История психологии _ Вопрос 29

28. Сходства и различия Фрейдизма и неофрейдизма

Фрейдизм (психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение)) — часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии.

Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

- психоанализ — как метод психотерапии;

- психоанализ — как метод изучения психологии личности;

- психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

В конце 30-х годов возникает неофрейдизм совместивший классический психоанализ Фрейда с различными социологическими теориями. В новом течении присутствует много критики по психоанализу З.Фрейда в классическом варианте, но главные концепции остались нетронутыми. Главными исследованиями неофрейдизма являются межличностные отношения. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще в детстве при столкновении с чуждым ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже это может вылиться в невозможность личности достичь единства с социальной структурой общества. Общество рассматривается как фактор всеобщего отчуждения и идеалов. Предполагается, что через исцеление индивида скорее всего произойдет исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Эрих Фром и Карен Хорни и др.

Различия психоанализа З. Фрейда и неофрейдизма.

Несомненно, в основе двух течений лежит теория бессознательного и его влияния на человеческую психику. Главная тема, проходящая во фрейдизме и неофрейдизме, является тема конфликта как внутри самого человека, так и между личностью и обществом.

Схожих черт между психоанализом и неофрейдизмом можно найти много. Но, несомненно, есть различия. В чем же они заключаются?

Во-первых, самым главным различием является отношение к вопросу человеческой сексуальности в целом. Фрейд придавал ей огромное значение, утверждал, что именно она определяет его отношение к обществу, семье, проектируется на профессиональные победы и провалы.

Неофрейдисты же отказались от идеи влияния сексуальности на жизнь человека. Такой значимой роли ей уже не отводилось. Главными причинами проблем они определили местоположение в социуме.

Во-вторых, неофрейдизм находится в контрасте со многими направлениями гуманистической психологии и семейной терапии. Например, в неофрейдизме социум принято считать негативной, враждебной структурой, которая, как правило, стремится подавить индивидуума, тогда как современные психологи склонны расценивать социум как громадный, неисчерпаемый ресурс, который можно использовать в интересах каждого человека.

В-третьих, психоанализ З.Фрейда трактует нам положения лишь о индивиде, который находится в обществе. Неофрейдизм же, говорит нам о межличностных отношениях, а обществе в целом, о его упадках и «возможном исцелении».

В-четвертых, неофрейдизм является неким мостом между классическим психоанализом и современной психотерапии. Он пытается сказать о возможном противостоянии течению общества, но, к сожалению, в современном мире это не имеет право на существование.

Дополнения представителей неофрейдизма к классической теории

З. Фрейда.

В этом параграфе хотелось бы показать конкретные высказывания представителей данных течений.

Изучив труды З.Фрейда, и во многом согласившись с ним, К.-Г.Юнг разошелся с ним во взглядах на природу бессознательного. Он предлагал следующие концепции:

К сексуальности не следует отводить все психические импульсы.

Либидо следует воспринимать человеком как все проявления жизненной энергии.

Либидо человека на протяжении жизни претерпевает неоднократные изменения.

Бессознательное следует понимать как коллективное и безличное.

А.Адлер же дополнил классическую теорию психоанализа следующими утверждениями:

1. Появилось понятие «чувство неполноценности».

2. Каждый человек стремится компенсировать свои физические недостатки своим нестандартным поведением.

3. Возникновение невроза случается при отрицательной работе психологической компенсации.

4. Стремление к совершенству может превратиться в чувство превосходства перед другими.

Неофрейдисты же, изменив основную концепцию сексуальности говорили о следующих понятиях. Э.Фромм считал что:

Путем применения психоаналитических принципов к лечению пороков культуры человечество может создать психологически уравновешенное «здоровое общество».

Считал недостатком теории последнего сосредоточение на неосознанных побуждениях и инстинктах и постоянное отрицание роли социальных факторов в формировании психологии человека.

Личность — продукт культуры и природы.

Социальные системы препятствуют удовлетворению различных потребностей индивида, создавая тем самым социальные конфликты.

К.Хорни утверждала:

1. Среда и социальные условия в большей мере определяют сущность индивида.

2. Социальные условия являются причинами неврозов и личностных расстройств.

3. Причиной неврозов в первую очередь необходимо считать нарушения в межличностных отношениях.

Предыдущий:

Следующий: