История свят и обрядов


Министерство культуры Украины

Харьковская государственная академия культуры

Кафедра телевидения

Реферат на тему: «Празники в Иудаизме«

Реферат по предмету:

история вят и обрядов

студента 1 курса

факультета: «Театрального искусства»

группы 1М

С. Мирошниченко

проверила :



лутшый преподаватель кафедры

Старкова А.В

Харьков 2014

Содержание:

1. Иудаизм как религия.



2. Праздники Иудаизма.

3. Список используемой литературы.



1. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди 12 колен израилевых, как об этом повествуется в Библии. Выходцем из рода Иуды был царь Давид, при котором иудейско-израильское царство достигло наивысшего могущества. Все это обусловило привилегированное положение иудеев: термин «иудей» часто используется как эквивалентный слову «еврей». В узком смысле под иудаизмом понимается религия, возникшая среди евреев на рубеже I-II тыс. до н.э. В широком смысле иудаизм — это комплекс правовых морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев.

Боги в Иудаизми.

История древних евреев и процесс формирования религии известны в основном по материалам Библии, ее наиболее древней части - Ветхого Завета. В начале II тыс. до н.э. евреи, как и родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, верили в различных богов и духов, в существование души, которая материализуется в крови. В каждой общине был свой главный бог. В одной из общин таким богом был Яхве. Постепенно культ Яхве выходит на первое место.

Новый этап в становлении иудаизма связан с именем Моисея. Это легендарная личность, однако нет причин отрицать возможность реального существования подобного реформатора. Согласно Библии Моисей вывел евреев из египетского рабства и передал им Завет Бога. Некоторые исследователи считают, что реформа религии евреев связана с реформой фараона Эхнатона. Моисей, который, возможно, был близок к правящим или жреческим кругам египетского общества, воспринял идею Эхнатона о едином Боге и начал проповедовать ее среди евреев. Он внес некоторые изменения в представления евреев. Его роль настолько значительна, что иудаизм иногда называют мозаизмом, например в Англии. Первые книги Библии называют Пятикнижием Моисея, что также говорит о значительности роли Моисея в становлении иудаизма.

Основные идеи Иудаизма

Главная идея иудаизма - идея богоизбранности евреев. Бог один, и он выделил один народ — евреев, чтобы помогать им и передавать свою волю через его пророков. Символом этой избранности является обряд обрезания, совершавшийся над всеми младенцами мужского пола на восьмой день их жизни.

Основные заповеди иудаизма, по преданию, были переданы Богом через Моисея. Они содержат как религиозные предписания: не поклоняться другим богам; не упоминать имени Бога напрасно; соблюдать день субботний, в который нельзя работать, так и моральные нормы: почитать отца и мать своих; не убивать; не красть; не прелюбодействовать; не произносить ложного свидетельства; не желать ничего у что есть у ближнего твоего. Иудаизм предписывает евреям пищевые ограничения: пища делится на кошерную (дозволенную) и трефную (недозволенную).

2. Праздники и памятные даты в иудаизме играют большую роль в утверждении основных его принципов, в укреплении веры, в сохранении и постоянном оживлении религиозной атмосферы в обществе, в поддержании исторической памяти народа, его традиций и культуры. Праздники — важнейший фактор воспитания и сплочения людей.

Есть такой термин«моадим«- «праздники», который относится к трем праздникам, связанным с центральными событиями еврейской истории:

Песах- праздник весны и свободы, в память о массовом исходе евреев из Египта. Песах начинается 15 числа месяца Нисана (март, апрель) и длится 7 дней в Израиле (8 дней в странах диаспоры).

Шавуот- праздник в честь дарования евреям десяти заповедей Торы. Это событие произошло на 50-й день после Песаха (при счете со второго вечера праздника: 7 недель и 1 день) (июнь, июль).

Суккот. Название праздника происходит от «сукко», что в переводе с иврита означает «шалаш», «хижина». Начинается Суккот через 4 дня после Йом-Киппура (сентябрь, октябрь) и длится 8 дней (в диаспоре 9 дней), в течение которых положено находиться в сукко — в память о тех укрытиях, в которых жили евреи в период странствий после исхода из Египта. В Израиле время праздника совпадает с последней жатвой, поэтому Суккот является и праздником сбора урожая. На восьмой день Суккота наступает веселый праздник Симхат Тора (см. ниже).

Два других главных праздника, не связанных с историческими событиями, а предписанных Библией:

Рош-Гашана- Новый год по еврейскому календарю — первые два дня Тишрея (обычно в сентябре, иногда октябре).

Йом-Киппур- День искупления, Судный день — самый важный и торжественный день в году, один из главных праздников. Отмечается 10 числа месяца Тишрей (сентябрь, октябрь). В этот день, согласно Торе и Талмуду, Бог судит дела каждого человека, оценивает его грехи, «отпускает» их (или нет). Это день полного поста: с вечера накануне нельзя есть, пить, натираться маслами и кремами, носить кожаную обувь; запрещена интимная близость, исключается всякая работа.

У евреев-иудаистов есть еженедельный праздник — этоШаббат(субота). Шаббат празднуется с захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. Этот день посвящают Богу, выполняя одну из главных заповедей — запрещение работать в седьмой день недели. Шаббат проводят в молитвах и чтении Торы; запрещаются все виды работ и занятия светскими делами.

Среди ежегодных иудейских праздников также важными являются:

Ту би-шват- 15 Швата (февраль). Этот праздник упоминается в Мишне как «Новый год деревьев». В это время в Израиле оканчивается сезон дождей, деревья оживают, готовясь к новому плодоношению.

Пурим- 15 Адара в Иерусалиме (14 Адара — почти во всех остальных местах) (март, апрель по григорианскому календарю). Пурим отмечают в память о спасении евреев от заговора персидского визиря Амана. В этот день принято вкусно есть, пить вино, веселиться, делать подарки (друг другу и особенно бедным людям), жертвовать деньги в благотворительные фонды. С давних пор существует обычай устраивать в Пурим веселые уличные шествия, карнавалы, шуточные представления на тему этого дня.

Лаг ба-Омер. «33-й день снопа» — так переводится с иврита название этого праздника. Он отмечается 18 числа месяца Ияра (апрель, май).

День Иерусалима. 28 Ияра (апрель, май) еврейский народ празднует объединение города Иерусалима.

Ханука- 25 Кислева — 2 Тевета (обычно приходится на декабрь). Название «Ханука» — переводится как «освящение». Праздник свечей празднуется в честь чуда, совершенного Богом во Втором Храме после освобождения от сирийского господства.

Симхат Торанаступает на восьмой день Суккота (сентябрь, октябрь). Симхат Тора — это праздник Закона, завершающий годичный цикл чтения Торы.

Тиша бе-ав- 9 Ава (июль, август). Это день скорби и траура, самый трагический день в еврейской истории.

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ковальский Н. Религия в мировой политике. //Свободная мысль. – 1992. - №9. 2. Попов Л.А. Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях. //Общественные науки и современность. – 1999. — №3. 3. Социология. — Учебник. Под редакцией Радугина А.А., М., «Центр», 1999. 4. Толстой М.В. История русской церкви. — Издание Валаамского монастыря, 1991. 5. Политология. — Учебник. Под редакцией Радугина А.А., М., «Центр», 1999. 6. Никитина А.Г. Политизация религии //Вопросы философии. – 1994. — №3. 7. Шведов В.И. Религия и политика //Международная жизнь. – 1992. — № 5. Введение в религиоведение. — Учебник. Под редакцией Радугина А.А., М.,«Центр», 1999. 




Предыдущий:

Следующий: