ГАК Экономика


Вопрос 1.Понятие, состав, структура АПК и его экономическая эффективность

АПК-собой совокупность отраслей народного хоз-ва, связанных с развитием с/х, обслуживанием его пр-ва и доведением с/х прод-ии до потребителя. Развитие АПК опр-ет состояние всего народнохоз-ного потенциала, уровень продоволь-ной безопасности гос-ва и соц-экон-ую обстановку в обществе. АПК России явл-ся крупнейшим народнохоз-ым комплексом. Он сформировался в середине 70х годов когда были созданы матер-о-техни-ие и соц-о-эк-кие предпосылки для объединения многочисленных отраслей народного хоз-ва в единый комплекс.. Соотношение отраслей учавствующих в произ-ве продуктов питания и непродовольственных предметов потребления, составляет отраслевую структуру АПК.Состав: АПК включает в себя 3 сферы. 1- состоит из отраслей, которые обеспечивают АПК средствами произ-ва, а также отрасли занятые производственно-техническим обслуживанием с/х, и отрасли пр-ва: тракторное и с/х машиностроение, произ-во мин-х удобрений и хим средств защиты растений. Эти отрасли призваны обеспечивать ресурсами процесс пр-ва, создавать базу для индустриализации с/х и технического прогресса в перерабатывающей промышленности. От их деят-ти зависит ритмичность, поточность и массовость пр-ва с/х продукции и конечного продукта в целом. 2- входят п/п и организации занимающиеся произ-ом с/х продукции такие как: АО и товарищества, колхозы, совхозы, с/х кооперативы, гос муниципальные п/п. 3- входят отрасли и п/п обеспечивающие заготовку, переработку с/х продукции и доведения ее до потребителей. Кроме того, сюда включены частично легкая промышленность по переработке с/х сырья, торговля продовольственными товарами и общественное питание. Эти отрасли обеспечивают первичную промышленную дорабоку с/х сырья и доведение его до готовности для реализации населению. Экономическая эффективность АПК: эффективная деят-ть АПК зависит от пропорционального развития всех сфер АПК. Важным условием развития АПК яв-ся выравнивание материальной заинтересованности всех партнеров в получении конечного продукта. Экономическая эф-ть отраслей и произ-в АПК харак-ся сис-мой экон показателей, отражающих уровень и конечные рзультаты деят-ти конкретных сфер. Основным показателем эф-ти всего АПК яв-ся кол-во продовольственных и непрод-х товаров, полученных из с/х сырья в расчете на душу населения. Для хар-ки эф-ти АПК м/б использованы такие показатели как стоимость конечного продукта на среднегодового раб-ка (ПТ) на сумму произ-х затрат и основных произ-х средств(фондоотдача). Эк=Ск/Тк=Ск/Пзк=Ск/Фк. Тк-среднегодовая численность раб-ов Пзк-размер произ-х затрат на произ-во конечого продукта, руб. Фк- стоимость основных произ-х средств АПК,руб.



Вопрос 2. Размещение, специализация и концентрация пр-ва в сельском хоз-ве.

Размещение с\х — это распределение пр-ва отдельных видов продукции по территориям страны, области. Показатели размещения с\х:* объем пр-ва отдельного вида продукции в данном регионе, * доля отдельных регионов в общем объеме валовой и товарной продукции. Принципы размещения с\х: 1) размещение пр-ва в регионах где max валовой продукции при min затрат; 2) учитывают пр-кл условия; 3) близость к источникам потребления сырья (↓ затраты на транспортировку, трудовые); 4) соблюдение пропорции м\у с\х и промышленностью; 5) НТП и соверш МТБ (ускорение НТП — укрепление МТБ); 6) должно способствовать укреплению эк-кой самостоятельности страны. 4 группы, в зависимости от возможности покрывать внутренние потребности населения: *Вывозящая *Самообеспечивающая *Ввозящая *Ввозящая по всем видам продукции .Показатели эк-кой эф-ти размещения: натуральные и стоимостные: v пр-ва, ассортимент, кач-во продукции, затраты труда на пр-во, окупаемость И и КапВлож. в с\х, сумма ЧД и прибыли на 1 га и на 1 раб-ка, ур-нь рентабельности.

Специализация – преимущест-ое развитие той или иной отрасли, групп взаимосвязанных отраслей,превращение их в товар.отрасли, которые определяют производст-е направл-е с\х п\п. Спец-ция в с\х зависит от особенностей с\х: сезонность, пространст-ая рассред-ность, отдаленность перераб-щих п\п, работа с жив.организмами.

Основным пок-лем определения специализации яв-ся структура товарной продукции и удель.вес отдельн-х отрослей во всей ТП. Для более точной характеристики рассчитывают Ксп. Эк-кое значение : -эф-но используется гл. ср-во пр-ва — земля; -↑ кол-во и улучшается кач-во продукции; -↑ производительность; -↓ издержки; -↑ рентабельность; -↑ Эффективности использования КВ; — служит стимулом развития НТП. Формы: *Зональная, *внутриотраслевая — разделение технологического цикла, * Хозяйственная — разделение труда м\у тов-ми, *внутрихоз-я.

Концентрация — сосредоточение ср-в пр-ва и труда на крупных специализированных п\п с целью увеличения пр-ва, улучшения кач-ва, снижение себ-ти. Пути осущетвл-я: 1)создание благ. условий для ведения в крупных размерах с\х отраслей, 2) Централизация — поглощение крупными п\п более мелких малоэфф-х.3) 1+2.

Концентрация влияет на размеры п\п. Пок-ли размеров п\п: ВП и ТП, доп: посевная S, сред.год. численность раб-в, СОПФ, поголовье, энергет. мощность. Размеры п\п зависят: от уровня НТП, внедрения новых технологий, эффективного использования ср-в пр-ва, степени отраслевого разделения труда.

Вопрос 3.Понятие рынка и его структура. Предпосылки рыночной эк-ки её значение.

Рынок - это механизм, сводящий продавцов и покупателей по поводу купли-продажи товаров. Осн. элементы: *Спрос — v товара, кот-й покупатель желает приобрести в определенный период и за определенную цену. *Предложение — кол-во товара, кот-е находится на рынке при данной цене. *Конъюнктура рынка — эк-кая ситуация, сложившаяся на рынке под действием спроса и предложения. *Конкуренция — соперничество м\у субъектами рыночных отношений по поводу лучших условий пр-ва и купли-продажи. *Цена — денежное выражение ст-ти товара. Классификация рынков: 1) * рынок факторов пр-ва (земли, труда и рынок сырья и материалов); * рынок конкретных видов продукции (зерна, молока);* Др. рынки (услуг, финансов).2) В пространственном разрезе выделяют: *местные; *национальные; *мировой рынки. 3)По механизму функционирования: *свободный(много прод-в, однород. прод-я.); *монополизированный; *регулируемый гос-м. 4) По степени насыщенности: *равновесный (спрос=предложению); *дефицитный (>); *избыточный. и др. Модели: рынок чистой конкуренции, рынок моноп конкуренции, олигополия, чистая монополия. Аграрный рынок включает спец-ные рынки: рынок земли, рынок с\х продукции, ср-в пр-ва и труда. Особенности рынка с\х: * Зависимость предложения с\х продукции от погоды * скоропортящийся характер продуктов * Отдаленность мест пр-ва (село) от потребления (город).* Низкая эластичность спроса на с\х продукцию. * Рынок с\х продукции — это рынок совершенной конкуренции. Функции рынка: 1) Регулирующая — регулируется пр-во по средствам спроса и предложения.2) Стимулирующая — по средствам цен рынок дает стимулы более эф-но использовать ресурсы → снижается себ-ть, растет кач-во, увеличиваются КапВ, расширяется ассортимент.3) Информационная 4) Посредническая — должны наитии друг друга и обменяться рез-татами своей деят-ти. 5) Санирующая — исключаются не конкурентоспособные товары. Инфраструктура товарного рынка представлена оптовой и розничной торговлей, в которую включены сеть магазинов и п\п, занимающихся хранением и реализацией продукции (аукционы, ярмарки, товарные биржи). Они обеспечивают нормативные условия купли-продажи товаров Предпосылки и законы рыночной эк-ки. Этапы формирования рынка:1) Общественное разделение 2) Развитие специализации 3) Самостоятельность товаропроизводителя и свобода покупателя; необходимо вмешательство гос-ва для развития эф-ных рыночных отношений.Предпосылки возн и функц.рын.отношений:*эк-кая свобода товар-лей;*право собственности *свободная конкуренция;*создание правовых рыночных институтов;* жесткие бюджетные ограничения* предсказуемая гос-я политика.

Законы рыночной эк-ки: 1) Закон стоимости — закон движения цен. Средняя цена товара должна отражать среднюю степень его кач-ва и выровненный для этого товара уровень издержек. 2) Закон рыночного равновесия, т.е. сбалансированность спроса и предложения. 3) Закон спроса — кол-во товаров, на которые определяется спрос возрастает при снижении цены и наоборот.4) Закон предложения: «С повышением цен, соответственно возрастает и величина предложения, со снижением цен это предложение сокращается» 5) Закон экономии ресурсов воздействует на товаропроизводителей ч\з движение цен, как фактор стимулирующий эф-ть пр-ва. Он предполагает постоянное улучшение кач-х характеристик производимых товаров и услуг и снижение издержек на ед. потребительской ст-ти.

Вопрос 4. Конечный продукт АПК: методика определения его экономической эффективности.

КП АПК представляет собой весь объем продукции, созданный за определенный период времени и поступившей в личное или производственное потребление. В предприятии или объединении АПК в состав КП включается вся товарная продукция и объем услуг, а т/ж продукция, выданная или проданная работникам и использованная на общественное питание и др. нужды хозяйства. Экономическая эффективность- отражает конечный полезный результат от применения живого труда, средств производства, отдачу совокупных вложений(определяется соотношением м\у КП и затратами на его получение). Основным критерием экономической эффективности производства является создание национального дохода (разность между величиной совокупного общественного продукта и фондом возмещения в расчете на душу населения). На уровне отрасли показатель эко-й эф-ти принимает форму производства чистой продукции (разность между стоимостью ВП и величиной потребленных средств производства) в расчете на 1 работника. На предприятиях критерием экономической эффективности является прибыль (разность между величиной ТП и величиной потребленных средств производства и живого труда) в расчете на 1 работника. Различают: народнохоз. экон.эф-ть с/х пр-ва, экон.эф-ть отдельных отраслей, экон.эф-ть предприятий, экон.эф-ть внутр. подразделений, экон.эфть мероприятий. Эффект – это прямой результат от воздействия какого-либо фактора производства на растения или животных(соотношение резуль-в и затрат).Стоимость КП АПК образуется из чистого продукта, созданного в с\х и части чистого продукта отраслей пищевой, текстильной, кожевенно-обувной, а также отраслей сферы обращения, транспорта и связи. Для оценки экономической эффективности с/х производства используется система стоимостных, натуральных и факториальных показателей: 1)Отношение ВП к затратам живого и овеществленного труда (стоимость ВП/производст.затраты+ос производства*к-т эф-ти фондов). 2)Отнош-е ВД к затратам живого и овеществленного труда (ВД или ЧП/ производст. затраты +ос производства*коэф-т эф-ти фондов). ВД определяется разностью между созданной стоимостью и материальными издержками производства. Сумма ВД определяется объемом произведенной продукции, цен на нее и величиной издержек мат. характера. 3)Отношение ЧД к затратам живого и овеществленного труда (ЧП/производст.затраты+ос производства*коэф-т эф-ти фондов). ЧД определяется как разность между стоимостью производства и издержками производства. Этот показатель основной источник расширенного воспроизводства и роста общественных фондов потребления. Различают созданный и реализованный ЧД. Реализованный – это прибыль хозяйства. Отношение прибыли к затратам живого и овеществленного труда (П/производст.затраты+ос производства*к-т эф-ти фондов). Чем больше масса прибыли, тем больше возможности у предприятий вести расширенное воспроизводство. Прибыль = выручка от реализации продукции – НДС – полная или коммерческая себестоимость. 4)Рентабельность (доходность) – важная экономическая категория, присущая всем предприятиям. Доход – часть стоимости валовой продукции, остающаяся после возмещения затрат на ее производство. 5)уровня рентабельности — % отношение ЧД, П к сумме материальных и трудовых затрат, связанных с производством и реализацией продукции. Показателем эф-ти использования основных и оборотных средств является 6)норма прибыли – отношение П к сумме среднегод. стоимости основных и оборотных средств. В отличие от уровня рентабельности НП учитывает всю стоимость ос. фондов производственного назначения и поэтому является более общим показателем.

Вопрос 5.Рыночные каналы реализации продукции АПК

В усл-х перехода к рын. отнош-м в с/х сложился ряд каналов реализ-и прод-и и созд-ся необх-е усл-я для его функционир-я. Под каналами реализациии продукции подразум-ся сов-ть орг-ций и лиц кот-е выступают как посредники и участники сбыта товара. Это с/с эк-ких, технол-ких, организац-ых, соц-х и др-х процессов, взаимод-щих с целью доведения продукции от производителей до потребителей. Каналы реализации: прямые и косвенные. Прямые- товародвижения предпол-т перемещение товара непоср-но от произв-ля до потреб-ля, минуя независимых посредников. (например, картофель на колхозном рынке, ч/з собств-е магазины, т/ж населению за наличный расчет ч/з кассу п/п. Косвенные- связаны с использ-м незав-х посредников, кот-е приобретают продукцию у товаропр-лей и поставл-т ее потреб-м. В кач-ве поср-ков м. выступать гос-ные орг-ции, потреб-кая кооперация. Реализ-я продукции по различным каналам для конкретного с/х п/п явл-ся сложной проблемой как в организ-м, так и в экон-ком аспектах. Конечные рез-ты деят-ти п/п в опред-ой мере зависят от соответ-го развития служб и произв-в по заготовке, хранению и транспор-ке продукции. Осн. каналами реализации с/х продукции в рын-х усл-х явл-ся:1)продажа государству (федеральный фонд, региональный фонд); 2)свободная реализация (на колхозн.рынке; работникам п/п и местному населению; на бирже- залоговые операции; другим п/п; по договорам; бартерные сделки) 3)на общест-е питание. Каналы закупок сырья и реaл-ции готовой продукции претерпевают значит-е изм-я и в перераб-щей пром-ти. Так, хлебопек-е п/п все больше исп-ют прямые закупки сырья непоср-но у с/х товаропр-лей, минуя перераб-щие п/п. В последствии они реализуют конеч-ю продукцию магазинам, п/п общепита и другим покупателям. Наряду с этим адаптация товаропр-лей к условиям рынка проявл-ся путем расшир-я собств-й базы хранения продукции для перепродажи вне сезона массового произв-ва по↑ ценам. При переходе к рын. отнош-м набл-ся резкое ↓V продажи с/х продукции гос-ву и увеличение реализ-и ее по рыночным каналам. Пути реализации. Выбор пути реализации с/х продукции связан с опред-ми затратами, кот-е получили назв-е трансакционных затрат(предст.собой расходы по поиску информации о ценах, подбору партнеров, закл-ю контрактов, а т/ж защите прав собств-ти). Уровень трансакционных затрат не всегда м.б. определен заранее. Он зависит от особ-тей продукта, технологии его произв-ва, рыночной конъюнктуры, поведения партнеров по обмену и др. (схема 51). С/х производители: 1) перераб-ка (п/п оптовой торговли; п/п розничной торговли; конечные потребители) 2)еженедельные рынки 3)заготовительн.орг-ции (п/п оптовой торговли; п/п розничной торговли; конечные потребители).

Вопрос 6. Рынок факторов пр-ва Рынки факторов производства — это рынки труда, капитала, земли, полезных ископаемых, информации, знаний, интеллектуальных способностей.1) Земельные ресурсы. В с\х земля — это главное ср-во пр-ва, функционирующее одновременно, как ср-во труда и как предмет труда. Ее особенности: -искусственно невоспр-ма и количество ее ограничено; -не м б заменена ее надо беречь; -неоднородна по качеству; -способна улучшать свое плодородие; -обладает территориальной протяженностью и постоянством расположения. Состав, размер и структура земельных ресурсов — процентные отношения различных видов с\х угодий к их общей площади. Показатели эк-кой эф-ти использования земли: 1) Стоимостные: * V валовой или ТП с\х в рсчете на ед. зем S; *ВД в расчете на ед зем. S; *ЧД в расчете на ед. зем. S;* прибыль в расчете на ед. зем. S. 2) Натуральные:* ур-ть с\х к-р;* пр-во основных видов продукции раст-ва в расчете на 100 га пашни;* пр-во молока, мяса КРС и овец в расчете на 100 га 3) Факторальные показатели:* уровень распаханности;* доля с\х угодий в общей земельной S; Цена земли=Рента/Судн%*100. Рента:*абсолютная-арендная плата, независящая то качества зем.участка; *дифференциальная рента1-завистит от качества зем участков; диф рента2-зависит от суммы вложении в один и тот же зем участок 2)Рынок труда. Труд является главным фактором функционирования производства.Трудовые ресурсы — часть населения обладающая физ возможностями, знаниями и опытом для работы в народном хоз-ве. К ним относят: мужчины от 16-60 лет, женщины от 16-55 лет, подростки и пенсионеры. Кадры п\п связаны с пр-вом продукции делятся на 2 группы: рабочие (осн и вспомог) и специалисты (руководители , специалисты, служащие).В с\х выделяют постоянных, сезонных (не более 6 мес) и времрабочих (не более 2 мес).Особенности использования труда в с\х: -сезонность, -влияние пр-клим условий, -использование живых организмов,-труд мало механизирован и не эстетичен. Рынок труда — соц-но-эк-кие отношения по поводу найма рабочей силы и ее использования м\у работодателем и рабочей силой. На рынке труда фиксируются ставки ЗП и условия занятости. Этот рынок основан на спросе и предложении рабочей силы. На цену рабочей силы оказывают влияние:* min з\пл исходя из потребительской корзины, * цена жизненных ср-в, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы,* действия спроса и предложения. Рынок труда имеет свою сегментацию: первичный рынок труда(имеются социальные гарантии и высокая з\пл), вторичный (высокая з\пл, но нет соц-х гарантий и наоборот) и безработные. Виды безработицы:* Фрикционная(ищут или ждут получения работы) *Структурная — изменение спроса на рабочую силу. * Циклическая — вызвана спадам пр-ва. Связана с дефицитом спроса на товары и услуги 3) Материально-технические ресурсы отрасли. Ресурсы — факторы используемые для пр-ва эк-ких благ. Мат ресурсы делят на основные ср-ва и оборотные. Основные ресурсы или факторы пр-ва имеются в ограниченном кол-ве. Особенности МТР вытекают из особенностей с\х. Ресурсный потенциал с\х РФ за годы проведения аграрной реформы значительно уменьшился. Формирование рынка МТР для с\х предполагается осуществлять путем создания оптовых рынков мат-х ресурсов, а т\же расширения для них связей с заводами изготовителями. В системе мер по обеспечению техникой важную роль играет организация лизинговой деят-ти. Лизинг в с\х — это продажа с\х машин с рассрочкой платежа или аренда машин с оплатой их ст-ти по частям.

Вопрос 7. Цены и ценообразование на продукцию предприятия.

Цена — денежное выражение ст-ти товара.На любом п\п роль цены очень велика, т.к. от нее зависят: величина прибыли, конкурентоспособность и фин. устойчивость п\п. Цена — это кол-во денег, которое покупатель может заплатить и за которое производитель может продать товар. Цена связывает спрос и предложение: если С > П, то цена ↑; если С < П, то цена ↓; если С = П, то цена равновесная. Значение цены: * для определения стоимостных пок-лей (ст-ть продукции, прибыль, рентаб-ть, ВД);* стимулируется пр-во и улучшается кач-во; * эк-ки обосновывается выгодный вариант КВ. Функции цены: измерительная — определение стоимостных пок-лей; *стимулирующая; * регулирующая – сбала-е спроса и предложения; *распределительная — изменение цены на товар способствует перераспределению потока материальных ресурсов в др. отрасли и пр-ва; * социальная — учет платежеспособности населения. Система цен взаимосвязь различных видов цен. Повышение или снижение цены может вызвать изменение в уровне других видов цен. Формирование цены:Себ-ть + прибыль + НДС + акцизы = отпускная цена п\п. + наценки посреднических организаций = оптовая рыночная цена. + торговые наценки = розничная цена. Виды цен: 1) Закупочная — закупает гос-во для своих нужд.2) Оптовая — по кот-й осуществляются расчеты м\у п\п, за реализованную продукцию. Выделяют оптовые цены п\п-изготовителей и оптовые цены посреднических организаций. 3) Розничная — по этой цене население приобретает товары ч\з розничную сеть.4) Договорные — по согласованию сторон (заключается договор). Часто указывается верхний и нижний пределы.5) Свободная — как договорная, но контракт не заключается. Ее уровень определяется через механизм спроса и предложения.Регулируемая цена — складывается под воздействием гос-ва.

Существуют 2 подхода к формированию цен:* Затратный — учет затрат на пр-во и реализацию. * Рыночный метод — цена устанавливается на основе спроса и предложения по соглашению продавца и покупателя. На нее влияет конкуренция.

Вопрос 8. Предприятие АПК как экономическая система

«Система» — это совок-ть элементов. Всякая система имеет конкретную цель функц-ния. Экон. система АПК – одна из основных подсистем общества, в которой осущ-ся произв-во, распределение, обмен и потребление. Она включает разные технич-е, биолог-ие, производ-е, организ-е и др. системы, которые также очень сложны. Особенностью -яв-ся участие в ней человека ,он стоит над экон. системой, определяя цель ее функц-ния. Подсистема АПК в сфере с.-х. с ее крупными отраслями – раст-вом и жив-вом. вкл. систему ведения с.-х.», «систему земл-», «систему машин», «систему обработки почвы», «систему удобрений», «систему семеноводства», «систему животноводства» и др.Система ведения с.- х. – сов-ть научно обоснованных орг-х, эк-х, технол-х, эколог-х и соц.принципов, опр-щих характер с.-х.производства и формы управления им. Система земледелия — комплекс взаимос- технол-ких, мелиор-х и орг.-экон. мероп-тий, направ-х на эф. исп.земли, восстан-е и повыш. плодор.почвы, получ.выс.ур с\х культур.Система земледелия : — орг.севооборотов; технологию воздел. к-р; системы обр.п, удоб, борьбы с сорняк., сем-ва. Система машин — перечень испол-х и реком-х к примен. технол-х комплексов и технол-х ср-в для механ-ции работ в раст-ве, живот-ве и мелиорации, обеспеч-х пр-во с-х. прод. по ин.тех. Система обработки почвы – сов-ть послед-но вып-мых агро/тех приемов при возделывании с.-х. культур. Цели:-создание оптим. условий выращи.в. с\х культур;-накопление гумуса;-умен. засор, повыш. эф-ти удобрений;-повышение плодородия почвы. Система удобрений – состав. часть сис земл, предусматрив. распред.удобрений м/у культурами севооборота.Цель – повыш. плодородия почвы и урож-ти с.-х. культур.Законы: Основной закон почвоведения и первый закон земледелия — почва способна сама восстанавливать свое плодородие. Важн. законы земл-я: законы минимума, опт и макс. Закон возврата пит.веществ в почву. Закон совокупного действия факторов роста и развития растений. З-ныЭкономики:1.политика гос-ва, его экономика должны быть ориент-ны на человека;2.Закон расш-го воспр-ва;3.Закон планомерного, пропорционального развития.4.закон неуклонного роста ПТ, 5.з-н ст-ти, 6. з-н спроса(↓цены→ ↑спрос),7. з-н предложения (↑цена→↑Vтовара на рынке) 8. з-н убывающей доходнотси. Цель воздействий — привести систему в желаемое состояние, добиться соответствия движения управляемого объекта. Управ. п/п АПК:-рассмотреть объект как целостную систему управ;-получение инфор. об основных харак-ках системы;-разработку нескольких вариантов, представ-х отображ. наиболее важных параметров реальных систем;-определение стратегии развития, исходя из цели функц-ния; -обоснов. эф-ти постав. цели;-принятие управ.решений на основе исследования.

Вопрос 9. П/п в условиях рыночной экономики.



Предприятие — это самост-ный хозяй-щий субъект эк-ки. Производит продукцию и оказывает услуги для удовлетворения общ-х потребностей и получения прибыли. Производственное предприятие — это обособленная хоз единица, основанием которой является проф.организованный трудовой коллектив, способный изготовить нужную потребителю продукцию соотв-го назначения и качества: комбинаты, заводы,; в с.-х. СХПК, ОАО, ЗАО, КФХ, и др.; П/П — юр.лицо и может заниматься любой хоз. деят-тью, не запрещ.законом. Цель деят-ти п/п АПК — удовлетворение потребности людей в продуктах питания, обуви и одежде. Условием деят-ти явл получ прибыли. задачами: *орг. произв-го процесса с расширением произв-ва и повыш. качества товаров и услуг; *внедр. в произ-воНТП; *-экономия матер. и труд. ресурсов, их рацион-ое использование; *-укрепление позиций на рынке, получение макс. прибыли; *-недопущ. сбоев в работе п/п; *охрана окр. среды. П/п АПК работает на условиях коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Задача п/п АПК –увелич. произв-ва конечного продукта и снижение совокупных затрат в расчете на его единицу. Внеш.среда п/п АПК — это прир-клим условия, потребители, поставщики гос.Органы. Внут.условия:труд. ресурсы, средствами произ-ва .Функции п\п — это обязанности деят-ти п/п:-изготовление продукции ;-продажу и поставку ее потребителю; -повышение качества; -увеличение объемов произ-ва; -снижение издержек на ед-цу продукции; -управ. и орг-ция труда персонала п/п; -пр-пр деят-ть; -уплата налогов; Принципы деят-ти(руководящая идея): *Высок. экон. эф-ть пр-ва; *матер. заинтересованность работников; *плановость орг-ции произ-ва; *учёт комплекса факторов; *-динамичность и ускорение темпов развития п/п; *учёт специфики живой природы. Реализация этих принципов зависит от конкретных условий хозяйствования. Внешних условий хозяйсвования п\п и мероприятия: -экон.регул. сферы с.-х. и промыш.комплекса в целом;-выравнивание ценовых индексов на продукцию с.-х. пром-ти, поступающую в с.-х. в качестве средств пр-ва; -гос. поддержка;-сохранение и развитие крупного произ-ва; -стимулирование поставок с.-х. продукции в федер. и регион. фонды; -регулир. земельных отношений; -содействие развитию аграрной науки; -подготовка кадров; К внутренним относят:- выбор перспективной формы хоз-ния;-обоснование эф-ной производственной структуры;-организацию произ-ва,;-поиск и внедрение эффективной системы ведения с.-х.; ведение произ-ва на основе принципов хоз. расчета

Вопрос 10. Производственный процесс на предприятии и формы его организации.

ПП- это целенаправленное, масштабное превращение исходного сырья и материалов в готовый продукт заданного свойства, пригодный к потреблению или к переработке. ПП основывается на принцыпах: 1.Рост пр-ва,2.Эк-ая эф-ть. 3.Педоставление п\п полной самост-ти, 4.Соблюдение интересов работника 6Планов-ть производства. 7. Отраслевая пропорц-сть и сбалансированность факторов производства. 8. Комплексность и интеграция. Комплексный учет пр.-клим, соц.-экон-х и экологических факторов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, интеграционные процессы по горизонтали и вертикали д.б.положены в основу системы ведения хозяйства на п\п. 9. Динамичность. Всякий процесс пр-ва 10. Ограничение разнообразия. В с\х пр-ве проявление законов природы (биологии, почвоведения) огранич-ет разнообразие, стремясь сохранить свойства системы, кот-ю он призван удерживать в определенных рамках. Различают следующие типы производства: массовое(непрерывное произ. Однородной продукции), серийное(изготовл-е определенной номенклатуры однород-х изделий),единичное (штучный выпуск зделий разнообр. прод)и смешанное. Формирование пр-ого процесса: - персонал п/п (руководители, специалисты, служащие, рабочие);-средства труда (здания и сооружения, трактора, автомобили, комбайны, с/х машины);-предметы труда (сырье, материалы.); -энергия (электрическая, тепловая);-инф-ция; -пространст-ное рассредоточение п/п (территория, дороги, пункты снабжения и реализации продукции). Различают два вида производственных процессов: основные и вспомогательные. Основные процессы - в к-ых используемые предметы труда с помощью средств труда превращаются в готовую продукцию. Вспомогательные и обслуживающие процессы непосредственно не участвуют в основных процессах, а лишь способствуют бесперебойному течению последних. Производственный процесс распадается на множество элементарных технолог-их операций. Операция - это элементарное действие, направленное на преобразование предмета труда и получение заданного результата. Разработчики ПП учитывают -серийность пр-ва;-объем выпуска продукции. В с/х учитывают: -качественную характеристику с.-х. продукции: содержание белка, клейковины, жиров и углеводов в зерне; клетчатки, протеина, углеводов, жиров, и др.;-тип почв и их механический состав; -содержание влаги в слоях почвы; -сумму «+»температур в период вегетации;-наличие сортов соответствующих культур и др.

Вопрос 11. Земельные ресурсы предприятия

Земля является предметом труда и средством труда, а, следовательно, она является средством пр-ва. Как предмет труда подвергается: механическому (вспашка, боронование, культивация и др.), химическому и биологическому (внесение орг и мин удобрений и др.) воздействию. Особенности: -она искусственно невоспроизводима и количество ее ограничено, поэтому цена земли полностью определяется спросом на нее; не м.б. заменена другими сред-ми произ-ва; неоднородна по качеству, отсюда — различие доходов с них;- способна улуч. свое плодородие; обладает территор. протяженностью и постоянством расположения участков, к-ые невозможно перемещать. Это требует больших затрат энергии на перемещение рабочих машин и транспортных расходов. Гл. задача — наращивать плодородие почв, всемерно увеличивать в них содержание гумуса, макро- и микроэлементов. Земельные ресурсы хозяйства — вся его территория, включающая с\х угодья, леса и кустарники, землю под дорогами. Наиболее ценная часть – с.-х. угодья: пашня, мн.насаждения, залежь, сенокосы и пастбища. Наиболее интенсивными видами угодий являются пашня и мн.насаждения. К пашне причисляются все распаханные и вновь осваиваемые земли. К мн.насаждениям относятся: сады, ягодники. Пашня, не используемая под посевы больше года, относится к залежи. Структура зем.ресурсов- процентные отношения различных видов земельных угодий (с\х угодий) к их общей площади.. Показатели: урож-ть, ц/га; выход продукции с1 га, ц к.ед.; ст-ть ВП раст-ва с1 га, руб.;валовой доход (чистая продукция) с1 га, руб.;чистый доход от раст-ва и жив-ва с1 га, руб.;с\с ед. прод-ии. и др. Естественное плодородие сформировалось под воздействием лучистой солнечной энергии и микроорганизмов, перерабатывающих растительные органические остатки. Искусственное плодородие создается человеком в процессе его хоз. деят-ти на земле (обработка почвы, внесение орг-х и минер. удобрений, использование средств защиты растений). Экономическое плодородие — это результат органического слияния, искусственного и естественного плодородия. Оно предполагает сохранение и повышение природного плодородия и более эффективное его использование. Мероприятия, способствующие более полному и эффективному использованию земли:1. Включение в производственное использование каждого гектара закрепленной за хозяйством земли. 2. Повышение экономического плодородия почв (орошение и осушение, химическая мелиорация..) 3. Сохранение плодородия и охрана почв:(полезащитное лесоразведение, севообороты, систем мер по борьбе с водной и ветровой эрозией). 4. Рациональное использование экономического плодородия почв: (применение наиболее урожайных сортов) 5.Организационно-экономические мероприятия: (углубление специализации и др)Эффективное использование земли невозможно без рациональной организации территории сельскохозяйственного предприятия. С этой целью в каждом хозяйстве разрабатывается проект землеустройства с детальным организационно-хозяйственным и агроэкономическим обоснованием; большинство вышеперечисленных мероприятий учитывают при его разработке.

Вопрос 12. Основные средства предприятия

ОС — средства труда, кот. участвуют в процессе произ-ва в течение нескольких циклов, не меняя при этом своей вещественной натуральной формы, их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере их износа. Средства труда пополняются по мере выбывания и списания их со счетов предприятия.Классификация.1) по функцион-му назначению:1.производ-ные-учавств в произв-м процессе; 2. непроизводственные — не участвуют в процессе произ-ва, но создают условия для существования производительных сил — работников.(дет сады, школы, дома) 2) по веществено-нат. составу: -здания, сооружения;-передаточные устройства;-рабочие и силовые машины;-оборудование;-тран.сред-ва; -продук. и раб. скот;-мн. насаждения;3) по отраслевому признаку:- ОС с.-х.;-строит-ва;-перераб. с\х прод. 4) по принадлежности: -собственные;-арендованные. Структура - Производственная соотношение различ. групп основ. производ-х средств по их видовому составу в общей среднегодовой стоимости.* Технолог-кая хар-зует их распределение по структурным подразделениям (раст-во, жив-во, промыш.произ-во, вспомог. произ-во). * Возрастная структура ОС хар-ует срок эксплуатации.Особая роль в их формировании м. принадлежать лизингу. Лизинг — это долгоср. аренда ОС. ОС производства оцениваются в ден.выражении. Виды стоимости: -полная балансовая -затраты на приобретение, доставку и монтаж. основа для исчисления других видов стоимости; -полная восстановит. стоимость в ходе переоценки ОС, определяется умножением балансовой стоимости до переоценки на коэффициент переоценки. На полную восстановительную стоимость начисляется амортизация; -остаточная балансовая рассчитывается путем вычитания из суммы полной балансовой стоимости ОС величины их износа на дату переоценки; Различают физ и моральный износ. Износ-постеп утратаОПФ своей стоимости или полез использования

Физический износ обусловлен эксплуатацией. Моральный износ на смену старым сред. пр-ва приходят новые, более производит-е. Аморт-механизм переноса части стоимости ОС на вновь произв продук. А- начисляется на все объекты ОС, находящихся на п/п на правах собствен-ти, хозяйственного ведения и опер. управления. Способы начис А:*линейный(каж год начисляется 1 сумма А) *уменьшение остатка(каж год разная); *по сумме чисел лет полез испол;*пропорционально V выполненных работ. Обобщающими стоим-ми пок-ми использования ОС яв-ся фондоотдача:ВП\ОС (фондоёмкость: ОС\ВП) и рентабельность: П\ОС.На эф-ть исп-я ОС оказывают влияние разнообр. Факторы: -рост уровня ф\обесп-ти п\п, — углубление специализ-и, -повыш.квалиф. кадров, -совер-е структуры ОС , -увел. их активной части и др.

Вопрос 13. Оборотные средства предприятия

Оборотные средства — это ден. средства п/п, предназначенные для образования ОбПФ и фондов обращения для обеспечения непрерывности процесса пр-ва и реализации прод-ции. Особенности. *неравномерность затрат в различные периоды года из-за сезонности пр-ва; * 20 % продукции произв-ной на п\п, используется на внутрихозяйственные цели: уменьшается V реализации продукции. Оборотные производ. фонды в процессе труда претерпевают изменения своей натуральной формы и физико-химических свойств и расходуются в каждом пр-ом цикле, а их ст-ть переносится на продукт труда целиком и сразу. Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров. После изготовления готовой продукции и ее реализации — стоимость ОС возмещается в составе выручки от реализации прод-ии. Это создает возможность возобновления процесса пр-ва, благодаря непрерывному кругообороту средств п\п. Группируются по 4 признакам: По сферам оборота -оборотные производственные фонды (сфера производства) и фонды обращения (сфера обращения- гот прод-я на складе, товар отгруженный, но не оплаченный):По элементам: производственные запасы — сырье, основ. и вспомогательные материалы, топливо, ГСМ, зап. части, семена и посадочный материал, удобрения и т.д.; .незавершенное производство: стоимость предметов труда, вступивших в производ-ный процесс; расходы будущих периодов — это невещественные элементы обор. фондов, к-ые вкл. затраты на освоение новой продукции в данном году, но их относят на продукцию грядущих лет; прочие оборотные фонды в виде подсобных хозяйств п/п. Все вышеприведенные элементы составляют оборотные фонды предприятий. Готовая продукция на складе, продукция, отгруженная, но неоплаченная, средства предприятия, находящиеся в расчетах с потребителями продукции, ДС на счетах в банке и кассе п\п — это элементы фондов обращения. По источникам образования оборотные средства предприятий делятся на собственные(устав. капитал) и заемные(кред задолженность).По охвату нормирования: *нормируемые *ненормир-е. Экф-ть об.ср-в м. оценить сл.показателями: 1.Коэф.оборачив-ти(выручка\ОбСр), чем выше коэф, тем эф-ее исп-ся ср-ва, 2. Продолж.1оборота: 365\ Коб. 3.М\емкость:Об.ср\ВП, показ-ет ск-ко необходимо вложить в об.ср. чтобы получить 1руб ВП, 4.М\отдача ВП\Об.ср. сколько руб ВП п\п получило от 1 руб., влож-го в об.ср-ва. Пути повышения экф-ти об. средств: 1.уменьш. среднег. остатка об.ср-в за счет: ускорения оборач-ти, отсутствие сверхнормативных запасов, экономии мат.и фин. запасов,2. увел. ВП: за счет повышу урож. и продук-ти, улуч-я её качества, сокращения потерь и др. Главной целью использования оборотных средств, яв-ся макс.прибыли на вложенный капитал. Основной задачей при реализации этой цели в сфере исп-ния об.средств является наращивание скорости их оборота.

Вопрос 14.Трудовые ресурсы предприятия и производительность труда

Труд — деят-ть человека по созданию матер-ых и духовных ценностей. ТР — часть населения обладающая физич. возможн-ми, знаниями и опытом для работы в народном хоз-ве. К ТР относят: мужчины от 16-60 лет, женщины от 16-55 лет, подростки и пенсионеры. Кадры — это сов-ть работников различных проф-квалифик-ых групп, занятых на п/п и входящих в его списочный состав.Особен-и исполь-ния труда в с\х: сезонность пр-ва; влияние пр.-клим. условий; использов. живых организмов; труд мало механиз. и не эстетичен; малая привлек. с.-х труда; высокий уд. вес труда женщин, подростков. Рабочая сила — это сов-ть физ-их и умственных способностей индивидуумов, входящих в его персонал. Рабочая сила выступает как товар, и имеет ряд особенностей: она создает ст-ть больше чем стоит сама; без привлечения невозможно любое пр-во;от ее использ-я зависит эф-ть использ-ие основ. и обор. ср-в. Проведение на каждом п/п кадровой политики необходимо. Цели:создание здорового и работоспособного коллектива; повышение уровня квалиф. работников п/п; формиров. высокопрофесс-го руководящего звена. Производственный персонал делят на: руководителей, специалистов, служащих и рабочих. Руководители — лица, занятые рук-вом и управ. п/п, отраслью. Служащие — лица, осущест. учет, контроль, оформление документации и другие функции. Специалисты управляют персоналом, занятым в технолог. процессах, решают вопросы орг-ции, план-ния и анализа работы п/п. Рабочие — работники п/п, занятые созданием матер. ценностей или оказанием услуг. Рабочие, в свою очередь, подразделяются на основных и вспомогательных. Основные рабочие-связаны с произв-ом прод-ии. Вспом-ые рабочие -обслуживающие вспом-ное производство. В с\х выделяют постоянных, сезонных (не более 6 мес) и временных рабочих (не более 2 мес). Производительность труда напрямую связана с ростом Vпр-ва прод-ии и временем, затраченным на ее выпуск. ПТ -способность работника в конкр.условиях пр-ва создавать за единицу рабочего времени опред. кол-во продукции. Повышение ПТ. означает: рост ВВП, нац. дохода; рост фонда накопления и фонда потребления; основа для расширенного воспроиз-ва; основу для повыш.уровня жизни граждан страны и решения соц. проблем. Для п/п рост ПТ. позволяет:снизить затраты; увел. V произ-ва и реализации прод-и, прибыль; проводить политику по увел ср. з/пл работникам; повышать конкурентос-сть продукции, обеспечивать фин. устойчивость работы. Экон-кая сущность повышения ПТ состоит в том, что при производстве продукта доля живого труда сокращается, доля прошлого — возрастает, но увел-ся она т. о., что общая сумма труда на произ-во продукта уменьшается. Уровень ПТ харак-ся 2 пок-ми: выработкой (произ-во прод-ии за единицу времени, прямой показатель); трудоемкостью (затраты времени на производство единицы продукции, обратный показатель).Показатель выработки в стоимостном выражении применяется для опред. ПТ. в целом по п/п, выпускающему разнородную продукцию. Выработка м. б. определена на 1 отработанный чел.-час (часовая выработка), 1 отработанный чел.-день (дневная выработка), на одного среднес.работника (месячная квартальная,годовая выработка). Трудоемкость определяется в расчете на ед-цу прод-ии нат.выражении по всей номенклатуре продукции.В с.-х. рассчитывается ряд допол.пок-лей, кот. называют косвенными. -объем работ, выполняемых в ед. времени (вспашка, боронование.): затраты тр. на возделывание 1 га с.-х. культуры (пшеницы, картофеля,), час; нагрузку на работника жив-ва (коров — на доярку, скотника); затраты тр. на вып. операций в жив-ве (на доение).

Вопрос 15. НТП и потенциал предприятия. Технологическая подготовка производства.

Внедрение достижений НТП в п/п АПК тесно связано с понятиями инвестиции и инновации. Инвестиции — это долгосрочное вложение капитала в п/п разных отраслей, ценные бумаги и соц.-эк. программы с целью получения прибыли. Реальные инвестиции — это вложение кап. в расширение, развитие произ-ва и новое строит-во. Портфельные инвестиции — это размещение капитала в ЦБ, акции, облигации. Инновации (нововведения) — это рез-т работы творческих научных коллективов, опыта передовых п/п, по созданию новых видов товаров, техники, технологий и их внедрение в произ-во. Цель инноваций — выведение п/п, отрасли в отеч. и мировые лидеры произ-ва конкретной продукции АПК. НТП — это взаимосвязанное поступательное развитие науки, техники, технологии, совершен-ние предметов труда, форм и методов орг-ции труда, произ-ва и управления; последовательное, непрерывное использование научных открытий и опыта передовых п/п в хоз-ной практике. Основные направления НТП — это науч. и тех.достижения, реализация кот. в кор срок обеспечит выс экон-ую и соц. эф-ть работы п/п. К ним относят: электрификацию, комплексную механизацию и автоматизацию производства; химизацию производства; внедрение новейших технологий — это общегосударственные направления НТП. К отраслевым направлениям следует отнести мелиорацию, ирригацию, агротехнику, селекцию, семеноводство, внедрение новых форм организации производства, которые используются в отрасли сельского хозяйства. Критерием экон-го эффекта на уровне отрасли или п/п яв-ся максимизация чистого продукта, либо его части — прибыли, при заданных издержках. К эконффекту относят и снижение затрат живого труда, себ-ти, матер.ресурсов, кап. вложений и обор.средств. Научно-тех. потенциал — объективная аттестация развития науки, техники и ресурсов, кот. располагает об-во для решения науч.-техн. и произв-ных проблем. Элементы его: научные кадры; мат.-тех. база науки; информац. база ; орг.-упр.стр-ра науч.сферы. Научно-тех. потенциал хар-ует система показателей:1)кадровые- кол-во и квалиф. научно-тех.спец-в; кол. и качество подготовки лиц с выс. и ср.образ-ем, занятых в различных отраслях АПК;2) мат.–тех. — ежегодные расходы гос-ва на научно-тех. и опытно-конструк. работы и подготовку научно-тех.спец-в; 3)Орг.-упр-кие показатели, отражающие состояние план-я и упр-я в науке и технике.Научно-техн-я подготовка произв.-это комплекс нормотивно-техн-х мер-й, регламентир-х конструктор-ю,технол-ю подготовку произв-ва и сис-у постановки продукции на производство. Уровень научно-тхн-й подгот-ки пр-ва определяет эфф-ть ритмичности выпуска продукции с заданными потреб.свой-ми. 1стадия(ОКР): разраб-ка и соверш-е технолог-х процессов на основное изделие, нестандарт-е оборуд-е. 2стадия:материализуются научные разроботки: провод-я технологическая оснастка и техн-е оборудование.

Вопрос 16. Издержки п/п, себестоимость, ее состав и структура.

Издержки- ден. выражение затрат, необходимых для осуществления п/п своей произ-ой и реализационной деят-ти. Издержки произ-ва: 1. общественные издержки-образующие стоимость продукции. 2. индивидуальные издержки- образующие с\с продукции: -внешние (з\п, затраты на приобретение сырья, топлива, горючего). -внутренние–это неоплачив-ые издержки на собственные ресурсы. Внешние и внутренние издержки в совокупности с нормальным размером прибыли составляют вмененные или общественные издержки. Еще существует 2 подхода к оценке издержек:бухгалтерский и экономический.Экономические издержки — это альтернативные издержки, которые следует учитывать при принятии экономических решений. Они включают: Явные(внешние изд); Неявные(вмененные издержки по использованию ресурсов, принадлежащих самим владельцам п/п). Бухгалтерские издержки – включают ст-ть израсходованных ресурсов по фактическим ценам их приобретения. К ним относят только явные затраты в виде платежей за приобретенные ресурсы. Для осуществления своей деят-ти на рынке п/п должно нести и учитывать более значительные по своей величине расходы, они называются предпринимательскими, и именно они определяют цену предложения. В них входят: бухгалтерские издержки; средняя предпринимательская прибыль; НДС; таможенные пошлины на экспортные товары п/п; вмененные издержки. Все издержки п/п подразделяются: 1. прямые — это издержки напрямую связанные с произ-ом продукции (материальные затраты, з/пл работникам) 2. косвенные – это издержки, которые не могут быть распределены по объектам издержек (административные, управленческие расходы и др.) В сфере обращения в общей величине издержек выделяют: -дополнительные – затраты связанные с продолжением процесса произ-ва: хранением, транспортировкой и обработкой продукции. -чистые – расходы на рекламу, уплату процентов по кредиту и др. В краткосрочном периоде различают постоянные и переменные издержки. Суммарные постоянные издержки-это такие издержки, которые не меняются по мере увеличения объема произ-ва. К ним относят: погашение обязательств по ценным бумагам, рентные платежи, страховые взносы. Суммарные переменные издержки- это такие издержки, которые изменяют свою величину с ростом или уменьшением выпуска продукции. В долгосрочном периоде владельцы п/п могут расширить произ-во, провести реконструкцию п/п, изменив все факторы произ-ва. Поэтому в долгосрочном периоде все факторы произ-ва яв-ся переменными и издержки будут носить переменный характер. С\с –это затраты на пр-во и реализ-ю продукции конр.вида. различают два основных вида себестоимости по степени учета затрат: Производственная себестоимость охватывает только затраты, связанные с процессом производства продукции – начиная с момента запуска сырья в производство и кончая освидетельствованием готовых изделий и сдачей их на склад готовой продукции. Полная себестоимость – это сумма расходов, связанных с производством продукции (производственная себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу. Различают плановую (по нор-вам или исходя из затрат за прош годы), факт (по данным бух учета), провизорную( рассщит за 9 месяцев берут факт затраты и за 3 мес план-ые) с\с . Исчисление с\с принято называть калькуляцией. все затраты при исчислении с\с группируются по сл. статьям затрат: -мат затраты(на предметы труда:семена, корма..), — затраты на з\п, -отчисления на соц нужды, -амортизация ОС, -прочие затраты(налоги, оплата за загряз.окр среды.) Особенности исчисления себ\ти в с\х: * в земледелии не совпадает период пр-ва и рабочий период, себ-ть после завершения хоз-го года;* сначала исчисляется себ-ть продукции раст-ва, а потом жив-ва, т.к раст.ва используются в кач-ве кормов; * т.к. многие виды жив-х и растений получают сразу несколько видов продукции, распределять затраты м\у этими видами;* сумму незавершенного пр-ва можно определить только в конце года.Управлять издержками необходимо для получения max прибыли, улучшения фин. состояния п\п, повышения конкурентоспособности, снижения риска банкротства. Пути снижения себ-ти: повышение урожайности и продуктивности, улучшение кач-ва, сокращение потерь, эф-ное использование МТР, внедрения нового оборудования, совершенствование организации и материального стимулирования труда.

Вопрос 17. Прекращение деят-ти п/п

Несостоятельность — это неспособность удовлетворить требования кредиторов, т.е. обеспечить платежи в бюджет и внебюд. фонды, в связи с превышением обязательств должниками или в связи с неудов. стр-рой баланса. ГК РФ и закон РФ «о несостоятельности или Б п\п», на основе указа президента РФ «о продаже гос-х п\п должников». Этими актами создана основа для проведения добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных п\п. Ликвидация осущ-ся когда проведение реорганиз-ных процедур эк-ки нецелес-но. Внешним признаком Б яв-ся приостановление текущих платежей п\п, если она не обеспечивает требования кредиторов в течении 3 месяцев. Организация считается банкротом после признания факта несостоятельности арбит. судом. Закон-вом предусмотрено применение к организации должнику процедур: 1 гр.) реорган-ные процедуры: * внешнее управление имущ-вом должника. Оно вводится путем передачи ф-ий по упр-ию орг-ей-должником арбит-ым управ-им. Эта мера применяется если есть возможность восстановить платеж-сть п\п. Для продолжения деят-ти достаточно лишь реализовать часть им-ва. Продолж-ть внешнего управления им-вом должника не более 18 мес. * Санация (оздоровление) — Это фин. помощь должнику со стороны собственников, кредиторов и др. лиц. Преимущ-ное право на участие в санации имеет собственник п\п должника, кредиторы и члены трудового коллектива п\п. Если они не желают участвовать в санации, то объявляется конкурс на ее проведение. Предельный срок санации 18 мес, он м\б продлен, но не более чем на 6 мес. После 12 месяцев участники санации должны покрыть не менее 40% общей суммы требований кредиторов. 2 гр.) Ликвид-е процедуры: * принуд-ая ликвид-я провод-я в форме конкурсного процесса под контролем арбит-го суда; * добровольная ликвидация провод-я под контролем кредиторов. 3 гр.) Заключение мир. согл-ия м\б произведено на любом этапе по делу о Б. В течении 2 недель после утверждения мир.согл-ия д\б покрыты долги в размере не менее 35%. Дальнейший порядок погашения долгов определяется соглашением сторон. Мир. согл-ие расторг-я в случае ухудшения фин. состояния п\п. По положению об особенностях процедур применяются процедуры: * оказание фин. поддержки путем зачета зад-сти п\д гос-м по платежам в бюджет и внебюд. фонды; * оформление гос-го долга в виде гос-х ценных бумаг; * реорганиз-ые процедуры, т.е. изменение организ.-правовой формы п\п; * выделение объектов соц.-коммунальной сферы и передача их в органы исполнительной власти. Ликвидационные процедуры применяются в первую очередь к с\х п\п, не имеющих перспектив дальнейшего развития. Фин. поддержка применяется к с\х п\п, имеющим важное значение для развития отрасли.

Вопрос 18. Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК.

Кооперация(с лат.-сотрудничество, осуществляющее в процессе производства). Кооперирование – это организационный процесс кооперации с целью обеспечения соц-эк-х выгод и эф-ти совместной деятельности. Основу кооперации составляет общественное разделение труда. Кооперация производства – процесс объединения, позволяющий субъектам кооперации использовать преимущества концентрации и специализации с целью получения конечного эффекта. с/х кооперация – система всех с/х кооперативов, их объединений и союзов на разных уровнях, созданных производителями в целях удовлетворения экономических, социальных и иных потребностей. Значительное развитие в с/х кооп-ия получила после принятия в 1995 г.закона «о С-х К». с/х кооператив – орган-правовая форма совместной деятельности с/х товаропроизв-й, основанную на объединении их имущественных паевых взносов. член кооператива – это физ или юрид лицо, внесшее паевой взнос(сумма денежного взноса) и принятое в кооператив с правом голоса. Российская кооперация имеет следующие особенности: выраженная этапность развития, преобладание на селе производственной кооперации, малочисленность кфх, низкая доля потребительских кооперативов и недостаточная их поддержка со стороны государства, слабая материально-техническая и финансовая база объектов кооперации. Федеральным законом «О с/х кооперации» определены 2 формы с/х кооперативов – произодственные и потребительские. Новым направлением в развитии с/х кооперации в россии стали с/х страховые кооперативы. Развитие кооперации стимулирует интеграцию. Интеграция – это слияние отдельных субъектов хозяйствования. Горизонтальная кооперация отражает внутриотраслевые связи, вертикальная – основана на объединении предприятий, производящих сырье, его переработку, хранение, реализацию. В настоящее время создаются интегрированные формирования, теряющие признаки кооперативных. Существуют различные модели интегрированных объединений: ассрциации, формирования на основе договоров, формирования осуществляющие весь технологический цикл, формирования функционирующие в виде кооперативов и корпораций созданные на основе объединения труда и капитала. Агропромышленная интеграция – интеграция включающая процесс с/х предприятий. Основой агропромышленной интеграции является разделение производственных сил, углубление общественного разделения труда, специализации и кооперирования производства.В прошлом интеграционные связи в сельском хозяйстве были слабо развиты из-за низкой технической оснащенности с\х и преобладания общинного земледелия. Первоначально они развивались на кооперативной основе. Пример тому потребительские кооперативы сибирских маслоделов. Выделяют три формы интеграции: 1Вертикальная интег-я (слияние двух или более компаний, которые производят компоненты, необходимые для производства одного вида продукции. Цель-сокращение трансакционных издержек)2Горизонтальная интег-я(слияние компаний, занимающихся производством однотипной продукции)3Конгломератной интег-й(объединение в единую структуру различных производственных линий, например, когда в одну компанию сливаются производители соков и молочных продуктов). Значение К и И в с\х:1)К иИ приводят к концентрации пр-ва, проявляется эфф-т масштаба.Сотрудники активизир-т ивест-ю деят-ть, 2)Усиливается финн устойчив-ть п\п, укрепл-ся их позиции на рынке, 3)К явл б эфф-й и перспективной формой хоз-я в аграр-й эк-ке, кот может защитить отеч-х производ-й(отстаив-е интересов своих членов, создание своих источн-в инвестир-я) К создает условия для цивилиз-го развития ЛПХ населения, при кооперир-и они могут расчит-ть на получ-е ср-в за счет совместн-х фондов. 4)К по вертикали позволяет решать проблему согласованного и б быстрого продвижения продукта и с меньшими потерями кач-ва, 5)К стимулир-т повышение квалифик-и, приобрет-е нов профессий, активнее взаимодей-ть с субьектами рынка..

Вопрос 19.Земля как основной фактор производства в сельском хозяйстве

Вопрос 20. Методы экономического обоснования инвестиций.

Анализ эффективности производственных инвестиций в основном заключается в оценке финансовых результатов инвестиций, т.е. в доходности для инвестора.Оценка делится на 2 гр: -финансовая(анализир-ся таблицы год отчета) и Экономическая оценка – эффективность инвестиций. Методы оценки: статистические и динамические. Статистические –не учитывают фактор времени, т.е. стоимость денег во времени: показатели: 1К-т эфф-ти=П/Влож-я, Рентабельность инвест.=П\Влож-я*100 Нормативный показатель для с\х 0,07(чем б К-т эф, тем выгоднее проект) . Если определяем рен-ть ч\з ЧП, то этот показ-ль называют бух прибылью. Для кажд показателя есть норматив, в рыночной экономике нужно брать % банка.; 2Срок окупаемости = Кап Влож/П. норматив- фактический срок окупаемости должен быть м норматива. 3Приведенные затраты = С+Ен*К, С-с\с, произв-е эксплуатационные затраты, Ен-норматив 0,12-0,15, К- капвложения. Норматив- min ПЗ. Чем меньше, тем лучше!При опред-и ПЗ нельзя сравнивать их общую сумму, необходимо учитывать V прод-и и тогда сравнив-м ПЗ на ед прод-ии. 4Мах прибыли чем больше вложения приносят прибыли тем лучше! Динамические показатели — учитывается стоимость денег во времени: 1.Текущая стоимость – определение БС в наст вр.ТС=БС\(1+r)n ; 2Yg-индекс доходности = ТС\И; 3 ЧДД=ТС-И Критерии оценки для принятия проекта ЧДД >0, Yg>0 ЧДД=0, инвестор не получит доходы, <0 –понесет убытки. 4.Внутренняя норма доходности Под ВНД понимают такую ставку дисконт-я, при к-й ЧДДпроекта =0, т.е. когда все затраты окупаются. ВНД харак-ет нижний гарантированный уровень прибыльности проекта и мах ставку платы за привлекаемые источники финн-ия, при к-й проект остается безубыточным.ВНД сравн-т со ст-тью источников ср-тв для осущ-ия проекта (СС). Если ВНД > СС, то проект следует принять. Если ВНД = СС, то проект бесприбылен. Если ВНД < СС, то проект убыточен. П: Метод прост для понимания. Нацелен на увел-е доходов инвесторов. Н: Предполагает сложные вычисления. При неординарных потоках возможны несколько вариантов значений ВНД. Выбор проекта по данному критерию затруднен, тк проекты с низкой ВНД м в дальнейшем приносить значительный ЧДД .СП: при форм-ии инв-ого портфеля п\п. *В условиях рыночной экономики при проведении долгосрочных финансовых операций важную роль играет фактор времени. Денежные средства приобретают временную ценность, это положение можно рассмотреть в двух аспектах:1обесценивание денежной наличности за определенный промежуток времени в результате инфляции. 2-обращение капита, т.е. вложением средств в производство, ценные бумаги с целью получения дохода; Фактор времени учитывается с помощью методов наращивания и дисконтирования. Наращение-определяем БС, т.е. к первоначальной стоимости начисляем % БС=ТС*(1+r)n r-%банка, n-время, месс, год. Дисконтирование-предприниматель вкладывает деньги сразу, а доход будет получать в течение ряда лет. Процесс дисконтирования связан с обесцениванием денежных средств и приведением их будущей стоимости к стоимости в настоящее время. ТС = БС / (1 + г)n где (1 + г)n — множитель наращивания. Экономический смысл — он показывает, чему будет равна одна денежная единица через п периодов при заданной процентной ставке. В зависимости от вида процентной ставки применяют два вида дисконтирования: — математическое дисконтирование — применяется ставка наращивания; — банковский (коммерческий) учет — применяется учетная ставка: ТС = БС * 1 / (1 + г)n , 1 / (1 + г)n-коэффициент дисконтирования(используется для сопоставления влож-й и резуль-в).Будущая стоимость: прибыль от реализации, чистая прибыль, чистый доход (чистый приток реальных денег). Чистый доход = ЧП +А. Кроме основных показателей эффективности ИП необходимо определять точку безубыточности и запас финансовой прочности. Точка безубыточности — это такой объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.

Вопрос 21. Оценка стоимости объектов недвижимости.

Рынок недвиж-ти неотделим от инвестиц. сферы. Для инвестир-я очень важна оценка недвижимости-определение стоимости недвижимости в соответствии с поставленной целью, процедурой оценки и требованиями оценщика. Процесс оценки недвиж состоит из след этапов: осуществл-я постановка задачи, которую необходимо решить 2.Предварительный осмотр и план ценки(неоход-е данные для анализа объекта, источники их получен-я) 3.Сбор и проверка данных. 4Применение подходов к оценке. Метод оценки-способ расчет стоимости оцениваемого объекта в рамках одного из подходов. 5.Затем проводится согласование полученных результатов (получение итоговой оценки имущества на основании рез-в применения различных подходов к оценке) 6.В заключении выполняется составления отчета об оценке объекта недвижимости. Существует 3 подхода к оценке объек. недвиж-ти: Сравнительный подход: совок-ть методов оценки стоимости, основана на сравнении объекта оценки с его аналогами, в отнош.которых измен.инфляция о ценах сделок с ними. Последоват-ть дей-й при оц.недвиж-ти сравнит.подходом: 1)изучение рынка; 2)сбор и проверка достовер-ти информ; 3)корректировка цен продаж; 4)установл-е стои-ти объекта недвижимости. Осн.способы расчета корректировок:*парный анализ продаж(на основе подбора пары продаж, имеющ-х только 1 отличие. Б надежный метод) *статистический анализ *распределительный анализ(ранжиров-е сравнив-х продаж и определ-е места объекта оценки в этом ряду) Затратный подход: основывается на расчете затрат на воспроизводство зданий и сооруж-й кот.оценив-я с учетом всех видов износа к предприним.прибыли, к получ.стои-ти+рыночная ст-ть участка земли. В основе затратного подхода лежит принцип замещения. Стоимость воспроиз-ва или ст-ть замещения расчит-я одним из след.методов: 1)сравнит-й стоимости ед.заключенной в перемножении затрат на ед.сравнения. 2)ст-ти укрупненных элементов оц.имущ-ва на основе величины стоимости создания его осн-х элем-в. 3)количесвенный анализ оц.объекта на основе полной сметы затрат на его воспроизв-во. Износ-снижение ст-ти имущ-ва под действием различ.причин. Различают: -физический,-функциональный,-внешний износ. Также он может быть устранимый и неустран. Доходный подход: -совокуп-ть методов оценки ст-ти нежвиж-ти, основан на опред-и ТС, ожидаемого от неё дохода. Для преобраз-я будущего дохода от недвижимости в ТС осуществляется капитализация дохода.(процесс, определяющ-й взаимосвязь буд.доходов и ТС оцениваемого объекта) Доход-чистый операционный доход, кот.способна приносить недвиж-ть за год.Оц.объектов нед-ти осуществляется в несколько этапов: 1)расчет суммы всех поступлений от объекта оц. 2)расчет действ. ВД 3)расчет расходов 4)определ-е валового чистого операц-го дохода 5) преобразование ожидаемых доходов в ТС. Оц. Рын-й ст-ти основана на преобразовании ожидаемых дох. в ТС, и осуществляется в 3 подхода: *метод мультипликатора ВД(основан на предложении, что существует прямая связь м\у рын. стоим-ю недвиж-ти и доходом от сдачи её в аренду). *метод прямой капитализации доходов, * метод дисконтирования ден. потоков.

Вопрос 22. Кредитование недвижимости.

Повышение темпов развития российской экономики во многом определяется условиями инвестирования в производственный сектор за счет банковских кредитов. В теч. срока действия кредита и заемщик и кредитор явл. долевыми собствен-ми недв-ти, правда, неполными. У них есть права владения и пользов-я, но нет права распоряжения. Все ипотечные кредиты делятся на 2 класса: с постоянными и переменными выплатами. 2-ой класс очень разнообразен и делится на неограниченное число подклассов. К 1-му классу относится ипотечное кредитов-е жилья. Так, н-р, Российская Федеральная программа ипотечного жилищного кредитов-я (в 2005 г.) имела след. условия: 1)%-ая ставка 15% годовых (инфляция 12%); 2)размер кредита не <30% и не > 70% ст-ти жилья; 3)ежемесячные платежи по кредиту не должны превышать 35% от чистого ежемесячного семейного дохода и д. оставлять семье ∑ не < прожиточного минимума; 4)кредит д.б. погашен заемщиком до достижения пенсионного возраста, срок кредита составляет от 10 до 26 лет, и ч/з 6 месяцев возм-но досрочное погашение; 5)погашение производится равными платежами. Дополнит-ые расходы заемщика: а)оплата услуг независимого оценщика за оценку жилья; б)комиссионные банку за оформление док-тов; в)оплата услуг нотариуса за удостоверение дог-ра купли-продажи и закладной; г)сборы Федеральной регистрац-ой службы; д)годовой взнос страховой компании; е)оплата услуг риелторской фирмы, если вышеперечисленные действия или их часть поручаются для выполнения ей. Льготные долгосрочные (ипотечные) кредиты. На практике ипотечные кредиты заемщику иногда предоставляют со льготами в виде пониженной ставки %; льготного периода, когда выплачиваются только % или вообще ничего не выплачивается, и др. Это м.б. вызвано соц-ми, экологич-ми, политич., налоговыми, деловыми и иными причинами. В этом случае заемщик получает выгоду, а кредитор несет соотв-щие потери. Подобная выгода в финансовой математике наз. грант – эл-том. Создание фонда погашения ипотечного кредита Ранее рассм-лись случаи погашения ипотечного кредита распред-ми во времени выплатами. В практике ипотечного кредитов-я нередко встречается шаровая ипотека, когда кредитный дог-р предусм-ет выплату займа разовым платежом в конце кредитного срока. В этих случаях, особенно когда размер кредита большой и разовое погашение долга невозм-но, что типично для ипотеки, заемщик заблаговременно начинает формир-е погасительного фонда, чтобы к окончанию срока кредита в этом фонде образовалась сумма, равная долгу. Погасительный фонд создается путем внесения ден. вкладов в финансовое учрежд-е, и на накапливаемую сумму начисляются %. Взносы в финансовое учрежд-е м.б. постоянными и переменными. Рассмотрим первый случай. Задача состоит в составлении плана погашения кредита, т.е. определении размера взноса в погасительный фонд, расходов по амортизации кредита и динамики накопленных сумм в погасительном фонде. Иногда, когда кредит льготный, удается размещать взносы в погасительный фонд под большие %, чем % на взятый кредит. На данном этапе развития рынка недвижимости в Российской Федерации, кроме ипотечного кредитования, применяются другие механизмы кредитования объектов недвижимости.Все больше строительных компаний предлагают разнообразные схемы долевого участия (оплата по мере строительства объекта, оплата с зачетом имеющегося жилья), позволяющие покупателю снизить единовременные расходы на приобретение жилья. Преимущества: рассрочка платежей; затраты на приобретение жилья ниже рыночной стоимости готового жилья на 10-20%. К недостаткам долевого строительства можно отнести: потеря уже вложенных денежных средств в объект жилой недвижимости в связи с банкротством организации, заключившей с покупателем договор; получение квартиры не того качества, которое ожидалось покупателем.



Вопрос 23. Государственное регулирование рынка недвижимости.

Гос. регулир-е выражается в установлении норм и правил поведения для уч-ков р-ка недв-ти, а также целенаправленном возд-ии на р-к в целом. В общем виде гос. регулир-е состоит в постановке целей и выборе стратегии развития, прогнозир-и, планир-и и проектир-и, строит-ве и реконструкции, регистрации, учете и оценке, эксплуатации и налогообл-ии, контроле и распоряжении. Основные цели регулир-я: 1)реал-ция конституц-х прав граждан на недвижимое имущ-во; 2)установление норм и условий работы на р-ке недв-ти; 3)обеспеч—е свободного ценообр-я; 4)создание условий для инвестир-я в недв-ть; 5)защита уч-ков р-ка от мошеннич-ва и преступных действий; 6)оздоровление экологич. среды, решение жилищной проблемы; 7)справедливое налогообл-е. Основные ф-ции, выполняемые гос-вом: 1)разраб-ка концепции развития р-ка недв-ти; 2)инвестир-е в инфрастр-ру р-ка, жилищное строит-во и социально-культурную сферу; 4)эмитент гос-х и муниц-х ц/б под залог недв-ти; 5)верховный арбитр в спорах м/д уч-ками р-ка недв-ти ч/з систему судебных органов; 6)гарант устойчивости и безоп-ти р-ка ч/з регистрацию прав и сделок с недв-тью. Гос-ое регулир-е осущ-ся в след. формах: Административные м-ды, 1)создание нормативной базы: з-ны, постановления.; 2)лицензир-е, регистрация, предоставление; 3)установление требований к содерж-ю и кач-ву различных видов деят-ти на р-ке недв-ти; 4)контроль за соблюдением установл-х норм и правил; 5)поддержание правопорядка на р-ке недв-ти. Эконом. м-ды: 1)установл-я ставки налогообл-я и льгот; 2)регулир-я учетной ставки ЦБ; 3)выпуска и обращ-я жилищных сертификатов; 4)предоставления отдельным категориям граждан безвозмездных или льготных субсидий для жилищного строит-ва; 5)амортизац-ой политики; 6)разраб-ки и реал-ции гос. целевых программ: жилье, развитие малых и средних городов РФ, приватизация гос. и муниц-го имущ-ва, приватизация жилья и т.д. Упр-е объектами недв-ти распределено м/д различными ветвями гос. власти (законодат-ой, исполнит-ой и судебной), а также по уровням властных полномочий — федер-ый; региональный, муниц-ый. На федеральном уровне Федеральное Собрание (Гос. Дума и Совет Федерации) издаст З-ны РФ, регулирующие р-к недв-ти. Президент издаст указы. Прав-во выпускает постановления, а мин-тва и ведомства — положения, инструкции и приказы, устанавливающие конкретные процедуры и правила упр-я недвижимым имущ-вом. *В последние годы Федеральное Собрание РФ приняло след. законод-ые акты, регулирующие отнош-я на р-ке недв-ти: Земельный, Лесной, Водный, Градостроительный, Налоговый, Гражданский кодексы; з-ны об оценочной деят-ти, о недрах, о земельном кадастре, об основах федеральной жилищной политики, о приватизации жилищного фонда, о приватизации гос. и муниц-х п/п, о залоге, о регистрации прав на недв-ть и сделок с ней и др. Прав-во РФ возд-ет на р-к недв-ти ч/з свое Мин-во гос-го имущ-ва и его тер-риальные комитеты. Они осущ-ют право собств-ти на гос. п/п, учреждения и иное недвижимое имущ-во, в т.ч. муниц-ое. В соотв-ии с Конституцией РФ(правовой основой рынка недвижимости) по основным вопросам упр-я недв-тью правомочия распределены м/д федеральным, региональным (субъекты РФ) и муниц. уровнем. Все уровни власти разраб-ют кадастры — систематизированные своды основных сведений об экон. ресурсах страны, регионов, муниципалитетов. Кадастр содержит данные о расположении ресурсных источников и объектов, их величине, качественных хар-.тиках, содержащих оценку ст-ти и доходности объектов. Данные кадастров исп-ся при установлении налогов, платы за пользов-е прир. ресурсами, для оценки ст-ти объектов, при их аренде, залоге, продаже. Федеральные и региональные власти устанавливают ограничения на исп-е опр-ых тер-рий. Н-р, сущ-ют ограничения запреты на ведение градостроительной деят-ти на тер-риях залегания полезных ископаемых, в санаторных, природозащитных, водоохранных зонах, в зонах охраны памятников истории и культуры и др.

Вопрос 24. Рынок недвижимости в системе рынков.

Рынок представляет собой сферу проявления экономических отношений между продавцами и покупателями товаров, рыночными товарами являются объекты недвижимости. Рынок недвиж-ти явл одним из элементов во взаимосвязной системе рынков:Рынка ипотечных кредитов (первичного ипотечного рынка), рынка ипотечных ценных бумаг(вторичного ипотечного рынка) и самого рынка недвижимости. Рынок ипот. кред-в охватывает сферу деятель-ти кредитора и заемщика м\у которыми в силу заключения договора ипотечного кредитования возникают обязательства. Участниками первичн-го р выступают граждане и ипотечн-е банки, ипотеч-е компании и др. учреждения, предоставлен-е гражданам кредиты под залог недвижимости. На р ипотечных ЦБ осущест-ся продажа закладных по уже предоставленным ипотечным кредитам. Орг-я, предоставляя кредит под залог объектов недвиж-ти выпускает ЦБ, обеспеченные закладными и затем продает их др инвесторам. Взаимодействия рын-в: Потенциаль-й заемщик обращается в ипотечный банк за кредитом. У клиента имеются опред-е требования к объекту недвижимости, на основании предоставленной заемщиком и проверенной б-м информ-и о доходах делаются предварит-й расчет мах допустимой суммы кредита и графика ежемес-х платежей, производится подбор объекта недвиж-ти. При принятии бан-м + решения о выдаче кредита 1)-м\у бан\м и заемщ-м закл. договор купли-продажи объекта недвижимости, кот регистрир-ся в ГУФРС(главное управл-е федер-й регистрац-ой службы) 2)-м\у бан-м и заем-м заключ договор ипотеч кредитования(регистр-я ГУФРС) 3)- заемщ-к страхует собственную жизнь, объект недвижимости и право собственности на него. Кредитор создает первичный рынок ЦБ Он может сохранять выданные закладные в собственном портфеле ЦБ или передать их др инвесторам, кот созд-ют вторичный ры-к закладных. Покупая закладные инвесторы обеспечивают банки допол-ми ден. ср-ми для преоставления нов-х кредитов, работающ-е на вторичном рынке компании могут также сохранить ипотечные кредиты в собственном ипотеч-м портфеле, либо выпустить ЦБ, обеспечен-е закладными. Покупателями указанных ЦБ могут выступать различ финн учреждения (комм банки, инвестиц-е и пенсион-е фонды) При этом эмитент (тот кто выпуск-т ЦБ) таких ЦБ гарантир-т их держателям своевременные ежемес-е выплаты% и основ-й части долга. Когда банки предост-т граж-м новые кредиты под залог объектов недвижимости, опираясь на финн ресурсы, мобилизир-е на вторичн-м рынке цикл повторяется. Т.о, при взаимодействии указанных выше рынков происход-т полный жизненный цикл ипотеч-й закладной, а рынок недвижимости является стартовой точкой ипотеки, т.к именно на нем происходит вложение ден ср-в под закладной объект недвижимости..




Предыдущий:

Следующий: