ГОС специальность шпора

1.Понятие предпринимательство. Мотивы выбора предпринимательской деятельности. Гендерные особенности мотивации предпринимательской деятельности. Сравнение с мотивами трудовой деятельности наемных работников.

Задача.

Слово «предпринимательство» прочно вошло в наш научный и общественный оборот, закрепилось в российских законах. Однако зададимся вопросом: «Что такое предпринимательство?» и «Кто такой предприниматель?» Начнем с того, что слово «предпринимательство» в словаре В.Даля отсутствует. Предпринимателем здесь называется «капиталист, владеющий предприятием».

Для нас слово «предприниматель» ассоциируется с любым владельцем малого предприятия, магазина, коммерческого ларька, заведения сферы услуг. Если, скажем, муж с женой открывают какое-либо кафе или ресторан, то эту семейную пару, по нашим понятиям, можно назвать предпринимателями, а их деятельность — предпринимательством. Именно такое значение мы вкладываем в эти слова, когда переводим их смысл, скажем, с английского на русский язык или обратно. 

Для успешного вхождения физического лица в образ предпринимателя, последнему необходимо, прежде всего, осознать мотивы, побуждающие его открыть свое дело и, тем самым, стать самостоятельным субъектом предпринимательского бизнеса.

Под мотивом следует понимать совокупность побуждений людей к тем или иным действиям. Мотивы к предпринимательскому поведению формируются при наличии потребности быть предприимчивыми. Осознанная, осмысленная, изученная потребность становится поведенческим мотивом. Поэтому предприимчивые действия людей и выбор ими предпринимательской профессии опираются не только на их призвание, но и на их желание.

Мотив (установка) предпринимательского действия – состояние предрасположенности, готовности, склонности предпринимателя действовать тем или иным образом. Предрасположенность является внутренней позицией предпринимателя по отношению к различным объектам и ситуациям, включая других людей, касающимся его деловой сферы. Мотивы (установки) придают ситуации личностный предпринимательский смысл.

Получение дохода, извлечение прибыли является основным мотивом, но не является самоцелью и не является конечным. Не вся предпринимательская деятельность осуществляется ради личного потребления, напротив, она противостоит всякого рода гедонизму. Т. к. предпринимательство по своей сути не только стратегическая, но творческая деятельность с высокой степенью автономности в принятии решений. Другими словами, предпринимателя увлекает сам процесс стремления к независимости и самореализации. И, деньги (как доход) – это критерий успеха, который демонстрирует, насколько хорошо реализован изначально задуманный предпринимательский проект. Также эти деньги выступают средством обеспечения социального признания со стороны общества и повышения деловой репутации предпринимателя.

Таким образом можно изобразить схему:

Понятия «мотив предпринимательской деятельности» и «предпринимательская установка», хотя и близки по смыслу, но не совпадают полностью. Мотив более подвижен, более подвержен эмоциям. Наоборот, установка носит более стабильный характер.

Можно выделить следующие группы мотивов, побуждающие людей к предпринимательской деятельности:

экономические мотивы;

социальные мотивы;

психологические мотивы;

физические мотивы;

гуманистические мотивы.

Экономические мотивы: стремление извлечь экономическую выгоду посредством достижения успеха победы, либо успеха выживания, либо того и другого одновременно. Экономическая выгода состоит в обеспечении себя и своих близких средствами существования, достаточными, как минимум, для поддержания жизни

Экономические мотивы предпринимательской деятельности внешне выступают как:

имущественные мотивы, побуждающие людей к сохранению либо расширению перечня объектов владения, распоряжения, пользования, к поддержанию, укреплению вертикали предпринимательской власти и росту их административного ресурса;

трудовые мотивы, побуждающие людей к достижению успехов в профессиональном труде, росту личной профессиональной конкурентоспособности, усилению личных конкурентных преимуществ и преодолению личных конкурентных недостатков;

финансовые мотивы, побуждающие людей к получению финансовой выручки, либо к ее увеличению в результате успешного проведения сделок.

К предпринимательской деятельности людей подталкивают не только экономические мотивы, но и другие. Так, в число социальных мотивов предпринимательского поведения входят:

инициирование форм социального общения (социальных коммуникаций) как способ реализации, поддержания и усиления собственной социальной энергетики;

достижение успеха в обществе на законных основаниях, поддержание правовой адекватности, подчинение «дела» применяемым нормам права в сочетании с инициированием улучшения этих норм;

публичная презентация личных конкурентных преимуществ и достижений;

формирование и укрепление положительной репутации в глазах окружения;

приобретение социальных знаний, умений, навыков, в том числе использование чужого опыта в собственной деятельности и обучение на чужих ошибках;

обретение социального, в том числе правового комфорта.

Социальные мотивы предпринимательского поведения отражают социальное начало в природе людей, потребности в социальных коммуникациях, стремление к социальной адекватности, общественному признанию. Социальное общение всегда инициируется определенными людьми, которые самостоятельно предпринимают шаги для создания необходимых форм такого общения.

Психологические мотивы предпринимательской деятельности отражают потребность многих людей в эффективной самореализации, развитии личностных качеств, осознании собственной личности, самоутверждении в деловых отношениях, оптимизации межличностных контактов и формировании психологической устойчивости.

В основе гуманистической мотивации людей к предпринимательской деятельности лежат их потребности, имеющие этический, эстетический, идейный (концептуальный, общефилософский) характер. Гуманистические мотивы предприимчивости состоят в стремлении людей к этической, эстетической, идейной самореализации, обретению соответствующих форм адекватности на базе следования сложившимся представлениям и установленным порядкам, инициирования изменений для установления новых порядков и формирования новых представлений. Данные мотивы отражают потребности людей в актив ном поведении, доминировании, развитии, обретении комфорта в этической, эстетической, идейной областях.

В ходе исследования мотивации предпринимательской деятельности малых предпринимателей обнаружилась следующая закономерность, чем дольше и успешнее человек занимается бизнесом, тем больше он ориентирован на самореализацию, поддержание достигнутого статуса и деловой репутации (не зависимо от гендерной идентичности), но в целом стаж предпринимательской деятельности женщин-малых предпринимателей меньше, чем у мужчин-малых предпринимателей, к тому же женщины, как правило, заняты в высококонкурентных видах бизнеса, так как это относительно открытые к доступу виды предпринимательской деятельности (розничная торговля, общественное питание – почему? об этом чуть ниже!), поэтому доход их гораздо ниже и их бизнес-деятельность сводится к решению сугубо утилитарных задач, для того чтобы материально обеспечить себя и семью (схема 1). И перед мужчинами-малыми предпринимателями стоят подобные задачи, но так как их уровень дохода выше, то подобные проблемы для них менее актуальны, в этом случае приоритетными становятся иные цели – не тактические («цели выживания»), а стратегические («цели развития») – формирование и поддержание деловой репутации, деловых связей.

Таблица 1. Соотношение уровня дохода и пола опрошенных предпринимателей

Уровень дохода

Пол

Мужской

Женский

До 5 тысяч рублей

12,5%

87,5%

От 5 до 10 тысяч рублей

25,0%

75,0%

От 10 до 15 тысяч рублей

50,0%

50,0%

От 15 до 20 тысяч рублей

50,0%

50,0%

От 20 до 30 тысяч рублей

60,0%

40,0%

Свыше 30 тысяч рублей

74,3%

25,7%

Затрудняюсь ответить

58,3%

41,7%

Мотивацию наемных не нашла пока!

Все чаще и чаще говорят о семьях «риска». «Группа риска» — это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства:

пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;

устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;

жестокое обращение с детьми (побои);

побеги из дома, конфликты со сверстниками

Семьи группы риска характеризуются:

Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.

2. Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.

3. Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.

4. Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков

Разные ученые выделяют различные группы факторов риска, рассмотрим подход В.Е. Летуновой:

а) медико-биологические факторы:

б) группа здоровья;

в) наследственные причины;

г) группа здоровья;

д) врожденные свойства;

е) нарушения в психическом и физическом развитии;

ж) условия рождения ребенка;

з) заболевания матери и ее образ жизни;

к) травмы внутриутробного развития и т.д.

л) социально – экономические:

м) многодетные и неполные семьи;

н) несовершеннолетние родители;

о) семьи, ведущие аморальный образ жизни;

п) неприспособленность к жизни в обществе [3, с.18-24].

Наиболее важное и конкретное для работы социального работника представляет интерес классификация Беличевой. Она выделяет следующие факторы риска:

медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);

2) социально – экономические (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);

а) социально-демографические (неполные; многодетные; повторный брак);

б) социально-психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);

в) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи) [6, с.110].

С.В. Тетерский выделяет семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненных затруднений и нуждаются в помощи со стороны и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания:

а) семьи беженцев, вынужденных переселенцев;

б) малообеспеченные семьи;

в) семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой;

г) семьи воспитывающие детей инвалидов;

д) неполные семьи;

е) семьи военнослужащих срочной службы;

ж) семьи безработных;

з) семьи военнослужащих – контрактников;

к) семьи проживающие в неблагополучных регионах;

л) семьи, где родители долго не получают заработную плату [51, с.156]

Всем этим семьям необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально – педагогическая помощь.

Каковы особенности той или иной семьи вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении школьников? Они отражаются в изменяющихся классификациях семей, где часто появляются трудные дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Остановимся на них подробнее.

Г.П. Бочкарева выделяет:

а) семью с неблагоприятной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, нечувствительны по отношению к своим детям;

б) семья, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

в) семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы. Он вовлекается в аморальный образ жизни [22, с.122].

Б.Н. Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей способствующих появлению трудных детей:

а) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем родителей; не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи чаще по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях выросли нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;

б) конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера, либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно, — демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

в) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов семьи отмечают различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинять своей воле другого и т.п.;

г) педагогически некомпетентные семьи. В них недуманные или устаревшие представления в ребенке заменяют реальную картину их. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к беспризорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку

Появлению трудных детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между семьями разных поколений

В последние годы в научной литературе и массовых изданиях широко обсуждается тема жесткости и насилия по отношению к детям в семье. Насилие может принимать физическую и психологическую формы физического насилия в семье проявляется в избиении ребенка, нанесение ему ожогов, испытании голодом и т.п. Имеются слухи развратных действий по отношению к детям и сексуального насилия. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями и запугиваниями

Надо отметить, что жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Жесткость создает основу для хронической психогенной травматизации, нередко вызывая повторные аффективные криминальные действия. Известны даже случаи убийства подростками своих жестоких родителей. В целом, следствием жесткого обращения с детьми бывает их асоциальное поведение в самостоятельной жизни

Все перечисленные факторы играют значительную роль в формировании и развитии семьи. Социальный работник должен устранять данные воздействия на семью. Необходимо тесное сотрудничество с такими семьями, и особенно с их детьми. Если специалист займется устранение этих факторов, то его деятельность будет давать результат

2. сущность и содержание активных методов социально-психологического обучения. Классификация и общая характеристика активных методов обучения.

Феномены влияния группы на личность.

Задача.

В последнее время методы активного социально-психологического

обучения (ТАМСПО) находят все более широкое применение в тех областях

человеческой практики, где успех деятельности в значительной мере зависит

от умения общаться.

Под активным групповым методом (АГМ) обычно понимают любой

способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной

или целевой группе, независимо от содержания поставленных учебно-

познавательных творческих или психокоррекционных задач

Активные групповые методы Ю.Н. Емельянов предлагает условно

объединить в три основных блока:

а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из

практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);

б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе

деловые (управленческие) игры: ролевые игры(поведенческое научение,

игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра

(трансактный метод осознания коммуникативного поведения);

в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной

чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-

психологического обучения подразделять на тренинг-группы, группы

встреч, психодраму, гештальт-психотерапию.

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Активное обучение- представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В.Н.Кругликов, 1998). Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.

Обучение в системе АМО не выступает как исключительная обязанность и право педагога (обучающего). Здесь обучение — результат встречной активности группы учащихся (участников АМО). Именно в группе возникают эффект взаимостимулирования, эффекты соревнования и поддержки, участники сопереживают успехам и неудачам друг друга, осуществляют анализ и оценку действий партнеров, делятся с ними опытом, выступают в роли и обучающих и обучаемых попеременно. В этом и проявляется эффект группы.

Эффект присутствия выражается в том, что пребывание в ситуации, когда другой осуществляет пробы и ошибки в решении поставленной задачи, то остальные члены группы, выступая в роли наблюдателей, учатся на его примере, могут вмешиваться в ход решения. Советы и рекомендации здесь не являются непозволительными подсказками, а выступают как важнейший момент обучения. В группе участников АМО результат определяется действиями всех членов, что также противостоит классической системе обучения, где групповому способу преподнесения знаний, противостоит индивидуальный способ контроля и оценки их усвоения (учат всех вместе, спрашивают каждого в отдельности, оценки одного не влияют на оценки других). Важность усилий и активности каждого участника АМО, определяющая конечный результат обучения членов группы — главная отличительная особенность методов социально-психологического обучения.

Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, элективности, контекстности, сотрудничества (В.Н.Кругликов, 1998).

Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования.

Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов заказчиков и пожеланий обучающихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности.

Принцип элективности- предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов— элективных (кратких, обзорных или узко специализированных) курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, его познавательным интересам.

Принцип контекстности требует подчинения содержания обучения содержанию и условиям реализации будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает контекстный характер, способствуя ускорению последующей профессиональной адаптации.

Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавателей, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Человек — существо социальное. Он рождается в социуме, растет и становится собственно человеком в социуме. И так или иначе человек принадлежит некой группе: мы работаем, учимся, участвуем в каких-либо социальных или политических событиях. Даже когда мы просто стоим в очереди, мы можем стать участниками малой группы под названием «очередь»)

Что же в психологии принято называть группой? Группой можно назвать некоторое реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком или же некоторой совместной деятельностью, или же помещены в одинаковые условия, обстоятельства. Причём участники такого образования определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Существует несколько классификаций групп, которые я не буду здесь указывать. Специальная отрасль психологии — социальная психология — занимается изучением групп и процессами, происходящими в группе. Очень интересны процессы группового влияния.

Конформное поведение

Конформизм — это феномен группого давления. Как правило мы негативно относимся к конформизму, о чем говорит используемое в обыденной речи слово «приспособленчество», или же можно вспомнить сказку Андерсена о голом короле. 

В психологии чаще используется понятие «конформность» или конформное поведение, которое указывает на то, какую позицию занимает отдельный человек относительно позиции группы. То есть конформность появляется тогда, когда между отдельным человеком и группой возникает конфликт, который разрешается в пользу группы, то есть человек по тем или иным причинам принимает позицию группы. И такое поведение не может быть оценено с позиции: «хорошо или плохо».

Конформность бывает разной. Например, человек, внешне соглашаясь с группой и подстраивая своё поведение под нормы группы, внутренне сохраняет свою противоположную позицию. Такая конформность соответственно и называется — внешняя конформность. Когда же человек и внутренне соглашается с группой, принимает её позицию, конформность становится «внутренней». Собственно второй вид конформного поведения и можно назвать истинным конформизмом. 

В рамках конформности существует ещё одна интересная позиция, которую принято называть позицией «негативизма». Такое поведение часто встречается у подростков. Это тот случай, когда человек всеми силами пытается показать группе своё отличие, свою независимую позицию, во чтобы то ни стало отрицая нормы группы. И, как правило, мы с вами оцениваем такое поведение человека как нон-конформизм, т.е. отсутствие конформизма. Почему же негативизм описывается в рамках конформизма? Потому что доказывая остальным членам группы своё отличие и ставя это своей целью, человек становится зависимым от этой группы, от её мнения, к которому он привязан, но как бы со знаком минус.

Феномен влияния присутствия

Само присутствие других людей оказывает на нас некоторое влияние. В этом смысле очень интересен следующий процесс:

Социальная фасилитация (от лат. socialis – общественный и facilitare – облегчать) — повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования.

Когда человек что-то делает, то при появлении других людей простые действия начинают выполняться лучше, а сложные — хуже.

Деиндивидуализация

Этот феномен мы все отлично знаем. Для этого достаточно вспомнить, например, шайки скинхедов. Чем больше людей в подобных сборищах, тем больше теряется каждый член такой группы, теряется его личность, вместо индивидуального выбора отдельного человека появляется действие группировки. Деиндивидуализированная личность не осознает своё поведение, утрачивает чувство ответственности, она не может наблюдать за своим поведением, оценить его, а так же утрачивается значимость социальной оценки.

Феномену деиндивидуализации способствует анонимность, некоторое эмоциональное возбуждение, утрата чувства времени, сенсорная перегрузка (например, громкая музыка).

Огрупление мышления

Мы помним, что люди в группы объеденены некой общей деятельностью. Чтобы эта деятельность была эффективна, группе требуется согласованность действий, что берет верх над получением точных знаний. Этот феномен можно проследить, например, в деятельности сект.

3. психология партнерских отношений в предпринимательстве: психологические основы партнерства в бизнесе, доверие предпринимателей друг к другу.

Понятие структуры малой группы. Виды групповых структур и их психологическая структура.

Задача.

Мы выделяем три типа партнерских взаимосвязей и, соответственно , 3 психологические основы партнерства. ( см. книгу Филинковой страницу 93)

К первому типу относятся партнерские отношения, имеющие характер семейных, родственных или чисто дружеских связей, характерных только для совладельцев бизнеса. Предприниматели специально подчеркивали характер отношений, связывающих партнеров, не называя впрямую основ для таких отношений. Психологическими основами дружеского или семейного бизнес-взаимодействия являются: глубокое доверие к партнеру, основанное на знании его, уверенность в личной преданности партнеров друг к другу, наличие единой цели деятельности.

Ко 2 типу относятся взаимоотношения, основанные на доверии и сотрудничестве и носящие дружеско-деловой характер. Отношения подразумевают честность, взаимопонимание, уважение и поддержку партнеров. Такие отношения характерны как для совладельцев бизнеса (не являющихся родственниками), так и для других видов партнерских отношений . Отношения сотрудничества основаны или на восприятии партнера как «своего» (доверие, основанное на тождестве), или на вере в личную честность своих партнеров.

К 3 типу относятся взаимоотношения партнеров, строящиеся на чисто экономическом основании и носящие строго договорной, деловой характер. Эти отношения совершенно не характерны для совладельцев бизнеса и относятся к индивидам или фирмам-партнерам, представляющим для предпринимателя внешнюю среду бизнеса, или к собственным наемным работникам, если таковые рассматриваются как партнеры. Психологической основой такого взаимодействия является недоверие к партнерам.

Три типа партнерских взаимосвязей не отделены друг от друга «глухой» стеной, но пересекаются и взаимно дополняют друг друга. Наличие взаимной экономической выгоды не означает отрицание доверия и взаимоуважения партнеров, или, наоборот, партнерство, построенное на личной преданности партнеров, необязательно не имеет договорной основы. Все дело в акцентах, которые расставляют предприниматели, в приоритетах взаимодействия.

Надежность предпринимателей как деловых партнеров является одним из наиболее важных факторов формирования доверия в предпринимательской среде. Доверие в бизнесе является не только нравственной, но, прежде всего, экономической ценностью.

Все фирмы на рынке взаимодействуют друг с другом посредствам заключения и выполнения контрактных соглашений. Общепризнанно, что абсолютно совершенных контактов нет. Контракт не гарантирует, что например, покупатель и продавец будут в точности его соблюдать, для этого необходимо их честное поведение. Поэтому одного контракта для реализации задуманного проекта, сделки и т.д. – мало. Для того чтобы он заработал, необходимо доверие между контрагентами.

Особенно важно доверие в сфере инновационных технологий. Для радикального инновационного прорыва фирмы, прямо конкурирующих на рынке сбыта , создают стратегические альянсы. Возможность такого сотрудничества «определяются дополнительностью знания, находящегося в распоряжение отдельных фирм, в то время как отношения конкуренции обусловлены «гонкой за доступ к знаниям» и попытками присвоения нематериальных активов, которыми владеет партнер». Разумеется, отношения кооперации немыслимы без взаимного доверия, которое позволяет фирмам партнерам:

Существенно экономить на расходах по контролю деятельности друг жруга;

Более гибко в сравнении с механизмами административного контроля подходить к разрешению спорных вопросов;

Быстро преодолевать неожиданные препятствия в развитии, непредусмотренные начальным контрактом;

Быстро изменять структуру партнерских отношений в ответ на изменения во внешней среде.

Дополняющий характер опыта и знаний фирм-партнеров создает благоприятные возможности для взаимного обучения и обмена информации. Непременным условием реализации этой возможности является формирование климата доверия до взаимного обмена технологиями и знаниями. Наличие доверия обуславливает частые надежные информационные обмены без обоюдных опасений в умещении интересов одной из сторон и, обогащая каждого партнера новейшими инновационными технологиями. Укрепляет и усиливает его позицию наа рынке.

Наконец доверие приобретает в качестве замещения собой несовершенного юридического контроля в области защиты прав собственника. Особенно важно доверие при разработке фирмами-участницами проекта инновационного продукта. Поскольку конечный объект исследования нельзя описать заранее, то нельзя и юридически разграничить и права интеллектуальной собственности.

Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непо средственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Малая группа – небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принима ет три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-пси хологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек.

Формальные группы — группы, членство и взаимоотношение в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность. Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.

В субъективном, психологическом плане группы (и формальные, и неформальные) образуются в процессе реализации индивидами потребностей в общении, однако в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность.

Структура малой группы — это совокуп ность связей, складывающихся в ней меж ду индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной де ятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (ком муникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру).

Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между ин дивидами. В этой структуре особое значение имеют:

- положение, которое индивиды занимают в системе коммуникаций (доступ к по лучению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важ ной для осуществления жизнедеятельности группы);

- направленность и интенсивность коммуникаций в группе.

В группах с централизованными коммуникативными структурами коммуникации осуществляются через одного индивида, занимающего центральную позицию. Это способствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых за дач.

Ролевая структура малой группы — это совокупность отношений между индиви дами. В этой структуре особое значение имеет распределение групповых ролей, т. е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участ никами группового процесса. Так, при анализе группового решения задач выделяют ся роли «генератора идей», «критика», «мотиватора» и т. д. При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпущения», «сектанта» и т. д. 

Структура социальной власти и влияния в малой группе — это совокупность свя зей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их вза имного влияния. В зависимости от способа осуществления влияния выделяют раз личные типы социальной власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной (Д. Френч, Б. Равен). Основными характеристиками структуры социальной власти и влияния являются системы связей, лежащих в осно ве руководства группой как официально закрепленного социального влияния (если речь идет о формально организованной группе) и как неофициального (неформаль ного) влияния, в основе которого лежит феномен лидерства.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: