ХОМУТОВА ЭКЗАМЕН Д 2

БИЛЕТ 10

Архитектура Двуречья

Между Евфратом и Тигром более чем 5000 лет назад обитали две различные народности: на юге, у Персидского залива, азиатский народ шумеры, на севере — семитский народ аккады.

В конце IV тысячелетия до н. э. на юге современного Ирака, там, где реки Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив, возникла одна из древнейших цивилизаций нашей планеты.

Ее создателями были шумерийцы. Свою страну они называли Шумер, а лежащие к северу и заселенные семитическими племенами земли — Аккад. Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Сеннаар — Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия («Страна между реками»).

Дворец навуходоносора 2 в вавилоне

Древняя Ниневия

Уже в V – IV тыс. до н. э. в дельте Тигра и Евфрата существовали древние государства. Основные объекты их строительной деятельности – ирригационные сооружения и укрепленные города.

Земля, на которой жили шумерийцы, — плоская равнина с жарким и засушливым климатом, край болот и озер, покрытых густыми зарослями тростника, но крупные лесные массивы здесь отсутствуют. В течение веков Тигр и Евфрат не раз меняли свои русла, что сопровождалось катастрофическими наводнениями, память о которых сохранилась в шумерских мифах о потопе. В суровой борьбе с природой шумерийцы создали свою культуру. Они осушили болотистую почву, построили дамбы, каналы и плотины, изобрели гончарный крут, форму для выделки кирпича, повозку со сплошными деревянными колесами, плуг-сеялку, парусную лодку, освоили технику обработки камня и драгоценных металлов, научились возводить арки, сводчатые перекрытия и купола, накопили бесценные сведения в области естественных наук, создали сложную систему клинообразной письменности, первый календарь, своеобразные эпические сказания.

Зависимость хозяйства и всей жизни от водного режима рек вызвала необходимость изучения сезонных особенностей климата, звездного неба, движения Солнца и Луны. Из среды занимающихся астрономическими наблюдениями людей формируется особая каста жрецов, взявших на себя регулирование всех хозяйственных работ.

В состав храмовых хозяйств входили крупные хранилища посевного зерна, выдача которого строго контролировалась жрецами. Здесь общественные склады, почитаемые как священные объекты, превращаются в настоящие храмы, но – с закромами.

Основные строительные материалы, применявшиеся в народном строительстве Двуречья, были глина, тростник, мелкий речной кустарник. Циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной, использовались как ограждающие конструкции домов, каркас которых состоял из плотных связок –фашин того же тростника.

Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу. Для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, а для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами.

Применение высушенного на солнце кирпича (его изготовляли в виде широких плит и укладывали на глино-известковом растворе) повысило прочностные качества стеновых конструкций, расширило возможности сырцовой кладки. Зубчатый в плане профиль стен имел не столько декоративное назначение, сколько позволял облегчить кладку без потери прочности, а также избежать перегрева стены сочетанием освещенных и затененных участков.

2 типа жилых домов двуречьяИх правители возводили свою власть к богам, и вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья. Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями. Особую роль в шумерской архитектуре играли ступенчатые храмы — зиккураты (что означает «дом горы»).

Один из таких храмов — зиккурат бога луны Нанны в Уре(XXI в. до н. э.) — стоял на платформе десятиметровой высоты. В его основании лежал прямоугольник размерами 65×43 м. Над ним поднимались три ступени, которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами. Ступени зиккурата были связаны между собой лестницами.

 Дворец навуходоносора 2 в вавилоне

 2 типа жилых домов двуречья

Зиккурат бога луны Нанны в Уре(реконструкция и наши дни)

 

История архитектуры древнего Двуречья (Месопотамии) делится на четыре периода соответственно этапам экономического и политического подъема государств, попеременно принимающих на себя роль культурного центра.

АРХИТЕКТУРА МЕСОПОТАМИИ

Люди, населявшие долину Тигра и Евфрата, строили храмы со ступенчатыми башнями, или зиккуратами. Погребальные сооружения играли в их архитектуре гораздо меньшую роль, поскольку обитатели Месопотамии не связывали достижение бессмертия с сохранностью тела усопшего. В Двуречье было много глины, а камень и дерево приходилось доставлять издалека, поэтому здания возводили в основном из кирпича.

Архитектура Троянского периода

Легендарная Троя гомеровской «Илиады» найдена в конце XIX в. Раскопки показали, что на одном и том же месте длительное время строились поселения, так что образовался холм, в толще которого исследователи насчитали 8 культурных слоев. Троя (III тыс. до н. э.) представляла цитадель с укрепленными стенами и воротами; в центре ее найдено несколько построек жилого и культового назначения.

Основной тип сооружений Трои представляют мегароны – вытянутые прямоугольные жилища с лоджией входа, без окон, но с отверстием в потолке, образованным перекрещенными балками, опирающимися на стойки, если помещение было широким.

Характерные черты ранних поселений малоазийского побережья и островов: мелкие размеры городов, их многократное обновление на одной и той же площадке, наличие укрепленной цитадели с мощными каменными стенами и глинобитной застройкой, мегарон, как ведущий архитектурный тип, сохраняются в последующие периоды развития средиземноморской архитектуры.

Дворец навуходоносора 2 в вавилоне

ТИРИНФ

2 типа жилых домов двуречья

Свои поселения греки-ахейцы в отличие от критян, чьи города защищало море, устраивали на высоких холмах, окружая их кольцом мощных крепостных стен — их строительство стало острой необходимостью. Архитектура этих поселений-крепостей имеет мало общего с архитектурой критских дворцов. Тиринф и Микены уже в 1400 г. представляли собой грозные крепости, за стенами которых надежно укрыт дворец правителя. Они расположены на крутых скалистых холмах.

Особенно впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные насухо из громадных каменных глыб, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление монолита. Впоследствии такие поселения получили у греков название «акрополь» — «верхний город», а дворцы микенских царей стали прообразами эллинских храмов. Во время вражеских нашествий за крепостными стенами укрывалось мирное население.

Древнейшие крепостные стены Микен окружали только дворец и не охватывали площадь Акрополя. Позже были возведены громадные по высоте и толщине стены из огромных необработанных, глыб камня весом в 5-6 тонн, частью неправильной формы, лежащих одна на другой. - «циклопическая кладка». Щели между глыбами заполнены глиной или мелкими камнями. Длина стены Микен — 900 м, толщина — от 6 до 10 м. Стены Тиринфа толщиной до 17,5 м, внутри стен устраивали кладовые для хранения продовольствия и оружия.

Греки верили, что стены в несколько метров толщиной, сложенные из огромных глыб, были построены гигантами-циклопами. Часть стены у ворот Микен возведена из больших, правильных по форме камней (квадров), уложенных ровными рядами. Ворота сложены из двух колоссальных плит, поставленных вертикально и перекрытых третьей плитой. Ряды кладки сходятся выше, образуя треугольник, закрытый треугольной плитой с рельефным изображением двух львиц, опершихся на пьедестал с колонной эгейского типа, суживающейся книзу. «Львиные ворота» — первый в эгейском искусстве пример монументальной скульптуры. К центральным воротам вел узкий проход между двумя бастионами, с которых защитника акрополя могли обстреливать подступавших к городу врагов.

От ворот дорога поднималась на холм, где находился царский дворец, план которого отличался простотой и строгостью архитектурного замысла. В центре дворца — парадное прямоугольное помещение (12 X 13 м) с очагом в середине — мегарон. Четыре расширяющиеся кверху колонны вокруг очага поддерживали крышу с отверстием для дыма. Вокруг мегарона размещались коридоры, кладовые, ванные и жилые и гостевые комнаты. К центральному залу вел портик с двумя колоннами между антами - выступающими торцами стен. Прямоугольный план мегарона и портик с антами унаследовала античная архитектура. Как и на Крите, стены дворцов возводились из сырцового кирпича, на деревянном каркасе, изнутри их штукатурили, порой покрывали росписью.

БИЛЕТ 11

АРХИТЕКТУРА ДВУРЕЧЬЯ. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ДВУРЕЧЬЯ

 

Архитектура Двуречья. Развитие культуры и архитектуры Двуречья

Дворец навуходоносора 2 в вавилоне   Уже к IV тысячелетию на землях Двуречья, считающихся родиной первых городов, сложилось около 20 городов-государств, имевших общую материальную и духовную культуру. Периодизация истории архитектуры Двуречья условно приводится в зависимости от того, какие государства попеременно принимали на себя роль культурных центров:

Шумеро-Аккадский период — IV тыс. — 2300 г. до н.э.

Вавилонский период — 2150 — 1000 гг. до н.э.

Ассирийский период — 1000 — 605 гг. до н.э.

Нововавилонская империя — 625 — 539 гг. до н.э.

   Основными строительными материалами Двуречья были глина, тростник, лоза.

   Из глины изготавливали кирпич-сырец, а для облицовки сооружений — обожженный или глазурованный кирпич. Циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной, использовались как ограждающие конструкции. Туго стянутые связки того же тростника применяли как каркас — арматуру в крепостном и храмовом строительстве.

   Нехватка камня и дерева заставила наряду с балочными перекрытиями из местных пальм сооружать сводчатые перекрытия из кирпича. Поэтому столб как конструктивный элемент применялся редко.

   Для предохранения от наводнений здания строились на особых террасах, обмазанных битумом и имевших каналы для вентиляции и удаления воды.

Шумеро-Аккадский период

2 типа жилых домов двуречья

   Основы культуры закладываются в Шумере, расположенном в нижнем течении Тигра и Евфрата. Постоянное соперничество между шумерскими городами-государствами и аккадскими племенами завершилось победой Аккад, во главе государства которых встал царь Саргон I, а центром культуры стал город Ур. В городе преобладала двухэтажная застройка, отделявшаяся от улиц толстыми стенами.

   В Двуречье сложились 2 типа жилых домов — северный и южный. Все помещения здания южного типа группировались вокруг открытого внутреннего двора, окруженного открытой галереей. В основе его конструкции — каркас из деревянных балок с более легким заполнением. Северный тип дома отличался тем, что в центре его обычно находилось зальное помещение с очагом в центре. Зажиточные дома имели довольно высокую степень благоустройства, в них были даже ванные и уборные с асфальтовыми полами.

   Архитектура жилища оказала большое влияние на дворцовую архитектуру.

   В этот же период формируются основные типы культовых сооружений.

   Храм был центром города-государства. При нем имелось свое приусадебное хозяйство, рабы. Храмы строились на возвышенных местах и дополнительно поднимались на платформы. С двух сторон к храму вели лестницы или пандусы. Обычно храмы имели многоступенчатые основания, превращаясь в зиккураты — храмовые пирамиды. На верхней террасе находилось святилище. Святилища обычно были прямоугольной или овальной формы, сдвинуты к краю платформы и имели внутренний дворик. Стены храмов членились нишами, возможно, снаружи имели роспись. Храмы перестраивались и достраивались, но никогда не переносились. Рядом с зиккуратом находился «нижний» храм.

Зиккурат в Уре (конец 3 тыс. до н.э.)

   Это один из немногих сохранившихся зиккуратов. Сейчас высота зиккурата около 20 м, а первоначально он имел основную платформу в плане 62,5 х 43 м высотой 15 м. Ее облицованные обожженым кирпичом грани были наклонены внутрь для большей устойчивости и обмазаны черным битумом. Наверх вели 3 лестницы, соединявшиеся у каменной террасы. Верхние ярусы были, вероятно, незначительными по сравнению с нижним массивом. Следующая платформа была красной — она имела облицовку из обожженого кирпича, верхняя терраса — побеленная. Храм облицовывался голубой глазурованной плиткой. Дворец навуходоносора 2 в вавилонеТеррасы, возможно, озеренялись.

   В более позднее время в зиккуратах добавилось еще 4 яруса. В основном зиккураты были 7-ярусными (по числу планет, известных народам Двуречья).

   В городах вокруг зиккуратов располагались дворцовые постройки, образующие священный участок с рощей. Дальше шла городская застройка с тесными кварталами с хаотичной планировкой. Город окружался стеной неправильной конфигурации.

   Погребальные сооружения известны только курганного типа с погребальными камерами и саркофагами.

   Около 2300 г. до н.э. империя, потрясаемая восстаниями, распадается.

БИЛЕТ 12

Ассирийский период

   В отличие от Нижнего Двуречья, Ассирия обладала богатыми месторождениями камня, руды и леса. Кроме того, здесь складывалась военная монархия, что также отразилось на характере строительства Ассирии — большое значение придавалось возведению крепостей, каменных мостов и дорог. Для царей и их приближенных строились дворцы.

2 типа жилых домов двуречья   Ассирия перенимает основные приемы искусства и архитектуры Шумер и Вавилона. Например, высокие каменные цоколи, строительство на платформах, зиккураты как культовые сооружения.

   Характерным примером дворцового строительства является дворец Саргона II.

Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (711 — 707 гг. до н.э.)

   Дворец был построен по указанию Саргона II во вновь основанной столице-крепости — Дур-Шаррукине. Город имел строгую (военную) планировку. Площадь его около 18 га (1780 х 1685 м). Дворцовый участок был встроен в линию городской стены, имел дополнительные собственные стены и был возведен на платформе высотой около 14 м.

   С двух сторон к дворцу вели пандусы. Возле монументального главного входа в виде орнаментированной арки высотой 6,5 м и шириной 4,3 м — крылатые быки с головами бородатых воинов — шеду. Стены дворца из кирпича-сырца облицованы камнем, их высота 18 м. Дворец Саргона II был расположен на северо-западной границе города, он имел около 200 парадных залов, жилые и подсобные помещения, которые группировались, как в Ассирии вокруг 30 открытых дворов. Входной двор, самый большой, площадью в 1 га, служил местом парадных смотров и сборов перед военными походами.



   Парадный двор объединял покои царя, официальные залы, служебные помещения и культовые сооружения, центром которых был 42-метровый зиккурат, окруженный спиралевидным пандусом. Его кладка, как и кладка платформы всего дворца, была пронизана системой сточных и вентиляционных каналов, укреплена со всех сторон каменными глыбами весом 2-4 тонн.

Дворец навуходоносора 2 в вавилоне

   Помещения дворца, длинные и узкие, были перекрыты балками из кедра, малые перекрытия — сводчатые. Стены облицованы каменными плитами 1-2 х 3-4 м и толщиной до 20 см. Во внутренних покоях были обнаружены панели из цветных глазурованных кирпичей и следы стенной росписи. Дворец имел водопровод, ванные комнаты с асфальтированными полами и канализацией. Цоколи дворца были выполнены из сырцового кирпича и облицованы крупными каменными блоками.

   Ассирия была разрушена арамеями-халдеями, но в 7 в. Вавилон отстроил Ассирию. Царь Набопаласар перенес столицу в Вавилон.

БИЛЕТ 13

Вавилонский период

   Следующей ступенью развития архитектуры Двуречья стал Вавилонский период. Он достигает наивысшего расцвета при царе Хаммурапи, который заново отстроил и сделал столицей Вавилон, известный с 3 тысячелетия. Хаммурапи уделял особое внимание строительству городских укреплений, мелиоративных и ирригационных сооружений.

   Дворцы царя и его приближенных имели очень запутанную планировку. Они становились крепостями в городе. Их стены украшались росписью и глазурованной плиткой. Во дворцах выделялись внутренние дворы, вокруг которых группируются все помещения дворца. В этот период в честь главного божества Мардука Хаммурапи начал возводить зиккурат Этеменанки, известный как Вавилонская башня.

   Восстание рабов, междоусобицы ослабили империю, а с нашествием хеттов Вавилон пал. Преемником Ассрии был Новый Вавилон. Вавилонский царь Набупашассар и его сын Навуходоносор II объединили под властью Вавилона, ставшего при них центром мировой державы, всю Месопотамию, остановили египетскую агрессию в Сирии, подчинили себе Финикию и Палестину.

Навуходоносор II с огромным размахом обстраивал Вавилон, подвергшийся невиданному разрушению по приказу Оинахериба во время нашествия ассирийцев в 689 г. Навуходоннсор писал про себя, что он, «как свою драгоценную жизнь, полюбил сооружение чертогов». Царь собственноручно рубил кедры в Ливане для своих дворцов.

Каналы Вавилона были расчищены, главная процессионная дорога замощена, реставрированы были храмы различных богов (до 40) в Вавилона и других местах. Навуходоносор умер в 561 г. до н. э. Из его преемников только Набонид (566—538 гг. до и. э.) занимался строительством. Однако новый период подъема оказался для Вавилонии непродолжительным. Непрочность Нововавилонского царства доказывается его быстрой гибелью в борьбе с воинственными племенами иранцев, персов  и мэдян, объединенными династией Ахеменидов. Персы легко победили вавилонские войска и в 538 г. до н. э. без боя вступили в Вавилон. В противоположность ассирийцам персы не тронули юрода).

Отделка дворца (облицовка стен ортостатами с рельефными изображениями, штукатурка и поливные плитки, украшения из бронзы, наряду с вертикальным членением стен) может быть признана в целом наиболее характерным образцом декоративных приемов ассирийского зодчества.

Ниневия. Дворцы Синахериба и Ашурбанипала. Памятники ассирийского Строительства последнего периода сохранились в Ниневии, древнем городе, особенно застраивавшемся при Синаяерибе, сыне Саргона. Синахериб построил в Ниневии грандиозный дворец на террасе, достигавший 30 м вышины. Раскопки дворца дали, однако, меньше для истории архитектуры, чем дворец в Дур-Шаррукине.

От дворца последнего из крупных властителей Ассирии, Ашурбанидала, в Ниневии сохранились исключительные по художественному интересу рельефы, хранящиеся ныне в Лондоне.

В целом, однако, искусство эпохи Ашурбанипала свидетельствует уже о некотором измельчании стиля и об отсутствии монументальной силы в сооружениях этого времени.

Роскошь и перегрузка деталями заменили здесь простоту и силу, которые характерны для более ранних памятников Ассирии.

В Британском музее в Лондоне хранятся маленькие глиняные цилиндры с клинописными записями Навуходоносора, касающимися его работ по восстановлению и строительству храмовых, дворцовых и крепостных сооружений Вавилона. Записи Навуходоносора сообщают, что храмовый зиккурат был построен в свое время «древним царем», но что его верхняя часть никогда не была достроена. Речь здесь идет о знаменитой, по библейской легенде, «Вавилонской башне». Навуходоносор достроил зиккурат в семь этажей, возведя его до высоты, небывалой во всей архитектуре Двуречья. Всего в Вавилоне было 53 храма, реставрированных старых и вновь построенных. Новым явлением в месопотамском городе было строительство алтарей и разбросанных по улицам капелл.

Дворцовое строительство также занимало ново-вавилонских царей. Набупалассар построил себе новый дворец в старой части города. О постройке своего огромного дворца Навуходоносор сообщает в одной из дошедших от него записей, где он говорит о поднятии террасы и о сооружении всего комплекса дворцовых зданий, особенно хвалясь при этом быстротою работы. С дворцовым строительством Навуходоносора связан вопрос о «висячих садах», легендою приписанных впоследствии царице Семирамиде. Источники подробно говорят о военно-оборонном строительстве Навуходоносора. В Вавилоне Навуходоносор соорудил две новые стены, так что город оказался окруженным тройной оградой стен «вышиной с гору». Стена имела в целом до 30 м толщины, на каждые 20 м ее протяжения приходилась башня. Рассказы нескольких писателей сходятся в том, что по краю стены могла двигать и разворачиваться запряжка из четырех лошадей. Стена была построена из обожженных кирпичей, вяжущим материалом служил жидкий асфальт.

Войдя в состав персидской державы, Вавилон не играл уже прежней роли. История ново-вавилонской культуры и строительства исчерпывается, таким образом, семьюдесятью годами от падения Ниневии до взятия Вавилона персами (607—538 гг. до н. э.).  Новый Вавилон — центр великой азиатской державы — своими огромными размерами и своей роскошью, несомненно, далеко превосходил ассирийские города. Представление о плане, устройстве и главных зданиях города можно составить по материалам вавилонских летописей.

За оградою стен каждый житель Вавилона имел свой участок возделаной земли, чтобы не нуждаться в продовольствии во время осады.

Вавилон по Геродоту. Наиболее подробно описан Вавилон в первой книге Истории» Геродота. Вавилон, по его данным, «лежит в обширной равнине, имеет вид четырехугольника»…

«Устроен он так прекрасно, как ни один известный нам город. Вавилон прежде всего окружен рвом, глубоким, широким и наполненным водою; за рвом следует стена шириною в пятьдесят царских локтей, а вышиною в двести локтей. Царский локоть больше обыкновенного на три пальца)»… «Копая ров, рабочие в то же время выделывали кирпичи из вынимаемой земли; приготовивши достаточное количество кирпичей, обжигали их в печах. Цементом служил им горячий асфальт, а через каждые тридцать[1] рядов кирпича они закладывали в стене ряд тростниковых плетенок; укрепили сначала края рва, а потом таким же способом возвели и самую стену. На стене, по обоим концам ее, поставлены были одноярусные башни, одна против другой; в середине между ними оставался проезд для четверки лошадей»… «Стены обеими своими сторонами доходят до реки; начиная с реки стены изгибаются и тянутся вдоль обоих берегов в виде плотины из обожженного кирпича. Самый город полон домов трех и четырехярусных и пересекается прямыми улицами, как теми, которые идут вдоль реки, так и поперечными, ведущими к реке. На каждой поперечной улице к плотине, идущей вдоль реки, были ворота, которых было столько же, сколько и улиц, эти ворота тоже медные и ведут к самой реке.

Другая стена тянется кругом, внутри первой; она лишь немного слабее наружной и уже ее. В одной части города за большою крепкою стеною находится царский дворец, в другой — храм Зевса-Бела с медными воротами. Это четырехугольник, каждая сторона которого имеет две стадии; уцелел он до моего времени. Посредине храма стоит массивная башня, имеющая по одной стадии в длину и ширину; над этой башней поставлена другая, над второй третья и так дальше до восьмой. Подъем на них сделан снаружи; он идет кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъема, находишь место со скамейками для отдыха»; восходящие на башни садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм, а в храме стоит большое, прекрасно убранное ложе и перед мим золотой стол».

»Подробно описывает Геродот также и водные сооружения Вавилона; находящиеся вдоль обоих берегов реки «набережные, достойные внимания по величине и высоте», «бассейн для озера», «имеющий в объеме четыреста двадцать стадий» и «круглую стену по краям озера». В самом Вавилоне Геродот описывает «мост из кусков высеченного камня, причем цементом служили железо и свинец». Мост был разводной, «в начале дня клали четырехугольные бревна; по которым и переходили вавилоняне; на ночь бревна снимались для того, чтобы вавилоняне не переходили через реку и не обворовывали друг друга»

БИЛЕТ 14

Нововавилонская империя

   Известный еще с 3 тыс. до н.э., Вавилон достигает особого величия к середине 6 века до н.э. В правление Навуходоносора II город стал центром мировой торговли с населением до 1 млн. чел., он развивался по строгому плану. В центре города нахоился так называемый «внутренний город», включавший священный участок с храмами и дворцами. Его площадь достигала 10 кв. км с населением 200 тыс. чел. Он был окружен тройной стеной из кирпича-сырца на битумной связке высотой до 20 м и толщиной 7; 7,8; 3,3 м. Восточная и западная части города соединялись мостами, стены и башни были увенчаны зубчатыми парапетами. Постройки дворцового типа в Персеполе, который стал царской резиденцией со времен Дария I, расположены на искусственно приподнятой платформе и представляют при всем разнообразии архитектурных форм единый ансамбль. Целью создания этого ансамбля было прославление могущества Персидского государства.

Висячие сады Семирамиды

   Они были построены Навуходоносором для его любимой жены Аметис — медийской царевны, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зеленым холмам Мидии.

   Сооружение покоилось на каменных столбах, перекрытых сводами. Поверх сводов, свинцовой кровли и асфальтовой гидроизоляции ступенчатыми террасами был насыпан грунт, на нем росли деревья и цветы. Вода подавалась вверх специальными подъемниками. Сады находились на значительной высоте и были видны издали. Это и дало повод называть их висячими.

Эта статья была опубликована 11 April 2012 г..

2 типа жилых домов двуречья

Персеполь

Персе’поль (греч. Persépolis, др.-перс. Парса, перс. Техте-Джемшид), город в Древнем Иране (в 50 км к С.-В. от Шираза), одна из столицАхеменидов . Основан в конце 6 в. до н. э. в начале правления Дария I. Основные постройки П. были возведены при Дарий I и Ксерксе I. Захваченный Александром Македонским в 330 до н. э. П. был сожжён и заброшен. Раскопки П. и окрестностей в широком масштабе велись под руководством немецкого учёного Э. Херцфельда (в 1931—34) и американского археолога Э. Шмидта (в 1935—39). После 1939 работы в П. ведёт Иранская археологическая служба (сначала под руководством французского учёного А. Годара, затем — Иранских археологов М. Т. Мустафави и А. Сами). Найдены надписи ахеменидских царей и тысячи глиняных табличек с текстами на эламском языке, содержащие данные о строительстве города и хозяйстве округи.

  В П. и его районе сохранились многочисленные памятники разных эпох. На каменной платформе, примыкающей к склону горы Кухе-Рахмат,— остатки дворца (конец 6—4 вв. до н. э.), обнесённого стеной. К З. от дворца — остатки собственно города. Над платформой — скальные гробницы (405—338 до н. э.), у платформы — фундаменты храма огня (3 в. до н. э.). В окрестностях: у подножия горы Кухе-Рахмат — Накши-Раджаб — 3 сасанидских скальных рельефа; следы сасанидского круглого города Дарабгерд, остатки г. Истахр (основанного Ахеменидами, запустел в 10 в.); у подножия горы Хосейн-Кух — некрополь Накши-Рустем [4 ахеменидские скальные гробницы (521—405 до н. э.), святилище огня Кабаи-Зардушт], сасанидские рельефы и скальные алтари; Тали-Бакун — остатки поселения (восходящего к 5 тыс. до н. э.).

Дворец навуходоносора 2 в вавилоне

Персеполь. Дворец Дария. 5—4 вв. до н. э.

2 типа жилых домов двуречья

Персеполь. Крылатые быки у входа в пропилеи Ксеркса 5—4 вв. до н. э.

Дворец навуходоносора 2 в вавилоне

Персеполь. План дворца: 1 — лестница; 2 — пропилеи Ксеркса; 3 — ападана Дария и Ксеркса; 4 — стоколонный зал Ксеркса; 5 — тропилон; 6 — дворец Дария; 7 — дворец Ксеркса; 8 — гарем; 9 — сокровищница.

Самым крупным дворцовым комплексом Древнего Ирана ахеменидского

периода была резиденция царя в Персеполе (520-460 гг. до н.э.), построенная

на вырубленной в скале террасе размером 450 x 300 м и включающая в свой

ансамбль помимо торжественных ворот-пропилей ряд отдельно стоящих

дворцовых зданий (рис.5). Среди них доминирующим типом был

многоколонный зал для приемов-ападана, являющийся ярким и самобытным

достижением древнеиранской архитектуры. Необыкновенно стройные

мраморные колонны высотой более 18м несли балочное перекрытие из кедра,

облицованное листами золота. Яркая раскраска по штукатурке, рельефы,

металлические накладки и особенно яркие цветные изразцы, искусство

изготовления которых здесь было доведено до подлинного совершенства- все это создавало богатую палитру декоративных средств древнеперсидского

зодчества.

 План Персеполя (а-внешняя парадная

лестница; б-пропилеи Ксеркса; в- большая

ападана; г-д-лестница ападаны; е-зал ста

колонн; е-гарем; з-входные ворота в южную

группу дворцов; и-зимний дворец Дария; к-

Зимний дворец Ксеркса; л-лестница входных

ворот; м- дворец Артаксеркса III;)

 Рельефы на лестнице большой ападаны

Рис. 5. Персеполь (VI-IV вв.до н.э.; сожжен в 331г. до н.э.).Аэросъемка террасы дворцов

Особенно интересна пластическая разработка колонн стоечно-балочной

системы. Стволы колонн пропилеев и ападаны имеют вертикальные желоба-

каннелюры и высокую базу. Сложные высокие завершения колонн

(капители) состоят из нескольких частей: нижняя имеет вид

нераспустившегося бутона со слегка отогнутыми лепестками, на нее

поставлен крестовый в плане вытянутый брус с каннелированной

поверхностью, вверху и внизу завершающийся двойными волютами. На верхние волюты опираются парные протомы быков, на которые были

уложены балки перекрытия (рис.6) [1].

Общий вид.

Рис. 5. Дворец Персеполе (520—460 гг. до н. э.)

Рис. 6. Вид на колонны пропилеев




Предыдущий:

Следующий: