Конспект экономика туризма


Экономика туризма – 32 часа (4 занятия)

/ Зайцев Олег Николаевич (8-905-513-58-70)

/Социально-экономический институт…

/ Академия туризма (м.Речной вокзал)…

- (1):

Экономика

Экономика - это умение вести хозяйство.

2 кита — на чем стоит экономика:

Наши потребности безграничны.

Наши возможности ограничены.

Экономика занимается вопросами, которые позволяют в условиях ограниченных возможностей удовлетворить максимальное количество потребностей.

Экономика туризма изучает отраслевые аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности (отрасль – торговля, транспорт, связь, с/х и т.д.)

Экономика туризма имеет 2 уровня:

Экономика туризма как межотраслевого комплекса.

Экономика туристского хозяйствующего субъекта (тур.фирмы).

Туризм и его экономические концепции.

Современный туризм как экономическое явление характеризуется:

Имеет индустриальную форму.

Выступает в виде тур.продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться.

Создает рабочие места и выступает пионером освоения новых районов и катализатором ускоренного развития национальной экономики.

Выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран специализирующихся на туризме.

Является мультипликатором роста национального дохода, занятости, развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения.

Высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций.

Выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы.

Совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.

Туризм как отрасль экономики.

Отрасли экономики делятся на сферу материального производства и непроизводственную сферу.

К сфере материального производства относят отрасли, которые объединяют предприятия, создающие материальные блага (промышленность, с/х, транспорт, строительство).

К непроизводственной сфере относят предприятия, учреждения и организации, которые не создают материальных благ в процессе своей экономической деятельности (здравоохранение, образование, культура и искусство, наука и др.).

Туризм следует определять как межотраслевой комплекс, включающий перечень предприятий, чья деятельность необходима для удовлетворения туристских потребностей.

Туризм как экономическая деятельность.

Экономическая деятельность – это сочетание действий, приводящее к получению определенного перечня продукции, который достигается в том случае, когда объединяются ресурсы и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг.

С 01.07.1997 в России введен общероссийский классификатор видов экономической деятельности продукции и услуг (ОКДП), который предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности заявляемых фирмой при регистрации.

Туристская производственная деятельность в классификаторе встречается многократно в различных его разделах (гостиницы и рестораны и др.)

Туризм как рынок:

Рынок представляет собой экономические отношения в сфере товарооборота, основанные на активном учете спроса и предложения, свободе хозяйственной деятельности, свободном ценообразовании и конкуренции.

Цена – стоимость товара выраженная в денежном эквиваленте.

Туризм как рынок является:

Совокупностью покупателей и продавцов тур.продукта.

Инструментом согласования интересов покупателей и продавцов тур.продукта.

Сферой реализации тур.продукта.

Сферой проявления экономических отношений между покупателями и продавцами тур.продукта.

Экономические функции туризма

Функция воспроизводства тур.продукта.

В зависимости от взгляда на туризм говорят о различных функциях им выполняемых — культурным, образовательным, социальным.

Функция воспроизводства выполняется через использование основных факторов производства.

Каждому фактора производства соответствует и определенный факторный доход.

Факторы производства делятся на основные (земля, труд, капитал) и дополнительные (предпринимательство и информация).

Труд – это деятельность органов управления туризмом и туристских организаций (тур.агентов и тур.операторов).

Земля – все природные ресурсы, используемые для производства тур.продукта.

Капитал – деньги, активы.

Информация – о туристских возможностях, ресурсах.

Предпринимательство – организация и управление для получения нового тур.продукта.

Все факторы производства используются при создании новых товаров и услуг, и этот процесс является непрерывным.

В туристской деятельности факторы производства тесно взаимоувязаны.

На 1-е место выдвигаются природные ресурсы – земля. Этот фактор является единственным незадействованным полностью, при помощи которого можно добиться максимального эффекта от его использования, при условии определенного соответствия между всеми факторами производства, т.е. каждой единице земельных ресурсов должны соответствовать и объем трудовых ресурсов и объем капитала.

Функция обеспечения занятости.

Эта функция выражается в том, что население получает работу на тур.предприятии.

Рост туризма создает в регионах новые рабочие места и может стать определяющим для тех регионов, которые существенно зависят от данного сектора экономики.

На каждые 10 новых рабочих мест в развитых странах 7 приходится на сферу услуг. Это объясняется тем, что здесь требуется значительные объемы высоко квалифицированного ручного труда (уборка, озеленение, приготовление пищи и т.д.)

Занятость в туризме м.б.:

Прямой – на предприятиях, предназначенных для туризма.

Косвенной – рестораны, музеи, магазины…

Функция сглаживания.

Проявляется в том, что туризм при определенных условиях может способствовать экономическому развитию депрессивных слабых в структурном отношении регионов.

Создание тур.предприятий в удаленных малонаселенных или индустриально слабо развитых регионах частично нейтрализуют негативные явления.

В данном случае туризм выполняет выравнивающую функцию, поскольку многие привлекательные в природном отношении регионы способны с помощью туризма обеспечить себе темпы экономического роста.

Функция нивелирования платежного баланса.

В составе платежного баланса расходы местных туристов выехавших за пределы региона противопоставляются доходам полученным от потребления товаров и услуг прибывшими в регион туристами.

Вклад в платежный баланс страны выражается в виде разницы между расходами иностранных туристов в стране и расходами резидентов этой же страны за рубежом.

Государственная политика стран направлена на стабилизацию платежного баланса.

Платежный баланс м.б. положительным и отрицательным.

Положительный – это ситуация, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму вывоза из нее.

Отрицательный – сумма ввоза меньше суммы вывоза.

Баланс платежей оказывает прямое влияние на ВНП страны.

ВНП = С + I + G + (e – i )

С – расходы потребителей и инвестиции.

G – расходы государства.

e – экспорт.

i – импорт.

Туризм можно импортировать и экспортировать в страну.

Товарный экспорт из России

Товарные потоки

Россия Франция

Денежный поток

Тур.экспорт из России

Тур.поток

Россия Франция

Денежный поток

Товарный импорт из РФ

Товарные потоки

Россия Франция

Денежный поток

Тур.импорт из РФ

Тур.поток

Россия Франция

Денежный поток

Тур.импорт предполагает выезд туриста из страны, вывоз ими денежных средств и ввоз туристских впечатлений, товаров (выездной туризм).

Тур.экспорт предполагает въезд туристов в страну, ввоз ими денежных средств и вывоз туристских впечатлений, товаров (въездной туризм).

Функция создания дохода — туристский мультипликатор.

Туристский мультипликатор

Туристский мультипликатор — коэффициент, отражающий увеличение доходов региона в зависимости от расходов туриста.

Чем больше доля дохода потраченного в стране/ регионе – тем больше эффект мультипликатора.

Способность удерживать доход от туризма в стране зависит от самостоятельности местной экономики (своя инфраструктура – гостиницы, транспорт, экскурсии, продукты питания и т.д.).

Если она способна производить все товары и услуги, которые нужны туристам – то эффект мультипликатора будет значительным. А чем больше импортируется из стран/ регионов – тем меньше эффект мультипликатора.

/ Чем более самодостаточный регион – тем больше он получит прибыли.

Мультипликатор дохода (Мд) – показывает дополнительный доход (зар.плата, прибыль) полученные в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликационный эффект выражается в том, что доход полученный в одной отрасли способствует возникновению нового дохода у другого субъекта хозяйственной деятельности.

Эффект увеличения дохода в туризме имеет региональное значение.

Значительное увеличение дохода происходит тогда, когда первичная выручка от туризма переходит в региональную торговлю, промышленность, с/х.

Международная торговля и туризм.

1-я Тема — Общие понятия

В регулировании этого определяющую роль играет всемирная торговая организация (ВТО).

Товары, поступающие на внешний рынок образуют мировой рынок товаров.

Треть всей мировой торговли – торговля услугами.

Международная торговля услугами имеет свою специфику:

Неосязаемость.

Невидимость.

Неразрывность производства и потребления.

Неоднородность и изменчивость качества.

Неспособность услуг к хранению.

В связи с тем, что услуги не подлежат хранению и потребляются одновременно – требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг.

На развитие сферы услуг большое значение оказывает НТП (научно-технический прогресс):

Появляются новые виды услуг.

Повышается качество обслуживания.

Снимаются технические барьеры передачи некоторых услуг – а это открывает для них мировой рынок.

В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые жилищные коммунальные услуги, общепит, гостиничные хозяйства, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, инженерно-консультационные, инженерные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынка, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и другие.

Международная торговля услугами основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Она тесно связана с торговлей товарами и в большей степени влияет на нее.

Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынка и заканчивая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием.

Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консультационных услуг.



Международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации.

Крупнейшими экспортерами услуг являются США, Великобритания, Франция.

Крупнейшие импортеры – США, Германия, Япония.

05.02.2014.

2-я тема — Теории международной торговли.

Международной торговлей рассматривается ряд теорий объясняющих позицию стран в международном тур. обмене.

Теории:

теория Абсолютного преимущества

теорияТеория сравнительного преимущества

теория Теория соотношения факторов

теория Теория жизненного цикла тур. центра (дестинации)

жизненный цикл турпродукта

теория Теория подобия стран

Теория Абсолютного преимущества

Сформулирована Адамом Смитом в 1776 г. Написал книгу «Исследования о природе качества богатства народов»

Гл. мысль книги – богатство страны базируется на наличии у неё товаров и услуг. Наличие у страны абсолютного преимущества (естественного или приобретенного) определяет её положение и побуждает иностранных туристов приезжать в нее.

/интернет/ Существенное внимание уделил разделению труда на основе специализации экономической деятельности. При этом выводы о разделении труда А. Смит распространил и на мирохозяйственную сферу, впервые теоретически обосновав принцип абсолютных преимуществ (или абсолютных издержек): «Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне.

То, что представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабдить нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом».

2-я теория – Теория сравнительного преимущества

Возникла на базе первой теории в 1917 году. Давид Рикардо доказал, что страна будет специализироваться на производстве тех продуктов, которые она может производить более эффективно, чем др. страны, без учёта абсолютного преимущества.

Страна отказывается от производства товаров, в которых имеет абсолютное преимущество и специализируется на других, более эффективных производствах.

/интернет/- Теория абсолютного преимущества в какой-то степени опирается на здравый смысл. Однако эта теория имеет существенный недостаток. Что произойдет с процессом торговли, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве обоих продуктов? Из теории абсолютного преимущества вытекает ошибочный вывод о том, что в таком случае торговля будет просто невозможна. Давид Рикардо решил эту проблему, разработав теорию сравнительных преимуществ.

Согласно этой теории, страна должна экспортировать те товары и услуги, в производстве и предоставлении которых она обладает относительно более высокой производительностью. С другой стороны, более целесообразно импортировать товары (услуги) из тех стран, которые обладают относительно более высокой производительностью в производстве этих товаров. Различие между двумя теориями едва различимо: теория абсолютного преимущества ссылается на абсолютные различия в производительности, тогда как теория сравнительного преимущества опирается на относительные различия в производительности. И все-таки эти две теории отличаются друг от друга, поскольку в теории сравнительных преимуществ в процессе определения товара, который стране более целесообразно производить своими силами, учитывается понятие альтернативных издержек. Альтернативные издержки, или упущенная выгода (opportunity cost), — это издержки, обусловленные неиспользованными благоприятными возможностями для выпуска товара. Применение принципов сравнительных преимуществ и скрытых издержек требует более глубокого осмысления.

Рассмотрим, например, нейрохирурга, который в равной степени лучше выполняет операции на головном мозге и стрижет газоны по сравнению с тем, как это сделал бы сын соседа. Если хирург относительно лучше оперирует, чем стрижет газоны, он будет проводить большую часть своего времени у операционного стола и заплатит сыну соседа деньги за то, чтобы он подстриг газон у его дома.

Нейрохирург сделал бы именно так, потому что альтернативные издержки подстригания газона своими силами были бы слишком высоки: время, потраченное на стрижку газона, — это время, которое упущено для выполнения хирургических операций.

Для того, чтобы сопоставить теорию абсолютных преимуществ и теорию сравнительных преимуществ, рассмотрим еще раз пример, Франция обладает абсолютным преимуществом в выпуске вина, а Япония имеет абсолютное преимущество в производстве будильников. В соответствии с теорией абсолютного преимущества Франции выгодно экспортировать вино в Японию, а Японии выгодно экспортировать будильники во Францию.

Франция также обладает сравнительным преимуществом в производстве вина: за один человеко-час в стране можно выпустить в два раза больше вина, чем в Японии, но только 0,6 от количества будильников, которые можно выпустить в Японии за тот же промежуток рабочего времени.

Следовательно, Франция обладает относительно более продуктивными возможностями в производстве вина. Япония, в свою очередь, имеет сравнительное преимущество в выпуске будильников: за один человеко-час в стране можно выпустить в 1,67 раза больше будильников, чем во Франции, но только 0,5 от количества вина, которое можно выпустить во Франции за тот же промежуток рабочего времени. Следовательно, Япония обладает относительно более продуктивными возможностями в производстве будильников. В соответствии с теорией относительного преимущества Франции выгодно экспортировать вино в Японию, а Японии выгодно экспортировать будильники во Францию.

Обе теории — и теория абсолютного преимущества, и теория сравнительного преимущества — привели к получению одних и тех же результатов.

Теперь внесем изменения в исходные данные. Предположим, уровень производительности остается прежним в Японии, а во Франции, благодаря реализации новых программ подготовки рабочих к выполнению рабочих заданий, уровень производительности повышается в два раза. Теперь Франция может выпускать четыре бутылки вина или шесть будильников за один человеко-час. Следовательно, Франция обладает абсолютным преимуществом как в выпуске вина, так и в производстве будильников: за каждый человеко-час Франция может выпускать больше на три бутылки вина (четыре минус одна) и на одну единицу будильников (шесть минус пять) по сравнению с Японией.

В соответствии с теорией абсолютных, преимуществ торговля между странами не будет осуществляться, поскольку Франция обладает абсолютным преимуществом в производстве обоих товаров.

Теория сравнительных преимуществ базируется на тех же предположениях, что и теория абсолютных преимуществ, используя дополнительно понятие альтернативных затрат (opportunity costs). Альтернативные издержки - это простое сравнение цен единиц двух товаров на внутреннем рынке, выраженных через количество рабочего времени, затраченного на их производство.

Альтернативная цена - это рабочее время, необходимое для производства единицы одного товара, выраженный через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара

Суть теории сравнительных преимуществ в следующем: если страны специализируются на производстве тех  товаров,  которые  они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, не зависимо от того является ли производство в одной из них более эффективным, чем в другой.

В случае, если страны специализируются на торговле теми товарами, в производстве которых они имеют относительное преимущество, возникает закономерный вопрос: как подсчитать, насколько выгодна такая торговля каждому из ее участников?

Выигрыш от торговли – это экономический эффект, который получает каждая из участвующих в торговле стран, если каждая из них специализируется на торговле тем товаром, в производстве которого она имеет относительное преимущество.

Выигрыш от торговли возникает в результате того, что страна в состоянии получить за свои товары больше необходимых ей иностранных товаров из-за рубежа, нежели у себя на внутреннем рынке. Можно посмотреть на выигрыш от торговли с двух сторон: со стороны экономии затрат труда и со стороны увеличения потребления.

Значение теории сравнительных преимуществ трудно переоценить. На протяжении многих десятилетий она оставалась преобладающей теорией, объясняющей международную торговлю и оказавшей сильнейшее воздействие

На всю экономическую науку. В совокупности с многочисленными добавлениями, сделанными последователями классической школы, теория сравнительных преимуществ, по сути, впервые описала баланс совокупного спроса и совокупного предложения. Хотя и предполагалось, что стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство, теория сравнительных преимуществ показала, что она скорее определяется соотношением совокупного спроса и предложения на товар, предъявляемых как внутри страны, так и из-за рубежа.

Важнейшим достижением теории сравнительных преимуществ является и то, что она ясно доказала существование выигрыша от торговли для всех участвующих в ней стран, развенчав господствующий тезис о том, что одна страна может получить выигрыш в торговле только за счет нанесения ущерба другой стране. При этом, чем шире возможности для развития торговли, чем меньше искусственных барьеров на пути торговых потоков, тем больше возможностей для получения выигрыша всеми сторонами.

3-я теория – Теория соотношения факторов

Предложена Шведским учёным Хекшером и Олиным в первой пол. XX века. Теория базируется на соотношении факторов в каждой стране для обеспечения сравнительного преимущества, которые она может получить по отношению к своим торговым партнерам.

Страны, имеющие в избытке тур. ресурсы специализируются на международном туризме и экспортируют подобные услуги.

/Каждый тур ресурс является фактором, который могут использовать между странами (транспорт, льготы)/

/интернет/ В своих теориях абсолютного и относительного преимущества Смит и Рикардо показали, как можно повысить объем производства, если страны специализируются на производстве, имеющем преимущество. В них принимается, что функционирование свободного рынка само приведет производителей к товарам, которые они смогут выпускать с наибольшей эффективностью, и заставит отказаться от нерентабельных производств.

Примерно через 125 лет после опубликования теорий Смита и Рикардо два шведских экономиста- Эли Хекшер и Бертил Олин разработали теорию соотношения факторов производства (также ее называют теорией Хекшера- Олина), утверждающую, что каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

Теория соотношения факторов производства кажется логичной, если просмотреть обзоры мирового производства и экспорта. В странах с высокой концентрацией населения, например в Гонконге и Нидерландах, цены на землю очень высокие, поэтому они независимо от климата и состояния почвы не обладают развитым производством товаров, требующих больших земельных площадей (овцеводством, выращиванием зерновых и т.д.). Эти виды продукции производятся в таких странах, как Австралия и Канада, где земля имеется в избытке по отношению к количеству населения.

Когда трудовые ресурсы имеются в избытке по отношению к капиталу, можно ожидать низких ставок заработной платы и высокой экспортной конкурентоспособности продукции, требующей больших трудовых ресурсов по отношению к размерам капитала. Иного можно ожидать при ограниченности трудовых ресурсов. Так, Индия, Иран и Тунис выделяются развитым производством ковров ручной работы, которые отличаются по внешнему виду и технологии от ковров, изготовляемых в Великобритании и США при помощи машин, приобретенных на дешевый капитал.

В середине ХХ века (1948 г.) американские экономисты П.Самуэльсон и В.Столпер усовершенствовали теорию Хекшера -Олина представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Д.Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

В середине 50-х годов ХХ века американский экономист В.Леонтьев развил теорию внешней торговли в работе, известной под названием «парадокс Леонтьева».

Парадокс Леонтьева гласит, что теория соотношения факторов производства Хекшера- Олина не подтверждается на практике: трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные- трудоемкую.

Используя теорему Хекшера –Олина, В. Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Это противоречило существовавшим ранее представлениям об экономике США, которые в силу избытка капитала должны были бы экспортировать преимущественно капиталоемкие товары. Включив в анализ более двух факторов производства, в том числе НТП, различия в видах труда (квалифицированный и неквалифицированный) и их дифференцированную оплату в различных странах, В. Леонтьев объяснил вышеназванный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ.

Приведем основные идеи, которые выдвигались самим В. Леонтьевым при объяснении парадокса.

· Первое объяснение В. Леонтьева состоит в существовании различий в производительности труда между США и его торговыми партнерами (то есть труд в США содержит больше человеческого капитала, поэтому более производителен).

· Второе объяснение В. Леонтьева состоит в том, что нужно рассматривать не только труд и капитал, а и такой важный элемент, определяющий модели торговли, как наделенность страны природными ресурсами. (Так, импорт необработанной нефти, особенно капиталоемкого товара, в производстве требует одновременного использования как природных ресурсов, так и капитала).

Известны и другие попытки объяснить обнаруженный В. Леонтьевым парадокс.

· Одно из наиболее правдоподобных объяснений заключается в том, что теория Хекшера- Олина принимает ошибочное допущение об однородности факторов производства. Квалификация рабочей силы в действительности весьма различна внутри страны и по странам, поскольку разные люди обладают разной подготовкой и образованием. Профессиональная подготовка и образование требуют капиталовложений, которые не проявляются в традиционных показателях капитала, включающих только стоимость конструкций и оборудования.

Перемена в интенсивности факторов (как теоретическая возможность), например, когда относительные цены на труд и капитал изменяются со временем. Б.С. Минхас обнаружил этот феномен в 1/3 из шести отраслей, которые изучил. В. Леонтьев в 1964 г. обследовал 21 отрасль и обнаружил подтверждение такой возможности только в 8 % случаев. А при анализе двух отраслей, интенсивно использующих природные ресурсы, он выявил подтверждение этой гипотезы только для 1 % случаев.

4 теория Теория жизненного цикла тур. центра

Турцентр (дестинация) – место скопления туруслуг, местонахождение. Теория характеризует его эволюцию по аналогии с жизненным циклом товара.

Жизненный цикл состоит из этапов или дестиниций.

1 этапПервозданность дикой природы, трудный доступ, недостаток удобств, поэтому число туристов ограничено.

Уровень контакта с местным населением высок. На этой стадии привлекательность дестинации (турцентра) в том, что она ещё не подверглась изменениям, под воздействием туризма.

2 этапКак развивать центр:

Местные власти – они начинают предпринимать усилия в целях обеспечения отдыха туристов и рекламы дестинации, что приводит к устойчивому росту числа туристов. Формируется тур. сезон и рынок.

Перед гос. Сектором ставится задача обеспечение инфраструктуры.

3 этап Наблюдается высокий рост тур. прибытий в дестинацию. В период высокого сезона число туристов достигает или превосходит число местных жителей.

При этом могут появляться проблемы:

Перегрузка и износ средств обслуживания (всё, чем пользуются туристы)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: