им может просто нравиться быть членами столь респектабельного и исключительного по своему составу общества. Различия в мотивации участия в клубе часто оказывают свое влияние на характер членства.

Участники клубов могут иметь различные права в клубе, что определяется уровнем их членства. Членство в клубе подразделяется на:

1. Коллективное членство покупается фирмами для своих руководителей или исполнительных директоров и их семей. Владельцем билета, дающего право на членство в клубе, является корпорация, которая передает его одному из своих руководителей. Компании покупают такое участие в клубах как привилегию для своих руководителей, а также с целью представления фирмы в многочисленных социальных организациях.

2. Полное членство дает право его членам и их семьям неограниченно пользоваться услугами клуба. В некоторых клубах число полных членов ограничено, и предоставление претендующему статуса полного члена требует одобрения остальных участников.

3. Членство, ограниченное какой-либо разрешенной деятельностью. Такое членство возможно в некоторых ландшафтных клубах для тех, кто не хочет участвовать в спортивных играх, например, в игре в гольф. Поскольку поддержание поля — довольно дорогое удовольствие, такие члены платят меньший вступительный и годовой взносы, чем полные члены. Таким членам разрешено пользование любыми услугами, в том числе услугами бассейна, ресторана и т.п., за исключением поля для игры в гольф.

4. Общественное членство, кроме прав пользования услугами ресторана, обычно предоставляет довольно широкие права. Этот тип членства используется в тех клубах, которые не имеют иных рекреационных возможностей, кроме поля для игры в гольф, а также в клубах, где существует потребность в такого рода членстве. Преимущество здесь заключается в том, что оплачивается лишь тот вид деятельности, в котором заинтересован член клуба.

Клубы могут быть классифицированы и по характеру владения ими. Клубы, объединяющие людей с общими интересами, как правило, принадлежат своим учредителям и называются коллективными клубами. При приеме новых членов вступающие приобретают часть уставного капитала клуба и право участвовать в управлении. Если члены покидают клуб, они продают свой пай клубу по цене, отражающей реальную стоимость с учетом популярности клуба.

В последние годы клубное дело приобрело коммерческий характер. Многие организации стали создавать свои клубы и управлять ими в коммерческих целях. Такие клубы называются частными. Члены клуба платят вступительный взнос, как и в предыдущем случае, но их участие в управлении клубом ограничено. Кроме того, они не могут продать или передать свое членство, если выходят из него. Однако в некоторых случаях вступительный взнос может быть возвращен.

Большинство клубов, как коллективных, так и частных, управляется на основании Устава, а также правил, регламентирующих порядок его членства, определяющих виды разрешенных форм деятельности, а также характер поведения членов. В Уставе определяются название, цели и структура клуба.

Высшим органом управления клубом, как правило, является Совет Директоров. Полномочия этого органа в различных клубах имеют отличия. Они зависят от характера владения. Но во всех случаях на Совет Директоров возлагается обязанность разработки направлений деятельности клуба в целом.

Управление текущими делами клубов передано в руки профессиональных управляющих, периодически отчитывающихся за свою работу перед Советом Директоров.

Организационная структура клуба определяется исходя из его функций. В основе лежит принцип разделения труда (функциональная структура).

Ландшафтные клубы, например, имеют традиционную организационную структуру, которая концентрируется вокруг поля для игры в гольф или клубного дома.

На рис. 2 представлена типичная структура управления клубом, возглавляемая директором клуба. Заместителями являются руководители служб, в обязанности которых входит содержание в надлежащем состоянии площадок, клубного дома и других зданий и сооружений.

Руководитель службы спортивных площадок отвечает за поддержание в надлежащем порядке поля для игры в гольф, а также территорий, прилегающих к клубному дому. Он должен иметь соответствующие профессиональные знания в вопросах ухода за травяными покрытиями.

Руководитель группы тренеров по игре в гольф выполняет обязанности, связанные с проведением программ игры в гольф, а также установки лунок. В его обязанности входит контроль за проведением уроков игры в гольф и соревнований. Кроме того, он отвечает за работу магазина спортивных принадлежностей. Если клуб имеет большие поля и для передвижения по ним нужны транспортные средства, руководитель группы тренеров ведает также вопросами аренды электрокаров.

Этот руководитель, имея специальное образование, чаще всего выступает в качестве главного арбитра и тренера. Доход руководителя этой службы складывается из регулярной заработной платы и вознаграждений, выплачиваемых за судейство или тренерство.

Директор клубного дома несет ответственность за работу ресторана, функциональных служб и гостиниц. Он должен иметь опыт работы на предприятиях общественного питания, т.к. его обязанности включают контроль за работой обслуживающего персонала, в том числе своих заместителей, поваров, метрдотелей, официантов.

Клубы являются коммерческими предприятиями. Частные клубы создаются с вполне определенной целью получения доходов их владельцами. Коллективные клубы не преследуют специально целей извлечения прибыли, но так, же как и все остальные, должны существовать в рамках бюджета, который определяет доходы и предельные размеры расходов.

Главными источниками доходов как для ландшафтных, так и для городских клубов являются членские взносы и ресторанное обслуживание. Однако уровень доходов от этих источников может заметно отличаться в зависимости от категории клуба.

Большую часть расходов клубов как в городе, так и в сельской местности составляет заработная плата и другие платежи. Значительные клубные средства в ландшафтных клубах тратятся на содержание поля для игры в гольф. В среднем стоимость содержания поля оценивается приблизительно в 24 тыс. долларов на каждую лунку. Нетрудно подсчитать, что содержание поля со средним числом лунок 18 обходится в сумму около полумиллиона долларов в год.

В последние годы частные клубы значительно расширили свои возможности и влияние. Очевидно, эта тенденция будет продолжаться и в будущем.

Управление тематическими и природными парками

Современная индустрия тематического парка впервые предстала перед американской публикой 17 июля 1955 года. В этот день открылся “Диснейленд”.

На заре ХХ века в США уже существовали парки аттракционов с карнавалами, которые постепенно стали вырождаться и превратились в развлечения в большей степени для детей и подростков. Мелкая торговля, дешевые игры, недорогая пища и увеселительные катания — вот все, что можно было там найти.

Тематический парк в наши дни — это место, где гостям предлагают действительно семейное развлечение. Здесь взрослые и дети могут получить удовольствие, раскрепоститься, освободиться от бремени забот и даже чему-то научиться.

Успех тематического парка всецело зависит от того, насколько гости получают в нем удовольствие. Для того, чтобы быть прибыльным, парк должен рассчитывать на повторные посещения. Даже “Диснейленд”, самый популярный тематический парк курортного типа в мире, должен иметь своих постоянных гостей. Следовательно, успех в работе парка определяется созданием таких условий, при которых гости, покидая парк, желали бы вновь в него вернуться. Существует несколько точек зрения на то, как этого можно добиться.

В основе концепции тематических парков лежит какая-либо главная тема, вокруг которой происходит построение всех аттракционов. Искренний интерес гостей окрашивает все пребывание в парке и делает возможным создание единой атмосферы, будь то всеобщее погружение в страну грез или в тайны морских глубин.

Центральная тема проходит через аттракционы, рестораны, магазины и живые представления. Они должны притягивать посетителей, способствовать их постоянным посещениям. Для того, чтобы интерес к тематическому парку с годами не уменьшился, необходимо периодически обновлять аттракционы. Хотя общественное питание и мелкая торговля не являются главным притягивающим элементом тематического парка, они также должны работать на общую идею, в противном случае их нужно либо видоизменять, либо полностью заменять.

К сожалению, многие парки носят сезонный характер и работают 150 дней в году, с мая по сентябрь. Поэтому значительная стоимость аттракционов делает их установку неразумной, с финансовой точки зрения. Те парки, которые работают круглосуточно, обновляют большую часть своих аттракционов раз в три-четыре года. Другие видоизменяют их или готовят новые тематические представления. Таким способом руководители создают у гостей ощущение новизны, успешно сохраняя потоки посетителей.

Помимо требований, связанных с постоянными дополнениями и изменениями в развлечениях, тематический парк призван предоставить гостям и другие необходимые вещи. При этом очень важным вопросом является цена. Если гости будут испытывать ощущение, что все эти мероприятия осуществляются за их деньги, они больше никогда в парк не придут. Цена должна быть сравнительно невысокой, чтобы семья могла посещать парк, не боясь быть разоренной. Естественно, что входная цена будет увеличиваться по мере увеличения числа аттракционов, а также при проведении таких мероприятий, как парады и представления, если эти представления не включают рекламы, оплачиваемой рекламодателями.

Цена должна включать входную плату и отражать качество питания и аттракционов. Неверно думать, что поскольку имеется огромный поток посетителей, обслуживать его можно как попало и назначать любую цену, не заботясь о качестве. Такое поведение может привести к тому, что прибыльное на первых порах предприятие позже столкнется с отсутствием постоянных гостей, а это неизбежно приводит к полному краху.

У каждого поколения существует своя шкала ценностей. Четырехлетний ребенок находит ценность во всем, что видит. Двенадцатилетний считает, что самое ценное для него — испытать острые ощущения. Молодые пары находят ценность в том, что здесь можно на время скрыться от суматохи дел. Люди старшего поколения приходят в восторг от патриотических представлений. Ценности, существующие для каждого и находящие свое проявления в тематическом парке, являются важной причиной появления постоянных гостей парка.

Неважно, истратит ли гость два доллара или двенадцать, важно, чтобы, уходя из парка, он искренне считал, что хорошо отдохнул и потратил на удовольствие сущую безделицу.

Продвижение по служебной лестнице в тематических парках связано с тремя основными направлениями: питание, обслуживание и торговля. Конечно, это не единственные возможности для карьеры, но это три конкретных области управления. Другие области включают: бухгалтерский учет, инженерное обеспечение и обслуживание, маркетинг, садоводство, работа с кадрами, компьютерное обеспечение и т.п.

Остановимся подробнее на основных областях деятельности.

Управление аттракционами. Тематический парк представляет собой единое шоу, где руководители аттракционов являются как бы руководителями отдельных номеров этого представления. Их обязанности заключаются в поддержании у посетителей хорошего настроения, которое возникает с того самого момента, как посетитель попал в сказочный мир парка. Весь механизм представления от автомобильной стоянки до “русских” горок должен работать четко и слаженно. При этом специалисты, осуществляющие управление аттракционами, должны постоянно следить за их эффективностью.

Аттракцион должен быть привлекателен и безопасен, но главное — он должен доставлять удовольствие. Тематические парки работают на основе доходов с оборота. Они должны привлекать максимальное количество посетителей, которые бы продвигались через парк легко и непринужденно. Для того, чтобы было именно так, директор каждого аттракциона должен знать его загрузку и пропускную способность в единицу времени. Необходимо продумать все мелочи, включая очереди. Нужно заранее знать, что делать, чтобы люди, ожидающие своей очереди, не ловили себя на мысли, что очень много времени тратится впустую.

На основе пропускной способности отдельных аттракционов, кафе, стоянок для автомобилей и других зон обслуживания строится и определяется схема движения посетителей, а также пропускная способность парка. Если недостаточная загруженность парка может привести к упущенным доходам, то перегруженность, т.е. превышение расчетных уровней пропускной способности, может привести к большой скученности, повышенной утомляемости гостей и снижению повторных посещений. А, как мы уже говорили, повторные посещения парка — основа его многолетней экономической стабильности.

Управление общественным питанием. Функции предприятий общественного питания в тематических парках практически не отличаются от других предприятий этого сектора, если не считать общей для всех предприятий парка обязанности контроля за пропускной способностью. Большинство людей, пребывающих в парк, предполагают питаться там же. Предприятия общественного питания должны быть соответственно подготовлены для обслуживания значительного количества клиентов.

Рестораны быстрого обслуживания крайне необходимы, поскольку типичный гость тематического парка предпочитает экономить время и считает достаточным лишь перекусить. Вместе с тем, здесь должны присутствовать и традиционные рестораны, которые могли бы обслуживать гостей, желающих сделать перерыв в развлечениях.

Поскольку гости в период своего пребывания в парке периодически нуждаются в пище, ее стоимость может играть важную роль во всем объеме ценовых характеристик парка.

Немаловажным для руководителя предприятия питания является приведение своего участка в порядок в ожидании наплыва гостей в сезон. В такой период очень трудно составить расписание работы служащих так, чтобы учесть все их пожелания. Гость парка заинтересован в том, чтобы его обслужили как можно быстрее, он торопится вернуться к аттракционам.

Управление мелкой розничной торговлей. Если организация такой торговли поставлена правильно, она может стать источником большого дохода, вполне сравнимого с доходами от аттракционов и предприятий питания.

В тематическом парке киоски мелкой розничной торговли, если они правильно расставлены, становятся прибыльными наряду с розничными разносчиками сувениров. Место выбирается с таким расчетом, чтобы гости сами стремились подойти и выбрать покупку. Удобны в этом отношении различные навесы, сделанные для отдыха и защиты от солнца или дождя, места, где можно постоять, разглядывая товары, и отдохнуть.

Сладости, воздушные шары и другие мелочи могут стать неиссякаемым источником дохода для тематического парка.

Качество и стоимость товаров важны для успеха такого рода торговых операций. Гость должен ощущать, что он заключает выгодную сделку.

Как и в вопросе о месте расположения предприятий общественного питания, торговые киоски должны иметь общую тему, находиться в гармонии с теми аттракционами, около которых они находятся.

Грамотное управление аттракционами, общественным питанием и розничной торговлей позволяет создать единую команду, которая может привести к успеху предприятие, называемое “тематическим парком”.

Организация управления природным национальным парком имеет свои особенности.

Еллоустонский Национальный Парк — самый старый парк в мире. Он охранялся и управлялся кавалерией США с начала XIX века. По мере развития страны возрастала потребность в государственном органе, регулирующем вопросы, связанные с национальными парками. В результате было создано Управление Национальными Парками.

Управление ограничивается решением вопросов, связанных с сохранением флоры и фауны парка, и не занимается вопросами обслуживания посетителей. Важный элемент управления природными парками — концессии.

Под концессией понимается привилегированное право осуществлять вспомогательный бизнес в определенных помещениях или местах, выделенных для проведения этого бизнеса.

Концессии продаются на основе конкурсного отбора кандидатам, предоставляющим наилучшие условия обслуживания посетителей.

Время работы парков определяется с учетом климатических особенностей местности. Помимо того, что работа парков носит сезонный характер, поток посетителей также в значительной степени зависит от сезона. Самое популярное время для большинства парков — период летних отпусков. Такие факторы, как смена времени года или местные фестивали, оказывают свое влияние на интенсивность предпринимательской деятельности в парках.

Здесь предлагается самый широкий выбор концессионного обслуживания. Предлагаемое в гостиницах или палатках размещение является одним из важных элементов концессионного обслуживания в большинстве национальных парков. Предлагается также прокат лодок, каноэ, плотов, саней, верховых лошадей, автобусов и легковых автомобилей.

Некоторые парки настолько велики по своим размерам, что размещение и питание являются необходимым элементом обслуживания концессионной системы.

Содержание казино

Легальный и нелегальный игорный бизнес при советской власти был очень скудным: карты, нарды, бега, лотерея. Во время перестройки на улицах российских городов появились наперсточники и организаторы негосударственных лотерей. У истоков этого бизнеса стояли криминальные группировки.

В крупных центрах стали появляться “однорукие бандиты” — игровые автоматы. Лидировала в новом бизнесе, как всегда, столица. Игорные заведения начали активно появляться в Москве в 1990-1991 годах. Не так давно американский Лас-Вегас выступил с инициативой “побрататься” (как это говорили раньше) с Москвой как с городом, близким по духу. Инициативу вежливо отклонили, но сам факт обращения говорит о том, что игорный бизнес в нашей столице прошел фазу стихийного становления и сейчас превратился в стабильную и весьма доходную отрасль.

37 московских казино за 1996 год перечислили в качестве прямых налогов Москве 19 миллионов рублей при 90-процентном налогообложении прибыли. В пересчете это составляет более 3 млн. долларов. Казино Лас-Вегаса перекрывают годовые муниципальные отчисления своих московских собратьев за трое суток и четыре часа.

По данным редакции “Интерфакс — АиФ”, казино Лас-Вегаса приносят своим хозяевам прибыль в размере 171 доллара в секунду. Дневная прибыль мирового центра игорного бизнеса — 14774400 долларов. Семь процентов этой суммы — 1034208 долларов — составляют прямой налог в пользу государства (вернее, местного муниципалитета).

В финансовом отношении российские казино — это система, замкнутая на себя. Каждый работник американского казино — от управляющего до уборщицы — платит в федеральный бюджет около 50% своего заработка (очень немаленького, особенно у руководящего состава). В Москве, по данным президента ассоциации деятелей игорного бизнеса (АДИБ) Москвы Игоря Балло, средняя зарплата работника казино (всего их почти 6000) около 700 рублей в месяц. Это означает, что практически со всей массы заработной платы в бюджет отчисляется минимальный налог – 12%. Следующие виды отчислений — лицензия, аренда, плата за коммунальные услуги. По всем этим видам косвенных налогов сравнения с Америкой не имеют смысла, настолько различны законы наших государств, виды собственности, да и цифры отличаются на порядок (естественно, в пользу американцев). Далее, разделив 19 миллионов рублей полученных от казино налогов на 12 месяцев и на 37 действующих заведений, получим 42793 рублей ежемесячных отчислений в горбюджет с каждого казино. 30% из них полагается отчислять в федеральный бюджет, но Минфин от них отказался, справедливо рассудив, что содержание чиновников, которые контролировали бы прохождение этих денег, обойдется государству дороже.

Каждое казино находится под пристальным вниманием налоговой полиции и правоохранительных органов, а это значит, что по объектам такого рода постоянно работают 3-4 представителя указанных организаций. Добавим еще и специальную комиссию по игорному бизнесу в мэрии Москвы, различные проверки и станет ясно, что в принципе все бюджетные отчисления от казино идут в основном на содержание обслуживающих их чиновников.

Каковы же реальные доходы казино, существует ли на самом деле схема “отмывания грязных” денег и как много у казино богатых потенциальных клиентов? Как свидетельствует общемировой опыт, учесть реальные доходы казино практически невозможно. Один из самых распространенных способов их сокрытия - запланированный проигрыш. Раз в месяц в казино появляется представитель владельца, садится за карточный стол к заранее предупрежденному дилеру (так у нас называют крупье), делает несколько крупных ставок, выигрывает и уносит с собой чистую прибыль.

Аналогичная ситуация и с зарплатой персонала. Дилеры не имеют права брать чаевые, но за смену у них обычно накапливается куча фишек, брошенных им щедрыми клиентами. Все это суммируется, обналичивается и делится на всех, включая охрану и официантов. Это и есть настоящая зарплата, которую подсчитать и обложить налогом невозможно.

До сих пор с игорного бизнеса должно было взиматься 90% прибыли (60% — в московский, а 30% — в федеральный бюджет). Два года назад владельцы больших казино предлагали Лужкову установить разумную налоговую планку — 20-30%. И все готовы были бы платить честно, а не 2-3 реальных процента, как это происходит на самом деле.

Лужков прекрасно понимал, что его обворовывают, но поделать ничего не мог: не родился еще тот специалист в налоговой полиции, который мог бы поймать казино за руку. И вот всерьез начинает рассматриваться вопрос о замене налога с прибыли на фиксированные ставки. Обсуждается цифра в 25 тысяч долларов с каждого стола ежегодно. Именно такое решение предлагалось московскими “мэйджерами” — крупнейшими казино. Это значительно больше, чем Москва получала раньше со всех казино.

Все руководители московских казино в один голос говорят о том, что “черных денег” в казино нет и быть не может. Однако существует Инструкция правительства Москвы “О порядке содержания казино…”, в которой есть совсем неприметный, но хорошо применимый пункт: справка о выигрыше.

Человек с “грязными” деньгами приходит в казино и покупает фишек на большую сумму, например, сто тысяч долларов. Идет за стол и проигрывает тысяч пять — как плату хозяину за справку. Потом меняет оставшиеся фишки и получает бумагу, в которой написано, что он получил эти деньги, обменяв выигранные фишки в казино. И с этой справкой он может идти даже в Центральный банк. Хозяину казино после этого остается только показать проигрыш. Это делается элементарно, потому что проигрыш — одно из звеньев цепи, по которой казино уходит от налога. Никто нигде в мире никогда не мог доказать, проиграло казино на самом деле или нет.

В Москву ежемесячно наведываются представители крупнейших европейских игорных домов и даже из Лас-Вегаса. Они стараются найти крупного игрока (иногда потенциального) и отвезти его за счет заведения в само заведение. Только женщин, которые могут стать их клиентками, в Москве около полусотни, мужчин — в десятки раз больше.

Некоторые наши соотечественники занимаются “вербовкой” по заказу крупного европейского курорта. Кроме наших игроков, там отдыхают звезды эстрады и принцы. И естественно, там находится казино.

От “туриста” требуется положить на депозит курорта около 40 тысяч долларов — как бы гарантировать свою финансовую состоятельность. После этого все — от вертолета до кофе в постель — бесплатно. Деньги он может спокойно увезти назад. Но еще в Москве с клиентом заключается джентльменское соглашение, что хоть один раз он навестит казино. А это значит, что он обязательно — такова статистика и принцип действия этого бизнеса — проиграет. Может, один из них и выиграет еще сорок тысяч, но казино так устроены, что другой тогда проиграет пятьдесят.

Всех крупнейших игроков в Москве знают в лицо менеджеры и хозяева казино, составлены базы данных с домашними телефонами. Многие ездят поиграть на Запад.

Московское правительство уделяет большое внимание организации деятельности казино. Это находит отражение в рапоряжениях мэра столицы, регулирующих эту сферу бизнеса (см. приложения 1-3).

Общие принципы технологии работы казино, разработаны концерном “Индустрия развлечений”. Рассмотрим их основное содержание.

Основные положения организации казино

Казино представляет собой стационарный (передвижной) досуговый центр конкретного типа (открытого, закрытого), являющийся структурным подразделением головной организации (предприятия) определенной организационно-правовой формы.

Основными целями деятельности казино являются: предоставление услуг населению в области организации досуга на высоком профессиональном и культурном уровне, а также извлечение прибыли.

Порядок и условия деятельности казино определяются действующим законодательством РФ, подзаконными актами министерств и ведомств, регламентирующих деятельность досуговых центров, и внутренним Положением о деятельности. Деятельность казино строится на основе проведения на его территории игр с выплатой денежных выигрышей в точном соответствии с установленными для данного казино правилами игр.

Помещение. Первая проблема, с которой сталкивается любая организация, желающая открыть казино, — это наличие помещения, пригодного для его нормальной эксплуатации. Решение вопроса о том, пригодно или нет конкретное помещение для организации в нем казино, зависит от следующих факторов:

1) Каждое казино должно иметь стандартный комплекс помещений: игровой зал, вестибюль, помещения вспомогательных служб, офисная часть, бар.

2) Все эти помещения по своим параметрам (размерам, расположению, наличию коммуникаций) должны быть пригодны для использования по конкретному назначению.

3) Казино должно располагаться в определенной точке населенного пункта.

Игровой зал - это специально оборудованное для ведения игр помещение, где в определенном порядке размещены игровые столы с местами для посетителей и рабочими местами для сотрудников казино. В игровом зале также имеются:

- касса для ведения денежных расчетов с посетителями;

- зона отдыха для посетителей казино.

Вестибюль - это помещение между входом в казино с улицы и игровым залом, где расположены гардероб и санузлы для посетителей, касса продажи входных билетов и стационарный пост сотрудников службы безопасности.

Помещения вспомогательных служб - это:

- комната отдыха для свободных крупье;

- изолированное помещение для сотрудников службы безопасности;

- сейфовая комната, где хранятся страховая сумма, вся внутренняя документация казино, игровое оборудование (чипы, шарики для рулетки, карты, подносы для чипов, карабины для подачи карт и т.п.).

Офисная часть. Это приемная, кабинет директора, а также комната для деловых переговоров.

Бар. Может находиться на территории игрового зала либо примыкать к нему, но его наличие необходимо для нормальной эксплуатации казино.

Основным технологическим центром казино, определяющим коммерческие результаты его деятельности, является игровой зал. Размеры игрового зала зависят, прежде всего, от количества игровых столов, которые предполагается разместить в нем из расчета 15-20 м2 — на стол для игры в BJ и 20-25 м2 на стол рулетки. Площадь, которую необходимо выделить для оборудования кассы игрового зала, составляет 5 м2. Средний размер зоны отдыха для посетителей примерно 20 м2. Все эти цифры определены с учетом требований по обеспечению надлежащей безопасности казино и его посетителей, а также санитарно-гигиенических норм. Рекомендуемый стандартный комплекс оборудования для вновь открывающегося казино состоит из одного стола рулетки и двух-трех столов для игры в BJ, поскольку, учитывая отечественный и зарубежный опыт, это обеспечивает, с одной стороны, максимальную загрузку казино, а с другой, — оптимальное (насколько это вообще возможно) соотношение между проигрышами и выигрышами казино. Соответственно, минимальный размер игрового зала колеблется на уровне 75-100 м2.

Месторасположение. Немаловажную роль в успешной работе казино играет его месторасположение на территории населенного пункта. Казино должно располагаться, по возможности, в центральной части города, желательно, в отдельно стоящем здании, иметь удобные подъезды. Наличие охраняемой автомобильной стоянки — необходимое условие для нормальной работы казино.

Как правило, на территории казино осуществляются следующие игры с денежными выигрышами:

1. Рулетка.

2. Карточные игры Black Jack, покер,баккара.

3. Кости.

Кроме того, администрация может по своему усмотрению организовать проведение в казино других игр, известных в мировой практике ведения игорного бизнеса.

Следует отметить, что, согласно имеющемуся отечественному и зарубежному опыту эксплуатации казино, во вновь открывающемся казино целесообразно вести игры сначала только в рулетку и BJ, поскольку для ведения таких карточных игр, как баккара или покер, требуются крупье, имеющие серьезную теоретическую подготовку, достаточную практику и игровой опыт, так как правила этих игр значительно сложнее. Кроме того, посетителей, знающих правила рулетки и BJ, достаточно много; другие игры пока не получили в России широкого распространения. Поэтому столы рулетки и BJ с первого дня открытия казино компенсируют владельцам расходы на постановку дела, в то время как столы баккара или покера при очень высокой стоимости оборудования “работать” практически не будут.

Правила. Каждая игра имеет установленные правила, которые вывешиваются в игровом зале на видном месте. Причем единых, унифицированных правил игр не существует, так как практически каждое казино вносит в них свои дополнения, определяемые спецификой собственной игровой стратегии.

Американская рулетка и Black Jack в российских казино

Ведение игры в рулетку. Практика эксплуатации казино показала, что на первом этапе в открывшемся казино 70-80% посетителей начинают “освоение” казино с рулетки.

Стол для игры в рулетку представляет собой специальное сооружение плоской формы, обтянутое мягким сукном, как правило, зеленого, красного или синего цвета. Примерно в центре, в случае эксплуатации сдвоенного стола, за перегородкой, установлен барабан рулетки, который служит для определения выигрышей. На рис. 3 приведена разметка игрового поля для американского варианта рулетки с указанием позиций установки фишек при выполнении ставок, где внешний вид и надписи несколько отличаются от приведенного в юните 1 описания французского варианта рулетки. Однако все поля каждого варианта разметки имеют взаимное соответствие у другого варианта разметки. Все ставки, которые могут быть сделаны на одной разметке, могут быть сделаны на другой разметке. Соответствие разметок американского и французского вариантов рулетки приведены в таблице 1.

Таблица 1

Соответствие разметок американского и французского вариантов рулетки

С двух сторон от барабана, на расстоянии 0,5-1 м от него, на поверхности сукна расчерчены два игровых поля прямоугольной формы. Между игровыми полями, напротив барабана рулетки, расположено рабочее место крупье в виде выступающего стола овальной формы длиною около 2 м. Рабочее место крупье имеет со стороны барабана и игровых полей загородку; на нем хранятся свободные игровые фишки (чипы), расставленные столбцами по цветам. На один стол для игры в рулетку полагается 700-2400 чипов 7-8 цветов (по 100-300 чипов каждого цвета). Для простоты в первое время работы открывшегося казино рекомендуется установить для всех игровых чипов равное достоинство.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: