ЭКЗАМЕН ОДКБ 2014 ДНЕВН

Вопросы к экзамену

по дисциплине «Организация деятельности коммерческого банка»

Формы пассивных операций.

Порядок формирования и пополнения уставного фонда банка.

Порядок формирования фондов обязательных резервов коммерческого банк

Депозитные операции коммерческих банков.

Понятие и методы оценки кредитоспособности заемщика.

Риски пассивных операций.

Роль расчетных операций в деятельности банка и принципы их проведения.

Порядок открытия текущих счетов

Принципы организации безналичных расчетов

Формы безналичных расчетов

Порядок переоформления и закрытия счетов.

Порядок проведения международных расчетов в форме банковского инкассо.

Порядок проведения международных расчетов в форме документарного аккредитива.

Преимущества и недостатки форм международных расчетов- банковского инкассо, документарного аккредитива, банковского перевода и открытого счета

Межбанковские расчетные операции

Критерии оценки банковского менеджмента

Корреспондентские отношения банков , их содержание и значение.

Понятие и содержание банковского менеджмента

Инвестиционные операции коммерческого банка.

Стратегии инвестиционной деятельности банков

Методы управления банковским кредитным риском.

Гарантийные операции

.Риски банков при проведении операций с ценными бумагами.

Порядок проведения лизинговой операции.

Порядок проведения факторинговой операции.

План счетов коммерческих банков.

Ликвидность и платежеспособность банков.

Эмиссионные операции коммерческого банка.

Эмиссия пластиковых карт

Понятие и виды банковских платежных карт.

Валютная позиция коммерческого банка и методы ее регулирования

Формы обеспечения и исполнения обязательств кредитополучателем

Качество обеспечения залога

Особенности предоставления отдельных видов банковских ссуд

Регулирование и лицензирование валютных операций.

Риски банков при проведении операций с ценными бумагами.

Порядок проведения трастовых операций.

Операции банков с драгоценными металлами.

Организация наличного денежного оборота в банках.

39 Система управления кредитным портфелем коммерческого банка.

1.Формы пассивных операций.

Пассивные операции коммерческого банка, их регулирование.

Сущность и значение пассивных операций банков. Порядок формирования и пополнения уставного фонда банка.

Пассивные операции связаны с формированием ресурсов банка, что отражается на его пассивных счетах

Проведение пассивных операций сопряжено с другими операциями-активными, посредническими, эмиссионными, которые выражают их экономический смысл.

Пассивные операции: операции по формированию собственного капитала банка;

Операции по формированию привлеченных средств

Существует четыре формы пассивных операций коммерческих банков:

1) первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка.

2) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов.

3) получение кредитов от других юридических лиц.

4) депозитные операции

Основным элементом собственных средств коммерческого банка является уставный фонд. Абсолютная величина уставного фонда и его доля в общем пассиве баланса является важным показателем, характеризующим финансовое состояние банка.

2.Порядок формирования и пополнения уставного фонда банка.

Открытие временного счетаосуществляется в Национальном банке Республики Беларусь для формирования уставного фонда; поступление средств от учредителей банка на этот счет.

Уставный фонд формируется за счет средств не менее чем 3-х учредителей. Минимальный размер уставного фонда определяется Национальным банком. При создании банка минимальный размер уставного фонда должен быть полностью оплачен в денежной форме. Уставный фонд банка формируется только за счет собственных средств учредителей. Привлеченные и заемные средства не могут быть направлены на формирование и пополнение уставного фонда. Учредители обязаны подтвердить наличие, объем и законность происхождения денежных средств, вносимых в уставный фонд, подлежащих декларированию.

Пополнение: дополнительный выпуск акций, за счет нераспределенной прибыли

3 Порядок формирования фондов обязательных резервов коммерческого банка.

Фонд обязательных резервов (ФОР) представляет собой часть привлеченных ресурсов коммерческих банков, которые депонируются в Национальном банке Республике Беларусь. Он формируется с целью:

1. проведения единой денежно-кредитной политики, регулирования денежной массы находящейся в обращении

2. обеспечения возможности банка своевременно выполнить перед клиентами обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств. Это обусловлено тем, что депонируемые в этом фонде средства не могут быть использованы банком в качестве кредитных ресурсов.

3. создание источников средств для рефинансирования коммерческих банков.

ФОР формируется от привлеченных банками денежных средств по единым для всех банков нормам, установленным Национальным банком. В состав средств банка, от которых депонируются обязательные резервы, включаются средства в белорусских рублях и в иностранной валюте, учитываемые на текущих (расчетных), пассивные остатки по ссудным счетам клиентов (специальный ссудный и контокоррентный счета), остатки средств в национальной валюте на корреспондентских счетах банков-нерезидентов.

Периодом расчета обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке, является отчетный календарный месяц. Сумма остатков средств, используемых при расчете обязательных резервов за соответствующий период, рассчитывается по формуле средней арифметической на основании данных бухгалтерского баланса по состоянию на 1, 8, 15, 22-е числа отчетного месяца и 1-е число месяца, следующего за отчетным.

В мировой практике встречаются различные подходы при установлении норм обязательных резервовдна из них заключается в диффериренциации норм резервирования в зависимости от сроков, на которые были привлечены средства коммерческих банками.При этом наиболее высокие нормы резервирования устанавливаются по остаткам средств на счетах до востребования и срочным обязательствам до одного месяца.

Второй подход предполагает установление единой нормы депонирования по всем видам привлеченных ресурсов. С=П*Н/100% где

С- отчисления в обязательные резервы;

П=привлеченные средства участвующие в расчете обязательных резервов;

Н- норма обязательных резервов

4.Депозитные операции коммерческих банков.

Банковский вклад (депозит) – денежные средства в белорусских рублях или иностранной валюте, размещаемые физическими и юридическими лицами в банке или небанковской кредитно-финансовой организации в целях хранения и получения дохода на срок, либо до востребования, либо до наступления (ненаступления) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события).

В банковский практике сформировались следующие виды счетов, остатки на которых можно классифицировать как депозиты до востребования:

- текущие (расчетные счета);

- текущие счета в иностранной валюте;

- временные счета;

- благотворительные счета;

- транзитные счета;

- карт-счета;

- контокоррентные счета.

Под договором срочного банковского вклада (депозита) понимается договор, в соответствии с которым вкладополучатель обязан возвратить вклад (депозит) и выплатить начисленные по нему проценты по истечении указанного в договоре срока.

Под договором условного банковского вклада (депозита) понимается договор, в соответствии с которым вкладополучатель обязан возвратить вклад (депозит) и выплатить начисленные по нему проценты при наступлении (ненаступлении) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события).

Договор банковского вклада (депозита) должен быть заключен в письменной форме (ст. 183).

К существенным условиям договора банковского вклада (депозита) относятся:

- валюта вклада (депозита) и сумма первоначального взноса во вклад (депозит);

- размер процентов по вкладу (депозиту);

- вид договора банковского вклада (депозита);

- срок возврата вклада (депозита) – для договора срочного банковского вклада (депозита);

- обстоятельство (событие), при наступлении (ненаступлении) которого вкладополучатель обязуется возвратить вклад (депозит), – для договора условного банковского вклада (депозита);

- фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность физического лица, наименование и место нахождения юридического лица (место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа), на имя которого вносится вклад (депозит), – для договора банковского вклада (депозита) на имя другого лица;

- иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор банковского вклада (депозита), заключаемый с вкладчиком – физическим лицом (за исключением вкладчика – индивидуального предпринимателя), кроме условий, определенных частью первой настоящей статьи или иным законодательством Республики Беларусь, должен содержать следующие существенные условия:

порядок внесения вкладчиком денежных средств во вклад (депозит);

порядок возврата денежных средств вкладчику в случае неисполнения вкладополучателем обязательства или досрочного расторжения этого договора;

ответственность вкладополучателя за неисполнение обязательства.

Договор банковского вклада (депозита) с вкладчиком – физическим лицом (за исключением вкладчика – индивидуального предпринимателя) может быть оформлен сберегательной книжкой, выдаваемой вкладополучателем (ст. 192).

В сберегательной книжке указываются:

- наименование, место нахождения вкладополучателя (место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа);

- серия и номер сберегательной книжки;

- фамилия, имя, отчество вкладчика – для именной сберегательной книжки;

- вид договора банковского вклада (депозита);

- номер счета по вкладу (депозиту);

- сумма вклада (депозита) цифрами и прописью, а также суммы денежных средств, зачисленные на счет и списанные со счета;

- валюта вклада (депозита);

- размер процентов по вкладу (депозиту);

- остаток денежных средств на счете на момент предъявления сберегательной книжки вкладополучателю;

- срок возврата суммы вклада (депозита) – для договора срочного банковского вклада (депозита);

- обстоятельство (событие), при наступлении (ненаступлении) которого вкладополучатель обязуется возвратить вклад (депозит), – для договора условного банковского вклада (депозита).

Выдача вклада (депозита), выплата процентов по нему и выполнение поручения вкладчика о перечислении денежных средств с его счета по вкладу (депозиту) другим лицам осуществляются вкладополучателем только при предъявлении сберегательной книжки.

Сберегательная книжка может быть именной сберегательной книжкой или банковской сберегательной книжкой на предъявителя (ст. 193).

Под именной сберегательной книжкой понимается сберегательная книжка, по которой право на получение суммы вклада (депозита), а также процентов по этому вкладу (депозиту) имеют указанное в ней лицо или его представитель при наличии у него соответствующих полномочий (ст. 194).

Под банковской сберегательной книжкой на предъявителя понимается сберегательная книжка, по которой право на получение суммы вклада (депозита), а также процентов по этому вкладу (депозиту) имеет лицо, предъявившее такую сберегательную книжку (ст. 195). Банковская сберегательная книжка на предъявителя является ценной бумагой на предъявителя.

Сберегательный сертификат – ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада (депозита), внесенного вкладополучателю, и права вкладчика (физического лица – держателя сертификата, за исключением индивидуального предпринимателя – держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада (депозита) и процентов по нему у вкладополучателя, выдавшего сертификат, или в любом филиале (отделении) этого вкладополучателя (ст. 196).

Депозитный сертификат – ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада (депозита), внесенного вкладополучателю, и права вкладчика (юридического лица, индивидуального предпринимателя – держателей сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада (депозита) и процентов по нему у вкладополучателя, выдавшего сертификат, или в любом филиале (отделении) этого вкладополучателя.

Сберегательный и депозитный сертификаты могут быть именными ценными бумагами или ценными бумагами на предъявителя.

Сертификаты выдаются в белорусских рублях. Выдача сертификатов в иностранной валюте не допускается. Сертификат не может быть расчетным или платежным средством за товары (работы, услуги), за исключением услуг, оказываемых банком или небанковской кредитно-финансовой организацией.

5. Понятие и методы оценки кредитоспособности заемщика.

Кредитные операции банка сопровождаются многочисленными и разнообразными факторами риска, которые способны привести к непогашению кредита, утрате как привлеченных, так и собственных средств банка. Для предотвращения подобных ситуаций банк должен убедиться в кредитоспособности потенциального кредитополучателя.

Под кредитоспособностью должника понимается его способность полностью и в срок выполнить обязательства по кредитному договору.

Задача оценки кредитоспособности клиента заключается в определении степени риска, который банк готов взять на себя при выдаче кредита.

Цель оценки потенциального риска – принять решение о выдаче кредита данному клиенту. Условия, на которых кредит может быть предоставлен, также определяются анализом кредитоспособности заемщика, оценкой его финансового положения, как в настоящем, так и с учетом тенденции на будущее.

На начальной стадии организации кредитного процесса банк изучает документы, представленные кредитополучателем для получения кредита, с точки зрения его правоспособности.

Оценка кредитоспособности происходит не только на стадии выдачи кредита. Она сопровождает весь кредитный процесс и является обязательным элементом кредитного мониторинга.

Анализ кредитоспособности предполагает изучение экономических показателей, а также иной информации, отражающей рыночное положение кредитополучателя, конкурентоспособность его продукции и перспективы.

Для оценки кредитоспособности важна кредитная история клиента, для изучения которой банки пользуются информацией, полученной от «Кредитного бюро». «Кредитное бюро» представляет собой автоматизированную информационную систему получения, формирования, обработки, хранения и предоставления Национальным банком сведений об исполнении кредитных договоров. Для накопления сведений о своих клиентах все банки обязаны предоставлять в «Кредитное бюро» сведения об исполнении всех кредитных договоров, в том числе и по овердрафтному кредитованию независимо от суммы кредита.

Оценка кредитоспособности и положительное заключение по кредитному ходатайству кредитополучателя являются основанием для принятия решения о выдаче кредита.

Методику расчета кредитоспособности каждый банк определяет самостоятельно. Источниками информации для проведения анализа кредитоспособности являются формы финансовой отчетности, расшифровки отдельных статей баланса и документы, подтверждающие выполнение условий по ранее полученным кредитам. Банк вправе использовать и другие доступные источники сведений о кредитополучателе, в том числе получаемые от третьих лиц.

Традиционно схема расчета кредитоспособности включает два этапа:

1-й этап – оценка экономического положения предприятия на базе принятых банком финансовых показателей, имеющих нормативное значение;

2-й этап – дополнительная оценка кредитоспособности на основе качественных показателей финансовой отчетности и иной информации. Анализ деятельности предприятия по качественным параметрам позволяет рассчитать итоговый класс его кредитоспособности.

Основой определения кредитоспособности кредитополучателя на обоих этапах является анализ его финансово-экономического состояния по данным внешней финансовой отчетности как минимум за год. Структуру такого анализа обычно составляют пять основных блоков:

1. состав и структура баланса;

2. финансовая устойчивость предприятия;

3. ликвидность его активов и платежеспособность;

4. деловая активность;

5. рентабельность.

6.Риски пассивных операций.

Риски пассивных операций

Именно с помощью пассивных операций банк регулирует свои ресурсы для осуществления активных банковских операций. К пассивным операциям коммерческих банков относят отчисления от прибыли на формирование (увеличение) уставного капитала; величину кредитов, полученных от прочих юридических лиц; депозитные операции. Только первая группа пассивных операций формирует собственные средства банков. Получение банковских ссуд от других юридических лиц необходимо чаще всего для оперативного регулирования ликвидности балансов банков или выдачи непредвиденных кредитов.

Депозитные операции — это операции по привлечению средств юридических и/или физических лиц во вклады либо до востребования, либо на определенный срок. Депозиты могут быть срочными, до востребования, в виде сберегательных вкладов физических лиц, ценных бумаг. Риски пассивных операций связаны с возможными затруднениями в обеспечении активных операций ресурсами. Чаще всего это риск, связанный с эффективностью деятельности определяющего вкладчика (один производитель, или группа «породненных» компаний). Для предупреждения риска ‘по формированию депозитов банкам следует соблюдать оптимальное соотношение между пассивными и активными депозитными операциями, т.е. вкладами предприятий в банк и вкладами, размещенными одними банками в других банках;

определять размер и ликвидность привлекаемых на хранение ценных бумаг для повышения уровняй качества мобильных средств: найти целесообразное минимальное соотношение собственных средств и рисковых активов;

7.Роль расчетных операций в деятельности банка и принципы их проведения.

Под расчетными операциями понимаются расчеты между юридическими лицами, а также с участием индивидуальных предпринимателей, физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке. Основополагающим элементом в системе безналичных расчетов являются принципы их организации, которые состоят из:

–правовой регламентации расчетов;

– контроля всех сторон и участников за правильностью проведения расчетов и их материальной ответственностью;

– согласия плательщика на платеж.

Основными условиями организации безналичных расчетов являются:

1. Наличие банковского счета у участников безналичных расчетов;

2. Договорная основа порядка ведения счетов и осуществления расчетов;

3. Самостоятельность клиента в выборе банка для открытия счета;

4. Свободный выбор участниками форм безналичных расчетов.

Организация безналичных расчетов предполагает определенный порядок их проведения, который не зависит от конкретной формы и является единым для всех участников, представляет собой наиболее общие правила проведения безналичных расчетов.

Правление Национального банка постановлением от 23.12.2013 № 763 изложило в новой редакции Инструкцию об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством Республики Беларусь, утвержденную постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 63.

В названии и п.1 постановления № 63, в названии утвержденной этим постановлением Инструкции слова «об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов» заменены словами «о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов».

Инструкция регулирует порядок проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях юридическими лицами, в т.ч. банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, а также нотариусами и адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально:

• за закупаемые у физических лиц молоко и скот;

• по платежам в счет неотложных нужд в размере до 20 % средств, поступивших на текущие (расчетные) банковские счета за предыдущий месяц;

по платежам на выдачу (перечисление) денежных средств на оплату труда

по платежам в счет погашения банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в пределах 1,5 размера утвержденного БПМ на одного работающего, сумм обязательных страховых взносов в фонд, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и подоходного налога, исчисляемых из размера данной заработной платы;

по исполнению платежных требований без акцепта плательщика по внеочередным платежам, предъявленных на основании исполнительных документов судов, решений (распоряжений, постановлений) налоговых органов, органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

по платежам по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет денежных средств, полученных от реализации заложенного имущества;

по платежам за счет средств банковского кредита, полученных на цели в соответствии с кредитным договором;

• по платежам, осуществляемым в соответствии с законодательством в первую и во вторую очередь;

по платежам, осуществляемым при приостановлении операций по счетам и (или) наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах.

Постановление № 763 вступило в силу с 8 февраля 2014 г.

8.Порядок открытия текущих счетов.

Документы необходимые для открытия текущего расчетного счета.

Для открытия расчетного (текущего) счета клиент должен представить в банк следующие документы:

заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;

документ о государственной регистрации организации (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);

копию учредительного договора о создании организации (заверенную но-тариально);

копию устава (нотариально удостоверенную);

документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);

документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);

карточку с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенную);

справку от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет в качестве налогоплательщика и о присвоении ИНН;

справку ФСЗН

регистрационную карточку статистических органов.

Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает организации расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера.

9. Принципы организации безналичных расчетов

Первый принципправовой режим осуществления расчетов и платежей, обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретным должником в пользу кредитора. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе.

Второй принцип– осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика – необходимая предпосылка расчетов.

Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета. Платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Главное требование, предъявляемое в данном случае банком к субъекту рынка – участнику расчетов, – это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете (10, С. 106).

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – необходимое условие своевременного выполнения долговых обязательств. Обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности плательщиков) (12, С. 250).

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: