Фармацевтический_рынок_Российской_Федерации


Фармацевтический рынок Российской Федерации, по оценкам экспертов, составил по итогам 2011 года 667 млрд. рублей (включая налог на добавленную стоимость), что равно примерно 3 процентам объема мирового рынка. Темпы роста объема рынка лекарственных средств (в денежном выражении) в течение последних лет оставались достаточно высокими, в частности в 2004 – 2010 годах ежегодный прирост рынка достигал в среднем 14 процентов. Основную долю на российском фармацевтическом рынке занимают импортные лекарственные препараты. По состоянию на 2011 год 76 процентов лекарственных средств (в денежном выражении) было произведено за рубежом. По перечню стратегически значимых лекарственных средств, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации и перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации, в 2011 году отечественные производители обеспечивали производство лишь 63 процентов наименований препаратов – низкий показатель с точки зрения обеспечения лекарственной безопасности Российской Федерации. Структура российского фармацевтического рынка значительно отличается от рынков развитых стран в сторону преобладания внутренних производителей в сегментах рынка с низкой добавленной стоимостью, тогда как сегменты с высокой добавленной стоимостью заняты преимущественно импортной продукцией. Следствием этого является значительное ограничение средств, выделяемых отечественными производителями на исследования и разработки, в частности расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы не превышают 1 – 2 процентов выручки. Крупнейшие производители в США и Западной Европе выделяют на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы около 10 – 15 процентов выручки, что позволяет им формировать не менее одной трети своих продуктовых портфелей за счет инновационных препаратов и получать дополнительную прибыль.

В результате указанных факторов российская фармацевтическая промышленность практически не представлена на международных рынках.

В настоящее время уровень потребления лекарственных средств в России составляет 160 долларов США на душу населения. Вследствие того, что одной из задач, поставленных Правительством Российской Федерации, является доведение этого показателя до среднеевропейского, уровень потребления может вырасти в 2,5 – 3 раза, или до 250 – 300 долларов США на душу населения. Значительный потенциал роста внутреннего производства лекарственных средств может быть сформирован как за счет увеличения эффективности производств, так и за счет изменения структуры ассортимента выпускаемой продукции в направлении технологически сложных, наукоемких и инновационных лекарственных препаратов.



утрата значительной части научно-технологического потенциала в ряде сегментов фармацевтической и медицинской промышленности;

старение кадров при одновременном снижении качества подготовки специалистов, способных работать на современном мировом уровне,

неэффективное взаимодействие компаний фармацевтической промышленности с сектором профессионального образования;

низкая эффективность системы создания и управления объектами интеллектуальной собственности.

Управление развитием фармацевтической и медицинской промышленности в современных условиях также осложнено низким уровнем государственной системы научно-технологического прогнозирования развития фармацевтической и медицинской промышленности, недостаточным и разрозненным информационно-аналитическим и экспертным обеспечением развития соответствующих отраслей, в том числе на основе современных решений в области информационных технологий. В целях обеспечения комплексного подхода к решению проблем фармацевтической и медицинской промышленности необходимо развивать новые механизмы управления отраслями фармацевтической и медицинской промышленности.

Как уже было сказано, рынок медицинских препаратов делится на три сегмента: рынок брендовых лекарственных средств, дженериков и биотехнологий. В настоящее время большинствоотечественных компаний специализируются преимущественно напроизводстве непатентованных фармацевтических товарах, т.е. дженериках. Стоит отметить, что в настоящее время многие российские фармацевтические компании производят копии тех лекарственных препаратов, которые уже давно устарели и были сняты с производства в других странах, т.к. данные лекарства стали неэффективными. На самом деле существует много причин, почему российские предприятия не производят готовые патентованные лекарства.



Во-первых, при производстве брендовых препаратов требуются колоссальные финансовые затраты. Многие российские компании не в состоянии позволить себе тратить огромное количество денег на разработку новых и эффективных лекарственных средств. Более того, конкуренция со стороны крупных иностранных компаний не оставляет шансов для успеха отечественным фирмам.

Во-вторых, появление на свет нового препарата требует немало времени. Например, для того, чтобы разработать хотя бы одно новое оригинальное лекарственное средство требуется как минимум 10-15 лет. На протяжении этого времени фирмы осуществляют исследовательскую деятельность в разных направлениях. И что самое важное, не все новые препараты оказываются эффективными. Лекарственные средства подвергаются разным этапам проверки, в ходе которых выявляются их побочные эффекты, а также на финальной стадии определяется их готовность к употреблению. Именно поэтому, пройдя различные испытания, не все изобретенные лекарственные средства допускаются к массовому производству. В результате неудачного эксперимента фармацевтическая компания потеряет не только уйму времени, но и огромное количество денег. Также стоит отметить, что из-за неуспешной разработки нового препарата предприятия вынуждены возмещать свои убытки за счет прибавления их к стоимости тех лекарственных средств, которые удачно прошли все этапы проверки. Что касается потребителя в этом случае, то для него привлекателен товар с более низкой ценой, т.е. покупатель будет склонен отдать свое предпочтение в пользу дешевого непатентованного препарата. В результате компания-разработчик снова несет убытки из-за малого спроса на продукцию.

В-третьих, производство предприятия, нацеленного на разработку оригинальных лекарственных препаратов, должно соответствовать международным стандартам таким, например, как GMP (Good Manufacturing Practice – Надлежащая Производственная Практика), обладать современным Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт»//http://www.pharmexpert.ru оборудованием, квалифицированными специалистами и т.д. А для производства дженериков это необязательно. Во многих развивающихся странах, в том числе и России, фармацевтические компании не адаптируют свое производство к общепринятым стандартам, т.к. для них это обременительные финансовые затраты.



В апреле 2013 года объем импорта медикаментов на территорию РФ составил примерно 1230 миллионов долларов, это значение на 4% превышает показатель, рассчитанный на март 2013 года. Стоит отметить, что разница между апрелем 2013 года и апрелем 2012 года наблюдается незначительная: всего 0, 3% рост импорта в 2013 году. В настоящее время объем импорта постепенно начинает снижаться, но, как утверждают аналитики, еще пока рано делать поспешные выводы о значительном сокращении импорта. В 2012 году, по данным аналитической компании «IMS Health», объем импорта готовых лекарственных средств составил почти 11 миллиардов долларов. Данный показатель оказался на 5% ниже, чем в 2011 году. Однако, стоит отметить, что в натуральном выражении значительной разницы между показателями 2011 и 2012 годов не наблюдается. Безусловно, снижение объема импорта фармацевтической продукции происходит не само по себе, а благодаря активной политики нашего государства. Например, Министерство Промышленности и Торговли России (Минпромторг) выдвинуло на рассмотрение предложение о введении новых Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт»//http://www.pharmexpert.ru Официальный сайт компании «IMS Health»// http://www.imshealth.com24 требований к государственному заказу на поставку фармацевтических препаратов. Было предложено указывать в заявлении страну, в которой данный товар был произведен. Естественно, это окажет влияние на доступ иностранных производителей к участию в торгах: если в реестре РФ фармацевтических препаратов имеется хотя бы две и более отечественных компаний, производящих медикаменты, то в данном случае иностранные представители не смогут предложить свою кандидатуру на участие в государственном заказе. Данная политика рассчитана на то, чтобы оказать поддержку отечественному производителю фармацевтических препаратов, а также увеличить долю производимых ЖНВЛС (Жизненно Необходимые и Важнейшие Лекарственные Средства) российскими компаниями. Тем самым будет снижаться зависимость России от импорта медикаментов. Стоит отметить, что в настоящее время доля российских предприятий, производящих лекарственные средства для населения нашей страны, не превышает 28%. Более того, в 2012 году наблюдалось повышение импорта лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛС, приблизительно на 8%. Естественно, это очередной повод задуматься для нашего государства. На сегодняшний день Россия импортирует почти 40% фармацевтических препаратов, входящих в перечень ЖНВЛС. (Яркими примерами ЖНВЛС можно привести «Панкреатин», активированный уголь, инсулин и его аналоги, аскорбиновая кислота, кальция глюконат). В большей степени это связано с тем, что, к сожалению, на территории нашей страны некоторые жизненно-важные препараты просто не производятся: как утверждают эксперты, около 250 лекарственных средств, входящих в перечень ЖНВЛС, не производятся ни одной из отечественных компаний. Именно поэтому Россия вынуждена обращаться за помощью к другим государствам, импортируя их продукцию. Более того, стоит отметить, что среди тех 250 препаратов имеются 15 лекарств, не производимых на территории РФ, дефицит которых имеет прямую связь с шестью основными причинами смертей населения нашей страны. На данный момент российские предприятия уже располагают некоторыми преимуществами при участии в торгах по государственному заказу.

Например, если свою продукцию предлагают две компании, одна из них отечественная, а другая иностранная, при этом цена отечественного производителя не больше цены зарубежного предприятия на 15%, то государство предпочтет заключить договор с национальной компанией.

Безусловно, на первый взгляд это можно расценивать как своего рода дискриминацию, но с другой стороны, мы видим активную поддержку отечественного производителя, которая необходима для осуществления стратегии. В основном лекарственные препараты импортируются из стран дальнего зарубежья. Большую часть импорта по-прежнему обеспечивает Западная Европа. Например, Германия поставляет в Россию 9% от совокупного импорта лекарственных средств. Финляндия в свою очередь увеличила количество поставляемых препаратов почти в 2 раза. Это в большей степени, конечно, связано с новой стратегией фармацевтической компании «SanofiAventis», которая приняла решение поставлять свою фармацевтическую продукцию, используя склады в Финляндии. Восточноевропейские компании выбрали другую стратегию для освоения российского рынка: они строят предприятия на территории России. Именно поэтому их доля в общем импорте постепенно снижается. Страны СНГ, по сравнению со странами дальнего зарубежья, обеспечивает малую часть импорта лекарственных препаратов

Перспективы развития отрасли

В целом на сегодняшний день рынок фармацевтических товаров России активно развивается в правильном направлении. Темпы роста отечественного рынка, как это уже отмечалось ранее, намного превышают темпы развитых государств. Вступление РФ в ВТО открывает множество возможностей для российских производителей. Проблема лишь в том, что многие отечественные фармацевтические компании не могут правильно воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет им ВТО. Российские производители лекарственных препаратов просто не видят своей ниши не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Именно поэтому государство оказывает поддержку национальным компаниям В настоящее время ярко выражены преимущества иностранных компаний над российскими: зарубежные участники торговли фармацевтикой обладают современным оборудованием, высококвалифицированными специалистами, эффективными методами управления деятельности компании. Более того, их производство и продукция соответствует международным стандартам. Поэтому появляется острая необходимость в модернизации российского производства. Естественно, это очень долгий процесс, требующий существенных финансовых затрат. С помощью федерально-целевой программы «Фарма 2020», которая была разработана именно для решения этих проблем, фармацевтическая промышленность России должна выйти на новый этап – этап инновации. У российского фармацевтического рынка огромный потенциал. Есть возможность для развития, а теперь, находясь в составе ВТО, и возможность выхода на зарубежные рынки. Если раньше дженерики, производимые в России, были востребованы лишь в некоторых странах СНГ, то теперь, новые оригинальные препараты будут необходимы многим странам. Более того с помощью поддержки государства, притока прямых иностранных инвестиций, а также сотрудничества с зарубежными компаниями, появляется возможность разработки уникальных лекарственных средств, с помощью которых можно будет вылечить человека в самых безнадежных случаях, спасти огромное количество людей.




Предыдущий:

Следующий: