ГЛОССАРИЙ Экономика образования

ГЛОССАРИЙ

«ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»

1) Администрация – 1) центральный аппарат управления предприятия или его структурного подразделения; 2) орган государственного управления в области, городе или районе.

2) Академия – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры.

3) Аккредитация– признание (подтверждение) соответствия образовательной организации определенным квалификационным и образовательным нормам.

4) Аппарат управления – коллектив работников управляющей системы, наделенный правами координации деятельности подразделений, имеющий помещение, технические средства, штатное расписание, положение о структурных подразделениях и должностные инструкции.

5) Аттестация – процедура установления и оформления заключения соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов на основе результатов внешней экспертизы.

6) Бакалавр – европейский стандарт высшего профессионального образования с продолжительностью очного обучения четыре года. Бакалавриат принят в России, включен в Государственный образовательный стандарт, по нему ведется подготовка во многих вузах.

7) Брокер – физическое или юридическое лицо, выполняющее в маркетинге посреднические функции:

сводит продавца и покупателя, иногда выступает гарантом сделки.

8) Бухгалтерский учет – методика и система наблюдения, обобщения и отражения финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения с целью получения достоверных данных о его деятельности; система учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности, проводимая по установленным правилам с использованием определенных форм документов.

9) Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов.

10) Бюрократия– специфическая форма социальных организаций в обществе, в которых центры исполнительной власти практически независимы от большинства их членов; привилегированный слой, оторванный от масс и стоящий над ними.

11) Валовой доход – разность общей суммы выручки от реализации продукции и услуг и общей суммы платежей поставщиками за приобретенные товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а

также амортизационных отчислений.

12) Власть – способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств (права, авторитета, воли, принуждения).

13) Внешняя экспертиза – процедура экспертного оценивания деятельности образовательных организаций, полноты и достоверности информации, представленной в заявительных документах (отчете о самообследовании) и переданной в Централизованный банк данных.

14) Воспитание – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека

15) Высшее профессиональное образование – образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.

16) Государственная аккредитация – признание (установление, подтверждение, изменение) государственного статуса (типа, вида) образовательной организации.

17) Государственный образовательный стандарт (ГОС) – государственный документ, содержащий федеральный и национально-региональный компоненты, определяющие содержание, объемы и требования к подготовке выпускников. Федеральные компоненты стандартов определяют обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем нагрузки обучающихся,

требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования.

18) Государственный статус – тип и вид образовательной организации, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых ею профессиональных образовательных программ.

19) Группа – объединение людей, непосредственно контактирующих друг с другом на базе общности целей, норм поведения и сочетания индивидуальных и групповых интересов.

20) Департамент – подразделение органа управления или организации, выполняющее определенные управленческие функции.

21) Диверсификация – одна из стратегий маркетинга, проявляющаяся в отказе от ориентации на единственный продукт или одну форму распределения при переходе на широкую номенклатуру товаров или множественность форм распределения.

22) Дилер – оптово-розничная организация, осуществляющая посреднические функции между производителем и потребителем.

23) Дистрибьютор – торговый посредник; крупная оптовая организация, занимающаяся посредническими операциями на рынке.

24) Должностной оклад – выраженный в денежной форме размер оплаты труда служащего за выполнение закрепленных за ним функциональных обязанностей.

25) Должностные инструкции – основной документ, регламентирующий назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения.

26) Жизненный цикл товара – модель, отражающая время пребывания товара на рынке, отдельные этапы его реализации и тенденции продажи, прибыли и затрат на каждом из них; изображается в виде кривой.

27) Задача управления – совокупность организационно взаимосвязанных операций переработки информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств; результатом выполнения является принятие управленческого решения.

28) Закономерности управления – повторяющиеся существенные связи явлений в системе управления, неразрывно связанные с деятельностью персонала и проявляющиеся в виде тенденций, определяющих основную линию развития организации.

29) Заработная плата – цена рабочей силы, соответствующая стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи.

30) Инновации (нововведения) – внедрение новых форм организации труда и управления, охватывающее не только отдельные предприятия, но и их совокупность, отрасль. Наиболее широко инновации применяются в американском менеджменте.

31) Институт – самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.

32) Интегративностьмеждисциплинарные связи, ориентация на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований.

33) Информация управления – совокупность сведений (данных, сообщений), устраняющих неопределенность знаний и получателей сообщений, передаваемых устным, письменным, аудиовизуальным и электронным способом по различным каналам связи и используемых персоналом для выработки управленческого решения. В сфере управления наибольшее распространение получили документальные и электронные формы представления информации.

34) Канал товародвижения – цепочка торговых посредников (дистрибьюторов), через которых проходит товар или услуга на пути от производителя к потребителю.

35) Качество образования – совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося (студента). Основные критерии, определяющие качество образования:

профессорско-преподавательский состав, учебно-методическое обеспечение, материально-техническая база, интеллектуальный потенциал учебного заведения, студенты (учащиеся) и выпускники.

36) Квалификация – уровень обученности и подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению подготовки или специальности.

37) Колледж (от англ. college) – среднее профессиональное учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов I уровня квалификации (техник, экономист, бухгалтер, медсестра, радист и

др.). В Великобритании и США колледжи входят в состав университетов, в России являются самостоятельными учебными заведениями с федеральной или муниципальной собственностью.

38) Коллектив – средняя социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетания индивидуальных и групповых интересов и работающая на одном предприятии или в организации.

39) Коммерция – любая предпринимательская деятельность в сфере обмена (торговли), направленная на извлечение прибыли.

40) Коммуникация – способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

41) Конкурентоспособность – способность товара (услуги) быть проданным и приносить прибыль в присутствии на рынке аналогичного конкурирующего товара (услуги).

42) Концепция развития образования – конкретный документ, являющийся основой проектирования содержания образования по основным предметным областям, определяющий организационные формы развития системы образования. В документе сформулированы принципиальные требования к стратегии и политике в образовательной сфере на годы и десятилетия вперед.

43) Конъюнктура рынка – конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в определенный промежуток времени под воздействием комплекса сил и факторов; характеризуется соотношением спроса и предложения, уровнем, тенденциями и устойчивостью продажи, цен, запасов, деловой активностью.

44) Креативность – творчески-созидательный характер личности, проявляющийся в новых подходах к решению проблем, в создании собственных методов для решения известных вопросов, в искусстве и др.

Креативность предполагает высокий интеллектуальный уровень, развитую интуицию, способность к сопереживанию. Однако лица, обладающие высоким интеллектом, далеко не всегда относятся к креативному типу личности.

45) Лидер (от англ. leader – ведущий, руководитель) – глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в каком-либо коллективе.

46) Лицензирование – процедура проведения экспертизы на соответствие условий образовательного процесса нормативным требованиям, принятия решений, оформления и выдачи образовательной организации разрешения (лицензии) на право ведения образовательной деятельности. Лицензирование

является начальным этапом в единой системе оценки деятельности образовательных организаций и осуществляется в интересах защиты прав граждан на получение образования.

47) Личность – 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

48) Логистика – планирование, внедрение и контроль физических потоков материалов и готовой продукции с целью наиболее эффективного удовлетворения запросов покупателей.

49) Марка товара – имя, термин, знак, символ или сочетание, предназначенные для идентификации и рекламы товара.

50) Маркетинг (от англ. market – рынок) – социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп посредством создания, предложения и обмена на рынке обладающих ценностью товаров и услуг.

51) Маркетинговая служба – административно-управленческое подразделение фирмы, осуществляющее полный или частичный набор функций маркетинга; строится по матричному или функциональному принципу.

52) Маркетинговая среда – совокупность факторов, активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга. Принято различать внешнюю маркетинговую среду, среду окружения и внутреннюю маркетинговую среду, представленную самим образовательным учреждением.

53) Маркетинговое исследование – системный сбор, упорядочение и анализ данных о различных маркетинговых проблемах.

54) Маркетинговые коммуникации – специально разработанный и управляемый процесс обмена информацией между различными субъектами рынка в целях достижения взаимопонимания.

55) Менеджер – 1) управляющий, руководитель, организатор; 2) руководитель учебного заведения (директор, его заместители), выступающий в качестве субъекта системы управления учебно-воспитательной деятельностью педагогических работников учебного заведения.

56) Менеджмент (управление) – самостоятельный вид профессиональной деятельности людей, направленной на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей управления путем рационального использования экономических ресурсов.

57) Методы управления – способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют административные, экономические, социологические и психологические методы, которые различаются способами воздействия на людей.

58) Миссия (от англ. mission – видение) – четко выраженная глобальная цель существования организации. В ней обычно декларируется цель и принципы работы организации, определение самых важных отличительных особенностей продукта, отношение к потребителю и конкурентное положение на рынке.

59) Мотивация – процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей.

60) Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

61) Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

62) Направление или специальность образования – совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам образования и обеспечивающих возможность определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией.

63) Образование – 1) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)

установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов); 2) общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющего в онтогенетическом плане процесс

становления личности в соответствии с генетической и социокультурной программами; 3) процесс трансляции культуры в системе социума с целью социализации личности (единичного представителя поколения); 4) синтез обучения и учения (индивидуальная познавательная деятельность), воспитания и самоопределения, взросления и социализации, развития и саморазвития личности и индивидуальности; 5) процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков,



необходимых для жизни в обществе.

64) Образовательные технологии – решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

65) Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.

66) Оплата труда – основной мотив трудовой деятельности и денежный измеритель стоимости рабочей силы. Обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации.

67) Организация труда включает комплекс вопросов, связанных с рабочим местом работника, его техническим оснащением, техникой личной работы и нормированием труда.

68) Педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образованием, направленных на повышение его эффективности.

69) Персонал – все работники (трудовой коллектив, кадры), выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда.

70) Персонал управления – работники, выполняющие функции и полномочия управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных качеств.

71) План маркетинга – документ, организующий практическую маркетинговую деятельность и позволяющий свести воедино все виды маркетинговой деятельности в соответствии с целями фирмы, ее ресурсами и структурой.

72) Платные образовательные услуги – предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних

организаций, частных лиц и т.п.), которые не могут быть оказаны взамен образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.

73) Поведение потребителя – деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют

этим действиям и следуют за ними.

74) Потребитель – человек, потребляющий продукты производства и сферы услуг для воспроизводства рабочей силы.

75) Потребность – совокупность материальных и духовных жизненных благ, необходимых человеку для обеспечения его существования и развития.

76) Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

77) Прибыль – разность между валовой выручкой и затратами на производство и реализацию продукции, работ и услуг; если затраты на производство и реализацию превышают валовую выручку, то вместо прибыли образуется убыток. Различают балансовую (общую) и чистую прибыль.

78) Прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

79) Принципы управления – основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов.

80) Продвижение товара (от англ. promotion) – любая форма сообщений, используемых фирмой для информации, убеждения или напоминания потребителям о своих товарах и их достоинствах; формирование привлекательного образа товара в представлении потребителей.

81) Профессиональное образование – важное звено подготовки специалистов народного хозяйства различного уровня квалификации. В нем выделяют виды образования, образовательные программы, уровни образования и формы обучения.

82) Профессионально-технические училища (ПТУ) – основное звено начального профессионального образования квалифицированных рабочих на базе основного общего или среднего (полного) общего образования. Существуют в России с 1958 г. и внесли значительный вклад в подготовку молодых рабочих. С 90-х гг. идет преобразование ПТУ в технические лицеи.

83) Профессиональные образовательные программы (ПрОП) – документ образовательной организации, содержанием которого в соответствии со структурой ГОС являются федеральные, региональные и вузовские составляющие при соблюдении: структуры и объема учебного материала,

предъявляемого обучаемому; общих и частных требований к уровню подготовки обучаемых.

84) Профиль – набор направлений и специальностей высшего образования, включающий профессиональные образовательные программы, относящиеся к одной области подготовки.

85) Процесс управления – наука (раздел менеджмента), которая изучает алгоритмы переработки информации и выработки решений, осуществляемых персоналом с помощью технических средств.

86) Рабочее время – для педагогических работников это часть календарного времени, в течение которого работники, согласно распорядку, должны выполнять порученную работу. Состоит рабочее время из учебной нагрузки и времени, которое затрачивается педагогом на дополнительную работу.

87) Регламент – совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, учреждения, организации или предприятия.

88) Рейтинг (от англ. rate – оценивать, определять) – линейно упорядоченная оценка деятельности образовательных организаций.

89) Реклама – совокупность специальных средств привлечения внимания потребителей к товару; специфический способ стимулирования спроса; метод информирования потребителей о товаре и фирме.

90) Решение управленческое – акт деятельности менеджера, ведущий к разрешению проблемы и тем самым определяющий нормальное функционирование или развитие социально-экономической системы; заключительный этап процесса управления, превращающий его в импульс трудовой деятельности, целенаправленности и согласованности совместных действий людей. Процесс принятия решения включает постановку цели, сбор информации, подготовку проектов решения, согласование, принятие решения, исполнение и контроль.

91) Рынок – совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара и услуги вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги). Можно сказать,

что рынок – это пространство, на котором взаимодействуют предложение и спрос на факторы производства товаров и услуг, рынок трудовых ресурсов, рынок капиталов и рынок ценных бумаг.

92) Рынок трудовых ресурсов – совокупность социально-экономических отношений по поводу найма, обучения и использования трудовых ресурсов (занятых, незанятых и учащихся). Это понятие раздвигает размеры рынка еще шире, т.к. включает не только экономически активное население, но и учащихся в сфере профессионального образования (трудовой резерв).

93) Самообследованиедействия образовательной организации по сбору и анализу информации о своей деятельности с целью выявления и реализации резервов по повышению качества подготовки специалистов, обновлению профессиональных образовательных программ, совершенствованию учебного процесса и развитию направлений подготовки (специальностей) или учебного заведения в целом.

94) Сбыт – продажа товара его владельцем (производителем).

95) Сегмент рынка – однородная совокупность потребителей, адекватно реагирующих на предлагаемый товар или на определенные маркетинговые мероприятия; участок рынка с наиболее выгодными условиями для реализации товара.

96) Система образования – сложный социально-экономический и научно-технический комплекс народного хозяйства, характеризующийся совокупностью следующих показателей: число учебных заведений, численность учащихся, выпуск учащихся, численность преподавательского состава.

97) Система управления – множество взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и выполняющих функции управления.

98) Система управления – множество взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и реализующих процесс управления для достижения поставленных целей.

99) Смета – основной документ финансового планирования и важнейший инструмент анализа организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

100) Специалист – человек, окончивший высшее учебное заведение и получивший определенную специальность. Российский стандарт высшего профессионального образования предусматривает продолжительность обучения 5 лет.

101) Стратегическое управление – предполагает наличие пяти элементов: умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы), умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели), умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии), умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии), умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями).

102) Стратегия– обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов.

103) Структура управления – это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления. В теории управления различают несколько видов структур управления. К основным относятся организационная, функциональная, ролевая, социальная, штатная структуры.

104) Тестирование – измерение знаний, умений и навыков испытуемых с помощью тестов.

105) Техника управления представляет собой взаимосвязанный комплекс технических средств (сбора и регистрации, передачи, ввода, накопления, обработки, вывода, отображения и размножения информации), предназначенный для механизации и автоматизации информационных процессов в системе управления производством с целью выработки рациональных решений.

106) Техникум – среднее профессиональное учебное заведение для подготовки специалистов I уровня для различных отраслей народного хозяйства. В России с 1920 г. преимущественно создавались в производственных отраслях для подготовки специалистов технического и финансово-экономического

профиля. В социальной сфере организовывались как училища (педагогические, музыкальные, медицинские, художественные и др.).

107) Технология управления – целенаправленная последовательность операций управления, результатом которых является принятое и реализованное решение.

108) Товар – материальный продукт, услуга или идея, предлагаемые рынку для удовлетворения человеческих потребностей или нужд организаций.

109) Торговля – 1) процесс купли-продажи товаров; 2) отрасль народного хозяйства (коммерция), специализирующаяся на купле-продаже товаров.

110) Универсальность – полнота набора дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве профессиональной и общекультурной составляющих.

111) Университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры.

112) Управление маркетингом – целенаправленная координация маркетинговой деятельности организации исходя из требований рынка с целью предоставления качественных услуг целевым потребителям товаров или услуг.

113) Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководителя и работников подразделений системы У.П., которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепции, принципы и методы управления персоналом в организации.

114) Философия организации – совокупность моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, подчиненных достижению глобальной цели организации («моральный кодекс»).

115) Финансирование – привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов организации капитала (покрытие потребности организации в капитале). Источники Ф. – денежные средства, обеспечивающие потребность в капитале, которые могут быть подразделены на собственные и заемные.

116) Фундаментальность – научная обоснованность и высокое качество предметной, психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки.

117) Фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

118) Функции управления – особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда, представляющие собой часть процесса управления, выделенные по определенному признаку. Выделяют основные функции (прогнозирование, планирование, нормирование, учет, контроль, анализ, регулирование или координация) и конкретные (предметные) функции, например, управление персоналом. Обычно выделяются 20-25 конкретных функций управления.

119) Хозяйственный расчет – метод ведения хозяйства, основанный на соизмерении затрат на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности организации (объем продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счет полученных доходов, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда.

120) Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, разных возможностей человека и применяемых средств для достижения цели. Различают стратегические (глобальные) и тактические (локальные) цели.

121) Цена – сумма денег, которую уплачивает покупатель за приобретаемый им товар, представленный в виде продукта или услуги. Цена является денежным выражением стоимости товара/услуги, а стоимость отражает величину общественно необходимых затрат на создание конкретной товара/услуги.

122) Ценообразование – процесс формирования рыночной цены, результат товарно-денежных отношений и важный экономический инструмент в соизмерении доходов и расходов организации на производство товаров и услуг.

123) Экономика (греч. oikos – дом, хозяйство и nomos – правило, закон) – в переводе означает правило ведения домашнего хозяйства: 1) в современных условиях представляет собой всю совокупность производственных отношений и отраслей народного хозяйства, связанных с производством, обменом, распределением и потреблением материальных благ; 2) экономика включает такие разделы экономической теории, как макроэкономика, экономика отрасли, микроэкономика.

124) Экономика образования – разновидность отраслевой экономической науки, изучающей отношения в системе российского образования.

125) Экономическая деятельность – деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ.

126) Экспериментальные разработки – деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

127) Эффективность управления – один из основных оценочных показателей управления, определяемый посредством сопоставления результата (экономии) и затрат на его достижение.




Предыдущий:

Следующий: