История социально

Тема: Периодизация истории социально-культурной деятельности.

История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.

Обращение к историческому опыту развития социально-культурной деятельности, и, в частности, досуга, позволит использовать данный опыт в условиях современной социокультурной ситуации, где идет процесс трансформации досуга, обусловленный, с одной стороны – стремлением общества к возрождению национально-духовных традиций, с другой – использованием зарубежных достижений в данной сфере.

В переходные периоды всегда происходит смена политических, экономических, культурных, научных парадигм. Сегодня такой период переживает наше общество, в том числе и социально-культурная сфера. Происходит переосмысление накопленного опыта социально-культурной деятельности на основе современных научных взглядов и достигнутого уровня развития общественных наук. И история социально-культурной деятельности не может оставаться в стороне от кардинальных изменений в гуманитарном знании, оставаясь в неизменном виде. Современный специалист социально-культурной сферы нуждается в постоянном переосмыслении всех изменений в обществе, которые имели место в предыдущие годы и продолжаются сейчас.

История социально-культурной деятельности – это богатый источник обновления современной теории и практики социально-культурного воспитания. Ключевые проблемы истории социально-культурной деятельности – это, прежде всего, проблемы формирования новой методологии историко-педагогических исследований досуга и разработки научной периодизации его развития.

В годы советской власти в исторической науке господствовал формационный подход. Отказавшись от него в период перестройки, ученые находятся в стадии поиска новых методологических подходов в изучении истории. Историки стремятся широко использовать статистику, математические методы, компьютерные технологии, ищут новые источники, новые методы поиска и обработки фактологического материала, стремятся шире использовать теоретические модели и достижения социальных наук.

Этому общему процессу подвержена и история социально-культурной деятельности как научная отрасль знаний. С одной стороны, многие аспекты изучения порождены сменой социально-экономических, культурных и научных ориентиров, а с другой – наличием еще нерешенных научных проблем. В 1990-е годы учеными Киселёвой, Ю.Д. Красильниковым были разработаны научные основы социально-культурной деятельности, которые характеризуют собой новый этап научного осмысления сферы. Современная методология истории социально-культурной деятельности представляет собой совокупность теоретических положений, концепций, методов общеисторической методологии и положений философии, культурологии, педагогики, социологии и других общественных наук.

Определение предмета истории социально-культурной деятельности связано со значительными трудностями, порождаемыми недостаточной разработанностью общей теории социально-культурной деятельности, и её отраслевых теорий. Кроме того с отсутствием в общеисторической науке теоретических положений об отраслевых историях, к которым относится и история социально-культурной деятельности, и с рядом других причин.

Объектом истории социально-культурной деятельности является вся совокупность явлений данной сферы на протяжении всей её истории. Это такие явления, как зарождение, функционирование и развитие социально-культурных учреждений, их деятельность, деятельность общественных организаций, государственных органов, отдельных личностей по воспитанию, удовлетворению культурных, досуговых, познавательно-творческих и других духовных потребностей личности и общества на различных исторических этапах.

Предметом истории социально-культурной деятельности является процесс развития (видоизменения) явлений социально-культурной деятельности на различных исторических этапах, раскрытие механизма и закономерностей этого развития. Также таких его составляющих как периодизация истории, описание состояния, тенденций, условий функционирования.

Выявление причин, факторов и других свойств явлений социально-культурной деятельности, оказывающих влияние на процесс их развития (видоизменения).

То есть предмет истории социально-культурной деятельности предполагает не только описание прошлого опыта, но и его теоретический анализ.

Актуальным остается вопрос периодизации истории социально-культурной деятельности. В существующих учебниках и учебных пособиях – как современных, так и доперестроечных, периодизация дается без рассмотрения критериев и их системно-организующей характеристики. В доперестроечных учебных пособиях периодизация не опиралась на внутренние изменения сферы, а увязывалась с периодами социально-экономического и политического развития страны. В ней содержатся очень короткие периоды, например 1917-1920 и 1921-1925 годы, что не позволяет выявить существенные различия данных периодов, а, в конечном счете, и обосновать целесообразность их выделения.

Несколько другая периодизация дается в современных учебниках и учебных пособиях по истории культурно-досуговой и социально-культурной деятельности. В них периодизация дается более укрупненно, и жестко не «привязывается» к социально-экономическим и политическим периодам страны.

В доперестроечных учебных пособиях в советскую эпоху выделялось около двенадцати периодов, а в современном учебнике «Культурно-досуговая деятельность» с 1917 года и до настоящего времени выделено всего три периода (1917-1941 гг.; 1941-1945 гг.; 1946-1997 гг.). В учебной программе Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова выделено пять периодов (1917-1941 гг.; 1941-1945 гг.; 1945-1955 гг.; 1956-1990 гг. и социально-культурная деятельность в «посткоммунистической» России).

Начальным этапом развития социально-культурной деятельности они считают Петровские преобразования, реформы в культурной жизни государства. По образцу развитых европейских государств, Петр I вводит в общественную жизнь новые праздники, государственные ритуалы, традиции, ассамблеи и т.п. Петр I своими указами назначал на государственные должности чиновников, которые должны были организовывать работу новых типов учреждений культуры. В этот период появились первые государственные театры, музеи, библиотеки, парки.

Вторым этапом в развитии социально-культурной деятельности следует считать появление в XVIII-XIX в.в. профильных учебных заведений, которые специализировались, главным образом, на отдельных видах искусства.

Третий этап в развитии социально-культурной деятельности связан с Октябрьской революцией 1917 года. После 1917 года в России была создана новая сеть учреждений культуры и учебных заведений, которые готовили кадры для новой социалистической системы культпросветработы. Под общим названием «политпросветработники» выделялись организаторы библиотечного дела, клубного дела, музейного дела и т.д. Данный период продолжался вплоть до начала 1930-х годов. Одновременно с задачами политического просвещения, решались общекультурные задачи.

Четвертый этап в развитии социально-культурной деятельности связан с утратой идейно-политической нагрузки на учреждения культуры, приобретением новых производственных функций, появлением новых типов учебных заведений и специальностей в социокультурной сфере. Активно развивается сеть вузов культуры, в комплексе осуществляющих подготовку затребованных практикой специалистов.

Пятый этап – завершающий этап развития социально-культурной деятельности (середина 1990г.г. – по настоящее время). Он характеризуется обобщением предыдущего опыта учреждений и организаций социально-культурной сферы.

Но в этих учебниках не указаны критерии, которые положены в основу периодизации истории культурно-досуговой и социально-культурной деятельности.

Периодизация истории социально-культурной деятельности должна определяться, прежде всего, качественными видоизменениями данной сферы. В зависимости от целей исследования и набора критериев могут быть разные периодизации. Поэтому единой периодизации социально-культурной деятельности может и не быть.

Ученый Е.В. Литовкин предложил новый вариант периодизации общей истории социально-культурной деятельности на основе таких критериев, как: смена досуговых ориентаций государства, общества, индивидов под воздействием культурных, социально-экономических и политических факторов; изменение содержания и форм досуговой деятельности сословий, классов, общества, досуговых учреждений, индивидов. На основании этих критериев в истории социально-культурной деятельности России выделены следующие периоды:

Период I. Фольклорный досуг (до X в.). На данном этапе в основе досуга лежала народная культура: обряды, праздники, игры, хороводы и другие формы фольклора. Досуг, как и сама жизнь, носили коллективный характер. Обряды, праздники, игры и другие формы являлись не только определенным действом, но и зрелищем.

Фольклорный досуг оставался таковым и во все последующие периоды, хотя его доля в досуговой деятельности населения на каждом из этапов была различной.

Следует также отметить, что использование термина «досуг» в отношении данного периода носит условный характер, так как в тот период такого понятия не было.

Период II. Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.) Этот вид досуга зародился после Крещения Руси. Как известно, религия оказала большое влияние на образ жизни и досуг. Был введен выходной день, который использовался не только для посещения церкви, но и для досуга. Досуговую функцию выполняли также религиозные праздники и обряды. Благодаря религии была создана славянская письменность, в результате чего впоследствии чтение книг стало самой распространенной формой досуга. Появились первые библиотеки, которые позже стали досуговыми учреждениями. Религиозное пение, живопись способствовали приобщению народа к этим видам искусства. Из религиозной благотворительности выросли социальная работа и первые воскресные школы. Именно церковь стала первой заботиться о нравственности, доброте, воспитании трудолюбия и других положительных качеств человека.

В этот период наравне с религиозным досугом широко использовался и фольклорный.

Период III. Светско-религиозный досуг (XVII в. – вторая половина XIX в.). Как известно, в петровские времена среди высших сословий, наряду с функционированием религиозных форм досуга, внедрялись формы досуга западных стран, которые не были связаны с православием. За ними утвердилось название «светские». Другими сословиями эти формы досуга осваивались постепенно, и не только в данный период, но и в последующие. Для доминирования светского досуга в российском обществе потребовалось длительное время. Следует также отметить, что использование светского досуга расширило и обогатило содержание формы досуга не только отдельных сословий, но и всего населения.

Период IV. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX – начало XX вв.). Эти виды досуговой деятельности были порождены прогрессивной частью общества и определенными социально-экономическими условиями, носили светский характер и предназначались для широких народных масс. В распространении этих видов досуга большую роль сыграла интеллигенция. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа, несомненно, расширили и обогатили досуг рабочих и крестьян, приобщали их к светским формам досуга. Значимость этого периода заключается также и в том, что внешкольное образование и культурно-просветительная работа положили начало формированию в стране самостоятельной досуговой сферы.

С 1917 по 1920 годы советская власть использовала прежнее внешкольное образование и культурно-просветительную работу, выдвигая при этом теоретические и организационные задачи по их реформированию.

Период V. Политико-просветительная работа (1920-1945 гг.). Этот вид досуга был привнесен в общество волюнтаристским способом коммунистической партией. По существу, были отвергнуты или видоизменены все предшествующие направления внешкольного образования и культурно-просветительной работы. В содержании деятельности досуговых учреждений доминировало политическое и производственное просвещение, коммунистическое воспитание, в управлении утвердилась монополия государства на досуговую деятельность.

Но в реальности даже коммунистам не удалось отменить диалектический закон преемственности в культуре. Поэтому, несмотря на официальную жесткую политику советского государства, некоторые элементы религиозного, «буржуазно-светского», фольклорного досуга сохранялись в обществе.

Период VI. Культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.). Данный этап был связан с реформированием политико-просветительной работы. Культурно-просветительная работа была выделена из системы образования в самостоятельную сферу. Был создан государственный орган – Комитет по делам культурно-просветительных учреждений – и соответствующие органы на местах. Произошел отказ государства от полной идеологизации сферы. Старое название «политико-просветительная работа» не соответствовало послевоенному положению страны в мире как страны-освободительницы, лидера лагеря социализма. Поэтому в области культуры нужны были более привлекательные, гуманные цели. В этих условиях термин «культурно-просветительная работа» был более предпочтительным. Также надо отметить, что на данном этапе наряду с политическим и производственным просвещением, коммунистическим воспитанием государством выдвигалась задача усиления культурного обслуживания населения. В конце 50-х годов значительно возросло стремление населения к культуре, что нашло отражение в изменении содержания и формах работы культурно-просветительных учреждений. На смену методу агитации и пропаганды пришел метод клубной (художественной) драматургии.

Период VII. Культурно-досуговая деятельность (1985 г. – 90-е годы). В этот период под воздействием перестройки произошли коренные изменения содержания и условий деятельности досуговых учреждений. Были отвергнуты не только цели, задачи, социальные функции, содержание работы прежней культурно-просветительной работы, но и название сферы. Отказ от идеологизированного прежнего названия и стремление научного сообщества, практиков найти название сферы, соответствующее целям и задачам перестройки, привели к тому, что на практике утвердилось название «культурно-досуговая деятельность».

Также надо отметить, что не столько отрицательное отношение ко всему коммунистическому обусловило коренное изменение досуговой сферы, а то, что в 80-е годы культурно-просветительная сфера находилась в глубоком кризисе. Вследствие этого отказ от советской культурно-просветительной работы был объективным следствием переосмысления прошлого опыта и поиска путей выхода из кризисного состояния сферы как на уровне теории, так и на уровне практики. Одним из теоретических «предчувствий» перемен в методологии является изменение названия отрасли – вместо названия «культурно-просветительная работа» именно в этот период с середины 1980-х годов утвердилось название «культурно-досуговая деятельность».

Период VIII. Социально-культурная деятельность (с 90-х годов). Этот период явился результатом дальнейшего практического и научного осмысления культурно-досуговой сферы на последующем этапе перестройки, который отличался большим практическим опытом, большей определенностью социально-экономических и культурных целей общества. Это привело к тому, что по инициативе Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова в 1994 году на государственном уровне сфера получила название «Социально-культурная деятельность». Изменение названия явилось отражением объективного процесса дальнейшего развития сферы и результатом поиска названия, адекватно отражающего сущность и цели досуговой сферы на новом этапе развития нашего общества.

Следует также отметить, что, несмотря на государственный статус этого названия сферы, в научном сообществе пока нет единства в отношении его признания. В нашей исторической науке пока не сформировалась система историй, которые бы полно отражали основные стороны социально-культурной деятельности. Эта сфера сложное явление, которое состоит из ряда подсистем. Поэтому необходим системный подход к определению историй социально-культурной деятельности.

Социально-культурную деятельность можно структурировать на основе выделения вертикальных и горизонтальных групп историй, где вертикальную составят общая и региональные истории, а отраслевые и частные – горизонтальную группу историй социально-культурной деятельности. При таком подходе система историй социально-культурной деятельности будет выглядеть следующим образом:

1. Общая история социально-культурной деятельности.

2. Региональные истории социально-культурной деятельности.

3. Отраслевые истории социально-культурной деятельности:

- история деятельности клубных учреждений;

- история деятельности библиотечных учреждений;

- история деятельности музейных учреждений;

- история деятельности спортивно-оздоровительных, рекреационных учреждений и др.

4. Частные истории (в каждой группе отраслевых историй):

- содержание работы;

- технологии;

- ресурсы.

Каждый выделенный элемент системы историй представляет собой отражение определенного уровня практики социально-культурной деятельности, отображения отдельных сторон процесса её функционирования как сложного, многогранного явления.

Общая история социально-культурной деятельности по отношению к отраслевым и частным историям является обобщающей. Региональные истории отражают социально-культурную деятельность каждой области, края, республики, автономного образования России в отдельности. Региональные истории позволяют расчленить общую историю социально-культурной деятельности на составляющие части, отражающие историю отдельных территориальных образований страны.

Отраслевые истории отражают деятельность социально-культурных учреждений однородных типов, которые обладают специфическими особенностями и удовлетворяют определенные культурно-досуговые потребности населения.

Частные истории отражают содержание, технологии (средства, формы, методы деятельности определенных групп социально-культурных учреждений) и ресурсы социально-культурных учреждений (кадры, финансирование, управление, информационно-методическое обеспечение, материально-техническая база).

Такой подход позволяет структурировать всё многообразие социально-культурной деятельности для продуктивного исторического анализа и сформировать перечень историй, которые будут целостно отражать практику социально-культурной деятельности на различных исторических этапах.

Предыдущий:

Следующий: