История соц.работы

Вопрос 5

становление социальной работы и профессионального образования социальных работников, начавшееся в США в конце XIX века, в основном завершилось в первой трети XX века. К этому времени сформировались основные компоненты социальной работы как самостоятельной области профессиональной деятельности: ценностный, научно-теоретический, методический и профессиональный, обеспечивающий необходимый уровень подготовки специалистов.

Наиболее значимыми изменениями, которые произошли в ходе третьего этапа становления социальной работы и профессионального образования (1920-1929 г.), следует считать принятие психоанализа в качестве теоретической основы социальной работы.

Основными причинами распространения психоанализа в социальной работе США следует считать комплекс условий, включавших: 1) временной социально-экономический и политический контекст (консервативный климат послевоенного периода); 2) изменение характера социальных потребностей (рост индивидуальных психологических проблем на фоне материального благополучия); 3) концептуальную и методическую привлекательность психоанализа (междисциплинарный характер, профессиональный тип взаимодействия с различными категориями клиентов, терапевтический оптимизм и направленность на адаптацию клиента).

Широкое распространение психоанализа в социальной работе США объяснялось также и тем, что он легко вписался в представления специалистов о своей профессиональной миссии и в диагностическую модель социальной работы, разработанную М. Ричмонд. Благодаря психоаналитической теории в функции социальных работников США вошла работа с различными типами клиентов, направленная на решение проблем не только материально-экономического, но и психолого-педагогического характера.

В результате принятия социальной работой психоанализа были выстроены более четкие профессиональные взаимоотношения «специалист — клиент», которые дополнили и детализировали уже сформировавшийся кейс-метод. Это позволило поднять статус социальных работников, не нарушая уже сложившихся представлений о сущности и целях социальной работы. Под влиянием распространения психоанализа в учебные программы школ социальной работы все более активно включалось новое содержание теоретических курсов. Социальные и экономические теории постепенно заменяли дисциплины из области психиатрии и психологии.

Попытки видоизменить и адаптировать идеи психоанализа к потребностям социальной работы привели к созданию новых теорий и способствовали дальнейшей профессионализации этого вида деятельности. С 1930-х гг. в США начинается формирование системы государственного социального обеспечения. Отправным моментом для этого послужила Великая депрессия, кардинально изменившая дальнейший ход развития американской социальной работы и профессионального образования.

Что касается осмысления уроков становления социальной работы в США, то в свете проведенного историко-педагогического анализа, становится очевидно, что этот опыт (при всей его значимости) нельзя возводить в ранг непререкаемого авторитета или эталона для подражания в современных российских условиях. В то же время необходимым и обязательным условием совершенствования отечественной науки и практики социально-педагогической деятельности является выход за границы своей государственности и национальности, ведение диалога с другими культурами, изучение их своеобразия. Как известно, различные культуры могут взаимодополнять и обогащать друг друга.

Принимая во внимание те проблемы, которые могут возникнуть на «стыке культур», исходя из того, что социальная работа развивается в своеобразных, неповторимых национально-культурных условиях, мы считаем, что научное осмысление и творческая интерпретация зарубежной теории и практики позволяет избежать их полного отвержения или, напротив, механического перенесения в российский контекст.

История становления социальной работы и профессионального образования специалистов в США демонстрирует, что в особенных чертах американского опыта содержатся важные элементы общезначимого, наднационального свойства. Среди них, по-нашему мнению, наибольший интерес представляют проверенные временем профессиональные установки американских социальных работников, свидетельствующие о воплощении принципа усиления значения субъективной воли — как одного из важнейших принципов развития цивилизации [8, С. 11]. К ним, в первую очередь, относятся следующие характерные особенности деятельности американских социальных работников, сложившиеся на этапе профессионального становления:

• высокая степень стремления к самоидентификации и профессиональной интеграции;

• направление профессиональной социальной помощи на развитие творческого потенциала клиентов;

• попытка сгладить резкие социальные противоречия между представителями различных групп общества, которые постепенно привели к развитию демократической этики, направленной на реализацию равных прав граждан и достижение достойного уровня жизни;

• создание эталонов и поддержание высокого профессионального статуса социальной работы и образования специалистов;

• склонность социальных работников к профессиональному самообновлению, критическому осмыслению опыта, активному поиску научно-теоретических оснований, технологий и способов совершенствования системы образования специалистов;

• стремление создать условия в широком социуме для индивидуального, группового и общинного развития и взаимообогащения, попытка внести вклад в улучшение жизни общества в целом.

Таким образом, становление социальной работы в США являлось творческим процессом, развивавшимся на основе интенсивной созидательной деятельности ее участников. Эти отличительные черты были присущи американской социальной работе, поскольку она исторически вырастала из добровольной частной благотворительности и движения за социальные реформы, т. е. формировалась как институт гражданского общества.

Естественно, что продуктивный опыт развития социальной работы и профессионального образования в США, который может представлять интерес для его творческого применения, не исчерпывается только выделенными характеристиками. Он многообразен и многогранен. Однако поскольку современная социально-политическая ситуация в России ставит на повестку дня развитие гражданского общества, особую значимость, на наш взгляд, в американской истории становления социальной работы как профессии приобретают именно эти позитивные особенности. Несмотря на разнящиеся социально-культурные условия, ценностные установки и традиции двух стран, американский опыт может быть полезен для использования в процессе реформирования социально-педагогической деятельности и профессионального образования специалистов в России.

Вопрос 6

В Западной Европе одной из наиболее значительных организаций феминистского движения был Союз еврейских женщин Германии, который основала писательница и переводчица (в том числе с идиш, перевела на немецкий язык мемуары Гликель из Хамельна) Берта Паппенхайм (1859–1936). В 1904 г., после того, как в Берлине собрался международный совет женщин — первая международная организация феминистского движения — Берта Паппенхайм встретилась с несколькими еврейскими активистками, принимавшими участие в его работе, которых, как и ее, тревожили участившиеся случаи отступничества и будущее еврейства. Они решили объединить группы еврейских женщин, занимавшиеся филантропией, и создать всегерманскую организацию. К концу первого года своего существования Союз еврейских женщин Германии насчитывал 35 тыс. человек, а затем превратился в самую мощную организацию из всех входивших в Союз женщин Германии. Помимо широкой благотворительной деятельности в Германии, участницы Союза еврейских женщин сотрудничали с Хильфсферейном в оказании помощи жертвам погромов в странах Восточной Европы. Они также внесли значительный вклад в борьбу против проституции и в развитие профессиональной подготовки женщин. Союз боролся за выдвижение женщин на руководящие посты в ведущих еврейских организациях Германии и за изменение статуса женщины внутри еврейской общины. Члены Союза исходили из того, что женщины, приводящие своих детей в синагогу, имеют «не право, но обязанность» участвовать в религиозной жизни. Они стремились дать девочкам религиозное еврейское образование в рамках подготовки к обряду религиозного совершеннолетия (см. Бат-мицва). По этим вопросам руководство Союза еврейских женщин нередко конфликтовало с представителями ортодоксального иудаизма и находило поддержку среди сторонников реформизма в иудаизме, в том числе и из других стран. Так, первой женщиной, выступившей с проповедью в реформистской синагоге Берлина (1928), была Лилиан Хелен Монтегю (1873–1963, сестра Эдвина Монтегю, см. Бальфура декларация), которая вместе сКлодом Джозефом Голдсмидом Монтефиоре основала движение либерального, а затем прогрессивного иудаизма в Великобритании. В 1930-х гг. Регина Йонас стала первой женщиной, которой было присвоено званиераввина реформистской конгрегации в Германии. Впоследствии это сыграло роль прецедента для реформистского течения в США (см. ниже). Союз еврейских женщин Германии с успехом действовал вплоть до постановления о его роспуске, принятом в 1938 г. вследствие антиеврейской политики Третьего рейха (см. Германия). 

В еврейских общинах Восточной Европы, в том числе России, женщины часто брали на себя заботу о материальном благополучии семьи (держали лавку, корчму и т. п.), тогда как муж был погружен в изучение Торы (см.Пятикнижие) и Талмуда. Эти деловые качества и умение брать на себя ответственность сказались и у нового поколения еврейских женщин, которые, несмотря на процентную норму в учебных заведениях и другие препятствия (см. Россия. Евреи России в конце 19 в. – начале 20 в.), а также на профессиональные ограничения, касавшиеся женщин вообще, сумели получить образование и профессию. Особенно заметной была доля евреек среди женщин-провизоров. Так, из 18 женщин, изучавших фармацевтику в Юрьевском (см. Тарту) университете в 1902 г., было 13 еврейских студенток. В 1910 г. из 85 женщин, получивших диплом провизора в России, было 58 евреек. Ольга Габрилович стала первой в России женщиной, которая получила звание магистра фармацевтики и с успехом занималась научной работой. Ева Бройде (1876–1941) окончила Казанский университет и впоследствии работала фармацевтом в Якутске, куда была выслана в 1901 г. за революционную деятельность (впоследствии стала известной меньшевичкой, расстреляна в период сталинизма). 

Предыдущий:

Следующий: