ЭКОНОМИКА ОТВЕТЫ


1. Понятие, предмет, субъект, объект и функции экономики.

Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов. Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей. Субъектом экономики считается тот, кто самостоятельно принимает решения и осуществляет свои хозяйственные планы. Поэтому функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами, имеющими право распоряжаться экономическими ресурсами и реализующими тем самым собственные интересы. Экономические субъекты активны. В ходе своей деятельности они ставят конкретные цели, принимают самостоятельно основные хозяйственные решения, участвуют в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Таким образом, к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. Условно их подразделяют на микро- и макросубъектов. Объект — экономика в целом (на микро-, макро- глобальном уровнях. Микроуровень экономики начинается с семьи; фирма (предприятие) является его основным звеном. Макроуровень охватывает хозяйство целой страны, а глобальный — межгосударственные экономические объединения и всемирное хозяйство.

Функции экономической теории

Политическая экономия, как и любая наука, выполняет следующие функции:

познавательную (даёт возможность познать содержание закономерностей развития социально-экономических отношений в обществе);

образовательную (является основой для подготовки специалистов в области экономики);

теоретическую (разрабатывает понятия, категории, концепции);

методологическую (разрабатывает методы и инструменты анализа экономических отношений);

практическую (на её основе разрабатывают практические рекомендаций по организации общественного производства и по способам государственного воздействия на экономику).

Как социальная наука, политэкономия выполняет ещё и идеологическую функцию. Ни одна система взглядов не рождается раньше, чем возникает тот или иной социальный слой общества с его экономическим интересом, в обоснование которого и появляются экономические учения.

От идеологической функции надо отличать идеологизацию — преднамеренное противопоставление какой-либо одной системы взглядов как единственно верной по отношению ко всем другим.

2. Природа объективных экономических законов

Объективность экономических законов означает, что они возникают и существуют независимо от воли и сознания людей. Раз ело жился определенный тип производственных отношений, значит, возникли и экономические законы, выражающие суть этих отношений, регулирующие производство, распределение, обмен и потребление жизненных благ на данном этапе общественного развития. 

Объективность экономических законов не означает абсолютно жесткой предопределенности поведения людей, не исключает свободы выбора и свободы действий. 

Видя объективность экономических законов в стихийности, буржуазные экономисты утверждают также, что поскольку экономические законы социализма стихийно не действуют, то они представляют собой не законы, а якобы никому не нужные обобщения, не имеющие экономического значения. Тем самым вопрос о характере экономических законов подменяется вопросом о формах их проявления. В действительности же экономические законы проявляются в одних условиях стихийно, а в других не стихийно — через сознательно организованную в масштабе всего общества экономическую деятельность людей, познавших объективную необходимость своих действий. 

На практике объективность экономических законов не достигается сама собой. Она становится возможной только при соблюдении интересов кредитора и заемщика, наличии определенных экономических условий. 

В современной экономической литературе обычно избегают таких резких и четких формулировок, как приведенные выше; подчеркивается объективность экономических законов. Но говорить о том, что эта старая концепция волевого отношения к объективным экономическим законам преодолена, рано. А что означает: действует при определяющей роли. Итак, закон объективен, но подчинен. Формулировка, правда, смягчена по сравнению с 1937, 1948 гг. — подчинен не субъекту хозяйствования непосредственно, а его целям. Но ясно, что это все та же старая концепция волевого преобразования, подчинения экономических законов, вытекающих из экономической политики. 

Если объективный характер законов природы проявляется более наглядно ( день сменяется ночью, зима — весной и т.п.), то объективность экономических законов, глубина их проявления скрыты от человеческого глаза. Недооценка, или игнорирование объективных экономических законов, может нанести людям огромный материальный и моральный ущерб. Эти законы — своеобразный компас, указывающий путь к наиболее разумному хозяйствованию. 

Возможность активизации работника обосновывается фундаментальными положениями о соотношении объективных законов общественного развития и сознательной деятельности людей. Объективность экономических законов ни в коей мере не отрицает значения инициативной деятельности участников общественного производства. 

Бернштейн отмечал, что исторический материализм Маркса основан на механическом детерминизме, а в сформулированном им виде объективность экономических законов порождает фатализм. 

3. Методология экономической науки: общие и частные методы исследования.

Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах, позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель. 

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода. 

1. Субъективистский подход предполагает, что в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир. Объектом экономического анализа становится поведение этого субъекта, а главными категориями – его потребности и полезность благ. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

2. Неопозитивистско -эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат и т.д.), а результатом исследования выступают экономические модели. Этот подход предполагает разделение экономики на микро- и макроуровни.

3. Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных», или рациональных, законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, ее регулирующих, изучение экономической структуры общества. Такой подход позволял признавать деление общества на классы в отличие от субъективистов, представлявших общество как совокупность равноправных субъектов.

4. Диалектико-материалистический подход считается наиболее приемлемым для решения научных проблем на основе объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии.

Методологию нужно отличать от метода. Метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач. 

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие, общие научные и частные методы. 

1. Всеобщие методы.

1.1. Метафизический метод рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости.

1.2. Диалектический метод позволяющий более точно отразить действительность.

2. Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат.

Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические, математические методы, моделирование, сравнительный анализ, практический эксперимент.

4. Факторы производства

Любое предприятие можно представить как производственную систему, в которой осуществляется трансформация факторов производства в готовый продукт (изделие или услугу).

Факторы производства – это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг.

Труд – это вклад в процессе производства, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий.

Земля – это ресурсы, используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов и поселков, железных дорог, предприятий и т. п.

Капитал (средства труда), или «инвестиционный ресурс», – это деньги, вкладываемые в средства производства – здания, сооружения, производственное оборудование, инструменты, сырье, материалы и др.

Предпринимательская активность и способность – свойства человека и реальное их проявление, заключающиеся в профессионализме, умении, мобильности, предприимчивости, инициативе.

Предпринимательские способности – умение людей соединять все факторы производства для создания товаров или услуг с наибольшей эффективностью, принимать основные решения по ведению производственного процесса и идти на риск.

С позиций системного подхода организация – это совокупность структуры предприятия как системы и способов функционирования ее элементов.

Структура выражает и определенное взаимодействие элементов, обеспечивая функционирование и развитие предприятия. При этом организация непосредственно соотносится с понятием управления.

Различают производственную и организационную структуру предприятия.

Под производственной структурой предприятия обычно понимается состав и размеры основных и вспомогательных цехов и участков обслуживающих хозяйств производственного назначения.

Основными факторами, оказывающими влияние на производственную структуру, являются:

1) характер выпускаемой продукции и ее номенклатура;

2) масштаб производства;

3) уровень кооперирования.

Организационная структура предприятия – это состав и размеры организационных единиц (рабочее место, отдел, служба), их соотношение, формы построения и рациональное разделение сфер деятельности.

Технология – это способ преобразования основных факторов производства(сырья, материалов) в готовый продукт; это совокупность различных операций по изменению размеров, свойств, форм предметов труда, методы их обработки и изготовления продуктов в процессе производства.

Средствами выполнения технологического процесса являются технологическое оборудование, технологическая оснастка и специальные устройства.

Научно-технический прогресс в качестве непременного фактора производства выдвинул информацию, которая необходима и как условие работы системы машин и оборудования, включающей в свой состав управляющее устройство, и как предпосылку успешного готового продукта (услуги).

5. Фазы воспроизводства.

Общественное воспроизводство – это воспроизводство на уровне национальной экономики, представляющее собой совокупность воспроизводящихся индивидуальных производственных звеньев единой системы народного хозяйства. Общественное воспроизводство включает четыре фазы: Производство – исходный пункт, в котором создается продукт и с которого начинается его движение. Тип и характер производства определяет особенности других стадий движения создаваемого продукта. Распределение – вторая фаза общественного производства. Она выполняет две функции: первая – осуществляет распределение средств производства по отраслям и сферам деятельности и само входит в производство; вторая – устанавливает долю индивидов и различных социальных групп в производственном продукте, т. е. определяет ту часть продукта, которую они получают. Обмен – третья фаза общественного производства. Обмен опосредует связь между производством, распределением с одной стороны и потреблением – с другой стороны. Обмен выполняет две функции: первая – осуществляет обмен деятельностью и способностями между производителями и сам входит в производство; вторая – осуществляет обмен продуктами, доставляет каждому участнику производства ту долю продукта, которая установлена распределением. Потребление – четвертая, завершающая фаза общественного воспроизводства. В потреблении реализуется потребительная стоимость продукта. Потребление, в свою очередь, имеется производительное, как например, расход семян на выращивание растений и оно входить в производство. Потребление имеется и личное, пока удовлетворяются потребности человека, и обеспечивается воспроизводство его способностей к деятельности. Таким образом, решающей стадией в движении общественного продукта (экономических благ) в процессе общественного воспроизводства играет фаза производства. Обычно выделяют два типа общественного воспроизводства: простое и расширенное. Простое воспроизводство – это воспроизводство, которое из года в год возобновляется в неизменных размерах, как правило, при неизменном количестве и качестве факторов производства. Расширенное воспроизводство – это постоянное возобновление воспроизводства в увеличивающихся масштабах, по увеличивающемуся кругу.

6. Товар и его свойства.

По К.Марксу товар – это продукт труда, предназначенный для обмена. Товаром может быть материальное благо или услуга. Товар должен удовлетворять потребность человека, без этого он не будет куплен. Свойство товара удовлетворять какую-либо потребность человека называется потребительной стоимостью. Она зависит от естественных свойств вещей, которые обнаруживаются в процессе исторического развития. Один товар может удовлетворять несколько потребностей человека, с развитием науки человек открывает и использует новые полезные свойства товара.

Потребительная стоимость в виде вещей и услуг будет производиться всегда. Конечной целью любого общества является создание потребительных стоимостей — это категория вечная. Но она и историческая, переменная. Она является не только материальной основой обмена, но и выражает степень общественного разделения труда, его историческую зрелость. Потребительная стоимость не выражает общественных производственных отношений, а отражает естественные отношения между вещами и людьми.

Продукты труда имеют потребительную стоимость, но не являются товарами, если изготовлены для себя. Части природы (воздух) тоже не являются товаром (не являются продуктом человеческого труда). Продукты труда, которые имеют общественную потребительную стоимость, становятся товарами в сфере обмена. То есть потребительная стоимость становится вещественным носителем общественных отношений или меновой стоимостью (свойство товара в любых количественных пропорциях обмениваться на другой товар (1кг мяса — на 1 г ткани). В разных товарах есть общее свойство – они являются продуктами труда. Их приравнивание означает объективное равенство еще до обмена. Внутренним содержанием товара является его стоимость – вложенный в товар труд. Это то общее, что находит выражение в меновом соотношении. Сущностью товара является стоимость, но проявляется она лишь через обмен, через меновую стоимость. Как потребительные стоимости товары качественно различаются, как стоимости – имеют общую меру.

Стоимость – категория историческая, существует лишь в товарном производстве и выражает отношения между товаропроизводителями по поводу сравнения их затрат на производство товаров и услуг, которыми они обмениваются.

Потребительная стоимость и стоимость как количественная и качественная определенность, в единстве выражают сущность товара. Без потребительной стоимости нет стоимости и наоборот. Противоречие между ними в том, что производители изготовливают товары ради реализации их стоимости, а покупатели заинтересованы в получении потребительной стоимости. Но для реализации потребительной стоимости необходимо реализовать товар как стоимость, надо чтобы потребительная стоимость получила общественное признание. В условиях товарного производства не вся потребительная стоимость получит общественное признание и будет реализована как стоимость.

7. Субъекты микроэкономики: личность, домохозяйство, фирма.

Экономические субъекты – это любые отдельные, самостоятельно действующие в экономике хозяйственные единицы (отдельные индивиды, их группы, сообщества). Однако не любое сообщество может рассматриваться в микроэкономике как экономический субъект. Для этого данная группа должна действовать совместно и единонаправлено, как одно целое – то есть ставить перед собой единые цели и достигать их сообща. В рыночной экономике выделяют следующие основные экономические (хозяйствующие) субъекты:

1. Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: 1) самостоятельно принимает решения, 2) является собственником какого-либо фактора производства, 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности.

2. Фирма – это экономическая единица, которая: 1) самостоятельно принимает решения, 2) стремится к максимизации прибыли, 3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

3. Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над экономическими субъектами и над рынком в целом для достижения общественных целей.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство – государственный. Все эти основные хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке.

8. Издержки производства.

Издержки производства — это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства. Такого рода расходы покрывают оплату материалов (сырья, топлива, электроэнергии), заработную плату работников, амортизацию, расходы, связанные с управлением производством. При продаже товара предприниматель получает денежную выручку. Одна часть ее компенсирует издержки производства (т.е. затраты денег, связанные с производством товара), другая дает прибыль, то, ради чего организуется производство. Это значит, что издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли. Таким образом, издержки производства — это затраты на производство данной готовой продукции, в отличие от единовременных затрат, связанных с авансированием капитала, который нужен для первоначальной организации производственного процесса.

Альтернативные «явные» и «неявные» издержки Большую часть издержек производства составляет использование производственных ресурсов. Если последние применяются в одном месте, то не могут использоваться в другом, так как обладают такими свойствами, как редкость и ограниченность. Например, деньги, израсходованные на покупку домны для производства чугуна, не могут одновременно быть истрачены на производство мороженого. В результате, используя какой-нибудь ресурс определенным образом, мы теряем возможность использовать этот ресурс каким-нибудь другим образом. Альтернативные издержки — это издержки на производство товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же ресурсов в других целях. В число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а также владельцам природных ресурсов. Все эти выплаты осуществляются с целью привлечь факторы производства, отвлекая их от альтернативных вариантов применения. С точки зрения экономики альтернативные издержки можно разделить на две группы: «явные» и «неявные». Явные издержки — это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.В число явных издержек входят: заработная плата рабочих (денежный платеж рабочим как поставщикам фактора производства — рабочей силы); оплата транспортных расходов; коммунальные платежи (свет, газ, вода); оплата услуг банков, страховых компаний; оплата поставщиков материальных ресурсов (сырья, полуфабрикатов, комплектующих). Неявные издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т. е. неоплачиваемые издержки.

Экономические и бухгалтерские издержки Издержки производства, включающие нормальную или среднюю прибыль, представляют собой экономические издержки. Экономическими или вмененными издержками в современной теории считают расходы фирмы, осуществленные в условиях принятия наилучшего хозяйственного решения по использованию ресурсов. Это тот идеал, к которому фирма должна стремиться. Безусловно, реальная картина формирования общих (валовых) издержек несколько иная, так как любой идеал является труднодостижимым, Внутренние издержки — это связанные с использованием собственной продукции, которая превращается в ресурс дальнейшего производства фирмы. Внешние издержки — это затраты денег, которые осуществляются для приобретения ресурсов, являющихся собственностью тех, кто не относится к владельцам фирмы. Издержки, которые фирма несет при производстве заданного объема продукции, зависят от возможности изменения количества всех занятых ресурсов. Постоянные издержки — это издержки, не зависимые в краткосрочном периоде от того, сколько фирма производит продукции. Они представляют собой издержки ее постоянных факторов производства. Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть поэтому оплачены, даже если фирма ничего не производит. Фирма может избежать издержек, связанных с ее постоянными факторами производства, только полностью прекратив свою деятельность. Постоянные издержки, которых нельзя избежать даже при прекращении деятельности, называются невозвратными издержками. Затраты на аренду помещения для офиса фирмы относятся к постоянным издержкам, которые не являются невозвратными, так как фирма может избежать этих затрат, прекратив свою деятельность. Но если фирма временно закрывается, она может уклониться от оплаты за любой переменный фактор производства. Переменные издержки — это издержки, которые зависят от объема выпуска продукции фирмы. Они представляют собой издержки переменных факторов производства фирмы. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги и т.д. Большая часть переменных издержек, как правило, приходится на затраты труда и материалов. Так как затраты переменных факторов увеличиваются по мере роста выпуска продукции, то и переменные издержки растут с ростом выпуска. Итак, общие (валовые) издержки на произведенное количество товаров — это все издержки на данный момент времени, необходимые для производства того или иного товара. Для того чтобы более четко определить возможные объемы производства, при которых фирма обезопасит себя от чрезмерного роста издержек производства, исследуется динамика средних издержек. Чтобы понять, является ли выгодным производство дополнительной единицы продукции, необходимо сравнить между собой последовавшее бы за этим изменение дохода с предельными издержками производства. Предельные издержки — это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

9. Система собственности в рыночной экономике: понятие собственности и многообразие ее форм.

В рыночной экономической системе основу экономических отношений составляет частная собственность. Вопросы производства и реализации производимой продукции производители решают самостоятельно, основываясь на личном интересе. Особенностью рыночной системы является также ценообразование, которое не регулируется государством, а формируется путем взаимодействия спроса и предложения товаров на рынке. Элементом рыночного механизма хозяйствования является также конкуренция, то есть соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Но нельзя отрицать и роль государства в рыночной экономике. Именно государство создает равные условия для конкуренции производителей, ограничивает монополизированное производство, стабилизирует экономические колебания и выполняет другие функции в экономической сфере, используя правовые (принятие законов) и финансово-экономические методы (установление налогов, пошлин и др.).

Однако в современном мире практически нет экономики, которая основывалась бы только на рыночном механизме и не включала бы элементы плановой экономики. Экономика, совмещающая элементы различных экономических систем, называется смешанной. Представляется, что такой вид экономической системы позволяет эффективно использовать сильные стороны как командно-административной экономики (планирование, социальные гарантии работникам), так и лучшие стороны рыночной экономической системы.

Отношения собственности (их еще называют имущественными отношениями) складываются между людьми ежедневно, даже можно сказать ежечасно.

Собственность можно определить как отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей. При этом несобственники данной вещи относятся к ней как к чужой.

10. Сущность, структура и функции рынка.

Рынок — это одна из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом.Вводного определения рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости этого понятия, его исключительной многогранности. Отчасти из-за характера содержания этой категории. Так еще в глубокой древности рынком называли торговую площадь в центре города, где выставлялись товары на продажу, и отождествление рынка с местом продажи сохранилось вплоть до настоящего времени.Одна из первых попыток научного определения рынка была введена О.Курно, утверждавшего, что рынок это не торговая площадь, а любой район, где взаимодействие продавцов и покупателей приводит к выравниванию цены. Эти идеи были развиты затем У.Джевонсон и А.Маршалом, полностью ушедшим от какой-либо территориальной привязанности и считавшим наличие единой цены главным принципом рынка.К определению рынка можно подойти через последование связей между производством и потреблением. Производство, как известно существует для потребления, производят люди для того, чтобы потреблять. Однако в действительности очень часто приходится видеть, что то, что произведение не находит сбыта и, наоборот, то, что требуется потребителям, не производится. Достичь целенаправленной связи между производством и потреблением, подчинить первое второму непросто. В одних случаях этого можно достичь посредством плана, в других — обменом. Форма связи производства и потребления через обмен и будет представлять собой рынок в наиболее общем его понимании.Рынок как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал — стихийного, конкурентного и организующего, монопольного.Основой стихийности рынка, конкурентного начала является участие в конкуренции множества самостоятельных, независимых товаропроизводителей, у которых разные условия производства, обусловленные индивидуальными характеристиками товара.Монопольное начало предполагает наличие у узкой группы производителей конкретного товара элементов сговора; определенного единообразия требований, стандартов качества; упорядоченных, согласованных, предвидимых действий. Сочетание между конкурентным и монопольным началами должно быть оптимальным. Для каждых конкретных условий таким оптимумом является максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклонения от этого оптимума чреваты для общества большими потерями. Рыночный механизм, где сочетание конкуренции и монополизма оптимально, обеспечивает соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение новой техники и технологии, поощряет лучших производителей, наказывая худших.

2.Основные элементы рынкаЕсли рассматривать рынок как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно назвать следующие:

свобода предпринимательства (необходимое условие рынка);

конкуренция (без конкуренции получаем рынок производителя);

рыночная инфраструктура- все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции.

3.Структура рынкаСтруктуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Рынок охватывает элементы, непосредственно зависящие от обеспечения производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с непроизводственной сферой, так и со сферой духовной. В соответствие с этим рынок имеет многообразную структуру

4.Функции рынка.Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации экономических целей общества.Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций. Функции рынка зависят от его определения.

Основные функции рынка:

обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса;

обеспечение сбалансированности экономики:

между спросом и предложением.

между товарной и денежной массой.

между отраслями производства.

между экономическими регионами (территориями).

признание общественного характера труда, затраченного на производство товаров (реализуется в момент купли — продажи, т.е. сам акт купли — продажи подтверждает общественный характер труда);

обеспечение эффективности экономики и качества труда и продукта (через механизм конкуренции);

снижение издержек производства (реализуется через механизм ценообразования);

Основными принципами функционирования рыночной экономики являются принципы:

свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;

примат потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, который диктует свою волю, желания, вкус производителю;

рыночное ценообразование. Цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;

договорные отношения;

конкуренция;

государственное регулирование рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы;

открытость экономики. Хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений;

обеспечение социальной защищенности населения.Особо следует выделить принцип всеобщности рынка. Элементы рынка и рыночных отношений всегда существуют и в нерыночной, государственной, плановой экономике, точно так же элементы государственного планирования и регулирования государственной собственности, централизованного руководства заведомо есть в любой сугубо рыночной экономике. Однако экономику можно считать рыночной только в том случае, если товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики. В этом и состоит суть принципа всеобщности, а именно: охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком.Для нормального функционирования рынка необходимы:

персонифицированная собственность, когда товаропроизводитель является хозяином средств производства и свободно распоряжается результатами своего труда;

свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;

наличие твердой, авторитетной валюты;

четко налаженная система кредитных и финансовых отношений;

умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.

11.Рынок совершенной конкуренции.

- Рынок предполагает не ограниченное число участников, т.е. свободный вход и выход из него;

- Цены на рынке должны устанавливаться на основе конкуренции свободно, т.е. цены на рыке

должны действовать рыночные, а не индивидуальные;

- Мобильность всех ресурсов, т.е. это, предполагает свободное перемещение ресурсов

относительно территории всех регионов страны;

- Право каждого участника рынка на полную информацию о нем (спрос, предложение, цены);

- На рынке невозможно осуществлять привилегии одним участникам в ущерб другим.

12.Рынок несовершенной конкуренции    Не только монополизация, но и любые нарушения условий совершенной конкуренции, ведут к ее подрыву. Рынок, на котором отсутствует хотя бы один признак совершенной конкуренции, называется рынком несовершенной конкуренции. На таком рынке подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и, прежде всего, на цены.Существует три основные структуры (модели) рынка несовершенной конкуренции:- чистая монополия;- олигополия;- монополистическая конкуренция.    Чистая монополия - это рынок, на котором функционирует один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль могут быть:- низкие издержки  производства крупной фирмы,  монополизировавшей рынок (эффект масштаба);- наличие государственных патентов и лицензий;- исключительные права на важнейшие источники сырья;- предоставление правительством одной фирме статуса единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение).    Условием существования чистой монополии является уникальность предлагаемой продукции, отсутствие близких заменителей. Чистая монополия в масштабах национального хозяйства — явление редкое, однако она достаточно широко представлена на местных рынках. Практически в любом городе один продавец продает электроэнергию, обеспечивает водоснабжение, оказывает телеграфные услуги, обеспечивает транспортные перевозки и т.д. В связи с тем, что чистая монополия не просто ограничивает, а фактически ликвидирует конкуренцию, государство в отношении чистых монополий проводит антимонопольную политику.    Олигополия (от греческого олиго — немногие и полео — продаю) — это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. (Так, например, в США имеется 9 фирм-продавцов жевательной резинки, на долю которых приходится 95% годовых продаж.) Четкого количественного критерия олигополии в виде числа фирм нет, но обычно оно колеблется от трех до десяти. Олигополия, состоящая из 3-4 фирм, называется «жесткой»; состоящая из 4—9 фирм, на долю которых приходится 70-80% рынка, называется «аморфной». Олигополия может существовать на рынке стандарти-зированной продукции (нефть, цемент) или на рынке дифференцированной продукции (автомобили, бытовая техника).Различают олигополию сбалансированную (несколько фирм одинакового размера) и асимметричную (один продавец-лидер и ряд небольших продавцов).Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм — любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

    Результаты функционирования фирмы-олигополиста зависят не только от ее собствен¬ной политики, но и от решений ее конкурентов. Если одна фирма («Кока-кола») снизит цену на свою продукцию, то другая фирма, функционирующая в этой отрасли («Пепси-кола»), будет вынуждена также снизить цену своей продукции. Ценовая конкуренция среди олигополистов носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к соглашению о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции.    Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста), в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Продавцы самостоятельно определяют цену на свои товары, объемы продаж. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. Основные методы конкуренции — товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен.    Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие хотя ограниченной, но монопольной власти ведет к тому, что производство, осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.

13.Понятие спроса. Правило спроса.

Спрос — это то количество товара определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.

Закон спроса – состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, и наоборот; отсюда следуют выводы:

1. Повышение цены не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выручки.

2. При определении цены на свой товар любой должен прикинуть: сколько он сможет выручить при такой цене исходя из существующей чувствительности спроса на этот товар к изменениям цены.

14.Понятие предложения. Правило предложения.

Предложение — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время по соответствующей цене.

Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

15.Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность.

Степень чувствительности спроса к изменению цены называется ценовой эластичностью спроса, она определяется как отношение м/у процентной величиной изменений запрашиваемого кол-ва товара и величиной колебания цен: Ер- эластичность спроса по цене.

Если коэффициент эластичности Е ниже 1, то спрос не эластичный. Если Е>1, то спрос эластичный. Если спрос не зависит от цены, то говорят о нулевой эластичности. Если Е=1, то эластичность единичная и динамика спроса полностью повторяет динамику изменения цен.

Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений объема продаж. Эффект изменения цен на не эластичность рынка проявляется в двух формах: при снижении цены теряется прибыль, при увеличении цены резко возрастает объем продаж и прибыли.

Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж, объем прибыли может увеличиться при уменьшении цен, и уменьшается при увеличении. Главная особенность эластичности рынка заключается в наличие высокой ценовой конкуренции, когда не значительное изменение цен вызывают существенные изменения объема продаж.

Факторы, влияющие на эластичность: наличие заменителей, удельный вес товара в бюджете потребителей, размер дохода, качество товара, размер запаса, ожидание потребителя.

Спрос на товар зависит не только от цен, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними. Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется:

Показатель спроса по доходу: Эластичность спроса по доходу определяется, как изменение величины покупательного спроса в зависимости от изменения величены доходов потребителей:

ЕRD- эластичность спроса по доходу. Если ЕRD >0 – блага нормальные, если ЕRD <0 – увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, оно является низкокачественным, если 0<ЕRD<1 – спрос на благо растёт медленнее доходов – товары первой необходимости, если ЕRD >1 – спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения – предметы роскоши.

Эластичность предложения- это отношение изменения предложения в %-й величине и колебания цен: EPS=ΔQ/Q : ΔP/P. Эластичным предложение становится когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичным, если оно не изменяется при повышении или снижении цены. Рост цены является для производителей первым сигналом расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.

Спрос наиболее подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано тем, что спрос сразу сокращается при повышении цен.

16.Государство в рыночном хозяйстве.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Центральный вопрос государства – проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию.

Одна из важнейших функций – стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явление, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары, инвестиции, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Оно определяет права и формы собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, устанавливает условия заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений, профсоюзов и нанимателей, предупреждает злоупотребления, обеспечивает защиту потребителя. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы, принимающие действенные меры к нарушителям.

17.Теория потребительского выбора.

Как рациональный экономический субъект потребитель основной целью своей хозяйственной деятельности ставит максимизацию полезности потребления в условиях ограниченности ресурсов, в том числе и дохода. Он всегда стремится получить как можно больше благ для собственного потребления, имея при этом минимальные издержки. Рациональный выбор потребления — основа потребительской теории.

При реализации принятого решения, касающегося состава потребительской корзины, экономический субъект всегда обращает внимание на современную рыночную ситуацию, поэтому руководствуется следующими факторами.

1. Потребительские предпочтения. Покупатель в своем выборе прежде всего опирается на собственные предпочтения, вкусы и желания, поскольку именно они в первую очередь определяют состав его потребительской корзины. Однако такая встроенная структура рынка, как реклама, способна вызывать искусственные потребности. В результате этого экономический субъект приобретает те товары, в которых он совсем не нуждается, но которые активно рекламируются с лучшей стороны на телевидении и в СМИ.

2. Рациональность выбора. Потребитель на рынке стремится к покупке такого набора благ, полезность от потребления которых была бы максимальной. Это может быть достигнуто в том случае, когда потребитель делает свой выбор осознанно, при этом учитывая возможную полезность различных альтернативных благ.

3. Бюджетные ограничения. Субъект и его выбор всегда ограничен величиной дохода, которым он располагает на определенный момент времени. Именно в этих рамках за вычетом денежной суммы на сбережения он и приобретает те или иные блага. Иными словами, по первому экономическому закону доход всегда ограничен, а потребности человека имеют свойство бесконечного роста, поэтому покупатель вынужден ограничиваться в своих желаниях.

4. Относительность цен. На совершенном рынке непременным условием получения предпринимателем его прибыли являются цены на товары и услуги, установленные в результате соотношения спроса и предложения. Цены являются определяющим фактором осуществления потребительского выбора, поэтому также оказывают большое влияние на величину рыночного спроса. Особенно важна система относительных цен, иными словами, потребитель выберет из всех качественных товаров более дешевый, из однородных по цене — более качественный. Этим определяется рациональность потребителя, его желание осуществить максимально полезный выбор.

Два товара по-разному удовлетворяют потребности, поэтому их всевозможные комбинации (одинаково полезные) формируют кривую безразличия. Отказывая себе в потреблении одного товара, субъект может компенсировать это потреблением исключительно другого в большем количестве. Следовательно, покупателю безразлично, какую комбинацию товаров он получит, главное, чтобы их полезность была одинакова. Все кривые безразличия, наложенные на одну плоскость, дают нам карту кривых безразличия, посредством чего находятся все возможные комбинации благ.

Равновесие потребителя достигается в том случае, когда он может получить наибольшую полезность от потребления при заданной величине дохода, рыночных цен и иных рыночных характеристиках экономики. Правило максимизации полезности гласит: последний рубль, затраченный на один вид продукта, должен по своей полезности быть равным рублю, затраченному на приобретение другого товара.

18.Деньги: понятие, виды, функции.

Деньги – это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.

Деньги обладают определенными функциями, такими как: 1) мера стоимости; 2) средство платежа; 3) средство обращения; 4) средство накопления (сбережения); 5) мировые деньги.

Деньги в своем развитии выступали в двух видах:

действительные деньги – это деньги, у которых номинальная стоимость соответствует их реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Для действительных денег характерна устойчивость, что обеспечивалось свободным разменом знаков стоимости на золотые монеты, свободной чеканкой золотых монет при определенном и неизменном золотом содержании денежной единицы, свободным перемещением золота между странами. Появление знаков стоимости при золотом обращении было вызвано объективной необходимостью:

золотодобыча не поспевала за производством товаров и не обеспечивала полную потребность в деньгах;

золотые деньги высокой портативности не могли обслуживать мелкий по стоимости оборот;

золотое обращение не обладало в силу объективности экономической эластичностью, т.е. быстро расширяться и сжиматься;

золотой стандарт в целом не стимулировал производство и товарооборот.

Золотое обращение просуществовало в мире относительно недолго – до Первой мировой войны, когда воюющие страны для покрытия своих расходов осуществляли эмиссию знаков стоимости. И постепенно золото исчезло из обращения;

заместители действительных денег – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся:

металлические знаки стоимости;

бумажные знаки стоимости.

19.Рынок человеческого капитала.

Человеческий капитал — умения, знания, навыки человека которые могут использоваться для получения дохода.

Важна общественная оценка способностей, если общество оценивает их как важные, то они считаются человеческим капиталом.

Источники формирования человеческого капитала: 1) Природные, унаследованные способности + раннее семейное воспитание 2) формальное школьное обучение 3) социальное воспитание – умение выражать свои мысли 4) Формирование профессиональной подготовки и переобучение 5) Неформальное профессиональное обучение – во время работы 6) Мобильность – изменения себя, изменение системы ценностей.

Человеческий капитал измеряется деньгами, все что увеличивает доход, увеличивает человеческий капитал.

Но любые инвестиции связаны с затратами:

прямые инвестиции в денежной форме

косвенные затраты в виде упущенной выгоды

Инвестирование должно быть рационально – в результате должна быть положительная отдача (больше чем затраты).

Инвестирование в обучение в течение всей жизни, по этой мере заработок растет. Существует зависимость между возрастом индивидуума и его доходом. График 1. Т – выход на пенсию.

Эта зависимость считается одной из самых устойчивых взаимосвязей.

Характеристики этой зависимости:

большую часть жизни з/п увеличивается, незадолго до пении начинает падать

чем выше уровень образования, тем выше з/п при прочих равных

наклон кривой изменяется с ростом возраста

(.)t max – чистый прирост человеческого капитала = 0. Здесь чистая норма инвестиций в человеческий капитал = амортизации человеческого капитала. Человек постепенно устаревает, и новые знания компенсируют потерю старых. Индивидуумы ведут себя рационально при принятии решении об инвестировании, сравнивая затраты и ожидаемые выгоды.

20.Понятие капитал. Его виды и процентный доход по нему.

Капитал – фактор производства, представляющий собой определенную ценность. Соответственно, рынок капитала – это место его обращения, где предъявляется спрос на него иформируется предложение. Капитал может быть материализован различными способами, поэтому имеет несколько видов.

1. Человеческий капитал – это научные кадры, люди, обладающие высокой долей профессионализма, наделенные способностями и умениями в определенных сферах деятельности.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: