История деревянного манекена


История  деревянного манекена

(выдержки из книги Нескородев С.Н. «Вин чунь — техника работы на манекене»)

 

Одной из визитных карточек такого стиля как вин чунь является деревянный манекен. Это тот единственный ударный стиль, где деревянный тренажер занимает центральное место в системе подготовки бойца. Несмотря на то, что деревянный манекен используется в ряде других южнокитайских стилях, концепция тренировки не деревянном манекене наиболее полно реализована именно в вин чунь.

История вин чунь неразрывно связана с деревянным манекеном. Как отмечает Ип Чун «Появился ли деревянный манекен до создания Вин Чун или Вин Чун появился раньше манекена – сложная для разрешения проблема, требующая специальных исследований».

Конечно, история появления деревянного манекена требует отдельного исследования и обращения к древним трактатам и первоисточникам. Но вполне достаточно оснований утверждать, что история манекена длиннее истории вин чунь, как самостоятельного стиля.

Вполне логично предположить, что многие бойцы древности использовали дерево как естественный природный тренажер для отработки ударов, перемещений, закалки ударных поверхностей рук и ног. Скорей всего первоначально это были растущие поблизости к местам тренировки живые деревья. Также возможно, что эти тренировки с использованием дерева были нерегулярными и эпизодическими. Каждый, кто занимался боевыми искусствами наверняка вспомнят, когда при тренировках на природе в лесу, подсознательно выбирается какое-то дерево вокруг которого строится тренировка. Точно так же работала психика бойцов прошлого. Постепенно по мере расширения тренировочного опыта, накопления тренировочных упражнений и все большего понимания практической ценности работы с деревом возникла необходимость постоянного присутствия дерева в местах тренировок.

РВин чун техника манекен

Рис.1.1. Живое дерево как прародитель деревянного манекена

Живые деревья стали срубать и устанавливать в местах групповых тренировок. Наиболее простым способом крепления было вкопать столб поглубже в землю. Отсюда до сих пор многие манекены устанавливают именно таким образом. Так появились тренировочные столбы – на смену живому дереву, как тренажеру, пришел вкопанный ствол дерева во дворе дома, монастыря, школы боевых искусств. Это наследие – тренировочные столбы, дошло до настоящего времени сквозь века и можно видеть как такие стили как тайцзицюа́нь, багуачжан используют один или несколько столбов для тренировки. Простые столбы также до сих пор используются в некоторых школах вин чунь. Интересные упражнения с использованием обычных деревянных столбов приводятся в книгах Леун Тинга.

Вин чун техника манекен

Рис.1.2. Столбы в вин чунь (из книги Leung Ting «Wing Tsun Kuen»).

Р

Рис.1.3. Практика работы на столбах в вин чунь



(из книги Leung Ting «Roots & Branches of Wing Tsun»).

Однако человеческое сознание, наделенное бурной фантазией, постоянно рассматривало деревянный столб в качестве условного противника и изобретало все новые и новые элементы. Так у деревянного столба появились деревянные руки и ноги. Первоначально вкопанный столб постепенно эволюционировал в манекен с тремя руками и ногой. Подобное развитие конструкторской мысли было неизбежным и вполне логичным. В рамках какого стиля это было сделано впервые без специальных исследований выяснить нельзя. Но, как хорошо известно, в одной из колыбелей боевых искусств – монастыре Шаолинь, существовала так называемая «Алея деревянных манекенов» — в которую входили деревянные манекены различных конструкций. Первоначально манекен вкапывался в землю. Также скорей всего первоначальные манекены были намного больше в размерах, чем современные аналоги.

РВин чун техника манекен



Рис.1.4. Аллея деревянных манекенов в монастыре Шаолинь

     Вот что рассказывает один из мастеров вин чунь — Вильям Чеун в одном из своих интервью: «История деревянного манекена уходит к временам храма Сил Лим (Шаолинь), к тому времени, когда на храм напали маньчжуры, которые его сожгли. В храме был коридор, в котором были установлены 108 деревянных манекенов. Ученики, которые подвергались испытанию, должны были двигаться по этому коридору и демонстрировать определённые техники на каждом манекене за строго определённое время, которое отмерялось горящей свечой. Манекены были устроены таким образом, что ученик должен был показать 108 позиций рук и ног прежде, чем он достигал конца коридора. Каждый очередной манекен имитировал нового противника. Когда храм был сожжён, большинство знаний относительно установки и конструкции манекенов было утрачено».

Подобная логика развития деревянного манекена подтверждается историей и других народов. Везде и всегда, когда люди готовили себя к схваткам, они использовали разнообразные тренажеры. Так получалось, что дерево или деревянные столбы были первыми из таких тренажеров. В Древней Индии был популярен отполированный и смазанный маслом столб, из палисандра врытый в землю, на котором отрабатывались удары и захваты. В Древнем Риме гладиаторы и солдаты отрабатывали технику защиты с помощью специального тренажера в виде затупленных мечей, вставленных рукоятками в отверстия, вращающегося деревянного столба. Бойцы Окинавы, закаляли руки и ударами на макиварах — плотно перевитых снопах соломы, укрепленных веревкой к амортизирующему шесту, вкопанному в землю или к деревцу с кроной, обрубленной на высоте человеческого роста. Макивара – очень близкий по идее и по происхождению деревянный тренажер.

Даже поверхностный взгляд на становление и развитие этих тренажеров позволяют выделить общие черты – тренажеры изготавливались из дерева, как наиболее доступного конструкционного материала, они вкапывались в землю, моделировали противника, служили для отработки ударов и перемещений.



В настоящее время известны принципиально два варианта манекена для вин чунь. Каждый из них связан с двумя наибольшими ветками вин чунь – китайской и вьетнамской.

     Первый вариант манекена получил распространение в китайской ветке вин чунь (рис.1.5). Второй вариант манекена используется во вьетнамской ветке вин чунь (рис.1.5). Принципиальное отличие этих вариантов состоит в размерах — китайский манекен значительно меньше по размерам, чем вьетнамский (более подробно о различиях смотрите следующий подраздел).

Вин чун техника манекен                                         Р

Рис. 1.5. Китайский (слева) и вьетнамский (справа) варианты манекена

Когда и где возникло это отличие сказать достаточно сложно. Если учесть тот факт, что вин чунь во Вьетнам, а, следовательно, и манекен, экспортировал китаец Нгуэн Те Конг, то вьетнамский вариант манекена является именно китайским. Некоторые неофициальные источники утверждают, что Ип Ман был первым, кто перенес манекен в помещение. Это вполне возможно с учетом того, что в Гонконге, как и в любом большом городе, всегда есть дефицит земли. Ип Ман жил в маленькой квартире, часто переезжал, отсюда возникала необходимость, во-первых, постоянного переноса манекена, а во-вторых, его размещения в маленькой квартире. Возможно, именно поэтому родилась идея уменьшения и облегчения манекена, создания компактного и, следовательно, переносного варианта. По собственному опыту можно сказать, что транспортировать вьетнамский вариант манекена достаточно трудозатратно, необходимо участие как минимум пяти-шести человек. Конечно это всего лишь авторская догадка и версия, нуждающаяся в дальнейшем исторически-фактическом подтверждении. В этом контексте интересно узнать какие манекены в настоящее время используются в Фошане, второй родине вин чунь (после Шаолиня) потому что и Ип Ман и Те Конг проходили именно здесь обучение вин чунь.

В любом случае более компактные размеры китайского манекена, более простой способ его производства, простота транспортировки и удобство установки сделали этот вариант манекена более распространенным по сравнению с вьетнамским манекеном. Немалым фактором широкого распространения в мире именно китайского варианта манекена связана с именами Брюса Ли и Ип Мана, которые были первыми популяризаторами вин чунь.

Во вьетнамских школах вин чунь до сих пор можно встретить манекены, вкопанные в землю. По размерам эти манекены намного больше китайских современных манекенов. Есть все основания предполагать, что именно вьетнамский вариант манекена, а именно — большой манекен, вкопанный в землю исторически ближе к тем манекенам, которые были в монастыре.

Однако история манекена на этом не заканчивается. С появлением новых конструкционных материалов, с развитием уровня технологии появляются новые все более разнообразные конструкции трехручного манекена. Появляются совсем легкие – фитнес варианты. Также идею трех ручного манекена начинают использовать в спорте, где он получил некоторое другое техническое воплощение.

Р

Вин чун техника манекен

Вин чун техника манекен

Рис.1.6. Современные воплощения идеи трех ручного манекена




Предыдущий:

Следующий: